Психология внушения
На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой. Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения. Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример — психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике. В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.
Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах. С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».
Внушение можно разделить на два вида – это внушение: а) в бодрствующем состоянии, б) в гипнозе. Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное. Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д. Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован. Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т. к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов. Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.
Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей. Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям. Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию. Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы. Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею — имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.
Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.
Автор: [email protected]
Бехтерев В. М. — Гипноз. Внушение. Телепатия
Чудесные исцеления, лечители и прорицатели на любой вкус, телесеансы психотерапии, массовое увлечение экстросенсами, передача мыслей на расстоянии и передача биоэнергии, колдовство, общение с инопланетянами и т.д. заполонили наше…
Буль П. И. — Техника гипноза и внушения
Как овладеть техникой гипноза и какие заболевания лечатся с его помощью? Этот вопрос волнует многих. Ответ на него вы сможете найти в данном научно-популярном пособии….
Джеймс Борг — Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей
Убеждение – мощная сила. С каждым днем мы все больше и больше зависим от способности убеждать других. Какая бы ни стояла перед нами задача – получить согласие, добиться принятия решения, изменить чье-то отношение, – успех зависит…
Бехтерев В. М. — Мозг и внушение
Владимир Бехтерев первым вторгся в святая святых человека – его сознание. И смог не только излечивать от самых серьезных болезней, но и управлять людьми с помощью внушения и гипноза. Он провел сотни уникальных опытов гипноза,…
Бехтерев В. М. — Внушение и его роль в общественной жизни
В настоящей книге раскрывается сущность внушения как психического феномена, механизмы возникновения психических эпидемий и роль различных видов внушения в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, а…
Психологическое внушение: виды и примеры
Каждое слово, жест и взгляд одного человека могут повлиять на поведение и настроение другого. Это может происходить повсеместно, каждую секунду, в ходе длительного диалога или при кратковременной встрече. Примером последнего может служить случайная встреча двух пешеходов, идущих навстречу друг другу.
Примеры неосознанное влияния
Один из них мужчина, например, в этот момент решил сплюнуть собравшуюся слюну и делает это не в сторону газона, а под ноги идущей ему навстречу молодой девушке. Это можно расценивать как проявление негативного отношения незнакомца к случайно следовавшей мимо девушке. А можно просто подумать, что парень мало воспитан и поступает так некрасиво всегда. Но та самая девушка не догадывается о реальных мыслях встречного, потому этот плевок принимает на свой счет. А значит, страдает ее настроение и самооценка.
Вдруг именно в этот день юная особа, на свой взгляд, выглядела не совсем хорошо. И по ее мнению, парень заметил ее недостатки и так отреагировал на ее секундное появление. Так или иначе, психологическая травма юной особе нанесена за считанные секунды. Неосознанное поведение юноши повлияло на незнакомку не самым лучшим образом. Сам того не подозревая, он ей внушил чувство неполноценности, закомплексовал.
Еще одним примером негативного воздействия может стать поход в кино. В кассе кинотеатра, наблюдая за парой влюбленных, можно определить лидера, ведь это не всегда бывает мужчина, понять – кто задает тон отношениям и влияет на поведение партнера. Она желает посмотреть фильм о любви, что естественно, он ужастики. Их желания на данный момент разобщены. И тут начинается противодействие – кто кого. В ход идет явно отрицательное психологическое воздействие — обиды, слезы, крики и угрозы.
Чаще всего этим страдают девушки. Для них такие способы – простейшее орудие манипуляции. У мужчин, как правило, один ответ – молчание, сдвигание бровей и активный анализ вероятных исходов. Мягкий и уступчивый мужчина еще до входа в кинотеатр знает, какой фильм со своей спутницей он будет смотреть сегодня. Также все бразды в выборе киноленты отдают своим девушкам по-настоящему влюбленные мужчины.
Фильм, который нравится самому парню, он посмотрит в одиночестве в любой удобный момент.Как негативным, так и положительным примером убеждения или внушения можно считать рекламу на ТВ. А рекламируют, как известно, все самое необходимое. Например, медикаменты – то, отчего трудно отказаться многим. Фармацевтические компании вкладывают многомиллионные суммы в информацию, которая повлияет на миллиарды. То или иное средство устранит конкретную проблему конкретного человека. Телезритель посмотрел и забыл, но на подкорке головного мозга полученные сведения закрепились. А значит, произошел контакт прямого и даже положительного внушения. И как только у человека возникает проблема со здоровьем, он вспоминает активные рекламные призывы и спешит в аптеку за исцеляющим препаратом. Прямое влияние рекламы на поведение человека прослеживается по всем позициям продвигаемого товара.
Особенно хорошо действует способ многократного внушения информации. К такому варианту воздействия можно отнести моду.
Первые дают посыл о предмете моды, вторые принимают этот посыл и становятся потенциальными покупателями. Они уже знают, что приобретут товар именно той торговой марки или конкретную модель платья, пальто, которые увидели на просторах рекламы и поверили сказанному там. Мода – это всего лишь подражание, желание быть как все. Своеобразная психологическая зависимость от чужого мнения. Ведь, если ты одет не по последней моде, то ты профан. Лишь смелые и самодостаточные личности способны противостоять навязыванию мыслей и поведения.
Дети, как раз, в силу возраста еще не достигли уровня осознанного выбора и часто подражают взрослым. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, зависит результат влияния. Плохой пример – плохой воспитательный результат, и наоборот. Пьющие, орущие и плохо воспитанные взрослые окажут самое неблагоприятное воздействие на свое чадо, которое в дальнейшем приведет к негативному поведению в семье уже самого выросшего наследника. Любой воспитательный, а значит – имеющий влияние, пример всегда несет нагрузку. Лучше быть положительным примером и воздействовать на будущее своих детей лишь позитивно.
Негативное влияние
А вот всегда негативным можно считать влияние на человека гадалок и их предсказаний. Чаще всего они обещают людям то, чего у них никогда не будет. Не получая обещанный результат, человек, общавшийся с гадалкой, разочаровывается в жизни и перестает стремиться к лучшему. Куда хуже, если предсказательницы накликали болезнь или смерть. Тогда психологически слабый человек становится жертвой услышанного (чаще всего выдуманного) пророчества и вскоре погибает.
От внушений кандидатов на выборах люди не погибают, но приходят в уныние. Когда каждый желающий стать президентом, губернатором или депутатом обещает глобально все изменить в лучшую сторону, ему хотят верить все. Но до конца проникаются идеями кандидата лишь единицы. А все потому что именно единицы способны поддаться внушению политиков.
Сегодня эта категория не вызывает доверия у большинства электората. Хотя, на самом деле, в недалеком прошлом именно это большинство свято верило многочисленным обещаниям политиков о стабильной жизни в стране, ее экономическом и экологическом благополучии. Но по прошествии времени остались лишь обещания. А в стране перемены есть, да не те. Разочарование в обещаниях кандидатов привело к минимальному влиянию на мнение трудоспособного населения.
Внушению, осознанному или нет, подвержен каждый из нас. Но нужно правильно уметь сопротивляться и отфильтровывать чужие мысли, слова и настроения. Тогда ничто не сможет повлиять на поведение разумного и рационально мыслящего человека.
4 способа, которыми сила внушения может изменить вашу жизнь с боссом «невозможно иметь дело» — и затем эти сценарии разыгрывались так, как предсказывалось?
Оказывается, эти ранние предположения, вероятно, сформировали вашу реальность.
Преднамеренное Согласно исследованиям Марианн Гарри, Роберта Майкла и Ирвинга Кирша, медицинские процедуры и даже то, насколько хорошо они будут работать и вести себя.0003
Причина, по их словам, связана с чем-то, называемым ожиданиями ответа . Это означает, что то, как мы ожидаем нашей реакции на ситуацию, влияет на то, как мы на самом деле отреагируем. Другими словами, как только вы ожидаете того, что что-то произойдет, ваше поведение, мысли и реакции на самом деле будут способствовать реализации этого ожидания.
Если вы думаете, что отлично пройдете собеседование и ожидаете, что оно пройдет хорошо, у вас больше шансов хорошо поработать. Если вы думаете, что выиграете гонку, вы, скорее всего, будете тренироваться, готовиться и выступать таким образом, который даст вам больше шансов на победу.
Использование внушения таким образом может стать мощным инструментом для достижения наших целей. Но многие из нас застревают на другой стороне: думая только о своих ограничениях. Сила внушения в таких ситуациях не менее сильна, фактически саботируя наш успех.
Думаешь, тебе будет тяжело на новой работе? Скорее всего, вы почувствуете себя более негативно и создадите менее благоприятные результаты. Высказывались ли предположения, что никто в вашей семье не знает, как создать здоровый брак? Вы можете неосознанно делать что-то, чтобы саботировать ваши собственные отношения. Когда вы ожидаете простуды — потому что ею болеют все — вы, скорее всего, заболеете.
На самом деле, исследования показывают, что влияние внушения (и наших ожиданий) настолько далеко идущее, что ученые теперь изучают, как сила внушения и ожидания может помочь в здравоохранении, уголовных расследованиях, политических решениях и образовании.
Прямо сейчас вы можете использовать силу внушения, чтобы создать желаемый опыт в своей жизни. Вот четыре способа сделать это:
1. Настройтесь на момент.
Это хороший совет практически на все случаи жизни. Но, как и во многих других случаях, требуется осознание, чтобы помочь нам идентифицировать внушения, которые приходят нам на ум в первую очередь. Если вы не знаете о сообщениях, которые вы отправляете или получаете от других, трудно противодействовать негативным предложениям, которые вы слышите. Так что настраивайтесь на то, что происходит вокруг вас. Будьте более любопытны, и предложения, которые могут повлиять на вас, будет легче обнаружить. Затем вы можете уделить особое внимание тем из них, которые наиболее полезны или вдохновляют.
2. Создайте сеть поддержки.
Найдите людей, которые верят в вас, и оставайтесь с ними рядом. Психологи показали, что на нас влияют как преднамеренные, так и непреднамеренные внушения. То, как люди разговаривают с нами — их жесты, интонации и подтекст — имеют не меньшее значение, чем их слова. Положительное влияние порождает положительные внушения. Подумайте о том, с кем вы проводите больше всего времени, и убедитесь, что они приносят положительную энергию — уже одно это поможет создать больше положительных результатов в вашей жизни.
Подумайте также о том, что ваше поведение наводит на размышления. Когда вы взаимодействуете с другими (или, особенно, когда вы воспитываете детей), вы делаете непреднамеренные предложения языком тела, отношением и вниманием. Эти тонкие подсказки могут возвысить и вдохновить людей — или разрушить их, и все это без ваших слов.
3. Сохраняйте гибкость мышления.
Когда мы заперты в фиксированном мышлении, мы склонны принимать неудачи на свой счет и не видим возможности для улучшения. Это ограничивает. Лучше оставаться открытым для любого результата, и когда в вашу жизнь приходят предложения или влияния, рассмотрите те, которые приближают вас к вашим целям. С гибким мышлением вы продолжаете учиться, расти, совершенствоваться и привлекать в свою жизнь вещи, которые будут влиять на ваш прогресс.
4. Поймите, что сила внушения всегда работает.
Если вы ожидаете, что что-то произойдет — если кто-то или что-то предлагает вам конкретный результат — ваши ожидания этого результата играют важную роль в его возникновении. Ожидание или внушение сами по себе часто бессознательно изменяют ваше поведение и ваши реакции, помогая воплотить в жизнь ожидаемый результат.
Зная все это, не ждите ничего меньшего, чем лучшее. Я полагаю, что вы это заслужили.
Типы предложений | Гипноз и внушение
Напомним, гипнотическое наведение вызывает «гипнотический транс» или «состояние гипноза» , но большинство интересных вещей, происходящих в гипнозе, являются результатом внушения.
Предложения могут быть:
Преднамеренное или непреднамеренное
Преднамеренное предложение может выглядеть примерно так: «Когда вы сидите, вы можете заметить, что ваша рука начинает чувствовать себя легче» (предположение об изменении субъективного опыта).
Постоянно случаются непреднамеренные предложения. Известным явлением в психологических исследованиях является эффект боярышника. Это идея о том, что люди ведут себя по-другому, когда знают, что за ними наблюдают. «Наблюдение за людьми или заставление их чувствовать себя особенными может навести на размышления» (Майкл, Гарри и Кирш, 2012). Эффект плацебо также можно рассматривать как непреднамеренное внушение (хотя иногда это делается преднамеренно) — например, пациент может чувствовать себя лучше, если принимает антибиотики от вирусной инфекции, отчасти потому, что он чувствует, что что-то делается для его болезни.
Гипнотическое и негипнотическое
Внушение является гипнотическим , если оно производится в контексте гипноза. Например, если это доставлено после гипнотической индукции или если дано в то время, когда участник считает, что он загипнотизирован.
Те же самые внушения можно передать вне гипноза незагипнотизированным участникам. В этом контексте они называются негипнотическими внушениями или воображаемыми внушениями . Существует большое количество исследований, показывающих, что гипнотические внушения лишь незначительно более эффективны, чем внушения воображения.
Вербальное и невербальное
Гипноз и внушение классически считаются вербальными, но существует множество исследований, показывающих, что внушения можно передавать без слов. В психологических исследованиях хорошо известно, что ожидания экспериментатора могут исказить результат исследования (характеристики спроса): именно поэтому высококачественные медицинские испытания проводятся «двойным слепым» способом, чтобы попытаться минимизировать влияние ожиданий. исследователей и волонтеров. Есть также свидетельства того, что невербальные, непреднамеренные внушения действуют и в других областях. Например, в исследовании, в котором судьи давали фиктивным присяжным инструкции, их вердикты соответствовали личным ожиданиям судьи (Hart, 19).95).
Внушение воздействует на множество различных областей
Внушение действует в широком диапазоне областей, включая:
Ощущение и восприятие
Внушения могут влиять на то, что участник видит, слышит или чувствует. Например, может быть предложено «услышать голос друга, говорящего с вами», «увидеть кошку у себя на коленях», «почувствовать тепло солнца на своей руке» или «почувствовать себя твоя рука так тяжела, что ты не можешь поднять ее с колен».
В одном исследовании участникам было предложено увидеть изображение в оттенках серого в цвете или увидеть цветное изображение в оттенках серого. Активность зрительной коры у участников указывала на то, что они действительно видели цвет, даже если его не было на реальных картинках (Mazzoni et al, 2009).
В другом исследовании участникам привязывали к руке грелку. Предполагалось, что он будет нагреваться до мучительно горячей температуры, хотя на самом деле он был выключен. Участники сообщали о том, что испытывали боль, и это сопровождалось активностью в «болевых областях» их мозга (Derbyshire, Whalley, Stenger & Oakley, 2004).
Неявное обучение
В исследовании, в котором задача участника состояла в том, чтобы найти цель среди дистракторов (где дистракторы тонко предсказывали местоположение целей в некоторых испытаниях), на производительность участника повлияло обнюхивание ароматизированной подушечки. Если участникам сказали, что ароматизированная подушечка улучшит их работу, они работали быстрее, и медленнее, если им давали противоположное предложение (Colaguiri, Livesey, & Harris, 2010).
Память
Участники, которым давали безалкогольный напиток и говорили, что это водка, были более восприимчивы к вводящей в заблуждение информации. Участники, которым давали напиток плацебо и говорили, что это препарат, улучшающий работоспособность, были менее восприимчивы к вводящей в заблуждение информации (Assefi & Harry, 2003; Clifasefi et al, 2007).
Влияние гипнотических внушений на память широко изучалось. Типичным результатом является то, что качество воспоминаний не улучшается, но увеличивается количество или достоверность воспоминаний.
Привычные или автоматические ответы
Хорошо подтвержденный результат психологических исследований заключается в том, что участники могут быстрее назвать цвет чернил, которым напечатано слово, когда он соответствует цвету, названному словом (Stroop, 1935). Считается, что этот эффект является автоматическим и находится вне сознательного контроля. Однако, когда участникам с высокой внушаемостью дается внушение «видеть ясно, но слова — это тарабарщина (бессмысленные символы)», то эффект Струпа ослабевает (Raz & Campbell, 2009).).
Эффективность лекарств
В исследовании, в котором участникам давали дозу миорелаксанта, они сообщали, что чувствовали себя расслабленными, если им говорили, что это релаксант, и напрягались, если им говорили, что это стимулятор (Flaten, Simonsen, & Олсен, 1999).
В другом исследовании одной группе пациентов больницы вводили бензодиазепин диазепам без их ведома, а другой группе вводили препарат и говорили, что это сильнодействующее средство против ревности. Только группа, которой рассказали о препарате, сообщила о снижении тревожности (Benedetti et al, 2003).
Истинный ответ на внушение
Притворство
Невозможно доказать, действительно ли кто-то находится под гипнозом или действительно отвечает на внушение. Например, если участнику внушают, что его рука становится легче и поднимается в воздух, то он может поднять руку, потому что она действительно кажется легче, или потому что он притворяется. Точно так же, если им предлагают облегчить боль, они могут сообщать о меньшей боли, потому что они чувствуют меньше боли или потому что они пытаются угодить. Итак, как мы можем определить, является ли ответ на внушение подлинным?
Одним из способов было проведение тестов, которые трудно подделать. Раз и его коллеги использовали тест Струпа, чтобы показать, что ответы на некоторые предложения берут верх над автоматическими процессами. Другие способы включают подведение итогов после теста, когда участникам предоставляется возможность оценить, насколько «искренними» или «легкими» были их ответы.
Непроизвольность
Одной из ключевых характеристик гипнотических реакций является непроизвольность. Это было названо «классическим эффектом внушения» (Weitzenhoffer, 19).80). Поскольку гипнотическое внушение осуществляется субъектом, Вейценхоффер утверждает, что субъективный опыт должен заключаться в том, что поведение происходит само по себе, непроизвольно.