Влияние социальной сферы на духовную: Социальная сфера общества — что включает в себя, понятие, примеры

2. Основные сферы жизни общества

Всякая особая сторона жизни имеет свои корни и свой ход развития; множество таких сторон идут параллельно, переплетаются друг с другом и взаимно действуют друг на друга.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др. ), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов — упрочение существующей политической власти. Других — ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.

д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

3. ВЫЯВИТЕ ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО

Сферы общественной жизни представляют собой основные элементы общества, а их взаимосвязи образуют его основную структуру.

Причинно-следственные связи основных сфер общественной жизни.

Каждая основная сфера общественной жизни по отношению к другим сферам обладает качествами либо причины, либо следствия, либо того и другого одновременно. В соответствии с этим может быть выделена определенная совокупность причинно-следственных взаимосвязей основных сфер общественной жизни.

Что же представляет собой сама причинно-следственная связь основных сфер общественной жизни?

Во-первых, сфера—причина определяет сущность сферы—следствия, ее основную качественную характеристику. Так, социально-классовая структура капиталистического общества определяет сущность государства, политической системы этого общества.

Во-вторых, сфера—причина является источником возникновения сферы—следствия или ее составных элементов. Сфера—следствие и возникает как своего рода отпочкование от сферы—причины. Например, идеологическая деятельность была изначально присуща общественному управлению, политике. Но на определенном этапе она усложнилась и развилась настолько, что выделилась в отдельную подсистему уже другой — духовной — сферы.

В-третьих, преобразование в сфере—причине обусловливает коренные преобразования в сфере—следствии. Революционные изменения в материально-производственной сфере, в системе производственных отношений в корне меняют весь облик социальной структуры общества.В этих трех моментах и проявляется специфическая ведущая роль сферы—причины по отношению к сфере—следствию.

Причинно-следственные связи вообще бывают разных порядков. Простейшей формой является парное взаимодействие явлений. В данном случае одно из них обретает статус причины, другое — столь же однозначно — статус следствия. Но есть и более сложная форма причинно-следственных связей. Если перед нами налицо некоторый конечный класс объектов, связанных причинно-следственными связями, то здесь обнаруживается своеобразный относительно завершенный причинно-следственный цикл. Следствие, порожденное некоторой причиной, само становится причиной другого явления, которое в свою очередь является причиной третьего явления, и т.д. Эту последовательность явлений, связанных друг с другом отношением жесткой внутренней необходимости, называют причинно-следственной цепью.

В социальной философии преимущественное внимание уделялось парным причинно-следственным связям (скажем, взаимоотношению материального и духовного производства, экономики и политики, социальной и политической сферы и т.п.) при определенном дефиците исследований общей причинно-следственной цепи сфер. Мы же в настоящем разделе сосредоточимся на характеристике причинно-следственных связей всех основных сфер, ставя своей задачей выяснить их качественную природу.

Для более наглядной характеристики этой цели мы прибегнем к символике и схематизации. Так, материально-производственная сфера обозначается цифрой I, социальная — 2, политико-управленческая — 3, духовная — 4, стрелка —> обозначает причинно-следственную зависимость соответствующих сфер. Совокупное изображение цифр и стрелок является формулой причинно-следственных связей. Таких формул мы выделим несколько.

A. Полные линейные формулы причинно-следственных связей

1) I —> 2, 3, 4. Эта зависимость характеризует детерминирующее воздействие материально-производственной сферы на все остальные. Соответственно здесь раскрывается и роль всех сфер, начиная с социальной, как следствий по отношению к материально-производственной. Суть этой формулы отражает фундаментальное положение К. Маркса: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» .

2) 1, 2 —> 3, 4. Эта зависимость характеризует детерминирующее влияние материально-производственной и социальной сфер по отношению к политической и духовной.

3) 1, 2, 3 —> 4. Эта зависимость раскрывает детерминирующее воздействие всех сфер на духовную, одновременно подчеркивая производный, следственный характер этой сферы.

Б. Парные формулы причинно-следственных связей

4) 1 —> 2. Материально-производственная сфера — причина социальной.

5) 1 —> 3. Материально-производственная сфера — причина политической.

6) 1 —> 4. Материально-производственная сфера — причина духовной.

7) 2 —> 3. Социальная сфера — причина политической.

8) 2 —> 4. Социальная сфера — причина духовной.

9) 3 —> 4. Политическая сфера — причина духовной.

B. Всеобщая дифференцированная формула причинно-следственных связей сфер общественной жизни

Сведя все формулы причинно-следственных связей воедино, получим всеобщую формулу

10) 1 —> 2 —> 3 —> 4

О чем свидетельствуют эти формулы?

Во-первых, о том, что каждая сфера включена в эту причинно-следственную цепь.

Во-вторых, о том, что причинные связи сфер весьма разнообразны. Так, та или иная сфера может оказывать причинное влияние на одну, две, три сферы, на группу сфер, ее причинное воздействие может быть непосредственным и однократно и многократно опосредованным. При этом это богатство причинных воздействий отличается не простым многообразием. В нем можно видеть и вполне определенную направленность, когда детерминирующее воздействие сфер возрастает при движении от духовной сферы к материальной. Материально-производственная сфера и выступает как наиболее концентрированное и глубокое воплощение детерминирующего начала в этой цепи. В-третьих, о том, что следственные связи сфер весьма разнообразны. Так, та или иная сфера может быть следствием одной, двух, трех сфер, она может быть следствием группы сфер, она может быть непосредственным и опосредованным следствием.

При этом это богатство следственных связей также суть не простое многообразие. Оно содержит в себе определенную направленность, когда следственные начала возрастают при движении от материально-производственной сферы, а духовная сфера выступает своего рода концентрированным воплощением следствия в данном ряду.

И, наконец, в-четвертых, о том, что некоторые сферы выступают носителями и причинных и следственных начал. Это относится к социальной и политической сферам. При этом если в этом ансамбле в социальной сфере преобладают причинные начала, то в политической — следственные.

Таким образом, причинно-следственные взаимосвязи основных сфер общественной жизни представляют собой некоторую устойчивую совокупность зависимостей, имеющую свою качественную завершенность, свой внутренний ритм, определенную направленность. Они образуют специфическую общественную подсистему, своего рода причинно-следственную цепь основных сфер общественной жизни.

Функциональные связи основных сфер общественной жизни.

Основные сферы общественной жизни связаны между собой функциональными зависимостями. Совокупность этих зависимостей характеризует определенную грань структуры общественно-экономической формации.

Что же представляют собой функциональные связи сфер общественной жизни?

Во-первых, функциональные связи сфер не определяют ни сущность основных сфер общественной жизни, ни основные закономерности их возникновения и ухода с исторической арены.

Во-вторых, функциональные связи сфер развертываются и действуют в рамках жизнедеятельности сложившегося, качественно-устойчивого общественного организма. Каждое общество переживает полосу своего рождения, длительное время существует и воспроизводится в рамках устойчивой структуры. Естественно, для того чтобы общество непрерывно воспроизводилось в рамках устойчивого качественного состояния, нужны определенные условия общества, в частности его основных сфер. Те взаимосвязи и взаимодействия сфер, в результате которых воспроизводится и сохраняется общество как качественное устойчивое образование, и являются функциональными связями.

В-третьих, функциональные связи сфер характеризуются специфическим направлением функциональной активности. Если причинно-следственным связям свойственна строго направленная активность от сферы—причины к сфере—следствию, то функциональная направленность сфер универсальна. Более того, функциональная активность, функциональное воздействие сфер по преимуществу наиболее развернуты в сторону от сфер—следствий к сферам—причинам. Ф. Энгельс писал: «Историческое явление, коль скоро оно вызвано к жизни причинами другого порядка, в конечном счете экономическими, тут же в свою очередь становится активным фактором, может оказывать обратное воздействие на окружающую среду и даже на породившие его причины» .

Как и в предыдущем случае, прибегнем к формулам, сохранив те же цифровые обозначения для основных сфер жизни общества. Знак <— отражает направленность функциональной активности сферы.

А. Полные линейные формулы функциональных связей

1) I —> 2, 3, 4. Эта формула характеризует функциональное влияние социальной, политической, духовной жизни общества на общественное производство. Суть ее в том, что для успешной материально-производственной деятельности общества не только необходимо наличие соответствующих социально-политических структур, духовного потенциала общества, но также необходимо и активное влияние этих компонентов на производство.

2) 1, 2 —> 3, 4. Эта зависимость характеризует роль политико-идеологических структур, отношений, деятельности в развитии материально-производственной и социальной сфер.

3) I, 2, 3 —> 4. Эта формула раскрывает роль духовной сферы в функционировании всех остальных сфер общества.

Б. Парные формулы функциональных связей.

4) 1 <— 2. Социальная жизнь выступает функциональной предпосылкой материально-производственной. Выражается это, например, в том, что в рамках определенных общностей формируются свои регулятивы, ценностные ориентации и т.п., которые активно способствуют функционированию данного типа производства.

5) 1 <— 3. Суть этой формулы в том, что политическая сфера выступает активной функциональной предпосылкой материального производства.

6) 1 <— 4. Суть формулы в функциональном влиянии духовной сферы на общественное производство. Одним из аспектов этого влияния является превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

7) 2 <— 3. Смысл формулы в воздействии политической сферы на социальную. Одно из таких воздействий ярко проявилось в социально-образующей роли государства в докапиталистических формациях [1].

8) 2 <— 4. Эта формула выражает функциональное влияние духовной сферы на социальную. Один из его примеров — воздействие идеологии на развитие классового самосознания, а значит, и на консолидацию классов.

9) 3 <— 4. Эта формула выражает функциональное воздействие духовной сферы на политическую. Одно из таких воздействий — это влияние научного сознания на современную политическую теорию и практику.

В. Всеобщая дифференцированная формула функциональных связей сфер общественной жизни

Сведя все формулы функциональных связей сфер воедино, получим итоговую всеобщую формулу

10) 1 <— 2 <— 3 <— 4

О чем же свидетельствуют эти формулы?

Во-первых, о том, что каждая основная сфера жизни общества включена в определенную систему функциональных взаимосвязей.

Во-вторых, о том, что функциональные взаимозависимости, направление, характер функциональных связей сфер весьма разнообразны. Так, та или иная сфера может быть функционально активна по отношению либо к одной, либо к нескольким сферам, ее функциональное воздействие может быть большим или меньшим, прямым или опосредованным.

В-третьих, о том, что разнообразие функциональных связей сфер представляет собой не мозаику, а таит в себе внутреннюю упорядоченность, направленность. Суть этой направленности в том, что по мере движения от материально-производственной к духовной сфере функциональная значимость сфер нарастает. В этом отношении политическая и духовная сферы являются своего рода квинтэссенцией, узлом функциональных зависимостей сфер общественной жизни. И, наконец, в-четвертых, вся совокупность функциональных связей сфер общества образует некоторую качественно-определенную функциональную подсистему общества, охватывающую основные сферы общества, своего рода цель функциональных связей. Эта подсистема функциональных связей как бы непрерывно пульсирует в общественном организме, обеспечивая сохранение его качественного состояния, устойчивость его существования. И в этом виде она выступает важным фактором структуры общества.

Роль функциональных связей сфер в обществе весьма велика.

1.3. Сферы общества – SOOCIETY

Самоучитель по обществознанию — Общество

Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой. Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.

Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот— переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государственной власти диктует остальной части общества свою волю. Общество делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти,все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их занимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положением («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т. д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В современном мире в политическую сферу общества входят не только государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они существовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

1.4. Деятельность как способ существования общества →

← 1.2. Общество и природа

СЕМЬ СФЕР ВЛИЯНИЯ

СЛОВО НАСЛЕДИЯ № 2: Сферы влияния – 1975

Слово наследия о взаимодействии с семью влиятельными сферами общества пришло через слышание голоса Бога, как повествует эта важная история.

ОТКРОВЕНИЕ СКАЛИСТЫХ ГОР

Телефонный звонок поступил на пост рейнджеров в Скалистых горах Колорадо, когда Каннингемы наслаждались семейным отдыхом. Не присоединятся ли Лорен и Дарлин к Биллу и Вонетт Брайт — основателям Campus Crusade — за ужином позже на этой неделе? Лорен охотно принял приглашение, желая поделиться со своим другом свежей проницательностью, которую дал ему Бог. Он просил у Бога понимания того, как видеть нацию ученицей, и Бог только что говорил с ним о семи влиятельных сферах общества, которые формируют мировоззрение, убеждения и ценности культуры. Это был прорыв! Он подумал: «Если бы мы могли просто обучать принципам и практикам Царства Божьего в каждой из этих семи областей, мы бы увидели преображение наших общин и народов…»

Когда они встретились за ужином, Лорен нацарапал это новое понимание на желтом листе из блокнота, спрятанного под пиджаком. Пожав руку Биллу, он потянулся за бумагой в кармане, когда Билл выпалил: «Лорен, ты не поверишь, что Бог только что показал мне. Если мы хотим, чтобы наши нации изменились, мы должны воздействовать на семь различных сфер общества…». Сначала Лорен был обескуражен тем, что Билл опередил его, но вскоре воодушевился тем фактом, что Бог подтверждал через его друга слово, которое он получил от Бога всего за несколько дней до этого.

Через месяц после этой встречи летом 1975 года Дарлин услышала по радио Фрэнсиса Шеффера, основателя L’Abri. Он также говорил о том, как мы можем увидеть изменения наций, формируя семь различных областей общества с помощью библейской истины. Бог определенно привлек их внимание. Он явно говорил что-то, что имело большое значение для стратегий Великого поручения.

Пару лет спустя, основываясь на этом новом понимании, Каннингемы вместе со своим дорогим другом Говардом Мальмштадтом основали Университет Наций. Это будет христианский университет нового типа, предназначенный для того, чтобы умножать миссии в цифровую, глобализированную эпоху, в конечном итоге обучая молодых мужчин и женщин из более чем 200 разных стран путям Бога. Цель этого нового вида живого обучения? Привнести трансформационные изменения в народы, намеренно применяя принципы царства в каждой из семи сфер влияния!

СЕМЬ СФЕР ВЛИЯНИЯ Как только вы прочитаете последнюю главу хорошо написанного детективного романа, все подсказки, которые ранее могли ускользать от вас, читателя, встают на свои места, открывая безошибочную закономерность, которая ведет к разгадке тайны. мистика. Все становится так очевидно, как только великий сыщик объясняет неопровержимые улики. Потом, когда перечитываешь роман, все то, что когда-то было неясным, становится удивительно ясным. Точно так же понимание структуры семи сфер влияния позволяет нам перечитывать текст Священного Писания и улавливать важные, вдохновленные Богом концепции, которые мы могли бы легко упустить из виду, не осознавая этого заранее. этого каркаса. Но как только мы видим образец, мы видим его не только здесь или там, но повсюду в Писании. Изучающему Слово становится очевидным, что Бог заботился о воспитании народов на протяжении всей человеческой истории.

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ Пришло время для этого сообщения. Несмотря на то, что в последние годы появилось несколько вариаций этой темы — одни с 7, другие с 8 или даже с 12 сферами — основополагающий принцип один и тот же: Бог создал людей (Бытие 1:26-27) и любит их, желая искупить. их от сокрушенности и греха. Точно так же Бог сотворил народы (Деяния 17:26-27), любит их и хочет привнести преобразование Царства во все аспекты их социальных взаимодействий. Итак, назовете ли вы эту реальность «сферой», «формирователем разума» или «горой» — она указывает на Бога, Который заботится как об индивидуальном, так и о коллективном человечестве. Тот же самый Бог посылал пророков древности, чтобы они говорили слово Божие иногда отдельным людям (царю, генералу, вдове), а иногда — коллективным проявлениям человечества (племени, городу, нации). У Бога есть сердце для заблудших людей и заблудших народов, и он приглашает нас сотрудничать с Ним, чтобы принести преобразующее влияние Царства Божьего во все сферы жизни, как частные, так и общественные.

Эти семь сфер существуют в каждом обществе от самых примитивных племен каменного века до самых сложных мегаполисов. Они включают в себя области семьи, экономики, правительства, религии, образования, средств массовой информации и празднования. Семь сфер для каждого общества являются тем же, чем основные биологические системы для человеческого тела — неотъемлемой частью Божьего замысла, дающими жизнь, когда они функционируют здоровым образом. Поскольку Бог является творцом этих сфер, было бы хорошо, если бы мы посвятили усилия пониманию Его целей для каждой из них.

Ни одна часть человеческого опыта не должна быть прожита за пределами Царства Божьего. Мы должны делать все, что мы делаем, coram deo – намеренно жить своей жизнью в присутствии Бога. Это потому, что Иисус является и намеревается быть Господом всех измерений нашей жизни, как личной, так и общественной. Поэтому давайте молиться, чтобы Бог научил нас, как правильно представлять Его на всех этих различных аренах общества. Пусть это новое понимание поможет нам всем открыть для себя, как мы можем верно ходить в Божьих целях во всех социальных сферах влияния.

© 2020 Youth With A Mission (корпорация в Калифорнии, США, основана в 1961 г.): «Четыре слова наследия YWAM».

Скачать «Семь сфер влияния» здесь

Скачать все устаревшие слова здесь

СКАЧАТЬ

СКАЧАТЬ

Запах места — Сфера влияния индивидуумов — JCMM

Сфера влияния индивидуума на его эволюцию к существованию или совершенству может быть в общих чертах указана как

  • Семья
  • Духовность
  • Образование
  • Рабочее место
  • Ассоциация
  • Природа

Каждое из них представлено набором символов, понятий, материальных ценностей и верований, которые в широком смысле составляют культуру, и если мы понимаем культуру как «все, что делает человека, и внутри всего, что делает человек», они источают аромат жизни. Более внимательное изучение понимания совершенства объясняет, что каждый из нас несет в себе аромат, которым мы поражены.

Дом представляет семью и отражает наше первое представление о мире. Наше представление о любви и отношение к жизни неразрывно связано с ароматом любви в доме. Любой запах недоверия, предательства, ненависти уходит корнями в дом. Важно иметь дома аромат доверия, привязанности, сострадания и сопереживания. Все члены семьи, включая живые и неживые существа, должны излучать аромат доверия и любви. Это формирует отношение человека к жизни.

Духовность — это наша связь с высшей истиной. Иконы и места поклонения предназначены для осознания бесконечного энергетического творения и истины, а также для осознания необходимости искать цель, и это достигается за счет непоколебимого внимания к фокусу, полученному из беспрекословной преданности. Запах смирения берет свое начало в духовности. «Васудайва Кутумбакам» — это концепция, которую мы узнаём из нашего духовного понимания. Если не то же самое, то все элементы человечества равны — это послание, которое должно быть центральным в нашей идее религии.

Образование – это не передача культуры, а культура эволюции. Если бы эволюция не была сознательным процессом, тогда рост был бы непреднамеренным, а затем случайным. Вершина сознания посещается только в состоянии радости и счастья. Поэтому место обучения является источником аромата радости. Сама цель образования должна сделать человека смиренным.

Рабочее место : Наша цель существования находит смысл только в том, чтобы быть продуктивным, акт творчества, инноваций и вклада может принимать участие только через чувство цели. Организация должна пахнуть целеустремленностью среди людей. По словам доктора Сумантры Гошала, рабочая сила подразделяется на четыре категории в зависимости от энергии и сосредоточенности на работе.

Авторы выделяют четыре типа поведения в зависимости от уровня энергии и сосредоточенности, которые проявляет человек.

Неистовый : Они очень энергичны, но очень рассеяны и кажутся окружающим безумными, отчаянными и поспешными.

Прокрастинаторы: Они откладывают работу, которая действительно важна для организации, потому что им не хватает энергии и сосредоточенности. Они часто чувствуют себя неуверенно и боятся неудачи.

Отдельный: : Они полностью отстранены или отстранены от своей работы. Они сосредоточены, но лишены энергии и часто кажутся отчужденными, напряженными и апатичными.

Целеустремленные: Они выполняют свою работу. Они очень сосредоточены и энергичны и кажутся задумчивыми и спокойными среди хаоса.

Ассоциация : Наше существование в обществе оправдано только нашим чувством уважения, сопереживания и относительности среди составляющих. Ассоциация должна представлять чувство дисциплины и служения в признании универсальности бытия людьми. На это большое влияние оказывает наша сфера влияния в семье, образовании и духовности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *