Внимание у детей: Развитие внимания 5-6 лет — сайт Разумейкин

Содержание

Особенности развития внимания у ребенка

  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит.

Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

Как развить внимание у ребенка и научить концентрироваться

Для детей способность сосредотачиваться на выполняемом действии, изучаемой информации стремительно развивается по мере взросления. При этом важно научить ребенка концентрировать внимание. Этот навык можно тренировать, увеличивая продолжительность усиленной работы памяти, мышления, сенсорной активности. При грамотном подходе к занятиям результат будет отличаться в разы.

Виды внимания и их особенности

Внимание – функция психики, которая является основой всех образовательных процессов независимо от возраста и вида деятельности. Чемпионы спортивных состязаний, лауреаты Нобелевской премии, буддистские ламы выделяют умение сконцентрироваться как один из важных факторов, который позволяет добиваться успеха.

Под понятием «внимание» подразумевается отбор информации для выполнения поставленной задачи, который выполняется сознательно или бессознательно, поступает через все органы чувств. Поток данных, которые содержат неактуальные для человека на данный момент сведения, становятся фоном. Исходя из особенностей участия в сборе информации, выделяют следующие виды внимания:

  • Непроизвольное. Возникает рефлекторно, без усилий со стороны ребенка. Он концентрируется на том предмете (действии), которое привлекло его внимание. В возрасте до 3 лет именно такой вид внимания является основным.
  • Произвольное. Сознание управляется желанием человека, его волевым усилием. Его длительное поддержание утомляет, поэтому в основном дети до 9 лет в таком режиме могут выполнять краткосрочные задачи. Формирование этого вида внимания формируется ближе к 7 годам. От того насколько оно развито во многом зависит готовность ребенка к школе.
  • Постпроизвольное.
    Промежуточное состояние между непроизвольным вниманием и сосредоточенностью на поставленной задаче, поддерживаемой исключительно волей человека. При этом выполняются поставленные задачи без перегрузки нервной системы, действия приносят удовольствие. Организм работает в сбалансированном режиме, ресурс ограничен только естественным утомлением.

Внимание, как и любой психофизиологический процесс, напрямую зависит от состояния здоровья ребенка, уровня развития его моторики, точности выполняемых движений. Поэтому во время тренировок стоит обязательно уделять внимание физической активности, активным играм. Таким образом удается постепенно увеличить выносливость малыша, его работоспособность, скорость реакций, способность целенаправленно сконцентрироваться на задании.

Этапы развития внимания у детей до 10 лет

Чтобы научить ребенка внимательности, при выполнении специальных упражнений, заданий, регулировании их сложности, важно учитывать возрастные особенности малыша.  


Его психика должна быть объективно готовой к запланированным тренировкам.

Возраст ребенка

Особенности развития

0-1 год

Работает исключительно непроизвольное внимание в отношении объектов, которые выделяются чем-то на фоне остальных.

1-2 года

Дети активно стремятся к самостоятельности, исследованию окружающего мира, пробуют новые для себя занятия. В этом возрасте появляются зачатки произвольного внимания при участии взрослых.

2-3 года

При выполнении игровых или образовательных задач кроха может действовать по правилам, наглядному образцу.

3-4 года

Малыш способен сконцентрироваться на задании по просьбе взрослого. Активно развивается слуховое внимание, увеличивается его устойчивость.

5-7 лет

Интенсивно развивается произвольное внимание, увеличивается его объем, повышается устойчивость. Дети способны самостоятельно удерживать внимание, если задача им интересна (к примеру, когда нужно решить головоломку).

8-10 лет

Формирование навыка переключаемости между заданиями, умения параллельного выполнения двух действий. Ребенок более усидчивый, собранный, сконцентрированный на занятии.

Способность ребят сосредоточиться на объекте, выполняемом действии во многом зависит и от особенностей нервной системы. У уравновешенных детей длительность сохранения концентрации в среднем в 2 раза выше, чем у возбудимых. Но в любом случае в возрасте до 10 лет младшим школьникам важна яркая, захватывающая подача учебного материала. Это поможет учителям удерживать внимание на уроках, добиваясь отличных результатов в учебе.

