Активное воображение — Психологос
01 октября 2022 г., 21:23
Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают приобретать свою собственную жизненную активность и появляются в соответствии с законами своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы суметь допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать более непосредственно и прямо, чем это бывает в случае сновидений.
Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. Активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.
Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Процесс активного воображения сам по себе может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал можно зарисовать (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать пережитые им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же после их появления.
Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от контактов с реальностью во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в «герметически замкнутом сосуде». Юнг не советовал применять активное воображение бездумно любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение оказывается наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.
Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни.
- Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов
- Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости активной конфронтации с появляющимися образами
- Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция).
- Аналитическая психология
- Автор К.Г. Юнг
- Психотерапевтические приемы
Комментарии (2):
Звездочка, 05 декабря 2015 г., 16:12
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а когда поэт творит лирический стих, находясь в особом эмоциональном состоянии, когда образы, фразы и рифмы возникают без особого усилия воли, непринужденно и легко, это пассивное воображение?
1
ответ
Гость, 26 ноября 2017 г. , 22:02
Вдохновение. Высшая точка в процессе творчества. Скорее активное воображение, потому что человек бодрствует. Во сне — пассивное воображение, потому что образы возникают спонтанно и человек не может никак на них влиять, не может их остановить, управлять ими. В осознанных сновидениях бывает задействовано активное воображение. Может, вдохновение стоит считать особым состоянием, не сном и не бодрствованием?
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Активное воображение подробнее
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Архетип
Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Персона
Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Примеры активного воображения
Речь идет о фантазии ярко выраженного визуального характера… «видением», которое возникло просто благодаря интенсивной концентрации, направленной на дальний план сознания, что, конечно могло проявиться лишь после долгих упражнений. (Этот метод в другом месте я определил как активное воображение).
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Трансцендентная функция
По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.
0Подробнее
Активное воображение подробнее — Психологос
От редакции — здесь изложены взгляды Карла Юнга и коллег-психологов его круга. Редакции Психолога, которой не близки мифы о Бессознательном, эти взгляды не близки, и приводятся они только для ознакомления.
В сущности, Активное Воображение — это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее.
В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме.
Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.
Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого.
Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения.
Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия — это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия — это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.
Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.
Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство — это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно. В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.
Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.
Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «я».
Что такое активное воображение Активное воображение воображение — это метод усвоения бессознательного содержания (снов, фантазий и т. д.) посредством той или иной формы самовыражения. Цель активного воображения — дать голос сторонам личности (особенно анима, анимус и тень), которые обычно не слышно, тем самым устанавливая линию связи между сознанием и бессознательным. Даже когда конечные продукты — рисование, живопись, письмо, скульптура, танец, музыка и т. д. — не интерпретируются, между творцом и творением происходит что-то, что способствует трансформации сознания.Первая стадия активного воображения похожа на сон с открытыми глазами. Оно может происходить спонтанно или быть вызвано искусственно. В последнем случае вы выбираете сон или какой-либо другой фантазийный образ и концентрируетесь на нем, просто хватаясь за него и глядя на него. Вы также можете использовать плохое настроение в качестве отправной точки, а затем попытаться найти какого рода фантазийный образ он создаст или какой образ выражает это настроение. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя свое внимание. Обычно оно меняется, так как сам факт его созерцания оживляет его. Изменения необходимо все время тщательно отмечать, поскольку они отражают психические процессы в бессознательном фоне, которые проявляются в виде образов, состоящих из сознательной памяти. материал. Таким образом, сознательное и бессознательное соединяются, подобно водопаду, соединяющему верх и низ. [Карл Юнг: Конъюнкция , CW 14, пар. 706.] Второй этап, помимо простого наблюдения за образами, включает в себя сознательное участие в них, честную оценку того, что они означают о себе, и морально и интеллектуально обязывающее обязательство действовать в соответствии с ними. идеи. Это переход от просто воспринимающей или эстетической установки к позиции суждения. Хотя в какой-то степени он наблюдает со стороны, беспристрастно, он также является действующим и страдающим персонажем в драме души. Это признание абсолютно необходимо и знаменует собой важное продвигать. Пока он просто смотрит на картины, он подобен глупому Парсифалю, который забыл задать насущный вопрос, потому что не сознавал своего участия в действии. [Намек на средневековая легенда о Граале. Вопрос, который Парсифаль не смог задать, был: «Кому служит Грааль?» ]. Но если вы осознаете свою причастность, вы сами должны войти в процесс своими личными реакциями, как если бы вы были одной из фигур фантазии, или, скорее, как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной. ( The Conjunction , CW 14, пар. 753.) Оценочная установка предполагает добровольное вовлечение в те фантазийные процессы, которые компенсируют индивидуальную и, в частности, коллективную ситуацию сознание. Провозглашенная цель этого вовлечения состоит в том, чтобы интегрировать утверждения бессознательного, ассимилировать их компенсаторное содержание и тем самым создать целостный смысл, который только и делает жизнь стоящей. живой и, для многих людей, вообще возможной. ( Соединение , пар. 756.) — Читайте также: -> Активное воображение и метод свободных ассоциаций <<< Вернуться к Психотерапия | Главная |
Юнг об активном воображении | Издательство Принстонского университета
Юнг об активном воображении
К. Г. Юнг
Скидка 50% по коду MAY50
Мягкая обложка
ISBN: 9780691015767
$12,48 24,95 $ электронная книга
ISBN: 9781400866854 Доступно как
EPUB или PDF
$12,48 24,95 $
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
Доставка в:
Выберите странуСШАКанадаАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАргентинаАрменияАрубаАвстрияАзербайджанБахрейнБеларусьБельгияБенинБермудыБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБу Остров ВетБразилияБританская территория в Индийском океанеБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоДемократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасаоЧешская РеспубликаДанияДжибутиДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорE Экваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) острова Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландия Остров МэнИзраильИталияЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКореяКорейская Народная РеспубликаКувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛиванЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейн ЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМальдивыМалиМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные ШтатыМ староваМонакоМонголияЧерногорияМонтсерратМароккоМьянмаНепалНидерландыНовая КаледонияНикарагуаНигерНиуэНорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияСвятая БартелемиСент-ХеленаСен-МартенСен-Пьер и МикелонСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСент-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСомалиЮжная Джорджия и Сэндвич-островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТуни зияТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
Выберите тип электронной книги: EPUBPDF
добавить в корзину добавить в корзинуОб электронных книгах и аудио
Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Неврология и психология
- К. Г. Юнг
- Отредактировано
- Джоан Ходоров
- Ряд:
- Встреча с Юнгом
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Не для продажи в Содружестве (кроме Канады)
- Скачать обложку
Все творческие художественные психотерапии (искусство, танец, музыка, драма, поэзия) восходят к ранним работам К. Г. Юнга по активному воображению. Здесь Джоан Ходоров предлагает собрание сочинений Юнга об активном воображении, впервые собранных воедино. Юнг разработал эту концепцию между 1913 и 1916 годами, после разрыва с Фрейдом. В это время он был дезориентирован и испытал сильное внутреннее смятение — он страдал от вялости и страхов, и его настроение грозило сокрушить его. Юнг искал способ исцелить себя изнутри и в конце концов решил заняться импульсами и образами своего бессознательного. Именно через повторное открытие символической игры своего детства Юнг смог воссоединиться со своим творческим духом. В 1925 семинаре и снова в своих мемуарах он рассказывает замечательную историю своих экспериментов в это время, которые привели к его самоисцелению. Юнг научился развивать постоянные отношения со своим живым творческим духом посредством силы воображения и фантазий. Он назвал этот терапевтический метод «активным воображением».
Этот метод основан на естественной лечебной функции воображения и его многочисленных проявлениях.