§ 3. Визуальный контакт — Всё о человеческом общении
Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым
Эмерсон
Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника.
Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настораживает.
На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как «У нее большие детские глаза»; «У нее завлекающий взгляд»; «Она бросила на него гневный взгляд»; «У него бегающие глаза «; «У него такой блеск в глазах».
Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков и движение глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.
При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот.
Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием.
Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза».
Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. При общении с одними людьми вы можете чувствовать себя уютно, с другими – дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.
Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60– 70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.
Если опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное.
Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются.
Часто встречается так называемый взгляд искоса.
Он используется для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебнее или критическое отношение.
Более всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами.
При нормальной частоте моргания 6–8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.
Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока». Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.
Взгляд является наиболее естественным средством невербального общения. Виды взглядов, а также их трактовка представлены в табл. 2*.
Таблица 2
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит конкретный субъект.
Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею,
чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.
Для того чтобы научиться «технологии взгляда» и эффективно применять его в общении с другими людьми, требуется около 30 дней постоянной усиленной тренировки.
*
См.: Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. – М.: ИНФРА-М, 1995. – С. 256. 152
Вербальная коммуникация в деловом общении: средства, особенности и др.
Skip to content
Posted on Author Константин 0
Контакт глаз – важное средство коммуникации. Будь то деловая встреча или личный разговор, установление контакта на визуальном уровне облегчает как первичное взаимодействие, так и продолжение общения: оно формирует доверие, интерес к партнеру, готовность к принятию совместных решений.
Основные приёмы установления зрительного контакта в деловом общении
Визуальный контакт – невербальное средство общения, которое подкрепляет любую коммуникацию. Направление взгляда в сторону собеседника сигнализирует о внимании и даёт обратную связь. Человек сознательно или неосознанно постоянно сообщает о своем отношении к происходящему при помощи взгляда, поэтому у нас всегда есть возможность не только считывать с лица собеседника и интерпретировать подобную информацию, но и подавать подобные сигналы.
Учитесь правильно интерпретировать невербальные сигналы собеседникаГлавные принципы визуального контакта – ненавязчивость и открытость. Умелым использованием данного невербального средства можно считать то, что не мешает общению, не настораживает партнера, не вызывает дискомфорта. Это требует навыка и хотя бы простейших знаний из области психологии.
В этике делового общении есть несколько важных приёмов установления визуального контакта:
- 2/3 времени общения необходимо сосредоточивать на лице собеседника;
- официальный взгляд – это концентрация внимания на области лица в районе переносицы или чуть выше – в области «третьего глаза»;
- во время делового разговора следует избегать пристального взгляда (более 10 секунд): для установления контакта достаточно нескольких мгновений (2-3 секунды), при этом скользящий или постоянно ускользающий взгляд может быть прочитан как робость и неуверенность;
- при монологе необходимо несколько раз концентрировать внимание на лице собеседника, при окончании речи увеличить частоту обращения в сторону партнера, в финале же можно задержать взгляд в глаза оппонента на более длительный срок – 3-4 секунды;
- желательно контролировать не только направление и частотность взгляда, но в целом мимику – свою (демонстрируя искренность и открытость) и собеседника (считывая его согласие или несогласие с происходящим).
Для справки: Стоит учитывать и особенности национального общения: если в западной культуре контакт глаз считается признаком доверия, то восточная традиция может интерпретировать поиск взгляда партнера как наглость или вызов.
Умение пользоваться зрительным контактом, контролировать выражение своего взгляда и навыки прочтения подобных невербальных сигналов может стать одним из условий успешной деловой коммуникации.
Визуальный контакт при работе с аудиторией
В начале публичного выступления обязательно установите визуальный контакт с аудиториейПри общении с несколькими собеседниками или большой аудиторией следует опираться на ещё два принципа установления контакта – постоянство и равность распределения внимания.
Приёмы работы с аудиторией описаны в многочисленных специальных трудах по ораторскому искусству, но отметим основополагающие задачи визуального контакта:
- необходимо установить зрительный контакт на начальном этапе работы с аудиторией: обвести взглядом всех собравшихся, при этом по возможности отвечая на все поступающие сигналы и дождавшись внимания от всех присутствующих;
- на протяжении выступления получать обратную связь от слушателей и корректировать тон, скорость речи, информационную насыщенность доклада;
- особое внимание обращать на те зоны аудитории, откуда поступают сигналы о потере контакта: шелест, шепот, шевеление;
- ни в коем случае нельзя выбирать одного визуального контактера, необходимо разнонаправленное, «справедливое» и уважительное внимание ко всей аудитории.
Для справки: Чтобы работать с обширной аудиторией (например, студенческой) мысленно можно разделить её на несколько равных секторов (3*3, 2*3) и направлять внимание на каждый сектор, но не поочередно, а хаотично сосредотачивая взгляд на разных глазах, лицах и как бы обращаясь к разным слушателям.
Визуальный контакт становится настоящим подспорьем в деле установления доверительных и открытых отношений, если уместно и тактично применяется наряду с другими средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Видео: Секреты публичных выступлений Стива Джобса
Category: Психология общенияLeave a commentAdblock
detector
Насколько важен зрительный контакт в общении?
Осенью Sprabary; в обзоре Брендана Келли, доктора медицины
Важен ли зрительный контакт?
Зрительный контакт (также известный как «прямой взгляд») является важной частью невербального общения. Наш мозг научился уделять пристальное внимание зрительному контакту и сообщениям, которые он передает. Благодаря зрительному контакту мы можем получить коммуникативные сигналы о тоне, эмоциональном состоянии, очереди и многом другом.
Хотя мы не обязательно говорим глазами, мы используем их для отправки и получения сообщений. Например, у многих из нас был партнер, брат, сестра или друг, который поставил нам 9 баллов.0009 посмотрите что говорило само за себя. Но насколько большую роль зрительный контакт играет в том, как мы общаемся?
Чтобы полностью понять, как зрительный контакт используется в общении, важно учитывать и другие факторы. Культурный фон и специфика ситуации играют ключевую роль в том, как мы интерпретируем зрительный контакт и какое значение он несет.
Зрительный контакт означает
На самом базовом уровне зрительный контакт с кем-либо означает, что вы видите его и признаете его присутствие. Зрительный контакт может показаться простым действием, но он имеет разное значение в зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь.
В западноевропейских культурах поддержание зрительного контакта считается признаком уважения. Они также с большей вероятностью будут искать и обнаруживать зрительный контакт во время социальных взаимодействий.
Зрительный контакт воспринимается по-разному во многих культурах Восточной Азии. Люди стараются избегать зрительного контакта с другими, потому что это считается неуважением. Жители Японии часто учат своих детей смотреть на шею человека, когда тот с ним разговаривает. Это по-прежнему позволяет лицу и глазам человека попадать в периферийное зрение ребенка, но менее прямо, чем зрительный контакт.
Влияние зрительного контакта на мозг
Было проведено обширное исследование того, как мозг реагирует на зрительный контакт. Взгляд в глаза кому-то — даже если это незнакомец — оказывает сильное влияние на нашу способность фокусироваться, социальное развитие и анатомические реакции.
Предполагается, что структура человеческого глаза менялась с течением времени. Изменения учитывают нашу потребность в социальном взаимодействии и скоординированном поведении с другими.
В отличие от других приматов, в человеческом глазу яркость склеры (белка глаза) контрастирует с темнотой зрачка. Этот контраст позволяет нам определить, в каком направлении сфокусирован взгляд. Это также помогает нам определить, привлекаем ли мы внимание другого человека.
Исследование, направленное на лучшее понимание влияния зрительного контакта на реакцию человека, показало, что:
Внимание людей больше привлекает лицо, которое смотрит на них, чем лицо, взгляд которого отведен.
Попадание в глаза вызывает повышение проводимости кожи. Это электрохимическая реакция на окружающую среду и эмоции.
Частота сердечных сокращений замедляется в ответ на зрительный контакт.
Зрительный контакт активизирует потенциал мозга, связанный с визуальными событиями. Они связаны с перцептивными и когнитивными функциями мозга.
Младенцы предпочитают лица, которые смотрят в глаза, а не лица, которые этого не делают. Это предпочтение присутствует при рождении.
Прямой взгляд улучшает социальные когнитивные функции, такие как эмпатия, совместное внимание и память на лица.
Одно исследование, изучающее реакцию мозга на зрительный контакт, показало, что части мозга загораются в ответ на зрительный контакт. Эти области контролировали обработку намерений и когнитивные задачи, такие как:
Рабочая память
Принятие решений
Регулирование настроения
Время
Обнаружение новизныОни испытывают страх, связанный с тем, что они находятся в центре чьего-то внимания.
Они чувствуют себя чрезмерно возбужденными, сохраняя зрительный контакт.
Они имеют дело со смущением, стыдом или неловкостью, и зрительный контакт вызывает эти чувства.
Им трудно сосредоточиться на том, что говорится, когда они концентрируются на поддержании зрительного контакта.
Они считают, что зрительный контакт ставит их в уязвимое положение для тщательного изучения.
Установите зрительный контакт в начале – Перед началом разговора установите зрительный контакт с человеком вместо того, чтобы смотреть вниз или на другой объект.
Удерживать зрительный контакт 4-5 секунд – После того, как вы установили зрительный контакт, поддерживайте его в течение 4-5 секунд. Затем медленно отведите взгляд на мгновение, а затем восстановите зрительный контакт.
Практикуйте правило 50/70 – Во время разговора старайтесь удерживать зрительный контакт 50% времени, когда вы говорите, и 70% времени, когда вы слушаете. Это показывает человеку, с которым вы разговариваете, что вы вовлечены и заинтересованы в том, что он говорит.
Помните, куда вы смотрите – Когда вы разрываете зрительный контакт, старайтесь делать это медленно. Быстрый взгляд может отвлекать собеседника. Вы также должны приложить усилия, чтобы посмотреть в ту или иную сторону. Взгляд вниз говорит о низкой уверенности.
Говорите и Слушайте глазами – Когда вы слушаете кого-то, кто говорит с вами, важно поддерживать с ним зрительный контакт, как если бы вы были на его месте. Говорящий. Не стесняйтесь улыбаться, кивать или использовать другие выражения, чтобы другой человек знал, что вы участвуете в разговоре.
3 2 Это исследование также показало, что люди предпочитают зрительный контакт, слишком сосредотачиваясь на губах человека, когда он говорит. . Это может свидетельствовать о том, что фиксация ртом стимулирует перечисленные выше части мозга, подобно зрительному контакту.
СМ. СВЯЗАННЫЕ: Важность зрительного контакта для развития ребенка
Важность зрительного контакта в общении
Если человек, с которым вы разговариваете, кажется, что он сосредоточен на чем-то другом, кроме вашего разговора, это может отвлекать. Это потому, что мы полагаемся на наблюдение за глазами других людей, чтобы сделать выводы об их психическом и эмоциональном состоянии и фокусе их внимания.
Исследования показывают, что мы используем наши знания о функциях глаз для расшифровки поведения глаз. Например, когда глаза сужены, это улучшает остроту зрения, поэтому мы можем различать мелкие детали. Итак, когда мы видим, что кто-то сужает глаза в ответ на то, что мы сказали, мы предполагаем, что он пытается проанализировать и лучше понять детали сообщения.
СМ. СВЯЗАННЫЕ: Могут ли движения глаз указывать на ложь?
Точно так же мы широко открываем глаза, чтобы впустить больше света, что может помочь нам обнаружить любые потенциальные угрозы. Эта функция заставляет нас ассоциировать широко раскрытые глаза со страхом или потрясением.
Зрительный контакт помогает нам понять тон сообщений, которые мы отправляем и получаем. Это также помогает нам ориентироваться в разговоре. Во время разговора мы отслеживаем сигналы взгляда, которые испускаем. В то же время мы также расшифровываем сигналы взгляда, которые посылает нам другой человек.
Предполагается, что наш взгляд во время разговора зависит от того, какую подзадачу мы выполняем: говорим или слушаем. Люди часто ищут подсказки глазами, чтобы узнать, когда начнется речь. Поскольку говорящий посылает сигналы взгляда, связанные с речью, слушающий посылает сигналы приема, которые сообщают о внимании и вовлеченности.
Зрительный контакт во время разговора может уведомить собеседника о том, что ваша очередь говорить подходит к концу, и дать ему сигнал ответить. Его также можно использовать в качестве подталкивания, чтобы вернуть внимание собеседника.
Исследования показывают, что мы используем зрительный контакт подсознательно, но именно во время разговора. Это делается для того, чтобы максимально использовать общее внимание между сторонами. Чем больше зрительный контакт, тем больше каждая сторона вовлечена в разговор.
СМ. СВЯЗАННЫЕ: Социальные сети устанавливают зрительный контакт редко?
Социальная тревожность и зрительный контакт
Зрительный контакт может вызвать дискомфорт по нескольким причинам. Однако избегание прямого взгляда является общей характеристикой социальной тревожности.
Исследователи изучили социальную тревожность и зрительный контакт, чтобы понять, как естественная реакция может вызывать у некоторых стресс и страх.
Люди с социальным тревожным расстройством серьезно боятся критики. Это вызывает у них стресс и неловкость в социальных ситуациях.
У них часто наблюдается смещение внимания при обработке негативных или связанных с неприятием социальных сигналов. Другими словами, они с большей вероятностью заметят отрицательный сигнал, чем положительный. Еще одна характеристика человека с социальной тревожностью — рассматривать незнакомые социальные ситуации как угрожающие.
Другие причины, по которым кто-то избегает зрительного контакта, могут включать:
С социальным беспокойством можно справиться с помощью рецептурных лекарств и/или терапии. В качестве более неформальной стратегии вполне возможно вести беседу с минимальным зрительным контактом. Если кто-то, кого вы знаете, живет с социальной тревожностью и ему трудно поддерживать зрительный контакт, он, вероятно, оценит это, если вы не заставите его делать это. Вместо этого наберитесь терпения и позвольте им общаться так, как им удобно. То, что они не смотрят вам в глаза, не означает, что они вас не слушают.
СМ. СВЯЗАННЫЕ: Как потеря зрения может повлиять на психическое здоровье и как вы можете помочь социальная установка.
Эти привычки вряд ли выработаются за одну ночь. Важно сначала практиковать их с людьми, с которыми вам наиболее комфортно. Со временем вы научитесь уверенно смотреть в глаза и строить отношения с новыми людьми.
ЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ : Поведение глаз психопатов
Восприятие зрительного контакта на Западе и Востоке: межкультурное исследование. PLoS Один . Февраль 2015 г.
Нейронные механизмы зрительного контакта при прослушивании разговора другого человека. Социальная когнитивная и аффективная неврология . Февраль 2017 г.
Роль дорсолатеральной префронтальной коры в обработке речи и языка. Границы нейронауки человека . Май 2021.
Мы считываем эмоции по тому, как видит глаз. Ассоциация психологических наук. Февраль 2017 г.
Зрительный контакт знаменует повышение и понижение общего внимания в разговоре. Труды Национальной академии наук . Сентябрь 2021.
Зрительный контакт — улица с двусторонним движением: Возбуждение вызывается отправкой и получением информации о взгляде. Границы психологии . Июнь 2019 г.
Восприятие взгляда при социальной тревоге и социальном тревожном расстройстве. Границы нейронауки человека . Декабрь 2013 г.
Четыре причины, по которым зрительный контакт может вызвать перевозбуждение мозга. Центр функциональной неврологии. По состоянию на апрель 2022 г.
Зрительный контакт: не повторяйте этих ошибок. Университет штата Мичиган. Декабрь 2012.
Страница опубликована в среду, 6 июля 2022 г.
Проверено врачом во вторник, 21 июня 2022 г.
3 причины, по которым зрительный контакт так важен — Ethos3
Зрительный контакт — одна из самых эффективных форм общения. Но в наши дни мы проводим много времени, глядя на наши телефоны. Означает ли это, что зрительный контакт становится чем-то вроде утраченного искусства? Я очень надеюсь, что нет. Но, возможно, мы могли бы использовать некоторые напоминания о том, почему так важно смотреть в глаза окружающим.
Сидим ли мы за столом напротив друга, участвующего в разговоре, или говорим перед сотнями зрителей, все сводится к этому. Зрительный контакт имеет значение. Вот 3 причины, по которым мы должны помнить об этой важной форме общения.
1. Выражает уверенность.
Зрительный контакт может дать нам важные подсказки о характере отношений. Исследователи Джон Ф. Довидио и Стив Л. Эллисон обнаружили, что зрительный контакт связан с социальной иерархией и доминированием, и вот как это работает. Во-первых, исследователи будут измерять количество времени, в течение которого вы смотрите на кого-то, разговаривая с ним. Затем они делят это число на количество времени, в течение которого вы смотрите на них, пока слушаете их. Это называется коэффициентом визуального доминирования. Если ваше «время просмотра» примерно одинаковое, у вас коэффициент 1. Но если вы смотрите на них больше, когда говорите, а не когда слушаете, у вас будет коэффициент выше 1. Это означает, что вы видите себя как социально доминирующее. Однако, если вы больше отводите взгляд, когда говорите, и меньше, когда слушаете, ваш коэффициент будет меньше 1, а это означает, что вы видите себя ниже в социальной иерархии.
Это напоминает нам о том, что зрительный контакт может использоваться для демонстрации силы и уверенности. Сбалансированный коэффициент визуального доминирования идеален, но у нас редко бывает коэффициент, равный 1. Поэтому в ситуациях, когда вы хотите заявить о себе и продемонстрировать уверенность (например, в публичных выступлениях), важно обеспечить хороший зрительный контакт, пока вы говорите. Говорящий.
2. Увеличивает фокус.
Во время презентации происходит много всего. Во-первых, вы, вероятно, пытаетесь вспомнить, что хотите сказать. Но помимо этого, вы улавливаете звуки в комнате. Вы принимаете визуальную обратную связь, такую как выражение лица аудитории. И ваши глаза, естественно, притягиваются к любому движению, например, к человеку, который ерзает на своем месте, или к женщине, наклоняющейся, чтобы шептать человеку, сидящему рядом с ней. Это многое воспринимает. Но зрительный контакт может помочь успокоить ваш занятый мозг и помочь вам лучше сосредоточиться.
По словам Симса Уайета, президента Sims Wyeth & Co., когда вы устанавливаете зрительный контакт с кем-то в течение 3-5 секунд, это помогает вам сосредоточиться и даже может замедлить скорость речи. Более медленный темп речи поможет вам выглядеть более спокойным и уверенным в себе. Поэтому, если у вас возникли проблемы с фокусировкой во время презентации, может помочь установить зрительный контакт с кем-то из аудитории. Это успокоит ваш мозг и сосредоточит ваше внимание на том, что вы пытаетесь сообщить.
3. Укрепляет связи.
Возможно, самая важная причина поднять взгляд и установить зрительный контакт — вот эта. Это связывает нас. Подумайте о том, как ребенок использует зрительный контакт. С самого рождения мы ищем возможность встретиться взглядом с кем-то еще. На самом деле, доктор Джон Амодео говорит, что нам нужен зрительный контакт, чтобы расти и развиваться. Это важно для эмоционального здоровья и привязанности. Эта врожденная потребность общаться с другими людьми через зрительный контакт не исчезает просто так, когда мы становимся старше. В 18, 37 или 56 лет нам по-прежнему нужен зрительный контакт так же, как и в 1 год9.0003
Таким образом, когда вы работаете над зрительным контактом, вы удовлетворяете глубокую потребность ваших слушателей.