Почему ребенок становится невнимательным

Не всегда дети не способны сосредоточиться на действии или информации только в силу возраста. На психику малышей оказывают сильное влияние внешние факторы:

  • Физическое состояние. Любые недомогания, нарушения здоровья ослабляют внимание не только у ребенка, но и у взрослого. Он не может сконцентрироваться, выполнить стандартные для него задачи, постоянно отвлекается.
  • Отсутствие физической активности. Полноценное функционирование организма невозможно без поддержания тела в тонусе. Детям важно постоянное движение, активные игры, занятия спортом.
  • Психологический климат. Проблемы дома или в детском коллективе, стрессы, сложности в отношениях между родителями вызывают у детей болезненную реакцию. Их дискомфорт приводит к невнимательности, замкнутости.
  • Нарушения сна. Отсутствие определенного режима для современных детей – обычное явление. Многие родители не считают нужным устанавливать какие-то разумные рамки. Доступ к гаджетам по ночам часто становится причиной хронической усталости. Особенно обостряется ситуация, если малышу приходится рано вставать в школу или детский сад. Результат – рассеянность, развитие неврозов, снижение успеваемости.

Основными признаками нарушения внимания у детей становится непроизвольное переключение ребенка с одного раздражителя на другой, его быстрая истощаемость внимания. У таких малышей переключение между заданиями происходит медленно. Большое количество ребят страдают расстройством внимания, которое сопровождается гиперактивностью, агрессией.

5 лучших способов повышения детского внимания и концентрации

Взрослые воспитывают в своих детях усидчивость, внимательность, стремление к достижению поставленных целей. Хотят, чтобы ребенок мог легко усваивать новые знания, стал со временем успешным человеком, способным добиться желаемого. Для этого важно тренировать навык концентрации внимания, умение переключать мозг при выполнении нескольких задач параллельно.


Распространено заблуждение, что все перечисленные качества самостоятельно формируются по мере взросления ребенка. Это утверждение справедливо только частично. Детский мозг развивается под влиянием окружения, информационной среды, психологического климата в семье и коллективе. Поэтому на способность ребенка концентрироваться, удерживать внимание на одном занятии, переключаться можно влиять.

Мониторинг состояния здоровья

Физическое здоровье – важное условие для развития ребенка в целом и его когнитивных функций в частности. Из-за банальной простуды малыш может стать невнимательным, капризным. Проблема особенно актуальна для детей до 8 лет. Регулярная профилактика, физические нагрузки, соблюдение режима дня, правильное питание помогут улучшить общее состояние здоровья малыша и, как следствие, его внимательность.

На умение концентрироваться, мотивацию также серьезно влияет соматическое здоровье ребенка. Разного рода заболевания могут стать причиной стресса, тревожности. В результате происходит снижение мотивации, исчезает желание заниматься чем-либо вообще. Нередко в таких ситуациях происходит ограничение общения со сверстниками, что также не добавляет позитива в настроение.

Независимо от ситуации, психологи не рекомендуют родителям допускать гиперконтроль или чрезмерное попустительство даже в случае тяжелого хода болезни. Или, наоборот, «хвататься» за учебу, как только состояние здоровья стабилизировалось. Невнимательность в такой ситуации – норма. Но с учетом общей ситуации стоит вносить в общение с больным ребенком элементы игр, учебных занятий, которыми он будет заниматься с удовольствием.

Доверительные взаимоотношения

Чтобы научить ребенка концентрировать внимание, развить сосредоточенность, ему должно быть психологически комфортно во время занятий. Часто именно неуверенность в своих силах и возможной реакции на неудачу, страх допустить ошибку тормозят развитие. Практикующие детские психологи единодушны во мнении, что повышать эффективность работы мозга, развивать у малыша внимание можно только в обстановке взаимного доверия.

Но доброжелательная атмосфера не предусматривает вседозволенности, отсутствия обязанностей у ребенка. Даже к не самым приятным для малыша делам можно постепенно приучить ненавязчиво, без излишнего давления. Помогает выработанная привычка по выполнению определенного перечня бытовых дел добиться сдвига и в приобретении навыка внимания.

Хобби

Основная цель тренировок навыка внимания – научить ребенка самостоятельно контролировать собственную концентрацию, уметь отсекать внешние раздражители, переключаться для параллельного выполнения нескольких дел. При этом не имеет большого значения направленность материала, с помощью которого проходят занятия. Но важно давать задания, которые малыш будет выполнять с удовольствием.

