Синдром дефицита внимания: Причины, симптомы, диагностика и лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.
Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.
Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.
Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.
Симптомы
Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.
Признаки гиперактивности:
- Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
- Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
- Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
- Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
- Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно.
- Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
- Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Диагностика
Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.
Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.
Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.
От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.
Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.
Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.
Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.
Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.
Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.
Внимание! Ботулизм!
Ботулизм – потенциально смертельное инфекционное заболевание, вызванное ботулиническим токсином.
Возбудитель инфекции – бактерия — Clostridium botulinum (C. botulinum), образующая споры, которые выдерживают кипячение до 5 часов (при домашнем консервировании продуктов споры сохраняются). Споры помогают бактериям выжить, даже в экстремальных условиях.
Бактерия вырабатывает ботулинический токсин,– один из наиболее сильных природных ядов который разрушается при нагревании до 80 °С в течение 30 мин, до 100 °С в течение 10 мин. Токсин не имеет ни запаха, ни вкуса.
Виды ботулизма:
пищевой,
раневой,
ботулизм младенцев.
Ботулизм, связанный с пищевыми продуктами, вызван потреблением продуктов, содержащих ботулинический токсин.
Человек заражается ботулизмом при употреблении продуктов домашнего консервирования (грибов, рыбы, мяса). Продукты, консервированные в производственных условиях, редко становятся источником заражения.
Раневой ботулизм развивается вследствие загрязнения ран (попадание спор бактерий в раневую поверхность).
Ботулизм младенцев развивается при попадании спор возбудителя в желудочно-кишечный тракт. Такой вид ботулизма наблюдается преимущественно у детей первых 6 месяцев жизни.
Клинические проявления заболевания обусловлены исключительно действием ботулотоксина.
Инкубационный период заболевания составляет 2 ч. – 3 дня (в редких случаях может продолжаться до 14 суток).
Клинические синдромы заболевания:
Возможно 3 варианта течения заболевания:
легкое,
средней тяжести,
тяжелое.
Интоксикационный и гастроинтестинальный синдромы проявляются в течение первых суток. У больного отмечается подъем температуры, тошнота, рвота, боли в животе, диарея.
Отмечается двоение в глазах, предметы видятся как в тумане, ощущения сетки перед глазами, движение глазных яблок может быть ограничено. Также среди симптомов — опущение век, косоглазие, головная боль, отмечается неустойчивость походки. К зрительным нарушениям присоединяется расстройство голоса вплоть до его исчезновения. При дальнейшем развитии заболевания главным симптомом является расстройство дыхания.
Токсин вызывает паралич. Паралич начинается с мышц лица и распространяется на конечности. Если он достигнет дыхательных мышц, может возникнуть респираторная недостаточность, способная привести к летальному исходу.
При первых признаках заболевания больной подлежит срочной госпитализации.
Летальность при ботулизме в случаях несвоевременного обращения за медицинской помощью достигает 70 %. Основной причиной смерти является остановка дыхания.
Все виды ботулизма в конечном итоге могут привести к опасному для жизни параличу, в связи с чем, любой случай заражения ботулизмом необходимо расценивать как показание к неотложной медицинской помощи и, в случае подозрения на заболевание, незамедлительное обращение к врачу.
Раньше заболевание ботулизмом было смертельным, в настоящее время, благодаря анатоксину, ситуация значительно улучшилась.
Активная иммунизация осуществляется только лицам, имеющим контакт с возбудителями ботулизма и их токсинами.
Профилактика ботулизма основана на строгом соблюдении санитарных и технологических правил консервирования пищевых продуктов. Мясо и рыбу разрешено консервировать только в свежем виде. Овощи и фрукты перед консервированием требуется тщательно обмывать для удаления частиц почвы.
Правила безопасности при консервировании в домашних условиях:
– использовать только хорошо очищенные, свежие овощи и фрукты, без темных пятен;
– банки, предназначенные для консервирования, должны быть простерилизованы;
– домашние консервы хранить в темном прохладном месте;
– перед употреблением домашние заготовки лучше прокипятить в кастрюле;
– если в процессе хранения крышки на банках вздулись, – эти консервы употреблять в пищу запрещено.
В домашних условиях грибы можно заготавливать впрок только путем маринования или соления с добавлением достаточного количества кислоты и соли и обязательно в открытой для доступа воздуха таре.
Рыбу хранить в холодильнике, только после того, как она будет выпотрошена.
В случае если банка с консервами вздута, ни в коем случае не стоит употреблять ее содержимое.
Опасно приобретать консервированную продукцию домашнего приготовления, особенно в местах не установленной торговли, с рук.
Профилактика раневого ботулизма заключается в содержании ран в чистоте. Рана может быть инфицирована, если имеются такие симптомы, как покраснение, воспаление, рана горячая на ощупь, если отмечаются гнойные выделения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала принципы, получившие название «Пять ключей к более безопасному питанию» подчеркивает важность:
поддерживать чистоту,
разделять сырую и приготовленную пищу,
подвергать пищу тщательной термической обработке,
хранить продукты питания при безопасных температурах,
использовать безопасную воду и чистое пищевое сырье.
Это важно, когда люди путешествуют, особенно в страны, где доступ к чистой воде, холодильникам, а также возможность соблюдать гигиену ограничены.
При первых же симптомах заболевания необходимо промыть желудок и срочно обратиться к врачу.
Рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге
Вы можете подать электронную жалобу на нарушение порядка предоставления любой из услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга или подведомственными им организациями. При этом вы можете обжаловать услуги, полученные как в электронном виде на Портале, так и в МФЦ. Кроме того, у вас есть возможность подать в МФЦ жалобу на услуги, полученные в традиционном порядке.
Ознакомиться с перечнем исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и их услугами вы можете в разделе «Организации».
Пожалуйста, обратите внимание на то, что электронные жалобы через Портал можно подать только по факту нарушения порядка предоставления конкретных услуг органов власти Санкт-Петербурга, в которые вы обращались.
Если вы хотите подать жалобу на услугу какого-либо федерального ведомства (например, ФНС или Пенсионный фонд России), вы можете сделать это на федеральном Едином портале государственных услуг в разделе «Досудебное обжалование».
Если же ваша жалоба не относится к услугам, предоставляемым органами государственной власти, например:
- Нарушены ваши права как потребителя товаров или услуг — воспользуйтесь информационным порталом по защите прав потребителей.
- Вы хотите подать жалобу по вопросу благоустройства вашего района или дома, в том числе в сфере ЖКХ — обратитесь к сервисам портала «Наш Санкт-Петербург».
- Вы можете отправить обращение через Единый портал обращений граждан.
Как я могу подать жалобу по услуге через Портал?
Если вы подавали заявление на получение услуги через Портал или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (МФЦ), вы можете обжаловать действия (бездействие) органа власти через Личный кабинет на Портале, выбрав из вашей «Истории заявлений» то заявление, по которому хотите подать жалобу.
Внимание! Для входа в Личный кабинет и подачи жалобы нужна регистрация в ЕСИА.
Как узнать, имею ли я право подать жалобу по услуге?
Вы имеете право подать жалобу по факту нарушения порядка предоставления услуги, в случаях если:
- нарушен срок регистрации запроса;
- нарушен срок предоставления государственной услуги;
- для оказания услуги требуют документы, не предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- получен отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации или Санкт-Петербурга;
- получен отказ в предоставлении государственной услуги, и основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или Санкт-Петербурга;
- для оказания услуги требуют плату, не предусмотренную нормативными правовыми актами Российской Федерации или Санкт-Петербурга;
- нарушен срок или порядок выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- получен отказ соответствующей организации или должностного лица, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- приостановка предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Если вы сомневаетесь в правомерности подачи жалобы, вы можете зайти на страницу с описанием нужной услуги на Портале и изучить административный регламент ее предоставления, в котором указаны все основания для подачи жалобы.
Я могу подать электронную жалобу, только если получал услугу через Портал?
Вы можете подать жалобу через Портал, если получали услугу электронным способом посредством Портала или в МФЦ.
Сколько дней занимает рассмотрение жалобы?
Срок рассмотрения жалобы в зависимости от ситуации составляет до 15 рабочих дней.
А кто будет рассматривать мою электронную жалобу?
Поданную вами жалобу уполномочен рассматривать исполнительный орган государственной власти, ответственный за предоставление услуги в соответствии с административным регламентом предоставления услуги. Если услуга, которую вы получали, была оказана подведомственной органу власти организацией (например, учреждением здравоохранения или образовательной организацией), жалоба рассматривается непосредственно органом власти, в ведении которого находится организация.
Жалобу рассматривает ответственное должностное лицо соответствующего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Что делать, если у меня не получается отправить электронную жалобу?
Если у вас возникли трудности с подачей электронной жалобы через Портал, обратитесь в Службу технической поддержки:
- тел. 8 (812) 417-34-94;
- [email protected].
Что такое внимание? — Центр грамотности и обучения
Гленда Торн и Элис Томас
Внимание Краткие факты- Внимание — первый шаг в процессе обучения.
- Все иногда не обращают внимания, но некоторые люди не обращают внимания много.
- Невнимательность к тому, что вы делаете, может стать проблемой как для детей, так и для взрослых. Например, несоблюдение указаний в классе может привести к тому, что учащийся сделает задание неправильно, а использование знака «Стоп» может привести к тому, что взрослый попадет в аварию или получит штраф за нарушение правил дорожного движения.
- Почти каждому легко обратить внимание на то, что ему интересно или интересно.
- Большинству людей трудно обращать внимание на вещи, которые им не очень интересны или не интересны.
- Такие эмоции, как беспокойство, грусть или депрессия, мешают людям концентрировать внимание.
- Трудно обращать внимание на вещи, когда мы устали, больны или плохо себя чувствуем.
- Люди различаются по способности в нужный момент сосредоточить внимание на том, что важно.
- Люди могут справиться со своими проблемами с вниманием.
Было бы неплохо, если бы ты ушел, Альберт. Твое поведение в школе, такое рассеянное и рассеянное, и твой слабый интерес ко всему, чему я учу, послужили плохим примером для всего класса. Комментарий учителя юному Альберту Эйнштейну, из Альберта Эйнштейна Иби Лепски. |
По словам Джона Рети (2001), внимание — это больше, чем просто замечание поступающих стимулов. Он включает в себя ряд процессов, включая фильтрацию восприятий, уравновешивание множественных восприятий и придание эмоционального значения этим восприятиям.
Есть две основные формы внимания: пассивное и активное . Пассивное внимание относится к непроизвольному процессу, управляемому внешними событиями, выделяющимися из окружающей среды, такими как яркая вспышка, сильный запах или внезапный громкий шум. Мы могли бы сказать, что поскольку пассивное внимание непроизвольно, это легко. Активное внимание является произвольным и управляется бдительностью, концентрацией, интересом и такими потребностями, как любопытство и голод. Активное внимание также предполагает усилие (Gaddes, 19).94).
Активное внимание — это многомерный когнитивный процесс, который включает в себя способность выбирать и фокусироваться на том, что важно в любой данный момент, способность последовательно сохранять умственные усилия при выполнении задач, требующих умственной энергии, и способность подавлять действие или мысль при предварительном просмотре альтернативные действия или мысли. Другими словами, это сложный процесс, который включает в себя чувство бдительности и возбуждения, выбор того, на что мы должны обратить внимание, игнорирование того, на что мы не хотим обращать внимание, и удержание нашего внимания в течение нужного количества времени. Внимание позволяет нам планировать или предварительно просматривать, контролировать и регулировать наши мысли и действия.
Внимание — это первый шаг в процессе обучения. Мы не можем понять, выучить или запомнить то, на что мы сначала не обращаем внимания. Левин (1987, 1990, 1998, 2002) предложил концептуальную основу для понимания процесса внимания и того, что происходит с учащимися, когда в этом процессе происходят сбои. Кроме того, Рассел Баркли (1997, 1998) также внес свой вклад в наше понимание внимания. Давайте теперь посмотрим на каждый из компонентов внимания.
Настороженность и возбуждениеБдительность — это начальный шаг в процессе внимания. Если мы собираемся что-то делать или кого-то слушать, первое, что нам нужно, — это почувствовать бдительность и возбуждение. Другими словами, нам нужно чувствовать, что наша батарея заряжена, что наш мозг имеет энергию. Точно так же, как нашему телу нужна физическая энергия, если мы собираемся бежать, нашему мозгу нужна умственная энергия, если мы собираемся думать.
Понять ментальную энергию и бдительность может помочь, если мы подумаем о фейерверке, когда он взрывается. Он сверкает и светится; заряжает энергией! Если бы это был человек, он, вероятно, чувствовал бы себя очень живым и взволнованным.
Часть мозга, которая контролирует нашу способность возбуждаться и насторожиться, называется ретикулярной активирующей системой или сокращенно РАС. РАС расположена в стволе головного мозга в задней части шеи. Это часть мозга, которая помогает нам чувствовать себя бодрыми и возбужденными, когда мы просыпаемся утром. Это также позволяет нам чувствовать усталость ночью, чтобы мы могли заснуть. Мы можем думать о УЗВ как о термостате, подобном тому, что установлен в наших домах или школах, который регулирует температуру в помещении. Утром «термостат» активирует нас, чтобы мы просыпались и становились бдительными. Ночью термостат на УЗВ работает наоборот. Это снижает уровень нашей умственной активности, поэтому мы больше не чувствуем себя бдительными. Вместо этого мы чувствуем усталость и сонливость. Если бы мы все еще чувствовали бдительность, мы бы не смогли легко заснуть. РАН работает самостоятельно. Нам не нужно говорить ему, что делать, и мы обычно даже не думаем об этом. Это естественная часть каждого дня.
Избирательность и определение заметностиСледующий шаг в процессе внимания называется избирательностью . В любой момент существует множество стимулов, потенциально способных привлечь наше внимание. Поскольку невозможно уделить внимание всем им, мы должны решить, какие из них являются наиболее важными. Согласно Левину (1990), внимание — это селектор каналов мозга. Когда учащиеся находятся в классе, они могут обращать внимание на то, что делают другие учащиеся, что написано на доске, на цвет новой обуви их друзей, на кого-то, идущего по коридору, или на то, что говорит их учитель. Из этих многочисленных возможностей мозг должен решить, какие из них являются наиболее актуальными в данный момент, и сфокусироваться или сконцентрироваться на них. Кроме того, даже при концентрации на определенной задаче часто есть части этой задачи, которые являются более важными, чем другие, и их необходимо тщательно изучить. Умение выделить самую важную часть задачи называется определение значимости. Если стимул выделяется, он выделяется среди других стимулов. Например, если бы мы были в торговом центре и мимо нас прошла группа из пятидесяти человек, одетых в довольно обычную одежду с обычными прическами, мы, вероятно, не заметили бы ни одного из них. Однако, если бы в этой группе людей был хотя бы один голый человек с голубыми волосами, мы бы его обязательно запомнили! Он был бы очень заметен для нас.
В классе, если учитель дает инструкции о том, как выполнить задание, эти инструкции являются наиболее значимой информацией в данный момент, и поэтому на них следует обратить внимание. Кроме того, если учитель читает лекцию в классе, а ученики делают записи, они не могут записывать каждое слово, которое говорит учитель; времени на это не хватает. Поэтому они должны решить, что является наиболее важным или заметным, и записывать в свои тетради только эту информацию.
Часть мозга, которая контролирует нашу способность выбирать наиболее важную или значимую информацию, — это лобные доли. Эта часть мозга находится сразу за нашим лбом. Доктор Марта Денкла из Университета Джонса Хопкинса сравнивает часть мозга, относящуюся к РАС, с лобными долями. Она говорит, что РАС похожа на свет в доме. РАН все освещает. Лобные доли подобны прожекторам. Они направляют свет в определенные места. Итак, РАС дает нам умственную активность или энергию, а лобные доли говорят нам, куда и как долго направлять эту энергию.
ОтвлекаемостьДля того, чтобы выбрать самые важные или заметные стимулы, на которые нам нужно обратить внимание в любой момент, мы должны отфильтровать или игнорировать другие вещи вокруг нас, которые могут нас отвлекать. Отвлекающие факторы могут быть визуальными, например, другие люди, которые находятся рядом с нами, или птицы на дереве прямо за окном. Они могут быть слуховыми, например, тиканье часов на стене. Это могут быть наши собственные тела, например чувство голода. Мы также можем отвлекаться на собственные мысли. Этот особый тип отвлечения может принимать форму мечтаний или свободного полета идей, когда одна мысль ведет к другой, которая ведет к другой, и так далее.
Левин (1998) называет свободный полет распространением умственной активности. В некоторых обстоятельствах свободный полет желателен и может быть описан как творчество или дивергентное мышление. На самом деле, согласно Неду Хэллоуэллу (1994), креативность — это правильный дефицит внимания. Другими умственными отвлечениями могут быть мысли о будущем или о том, что будет дальше, а не о том, что происходит в настоящее время, например, что мы собираемся делать на выходных или экзамен, который у нас будет завтра.
Продолжительность вниманияКак только мы решили, на что нам следует обратить внимание, и отфильтровали отвлекающие факторы, мы должны уделять этому внимание в течение нужного количества времени — не слишком долго, не слишком коротко. Это называется длительностью внимания. Левин также называет это фокусным обслуживанием . Фокусное поддержание означает именно то, что и звучит, — поддержание или сохранение концентрации.
В первом разделе, посвященном бдительности и возбуждению, мы говорили о необходимости умственной энергии для мышления. Для того, чтобы поддерживать фокус, мы должны не только иметь умственную энергию, мы также должны поддерживать или поддерживать эту умственную энергию в течение достаточного количества времени. Точно так же, как нам нужна физическая энергия, чтобы начать гонку, нам также нужно достаточно энергии, чтобы закончить гонку. Другими словами, наша энергия должна быть последовательной; он должен длиться нужное количество времени.
Некоторые физические задачи требуют больше энергии, чем другие. Например, чтобы пробежать милю, требуется больше энергии, чем для того, чтобы пройти милю. То же самое и с задачами, для выполнения которых требуется умственная энергия. Некоторые требуют больше умственной энергии, чем другие. У большинства учащихся в школе есть задачи, которые им нравятся или которые им легко выполнять, и задачи, которые им не нравятся или которые им трудно выполнять. Более сложные задачи — обычно задачи, которые им не нравятся — всегда требуют больше умственных усилий. Например, если человек действительно любит играть в Nintendo или в другие электронные видеоигры, ему действительно не нужно много умственной энергии, чтобы уделять внимание игре. Кроме того, если человек действительно любит математику, ему обычно не требуется много умственной энергии или усилий, чтобы выполнить свою математическую работу. Но если ему не нравится математика и/или она для него действительно трудна, то ученику приходится тратить значительную умственную энергию или усилия, чтобы заниматься математикой. Кроме того, как только ученик начинает свою математику, у него должно быть достаточно умственной энергии, чтобы закончить ее.
Точно так же, как физическая энергия должна быть стабильной или последовательной, чтобы участвовать в гонке, умственная энергия должна быть стабильной или последовательной, чтобы выполнить задачу, требующую мышления. Часть мозга, которая контролирует нашу способность сохранять умственную энергию в течение достаточного количества времени, — это лобные доли. Это та же самая часть, которая контролирует нашу способность выбирать, какая информация является наиболее важной или заметной.
Предварительный просмотр и планированиеПятый компонент внимания называется предварительный просмотр . Предварительный просмотр можно рассматривать как размышление и планирование. Прежде чем действовать, нам нужно рассмотреть все возможные действия, которые мы могли бы совершить, и выбрать из них, какое из них лучше всего подходит для конкретного набора обстоятельств, в которых мы находимся. Для этого мы должны учитывать последствия каждого возможного действия и устранять те, которые не приводят к желаемому результату. Отсутствие времени для необходимого планирования или предварительного просмотра называется импульсивностью, или неспособностью подавлять поведение или регулировать поведение его последствиями (Баркли, 19). 90). Поведение, которое необходимо регулировать, может быть когнитивным (мысли), вербальным, эмоциональным или двигательным.
Предварительный просмотр важен, когда человек взаимодействует с другими людьми, и он важен в классе. Например, многие учителя не хотят, чтобы ученики разговаривали в классе, не подняв сначала руки. Поэтому, когда учащийся думает о чем-то, что он хочет сказать, он должен остановиться и сказать себе: «Сначала я должен поднять руку, иначе мисс Смит рассердится на меня». Кроме того, если человек разговаривает с другом, и друг говорит что-то, что напоминает ему то, что он хочет сказать, ему следует подождать, пока его друг закончит говорить, прежде чем говорить. Другой случай, когда предварительный просмотр навыков важен, — это когда человек проходит тест, особенно тест с несколькими вариантами ответов. Экзаменуемый должен прочитать все варианты ответов и подумать, является ли каждый из них правильным, прежде чем отметить один из них как правильный в своей работе.
Самоконтроль и саморегуляцияШестой компонент внимания называется самоконтроль или саморегуляция и является вопросом контроля качества. Этот компонент включает в себя проверку выполняемой задачи, оценку прогресса и внесение корректировок при необходимости. Кроме того, это включает в себя проверку задачи после ее выполнения и проверку правильности ее выполнения. Короче говоря, самоконтроль и саморегуляция «наблюдают», как мы что-то делаем, пока мы это делаем.
Например, разговаривая с другом, человек должен очень хорошо осознавать, что он говорит своему другу, пока говорит это. Посмотрите на эту ситуацию. Человек только что завел новую собаку и очень взволнован своим новым питомцем. Однако, разговаривая с подругой, чью собаку только что сбила машина, она внимательно «наблюдает», чтобы оценить реакцию подруги на выраженное ею волнение по поводу ее новой собаки. Если она видит, что в разговоре вспоминаются грустные чувства ее подруги из-за потери питомца, она выражает сочувствие и меняет тему.
Самоконтроль важен, когда человек выполняет школьные задания или сдает тесты. Например, при решении математических задач учащийся должен проверить свою работу, чтобы убедиться, что он не допустил ошибки в вычислениях по невнимательности. Еще одна задача, требующая самоконтроля, — это написание статьи. Автор захочет обязательно следить за собой, чтобы не отклоняться от темы и не делать неосторожных грамматических ошибок.
Саморегуляция также включает регулирование скорости концентрации или внимания к задаче. Чтобы выполнить задачу, не только должно быть выделено достаточное время (т. е. продолжительность) для задачи, но и темп должен быть достаточным, чтобы можно было уделить внимание каждому соответствующему аспекту задачи. Саморегуляция включает в себя оценку количества времени, выделяемого на общую задачу, а также на ее части. Кроме того, он включает в себя возможность предсказать, сколько времени потребуется для выполнения конкретной задачи.
На выполнение действительно сложных и/или очень важных задач должно быть отведено больше времени, чем на выполнение более простых или менее важных задач. Например, на чтение длинной главы по общественным наукам следует выделять больше времени, чем на решение пяти коротких задач по математике. Кроме того, при чтении главы по общественным наукам следует уделять больше времени понятиям, которые труднее понять, чем тем, которые понять легче. Еще одна ситуация, вызывающая саморегуляцию, — это когда студенту нужно подготовиться к тесту. Если на следующий день у учащегося контрольная по математике, он хотел бы выделить дополнительное время для изучения математики или решения нескольких дополнительных задач, чтобы быть уверенным, что готов к контрольной.
Потребность в стимуляции и движении телаДругие факторы, связанные с вниманием, включают потребность в стимуляции и потребность в движении тела. В психологии существует теория, которая предполагает, что у всех нас есть так называемый оптимальный уровень возбуждения. То есть у каждого из нас есть некоторый уровень стимуляции, при котором мы чувствуем себя наиболее комфортно. Для некоторых людей этот оптимальный уровень возбуждения выше среднего, и им требуется значительная стимуляция, чтобы чувствовать себя «комфортно». Этих людей часто называют искателями острых ощущений. Им могут нравиться такие занятия, как быстрая езда на автомобиле, полеты на дельтаплане и парашютизме. Им легко становится скучно, и они считают скуку невыносимой. Другим людям не нравятся высокие уровни стимуляции, и они чувствуют себя достаточно возбужденными, сидя дома и читая хорошую книгу или разговаривая по телефону с другом. Езда на быстроходных автомобилях и полеты на дельтаплане для них невыносимы.
Точно так же есть люди, у которых кажется избыток энергии и движения по сравнению с другими. Они рождаются с большей потребностью в движении, которая является биологической и подлинной. Это движение часто называют гиперактивностью . Гиперактивных людей также часто описывают как «всегда в движении» или «управляемых как мотор». Сдерживание или направление этой чрезмерной энергии и движения может представлять собой проблему в школе, поскольку в школе ученики должны сидеть за партами и слушать большую часть дня, точно так же, как на длинных деловых встречах или конференциях то же самое требуется для многих взрослых. Доктор Марта Денкла из Университета Джона Хопкинса говорит, что самое трудное, что приходится делать детям в школе, — это сидеть целый день на месте. Некоторым детям и некоторым взрослым усидеть на месте практически невозможно, поэтому они могут сильно ерзать или трясти ногой или ступней. Для некоторых эта суетливость может быть компенсаторной стратегией, которая помогает им сохранять бдительность и бодрствовать.
Хотя не все люди с проблемами внимания проявляют видимую гиперактивность, тем не менее они могут испытывать гиперактивность мыслей. То есть их мышление может быть на высокой скорости. Они могут сказать, что их ум всегда мчится. Или они могут сказать, что всегда чувствуют беспокойство. Это беспокойное очень неудобно для них.
Таким образом, внимание — это очень сложный процесс, состоящий из многих частей. Понимание частей может помочь учащемуся узнать, что ему нужно делать в школе, чтобы быть внимательным и легче учиться.
Ссылки
Баркли, Р. А. (1997). СДВГ и природа самоконтроля. Нью-Йорк и Лондон: Guilford Press.
Баркли, Р. А. (1998). Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: Справочник по лечению и диагностике. Нью-Йорк и Лондон: Guilford Press.
Gaddes, WH, & Edgell, D. (1994). Неспособность к обучению и функция мозга: нейропсихологический подход . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Гринспен, С. (1997). Рост разума. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co., Inc.
Гринспен, С. (1998). Ребенок с особыми потребностями. Рединг, Массачусетс: Addison-Wesley Publishing Co., Inc.
Хэллоуэлл, Э. М. (1996). Когда вы беспокоитесь о ребенке, которого любите: эмоциональные проблемы и проблемы с обучением у детей. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Хэллоуэлл, Э. М., и Рэйти, Дж. Дж. (1994). Доведение до отвлечения внимания: распознавание синдрома дефицита внимания и преодоление его в детстве и во взрослом возрасте. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Левин, доктор медицины (2002). Образовательная помощь: система для понимания и помощи детям с проблемами обучения дома и в школе. Второе издание. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Services, Inc.
Левин, доктор медицины (2002). Разум за раз. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Левин, доктор медицины (1998). Отклонения в развитии и расстройства обучения. Второе издание. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Services, Inc.
Левин, доктор медицины (1987). Отклонения в развитии и расстройства обучения. Кембридж и Торонто: Educators Publishing Services, Inc.
Левин, доктор медицины (1990). Сохраняя голову в школе: книга для учащихся о способностях к обучению и расстройствах обучения. Кембридж, Массачусетс: Educators Publishing Service, Inc.
Ratey, JJ (2001). Руководство пользователя по мозгу. Нью-Йорк: Книги Пантеона.
Томас А., Торн Г. , Смолл Р., ДеСанти П. и Лоусон К.. (1998). MindWorks… And How Mine Works: книга об обучении и мышлении, а также о том, как вы думаете. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.
Томас А., Торн Г. и Сен-Жермен К. (2002). Обучающая папка Learning Connections. Издание шестое. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.
Томас, А., изд. (2002). Читальный зал Learning Connections. Издание шестое. Ковингтон, Луизиана: Центр развития и обучения.
Томас, А., изд. (1997). ПРОСТОЙ РАЗГОВОР О K.I.D.S . Кембридж, Массачусетс: Педагогическая издательская служба.
Томас, А., изд. (1995). ПРОСТОЙ РАЗГОВОР О K.I.D.S . Кембридж, Массачусетс: Педагогическая издательская служба.
Никто не знает, что такое внимание
Обзор
. 2019 окт;81(7):2288-2303.
doi: 10.3758/s13414-019-01846-w.
Бернхард Хоммель 1 , Крейг С. Чепмен 2 , Пол Сисек 3 , Хизер Ф. Нейедли 4 , Чжу Хён Сон 5 , Тимоти Н. Уэлш 6
Принадлежности
- 1 Институт психологии, отделение когнитивной психологии и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды.
- 2 Факультет кинезиологии, спорта и отдыха Университета Альберты, Эдмонтон, Альберта, Канада.
- 3 Факультет неврологии, Монреальский университет, Монреаль, Квебек, Канада.
- 4 Школа здоровья и работоспособности человека, Университет Далхаузи, Галифакс, Новая Шотландия, Канада.
- 5 Кафедра когнитивных, лингвистических и психологических наук, Университет Брауна, Провиденс, Род-Айленд, США.
- 6 Центр моторного контроля, факультет кинезиологии и физического воспитания, Университет Торонто, 55 Harbourd Street, Toronto, ON, M5S 2W6, Канада. [email protected].
- PMID: 31489566
- PMCID: PMC6848248
- DOI: 10.3758/с13414-019-01846-в
Бесплатная статья ЧВК
Обзор
Bernhard Hommel et al. Atten Percept Psychophys. 2019 окт.
Бесплатная статья ЧВК
. 2019 окт;81(7):2288-2303.
дои: 10.3758/s13414-019-01846-w.
Авторы
Бернхард Хоммель 1 , Крейг С. Чепмен 2 , Пол Сисек 3 , Хизер Ф. Нейедли 4 , Чжу Хён Сон 5 , Тимоти Н. Уэлш 6
Принадлежности
- 1 Институт психологии, отделение когнитивной психологии и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды.
- 2 Факультет кинезиологии, спорта и отдыха Университета Альберты, Эдмонтон, Альберта, Канада.
- 3 Факультет неврологии, Монреальский университет, Монреаль, Квебек, Канада.
- 4 Школа здоровья и работоспособности человека, Университет Далхаузи, Галифакс, Новая Шотландия, Канада.
- 5 Кафедра когнитивных, лингвистических и психологических наук, Университет Брауна, Провиденс, Род-Айленд, США.
- 6 Центр моторного контроля, факультет кинезиологии и физического воспитания, Университет Торонто, 55 Harbourd Street, Toronto, ON, M5S 2W6, Канада. [email protected].
- PMID: 31489566
- PMCID: PMC6848248
- DOI: 10. 3758/с13414-019-01846-в
Абстрактный
В этой статье мы подвергаем сомнению полезность «внимания» как единой конструкции и/или нервной системы. Мы отмечаем, что это понятие имеет слишком много значений, чтобы оправдать один термин, и что «внимание» используется для обозначения как explanandum (совокупность явлений, нуждающихся в объяснении), так и explanans (совокупность процессов, выполняющих объясняющие действия). ). Чтобы проиллюстрировать эти моменты, мы сосредоточим наше обсуждение на зрительном избирательном внимании. Утверждается, что избирательность в обработке информации возникла в результате эволюции как конструктивная особенность сложной многоканальной сенсомоторной системы, которая порождает селективные феномены «внимания» как один из многих побочных продуктов. Вместо традиционного аналитического подхода к вниманию мы предлагаем синтетический подход, который начинается с хорошо понятых механизмов, которые не нужно посвящать вниманию, но при этом объясняют исследуемые феномены избирательности. Мы пришли к выводу, что лучше всего послужит научному прогрессу отказ от термина «внимание» как ярлыка для конкретной функциональной или нервной системы и вместо этого сосредоточиться на поведенчески релевантных процессах отбора и множестве систем, которые их реализуют.
Ключевые слова: Внимание; Принятие решения; Эволюция; Намерение; Блок управления двигателем; теменная кора; Филогенетический; Выбор; Сенсомоторный; Верхний холмик.
Цифры
Рис. 1
Редуцированное филогенетическое древо…
Рис. 1
Редуцированное филогенетическое древо билатерально-симметричных животных, подчеркивающее исключительно родословную, которая…
рисунок 1Сокращенное филогенетическое древо билатерально-симметричных животных с исключительным акцентом на линии, ведущей к человеку. Точки ветвления представляют некоторые из расхождений между разными линиями, время которых оценивается на основе анализа молекулярных часов (Erwin et al., 2011). Толстые линии указывают на наличие соответствующих данных об окаменелостях (paleobiodb.org). Небольшие прямоугольники указывают предполагаемое время последних инноваций, описанных в прямоугольниках. Обратите внимание, что многие точки ветвления и родословные опущены для ясности. Силуэты справа взяты с сайта phylopic.org
Рис. 2
Схемы уклонения и приближения…
Рис. 2
Цепи избегания и приближения у гипотетического раннего позвоночного. ( и )…
Рис. 2Схемы избегания и приближения у гипотетического раннего позвоночного. ( a ) В схеме избегания визуальная информация от боковых глаз поступает в контралатеральную тектум, которая проецируется ипсилатерально в локомоторные области среднего мозга. Таким образом, если раздражитель падает на левый глаз, локомоция будет иметь тенденцию поворачиваться вправо до тех пор, пока раздражение не будет уравновешено и тело не будет ориентировано в сторону от раздражителя. ( b ) Пространственное усреднение направлений бегства (пронумерованные стрелки) от двух угрожающих стимулов (черные звездочки) является эффективной реакцией. ( c ) Для действий по сближению пространственное усреднение является неадаптивным, поэтому необходима динамика по принципу «победитель получает все». B и C повторно используются с разрешения Cisek (2019)
. Рис. 3
Кора головного мозга приматов содержит…
Рис. 3
Кора головного мозга приматов содержит набор параллельных сенсомоторных потоков в…
Рис. 3Кора головного мозга приматов содержит набор параллельных сенсомоторных потоков в дорсомедиальных областях (синие стрелки), каждый из которых участвует в определенном типе действия с использованием определенных представлений о пространстве. Все они используют информацию об идентичности объекта и значении результата, вычисленную в вентролатеральных областях (красные стрелки), для выбора наиболее подходящих действий с учетом текущего поведенческого контекста. АИП передняя интратеменная область, FEF frontal eye fields, IT inferotemporal cortex, LIP lateral intraparietal area, LPFC lateral prefrontal cortex, MIP medial intraparietal area, OFC orbitofrontal cortex, PMd dorsal premotor cortex, PMv вентральная премоторная кора, V1 первичная зрительная кора
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Зрительно-пространственное ориентирование во время активного исследовательского поведения: обработка сигналов, связанных с задачами и стимулами.
Макалузо Э., Огава А. Макалузо Э. и др. кора. 2018 Май; 102:26-44. doi: 10.1016/j.cortex.2017.08.032. Epub 2017 5 сентября. кора. 2018. PMID: 28942896
Роль внимания, основанного на признаках, в зрительной сериальной зависимости.
Фриче М., де Ланге Ф.П. Фриче М. и соавт. Дж. Вис. 2019 1 ноября; 19(13):21. дои: 10.1167/19.13.21. Дж. Вис. 2019. PMID: 31770772
Скрытое внимание, темперамент и взгляд: новый подход к изучению внимания в социальном мире.
Коллингс РД, Итон ЛГ. Коллингс Р.Д. и соавт. Psychol Rep. 2019 Dec;122(6):2220-2241. дои: 10.1177/0033294118799734. Epub 2018 14 сентября. Psychol Rep. 2019. PMID: 30217126 Аннотация недоступна.
Последовательные приближения к адекватной модели внимания.
ван дер Хейден А.Х., Бем С. ван дер Хейден А.Х. и соавт. Сознательное Познание. 1997 июнь-сен;6(2-3):413-28. doi: 10.1006/ccog.1996.0284. Сознательное Познание. 1997. PMID: 9262419 Обзор.
Визуальное внимание и действие: как сигналы, прямое картографирование и социальные взаимодействия способствуют ориентированию.
Аткинсон М.А., Симпсон А.А., Коул Г.Г. Аткинсон М.А. и соавт. Psychon Bull Rev. 2018 Oct; 25 (5): 1585-1605. doi: 10.3758/s13423-017-1354-0. Psychon Bull Rev. 2018. PMID: 28808932 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Почему психические расстройства являются расстройствами головного мозга. И почему это не так: СДВГ и проблемы неоднородности и овеществления.
Шлейм С. Шлейм С. Фронтовая психиатрия. 2022 авг 22;13:943049. doi: 10.3389/fpsyt.2022.943049. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36072457 Бесплатная статья ЧВК.
Поймай звезду! Пространственная информация активирует ручную двигательную систему.
Миклашевский А. Миклашевский А. ПЛОС Один. 2022 8 июля; 17 (7): e0262510. doi: 10.1371/journal.pone.0262510. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 35802609 Бесплатная статья ЧВК.
Многогранная природа двуязычия и внимания.
Чунг-Фат-Йим А., Кальво Н., Гранди Дж.Г. Чунг-Фат-Йим А. и соавт. Фронт Псих. 2022 3 июня; 13:910382. дои: 10.3389/fpsyg.2022.910382. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35719564 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Могут ли упрощенные стимулы изменить то, как мозг выполняет задачи визуального поиска? Исследование глубокой нейронной сети.
Николсон Д.А., Принц А.А. Николсон Д.А. и соавт. Дж. Вис. 2022 1 июня; 22(7):3. дои: 10.1167/jov.22.7.3. Дж. Вис. 2022. PMID: 35675057 Бесплатная статья ЧВК.
Десять простых правил изучения подавления отвлекающих факторов.
Wöstmann M, Störmer VS, Obleser J, Addleman DA, Andersen SK, Gaspelin N, Geng JJ, Luck SJ, Noonan MP, Slagter HA, Theeuwes J. Вестманн М. и соавт. Прог Нейробиол. 2022 июнь;213:102269. doi: 10.1016/j.pneurobio.2022.102269. Epub 2022 12 апр. Прог Нейробиол. 2022. PMID: 35427732 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
использованная литература
- Абойтис Ф., Монтьель Дж. Ф. Обоняние, навигация и происхождение изокортекса. Границы в неврологии. 2015;9:402. — ЧВК — пабмед
- Олпорт А. Внимание и контроль: задавали ли мы неправильные вопросы? Критический обзор двадцати пяти лет. В: Мейер Д.Э., Корнблюм С., редакторы. Внимание и производительность XIV. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1993. С. 183–218.
- Олпорт Д.А. Выбор для действия: некоторые поведенческие и нейрофизиологические аспекты внимания и действия. В: Heuer H, Sanders HF, редакторы. Перспективы восприятия и действия. Хиллсдейл: Лоуренс Эрлбаум; 1987. стр. 395–419.
- Андерсен Р.А., Снайдер Л.Х., Брэдли Д.К., Син Дж. Мультимодальное представление пространства в задней теменной коре и его использование при планировании движений. Ежегодный обзор неврологии. 1997; 20: 303–330. — пабмед
- Андерсон Б. Внимание не существует. Границы в психологии. 2011; 2:1–8. doi: 10.3389/fpsyg.2011.00246. — DOI — ЧВК — пабмед
Типы публикаций
термины MeSH
Внимание: определение, типы и теории, психология
Внимание играет важную роль в функционировании человека. Например, без внимания мы не смогли бы формировать воспоминания, хорошо учиться, работать или выполнять задания. По мнению некоторых психологов, наша способность обращать внимание на вещи ограничена. Под этим мы подразумеваем, что при обработке информации или воздействии на различные стимулы существует определенное количество времени, которое мы можем сознательно осознавать и уделять этому внимание, прежде чем наш разум естественным образом начнет дрейфовать и фокусироваться на других темах.
Определение внимания в психологии
Обращая внимание на что-то одно, мы будем пренебрегать другими стимулами вместо того, чтобы сосредоточиться на этом. Восприятие и внимание в когнитивной психологии имеют большое значение. Давайте рассмотрим определение внимания, различные его виды, а также существующие теории внимания в психологии.
Внимание — это когнитивный процесс, в котором люди могут фокусироваться или концентрироваться на одном объекте, игнорируя при этом другие стимулы.
Внимание означает, что наши когнитивные процессы/ресурсы сосредоточены на определенном стимуле в окружающей среде, и мы готовы активно реагировать на него. Психологические исследования пытаются определить и объяснить части и процессы мозга, отвечающие за внимание, в дополнение к пониманию того, какие факторы влияют на внимание.
Внимание, Flaticon
Типы внимания в психологии
Психологи обнаружили, что люди обращают внимание на разные виды. Различают следующие типы внимания:
- Сосредоточенное внимание – сосредоточение внимания на одном стимуле.
- Избирательное внимание – внимание на один стимул, даже если вокруг есть отвлекающие факторы.
- Устойчивое внимание – внимание на стимуле в течение длительного периода.
- Распределенное внимание – когда внимание направлено более чем на один стимул одновременно.
- Перемежающееся внимание – когда внимание переключается между разными стимулами.
Тип доступного внимания зависит от определенных факторов. Факторы, влияющие на внимание в психологии, заключаются в том, есть ли отвлекающие факторы, такие как фоновый шум. В зависимости от контекста этих отвлечений и стимулов, на которые мы обращаем внимание, наша способность концентрировать внимание может различаться. Если что-то особенно важно для вас (например, если вы хорошо помните это или испытываете к этому личный интерес), вы можете быть более склонны уделять этому внимание, и это может повлиять на вашу способность обращать внимание.
Факторы, влияющие на внимание в психологии, Flaticon
Это также верно, если у вас мало интереса или нет личной связи с этой темой. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.
Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Таким образом, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации), ваше внимание может быть привлечено к этому. Итак, мы видим, что существуют разные формы внимания (безусильное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.).
Характеристики внимания в психологии
Характеристиками внимания, согласно психологическим исследованиям, являются:
- Активация лобной доли (переднего отдела головного мозга).
- Возбуждение. Общий адаптационный синдром Селеника гласит, что организм автоматически реагирует на факторы стресса (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
- Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания
Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя «фоновый шум».
Какие существуют теории внимания в психологии?
Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Вишней и Моррей в 1959 . Теория зрительного невнимания была исследована Саймоном и Чабри (1999) .
Слуховое внимание
Черри (1959) изучал избирательное внимание с использованием методов исследования дихотического затенения. Черри предложил «эффект коктейльной вечеринки», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание. Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки. Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.
Избирательное слуховое внимание — это способность сосредотачиваться на звуковом стимуле, представляющем интерес для человека, игнорируя при этом другие.
Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри. Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.
Например, Моррей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание. Это может произойти даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то, связанное с ними.
Зрительная невнимательность
Саймон и Чабрис (1999) исследовали это, исследуя невнимательную слепоту. Определение слепоты по невнимательности означает, что человек не замечает явно присутствующий стимул. Причина этого в том, что человек концентрируется на чем-то другом.
Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то физически присутствующее.
В ходе исследования участников заставляли зацикливаться на задаче. Чтобы убедиться, что они сосредоточились только на предполагаемых стимулах, участников попросили пройти тестирование после видео. Цель исследования состояла в том, чтобы увидеть, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.
Исследование показало, что люди чаще замечают вещи:
- Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
- Ясно видны раздражители, на которые они не обращают внимания.
- Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.
Подобно выводам Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, когда стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.
Внимание — основные выводы
- Внимание — это когнитивный процесс, при котором люди могут фокусироваться или концентрироваться на одном объекте, игнорируя при этом другие стимулы.
- Существуют разные типы внимания:
- Сосредоточенное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.
- Тип внимания зависит от нескольких факторов, таких как наличие отвлекающих факторов и количество стимулов, на которых необходимо сосредоточиться.