Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.
Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях.
Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
Что такое произвольное внимание
Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.
Этот биологический процесс принято разделять на:
- непроизвольный
- произвольный
- послепроизвольный
Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.
Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.
Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.
Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.
Пример
Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.
Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Виды произвольного внимания
Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.
Вид произвольного внимания |
Характеристики произвольного процесса |
Волевое |
Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу. |
Выжидательное |
Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации. |
Сознательное |
Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека. |
Спонтанное |
Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия. |
В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.
При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.
Особенности произвольного процесса
Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.
Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:
- активной умственной деятельностью
- поэтапностью и логичностью
- осознанным подходом
- эволюционным происхождением
- наличием определенных условий для усвоения информации
Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.
Как повысить степень концентрацию ребенка
В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.
Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его.
Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:
- общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
- благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
- правильная постановка цели
- возрастные возможности, навыки и умения
- чередование физической и умственной деятельности
Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры. Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.
Частые вопросы
Что такое произвольное внимание?
+
Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.
Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?
+
Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.
Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?
+
Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.
В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?
+
Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.
Заключение эксперта
Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 286
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
внимание психология
7.1.Проблема внимания в психологии.
Проблема внимания вызывает у исследователей значительные трудности в трактовке тех феноменов, которые за ним стоят.
Такое положение обусловлено двумя крайне важными фактами.
Во-первых, многими авторами подчеркивается «несамостоятельность» внимания как психического процесса. И для самого субъекта, и для стороннего наблюдателя оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
Во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит равным доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и единая сущность его проявлений,— внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.
Человек перерабатывает не всю информацию, поступающую из внешнего мира, и реагирует не на все воздействия. Среди многообразия стимулов им отбираются лишь те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и задачами — так, например, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание не из-за их повышенной интенсивности, но потому, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности. В связи с тем, что внимание сосредоточивается лишь на определенных объектах и лишь на выполнении определенных задач, место внимания в той или иной психологической концепции зависит от того, какое значение придается активности субъекта психической деятельности.
В психологии принято выделять следующие критерии внимания:
внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты;
сосредоточенность на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта предметом деятельности, отвлечения от побочных, не относящихся к нему условий и объектов;
увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности;
избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании на ограниченный круг внешних стимулов;
ясность и отчетливость содержания сознания, находящегося в поле внимания.
Внимание — это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятиями доминанты, активации и ориентировочной реакции.
Понятие «доминанта» это очаг возбуждения, который не только господствует и тормозит другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливается под влиянием действия посторонних возбуждении. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.
Избирательный характер протекания психических процессов возможен лишь в состоянии бодрствования, которое обеспечивает особая структура мозга — ретикулярная формация.
Понятие «ориентировочный рефлекс» введено И.П.Павловым и связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, проявляемой через общее оживление и ряд избирательных реакций. И.П.Павлов образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции имеют ясный биологический смысл и выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, к числу которых принадлежат поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение кожно-гальванической и сосудистых реакций, вменение дыхания, возникновение явлений десинхронизации в биоэлектрической активности мозга. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Такое привыкание является очень важным механизмом в развитии познавательной активности ребенка. При этом достаточно лишь незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась.
Другой взгляд на механизмы внимания сложился в рамках когнитивной психологии. В 1958 г. Д.Бродбент в книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил значительное число моделей внимания. Все модели такого рода можно условно разделить на модели ранней и поздней селекции. Модели ранней селекции (к ним прежде всего относится модель Д.Бродбента) предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных признаков фильтром, работающим по принципу «все или ничего». Модели поздней селекции (наиболее известной является модель Д.Навона) предполагают, что вся поступающая информация параллельно обрабатывается и опознается, после чего отобранная информация сохраняется в памяти, а неотобранная очень быстро забывается. Были предложены также различные компромиссные варианты.
С.Л. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. По мнению этого ученого, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Он писал, что «за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности».
Взгляды, близкие к этим, высказывал Н.Ф.Добрынин. Он считал внимание формой проявления активности личности и полагал, что, описывая внимание, нужно говорить не о направленности сознания на предмет, а о направленности сознания на деятельность с предметом. В его концепции внимание определялось как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью ученый понимал выбор деятельности и поддержание этого выбора, а под сосредоточенностью — углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.
В теории П.Я.Гальперина внимание рассматривается как процесс контроля за действиями. В реальной жизни мы постоянно выполняем несколько одновременных действий: идем, смотрим, думаем и т.д. Такой опыт самонаблюдения, казалось бы, не согласуется с данными экспериментов, в которых показывается, насколько сложной является задача совмещения двух действий. Однако большинство совмещений становится возможным благодаря автоматизации или изменению уровня контроля. Похожие взгляды приобретают все большую популярность в современных западных концепциях внимания.
7.2.Виды и свойства внимания.
Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной: разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:
непроизвольное;
произвольное;
послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий — раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей. Каким бы сильным ни был раздражитель, он может не привлечь внимания, если будет дан на фоне других сильных раздражителей. В шуме большого города отдельные, даже громкие, звуки остаются вне нашего внимания, хотя они легко привлекают его, когда бывают, услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шоpox при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т.п. Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он может касаться не только силы раздражителей, но и других их особенностей.
Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди белых. Цифра заметна среди букв; иностранное слово — в русском тексте; треугольник — рядом с квадратами. В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т.п. Аналогичным образом воспринимается и движение предметов. Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято. Для этого новое должно находить опору в прошлом опыте. Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что на них воздействует. Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение. Тот, кто интересуется спортом, обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, внимание же музыканта привлечет объявление о концерте, и т.д. Значительную роль играют настроение и эмоциональное состояние человека, в большой мере определяющие выбор объекта внимания. Существенное значение имеет физическое состояние человека. В состоянии сильной усталости нередко не замечается то, что легко привлекает внимание в бодром состоянии.
Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохранится. Такой вид внимания был назван Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным вниманием. Для человека, труд которого носит творческий характер, подобная форма внимания является весьма характерной. Уменьшение волевого напряжения при непроизвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, особенно привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.
К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).
Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия, способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя из поля своего внимания ни одного из них. Многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно. Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что, по крайней мере, одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением.
Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут одновременно восприниматься ясно и отчетливо. Из определения следует, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. У взрослого человека объем внимания составляет в среднем 7+-2 элемента. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике в тех случаях, когда необходимо, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно.
Переключение внимания представляет собой сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время возможность тренировки этого свойства внимания ограничена, что обусловлено тесной связью переключаемости внимания с подвижностью нервных процессов. Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. Во втором случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это бывает, например, когда новая деятельность неинтересна или когда не осознается ее необходимость. Переключение внимания затруднено при его высокой концентрации — вследствие этого происходят так называемые ошибки рассеянности, которые часто отмечают ка к характерную черту великих ученых, сосредоточенных на предмете своего исследования.
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Она зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, общего отношения к нему субъекта.
Следует отметить, что существуют кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом и не влияющие на продуктивность его деятельности, например в случае моргания. Такие колебания неизбежны.
Самое важное понятие в когнитивной психологии
В сегодняшней рабочей среде никогда не было так сложно сосредоточиться на работе . Мы постоянно боремся с шквалом уведомлений и сообщений из социальных сетей, а также наших рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. По мере того, как работа с фокусом становится все более неуловимой, те, кто может успешно ее развивать, становятся все более ценными.
Как пишет Кэл Ньюпорт в Глубокая работа , «Способность выполнять глубокую работу становится все более редкой в то самое время, когда она становится все более ценной в нашей экономике. Как следствие, те немногие, кто развивает этот навык, а затем делает его основой своей трудовой жизни, будут процветать».
Имея это в виду, избирательное внимание, возможно, является наиболее важным понятием в когнитивной психологии. Понимание того, как избирательное внимание работает в нашем мозгу, поможет нам разработать более эффективные схемы для управления нашим вниманием и улучшения концентрации.
Что такое избирательное внимание?
Избирательное внимание относится к акту сосредоточения внимания на конкретной информации в окружающей среде с отфильтровыванием неважных деталей. Сюда входит как слуховое, так и зрительное внимание.
В своей жизни мы постоянно пользуемся избирательным вниманием. Избирательное внимание также называют эффектом коктейльной вечеринки, который относится к вашей способности слушать один разговор в оживленном ресторане, наполненном шумом, светом, движением и другими отвлекающими раздражителями. Другой пример слухового избирательного внимания — ответ на телефонный звонок во время вождения.
Без селективного внимания мы были бы слишком когнитивно перегружены стимулами, чтобы функционировать большую часть дня. Основная концепция избирательного внимания включает игнорирование нерелевантной информации. Это очень важно, так как психологи все чаще считают, что внимание — это ограниченный ресурс.
Оригинальные теории избирательного внимания
Внимание является одной из изучаемых концепций в психологии, исследованиях мозга и когнитивной нейронауке, причем первые исследования относятся к 1858 году. количество теорий.
Модель фильтра Бродбента
Одна из первых теорий избирательного внимания была разработана Дэниелом Бродбентом. Бродбент предположил, что стимулы фильтруются очень рано в процессе познания, при этом одни стимулы отфильтровываются через узкое место, а другие пропускаются. Бродбент предположил, что фильтрация стимулов основана на физических свойствах, таких как цвет, громкость, направление и высота звука.
Теория затухания Трейсмана
Психолог Энн Трейсман построила теорию Бродбента с одним существенным отличием. В нескольких исследованиях Трейсман доказал, что первоначальный фильтр ослабляет, а не устраняет нерелевантную информацию. Это означает, что люди все еще могут обрабатывать значение информации, на которой они не полностью сосредоточены.
Модели выбора памяти
Модели выбора памяти, основанные на теориях Бродбента и Трейсмана. В моделях выбора памяти посещаемая и автоматическая информация оценивается на основе значения информации на втором этапе после начальной фильтрации.
Кендра Черри приводит отличный пример этого, а также объясняет эффект коктейльной вечеринки:
Представьте, что вы находитесь на вечеринке и слушаете разговор в компании друзей. Внезапно вы слышите, как ваше имя упоминается группой людей поблизости. Даже если вы не слушали этот разговор, слуховые стимулы, ранее остававшиеся без внимания, немедленно привлекли ваше внимание, основываясь на значении, а не на физических свойствах.
Теории ресурсов
В последние годы исследователи все чаще соглашаются с тем, что внимание в человеческом мозгу является ограниченным ресурсом, который можно разделить только на фиксированный объем информации. Это означает, что мы можем сосредоточить свое внимание только на определенном количестве источников в любой момент времени.
Избирательное внимание и ваша продуктивность
В эпоху смартфонов и компьютеров тот факт, что наше внимание является ограниченным ресурсом, оказывает большое влияние на то, как мы подходим к работе, сосредоточенности и продуктивности.
Уберите все отвлекающие факторы
В современном мире у нас есть бесконечное количество отвлекающих факторов в течение рабочего дня. Наши сотовые телефоны и компьютеры производят постоянный поток уведомлений и сообщений. Эти отвлекающие факторы исходят как от личных, так и от рабочих инструментов, таких как Slack и Gmail. Эти отвлечения приводят нас к разделённому вниманию.
Зная, что наше внимание — ограниченный ресурс, неудивительно, что время для концентрации становится все более редким и трудным. Недавно мы писали о том, как телефоны снижают вашу способность концентрироваться, даже если они не отвлекают вас активно.
Чтобы избавиться от этих отвлекающих факторов, вы можете предпринять следующие действия , если хотите избежать рассеянного внимания и улучшить концентрацию:
- Уберите телефон из комнаты.
- Закройте все ненужные приложения и веб-сайты.
- Отключить все уведомления.
При выполнении этих действий удаляются те источники информации, которые отвлекают ваше внимание от когнитивных функций.
Прекращение многозадачности
Поскольку внимание является ограниченным ресурсом, разделение нашего внимания во время многозадачности снижает нашу способность выполнять задачи. Исследования показывают, что многозадачность может снизить производительность на целых 40%. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете, показало, что люди, которые активно работают в режиме многозадачности, хуже справляются с сортировкой релевантной и нерелевантной информации.
Доктор Роберт Ф. Борнштейн, профессор психологии Университета Адельфи, утверждает: «На самом деле невозможно писать текстовые сообщения (или болтать в чате) и уделять достаточное внимание другой ресурсоемкой задаче (например, редактированию документа). Каждая задача «исчезает». из кратковременной памяти. Затем мы должны перефокусироваться, чтобы восстановить эту информацию, когда мы переключаем наше внимание обратно на исходную задачу, что требует времени и усилий».
Сокращение многозадачности означает, что мы удерживаем внимание и рабочую память на одной задаче. Это улучшает обработку информации и позволяет вам быть более продуктивным и делать больше.
Оптимизация для периодов интенсивной концентрации
Чтобы оптимизировать свою производительность, полезно выделять явные периоды времени для интенсивной концентрации. Вы можете использовать такой метод, как тайм-боксинг, чтобы назначать периоды времени, чтобы сосредоточиться на одной задаче. Это хорошо работает с избирательным вниманием, потому что позволяет убрать все отвлекающие факторы и сконцентрировать все свое внимание на одной задаче сразу.
Следите за вниманием и концентрируйтесь
Нельзя улучшить то, что нельзя измерить. Невозможно узнать, улучшаете ли вы свое внимание, не измеряя его. Джеймс Клир пишет в своей статье об избирательном внимании: «Единственный способ выяснить, что работает, а что нет, — это измерить свои результаты. Если вы будете повторять этот цикл в течение 20 лет, то в конечном итоге вы научитесь сосредотачиваться на том, что имеет значение, и игнорировать то, что не имеет значения». Вы можете использовать трекер производительности, такой как Rize, чтобы отслеживать свое внимание и точно видеть, какие приложения или сайты вас отвлекают.
Заключение
Нас перегружают информацией. Те, кто может фильтровать данные и выборочно заниматься самой важной работой, будут более продуктивными и успешными. Улучшение вашего избирательного внимания улучшит то, как вы обрабатываете информацию. Это, в свою очередь, повысит вашу производительность и качество работы. Избирательное внимание и способность отфильтровывать увеличивающийся объем информации останутся одними из самых важных концепций когнитивных наук в ближайшие годы.
Источники
- https://www.verywellmind.com/what-is-selective-attention-2795022
- Broadbent DE. Восприятие и общение. Лондон: Пергамон Пресс; 1958.
- https://www.simplypsychology.org/attention-models.html .
- Трейсман А.М. Избирательное внимание у человека . Британский медицинский бюллетень. 1964;20(1):12-16. doi:10.1093/oxfordjournals.bmb.a070274.
- https://psychology.wikia.org/wiki/Selective_attention
- Офир Э., Насс С., Вагнер А.Д. Когнитивный контроль в медиа многозадачности . ПНАС США. 2009;106(37):15583-15587. doi:10.1073/pnas.0
0106
- https://www.psychologytoday.com/us/blog/big-career-corner/201011/are-we-multi-tasking-our-way-zero-productivity
- https://jamesclear.com/selective-attention
Фотография на Romain Vignes
Macgill Davis является соучредителем Rize — простой, интеллектуальный трек, который улучшает фокус и помогает построить более высокие работы.
Внимание | Теории психологии
Одной из основных тем когнитивной психологии является внимание. Возможно, вы здесь, потому что готовитесь к тесту или пишете исследовательскую работу по теориям избирательного внимания. В любом случае, мы стремимся предоставить вам наилучшую общую информацию по теме, чтобы вы могли продолжить свои исследования и внести свой вклад в психологию.
Когда вы читаете эту страницу, ваш мозг получает множество входных данных:
- Информация, представленная на экране перед вашими глазами
- Ощущение ног на полу
- Звуки ваших ушей, слушающие окружающий шум
- Ощущение пальцев на мышке или телефоне
Когда дело доходит до внимания, вы не можете сосредоточиться на всем сразу. Тем не менее, вы можете сосредоточиться на одном в течение определенного периода времени.
Что такое внимание в психологии?
Внимание определяется в психологии как избирательная концентрация нашего сознания на определенных сенсорных входах или процессах. Это включает в себя нашу способность сосредоточиться на информации, имеющей отношение к поставленной задаче, игнорируя при этом другую бесполезную информацию.
Многие психологи изучали и создавали теории внимания. На этой странице мы кратко рассмотрим некоторые из этих теорий. Более подробную информацию об этих теориях можно найти на нашем сайте. Кликай и плати внимание к тому, что вы читаете о внимании!
Некоторые важные теории и явления, касающиеся внимания, включают:
- Модель фильтра Бродбента
- Модель аттенюатора Treisman
- Слепота к изменению
- Невнимательность Слепота
- Подсознательная реклама
- Эффект Струпа
- Многозадачность
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
Теории избирательного внимания
Модель фильтра Бродбента (1958)
В одной из первых моделей внимания Дональд Бродбент предложил фильтровать информацию на основе физических характеристик. Он сказал, что у нас есть фильтр, где мы можем выбирать, что слушать. Например, если вы слушаете свою сестру, у которой более высокий голос, ваше внимание будет «узким местом», и вы не услышите, как ваш брат говорит на заднем плане.
Модель фильтра Бродбента имеет несколько отверстий, одно из которых — эффект коктейльной вечеринки. Представьте себя на вечеринке, и вы увлеченно разговариваете с красивой женщиной, пока парень на полпути через комнату не произносит ваше имя. Каким-то образом ты слышишь свое имя. Это означает, что вы не «запирали» свое внимание только на красивой женщине…
Модель затухания Трейсмана (1964)
Энн Трейсман фактически была одной из учениц Бродбента и продолжила его работу над теорией внимания. Она предположила, что вместо того, чтобы «задерживать» ту информацию, которая доходит до нашего внимания, мы просто «ослабляем» ее. Думайте об этом как о ручке громкости, с помощью которой мы можем уменьшать и увеличивать определенные раздражители.
Когда вы разговариваете со своей сестрой, вы отказываетесь от всего остального, чтобы внимательно слушать. Когда кто-то еще произносит ваше имя на вечеринке, громкость была низкой, но достаточно низкой, чтобы вы все еще слышали его, а затем вы увеличили громкость, потому что ваше имя является важным словом для вас.
Эти две теории — всего лишь несколько теорий избирательного внимания. На нашей странице вы сможете узнать о многих других теориях и явлениях, касающихся избирательного внимания, в том числе:
- Эффект коктейльной вечеринки (почему вы обращаете внимание на свое имя на коктейльной вечеринке или другом шумном мероприятии)
- Дихотическое задание на прослушивание
- Слежка
- Уместность Модель внимания
- Упорство Нормана Модель
- Многомодовая теория Джонстона и Хайнца
Невнимательность и слепота к изменениям
Невнимательная слепота
Другой очень похожий эффект называется Невнимательная слепота. Это неспособность человека заметить то, что полностью видно, потому что его внимание было сосредоточено на чем-то другом. Например, когда вы смотрите на свой телефон во время вождения, вы можете не заметить оленя, пытающегося перейти дорогу, или другую машину, перестраивающуюся с полосы движения.
Примеры невнимательной слепоты: невидимая горилла
Одним из наиболее ярких примеров слепоты по невнимательности является исследование «Невидимая горилла». На этом веб-сайте есть целая страница, посвященная влиянию и значимости этого исследования. А пока вот лишь краткая информация о том, как проводилось исследование:
«В 1999 году Крис Чабрис и Дэн Саймонс провели эксперимент, теперь известный как «Эксперимент с невидимой гориллой». Они сказали участникам, что посмотрят видео людей, передающих баскетбольные мячи. В середине видео человек в костюме гориллы на мгновение прошел по кругу.
Исследователи спросили участников, увидят ли они гориллу. Конечно, будут, верно? Не так быстро. Перед тем, как исследователи попросили участников посмотреть видео, они попросили их посчитать, сколько раз люди в белых футболках пропускали мяч. В этом первоначальном эксперименте 50% участников не смогли увидеть гориллу!»
Слепота к изменениям
Слепота к изменениям — это явление, которое возникает, когда участнику показывают два разных стимула, но он не замечает никаких изменений. Почему это важно? Он используется в качестве доказательства против показаний очевидцев и в таких ситуациях, как отвлеченное вождение.
Слепота к изменениям немного отличается от слепоты по невниманию. Вот что говорит об этой разнице Американская психологическая ассоциация:
«Слепота по невнимательности — это один из двух перцептивных феноменов, которые начали менять представление ученых о зрительном восприятии, превратив его из видеопленки в нечто гораздо менее точное. Начиная с 1970-х годов исследователи начали распознавать явление, называемое «слепота к изменениям», обнаружив, что люди часто не могут обнаружить изменения в своем поле зрения, если это изменение происходит во время движения глаз или когда взгляд человека прерывается каким-либо иным образом. Такие открытия вызвали споры о том, как — и действительно ли — мозг хранит и интегрирует визуальную информацию».
Примеры слепоты к изменениям: ошибки непрерывности
Слепота к изменениям часто мешает нам замечать ошибки в фильмах и телешоу! Следующие примеры из нашего поста о слепоте к изменениям показывают, как много мы можем упустить! Сколько из этих ошибок вы действительно заметили?
- «В фильме Новолуние у Джейкоба новая татуировка. Но расположение этой татуировки редко совпадает на протяжении всего фильма! Он появляется на верхней части его руки, а затем опускается вниз в других кадрах.
- В Бегущий по лезвию показан дублер Жоры. Много. С некоторыми довольно очевидными кадрами крупным планом.
- Также в «Бегущий по лезвию » Рой Бэтти погибает ночью во время шторма. Вскоре после этого выпускают пару голубей — в безоблачный, прекрасный солнечный день.
- В одной из самых больших сцен фильма Эйс Вентура: Когда природа зовет мы наблюдаем, как Джим Керри разгадывает тайну, а Винсент Кэдби играет рядом с ним в шахматы. В более позднем кадре все шахматные фигуры исчезли! Даже позже шахматные фигуры возвращаются!»
Известные явления в исследованиях внимания
Подсознательная реклама
Когда дело доходит до внимания в психологии, одной из самых интересных тем является подсознательная реклама. Это реальная вещь? Действительно ли это увеличивает прибыль?
Существует множество исследований подсознательной рекламы, но вывод прост: они на самом деле не работают. Неформальные и формальные исследования подсознательной рекламы показывают, что попытки стимулировать поведение аудитории с помощью подсознательной рекламы не оказывают существенного влияния на ее поведение. Это не мешает брендам использовать его в своей рекламе!
В этом сообщении в блоге от HubSpot перечислены несколько способов, которыми бренды добавляют «тонкие» сообщения в свою рекламу и логотипы. Будут ли эти шаги влиять на клиентов, пока неизвестно, но они, безусловно, являются отличными примерами дизайна и творчества!
Эффект Струпа
Эффект Струпа — это действительно интересная вещь, которая возникает, когда мозг демонстрирует уменьшение времени реакции при фокусировке на двух стимулах.
Лучший способ объяснить эффект Струпа и то, как он связан с вниманием, — это попытаться прочитать цвета ниже. Не сосредотачивайтесь на чтении слов, вместо этого произносите вслух цвет каждого слова.
Это довольно сложно, не так ли?
Существует множество теорий, почему это происходит:
- Теория скорости обработки
- Параллельная распределенная обработка
- Теория автоматизма
Прочитайте все об этих теориях, а также о вариантах эффекта Струпа прямо здесь!
Многозадачность
Одним из практических применений изучения внимания является наше понимание того, как работает многозадачность. Почти во всех исследованиях, которые я просмотрел, многозадачность значительно снижает эффективность обеих задач. Другими словами, многозадачность кажется бременем, а не средством повышения производительности.
Почему? Когнитивные психологи говорят, что это связано с тем, что смена задач имеет свою цену. Когда ваш мозг переключается с одной сложной задачи на другую сложную задачу, вы должны заплатить за «переключение передач». Это показывает, что внимание не любит быть разделенным и что сосредоточение внимания в течение длительных периодов времени лучше, чем несконцентрированная «многозадачность».
Американская психологическая ассоциация разделяет эту идею более красноречиво:
«Хотя затраты на переключение могут быть относительно небольшими, иногда всего несколько десятых секунды на переключение, они могут составлять большие суммы, когда люди переключаются несколько раз назад и вперед между задачами. Таким образом, многозадачность может показаться эффективной на первый взгляд, но на самом деле может занять больше времени и привести к большему количеству ошибок. Мейер сказал, что даже кратковременные умственные блоки, возникающие при переключении между задачами, могут стоить до 40 процентов чьего-то продуктивного времени».
Это заставило меня поверить, что многозадачность — это миф. И хотя можно выполнять несколько задач в течение коротких периодов времени, вы можете получить больше пользы от осознанного группирования задач или просто выполнения одной задачи за раз.
СДВГ
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
В мире, который требует от нас постоянной многозадачности, удерживать внимание в течение длительных периодов времени может быть непросто. Уведомления отвлекают нас от текущих задач. Проблемы мира, проблемы в наших домах и другие проблемы могут занимать нас, когда мы пытаемся работать. Является ли наша неспособность обращать внимание результатом окружающей среды или признаком более серьезной проблемы, закодированной в нашей ДНК?
Ответ может удивить вас, если вы изо всех сил пытаетесь сосредоточиться. Пользователь Reddit обратился к пользователям сабреддита с СДВГ, спрашивая, откуда они узнали, что у них СДВГ во взрослом возрасте. Вот один из ответов:
«Девушка, 25 лет, очень хорошо училась в школе до 15 лет. Потом стало немного сложнее, но с минимальными усилиями я все еще могла это делать. В универе я использовал кофеин для учебы. Боролся до конца, пока не получил выпускной проект от моего технического мастера U. Это было слишком (наряду с другими вещами в моей личной жизни), и я сломался.
Я всегда чувствовал, что что-то не так, что-то вроде блокировки в голове, как вы описываете. Кроме того, я никогда не чувствовал себя по-настоящему энергичным, разве что после долгого отпуска с родителями в детстве. Я был мечтателен, волновался, чувствовал очень сильные эмоции и очень быстро переключался между ними.
После нервного срыва я исследовал свои симптомы (нет концентрации, усталость, раздражительность и т. д.) и пришел к СДВГ. Пошла с этим к врачу, получила направление к психологу, сдала анализы и вот. Теперь у меня есть терапия, и мне приходится иметь дело с переутомлением, депрессией и тревогой (производительности) из-за «нелеченного» (неизлечимого) СДВГ».
Неспособность сохранять фокус или внимание может быть признаком нейродивергенции.
Бесплатный тест на СДВГ
Часто люди проходят тесты на СДВГ, чтобы определить, нужно ли им обратиться к врачу.