Внутреннее наблюдение в психологии это: 3. Метод наблюдения в психологии

Содержание

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Включенное наблюдение

Включенное наблюдение вызывает исключительный интерес как в среде студенчества, так и у самих исследователей. Его можно считать самым экстравагантным и рискованным видом занятия социолога из всех, какие ему приходится выполнять.

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.

Напомним, что включенное наблюдение именуют участвующим наблюдением, а также исследованием «в маске» за скрытое проникновение ученого в среду наблюдения. Социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроиться на завод и в течение нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и рабочим.   

                              
В зависимости от целей исследования объектами включенного наблюдения могут служить:

  • элементы деятельности;
  • категории действий;
  • объект или лицо, выступающее центром внимания группы;
  • индивид как представитель определенной статусной группы условия, в которых происходит событие.

За рубежом одним из первых включенное наблюдение появилось в Германии в 1890 г. П. Горэ работал в качестве фабричного подмастерья в течение трех месяцев и каждую ночь делал заметки с тем, чтобы исследовать фабричную жизнь.

Его работа оказала влияние на университетских ученых, включая М. Вебера.  
   
Классический пример включенного наблюдения представил в 1936—1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Вильям Уайт, который и ввел этот метод наблюдения в научную практику. В участвующем наблюдении единственный способ снять помехи от вмешательства исследователя — полное вхождение в изучаемую среду, завоевание ее доверия и симпатии. Для того чтобы изучить поведение и образ жизни итальянских эмигрантов, он поселился в трущобах одного из американских городов. Назвавшись студентом-историком, Уайт вошел в местную общину (он дал ей название Корневиль), изучил особый жаргон итальянского языка, подружился с главарями двух банд, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров и, прожив 18 месяцев в эмигрантской семье, в конце концов был принят как «свой» человек. Вначале он делал записи тайком, но, завоевав доверие, продолжал регистрировать события открыто. К нему то ли привыкли, то ли перестали обращать внимание.

В 1960-е гг. аналогичное обследование провел американский социолог Левис Яблонски.

«В одном из своих исследований бандитских формирований, — пишет он, — я понял, что лучший способ установить контакт и взаимопонимание со своими «клиентами» — говорить на их языке».

Включенное, или участвующее, наблюдение предполагало занятость ученого в преступных деяниях молодежной группировки, что приравнивалось к серьезному нарушению закона и было связано с риском для жизни.

Перед ученым в подобной ситуации стоит нелегкая нравственная проблема. Чтобы быть понятым другими, он должен действовать, как они, т.е. воровать, насиловать, нарушать закон. Как гражданин, социолог обязан донести полиции о любом преступлении, тем более опасном для жизни окружающих людей. Но профессиональные бандиты не любят играть в преступление, они работают по-настоящему: жестоко, методично, без жалости и милосердия.

Взрослые преступники, делился своими наблюдениями Л. Яблонски, способны понять, что научное исследование отличается от полицейского доноса, а подростки — нет. Они склонны видеть в ученом еще одну «полицейскую ищейку». Завоевать их расположение крайне трудно. Пока ученый, действующий инкогнито или открыто, не докажет своей способности идти на преступление, никто из подростков верить ему по-настоящему не станет. И только завоевав доверие, социолог сможет выявить скрытые механизмы поведения и внутреннюю структуру криминогенной среды. Никакая имитация, никакая маскировка или «игра в преступление» здесь не помогут. Поведение самого ученого в экстраординарных ситуациях — залог его научного успеха и спасения жизни.

Л. Яблонски напутствует коллег, прикладных социологов, чтобы они были крайне осторожными. Провал обеспечен, если преступники будут считать тебя «глупым быком», если нейтральной позицией ты усиливаешь преступную мотивацию своих «клиентов» или если становишься инструментом в чьей-то нелегальной деятельности. Проводя включенное наблюдение (и рискуя жизнью), ученый должен знать такие вещи, как языковые символы и мотивы поведения, ценностные ориентации, уровень ожиданий и нормы криминальной субкультуры.

Австрийский социолог Роланд Гиртлер исследовал венских бомжей (бродяг) как сообщество с собственной субкультурой, правилами поведения, неписаными законами, стратегиями выживания. Метод Гиртлера — глубокое погружение в поле, классическое участвующее наблюдение с длительным процессом завоевания доверия, совместным повседневным времяпрепровождением. Его интересовали также биографии информантов. Он пытался понять, какие структурные факторы способствовали возникновению идентичности бродяги с соответствующим образом жизни.

Одну из первых в России попыток использовать метод включенного наблюдения при изучении народного читателя предпринял в начале XX в. С. А. Рапопорт (публиковался под псевдонимом С. Анский), который, следуя традиции народнического движения, работал шахтером, устраивал громкие читки для рабочих и обсуждения прочитанного, наблюдая их восприятие, понимание и отношение к содержанию книг.

Подобное исследование провел А. Горяновский. В течение 40 дней 1989 г. он работал, естественно, «в маске», в строительном кооперативе, «славящемся» своими махинациями. Но не рядовым исполнителем, а главным «снабженцем». Благодаря этому социологу удалось установить структуру теневой экономики, каналы расхищения материалов, способы присвоения незаработанных денег, механизм тайных сделок в подпольном бизнесе. Как и У. Уайту на первых порах, нашему социологу на протяжении исследования приходилось прятать свои записи, тщательно маскироваться и контролировать каждый шаг. Хорошо составленная программа и ее искусная реализация на практике позволили по лучить уникальный материал о поведении людей.

Скрытое включенное наблюдение, когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое включенное наблюдение отличается от открытого, когда исследователь сообщает участникам о своих намерениях. В зависимости от условий организации включенное наблюдение может быть лабораторным и полевым. В первом случае сбор информации осуществляют в искусственно созданных для наблюдений условиях; во втором наблюдение проводится в реальной жизненной обстановке.

К методам включенного наблюдения путем «смены профессии» отечественные журналисты обратились еще в 1960-е гг. Анатолий Гудимов в «Экономической газете» опубликовал серию репортажей о непростых отношениях ГАИ и шоферской братии, о трудных дорогах водителей-«дальнобойщиков», о необычных заботах продавца киоска. Журналист, перевоплотившийся в автоинспектора, прибегнул для сбора материала к одному из методов активного репортерского поиска. После публикации А. Гудимова вышла книга Аллы Трубниковой о ее приключениях в женском монастыре, куда она проникла под видом смиренной послушницы. Можно также назвать блестящие репортажи М. Кольцова «В норе у зверя», цикл очерков Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика», построенный на включенном наблюдении журналиста, принявшего облик полярника, благодаря которому ему удалось изнутри познать бытовые трудности полярной зимовки.

А в западной журналистике прославился Гюнтер Вальраф, который под вымышленным именем работал в издательском концерне Шпрингера, на себе испытав все превратности судьбы гастарбайтера. Особая убедительность репортажей со сменой имиджа автора кроется в необычности приемов самого сбора информации, а также в результатах дерзкого поиска. В итоге — уникальные детали и подробности, «потаенная» до поры до времени информация, «теневые» отношения официальных авторитетов, хитроумные способы уклонения от законов и грозных инструкций — весь этот «улов» новой информации вмиг возвысил общественную значимость прессы, подчеркнул ее естественную склонность к независимости в отношениях с властями.

Смена профессии в карьере журналиста, равно как и в деятельности социолога, пользующегося методом включенного наблюдения, требует известного артистизма и театрального перевоплощения. Необходимо так изменить свой имидж, т.е. комплекс видимых другими примет, идентифицируемых именно с этим человеком, чтобы быть неузнанным. При этом менять приходится не только индивидуальные, но и общепрофессиональные черты. Исследователь принимает новый облик — от костюма до нового стиля поведения. Иной имидж включает его в систему неведомых ранее отношений, обогащает уникальной, порой сенсационной, информацией. Сменить здесь имидж равносильно добровольному уходу со сцены, — если, конечно, не следовать примеру мыслителей древнего Востока, советовавших популярному писателю сменить литературное имя и под псевдонимом, в амплуа новичка, возвратиться на литературный Олимп.

Феномен попрошайничества методом участвующего наблюдения в 2000-е гг. изучала М. Кудрявцева, которая в течение нескольких месяцев вживалась в роль нищенки и просила подаяние; Прибегнуть к качественным методам ее вынудили проблемы доступа к полю, т.е. необходимость налаживания доверительных отношений между исследователем и информантами в течение длительного времени. В подобных условиях традиционное анкетирование и статистический анализ данных не подходят.

Включенное наблюдение может происходить в ординарных условиях, например, на стройке или заводе, и в неординарных условиях. Специалисту в области социальных наук нередко доводится иметь дело с наркоманами, владельцами оружия, членами уличных шаек, бандитских формирований, «преступных синдикатов», с уголовниками и профессиональными ворами. Проводя включенное наблюдение в криминальной субкультуре, ученый часто рискует жизнью. К рискованным мероприятиям можно отнести также участие социолога в забастовочном процессе. Профессиональный социолог в рядах забастовщиков — явление необычное для зарубежной, а тем более отечественной социологии.

Армянский социолог А. Погосян провел включенное наблюдение в ходе забастовки, происходившей в июле 1988 г. в Ереване. Его интересовали социальная динамика явления, характер и типы поведения людей, мотивы и ценности их поступков. Па вполне понятным причинам анкетный опрос в такой ситуации провести невозможно. Коллега оказался в двойственном положении: исполнитель профессиональной роли и участник забастовочного движения. Тактика научного метода требовала от него нейтральной оценки явлений, а цели забастовки — активного участия в них. На собственном опыте социолог «забастовщик» убедился, что противоречивость ролей исследованию никак не мешала. Отношение забастовщиков к представителям интеллигенции в их рядах было терпимым и даже дружеским. Г. Погосяну удалось выявить не только уровни забастовочного движения, детали его организации, логику поведения людей, принимающих участие в открытых формах демократического протеста, но также сложную, нелинейную мотивационную структуру поступков.

Включенное наблюдение требует от социолога непосредственного взаимодействия с интересующими людьми, принятия исследователем определенной социальной роли. Все информанты знали об официальном статусе исследовательницы (студентка, а затем аспирантка). Элементом участвующего наблюдения являлось так называемое «стимулирующее» поведение, когда ученый занимает активную позицию и провоцирует ответные реакции у своих информантов. Помимо участвующего наблюдения М. Кудрявцева применяла также скрытое наблюдение, когда информанты не знали о присутствии наблюдающего за ними социолога. Документально работа фиксировалась в дневнике наблюдений на основании полевых заметок. Вначале исследования она пробовала брать интервью и записывать их на пленку, но очень скоро отказалась от этого, поскольку диктофон отпугивал информантов. В дальнейшем М. Кудрявцева старалась запомнить ключевые слова, основные моменты беседы и восстанавливала диалог уже дома на страницах дневника. Информантами выступали профессиональные нищие, т.е. люди, здоровые по природе, но притворяющиеся инвалидами с целью заработать на жизнь, а иногда и обогатиться таким способом. В результате проведенного исследования удалось выявить и описать несколько социальных типов нищих и моделей попрошайничества: «пенсионер(ка)», «церковные нищие», «мать-одиночка», «очень больная старая женщина или юродивая». М. Кудрявцева пришла к выводу о том, что современные нищие, разыгрывающие уличные спектакли, умеют прекрасно манипулировать производимым впечатлением, что выступает несомненным признаком актерского профессионализма. Манипуляцией является сам выход нищего на улицу, «на сцену». Его презентация направлена на то, чтобы соответствовать представлениям о нужде, обездоленности, несчастье. Если собственных ресурсов недостаточно, то нищий прибегает к дополнительным манипулятивным техникам (наклеивание бороды, использование грязной одежды, заворачивание в одеяло полена вместо ребенка и т. п.).

Научно спланированное включенное наблюдение имеет жесткую программу, опирается на продуманную теорию и детальный анализ проблемы. Но предпосылкой для такого анализа вполне могут служить данные неконтролируемого наблюдения. Примером такого двухэтапного социологического исследования может служить наблюдение В.Б. Ольшанского, тогда сотрудника Института философии АН СССР, проведенное в 1970-е гг. Первым шагом служило включенное наблюдение. Он поступил на завод им. Владимира Ильича и проработал там несколько месяцев в бригаде слесарей-сборщиков. За это время он достаточно сблизился с рабочими, стал в их среде что называется «своим парнем».

Создав нужный плацдарм, В. Ольшанский приступил ко второму этапу, построив программу формализованного обследования, которая включала интервью, опросы и групповые дискуссии. Он изучал жизненные устремления молодых рабочих, нормы коллективного поведения, систему неофициальных санкций к нарушителям, неписанные «можно» и «нельзя». При совместном анализе наблюдений и данных анкетирования, проведенного социолога ми в период осуществления включенного наблюдения, была получена ценная информация о процессах, происходящих в производственном коллективе, о механизме становления «группового сознания».

Преимущество включенного наблюдения состоит в том, что оно дает социологу самые яркие и непосредственные впечатления о среде, помогает лучше понять поступки людей в реальной жизненной ситуации. Отсюда же вытекает и его недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает. Как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя и коллектива. Опыт использования этого метода показывает, что срок адаптации длится от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личных качеств наблюдателя, его пола и возраста.

Что такое Самонаблюдение и Внутренний Наблюдатель?

Система личности Эннеаграмма изменила мою жизнь. Я не только понимаю, почему я делаю то, что делаю, но и лучше осознаю свои модели мышления, чувств и поведения по мере их возникновения. Как я развил это самосознание? Через практику самонаблюдения.

Самонаблюдение — это практика осознания, при которой вы обращаете свое внимание внутрь себя и беспристрастно наблюдаете за тем, что думаете, чувствуете и делаете. Представьте, что добрый, нейтральный человек имеет полный доступ к вашему внутреннему ландшафту. Этот человек нейтрально описывает ваши мысли, эмоции, ощущения и т. д., как они возникают внутри вас. Теперь представьте, что вы можете молча наблюдать за собой. Та внутренняя часть вас, которая всегда живет настоящим моментом и наблюдает за тем, что происходит внутри вас, называется вашим Внутренним Наблюдателем.

Практика самонаблюдения

Дыхание — отличный инструмент для самонаблюдения. Сосредоточение внимания на своем дыхании переключает ваше внимание с ваших автоматических паттернов. Он закрепляет вас в настоящем моменте, направляя ваше внимание внутрь, успокаивая ум и концентрируя внимание.

Чтобы попрактиковаться в этом простом упражнении:

  1. Подождите 5-20 минут или больше.
  2. Сядьте на стул в удобное положение с прямой спиной.
  3. Поставьте ноги на пол и закройте глаза, чтобы не отвлекаться на внешние факторы.
  4. Сосредоточьтесь на своем дыхании и просто следуйте за ним от носа вниз к тому месту в животе, где оно исчезает. Это называется входом и падением или заземленным присутствием.
  5. Когда ваше внимание переключается на какую-то мысль, чувство или ощущение (а так бывает часто!), просто заметьте, что вы отвлеклись, и снова сосредоточьтесь на своем дыхании.
  6. Когда будете готовы, медленно верните внимание к внешнему миру. Обратите внимание на ощущения от сидения в кресле, услышьте окружающие звуки и откройте глаза.

Как только вы хорошо попрактикуетесь в этом упражнении, вы можете обнаружить, что вам нужно всего несколько вдохов, чтобы перецентрироваться и стать настоящим.

Чтобы использовать Эннеаграмму, вы должны сначала определить свой «Тип», который представляет собой комбинацию ваших моделей мышления, чувств и поведения. В большинстве случаев вопросы, задаваемые вами или другими людьми в процессе открытия Типа, активируют вашего Внутреннего Наблюдателя.

Чтобы использовать Эннеаграмму, вы должны сначала определить свой «Тип», который представляет собой комбинацию ваших моделей мышления, чувств и поведения. Нажмите, чтобы твитнуть

Эннеаграмма и самонаблюдение наиболее эффективны при использовании как в физической, так и в духовной сферах. Одни и те же закономерности проявляются во всех сферах вашей жизни. Духовные сообщества называют Внутреннего Наблюдателя другими именами, такими как ваше Настоящее Я, Истинное Я, Внутренний Свидетель или Свидетельствующее Сознание.

Из-за природы Внутреннего Наблюдателя самонаблюдение никогда не становится привычкой. Точно так же, как при соблюдении диеты, вы должны развить в себе дисциплину, чтобы периодически размышлять и замечать, какая закономерность проявляется. Эти паттерны являются одновременно устойчивыми и автоматическими. Хорошая новость заключается в том, что простое замечание их расслабляет и делает их менее навязчивыми.

Самонаблюдение создает пространство. В этом пространстве кроется возможность для вас сделать сознательный выбор. Является ли мой шаблон автоматического ответа лучшим вариантом для этих обстоятельств, или другое поведение было бы более полезным сейчас?

Эннеаграмма облегчает самонаблюдение, предоставляя вам «карту» ваших собственных привычек и паттернов. Чем больше вы развиваете своего Внутреннего Наблюдателя, тем больше вы можете привнести в свое сознание свои бессознательные, реактивные модели мышления, чувств и поведения. Тогда вы сможете сознательно выбирать и контролировать их.

Эннеаграмма облегчает самонаблюдение, предоставляя вам «карту» ваших собственных привычек и паттернов. Нажмите, чтобы твитнуть

(Посетили 20 008 раз, 1 раз сегодня)

Готовы к большему? Просмотрите дополнительные статьи в журналах «Сознательная жизнь», «Управление собой», «Эннеаграмма!».

Что такое обсервационное исследование?

Опубликован в 31 марта 2022 г. по Теган Джордж. Отредактировано 10 октября 2022 г.

Наблюдательное исследование используется для ответа на исследовательский вопрос, основанный исключительно на том, что наблюдает исследователь. Нет никакого вмешательства или манипуляций с субъектами исследования, а также с контрольными и лечебными группами.

Эти исследования часто носят качественный характер и могут использоваться как в поисковых, так и в объяснительных целях. Хотя количественные обсервационные исследования существуют, они менее распространены.

Наблюдательные исследования обычно используются в точных науках, медицине и социальных науках. Часто это происходит из-за этических или практических соображений, которые мешают исследователю проводить традиционный эксперимент. Однако отсутствие контрольных и лечебных групп означает, что формирование выводов затруднено, и существует риск смешения переменных, влияющих на ваш анализ.

Содержание

  1. Типы наблюдения
  2. Типы обсервационных исследований
  3. Пример обсервационного исследования
  4. Преимущества и недостатки обсервационных исследований
  5. Наблюдательное исследование по сравнению с экспериментом
  6. Часто задаваемые вопросы

Виды наблюдения

Существует множество типов наблюдения, и бывает сложно отличить их друг от друга. Вот некоторые из наиболее распространенных типов, которые помогут вам выбрать лучший для вашего обсервационного исследования.

Тип Определение Пример
Натуристическое наблюдение Исследователь наблюдает за тем, как участники реагируют на окружающую среду в «реальных» условиях, но никак не влияет на их поведение Наблюдение за обезьянами в вольере зоопарка
Включенное наблюдение Также встречается в «реальных» условиях, но здесь исследователь погружается в группу участников в течение определенного периода времени Проведение нескольких месяцев в больнице с пациентами, страдающими определенным заболеванием
Систематическое наблюдение Используя кодирование и строгий график наблюдения, исследователи наблюдают за участниками, чтобы подсчитать, как часто происходит определенное явление Подсчет количества смехов детей в классе
Негласное наблюдение Зависит от того факта, что участники не знают, что за ними наблюдают Наблюдение за взаимодействием в общественных местах, таких как поездки на автобусе или в парке
Количественное наблюдение Включает счетные или числовые данные Наблюдения, связанные с возрастом, весом или ростом
Качественное наблюдение Задействует «пять чувств»: зрение, слух, обоняние, вкус или слух Наблюдения, связанные с цветами, звуками или музыкой
Практический пример Исследует человека или группу людей с течением времени, с идеей, что тщательное расследование может быть впоследствии распространено на других людей или группы Наблюдение за ребенком или группой детей во время их обучения в начальной школе
Архивные исследования Использует первоисточники из библиотек, архивов или других хранилищ для изучения исследовательского вопроса Анализ данных переписи населения США или телефонных записей

Виды обсервационных исследований

Существует три основных типа обсервационных исследований: когортные исследования, исследования случай-контроль и перекрестные исследования.

Когортные исследования

Когортные исследования носят более лонгитюдный характер, поскольку они наблюдают за группой участников в течение определенного периода времени. Члены когорты выбираются из-за общей характеристики, такой как курение, и за ними часто наблюдают в течение нескольких лет.

Исследования случай-контроль

Исследования «случай-контроль» объединяют две группы: группу тематического исследования и контрольную группу. Группа тематического исследования имеет определенный атрибут, а контрольная группа — нет. Затем две группы сравнивают, чтобы увидеть, проявляет ли группа случаев конкретную характеристику больше, чем контрольная группа.

Например, если вы сравните курильщиков (группа тематического исследования) с некурящими (контрольная группа), вы сможете увидеть, было ли у курильщиков больше случаев заболевания легких, чем у некурящих.

Примечание: В исследованиях случай-контроль группа тематического исследования выбирается потому, что они уже обладают интересующим атрибутом — в данном случае курением.

Поперечные исследования

Поперечные исследования анализируют изучаемую популяцию в определенный момент времени.

Это часто включает сужение ранее собранных данных до одного момента времени, чтобы проверить распространенность теории — например, анализ того, у скольких людей было диагностировано заболевание легких в марте данного года. Это также может быть разовое наблюдение, например, провести один день в отделении болезней легких в больнице.

Пример наблюдательного исследования

Обсервационные исследования обычно достаточно просты в разработке и проведении. Иногда все, что вам нужно, это блокнот и ручка! При планировании исследования вы можете выполнить следующие шаги.

Шаг 1. Определите тему и цели вашего исследования

Первый шаг — определить, что вам интересно наблюдать и почему. Наблюдательные исследования отлично подходят, если вы не можете провести эксперимент по этическим или практическим причинам или если тема вашего исследования зависит от естественного поведения.

Пример: Тема наблюдательного исследования. Вас интересует взаимодействие малышей в детском саду, особенно то, как они справляются с сильными эмоциями, такими как волнение, страх, гнев или печаль. Проведение эксперимента может быть затруднено по этическим причинам: дети младшего возраста являются уязвимой группой и не могут дать согласие на участие.

Шаг 2. Выберите тип и метод наблюдения

С точки зрения техники, есть несколько вещей, которые следует учитывать:

  • Вы заранее определяете, что хотите наблюдать, или идете непредвзято?
  • Есть ли другой метод исследования, который имел бы смысл в сочетании с наблюдательным исследованием?
  • Имеет ли значение для вашего анализа, если ваши участники знают, что вы там?
    • Если да, обязательно проведите скрытое наблюдение.
    • Если нет, подумайте, что лучше подходит: наблюдение издалека или активное участие в вашем наблюдении.
  • Как вы можете упредить смешанные переменные, которые могут повлиять на ваш анализ?
Пример: подходы к наблюдательному исследованию. Существует несколько способов, которыми вы могли бы продолжить свое исследование, в зависимости от темы вашего исследования:
  • Вы могли наблюдать за детьми, играющими на детской площадке, в натуралистическом наблюдении.
  • Вы можете провести месяц в детском саду своего города, проводя включенное наблюдение, погружаясь в повседневную жизнь детей.
  • Вы можете вести скрытое наблюдение за стеной или стеклом, где дети вас не увидят.

В целом очень важно оставаться организованным. Придумайте сокращение для своих заметок или, возможно, создайте шаблоны, которые вы сможете заполнить. Поскольку эти наблюдения происходят в режиме реального времени, у вас не будет второго шанса с теми же данными.

Шаг 3. Настройте обсервационное исследование

Прежде чем приступить к наблюдениям, обратите внимание на несколько моментов:

  • Планируйте заранее: Если вас интересуют детские сады, вам нужно будет позвонить нескольким в вашем районе, чтобы запланировать посещение. Не все из них разрешают наблюдение, или может потребоваться согласие родителей, поэтому дайте себе достаточно времени, чтобы все настроить.
  • Определите свой метод ведения заметок: Наблюдательные исследования часто основаны на ведении заметок, потому что другие методы, такие как видео- или аудиозапись, могут изменить поведение участников.
  • Получите информированное согласие от ваших участников (или их родителей), если вы хотите записывать:  В конечном счете, даже если это может облегчить ваш анализ, проблемы, связанные с записью участников, часто делают ручку и бумагу лучшим выбором.

Шаг 4. Проведите наблюдение

После того, как вы выбрали тип наблюдения, определились с техникой, выбрали время и место, пришло время провести наблюдение.

Пример: Наблюдательное исследование. Вы решили, что у малышей есть особая характеристика, которая вас интересует. Предположим, вы выдвинули гипотезу о том, что только дети чаще расстраиваются, когда их бросают в детский сад, чем дети, имеющие братьев и сестер.

Здесь вы можете разделить их на контрольные и контрольные группы. У детей с братьями и сестрами есть интересующая вас характеристика (братья и сестры), а у детей из контрольной группы — нет.

Затем вы можете присутствовать на утренней высадке на автобазе и наблюдать, действительно ли дети с братьями и сестрами меньше расстраиваются, когда их подвозят опекуны.

При проведении обсервационных исследований будьте очень осторожны, чтобы не смешать или «скрыть» переменные. В приведенном выше примере вы наблюдали за детьми, когда их высаживали, оценивая, расстроены они или нет. Однако здесь могут быть задействованы и другие факторы (например, болезнь).

Шаг 5. Анализ данных

После того, как вы закончите наблюдение, немедленно запишите свои первоначальные мысли и впечатления, а также дополнительные вопросы или любые проблемы, которые вы заметили во время наблюдения. Если вы записали свои наблюдения на аудио- или видеокамеру, вы можете расшифровать их.

В вашем анализе может использоваться индуктивный или дедуктивный подход:

  • Если вы проводили свои наблюдения более открытым способом, индуктивный подход позволяет вашим данным определять ваши темы.
  • Если у вас были определенные гипотезы до проведения ваших наблюдений, дедуктивный подход анализирует, подтверждают ли ваши данные те темы или идеи, которые у вас были ранее.

Далее вы можете провести тематический или контент-анализ. Из-за открытого характера обсервационных исследований наиболее подходящим вариантом, вероятно, является тематический анализ.

Шаг 6. Обсудите направления будущих исследований

Наблюдательные исследования, как правило, носят исследовательский характер, и они часто недостаточно сильны, чтобы давать отдельные выводы, из-за их очень высокой чувствительности к предвзятости наблюдателя и смешанных переменных. По этой причине наблюдательные исследования могут показать только ассоциацию, а не причинно-следственную связь.

Если вы воодушевлены сделанными вами предварительными выводами и хотите продолжить изучение темы, возможно, вам придется перейти на другой метод исследования, например на эксперимент.

Преимущества и недостатки обсервационных исследований

Преимущества

  • Наблюдательные исследования могут предоставить информацию о трудно поддающихся анализу темах экономичным и эффективным способом.
  • Они позволяют вам изучать предметы, которые не могут быть рандомизированы безопасно, эффективно или этично.
  • Часто их довольно просто проводить, поскольку вы просто наблюдаете за поведением участников или используете уже существующие данные.
  • Часто они бесценны для более поздних, крупномасштабных клинических испытаний или экспериментов.

Недостатки

  • Наблюдение изо всех сил пытается стать надежным методом исследования. Существует высокий риск предвзятости наблюдателя и необнаруженных смешанных переменных.
  • В них отсутствуют убедительные результаты, как правило, они не являются внешне достоверными или обобщаемыми и обычно могут служить лишь основой для дальнейших исследований.
  • Они не могут делать заявления о безопасности или эффективности изучаемых ими вмешательств или методов лечения, они только наблюдают за реакцией на них. Поэтому они дают менее удовлетворительные результаты, чем другие методы.

Сравнение наблюдения и эксперимента

Ключевое различие между обсервационными исследованиями и экспериментами заключается в том, что правильно проведенное обсервационное исследование никогда не попытается повлиять на ответы, в то время как экспериментальные планы по определению предусматривают какое-то условие лечения, применяемое к части участников.

Однако могут быть случаи, когда невозможно, опасно или нецелесообразно влиять на поведение ваших участников. Это может иметь место в медицинских исследованиях, где неэтично или жестоко воздерживаться от вмешательства, потенциально спасающего жизнь, или в лонгитюдном анализе, когда у вас нет возможности следить за своей группой на протяжении всей их жизни.

Обсервационное исследование может подойти для вашего исследования, если случайное распределение участников по контрольной и лечебной группам невозможно или очень затруднительно. Однако проблемы, возникающие в обсервационных исследованиях с точки зрения достоверности, смешанных переменных и убедительности, могут означать, что эксперимент более надежен.

Если вы можете безопасно рандомизировать участников и ваш исследовательский вопрос определенно носит причинно-следственный характер, рассмотрите возможность проведения эксперимента.

Часто задаваемые вопросы

Как вы определяете обсервационное исследование?
org/Answer»>

Наблюдательное исследование — отличный выбор для вас, если ваш исследовательский вопрос основан исключительно на наблюдениях. Если есть этические, логистические или практические проблемы, которые мешают вам провести традиционный эксперимент, наблюдательное исследование может быть хорошим выбором. В обсервационном исследовании нет вмешательства или манипулирования субъектами исследования, а также нет контрольных или лечебных групп.

Что такое экспериментальный дизайн?

Планирование эксперимента означает планирование набора процедур для исследования связи между переменными. Для разработки контролируемого эксперимента вам понадобятся:

  • Поддающаяся проверке гипотеза
  • Хотя бы одна независимая переменная, которой можно точно управлять
  • Хотя бы одна зависимая переменная, которую можно точно измерить

При планировании эксперимента вы решаете:

  • Как вы будете манипулировать переменными
  • Как вы будете контролировать любые потенциальные смешанные переменные
  • Сколько субъектов или образцов будет включено в исследование
  • Как субъектам будут назначены уровни лечения

Экспериментальный план необходим для внутренней и внешней достоверности вашего эксперимента.

 

Процитировать эту статью Scribbr

Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

Джордж, Т. (2022, 10 октября). Что такое обсервационное исследование? | Руководство и примеры. Скриббр. Проверено 21 ноября 2022 г., с https://www.scribbr.com/methodology/observational-study/

Процитировать эту статью

Полезна ли эта статья?

Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *