НОУ ИНТУИТ | Лекция | Методы социальной психологии
< Лекция 11 || Лекция 3: 123456
Ключевые слова: ясность, поиск, анализ, информация, ПО, поле, связь, переменная, коэффициент корреляции, целый, универсальность, коэффициенты, Личность, вывод, отношение, выборка, очередь, опрос, шумы, опыт, печать, полнота, достоверность, основное средство, значение, программа, группа, ВС, прямой, контроль, деление, значимость, совместная работа, Произведение, слово, параграф, единица, объект
3.1. Этапы социально-психологического исследования
Начинать социально-психологическое исследование необходимо с составления его программы, включая и соответствующий план работы. Первый шаг на данном пути состоит в выборе темы исследования.
Желательно определить тему предстоящей работы как можно более четко. Выбор той или иной темы бывает обусловлен собственным опытом исследователя или его контактами с коллегами, а также чтением специальной литературы. Порой исследователь задумывается над какой-либо теорией, которая, как ему кажется, недостаточно объясняет определенные факты, и принимает решение внести большую ясность.
Теория — это система положений, объясняющих, каким образом и почему те или иные явления связаны между собой. Как отмечает американский психолог С. Франзой, самый главный вопрос для исследователя состоит здесь в том, насколько точно данная теория может предсказать поведение. Во-вторых, необходима «внутренняя согласованность» теории, т.е. не должно быть никаких логических несоответствий или необъясненных странностей среди теоретических идей. Третья черта хорошей теории заключается в том, что она должна быть экономичной, иначе говоря, содержать только те принципы или положения, которые необходимы для объяснения рассматриваемого феномена, но не более. Наконец, четвертым и самым важным свойством хорошей теории является ее фертильность (плодородие) — способность захватывать воображение ученых в такой степени, что идеи этой теории находят проверку и распространение при объяснении широкого разнообразия социального поведения (Franzoi, 1996).
Следующий этап работы исследователя — поиск соответствующей научной литературы и ее анализ. Это делается для того, чтобы получить информацию об исследованиях или содержании научных трудов, посвященных рассматриваемой проблематике. Анализ этих данных позволяет наметить ход предстоящего исследования. Во многих случаях первый и второй этапы исследовательской работы трудно отделить друг от друга. Так, порой психолог не может точно сформулировать тему своего исследования, пока не осуществит соответствующий литературный поиск.
Когда информация, относящаяся к изучаемой проблематике, освоена исследователем в достаточной степени, он обращается к формулированию гипотез. Под гипотезой имеется в виду вытекающее из теории предположение для предварительного объяснения каких-либо явлений. Гипотезы являются логическими следствиями определенной теории. Исследователю необходимо формулировать такие гипотезы, которые затем можно проверить эмпирически.
Следующий этап — выбор исследовательского плана. Обычно выделяют два основных типа исследований, используемых в социальной психологии, — корреляционный и экспериментальный. Они различаются по характеру организации исследования. Корреляционное исследование направлено на выявление взаимосвязи между двумя или большим количеством факторов. При этом исследователь не пытается манипулировать ни одним из этих факторов. В ситуации эксперимента исследователь собирает данные с целью проверки своих гипотез в условиях, которые им контролируются. Таким образом, он имеет возможность манипулировать некоторыми факторами этой ситуации.
Выбор между корреляционным и экспериментальным планом зависит от того, где исследователь намерен проводить сбор информации: в обстановке естественной среды (в «поле») или в лаборатории, где окружающая среда контролируется. Большая часть лабораторных исследований проводится с помощью экспериментального метода. Большая же часть полевых исследований — корреляционные. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75% социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25% исследований приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, по сравнению с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, скорее всего, противоположным образом.
Завершив работу по определению плана исследования и его подготовке, можно приступать к сбору первичной информации. Есть три основных метода сбора данных. Это наблюдение, опросы и анализ различного рода документации (контент-анализ). Прямое наблюдение за различными поведенческими реакциями людей широко используется в экспериментальных исследованиях. Применение корреляционного метода обычно основано на данных опросов в форме анкет или интервью, а также документальной информации, содержащейся, например, в газетных и журнальных статьях, материалах судебных дел, переписей населения.
После того как собраны первичные данные, исследователь обращается к их обработке и анализу. В современной социальной психологии этот этап требует от исследователя знания статистических процедур и компьютерных программ. Итогом всей указанной выше работы является научный отчет.
Дальше >>
< Лекция 11 || Лекция 3: 123456
Метод «включенного наблюдения» и его издержки. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения
Метод «включенного наблюдения» и его издержки
В арсенале антропологов есть исследовательский метод под названием «включенное наблюдение»; этот метод предусматривает участие в жизни и культуре людей, являющихся объектом изучения, с целью получения верного представления об их обычаях и поведении, и одновременно наблюдение за ними со стороны, с позиции объективного исследователя. К сожалению, это только теория. Применение на практике данного метода порой больше напоминает детскую игру, когда вы пытаетесь одновременно шлепать себя по голове и потирать свой живот. Пожалуй, не стоит удивляться тому, что антропологи часто страдают приступами «нарушения аналитического восприятия»; это выражается в неспособности абстрагироваться от происходящего в среде исследования потому, что ученые слишком глубоко внедряются в данную культурную среду. Наиболее известный представитель такой этнографии идеализированного толка, разумеется, Маргарет Мид[3], но была еще и Элизабет Маршалл Томас, автор книги «Безвредные люди», посвященной племени, которое, как оказалось, по статистике убийств опережало Чикаго.
Среди антропологов не затихают жаркие споры по поводу метода «включенного наблюдения» и роли «включенного» наблюдателя. В своей последней книге «Племя любителей скачек» («The racing tribe») эту тенденцию я подвергла осмеянию, языком душеспасительных бесед изобразив проблему как непрерывную борьбу между своими двумя «я»: Участником и Наблюдателем. Я описала злые перепалки, в которые вступали эти два моих внутренних голоса всякий раз, когда назревал конфликт между моими «я» в роли почетного члена «племени» и в качестве беспристрастного ученого. (Если учесть, что диспуты на данную тему обычно ведутся весьма серьезным тоном, мои непочтительные высказывания можно возвести в ранг ереси, поэтому я была немало удивлена и даже почему-то раздражена, когда получила письмо от преподавателя университета, сообщавшего, что он по моей книге «Племя любителей скачек» обучает студентов методу «включенного наблюдения». Вот и получается: вы из кожи вон лезете, пытаясь выглядеть инакомыслящим бунтарем, а ваш труд превращают в учебник.)
Более типичная практика — по крайней мере, сейчас это модная тенденция — хотя бы одну главу книги или докторской диссертации, над которыми вы работаете, посвятить подробному обсуждению — с элементами самобичевания и терзаний — трудностей этического и методологического характера, возникающими в процессе «включенного наблюдения». Несмотря на то что данный метод призван помочь ученому осмыслить культуру того или иного социума с точки зрения ее «коренного жителя», вы, тем не менее, обязаны добрых три страницы объяснять, что из-за вашего подсознательного этноцентризма[4] и целого ряда разных культурных барьеров это сделать фактически невозможно.
Потом следует — это в порядке вещей — поставить под вопрос саму нравственную подоплеку «включенного наблюдения» и, в идеале, выразить серьезные сомнения относительно пригодности современной западной «науки» как средства постижения чего бы то ни было вообще.
Здесь несведущий читатель резонно мог бы подумать, зачем же в таком случае мы продолжаем использовать метод исследования, который если и не аморален, то ненадежен, а возможно, характеризуется и тем, и другим. Я и сама так думала, пока не сообразила, что все эти скорбные перечисления пороков и изъянов метода «включенного наблюдения» — это своего рода заклинание, обрядовая песнь сродни тем, что являются частью очаровательных ритуалов некоторых племен Америки: туземцы, прежде чем отправиться на охоту или срубить дерево, сначала непременно исполняют покаянные куплеты, чтобы умилостивить духов животных, которых они намерены убить, или деревьев, которые они собрались повалить. В менее снисходительной интерпретации ритуал самоуничижения антропологов рассматривается как хитрая попытка отвести от себя критику путем упреждающего признания своих слабостей и недостатков.
Так, например, поступает эгоистичный и невнимательный любовник, постоянно твердящий: «Ох, какой же я эгоист, свинья, да и только. Не пойму, как ты еще меня терпишь». Расчет делается на то, что в представлении рядового читателя подобное осознание и открытое признание своих ошибок — это фактически добродетель.Но, каковы бы ни были мотивы, которыми сознательно или неосознанно руководствуются антропологи, глава, посвященная проблемам «включенного» наблюдателя, всегда оказывается нудной и утомительной для читателя. Поэтому я воздержусь от покаянных речей, несмотря на возможные выгоды, и просто скажу: да, «включенное наблюдение» имеет определенные ограничения, и все же это довольно неудобное сочетание участия и отстраненности — на сегодняшний день лучший метод для исследования различных аспектов человеческой культуры, а значит, нам придется им воспользоваться.
Хорошо, плохо, неудобно
В моем случае проблемы, связанные с элементом участия, в некоторой степени можно исключить, поскольку я исследую аспекты культуры народа, к которому сама принадлежу. Англичан я избрала темой своего исследования вовсе не потому, что наше общество более интересно, чем другие культуры. Просто я чисто по-обывательски питаю отвращение к грязи, дизентерии, смертоносным насекомым, мерзкой пище и примитивным санитарным условиям, характерным для живущих в мазанках «родовых» обществ, которые изучают мои менее брезгливые коллеги.
В суровом мире этнографии мое увиливание от дискомфорта и непонятное для многих желание заниматься исключительно культурами с устроенным бытом расцениваются как слабость, поэтому я с некоторых пор и до недавнего времени, пытаясь хотя бы немного реабилитировать себя в глазах коллег, изучала менее здоровые стороны жизни англичан: проводила исследования в шумных пабах, ночных клубах с сомнительной репутацией, захудалых ломбардах и прочих подобных заведениях. Тем не менее, посвятив несколько лет исследованию примеров агрессии, беспорядка, насилия, преступлений и прочих аномалий, которые, как правило, наблюдаются в самых неподходящих местах в самое неподходящее время, я, похоже, так и не заслужила уважения этнографов, специализирующихся на глиняных хижинах и привыкших к более тяжелым условиям труда.
Таким образом, благополучно провалив вступительный экзамен на испытание полевыми работами, я решила обратить свое внимание на предмет, который по-настоящему меня интересует, а именно на причины хорошего поведения. Эту увлекательнейшую область исследования социологи почему-то почти полностью игнорируют. За исключением некоторых видных ученых[5], социологи в большинстве своем одержимы аномалиями, а не желательными нормами, и всю свою энергию направляют на исследование причин поведения, недопустимого в цивилизованном обществе, а не такого, что достойно поощрения.
Питер Марш, с которым мы вместе возглавляем Исследовательский центр социологических проблем (ИЦСП), как и я, разочарован и обеспокоен тем, что социология держит курс на однобокую ориентацию, поэтому мы решили сосредоточиться на изучении позитивных аспектов социального взаимодействия[6].
Эта новая цель освободила нас от необходимости посещать опасные пабы, и мы стали проводить время в их безопасных аналогах (тем более что последние гораздо легче найти, поскольку в большинстве пивных баров царит атмосфера дружелюбия и благополучия).
Вместо того чтобы расспрашивать работающих в магазинах охранников и детективов о ворах и вандалах, мы теперь наблюдали, как делают покупки рядовые законопослушные граждане. В ночные клубы мы стали ходить, чтобы изучать формы флирта, а не смотреть на драки. Заметив, как необычайно приветливы и обходительны в общении друг с другом зрители на ипподромах, я немедленно приступила к выявлению факторов (на этот проект ушло три года), обуславливающих хорошее поведение любителей скачек. Мы также проводили исследования на темы праздников, общения в киберпространстве, летних каникул, смущения, корпоративного гостеприимства, водителей автобусов, рискованных поступков, «Лондонского марафона»[7], секса, общения по мобильным телефонам и взаимосвязи между чаепитием и желанием что-то смастерить своими руками (последнее касается таких животрепещущих для общества вопросов, как «сколько чашек чая должен выпить среднестатистический англичанин, чтобы у него возникло желание сколотить полку?»).Последние двенадцать лет я примерно в равной степени посвящала свое время изучению проблемных аспектов английского общества и его более привлекательных, позитивных элементов (а также проводила сравнительный анализ показателей различных культур в других частях света) и, пожалуй, могу смело утверждать, что к работе над данной книгой я приступила, имея определенное преимущество — относительно широкое представление о природе общества в целом.
Моя семья и другие лабораторные крысы
Статус «аборигена» несколько облегчает мне исполнение роли участника в задаче участия-наблюдения, но в таком случае на что можно рассчитывать в отношении второй составляющей — наблюдения? Удастся ли мне должным образом абстрагироваться и оценивать родную культуру с позиции объективного ученого?
Этот вопрос беспокоил меня недолго, так как друзья, родные, коллеги, издатели, агенты и многие другие постоянно напоминали мне, что я, в конце концов, более десяти лет скрупулезно анализировала поведение своих земляков — причем с бесстрастностью, указывали они, ученого в белом халате, пинцетом перебирающего клетки в чашке Петри. Родные также добавляли, что мой отец — Робин Фокс, гораздо более выдающийся антрополог, чем я, — готовил меня для этой роли с пеленок. Если большинство детей дни младенчества проводят в коляске или в кроватке, глядя в потолок или на подвешенные игрушки, то меня привязывали в вертикальном положении в индейской люльке[8], которую ставили в удобных для наблюдения местах, так чтобы я могла обозревать весь дом и изучать типичные формы поведения семьи английского ученого.
Отец также был для меня образцом научной беспристрастности. Когда мама сообщила ему, что беременна мной, их первым ребенком, он тут же стал просить разрешение принести в дом маленького шимпанзе и в качестве эксперимента воспитывать нас вместе — чтобы сравнить, как развиваются обезьяна и человек. Мама категорически отвергла его идею и много лет спустя пересказала мне тот случай — как пример эксцентричного и нерадивого отношения отца к своим родительским обязанностям. Я не уловила морали ее рассказа и воскликнула: «А что, прекрасная идея. Наверно, это было бы здорово!» На что мама, уже не в первый раз, заявила: «Ты такая же, как твой чертов папочка». И я опять неверно истолковала ее слова, сочтя их за комплимент.
Метод наблюдения
Метод наблюдения Ежесекундно миллионы разнообразных впечатлений предстают перед нашими органами восприятия. При этом к шести-двенадцати годам у человека вырабатывается определенный фильтр восприятия (личность), выбирающий только те впечатления, которые подтверждают
Издержки подражания
Издержки подражания У сестер могут быть безупречные отношения. Впрочем, они с таким же успехом могут превратить жизнь друг друга в сущий ад. Вы только спросите об этом Пэтти, нашу пациентку двадцати шести лет. Изначально она пришла к нам потому, что стала питать отвращение
Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семейной психотерапии
Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семейной психотерапии Данная диагностика, не свободная от субъективности психотерапевта, имеет определенные преимущества.1. Все паттерны взаимодействия членов семьи отслеживаются в
Глава № 14.
«Ой!» или издержки деятельностиГлава № 14. «Ой!» или издержки деятельности Часть 1. «Жи» «Ши» пиши с буквой «И» Банальное, но совершенно верное высказывание – все мы в жизни в чём-то допускаем ошибки. Это просто неизбежно! Ведь справедливо говорят, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». А ты,
13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ
13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению
Интеграция конфликтных частей, или Закон включенного третьего
Интеграция конфликтных частей, или Закон включенного третьего И я ушел. Точнее, остался. Довлатов Название сложное, техника простая. Используется в ситуациях конфликта.Например, вы с одной стороны хотите поехать в Америку, но с другой стороны уезжать из дома не хочется.И
Глава 4 Риски и издержки
Глава 4 Риски и издержки Правило 31 Рассчитывайте свои силы Очень хочется написать, что отправить мужчину на работу – это легко. Но не буду вас обманывать! Это совсем не легко. Никогда не известно, как лягут звезды. То есть звезды лягут, а вам придется все это
Издержки перевоспитания
Издержки перевоспитания Герой одного научно-фантастического романа горько сетовал: «Почему из любого изобретения ученых рано или поздно получается оружие?» Если в этих словах и содержится преувеличение, то небольшое. Причем касается это суждение не только физиков,
Альтернативные издержки
Альтернативные издержки Если хорошенько подумать, то работники страховой отрасли должны быть настроены довольно оптимистично, не так ли? Они не замкнуты на прошлом, а почти полностью живут в будущем, и это будущее, на котором мы хотим сконцентрироваться уже сейчас и
Граница «Издержки»
Граница «Издержки» Ключевой вопрос анализа ожиданий партнера: Сколько мне это будет стоить?Смысл. Чем может грозить объекту предлагаемый вариант действий (учитывая, что потенциальные потери находятся в зоне его повышенного контроля)? Проведения каких дополнительных
2.12 Издержки цивилизации
2.12 Издержки цивилизации У купчихи есть муж для обеспечения, приказчик для тела и гусар для души. Старая поговорка Несмотря на очень высокую эффективность демократического общества с его активным и ответственным низкопримативным средним классом, неестественность его
2.12 Издержки цивилизации
2.12 Издержки цивилизации У купчихи есть муж для обеспечения, приказчик для тела и гусар для души. Старая поговорка Несмотря на очень высокую эффективность демократического общества с его активным и ответственным низкопримативным средним классом, неестественность его
Метод наблюдения.
Создание «стимулирующей» окружающей средыМетод наблюдения. Создание «стимулирующей» окружающей среды Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Но я повторяю, что, хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод
Совместное наблюдение :: UXmatters
Исследование
13 января 2014 г.
В области исследования UX-дизайна мы позаимствовали и адаптировали многие методы исследования из антропологии, чтобы лучше понимать людей и их потребности. Но мы не приняли один характерный метод антропологии: включенное наблюдение.
В области исследования UX-дизайна мы позаимствовали и адаптировали многие методы исследования из антропологии, чтобы лучше понимать людей и их потребности. Но мы не приняли один характерный метод антропологии: включенное наблюдение. Когда мы выходим в поле, чтобы наблюдать за людьми, выполняющими задания, мы остаемся сторонними наблюдателями, задаем вопросы и делаем заметки, но а не сами участвуем в их деятельности.
Антропологи и социологи часто практикуют включенное наблюдение, когда они присоединяются к группе в качестве участника, чтобы получить из первых рук представление о группе и ее деятельности. Вместо того, чтобы наблюдать со стороны, они играют сразу две роли — объективного наблюдателя 9.0007 и субъективный участник. Участие в группе дает им возможность переживать события так же, как их переживают другие члены группы. Это типы исследований, которые, вероятно, приходят на ум, когда вы думаете об антропологии или социологии — например, антрополог переезжает жить к племени в тропические леса Амазонки или социолог переезжает в жилищный проект, чтобы узнать о бедности. Это исследования включенного наблюдения.
Чемпион Реклама
Продолжить чтение…
Термин включенное наблюдение может сбить с толку тех из нас, кто знаком с пользовательским опытом. Мы думаем о участниках как о людях, которых мы изучаем, и мы думаем о наблюдениях как о том, как мы их изучаем. Так что для нас включенное наблюдение звучит как то, что мы уже делаем — наблюдение за участниками. Но в данном случае участник означает, что исследователь является активным участником деятельности, наблюдая за ней.
Имеет ли смысл наблюдение участников для исследования дизайна?
Выполнение действий с группой дает исследователю большую эмпатию, а также гораздо более глубокое понимание членов группы и их деятельности.
Исследования с привлечением участников позволили получить некоторые из наиболее ценных сведений в области антропологии и социологии. Так почему же мы не внедрили включенное наблюдение в исследования дизайна? Если мы посмотрим на его преимущества и недостатки, возможно, мы сможем определить, можем ли мы адаптировать этот метод к потребностям проектных исследовательских проектов.
Каковы его преимущества?
По сравнению с чисто наблюдательными исследованиями, в которых исследователь не участвует, включенное наблюдение дает следующие преимущества: больше деталей, чем при простом наблюдении и записи.
Каковы его недостатки?
Активное участие в группе может привести к потере объективности исследователя и к предвзятости.
Следующие недостатки включенного наблюдения, вероятно, помешали его более широкому внедрению в исследования дизайна:
- Это может занять очень много времени.
- Генерирует огромное количество данных.
- Участвуя в мероприятиях, исследователь может непреднамеренно влиять на поведение других участников.
- Активное участие в группе может привести к тому, что исследователь потеряет объективность и может привести к предвзятости.
- Группе может потребоваться много времени, чтобы принять исследователя в качестве члена и привыкнуть к нему или к ней.
- Сложно одновременно участвовать, наблюдать и делать заметки.
- Исследователь должен быть осторожен, а не , чтобы пересечь черту «ты не пользователь» и начать проектировать в соответствии со своими желаниями и потребностями.
- Необходимость специальных знаний в предметной области затрудняет участие в некоторых группах. Например, может быть легко присоединиться к группе работников фаст-фуда, но большинству исследователей будет нелегко присоединиться к группе молекулярных биологов.
Для каких типов проектов подходит наблюдение за участниками?
Наблюдение за участниками полезно, когда целью является изучение группы пользователей и того, как они используют продукт, систему или услугу, на использование которых уходит большая часть их времени.
Наблюдение за участниками полезно, когда целью является изучение группы пользователей и того, как они используют продукт, систему или услугу, на использование которых уходит большая часть их времени. Поэтому он идеально подходит для проектирования услуг, модернизации процессов и проектов по разработке бизнес-приложений. Это особенно полезно при изучении групп сотрудников, их деятельности, систем, которые они используют, и услуг, которые они выполняют. Например, включенное наблюдение было бы отличным методом изучения
- персонал по обслуживанию клиентов, работающий в колл-центре
- медсестер в отделении неотложной помощи
- работников фаст-фуда и опыт клиентов ресторана быстрого питания
- агенты по недвижимости
Поскольку включенное наблюдение ориентировано на группу, это неправильный метод исследования, который можно использовать для действий, которые люди в основном совершают в одиночку или которые они делают нечасто, например, потребители, совершающие покупки на сайте электронной коммерции. Поскольку люди совершают покупки в Интернете в одиночку, а шоппинг занимает лишь небольшой процент их времени, в этом случае было бы разумнее провести серию контекстуальных запросов. Тем не менее, включенное наблюдение будет иметь смысл при изучении группы корпоративных закупок, совершающей закупки для своей компании на коммерческих сайтах B2B.
Как проводить наблюдение за участниками
Чтобы помочь вам спланировать свое исследование, проведите предварительное исследование, чтобы узнать о домене, пользователях и их действиях.
К этому моменту вы можете согласиться со мной, что включенное наблюдение звучит как хороший способ узнать о группе людей и их задачах, но вам может быть интересно, как вы могли бы реально применить этот метод в сжатые сроки и бюджеты типичного UX. дизайнерские проекты. Итак, давайте посмотрим, как проводить включенное наблюдение в контексте исследования дизайна UX.
Проведите предварительное исследование
Во-первых, чтобы помочь вам спланировать свое исследование, проведите предварительное исследование, чтобы узнать о домене, пользователях и их действиях. Посмотрите на любые предыдущие исследования, которые другие сделали по этой теме. Это поможет вам определить, на чем сосредоточить свое исследование. Позже ваша хорошая информированность поможет вам разобраться в том, что вы наблюдаете.
Спланируйте свое исследование
Как и в случае любого исследования, вы должны сначала определить цели своего исследования и вопросы, на которые хотите получить ответы. Однако при включенном наблюдении необходимо учесть несколько дополнительных соображений.
Планируйте наблюдения
Как правило, у вас не так много времени на исследование дизайна, поэтому ограничьте свое внимание. Определите группы, людей и действия, за которыми вы хотите наблюдать.
В отличие от антрополога, изучающего племя в Новой Гвинее, у вас, как правило, не будет много времени для проведения исследования дизайна, поэтому ограничьте свое внимание. Определите группы, людей и действия, за которыми вы хотите наблюдать. Поскольку вы не можете наблюдать за всем, выберите репрезентативный набор действий для наблюдения и определите, когда лучше всего присутствовать, чтобы стать свидетелем этих действий.
Определите, сколько времени нужно потратить
Подумайте, сколько времени вы можете потратить на включенное наблюдение в рамках практических ограничений графика вашего проекта. Время, которое вам потребуется, зависит от того, сколько различных групп вы должны наблюдать, количества людей в каждой группе, количества и типов действий, которые вам нужно наблюдать, когда эти действия происходят, а также сложности предметной области.
Принять решение о количестве наблюдателей
Вы можете проводить включенное наблюдение как в одиночку, так и с двумя и более другими наблюдателями. Если каждый наблюдатель участвует в другой группе, ваши данные будут более надежными. Наблюдение только за одной группой не позволяет выявить, являются ли характеристики, поведение, действия и ситуации уникальными для этой группы или общими для всех групп. Один наблюдатель также более подвержен предвзятости и субъективной интерпретации данных. Объединение данных от нескольких наблюдателей поможет вам преодолеть такие трудности. Кроме того, это дает вам других людей, с которыми вы можете обсудить результаты.
Определите, будет ли ваше участие явным или скрытым
Для исследования дизайна более подходящим является открытое включенное наблюдение.
Вы можете проводить включенное наблюдение либо открыто, информируя членов группы о своем исследовании и получая их согласие на участие, либо тайно, присоединяясь к группе, не сообщая им, что вы исследователь, проводящий исследование. У каждого подхода есть свои преимущества и недостатки, но для исследования дизайна больше подходит открытое включенное наблюдение.
С другой стороны, основное преимущество скрытности заключается в том, что вы можете видеть наиболее естественное поведение участников. Поскольку вы притворяетесь обычным членом группы, ваше присутствие не вызовет дискомфорта у других членов группы. И вы избежите эффекта Хоторна — склонности людей действовать по-другому, когда они знают, что за ними наблюдают в рамках исследования.
Однако у скрытого включенного наблюдения больше недостатков, чем достоинств. Скрытность требует обмана и лишает участников возможности дать информированное согласие. Поддержание вашего прикрытия — это бремя для вас как исследователя, и это делает практически невозможным для вас делать записи. Кроме того, в некоторых ситуациях исследователь не может притворяться членом группы, потому что он или она слишком явно отличается от группы — либо по физическим характеристикам, таким как возраст, пол или этническая принадлежность, либо по знаниям или опыту.
Для исследования дизайна гораздо лучше проводить открытое совместное наблюдение. Если вы честны, вам будет легче присоединиться и стать принятым членом группы, открыто делать заметки и задавать вопросы. Хотя вы можете не соответствовать профилю типичного члена группы, это не имеет значения, если они узнают, что вы присоединились к группе, потому что вы проводите исследование. Проблема, связанная с тем, что участники чувствуют себя некомфортно или ведут себя по-другому, потому что они знают, что являются частью исследования, со временем исчезает по мере того, как группа становится более комфортной с вами. На самом деле, люди часто чувствуют себя более комфортно с исследователем-участником, чем с исследователем, который просто сидит, наблюдает и делает заметки.
Присоединяйтесь к группе
После того, как вы присоединитесь к группе, найдите в ней ключевых информаторов — людей, которые могут предоставить важную информацию о группе, ее членах и культурном контексте.
Чтобы присоединиться к группе, вам обычно нужна помощь привратника или человека, ответственного за группу, который может познакомить вас с группой и помочь получить признание. Часто ваш клиент может либо играть эту роль, либо представить вас привратнику. Присоединившись к группе, найдите в ней ключевых информаторов — людей, которые могут предоставить важную информацию о группе, ее членах и культурном контексте. Эти люди могут познакомить вас с группой и придать вам легитимность в глазах других участников.
Построение взаимопонимания
Для вас очень важно установить хорошие отношения с членами группы, чтобы они чувствовали себя комфортно в вашем присутствии и доверяли вам достаточно, чтобы поделиться с вами конфиденциальной информацией. Быть открытым и честным в своем исследовании, а также в том, как вы будете защищать частную жизнь участников и поддерживать конфиденциальность, — это хорошие первые шаги к завоеванию доверия. Построение взаимопонимания также включает в себя слушание, уважение, проявление эмпатии и поведение в соответствии с групповыми нравами.
Наблюдайте за своим участием
Быть активным участником и при этом пытаться наблюдать за действием может быть непросто.
Включенное наблюдение отличается от любого другого типа исследования тем, что помимо наблюдения оно предполагает участие. Быть активным участником, одновременно пытаясь наблюдать за действием, может быть сложно.
Будьте осмотрительны
Даже если вы были полностью откровенны с членами группы о том, что проводите исследование, вы все равно должны быть осторожны. Вы хотите, чтобы они в конце концов забыли о том, что за ними наблюдают, и вы не хотите влиять на группу. Так что постарайтесь слиться с остальными, одеваясь и ведя себя как другие участники. Участие не означает, что вы должны быть самым громким, самым общительным членом группы.
Делайте только краткие заметки
Делайте краткие заметки всякий раз, когда можете, а затем расширяйте их после окончания занятия.
Когда вы участвуете, вы не можете делать подробные записи. Вместо этого делайте краткие заметки всякий раз, когда можете, а затем расширяйте их после завершения занятия. То, что вы должны отметить, зависит от ваших исследовательских вопросов, но в целом некоторые вещи, которые нужно зафиксировать, это
- люди
- социальное поведение
- частота действий
- продолжительность действия
- язык тела
- взаимодействия между людьми
- инструментов и артефактов, которые используют участники
- факторы окружающей среды
Вы также можете записывать аудио или видео, но у вас может не быть много времени для просмотра ваших записей. Используйте их только в качестве резервной копии, а не полагайтесь исключительно на них. Аудиозапись, как правило, является лучшим вариантом, потому что она более ненавязчива и с меньшей вероятностью, чем видео, вызовет у людей дискомфорт. Обязательно сообщите участникам, что вы будете записывать их действия, и всегда защищайте их конфиденциальность.
Расширьте свои заметки как можно скорее
Старайтесь время от времени уходить от группы, чтобы набирать свои заметки, прежде чем вы забудете, что видели. Расширьте свои заметки, чтобы включить как можно больше деталей. Сразу после коротких занятий легче запомнить детали, поэтому постарайтесь делать перерывы в несколько моментов в течение дня, чтобы вы могли напечатать свои заметки. Даже если вы проводите открытое исследование, лучше всего печатать свои подробные записи вдали от группы, чтобы не напоминать им, что они являются частью исследования.
Итеративно анализировать
Анализировать полученные результаты на различных этапах исследования в рамках итеративного процесса. По мере появления тем и вопросов ищите дополнительную информацию о них во время последующих исследовательских сессий.
Если вы подождете до конца исследования, чтобы проанализировать результаты, вы можете быть перегружены всей информацией, которую вам придется перебирать. Вместо этого проанализируйте свои выводы на различных этапах исследования в виде повторяющегося процесса. По мере появления тем и вопросов ищите дополнительную информацию о них во время последующих исследовательских сессий. Подумайте, следует ли вам внести какие-либо изменения в ваше исследование. Всегда проверяйте свои выводы, чтобы определить, возникают ли у вас какие-либо предубеждения или ваше присутствие влияет на то, что делают участники.
Помните, что вы участвуете, но вы
Не УчастникИспользуйте свой собственный опыт в качестве участника, чтобы лучше понять, что делают члены группы, но не рассматривайте свой собственный опыт в так же, как вы бы обрабатывали данные от реальных участников. Продолжайте напоминать себе, что, хотя вы участвуете в группе, вы , а не участник исследования . Помните, что вы , а не пользователь.
Завершить исследование
Если вы считаете, что у вас достаточно информации, чтобы ответить на вопросы исследования, пора заканчивать исследование. Однако в действительности сроки и бюджет проекта могут определять, сколько времени может занять ваше исследование.
При выходе из группы обязательно поблагодарите участников и получите их контактные данные, на случай, если вы захотите связаться с ними позже, чтобы задать им дополнительные вопросы. Во время анализа результатов вам могут понадобиться ответы на дополнительные вопросы. Или вы можете захотеть провести дополнительные исследовательские мероприятия с членами группы в будущем.
Совместное наблюдение с другими методами
Совместное наблюдение может быть еще более эффективным, если другие методы дополняют этот подход.
Включенное наблюдение может быть еще более эффективным, если другие методы дополняют этот подход. Прежде чем приступить к включенному наблюдению, интервью с привратниками группы и ключевыми информаторами — хороший способ быстро получить представление о предметной области, группе, участниках, их задачах и действиях, за которыми вы, возможно, захотите понаблюдать. Эта информация поможет в планировании вашего исследования.
Во время и после исследования с включенным наблюдением вы можете использовать интервью, чтобы получить ответы на свои вопросы и получить дополнительную информацию о том, что вы наблюдали. Вы можете использовать контекстные запросы, чтобы получить более глубокое понимание конкретного процесса. Если какие-то вещи было слишком сложно наблюдать во время участия в мероприятиях, вы можете вернуться в группу в качестве неучаствующего наблюдателя.
Заключение
Может показаться странным участвовать в собственном исследовании дизайна UX, потому что это, кажется, нарушает общепринятое правило UX «вы не пользователь». Но включенное наблюдение — хорошо зарекомендовавший себя метод в других областях исследований. Какой другой подход обеспечивает более глубокое и чуткое понимание группы людей, чем присоединение к ним и участие в их повседневной деятельности? Когда мы выходим за пределы нашей типичной роли беспристрастного наблюдателя и пытаемся встать на место наших пользователей, что это говорит им о нашем стремлении понять их? Что мы можем узнать о них и о себе? Не помешает попытаться узнать.
Ссылки
ДеУолт, Кэтлин Мусанте и Билли Р. ДеУолт. Наблюдение участников: руководство для полевых работников . Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2011.
Family Health International. «Качественные методы исследования: Полевое руководство для сборщика данных. Модуль 2: Включенное наблюдение». PDF Office of Assessment , Duke Trinity College of Arts & Sciences, без даты. Проверено 27 ноября 2013 г.
Кавулич, Барбара Б. «Включенное наблюдение как метод сбора данных». Forum: Quality Social Research , май 2005 г. Проверено 27 ноября 2013 г.
Сен-Жермен, Мишель А. «Стратегии сбора данных II: качественные исследования». PPA 696 Методы исследования . Калифорнийский государственный университет, Лонг-Бич, 8 июля 2002 г. Проверено 27 ноября 2013 г.
Соммер, Барбара А. «Наблюдение участников». UC Davis , Калифорнийский университет, 2006 г. Проверено 27 ноября 2013 г.
В исследованиях пользователей
Джим провел большую часть 21-го века, исследуя и разрабатывая интуитивно понятный и удовлетворяющий пользовательский опыт. В качестве UX-консультанта он работал над веб-сайтами, мобильными приложениями, интрасетями, веб-приложениями, программным обеспечением и бизнес-приложениями для финансовых, фармацевтических, медицинских, развлекательных, розничных, технологических и государственных клиентов. Он имеет степень магистра наук в области взаимодействия человека и компьютера Университета ДеПола. Подробнее
Другие колонки Джима Росса
Другие статьи Джима Росса
Другие статьи об исследованиях пользователей
Новое в UXmatters
Некоторые (относительно) недавние примеры исследований с участием участников – ReviseSociology
Содержание
Последнее обновление 11 августа 2020 г., автор:
Наблюдение за участниками в социальных сетях
Пожалуйста, включите JavaScript 290 Включенное наблюдение в социальных исследованиях
Включенное наблюдение является одним из основных методов исследования в программе по социологии уровня A, но многие примеры в основных учебниках болезненно устарели. В этом посте представлены некоторые более свежие примеры исследований, в которых в качестве основного метода исследования использовалось включенное наблюдение.
Скрытое наблюдение за участниками Исследование Pearson (2009) скрытого наблюдения за болельщиками футбольного клуба «Блэкпул»Пирсон проводил скрытое включенное наблюдение за сторонниками футбольного клуба «Блэкпул» в период с 1995 по 1998 год. Другие сторонники знали его как студента, получающего степень в области права, но его статус научного исследователя был им неизвестен. Его подход заключался в том, чтобы встретиться с ними в пабе перед матчем или иногда на входе на стадион, а потом встретиться с ними, чтобы выпить. Он посетил семьдесят восемь матчей, но отмечает, что, поскольку он не жил в этом районе, он не мог наблюдать за болельщиками вне футбольного контекста.
Он выбрал Блэкпул. потому что это было близко к Ланкастеру, где он был студентом, и из-за его репутации человека, имеющего проблемы с футбольным хулиганством. Кажется, он смог постепенно внедриться в мир болельщиков, будучи признанным постоянным фанатом. Пирсон подыграл своим знаниям об игре и клубе и смог интегрироваться в их мир.
Доктор Джефф Пирсон — совершал только «незначительные» правонарушения во время проведения тайных исследованийПирсон говорит о своих исследованиях… «хотя можно было избежать совершения некоторых отдельных правонарушений, отказ от совершения преступлений на регулярной основе вызвал бы подозрения и уменьшил исследования. возможности. В результате я совершил «незначительные» правонарушения (которые я условно определил как не причиняющие прямого физического вреда испытуемому). Моя стратегия заключалась в том, чтобы совершать только те правонарушения, которые совершало большинство испытуемых и которые я считал необходимыми для проведения исследования. Кроме того, хотя я регулярно совершал бы менее серьезные правонарушения, я бы, по возможности, избегал более серьезных» (Pearson, 2009).).
Интервью с доктором Джеффом Пирсоном можно прочитать здесь.
Исследование Пирсона является хорошим примером скрытого исследования, в котором Пирсон полностью участвовал в деятельности группы… он был «тайным полноправным членом» группы, за которой он наблюдал.
Открытое наблюдение участников Этнография Хана (2011, 2014) элитной средней школы в СШАБольшая часть этнографической работы, по-видимому, была проведена с (на?) бедняки и маргинализированные работы Хана представляют собой редкое этнографическое исследование элитарного института.
Хан говорит: «Этнография — это метод, при котором ученый встраивается в изучаемые отношения, проводя длительные периоды времени с предметами исследования. Для меня это означало устроиться на работу в школу Святого Павла… Я переехал в квартиру на территории кампуса и… наблюдал за повседневной жизнью школы. После того, как я провел годы в St. Paul’s, я много раз возвращался и искал выпускников, чтобы взять интервью и обсудить некоторые вещи, которые я узнал (Khan 2014).
Привилегия: создание подростковой элиты в школе Святого Павла — ссылка на Amazon. Первые несколько обзоров суммируют аспекты книги!
Как и Пирсон, Хан также является полноправным членом группы, за которой он наблюдает, просто его группа знает, что он занимается исследованиями.
В отличие от исследования Пирсона, эта этнография Хана иллюстрирует одно из основных преимуществ открытого включенного наблюдения перед скрытым: вы можете продолжить сбор данных от респондентов впоследствии!
Этнография мира фотомодели Мирс (2011) Эшли Мирс (NB, возможно, это было до того, как она начала свое формальное исследование!)«Два с половиной года будут потрачены на участие в наблюдении или, скорее, на «наблюдательное участие» (термин, заимствованный из Wacquant 2004), работая для обоих агентств во всем спектре модельной работы, включая пять Недель моды, сотни кастингов, и десятки вакансий во всех видах модельной работы — дефиле, журнальные съемки в студиях и на открытом воздухе…. Я сидел с букерами за их столиком в офисе, выпивал с ними в их любимых пабах и тусовался с ними за кулисами модных показов. Когда я подходил к концу фазы включенного наблюдения… и отказывался от работы по моделированию, я официально взял интервью у выборки бухгалтеров, менеджеров и бухгалтеров» (Мирс, 2013).
Этнография Мирс рассмотрена в этом обзоре книги Лондонской школы экономики
В отличие от исследования Хана, Мирс явно ставит наблюдение перед участием, что предполагает, что она менее погружена в повседневную жизнь своей группы, чем Кан был.
Этнографическое исследование международных моряков Сэмпсон (2013 г.)В апреле 1999 года Сэмпсон поднялась на борт своего первого грузового судна. «Вопреки моим опасениям, команда шведских и филиппинских моряков приветствовала меня в своей жизни, и в течение сорока двух дней я жил и работал вместе с ними, красил с ними корабль, выходил с ними на берег в моряцкие бары, смеялся с ними, даже танцевать и петь с ними». (2013)
Исследование Сэмпсона на самом деле получило первую награду Thinking Allowed в области этнографии в 2014 году. Резюме исследования можно найти в конце шоу здесь — Thinking Allowed ethnography awards 2014.
Этот последний пример — это то, что Брайман называет « участвующий «наблюдатель», а не «полноправный член» — Сэмпсон работает в судоходной компании с людьми на очень временной основе.
Приведенные выше четыре примера исследований с включенным наблюдением взяты из книги по методам исследования Браймана (2016). Брайман ранжирует несколько исследований (всего 23) по шкале от «полный член» до «частично участвующий наблюдатель» и «неучаствующий наблюдатель с взаимодействием».
Студентам может быть интересно отметить, что известное исследование «Лидер банды на один день» (Venkatesh, 2008) находится в категории «наблюдатель с минимальным участием» Браймана, занимая 17-е место из 23-х по вышеуказанной шкале, что приближает его к исследование без участия! На самом деле я читал его и понимаю его точку зрения.
Анна Лора-Уэйнрайт (2018 г.) Ушедший в отставку активист – жизнь в условиях загрязнения в сельских районах Китая
В 2009–2013 гг. Лора-Уэйнрайт изучала, как люди в сельских районах Китая справляются с ситуацией, когда они знают, что сильное загрязнение оказывает серьезное негативное воздействие на их здоровье.
NB — это не «обычное загрязнение», на которое она смотрит — всего она изучила три деревни, каждая из которых справляется с последствиями крупномасштабного промышленного загрязнения из-за тяжелого производства или удаления отходов, которое происходит в этих районах. . Во всех этих деревнях зарегистрированы случаи смерти от рака, значительно превышающие средний показатель по стране, и очевидно, что проблема заключается в загрязнении.
Одна деревня столкнулась с загрязнением фосфором, другая с загрязнением цинком и свинцом и третья с загрязнением электронными отходами. Более поздняя деревня имеет всемирную известность — Гуйю известен как крупнейшее в мире место хранения электронных отходов.