Беспроигрышный способ привлечь внимание – использовать хобби, любимые темы. Сконцентрироваться на увлекательном материале не составит труда. Разработать задания, которые будут интересны и восприняты с энтузиазмом, чтобы научить ребенка внимательности будет несложно. К примеру, если малыш – фанат динозавров, предложите искать отличия на тематической картинке или нарисовать рептилию, собрать больше материалов о ней.

Занятия дополнительным образованием

Ребенку важно создать максимально благоприятные условия для экспериментов с дополнительными занятиями. Предлагается огромное количество творческих кружков, спортивных секций, в которых сам или в компании друзей можно пробовать себя в новом направлении. Занятия в дружном коллективе особенно полезны.


Ребята получают возможность еще больше сплотиться при выполнении новых задач. В плане развития внимания в такой ситуации присутствует подсознательный элемент соревнований, что положительно сказывается на заинтересованности в результате, концентрации. У ребенка не возникнет дефицита общения, который может возникнуть самостоятельном при посещении секций.

Бывает так, что ожидания не оправдываются. Это нормально. Но стоит выяснить причину разочарования: малышу не нравится сами занятия или он не нашел взаимопонимания с педагогом. Часто встречаются подобные ситуации в творческих кружках. От одного преподавателя дети в восторге, другой слишком авторитарен или скучен, не уделяет достаточно внимания своим ученикам.

Если ребенок посещает занятия с удовольствием, это будет улучшать усидчивость, концентрацию, нацеленность на результат. Вначале внимательность у детей повышается только при выполнении заданий, связанных с интересной для него деятельностью. Но со временем и на школьных уроках эти качества будут проявляться в полной мере.

Домашние занятия в кругу родственников

Качественное общение с родными, определенные бытовые обязанности, активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи позволит ему незаметно для самого себя сформировать более близкие отношения. Одновременно такой подход к воспитанию станет отличным способом обучения концентрации, внимательности.

Действовать «в лоб» не стоит. Огромное значение имеет возраст ребенка. Как правило, малыши сами с большим энтузиазмом относятся к идее помощи родителям по дому. Выполняя посильные задачи, активно участвуя во «взрослых» делах, они получают заслуженный повод для гордости. При этом мозг непрерывно тренируется.

Для школьников часто нужна внутренняя мотивация, чтобы привлечь их к бытовым обязанностям. У относительно самостоятельных подростков особенно часто встречается синдром недостатка внимания со стороны родителей. Командная работа по дому поможет сделать общение качественным, взрослые на личном примере покажут, что и как нужно сделать. Поэтому, скорее всего, все дела будут выполнены еще и качественно.

В любом возрасти хвалите своего ребенка, благодарите за помощь, не допускайте ситуаций, когда труд малыша обесценивается, даже если результат не слишком радует. Для детей постарше можно придумать более сложные задачи, чтобы не было скучно. Сделать атмосферу веселее поможет музыкальное сопровождение, превращение уборки в доме в танцевальную вечеринку. Будет здорово!

Полезные советы для развития внимания

Сложно спорить с тем, что современные технологии, открытый доступ у детей к гаджетам стали причиной того, что они легко отвлекаются. В 2012 году среди учителей был проведен интернет-опрос, в ходе которого выяснилось, что способность ребенка удержать внимание в течение 15 минут в современных условиях – отличный результат.

При этом по факту примерно раз в 30 секунд подросток отвлекается. Вопрос о том, что можно изучить на занятии по химии или алгебре за это время, можно считать риторическим. Поэтому тренировать мозг, чтобы развить внимание у ребенка необходимо. Психологи дают несколько действенных советов:

  • Уберите раздражители. Речь не только о гаджетах. Доказано, что дети хуже усваивают материал, если в комнате находится большое количество ярких плакатов, игрушек. Если ребенок разглядывает фото любимых героев комиксов, лекция об этикете скорее всего пройдет мимо его сознания.
  • Недостаток движения. Некоторым детям тяжело усидеть на месте. Вместо того чтобы учить предложенный материал, они все усилия направляют на то, чтобы не нарушать дисциплину. Занимаясь вместе дома, проще создать комфортные условия. Можно попробовать выполнять упражнения закопавшись в подушки или прерываться периодически на веселую зарядку.
  • Оптимальный канал восприятия. Важно для результативности обучения использовать тот вид подачи информации, который лучше всего воспринимается малышом. Одни дети легко запоминают услышанное, другим необходимо записать новый материал.
  • Ведите диалог. Во время занятий развивать внимание у ребенка, тренировать концентрацию гораздо проще, если проводить занятия в форме живого общения. Избегайте лекций, разговаривайте, интересуйтесь мнением малыша.
  • Чтение вслух. Ученые доказали, что такие занятия успокаивают дошкольников, вырабатывают навык самоконтроля. Регулярное чтение вслух, обсуждение материала создает платформу для формирования общих интересов.

В любом возрасте игра предельно важна для развития, она необходима. Некоторым родителям кажется, что полезнее освоить арифметику, игру в шахматы. Но практика показывает, что если ребенок не наигрался в раннем детстве, он будет это делать позже на уроках, во время других занятий. Далеко не всегда это будет уместно.

Как бороться с невнимательностью школьников

Современным подросткам приходится в сравнительно короткие сроки усваивать большие объемы информации. Это связано не только с учебой, но и с присутствующими в жизни практически каждого школьника дополнительными занятиями, секциями, хобби, развлечениями. Важно научить ребенка концентрировать внимание, чтобы получаемая информация была усвоена.

Психологи рекомендуют научить подростка замечать детали в окружающем его каждый день мире. Это может быть продвижение расположенного рядом строительства здания или расцветающая сирень во дворе. Можно придумать собственную игру из серии: «Что изменилось?». Такое упражнение станет хорошей тренировкой внимательности.

Самым действенным способом развить у ребенка любые навыки и способности всегда был и остается личный пример, который подают близкие люди. Если для любимого деда собранность и наблюдательность – важные качества, внук будет стараться стать именно таким. Когда малыш чувствует поддержку, родители интересуются его успехами, он будет стараться радовать их и дальше.

Практика показывает, что развить внимательность, умение концентрироваться несложно. Но этот навык требует тренировки. Причем самые успешные методики предусматривают совместные, насыщенные положительными эмоциями занятия с родителями. Это пойдет на пользу личным отношениям и поможет ребенку перейти на более высокий уровень в своем развитии.

Внимание и концентрация — Kid Sense Развитие ребенка

Что такое внимание?

Внимание — это способность привлекать и поддерживать надлежащее внимание к задаче. На это могут влиять мотивация, самооценка, сенсорная интеграция, практика, языковые трудности и любой существующий диагноз.

Запишитесь на обследование для вашего ребенка

Почему внимание важно?

Эффективное внимание — это то, что позволяет нам отсеивать нерелевантную стимуляцию, чтобы сосредоточиться на информации, важной в данный момент. Это также означает, что мы способны удерживать внимание, которое затем позволяет нам заниматься задачей достаточно долго, чтобы неоднократно практиковать ее. Повторная практика имеет решающее значение для развития навыков. Внимание также позволяет нам обращать внимание на важные детали (например, в языке: «сделай это, затем… то, прежде чем почистить зубы»).

Какие строительные блоки необходимы для развития внимания?

  • Сенсорная обработка
  • Исполнительное функционирование
  • Саморегулирование
  • Рецептивный (понимающий) язык
  • Трудности обработки слуха
  • Нарушение слуха
  • Выученная беспомощность
  • Ограниченная мотивация
  • Окружающая среда

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с вниманием?

Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, он может:

  • Не выполнять задание, когда его об этом требуют/просят.
  • Отсутствуют детали в инструкциях.
  • Неоднократно совершает одни и те же ошибки (из-за того, что не учится на прошлом внимании).
  • Быть не в состоянии прослушать всю представленную информацию.
  • Им физически трудно либо успокоиться (поскольку они слишком физически активны), либо «проснуться», поскольку они кажутся сонными и вялыми.
  • Начинает задание, но затем отвлекается на что-то другое, а затем «забывает» выполнить то, о чем его просили.

Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка проблемы с концентрацией внимания?

Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Обучением новым навыкам.
  • Успешное социальное взаимодействие.
  • Обучение и расширение репертуара игровых навыков.
  • Неспособность следовать инструкциям.
  • Рецептивная (понимающая) речь.
  • Слуховая обработка (точное понимание вербальной информации)
  • Слушание.

 

 Что можно сделать, чтобы улучшить внимание?

  • Повторите инструкции: Когда вы дали ребенку инструкцию, предложите ему повторить ее вам, чтобы убедиться, что ребенок усвоил/понял то, что ожидается.
  • Терапия сенсорной интеграции: Для решения проблем с вниманием, которые носят сенсорный характер.
  • Контакт с глазами: Подойдите ближе к ребенку, чтобы он мог слышать вас и видеть ваше лицо; опуститесь на их уровень.
  • Простой язык: Используйте ясный, конкретный язык при отправке запросов и, при необходимости, покажите им, что вы от них хотите.
  • Уменьшение фонового шума и отвлекающих факторов: Чтобы помочь ребенку удерживать внимание достаточно долго, чтобы усвоить информацию, необходимую для выполнения задачи.
  • Развитие рецептивной речи: Улучшите рецептивную речь вашего ребенка (т. е. понимание языка), чтобы он мог лучше понимать ожидания и информацию и, следовательно, лучше реагировать на информацию.
  • Программа Alert (Engine) для содействия саморегуляции с помощью сенсорных и когнитивных стратегий, помогающих улучшить внимание и концентрацию.
  • Программа M.O.R.E использует физические (двигательные) компоненты, оральную организацию, респираторные потребности и зрительный контакт, чтобы помочь с сенсорной регуляцией, чтобы помочь улучшить внимание.
  • Протокол Уилбаргера (проприоцептивная техника глубокого давления) — это терапевтическая программа, предназначенная для снижения сенсорной или тактильной защиты и помощи в сенсорной регуляции и, следовательно, в повышении внимания.

 

Какие действия могут помочь улучшить внимание?

  • Сенсорная диета мероприятия, такие как:
    • Полоса препятствий при выполнении физических упражнений, таких как указанные ниже:
    • Прогулочная тачка
    • Выгул животных
    • Батут
    • Езда на велосипеде и самокате
    • Качели (вперед-назад, из стороны в сторону, поворотные)
    • Грубая игра / раздавливание или сдавливание подушками или мячами
    • Ношение тяжелого рюкзака
    • Утяжеленные предметы (мешок с пшеницей на коленях сидя или тяжелое одеяло для сна)
    • Жевательные игрушки
  • Программа Engine (Alert) представляет собой использование хорошо продуманных, индивидуально подобранных и сознательно спланированных сенсомоторных (физических) действий, помогающих достичь саморегуляции и лучшего внимания.
  • Дискретные навыки: Действия, которые имеют определенную начальную и конечную точки, такие как головоломки, строительные задачи, лабиринты и точка за точкой.
  • Узконаправленные задачи: Очень специфичные действия, требующие особого внимания, такие как действия по сортировке, организации и категоризации (например, карточные игры, такие как Uno , Snap или Blink) .
  • Наглядные расписания позволяют ребенку увидеть и понять, что будет дальше. Расписания также помогают людям организовать себя, планировать заранее и, таким образом, более эффективно обращать внимание, поскольку они знают, что конец близок.
  • Таймеры (в идеале визуальные) помогают с переходами, поскольку они сообщают ребенку, как долго и когда ему нужно будет выполнять какое-либо действие. Таймеры позволяют заранее предупредить ребенка о предстоящем задании или требовании.
  • Счетчики разговоров/вопросов: Для определенного периода времени, когда ребенок занят какой-либо деятельностью, внедрите структуру, которая дает ребенку ограниченное количество вопросов или утверждений, которые он может задать/сделать. Дайте им (например) 5 «говорящих» фишек. Каждый раз, когда ребенок задает вопрос/делает утверждение, взрослый берет у него жетон. Когда у ребенка больше нет жетонов, взрослые не реагируют, и ребенок учится удерживать вопросы или утверждения и учится 9.0170 когда спросить.
  • Обработка слуха: Постепенно увеличивайте количество отвлекающих факторов, пока ваш ребенок выполняет задание. Начните с выполнения задания в тишине, затем включите «белый шум» (например, помехи на радио), затем классическую музыку, затем коммерческое радио и, наконец, разговор между другими людьми в комнате.
  • Программа прослушивания: Помогает развивать навыки внимания ребенка, обучая его тому, как следить за деятельностью, слушая специально созданную «терапевтическую» классическую музыку.

 

Зачем мне обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю у своего ребенка трудности с вниманием?

Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с проблемами внимания, важно для того, чтобы:

  • Обеспечить, чтобы ребенок мог заниматься/выполнять учебные задания достаточно долго, чтобы он научился мастерству.
  • Развивать навыки социального взаимодействия, поведения и игры.
  • Помощь в дальнейшем развитии рецептивных и выразительных языковых навыков.
  • Переход в школу может быть затруднен, если они не могут следовать инструкциям в образовательной среде (например, инструкции в классе, требования к академическим заданиям).

Если не лечить, к чему могут привести трудности с вниманием?

Когда у детей возникают трудности с вниманием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Беспокойство и стресс в различных ситуациях, которые приводят к трудностям в реализации академического потенциала ребенка.
  • Поведение, например, когда ребенок не может должным образом регулировать себя, чтобы решить задачу и сосредоточиться на ней в течение длительного периода времени.
  • Проблемы, связанные с работой в небольших группах с другими для игр или академических проектов.
  • Следование инструкциям в школе и позже в жизни, на работе.
  • Доступ к учебной программе из-за того, что они не могут выполнять задания достаточно долго, чтобы выполнить критерии оценки или попрактиковаться до уровня мастерства.
  • Заводить друзей, справляться в социальных условиях и возможные проблемы с психическим здоровьем в более позднем возрасте.

 

 Какой тип терапии рекомендуется при нарушениях внимания?

Если у вашего ребенка проблемы с вниманием, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом.

Если есть несколько проблемных областей (т. е. не только внимание), то для решения проблемных функциональных областей вполне могут быть рекомендованы как трудотерапия, так и логопедия. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.

Внимание! Симптомы СДВГ у детей

Проблемы с концентрацией внимания часто впервые обнаруживаются учителем, который замечает, что ученик более легко отвлекается, чем большинство других детей его возраста.

Возможно, ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить школьную работу в классе. Может быть, когда учитель зовет его, кажется, что он не следит за уроком. Может быть, он отключается, когда ему даются инструкции, или забывает, что должен делать. Может быть, домашние задания часто пропадают.

Несмотря на то, что все дети, особенно очень маленькие, имеют тенденцию к меньшей продолжительности концентрации внимания и большей отвлекаемости, чем взрослые, у некоторых гораздо больше проблем с концентрацией внимания и удержанием на задаче, чем у других.

Поскольку трудности с концентрацией внимания широко связаны с СДВГ, это, как правило, первое, что подозревают учителя, родители и врачи. Но есть ряд других возможностей, которые могут способствовать проблемам с вниманием. Чтобы избежать неправильного диагноза, важно не упускать из виду эти другие возможности, которые не всегда очевидны.

Вот контрольный список некоторых других проблем, которые могут помешать ребенку сосредоточиться в школе:

Беспокойство

Ребенок, который, кажется, не сосредоточен в школе, может иметь хронические беспокойства, о которых учителя (и даже родители) не знают. Есть много разных видов тревожности, но их объединяет то, что, по словам невролога и бывшего учителя Кена Шустера, психолога, тревога «имеет тенденцию блокировать мозг», из-за чего тревожным детям тяжело учиться в школе.

Ребенок с тревогой разлуки может быть настолько озабочен тем, что что-то плохое происходит с его родителями, пока он находится вдали от них, что не может сосредоточиться на учебе.

Некоторые дети очень боятся совершить ошибку или опозориться. Доктор Шустер отмечает, что когда к ним обращается учитель, они могут попытаться исчезнуть. «Они могут смотреть вниз, они могут начать что-то писать, хотя на самом деле они ничего не пишут. Они пытаются разорвать связь с учителем, чтобы избежать беспокойства».  

Иногда, когда ребенку требуется необычно много времени, чтобы закончить свою работу в классе, это происходит не потому, что он мечтает, а потому, что он борется с перфекционизмом, который требует от него делать все правильно. Или, если она не сдает домашнюю работу, это может быть не потому, что она ее не сделала, а потому, что она беспокоится, что она недостаточно хороша.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Дети с обсессивно-компульсивным расстройством, которое часто начинается в начальной школе, имеют дополнительный источник отвлечения: у них не только появляются навязчивые мысли, но они чувствуют, что должны выполнять ритуалы или принуждения, чтобы предотвратить чтобы не случилось плохого. Ребенок с обсессивно-компульсивным расстройством может компульсивно выстраивать вещи на столе, постукивать или считать в уме. Или он может быть сосредоточен на том, чтобы сходить в туалет, чтобы вымыть руки.

«Ребенок может сидеть в классе с одержимостью необходимостью что-то исправить, чтобы избежать чего-то ужасного. Затем к нему обращается учитель», — говорит Джерри Бубрик, доктор философии, клинический психолог из Института детского разума, специализирующийся на тревоге и ОКР. «Когда он не знает ответа на вопрос, кажется, что он не обращал внимания, но на самом деле это потому, что он был одержим».

Поскольку дети с обсессивно-компульсивным расстройством часто стыдятся своих симптомов, они могут пойти на многое, чтобы скрыть свои компульсии, пока они в школе. Для учителя, который не знает об ОКР, рассеянность может выглядеть как СДВГ, но это не так.

Стресс или травма

Дети также могут казаться страдающими от невнимательности, когда на них повлияла травма. Дети, ставшие свидетелями насилия или других неприятных событий, могут демонстрировать трудности с концентрацией внимания и постоянное чувство незащищенности, называемое гипербдительностью.

У детей, чья домашняя жизнь связана с острым стрессом, могут развиться эти симптомы или даже посттравматическое стрессовое расстройство.

«Многие симптомы посттравматического стрессового расстройства похожи на СДВГ», — объясняет Джейми Ховард, доктор философии, клиницист Института детского разума, специализирующийся на травмах. «Симптомы, распространенные при посттравматическом стрессовом расстройстве, такие как трудности с концентрацией внимания, преувеличенная реакция испуга и повышенная бдительность, могут создать впечатление, что ребенок нервный и рассеянный».

Нарушения обучаемости

Если кажется, что ребенок смотрит куда угодно, кроме страниц книги, которую он должен читать, другой возможной причиной является нарушение обучаемости.

Дети с невыявленной дислексией могут нервничать или стыдиться того, что они не могут делать то, что другие дети, и стараться скрыть этот факт.

Если у ребенка проблемы с математикой, он может приветствовать отвлекающие факторы, позволяющие ему подумать о чем-то другом или избежать выполнения задания.

Проблемы с обработкой слуха могут привести к тому, что ребенок пропустит часть того, что говорит учитель, даже если он слушает, и это может выглядеть так, как будто он не обращает внимания.

Некоторые дети могут компенсировать свою неспособность к обучению, работая очень усердно, и они могут быть успешными, пока не достигнут уровня, когда работа становится слишком сложной.

«Они могут скрывать свою слабость, пока не станут старше, и слишком много тяжелой работы», — отмечает Нэнси Раппапорт, доктор медицинских наук, профессор Гарвардской медицинской школы, которая специализируется на психиатрической помощи в школьных условиях. «У них часто диагностируют СДВГ или депрессию, если только кто-то не улавливает проблемы с обучением».

Это действительно СДВГ?

Невнимательность, выходящая за рамки обычного диапазона, является одним из трех ключевых симптомов СДВГ, наряду с импульсивностью и гиперактивностью. Некоторые дети демонстрируют только симптомы невнимательности. Но диагноз СДВГ нельзя ставить только на основании отчетов учителей или одного визита к педиатру.

Чтобы поставить точный диагноз, врач должен собрать информацию от нескольких людей, которые наблюдали за вашим ребенком, включая вас, других опекунов и учителей. Родителей и учителей следует попросить заполнить оценочную шкалу, чтобы получить точную оценку частоты симптомов. Такое поведение должно продолжаться в течение длительного периода и наблюдаться более чем в одной обстановке — например, дома и в школе. И клиницисты должны тщательно исключить другие возможные причины его поведения.

Также важно, чтобы способность ребенка концентрировать внимание сравнивалась со сверстниками, а не со всеми в его классе. Исследование, опубликованное в 2012 году, показало, что мальчики, которые являются самыми младшими в своем классе, имеют на 30% больше шансов получить диагноз СДВГ, чем самые старшие мальчики в классе, а младшие девочки на 70% чаще, чем самые старые девочки. Это говорит о том, что эту незрелость также можно принять за СДВГ.

Часто задаваемые вопросы

Что вызывает отсутствие концентрации у ребенка?

Многие факторы могут вызвать отсутствие концентрации у ребенка. СДВГ часто является первым расстройством, связанным с невнимательностью, но это не всегда правильный диагноз. Причиной могут быть различные формы тревоги, обсессивно-компульсивное расстройство, травма, стресс или расстройства обучения.

Как я могу помочь ребенку, у которого проблемы с концентрацией внимания?

Чтобы помочь ребенку, у которого проблемы с концентрацией внимания, вы можете обратиться к специалисту в области психического здоровья, чтобы поставить ребенку точный диагноз. Ряд различных проблем может вызвать проблемы с концентрацией внимания, в том числе СДВГ, тревога, травма и расстройства обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *