Учебная литература по юридической психологии
Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Ташкент, 2002.
Наблюдение играет важную роль в осуществлении профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно позволяет выявлять преступную деятельность лиц, представляющих для органов внутренних дел оперативный интерес, их связи, личностные качества, места хранения и сбыта похищенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым событиям и т.п. Умелая организация процесса наблюдения, конечно в совокупности с другими способами организации профессиональной деятельности, во многом способствует своевременному предупреждению, быстрому раскрытию, полному расследованию преступлений, розыску скрывшихся преступников. Под наблюдением в психологической науке понимается преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие, предпринимаемое с целью изучения предмета, явления. Целенаправленность и организованность при наблюдении не только позволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но и дает возможность распознавать в нем единичное и общее, различать детали предмета и устанавливать некоторые виды его связей с другими объектами. Иными словами, наблюдение — не простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от друга, а сочетание чувственного и рационального познания. Профессиональное наблюдение — это целенаправленное и специально организованное восприятие сотрудником органов внутренних дел значимых для решения оперативно-служебных задач явлений и процессов. К числу последних относятся прежде всего проявления личности (правонарушителей, лиц, состоящих на профилактическом учете, осужденных, потерпевших, свидетелей и др. ), ее состояния, действия, различные объекты, изучение которых имеет значение для раскрытия и расследования преступлений, деятельность самого сотрудника и пр.Психологическая природа профессионального наблюдения весьма многогранна. Наблюдение — наиболее развитая форма преднамеренного восприятия. Сотрудник при этом воспринимает не все из того, что бросается ему в глаза, а вычисляет наиболее важное, необходимое, интересное. Это обусловлено целями, задачами, планом, которые обычно лежат в основе наблюдения. Наблюдение всегда опирается на активную работу органов чувств. Для сотрудника органов внутренних дел это, в первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в наблюдении играет внимание, выступающее его регулятором. Через внимание, как направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах, реализуются цели и план наблюдения. Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутренних дел характеризуется эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Его условия определяются психологическими особенностями деятельности сотрудников. В связи с этим наблюдение, как способ деятельности сотрудников органов внутренних дел, должно удовлетворять следующим психологическим требованиям. Во-первых, сотруднику необходимо предварительное знание особенностей личности тех лиц, в отношении которых он проводит наблюдение (например, характера и направленности их преступной деятельности, преступного опыта, их склонностей, интересов и т.п.). Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем запоминания или иным путем (в необходимых случаях и с использованием технических средств) конкретные действия и поведение объекта наблюдения. В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с ранее полученными данными о наблюдаемом и оперативно анализировать результаты этого сопоставления с целью предвидения действий объекта наблюдения. Успех наблюдения в конечном счете предопределяет интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органов внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:
Наблюдение как психический процесс и определенная форма профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности, как профессиональная наблюдательность — комплексное свойство личности, выражающееся в возможности подмечать профессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности оперативной обстановки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профессиональной наблюдательности сотрудника — устойчивый интерес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразная психологическая «повернутость» к ним. Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблюдательности сотрудника? Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значение для решения профессиональных задач сотрудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апатию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа). Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию, имеющую значение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником. В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания, обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах). Важнейшее направление развития профессиональной наблюдательности — овладение сотрудником техникой профессионального наблюдения, которая включает в себя приемы и способы его осуществления, основанные на соответствующих психологических закономерностях. Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы. Общая внимательность. Не давая себе никакого предварительного задания, выясняете, что осталось замеченным от впечатлений, с которыми столкнулись. Направленная внимательность. Дается задание на внимательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее предмет вопроса не был известен. Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем показывается это явление. Одним из распространенных приемов развития профессиональной наблюдательности является следующий: всмотревшись в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на этого человека. Внимание и наблюдательность в процессе упражнений развиваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблюдательности надо считать такой ее уровень, когда она становится не только чертой личности сотрудника, но и чертой его характера, когда она проявляется во всех видах его деятельности. Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы.
4. Развитие интеллектуальных качеств
В решении профессиональных задач, стоящих перед сотрудником органов внутренних дел большое значение имеет активизация его профессионального мышления. Значение и роль профессионального мышления определяется рядом моментов. Во-первых, интеллектуальные качества, развитое мышление неотъемлемо связаны со спецификой деятельности и необходимы при решении практически любой оперативно-служебной задачи. Без них невозможно выявить тщательно замаскированное преступление, выиграть интеллектуальную схватку с умным, расчетливым преступником, разобраться в противоречиях человеческой натуры и установить истину. Во-вторых, важные перемены в обществе заметно обостряют проблему интеллектуальных ресурсов. Важные задачи, стоящие перед нашим обществом, формируют потребность в новых подходах, в новом мышлении при решении задач в сфере правопорядка. Именно от профессионализма мышления во многом зависит эффективность деятельности сотрудника органов внутренних дел в современных условиях. В-третьих, профессиональное мышление — это не только интеллектуальный ресурс, потенциал, который надо привести в движение, но прежде всего рычаг, инструмент активизации человеческого фактора в органах внутренних дел. Под мышлением в психологии обычно понимают умственную деятельность, с помощью которой человек раскрывает сущность явлений, их связи и отношения. Профессионально развитое мышление — важное качество сотрудника, проявляющееся в способности познавать существенные свойства предметов, людей и их поступков, имеющих отношение к решаемым профессиональным задачам, находить закономерные связи между ними2. Уметь мыслить — это значит применять имеющиеся знания, опыт, уметь думать, размышлять, рассуждать при решении стоящих перед сотрудником задач. Мышление сотрудника — это способность решения новых и сложных оперативно-служебных задач, способность находить новые подходы к решению практических проблем. Большой интерес для сотрудников может иметь овладение ими приемами активизации профессионального мышления. Под этими приемами следует понимать способы сознательной, произвольной самоорганизации мыслительного процесса, основанных на соответствующих психологических закономерностях. При использовании таких приемов полезна привычка осознавать ход своей мысли, вырабатывать для себя определенные правила, учитывать свои индивидуальные особенности. При обучении этим приемам сотрудник может сталкиваться с рядом психологических барьеров, мешающих формированию техники профессионально мышления. Среди них можно выделить следующие: 1. Мотивационные:
2. Социально-психологические:
3. Индивидуально-психологические:
4. Культурно-языковые:
5. Перцептивные:
6. Интеллектуальные:
Важно, чтобы сотрудник смог научиться преодолевать данные барьеры, которые возникают в его интеллектуальной деятельности и отрицательно влияют на ее эффективность. К основным приемам активизации профессионального мышления относятся: 1. Прием уяснения профессиональной задачи. С этого нужно начинать любое дело. Исходную общую задачу необходимо разложить на несколько простых, элементарных подзадач. Важно проявлять внимание к деталям, мелочам, ничего не упускать из вида. При этом необходимо стараться иметь несколько вариантов решения задачи. 2. Прием оптимизации поиска решения. Выделяется отправной пункт, исходная точка поиска, при этом устанавливаются и регулируются также границы и зоны поиска. Происходит выбор, сочетание и пересмотр стратегий поиска. 3. Прием построения мысленной картины исследуемого события. Сотруднику требуется осуществить наглядно-образную проработку исходных элементов и картины в целом и на основе этого осуществить построение схемы исследуемого события (это может быть реализовано в форме оперативных или следственных версий). Необходимо проследить и проработать связи между элементами события, рационально увязать их в целостную картину, найти решающее звено. 4. Прием психологизации мышления. Заключается в психологической ориентировке в исследуемой ситуации (например, разобраться в мотивах поведения подозреваемого), проведении психологического анализа и осуществлении на его основе прогнозирования развития ситуации в дальнейшем. Используется рефлексия — размышления за противную сторону. 5. Прием активизации самоконтроля мышления. Важна установка на самокритику. Необходимо проверять себя с использованием словесных формул самоконтроля («Как у меня это получилось?», «Почему я пришел к такому выводу?» и т.п.). Нужно стремиться к исключению субъективизма в своих выводах и оценках, отстранению от личных симпатий и антипатий. 6. Прием преодоления умственного тупика. Необходимо выявлять и преодолевать зацикливания в ходе мыслительной деятельности, возвращаться к исходной ситуации. Полезно в таких случаях привлекать на помощь других сотрудников — «со свежим взглядом». Как уже отмечалось, проведение оперативно-служебных мероприятий часто происходит в условиях противоборства. Стремление сторон к достижению прямо противоположных целей создает ситуацию, когда каждый из противников, планируя свои действия, учитывает действия другого, создает ему помехи и трудности, чтобы обеспечить себе выигрыш. При этом на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения «соперничающие» стороны. В психологии такая мыслительная работа обозначается термином «рефлексия», т.е. размышление, связанное с имитацией мыслей и действий противника и с анализом собственных рассуждений и выводов. При наличии противодействия побеждает та сторона, которая имеет превосходство в рефлексии. Отсюда ясно, как важно для сотрудника уметь предвидеть возможные действия лица, совершившего преступление, как важно не только предугадывать эти действия, но и своевременно обеспечивать их изменение, локализацию. Это можно осуществить только в том случае, если с подобной целью постоянно собирают, изучают информацию и моделируют процесс ее использования. Рефлексивное управление поведением противодействующего лица основано на:
Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет сотруднику не только предвидеть поведение своего соперника, регулируя тем самым и собственное поведение, но и активно влиять на его рассуждения, формировать у него основания для принятия желательного сотруднику решения.
|
Читать онлайн «Наблюдательность Шерлока Холмса.
Как развить наблюдательность?», Владислав Луговский – Литрес© Владислав Луговский, 2022
ISBN 978-5-0053-9416-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Наблюдательность – это способность видеть характерные особенности людей, предметов и явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Люди годами могут ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время.
Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – его вторая натура. Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и его незаурядный ум позволяли ему быстро находить преступников. Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист», также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем, было совершено преступление.
Следить за ходом мысли детективов и сыщиков – немалое удовольствие, и поневоле начинаешь завидовать их проницательности «белой завистью». И ведь действительно, не каждый человек способен подметить значимые подробности каких-либо явлений и фактов. Однако это поправимо в любом возрасте, вне зависимости от ваших текущих способностей. Хорошая новость в том, что наблюдательности можно и нужно научиться!
Эта книга даёт вам, возможность сделать ту самую наблюдательность, частью вашей повседневной жизни. Вам остаётся лишь неукоснительно следовать чётким не сложным инструкциям и результат в данной сфере будет получен быстрее, чем вы можете себе это представить. Цель данной книги, воспитать в вас привычку наблюдать и анализировать, так как это делают те самые детективы, которыми мы все так восхищаемся.
Развивать собственную наблюдательность важно по целому ряду причин. В первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности. Если вы учитель, то ваша наблюдательность должна быть направленна на детей, их поведение и всяческие негативные изменения, которые необходимо заметить и искоренить на ранних стадиях развития. Если вы медик, то ваша наблюдательность должна быть направленна на ваших пациентов. Используя этот навык, вы с лёгкостью научитесь определять еле заметные заболевания, скрытые от глаз ваших коллег. С подобным подходом, вы словно Джозеф Белл, британский врач, обладающий поразительной наблюдательностью, ставший прообразом знаменитого на весь мир Шерлока Холмса. Если ваша работа связана с сыскной деятельностью, то, наблюдая, вы можете быстро вычленить основную черту характера субъекта, без труда распознать эмоции и дать характеристику его внутреннему состоянию, что делает это умение ещё более ценным, как на рынке труда, так и в повседневной жизни. В долгосрочной перспективе, используя свою наблюдательность в вашей профессиональной деятельности, вы зарабатываете статус лучшего в своей нише и стремглав стремитесь вверх по карьерной лестнице.
Однако ваша способность замечать детали, не ограничивается лишь вашей работой или хобби. Она применима и в повседневной жизни. Если вы мать, то ваша наблюдательность способна помогать вам в воспитании детей, т. к. вы без труда замечаете, что от вашего ребёнка пахнет табаком или спиртным. Если вы творческая натура, то способность видеть того чего не видят другие, позволяет вам создавать воистину поразительные предметы искусства. Если вы считаете себя обычным человеком, то ваша наблюдательность и смекалка оберегает вас от большинства неприятностей, к которым склонны «слепые» по собственные воли люди.
Увы, но большинство людей ленивы и не любопытны! Именно лень и отсутствие любознательности – главное препятствие в искусстве наблюдения. Если лень практиковаться, то и не любопытно знать. Как результат, самая важная информация проходит мимо, а в мыслях вместо соображений и умозаключений – какая-то похлёбка из головного овоща. И это далеко не шутка, а самая настоящая и очень прискорбная действительность. Если подойти к кому-нибудь из вашей семьи и попросить подробно описать, как выглядит их автомобиль, то вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, совсем очевидные детали люди просто не обращают внимания. И всё это совершенно неверный подход к жизни. Пускай сейчас вы и сами можете не знать деталей тех вещей, которыми владеете, однако это поправимо с помощью регулярных занятий, которые не отнимут у вас много времени.
Каждое новое наблюдение. Каждое простое умозаключение, сделанное на основе простого факта, развивает нашу способность наблюдать и анализировать. И именно так закладывается фундамент для новых навыков мышления. Именно так наблюдательность становится второй натурой. Именно так, одни люди становятся лучше других людей. И что самое главное. Именно так вы, становитесь лучше самого себя.
Однако вы не виноваты в том, что вы не наблюдательны. Вы не виноваты, что смотрели, но не видели. Вы не виновны и в том, что были просто не способны замечать что-либо. Отнюдь нет. Ведь вы не знали, как это делать? Куда смотреть? Что замечать? Где искать? И т. д.
В основе этой книги лежит проверенный подход, по приобретению привычки наблюдать. Достигать этого, вы будете с помощью простых, но очень эффективных упражнений на развитие способности фиксировать детали, как во внешнем, так во внутреннем мире. Данная книга является сокровищницей практичных знаний. Реализация которых, позволит прозреть, словно слепцу, внезапно отбредшему ясное зрение. Используя специальные методики и техники наблюдения, вы шаг за шагом открываете для себя доселе не виданный мир деталей, ускользающий от взора простых обывателей. Овладев секретными способами наблюдения, этот процесс станет для вас самым увлекательным. К концу чтения данной книги в вашем распоряжении окажутся все самые необходимые знания, умения и упражнения, которые точно приведут вас к поставленной цели.
Если вы хотите по-прежнему не замечать всех деталей и красок мира. Если вы всё так же хотите видеть мир сквозь размытую призму. Если вы так и планирует быть «слепым» от рождения человеком. Тогда вам стоит закрыть эту книгу и остаться в своём чёрно-белом мире, без капли ясности в собственных глазах. Однако если вы горите желанием видеть чёткий мир. Видеть то, что скрыто от глаз обычных людей. Видеть, так, как видел Шерлок Холмс. То данная книга однозначно для вас. И вам, пора по-настоящему открыть глаза и наконец-то увидеть мир, полный ранее не виданных красот. И именно это, ваш путь избавления от рабства собственных глаз.
Наблюдательность – это просто! И начать зрячий образ жизни может любой желающий. Проблема лишь в том – желаете ли этого вы?
Глава 1. Душа наблюдательности
«В делах человеческих лучше разбирается не тот, кто больше прожил, а тот, кто больше наблюдал»
Артуро Граф
Люди не наблюдательны. И это удручающий факт. С каждым днём, людей с расстройством внимания становится только больше. Всё больше шума. Всё больше отвлечений. Всё больше и больше объектов, которые человек уже в состоянии замечать. Изо дня в день, люди ходят по одним и тем же улица. Ездят одними и теми же маршрутами. Гуляют в одних и тех же парках. Но ничего не видят. Ничего не наблюдают. И ничего не замечают. Каждый раз беря в руки смартфон, человеческое внимание подвергается сильнейшей расфокусировке. Здесь лайк надо поставить. Тут комментарии почитать, а вот тут новости полистать. И как итог: человеческое внимание, а вместе с ним и способность наблюдать, бесследно улетучивается. Однако в этом нет вашей вины, как и вины смартфона как таковой. Всё дело в том, что люди позабыли, а некоторые так и не познали, что же такое настоящее зрение. Кристально чистая форма собственного взгляда. Прозрачный омут собственных глаз. Который по причине незнания и не умения, засорён отходами производства повседневной жизни. Текущие регалии таковы, что человек, забыл про самый древний способ познания мира – наблюдение. С помощью своих глаз, человек замечал, изучал и понимал мир вокруг него.
Однако при этом, фундаментальной разницы между глазами неандертальцев и современных людей – нет. Есть лишь одно отличие. И оно заключается в способности не просто видеть что-то, а в способности замечать это. И уже на основе замеченного, сделать вывод. Подобный тем, что делал великий сыщик Шерлок Холмс в рассказах Артура Конан Дойла. И вот один из примеров подтверждающий эти слова:
« – Когда я слушаю ваши рассуждения, – заметил Ватсон, – все кажется мне до смешного простым – настолько, что я и сам догадался бы без труда, но в каждом отдельном случае я пребываю в растерянности до тех пор, пока вы не объясните ход своих мыслей. Тем не менее я убеждён, что мой глаз зоркостью не уступает вашему. – Вот именно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и откидываясь на спинку кресла. – Вы видите, но не замечаете. Разница очевидна. К примеру, вы часто видите ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату. – Да, часто. – Сколько раз вы уже видели их? – Несколько сотен. – И сколько же там ступенек? – Ступенек?.. Не знаю. – Именно! Вы не заметили. Хотя видели их. О том и речь. А мне известно, что ступенек там семнадцать, потому что я и видел их, и замечал».
И чтобы понять, о чём же идёт речь. Прежде всего, стоит начать с той разницы, которая существует между наблюдением и наблюдательностью. И так, наблюдение – это метод исследования, заключающийся в активном, систематическом и целенаправленном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о его свойствах. В свою очередь, наблюдательность – это способность видеть характерные особенности людей, предметов и явлений. Своего рода это способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений и фактов. Она приобретается в процессе систематических занятий любым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Разница между наблюдением и наблюдательностью заключается в том, что, наблюдая за чем-либо, мы прикладываем усилия, чтобы понять свойства того или иного объекта. Например, наблюдая за человеком, мы можем увидеть, как он себя ведёт, что он делает, во что одет и т. д. Другими словами, мы, приложив усилия, замечаем какие-то характеристики этого человека. Но если говорить о наблюдательности, то это свойство именно смой личности замечать те или иные объекты, но уже в некотором, бессознательном автоматическом состоянии. Говоря иначе, наблюдательность – это часть идентичности человека, его характеристика, такая же как остроумие или храбрость, работающая бессознательно, на уровне привычки. По сути, наблюдательность, является побочным эффектом от постоянного наблюдения. Чтобы это стало понятнее, представьте курящего человека, где курение – это наблюдение, а рак лёгких – это наблюдательность, которая является побочным действием постоянного курения. Поэтому в дальнейшем, вы будет становиться курильщиком в отношении наблюдения. И планомерно идти к тому, чтобы привить себе привычку наблюдать.
Следующее, между, чем стоит расставить точки, так это внимание и внимательность. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении и деятельности. Внимательность – это свойство сознания, основанное на повышенной сосредоточенности и концентрации внимания на каком-нибудь объекте, явлении или деятельности. Говоря по-другому, это способность личности сосредотачиваться на одном объекте или действии в течение значимого времени.
Разница между вниманием и внимательностью, очень похожа на разницу между наблюдением и наблюдательностью. Только в данном случае, речь идёт о способности сосредотачиваться на определённом предмете. И если это происходит сознательно, например, сосредоточение на написании текста, то это называется внимание. Если это происходит автоматически, без приложения усилий на уровне свойств личности, то это уже внимательность.
Тем временем различие между наблюдательностью и внимательностью состоит в том, что первом случае человек на уровне своей личности замечает детали. А во втором, он на том же уровне может концентрировать своё внимание на любом из объектов. При этом важно понимать, что связь между первым и вторым явлением есть, и заключается она в способности видеть тот или иной объект определённым образом. Важно отметить, что эти два свойства личности (сознания) взаимодополняют друг друга и находятся в некотором симбиозе. Поэтому для развития вашей наблюдательности есть смысл улучшать не только навык наблюдения, но и повышать свою внимательность.
Не менее важно в развитии своих зрительных способностей. К примеру, повышение чёткости собственного зрения. Или возможность научиться двигать глазами быстрее обычного. Однако при этом важно и понимание того, что «наблюдать», а, следовательно, «замечать» – это отнюдь не то же самое, что и «видеть». Видеть – это пассивное состояние. Например, вы видите свой офис и людей, работающих в нем, но не замечаете деталей и не сможете использовать эту информацию при необходимости. Наблюдать означает сознательно и активно обращать своё внимание на объекты восприятия. Например, вы наблюдаете за работой и поведением ваших коллег. Анализируете информацию и затем вырабатываете специфические подходы для общения с каждым из них. С эволюционной точки зрения эта способность нам дана, чтобы подмечать важные мелочи в природе и поведении животных, поэтому она является жизненно необходимой.
В своих письмах с Сахалина, Чехов писал: «Я видел все, стало быть, вопрос теперь не в том, что я видел, а как видел». Бальзак говорил о тех, которые «смотрели, да не видели». Серов начинал занятия со своими учениками с «постановки зрения». «Растопырьте глаза, чтобы видеть что нужно», – твердил он. И всё эти слова, снова переносят нас в самое начало главы. Где было сказано, что просто видеть. Не значит наблюдать и замечать детали.
Помимо этого, особенности наблюдательности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит и за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объёма имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удаётся благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого. Но и перевод его на вербальный уровень, а значит – обобщение. Но более подробно об этом и составляющих процесса наблюдения, вы узнаете из следующих глав книги.
Зачем развивать наблюдательность
Как и множество других вещей в этом мире, наблюдательность – уникальное индивидуальное явление. Каждый, кто занимается какой-то деятельностью, сам для себя решает, зачем он это делает. И развитие собственной наблюдательности не становится исключением. В самом начале книги, приводились несколько примеров того, зачем человеку и вам, необходимо развивать себе способность видеть мир в деталях. Например, учителям, воспитателям, психологам, врачам важно по внешности и поведению распознать внутреннее состояние другого индивида. Особенно это качество важно для работников правоохранительных органов. Посредством наблюдения профессионал может составить отчётливый психологический портрет личности.
В первую очередь, самостоятельно отвечая на вопрос «Зачем мне развивать наблюдательность?», обратите внимание на свою профессиональную деятельность, хобби и досуг. Мысленно прокрутите воспоминания о них и задайтесь следующими вопросами:
– Зачем мне наблюдательность в …?
– Что принесёт мне повышенная наблюдательность в …?
– Какие вещи требуют от меня повышенной наблюдательности?
– Каким я буду, если начну наблюдать? Как изменится моя жизнь?
– Что я смогу делать лучше, если буду больше наблюдать?
После этого, постарайтесь обобщить все ответы эти на вопросы и дайте общий ответ на главный вопрос «Зачем мне развивать наблюдательность?». Например, вот как описывает значение своей наблюдательности Аткинсон Джон Уильям (американский психолог, специалист в области психологии мотивации) в своей статье о развитие наблюдательности:
«Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем. Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем. Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение. Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, учёные и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности».
В трудах Б. Г. Ананьева наблюдательность понимается как способность к наблюдению, являющаяся частью социальной перцепции. Он полагал, что наблюдение необходимо для познания внешнего мира, для организации когнитивных процессов в деятельности, направленную на познание внешнего мира.
В исследованиях Л. С. Выготского наблюдательность анализируется как качество, без которого невозможен выход за пределы видимого и отыскание ненаблюдаемого смысла, что обусловливает её важность, так как, «если бы каждый имел только те реакции, которые могут быть наблюдаемы всеми, тогда никто не мог бы ничего наблюдать». Данное положение особенно важно для специалистов профессий типа «человек—человек», так как именно им приходится находить смысл в наблюдаемых поступках и особенностях человека.
Примечание: Профессии типа «человек—человек», связаны с межличностным контактом. Например, врача и пациента, учителя и ученика, следователя и подозреваемого.
В своих трудах М. Я. Басов отмечает, что развитая наблюдательность – одно из важнейших условий формирования личности. Познание окружающего мира базируется на информации, которую мы получаем от органов чувств. От качества полученных сведений зависит успешность ориентации в нем. Особенно это качество ценно для профессионального мастерства. Причём степень развития наблюдательности зависит от выполняемой человеком функции. Поэтому наблюдательность, по мнению Басова, становится гарантом успешности в выбранной сфере деятельности. Развитая наблюдательность помогает преодолеть ошибки восприятия, позволяя сконцентрироваться на значимых объектах, исходя из имеющихся целей.
Но, так или иначе, наблюдательность может понадобиться человеку и в его, казалось бы, обыденной жизни. И как нельзя лучше, данный факт, отражает следующая притча:
«Один знаменитый венский хирург рассказывал студентам, что хирург должен обладать двумя качествами: он не должен быть брезгливым и должен быть наблюдательным.
С этими словами он погрузил палец в какую-то вонючую, тошнотворную жидкость, потом вытащил его, засунул себе в рот и обсосал. Потом он попросил каждого студента повторить увиденное. Студенты бесстрашно сделали то, о чём их просили.
Улыбнувшись, хирург сказал:
– Господа, поздравляю вас, вы прошли первый экзамен. Но, к сожалению, второй экзамен вы завалили, ибо никто из вас не заметил, что я облизал не тот палец, что погружал в жидкость»
И именно подобные случаи, которые происходят с человеком каждый день. Приводят к логичному выводу, что наблюдательность – это индивидуальное явление личности и сознания, которое необходимо развивать в зависимости от своих жизненных целей.
Обратите внимание! 4 вещи, которые помогут улучшить вашу наблюдательность
Перейти к основному содержанию
Дон ЛэнгДон Лэнг
Командный и исполнительный тренер | Педагог | Автор | Спикер | Советник по талантам
Опубликовано 29 апреля 2021 г.
+ Подписаться
Прошлой весной, когда все закрылось из-за пандемии, мы с женой начали ежедневные прогулки в ближайшем парке. Когда мы шли по тропе день за днем, я замечал множество образов, звуков и запахов по пути. Я начал замечать вещи от малейших изменений течения воды в ручье до угла наклона солнца на деревьях.
Должен сказать, я был доволен своей наблюдательностью. То есть до другого дня.
Сворачивая с подъездной дорожки в поисках встречных машин, я взглянул на двор моего соседа и увидел рабочих, заканчивающих убирать щепу с пня, который они, по-видимому, перемололи. Ждать! Там было посажено дерево?
Сколько бы раз я ни пятился по подъездной дорожке и не смотрел в том направлении, я не мог вспомнить, что это за дерево, какой оно было высоты и как долго оно там стояло. И это заставило меня задуматься: «Действительно ли я делаю все возможное, чтобы быть более наблюдательным? Обратить внимание?
Хорошо, обратите больше внимания, но на что? Мы уже обращаем внимание на наши телефоны, электронные письма, данные о бюджете, доходах или привлечении клиентов, статусе проекта и так далее, просто чтобы упомянуть некоторые темы, связанные с работой. В то время как мы концентрируемся на этом, лидеры постоянно говорят в опросах, что нам нужно больше инноваций, больше творчества.
Одна вещь, которую мы знаем о творчестве и инновациях, это то, что они требуют любопытства. Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн и Стив Джобс были особенно любопытными личностями. Они смогли установить связи между различными областями и при этом создавать и вводить новшества. Они обращали внимание на людей, места и вещи, на которые другие не обращали внимания.
Иногда достаточно просто внимательно слушать. Прислушиваться к коллегам, клиентам, потенциальным клиентам, семье, друзьям, незнакомым людям и людям, сильно отличающимся от нас самих. Книга Роба Уокера «Искусство замечать » — особенно интересная книга, содержащая множество советов о том, что вы можете сделать, чтобы быть более наблюдательным и уделять больше внимания. Хотя некоторые идеи могут показаться более подходящими для художников, фотографов и дизайнеров продуктов, многие из них могут быть адаптированы для любого бизнес-профессионала.
Вот несколько предложений от Уокера; некоторые с моей изюминкой:
- Посмотрите на вещи с другой точки зрения . Например, Уокер предлагает наблюдать, как если бы вы были историком, футуристом, плохим гостем, импровизатором и/или ребенком. Посмотрите на мир с каждой точки зрения. Что бы вы подумали? Как бы вы себя вели? Что ты заметил? Найдите закономерности и запишите их. Есть ли вещи, которые вам нужно исследовать дальше? Принятие на себя этих разных «ролей» выводит вас за пределы распространенного сейчас подхода «поставьте себя на место вашего клиента». Паттерны или сбои, которые вы заметили, позже могут повлиять на подход к инновациям.
- Создание обзоров Yelp . Уокер предлагает создавать Yelp-обзоры повседневных вещей. Предметы, встречи, звуки, встречи и т. д. Уделите достаточно внимания, чтобы написать подробный отзыв о том, что было интересным, раздражающим, запоминающимся и т. д. Не так важно, на что вы обращаете внимание, как то, что вы делаете. Используйте это упражнение, чтобы расширить свои навыки внимания, задействовав все свои чувства.
- Пожаловаться на что-то . «Ищите то, что сломано», — говорит Уокер. Может быть, он даже не сломан, просто раздражает или что-то, что вы находите уродливым. Какие аспекты здания, продукта, предмета одежды, очереди в аэропорту и т. д. привлекают ваше внимание. Почему? Какие из ваших ценностей в игре? Возможно, приведенное здесь наблюдение побудит вас выдвинуть идею в поддержку изменений. Возможно, нет. В любом случае вы оттачиваете свои навыки внимания.
- Прогулка с экспертом . Найдите эксперта в чем-то, что отличается от ваших собственных знаний (скажем, в архитектуре, фотографии, природе и т. д.), и прогуляйтесь с ним по району, с которым вы знакомы (ваше офисное здание, район, парк и т. д.). Обратите внимание, поскольку они указывают на вещи, которые вы, возможно, раньше не замечали. Как вы скучали по ним раньше? Какое влияние оказывает на вас «видение» их сейчас?
Многие предложения включают заметки о ваших наблюдениях с использованием всех ваших органов чувств. Это оттачивает ваши навыки концентрации внимания и наблюдательности. У да Винчи было более 7200 страниц заметок о наблюдениях, мыслях и вопросах, многие из которых касались вещей, которые мы могли бы считать неясными. Просмотр наших заметок и рисунков часто помогает нам соединить точки, необходимые для преодоления дисциплин. Быть креативным и инновационным.
Но все начинается с внимательности. На что вы обратите внимание на предстоящей неделе?
Дон Лэнг — директор Talent Effects ( www.talenteffects.com ), коуч руководителей и команд, дизайнер по развитию лидерства, консультант по привлечению талантов. Он также является соучредителем Blue Key Partners ( , www.bluekeypartners.com )
.Пять вещей, которые вы можете сделать для своего профессионального развития до 31 декабря
1 декабря 2022 г.
Задумался об увольнении работников. Сначала лучше подумайте о своем бренде талантов.
10 ноября 2022 г.
Интервьюеры: Меньше говорите; строить больше взаимопонимания.
29 сент. 2022 г.
Когда вы начинаете адаптацию нового сотрудника? Раньше, чем вы думаете.
30 августа 2022 г.
Команды нуждаются в доверии, чтобы работать хорошо с течением времени
17 марта 2022 г.
Есть ли у вашей команды смелость?
17 февраля 2022 г.
Ваша команда делает все возможное?
3 февраля 2022 г.
Как добраться и добиться успеха
25 января 2022 г.
Ищете значимое новогоднее решение?
6 января 2022 г.
Когда передовой опыт для команд не работает
28 окт. 2021 г.
Основные истины и навыки наблюдения
Журнал Attention, февраль 2018 г.
Загрузить PDF
МОЙ ДРУГ РИК ГРИН из TotallyADD имеет долгую историю на телевидении. Он помог мне использовать мои базовые навыки наблюдения, чтобы открыть то, что я называю основной истиной: факты не продаются; истории делают. Как это может быть? Факт есть факт. В историях могут быть факты, но правила вымысла. Истории правят, и истории, которые мы рассказываем себе, контролируют наше внимание. Эврика! Это многое объясняет. Давайте посмотрим на некоторые примеры.
Продавец с СДВГ однажды сказал мне, что он был мотивирован на то, чтобы сделать свой отчет о расходах, потому что его компания, вероятно, должна ему более 15 000 долларов. Факт: он не подавал отчет о расходах более шести месяцев, потому что ненавидел вести учет расходов; они отнимали много времени, утомительно и скучно.
Другой клиент сказал мне, что позвонить его родственникам по поводу танцевальных вечеров его дочери было легко. Факт: он откладывал это на три недели только для того, чтобы узнать, насколько это сложно, потому что ему придется сделать множество других звонков. Почему? Потому что он не мог ответить на такие вопросы, как где припарковаться, что надеть или как долго будет длиться мероприятие.
Один из моих клиентов, психиатр с СДВГ, читал мне статьи (рассказы) о том, что люди с СДВГ дезорганизованы, что он неорганизован и не может саморегулироваться, и что я не смогу Помоги ему. Факт: он окончил медицинский институт, прошел ординатуру и имел давно налаженную прибыльную практику. Если это неорганизованно, запишите меня!
За годы коучинга я научился игнорировать историю и использовать базовые навыки наблюдения, чтобы обнаружить множество основных истин, которые я добавил к тому, что узнал от Рика. Вот некоторые из них:
• Вы были бы мертвы, если бы у вас не было мотивации.
• Все, что вы когда-либо делали, было связано с вашей мотивацией.
• Все, что вы не сделали, произошло потому, что у вас не было мотивации сделать это в то время, когда вы думали, что должны это сделать.
У моего продавца не было мотивации вести учет своих расходов. Это было утомительно и скучно, и были другие вещи, которые он предпочел бы делать.
Все, что вы считаете легким, но не сделали, на самом деле сложно. Признай это. Если бы это было действительно так просто, это было бы уже сделано.
Если бы люди с СДВГ были по-настоящему неорганизованными, они не смогли бы функционировать в мире, который мы знаем, не говоря уже о том, чтобы закончить медицинский вуз.
Моя мама недавно вспомнила, как она смотрела на небо, прежде чем решить заняться стиркой, потому что ей нужно было повесить одежду на бельевой веревке. Она не могла доверять рассказу синоптика, потому что он чаще ошибался, чем был прав.
Моя точка зрения такова: простое наблюдение скучно, скучно и требует усилий. Тем не менее, история интересная, захватывающая и привлекающая внимание. Корпоративная Америка взломала этот код. Они не продают то, что вам нужно или что вы хотите; они продаются на основе истории, которую вы хотите услышать. Когда это не сработает, корпоративная Америка снова продаст его вам. Почему? Потому что вы покупаете историю о том, что хотите сделать, а не факты.
Используя основные истины, которые я узнал от Рика, я смог увидеть другие основные истины, которые помогли моим клиентам признать факты, касающиеся того, почему они не были мотивированы вести учет своих расходов, задачи были не такими простыми, как они думали, и они это сделали. действительно есть чувство организации.