Визуальное восприятие информации: 5 психологических исследований по восприятию визуальной информации

Статья. Визуальная информация. Восприятие и механизм воздействия. 07.03.2014 Новости «AVRORA»

Статья. Визуальная информация. Восприятие и механизм воздействия. 07.03.2014

 

А.В. Лиховцева

Искусствовед, член Ассоциации Искусствоведов (АИС)

 

Визуальная информация обладает уникальной возможностью воздействия. Во многом это обусловлено лёгкостью её восприятия и сложностью её обработки человеческим мозгом. Воздействие посредством визуальной информации используется для достижения самых разных целей и конкретно поставленных задач.

Повседневно мы находимся в широком поле самой разнообразной визуальной информации. Каждый день наш глаз и мозг фиксирует невероятный объём визуальной информации, который даже не успевает осознанно восприниматься и обрабатываться человеком, но принимает непосредственное участие в формировании его взглядов, настроений, внедряется в сознание и оказывает влияние на его психоэмоциональное состояние. Современные методы представления информации, средства массовой информации и коммуникаций имеют достаточно широкие возможности и их значение нельзя недооценивать. На сегодняшний день существенно изменился темп жизни, ритм времени, скорость и формы передачи информации в целом. Гораздо быстрее и эффективнее воспринимается именно визуальная информация — она влечёт за собой более пристальное изучение вопроса и вызывает уже целенаправленный предметный интерес. Визуальная информация это не только художественные выставки, фотовыставки и кинофильмы, но и сам город, с его структурой, средой, улицами и домами, витринами, магазинами. Визуальной информацией наполнено личное пространство человека, она выступает как форма коммуникации между людьми, более того, каждый отдельный человек является носителем своей визуальной информации. Безусловно, в сферу визуальной информации попадает огромный пласт печатной продукции, телепередачи, все виды видео и различного рода реклама.

Процесс усвоения и влияния визуальной информации на человека представляет собой сложный механизм. У каждого человека есть система образов и изображений (система визуальных рядов), зафиксированных в его сознании. Важно понять механизм выстраивания этой системы, для этого условно разделим её на три блока. Первый блок образов и изображений бесконтрольно фиксируется извне, формированием второго блока визуальной информации человек занимается сознательно сам и делает это на своё усмотрение, в соответствии со своими индивидуальными желаниями и потребностями, третий блок — бесконтрольно формируется в его сознании, как производная этих двух групп. Психоэмоциональное состояние человека, а следовательно, и формирование его представлений и мнений, во многом зависит от этой системы. Систему визуальных рядов каждого человека, при желании, можно проанализировать. Но интерес вызывает другой вопрос – в чём заключается принцип воздействия на формирование этих визуальных рядов. Механизм внедрения образа, идеи предполагает участие в формировании набора первичной визуальной информации. Такие первично заданные образы принимают базовое участие в формировании последующей визуальной информации.

Визуальная информация и в частности искусство — это одна из форм взаимодействия и взаимодействие посредством визуальных образов — крайне нестандартный и очень действенный метод. Искусство с продуманной идеологией, направленной на популяризацию необходимых идей, не единожды выступает в истории мирового искусства как один из инструментов диалога государства и общества. Зачастую язык изобразительного искусства использовался с целью продвижения каких-либо взглядов и популяризации неких идей. Особенно широко этот метод применён в мировом религиозном искусстве, когда каждая из конфессий выстраивает концепцию своего искусства в соответствии со своим учением. Причём, в этом случае, оказывается комплексное воздействие на человека — одновременно, через архитектуру, скульптуру и изобразительное искусство. Играет роль принцип освещения, среда, зачастую звуки и запахи. Более того, человеку, попадающему в сакральное пространство, задаётся определённый алгоритм движения: шествие — в католическом соборе, предстояние — в православном храме, объединение — в мечети, вовлечение в среду — в буддистском монастыре. Искусство разных религий использует разные методы воздействия и говорит о разном, открывает разные возможности для человека. Использование изобразительного языка в религиозном искусстве и воздействие на человека через среду и образ – это одна из величайших тайн, в которой заключена мудрость веков.

В повседневной жизни, с помощью визуальной информации возможно принимать непосредственное участие в формировании мнений. Если соединить изобразительное искусство и принцип маркетинговых коммуникаций, продумать набор символов и образов, которые могли бы стать отправными в сознании человека и заниматься последовательной популяризацией и внедрением этих символов и образов, то подобный комплекс может эффективно работать как средство пропаганды определённой идеологии. Для визуальной информации, которая используется в подобном качестве, должен быть выбран созвучный времени понятный доступный язык визуальных образов, а если речь идёт об искусстве, то оно должно иметь современные естественные формы и актуальную тематику, отражающую реальные события.

Хотелось бы, чтобы цели воздействия посредством визуальной информации были благородны и сыграли роль в борьбе с утратой моральных ценностей и  безнравственности, были направлены на пропаганду здоровых нравственных идеалов, воспитание в человеке лучших человеческих качеств и формирования верных приоритетов.

©AVRORAart.ru 

 

                                                                                                              


Влияние визуальных элементов на восприятие

Почти вся информация, которую мы видим, сознательно или бессознательно, обрабатывается нашим мозгом. Эта информация значительно на нас влияет при принятии решений. Людям проще воспринимать картинки. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, как быстро приобретают популярность направления, основанные на визуальном восприятии. Например, youtube, instagram, tumblr.

Недавние исследования SSRN доказали, что примерно 65% людей—визуалы и предпочитают взаимодействовать с визуальной информацией.

Скорость восприятия данных

Одно из самых быстрых и продуктивных способов передачи данных в мозг—зрительное восприятие. При использовании визуальных составляющих (цвета, иллюстрации, иконки), информация обрабатывается мозгом на подсознательном уровне и в результате обрабатывается гораздо быстрее. Например, если посмотреть на иллюстрацию ниже, человек сначала оценивает ее

на подсознательном уровне и только в случае необходимости подключает логическое мышление.

Иллюстрация Dana Gartmana на Dribble.com

В результате, при взгляде на лицо девушки, можно понять, что она грустит и это как-то связано с фото, которое открыто на экране ее самартфона. Вы не собирались анализировать эти моменты, но только что это сделали на подсознательном уровне. Такая оценка происходит молниеносно. Согласно исследованию «Speed of processing in the human visual system» , мозгу нужно 150 миллисекунд, чтобы обработать изображение. Очевидно, что иллюстрации и иконки не заменят текст, но комбинируя их, можно ускорить и облегчить обработку информации пользователем.

На сайте diesel-tula.ru визуальная информация скомбинированна с текстом для наиболее продуктивного изучения контента

Но уровень распознавания одинаков не для всех пользователей. Исследование «From icons perception to mobile interaction» показало, что с возрастом возможность распознавания уменьшается. Среди участников исследования старше 60 лет уровень распознавания составил менее 60%, в то время как у участников в возрасте от 20 до 30 лет этот показатель составил почти 90%.

Это же исследование показало, что иконки, иллюстрирующие реальные объекты, более распознаваемы, чем субъективные и символические иконки. Это еще раз говорит о том, что важно понимать пользовательское восприятие.

Память

Люди могут запомнить изображение на долгое время, даже если видели его всего раз. Исследование «Learning 10000 pictures» показало, что память на изображения превосходить вербальную память. Это происходит, потому что память на изображения практически не ограничена и потому что изображения распознаются быстрее, чем текст. Стоит отметить, что яркие образы лучше откладываются в памяти, чем нормальные. Безусловно, различные факторы влияют на распознавание, но использование визуальных компонентов—самый мощный инструмент для того, чтобы донести до пользователя информацию, особенно если речь идет о сложной информации, которая требует сосредоточенности и повышенного внимания.

Яркая картинка на сайте matruecannabis.com/en отложится в памяти лучше, чем привычная

Эмоции

В ходе исследования Петра Винкельмана участники наблюдали за изображениями, во время мониторинга их реакции. Некоторые изображения легко распознавались, для распознавания других необходимо приложить немного усилий.

Результаты исследования показали, что люди демонстрировали легкую улыбку, когда показывались легко распознаваемые изображения, которые можно распознать на подсознательном уровне.

Иллюстрация от Sofy Dubinska, Dribble

Внимание

В исследовании компания FreshBooks.com добавляет к себе на сайт фото всей своей команды. После чего было выявлено, что пользователи потратили на 10% больше времени на просмотр фотографий команды, чем на чтение текста. По карте взглядов можно понять, что пользователь спешил и просто хотел получить краткий обзор команды.

Это одна длинная страница, разделенная на 3 части и показывающая, как двигался взгляд пользователя.

Пользователи уделяют больше времени информации, которая сопровождается визуальными элементами. Если изображения актуальны, к ним будет приковано больше внимания, чем к самому тексту.

Универсальность

Визуальные элементы делают сайт более доступным, особенно если им пользуются люди, говорящие на разных языках. Использование иконок или наглядных иллюстраций увеличивают общее понимание и расширяют возможности людей с расстройствами восприятия текста.

Что такое визуальное восприятие? (И как это работает?)

  1. Дом
  2. Активность визуального восприятия
  3. Что такое зрительное восприятие

Что такое зрительное восприятие? Как работает зрительное восприятие? Я надеюсь, что на этой странице вы найдете ответы на некоторые распространенные вопросы, которые задают родители.

  • Что такое зрительное восприятие?
  • Как работает зрительное восприятие? Практический пример из жизни ребенка!
  • Дополнительная информация о зрительном восприятии

Что такое визуальное восприятие?


Зрительное восприятие — это осмысление того, что вы видите. Глаза посылают визуальную информацию в мозг, а затем мозг должен интерпретировать информацию и осмыслить ее.

Вот лишь несколько примеров из повседневной жизни. ..

  • Когда мы читаем книгу , наш мозг получает информацию о черных закорючках, которые мы видим, и помогает нам распознавать их как буквы и слова.
  • Когда мы пишем что-то, наш мозг обрабатывает, где находятся линии на бумаге, помогает нам не сбиваться с курса и помогает нам проверять, правильно ли сформированы буквы и слова.

Чтение этикеток на продуктах питания

  • Когда мы смотрим на список ингредиентов , напечатанный мелким шрифтом на упаковке продукта, визуальное восприятие позволяет нам определить аллергены, выделенные жирным шрифтом.
  • Когда мы смотрим на карту , глаза посылают все визуальные информацию в мозг, который обрабатывает ее и помогает нам сосредоточиться на важные мелкие детали местоположения, которые нам нужны.
  • Когда мы видим частично затененный дорожный знак, наш мозг принимает частичную визуальную информацию, глаза и сопоставляет ее с предыдущей информацией и/или заполняет недостающая информация, чтобы мы могли понять знак.

Задержка развития зрительного восприятия может повлиять на способность ребенка эффективно учиться.

Вернуться к началу

Как работает зрительное восприятие?


Практический пример из жизни ребенка…

Мы надеемся, что описанный ниже сценарий даст вам некоторое представление о том, как зрительное восприятие позволяет нам воспринимать повседневные ситуации и реагировать на них.



Изобразите маленького мальчика , замечающего какое-то движение на цветке в другая сторона сада. Его глаза заметили движение, и его мозг решил, что информация заслуживает внимания.

Использование информацию от его глаз, его мозг обрабатывает то, что интересно предмет находится немного в стороне, а не рядом, и маленький мальчик встает, чтобы подойти ближе.

Когда он приближается, его мозг обрабатывает форму и детали движущегося объекта и сопоставляет их с информация уже в его мозгу, и соответствует

— это бабочка! Взволнованный теперь, маленький мальчик продолжает приближаться.

Еще в пути наблюдая за бабочкой, он обходит игрушки, которые оставил лежать на трава. Его периферийное зрение замечало машины, и его мозг обрабатывал эта информация и позволила ему обойти их.

Пока он идет, он все ближе и ближе подходит к бабочке. Его глаза посылают информацию в трех измерениях ( восприятие глубины ) в его мозг. Его мозг обработает информацию и скажет телу, когда нужно остановиться, чтобы бабочку не раздавило.

Маленький мальчик некоторое время любуется красивыми крыльями бабочки.

Его зрительное различение и навыки восприятия фигуры и фона позволяют ему определить цвета, формы и узоры на крыльях и определить сложные глаза бабочки. Его навыки визуального восприятия делают это возможным.

О! Бабочка решила улететь. Глаза маленького мальчика работают вместе, чтобы отслеживать траекторию полета вверх и над садовой стеной.

Вдохновленный, маленький мальчик забегает внутрь и рисует прекрасный рисунок симметричных крыльев бабочки, используя свою зрительную память того, что он видел. Его мама пишет слово «бабочка», а наш малыш копирует его вниз.


Надеюсь, вы обратили внимание на слово «обработка» — мне приходилось его часто использовать!

Итак, отвечая на вопрос «что такое зрительное восприятие», я надеюсь, вы понимаете, что…

Зрительное восприятие связано с тем, что ваш мозг ОБРАБОТЫВАЕТ то, что вы ВИДИТЕ,
помогает вам понять это, а затем направляет ваше действия соответственно.

В приведенном выше примере, если бы у ребенка были плохие навыки зрительного восприятия…

  • мальчик, возможно, не смог бы заметить бабочку, идентифицировать бабочку как бабочку или распознать цвета и формы на крылья.
  • он мог даже случайно раздавить его, подойдя слишком близко.
  • ему было бы сложно запомнить и нарисовать то, что он видел, и ему было бы очень трудно переписать буквы.

Наверх

Связанные страницы

На моем сайте есть много страниц, которые помогут вам больше узнать о зрительном восприятии и о том, как помочь вашему ребенку развить эти важные навыки. Так что, пожалуйста, не стесняйтесь просматривать и быть уполномоченным!

Спасибо, что посетили мой сайт! Я надеюсь, что вы нашли эту страницу полезной!

Наверх

  1. Главная
  2. Активность визуального восприятия
  3. Что такое зрительное восприятие

Если эта страница была вам полезна, поделитесь ею с друзьями!

Не нашли то, что искали? Попробуйте поискать на моем сайте!

Эта функция требует, чтобы JavaScript был переведен с на .

Зрительное восприятие: что это такое и как его проверить

Когда слово «восприятие» всплывает в разговоре о здравоохранении, вы должны интуитивно понимать, что причины для беспокойства не ограничиваются только структурой глазного яблока. Зрительная информация берется из окружающей среды и подается через глазные яблоки. Если нарушения зрения были связаны, например, с близорукостью или дальнозоркостью (т. е. с остротой зрения), то ограничения зрения лежат в пределах самих глазных яблок. Если глаза анатомически здоровы, а у мозга возникают проблемы с обработкой и интерпретацией визуальной информации, то мы сейчас наблюдаем запутанное месиво проблем со зрительным восприятием.

Зрительное восприятие Определено:

Зрительное восприятие отличается от проблем  , связанных со зрением или остротой зрения. Трудности  с  визуальной  обработкой влияют на то, как визуальная  информация интерпретируется или обрабатывается мозгом.

Итак, в основном, не то, что видят глаза, а то, как мозг считывает то, что видят ваши глаза.

Зрительное восприятие — это собирательный термин для нескольких различных навыков визуальной обработки и визуального восприятия, включая:

    • Фигура заземления:

      • для обнаружения отдельной формы или объекта на занятом фоне (например, классические книги «Где Уолдо»).
    • Пространственные отношения:

      • точная оценка положения и расстояния между объектами (т. е. оценка того, насколько далеко находится собственное тело от другого человека).
    • Визуальное закрытие:

      • идентификация и распознавание объекта без видения всего объекта (т. е. быстрое распознавание одного слова без анализа каждой буквы во всех случаях).
    • Постоянство формы:

      • Распознавание объектов или символов, даже если они уменьшены, увеличены или повернуты/расположены по-другому (т. е. чтение и распознавание перевернутого слова).
    • Распознавание объектов:

      • Простое распознавание объектов, символов, изображений или слов такими, какие они есть (т. е. термин, обозначающий расстройство распознавания объектов, называется зрительной агнозией).
    • Зрительная память:

      • запоминание форм и последовательностей, чтобы быстро распознавать их в более позднее время (т. е. запоминание букв и последовательностей букв, образующих слова, чтобы не приходилось снова и снова заучивать одни и те же слова).

Ссылка: Центр передовой визуальной терапии (2020).

Какие состояния вызывают нарушения зрительного восприятия?

Нарушения зрительного восприятия у взрослых могут приводить к ограничению одного или нескольких из упомянутых наборов навыков. Поскольку мозг отвечает за общее восприятие и обработку, причиной обычно является неврологическое повреждение в результате травмы или болезни.

Примеры:

  • ход
  • черепно-мозговая травма (травматическая, аноксическая и т. д.)
  • энцефалопатия
  • опухоль головного мозга
  • рассеянный склероз
  • слабоумие

Эрготерапевты, работающие с пожилыми людьми, в конечном итоге будут иметь дело с этими состояниями. Таким образом, для OT крайне важно быстро выявлять потенциальные проблемы зрительного восприятия, которые могут помешать участию их пациентов в обычных терапевтических услугах и за их пределами.

Как OT может оценить расстройства зрительного восприятия?

Одним из наиболее распространенных тестов визуального восприятия, используемых эрготерапевтами, является тест зрительного восприятия без двигательной активности (MVPT-4), разработанный Коларуссо и Хэммиллом (2015 г.). весь период жизни (4-80+ лет). Несколько клиницистов, в том числе эрготерапевты, используют MVPT-4, чтобы подтвердить или исключить ограничения зрительного восприятия, а также определить стратегии вмешательства.

MVPT-4 не обязательно требует затрат времени на администрирование, потому что его заполнение занимает всего 20-25 минут. К сожалению, это не бесплатная оценка, поэтому в определенных клинических условиях может потребоваться некоторое обоснование финансирования.

Ниже приведен краткий пример введения MVPT – 4

Как я могу защищать своих взрослых пациентов с проблемами зрительного восприятия?

Если в вашем клиническом учреждении постоянно оцениваются взрослые с заболеваниями, связанными с мозгом, но тесты зрительного восприятия остаются незамеченными, пора вмешаться эрготерапевту. Вот несколько примеров:

  • Проведите собственное исследование:

    Как терапевт, вы обычно сами получаете образование. Погрузитесь в исследования и станьте экспертом в области зрительного восприятия в ОТ. Если у вас нет доступа к исследованиям, используйте открытые журналы, такие как Open Journal of Occupational Therapy, или присоединитесь к членским организациям, таким как членство в OT Flourish, которые полагаются на исследования и передовой опыт, объединяя точку зрения клиента и клинический опыт OT.

  • Обратите внимание на случаи, когда зрительное восприятие не учитывается:

    Следите за своими пациентами, у которых диагностированы нарушения, связанные с мозгом, и которые не проходили тестирование на проблемы зрительного восприятия. Подумайте о том, как их терапевтические сеансы могли бы быть более эффективными с тестом зрительного восприятия и какие заметные затруднения они испытали: проблемы с чтением инструкций, необъяснимые проблемы с мелкими моторными задачами, такими как головоломки, книжки с картинками, схемы и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *