Активное и пассивное воображение по Вольтеру: VIKENT.RU
«Есть два вида воображения: одно только удерживает простые впечатления от предметов; другое размещает эти полученные образы и комбинирует их на тысячи ладов. Первое называется пассивным воображением, второе — активным. Пассивное немногим отличается от памяти; оно присуще и человеку, и животным. Им-то и объясняется, что и охотник и его собака — оба преследуют в своих сновидениях дичь, оба слышат звуки рожка, с той лишь разницей, что один в это время кричит, а другая лает. В это время и человек, и животное переживают больше, чем простое воспоминание, так как оно никогда не бывает точным воспроизведением действительности. Этот вид воображения уже соединяет предметы; но здесь действует не мыслительная способность, а ошибающаяся память.
Это пассивное воображение, разумеется, не нуждается в помощи нашей воли ни во сне, ни наяву; оно, помимо нас, рисует себе то, что видели наши глаза, слышит то, что мы слышим, прикасается к тому, к чему мы прикасались; оно то увеличивает, то уменьшает этот запас. Это внутреннее чувство, которое не может не действовать; поэтому нет ничего обычнее утверждения, что «мы не властны над своим воображением».
Вот область, где человек должен прийти в глубокое изумление и убедиться в своём бессилии. Отчего происходит, что иногда мы слагаем во сне связные и красноречивые речи, решаем математические задачи, сочиняем стихи лучше, чем когда мы пишем на ту же тему в состоянии бодрствования. Подчас во сне у нас возникают очень сложные идеи, которые ни в каком отношении от нас не зависят. А если связные идеи возникают в нас без нашего содействия, во время сна, — кто поручится, что они не появляются таким же образом и во время бодрствования? Существует ли на свете человек, могущий предвидеть, какая идея явится у него через минуту? Разве не кажется, что идеи для нас то же самое, что движения наших нервов? И когда о. Мальбранш настаивал на утверждении, что все наши идеи исходят от бога, — можно ли с ним было спорить?
Это пассивное воображение, независимое от рассудка, является источником наших страстей и ошибок; оно не только не зависит от нашей воли, но ещё определяет её самое; смотря по тому, в каком виде оно изображает предметы, оно то толкает нас к ним, то отталкивает от них. Представление об опасности внушает страх; представление о чём-нибудь приятном вселяет неистовые желания; только оно порождает желание славы, фанатизма, оно было причиной распространения многих душевных болезней, когда слабые, но глубоко поражённые умы начали воображать, что тела их превратились в другие предметы; оно внушало многим людям уверенность, что они одержимы бесами или заколдованы, что они, действительно, бывают на шабаше. Это легко порабощаемое воображение — обычный удел невежественных народов, им нередко пользовались люди с сильным воображением, стремясь удержать за собой господство. Этим же пассивным воображением обладают некоторые слишком восприимчивые натуры, благодаря чему на детей переходят явные следы полученных матерью впечатлений: примеров тому имеется бесчисленное множество, и пищущий эти строки видел столь разительные случаи, что усомниться в них, значило бы не верить собственным глазам. Это влияние воображения не находит себе объяснения, но ведь и многие другие явления природы не в лучшем положении; мы не лучше понимаем, каким образом мы получаем восприятия, как мы их удерживаем, располагаем; между нами и деятельностью нашего существа — бесконечное расстояние.
Активное воображение есть то, которое к памяти присоединяет размышление и творчество. Оно сближает между собой отдалённые предметы, разделяет те, которые смешиваются друг с другом, сочетает их, изменяет; можно подумать, что оно творит, хотя на самом деле оно только комбинирует, потому что человеку не дано создавать новые явления — он может только видоизменять их. Это активное воображение по существу своему представляет способность, столь же независимую от нас, как и пассивное, и доказательством его независимости от нас служит тот факт, что если вы предложите сотне одинаково несведующих лиц вообразить себе такую-то новую машину, то девяносто девять из них не представят себе ничего, несмотря на все их усилия. А если сотый вообразит себе что-нибудь, то разве не очевидно, что он обладает каким-то особым даром? Дар этот называется гением; в нём видят что-то вдохновенное свыше и божественное. Этот дар природы есть богатство воображения в искусствах, оно проявляется в композиции картины, в замысле поэмы. Оно не может существовать без памяти, но пользуется ею как инструментом, при помощи которого оно выполняет все свои работы. Видя, что при помощи палки можно поднять большой камень, который нельзя было сдвинуть рукой, активное воображение изобрело рычаги, а затем сложные двигательные машины, которые являются лишь замаскированными рычагами; но прежде, чем сделать машины, надо было представить в уме их действие.
Это вовсе не то воображение, которое, как и память, ходячее мнение считает врагом разума. Наоборот, оно может действовать только при условии глубокой вдумчивости; оно без конца составляет планы, исправляет ошибки, воздвигает все свои сооружения в строгом порядке. Прикладная математика требует изумительной силы воображения; Архимед обладал им не в меньшей мере, чем Гомер.
Благодаря воображению поэт создаёт своих героев, наделяет их характерными чертами, страстями, придумывает фабулу, вступление, усложняет завязку, подготовляет развязку — работа, требующая величайшей и в то же время тончайшей обдуманности. Все произведения, основанные на изобретательности воображения, требуют очень большого искусства, — даже романы. Те из них, в которых этого искусства не замечается, вызывают у людей тонкого ума только презрение. Во всех баснях Эзопа царит здравый смысл, и потому они вечно будут усладой народов. В сказках о феях больше действует воображение, но эти фантастические небылицы, лишённые порядка и здравого смысла, не заслуживают уважения, — их читают по слабости, но разумом их осуждают. Второй вид активного воображения — это воображение, создающее отдельные детали, то самое свойство, которое обычно и называют воображением. Это оно придаёт прелесть разговору, непрестанно доставляя уму то, что люди любят больше всего: новые темы. Оно с живостью рисует то, что только с трудом вычерчивают умы холодные; оно диктует уместные и меткие выражения, оно приводит примеры, и когда этот талант проявляется с необходимой всем талантам умеренностью, он завоевывает себе господство в обществе. Человек до такой степени машина, что иногда вино усиливает воображение, хотя полное опьянение всегда уничтожает его; в этом много унизительного, но вместе с тем и изумительного. Чем объяснить, что известное количество жидкости, которое, наверное, помешало бы произвести какое-нибудь вычисление, порождает блестящие идеи.
Это воображение, создающее детали и меткие выражения, должно особенно царить в поэзии. Оно вообще приятно, но в поэзии оно необходимо. Гомер, Вергилий, Гораций, сами того не замечая, изъясняются почти исключительно образами. Трагедия требует меньше образов и образных выражений, меньше метафор и аллегорий, чем эпическая поэма или ода; если в трагедии не злоупотреблять ими, то получается поразительный эффект. […]
Оратор говорит тем же языком, как и все, у поэта же основой творчества является вымысел, поэтому воображение — сущность его искусства, в то время как для оратора оно лишь аксессуар. Считается, что известная доза воображения придает красоту произведениям живописи. Особенно часто указывают на то, с какой искусностью один художник набросил покрывало на голову Агамемнона во время жертвоприношения Ифигении; однако художник проявил бы гораздо большее искусство, если бы сумел изобразить на лице Агамемнона борьбу родительской скорби с долгом царя и почтением к богам; подобно тому как Рубенс сумел передать во взгляде и позе Марии Медичи скорбь материнства, радость иметь сына и нежность к ребёнку.
В общем, воображение художника, кроме тех случаев, когда он гениален, доставляет больше чести его уму, чем художественным достоинствам его произведений. Все аллегорические фантазии ничто перед хорошим исполнением, которое и составляет главную ценность картины. Здоровое воображение во всех искусствах бывает естественным; неправильное воображение — это то, которое ассоциирует предметы несовместимые; причудливым воображением мы называем то, которое рисует образы, лишённые всякой аналогии, логической связи, правдоподобности, как, например, духов, которые во время битвы бросают друг другу в голову горы, покрытые лесом, стреляют из пушек в небо, прокладывают среди хаоса проезжую дорогу; Люцифера, превращённого в жабу; ангела, разрезанного пополам пушечным выстрелом и обе части которого немедленно соединяются снова, и т. д. Сильное воображение углубляет предметы, слабое — обесцвечивает их; нежное воображение отдыхает на приятных картинах; пылкое — громоздит образы на образы; мудрое воображение есть то, которое с разбором применяет все эти различные виды, изредка допускает причудливость, но неизменно изгоняет всё ложное.
Когда память имеет достаточно пищи и упражнения, она служит источником воображения; но если её слишком перегрузить, она становится причиной его гибели. Так, человек, забивший себе голову именами и датами, не может создать яркие образы. У людей, отдающих много сил различным подсчетам и тягостным житейским делам, воображение обыкновенно бесплодно. Когда оно слишком горячо и бурно, оно может перейти в безумие; однако замечено, что это заболевание мозга гораздо чаще бывает уделом людей с пассивным воображением, деятельность которых ограничивается восприятием глубоких впечатлений от предметов, чем у людей с деятельным и трудолюбивым воображением, которое соединяет и комбинирует идеи, потому что активное воображение постоянно нуждается в мышлении, пассивное же независимо от него. Небесполезно, быть может, дополнить этот очерк указанием, что под словами: восприятие, память, воображение, разум — мы отнюдь не понимаем деятельность каких-нибудь особых органов, из которых один наделен способностью чувствовать, другой припоминать, третий воображать, четвертый рассуждать. Люди склонны полагать, что все это — различные и особые способности. Между тем, все эти процессы, о которых мы знаем только по их результатам, проделывает одно и то же совершенно неведомое нам существо».
Вольтер, О воображении (статья для философского словаря) / Избранные страницы, СПб, 1914 г., с. 189-192.
Воображение подробно — Психологос
Воображении — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.
Выражается:
- в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;
- в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
- в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;
- в создании образов, соответствующих описанию объекта.
Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие). Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения — намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.
Два вида воображения
Различают два вида воображения: пассивное и активное.
Пассивное
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах сознания. Преднамеренное пассивное воображение продуцирует специально создаваемые образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности.
Активное
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно — неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, — воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения конструировать в сознании то, что отображено в этих книгах, на этих картах.
Пассивное воображение — WarriorLifeGroup
Братья мои, товарищи воины, остерегайтесь своего пассивного воображения.
Наш Могучий Воин недавно пролил свет на мою очень серьезную, саморазрушительную старческую привычку. Пассивное воображение. Давайте разберем это подробнее для конкретного понимания.
Воображение
Во-первых, давайте рассмотрим наше «воображение». Бог дал нам воображение. Воображение — это не плохо. Однако, как и все вещи в нашей душе, наше воображение имеет полную возможность быть испорченным миром, нашей падшей греховной природой (ветхим человеком) и, конечно же, врагом.
Изначальное намерение Бога в нашем воображении было для Него, чтобы мы могли представить Его:
Список можно продолжать до бесконечности, потому что Бог бесконечен. Мы не можем постичь славу и плоды Божьи, это всепревосходно, выше понимания. Но именно для этого Он и дал нам наше воображение. Представить Его и все о Нем и полную реальность того, что все, что Он есть — ЕСТЬ В НАС! Аллилуйя! Какая слава и сила, и честь, и победа! Теперь это воин для нашего Могучего Воина! Трубный зов сейчас!!!
Но наше воображение испорчено. Думаю об этом. С тех пор как мы были молодыми людьми, мы воображали так много вещей. В детстве мы представляли, как играем на улице, получаем игрушки и становимся профессиональными спортсменами. Будучи подростками, мы представляли женщин (секс), крутыми (наркотики и алкоголь), богатыми и влиятельными, известными и независимыми от наших родителей. В колледже мы продолжаем наше подростковое мышление и используем все, что можем, внедряя в наш разум порнографию, фильмы, телешоу, социальные сети, вечеринки и все, о чем мы мечтаем. Став взрослыми, мы настолько надуты воображением этого мира, что он становится нашей повседневной реальностью.
В какой-то момент, когда Богу угодно открыть в нас Своего Сына, в нашем духе воссияет свет, и мы обретем новое чувство прикосновения к нашему Отцу. Какими бы ни были обстоятельства или причины этого славного спасения, мы наполняемся жизнью и начинаем «воображать» жизнь славы, испытывая это чувство ежесекундно до конца жизни.
Потом реальность возвращается. Наш старик, у которого все эти фантазии из детства, продолжает, но теперь пытается представить себе Бога. Поймите это сразу, Бог дал вам Свою новую жизнь через спасение, однако мы, скорее всего, не испытали и не посчитали полной смерти нашего ветхого человека на кресте. Во многих обстоятельствах в моей жизни во мне есть вся Божья жизнь, но мне нужна лучшая смерть в моем ветхом человеке. Я говорю это только потому, что если вы «чувствуете», что ваша новая жизнь в Боге не работает, и вы думаете, что она на самом деле не работает, проверьте себя, прежде чем разрушать себя дальше. Скорее всего, вам нужна лучшая смерть!
В любом случае, твой старик продолжает воображать то же, что и ты. Счастливая жизнь с женой, которая тебя обожает, счастливые дети, финансовое благополучие, здоровье, фитнес, все тебя любят, никаких проблем, сплошная радость, секс как животное, слава, внимание и слава. Все это твой старик, желающий жить без перерыва, но теперь с Богом на твоей стороне.
Кроме того, мир продолжает удивлять вас фильмами, телешоу, социальными сетями, рекламой, средствами массовой информации, наукой, песнями, стихами, книгами, наркотиками (безрецептурными, отпускаемыми по рецепту и запрещенными), алкоголем, общественными мероприятиями и все остальное, что может предложить мир. Мир никогда не останавливается и, скорее всего, ваше внимание и опыт в мире тоже никогда не останавливаются. Все это развивает ваше воображение.
Теперь враг усиливает все ваше воображение. Он искушает вас всем, что вы накопили за всю свою жизнь. Шептать в своем откормленном подсознании, что вы заслуживаете того, о чем мечтали раньше, плюс еще. Но все хотят разрушить ваши мечты, почему у вас нет того, что вы себе представляли, вам нужно бороться за то, что вы себе представляли, никто не мешает вам воображать, посмотрите на то, что есть у других, чего у вас нет, вы заслуживаете все это. Торопиться. Вы становитесь старше. О, и вы слишком стары, чтобы получить то, что вы себе представляли. Ударить вас такими подробностями, как:
Помните в порно, как все женщины любили этих мужчин. Как они их так хотели, а ваша жена не хочет, чтобы вы были такими
Вспомните своего начальника или своего клиента или коллег, которые разрушили вашу карьеру. Как они мешали вам достичь. Как они были так неправы, и вы были так правы. Лишь бы они не мешали тебе. Продолжайте ненавидеть их, это их вина.
Вспомните, когда вы занимались спортом, насколько вы были хороши. Теперь ты старше, и никто не может видеть твою славу, как тогда. Если бы только люди могли видеть, какой вы на самом деле потрясающий, они бы уважали и обожали вас, как короля.
Посмотрите, где вы находитесь. Бог нарушил Свое обещание, данное вам. Бог не любит вас, как этих других людей, у которых есть все, что вы себе представляли. Где сейчас Бог? Он никогда не появляется.
Надеюсь, вы видите, насколько интенсивно и непрерывно работает ваше воображение. Он безжалостен и существует с тех пор, как вы родились, просто вы никогда не признавали его силу.
Пассивность
Возьмите свое воображение сегодня и из прошлого, подумайте, что оно в основном неправильно построено, как только что обсуждалось, затем добавьте пассивность, и вы получите чертовски рецепт катастрофы и разрушения.
Пассивность в основном разрушительна, потому что вы не осознаете ее активности (каламбур) в вашей жизни. Это тихий убийца. Вы не считаете себя ленивым, поэтому никогда бы не подумали, что будете «пассивным». Тем не менее, вы продолжаете свою повседневную жизнь и воображаете то, что у вас всегда было, не осознавая, что все, что вы воображали, неверно.
Братья, эту пилюлю очень трудно проглотить. Я прошел через большие боли, наблюдая, как мое воображение и мечты буквально умирают. Все эти идеи, эти видения, эти надежды и мечты были ошибочны? Серьезно, я ошибаюсь! Вы хотите сказать мне, что я так усердно работал и так много работал, чтобы только оказаться… неправым.
В довершение всего, даже когда вы понимаете, что были неправы, вы продолжаете жить в своем старческом воображении, не осознавая этого. Вот самая большая «пассивная» проблема. Ваше глубоко укоренившееся воображение создает:
Эмоции Вдохновения и сновидений, которые затем создают
Мысли разочарования, гнев, ревность, Ambery, Or
мысли Officition, Ambery, OR
- . и желание, которое потом гонит твою
Воля для реализации всего вашего воображения, которое затем создаст действие с вашим
Тело для физического воплощения всех ваших фантазий год или десятилетие и посмотрите на свое физическое состояние, и вы совершенно неудовлетворены. Примите во внимание тот факт, что никто на планете Земля не «удовлетворен», даже самые богатые, самые известные и самые успешные. Почему мы воображаем вещи, которые на самом деле не приносят удовлетворения.
Вы должны понимать, что все вышеперечисленное происходит за долю секунды. Это еще один прием пассивности. Эти представления, эмоции, мысли, воля и телесные действия происходят так быстро, так естественно, что вы даже не осознаете, что они происходят. Это называется пассивностью. Это твой враг. Это твоя битва.
Тот, кто не знает, что вы находитесь в битве, является величайшим катализатором саморазрушения в жизни. Вы обречены — и это ИМЕННО то, чего хочет враг Бога от Его Богочеловека.
Активное богочеловеческое воображение
Мы, воины, ДОЛЖНЫ иметь активное воображение в Боге:
Во-первых, мы воображаем Бога и только Его. Период.
Во-вторых, мы постоянно работаем с нашим воображением Бога. Безжалостный. Момент за моментом. День за днем. До смерти.
Читали ли вы когда-нибудь в Откровении 12:11 «…и не возлюбили души своей даже до смерти». В основном мы любим нашу душевную жизнь, потому что всю свою жизнь мы представляли жизнью, которая не соответствует цели нашего Отца для самого нашего существования. Столкнувшись со смертью, мы цепляемся за все, что у нас есть вообразил себе и совершенно боится его потерять. Мы любим нашу душу-жизнь!
Как воины Царства Божьего, мы здесь для Него. Если мы воображаем все вещи Бога, то нечего бояться. Страх присутствует только вне Бога и внутри нашей душевной жизни.
Если мы не вообразим нашу душевную жизнь, мы не полюбим ее. Как мы можем любить то, чего не представляем? Если мы не воображаем вещи в этом мире, нашего ветхого человека и отвергаем все попытки врага, мы не имеем любви к нашей душевной жизни. Это наше распятие, наша лучшая смерть. Аминь за лучшую смерть!
Когда мы представляем в новом человеке, воскресшем человеке, новом творении, Богочеловеке, все Бог становится нашим. Это когда мы берем нашу победу. Это когда плоды Духа выражают Самого Бога. Это когда мы представляем Бога с силой, властью и жизнью.
Подобно воину, идущему в бой, мы сдаемся и жертвуем всем во славу нашего Могучего Воина, нашего Короля. Мы кричим воинским кличем, остаемся сосредоточенными, активными и сражаемся до самой смерти. Ради Божьего дела. С целью. За победу.
Итак, представьте себе, братья. Но представьте себе в Боге. Ищите Его лицо. Живите в Его доме. Все дни твоей жизни.
В этом воображении вы всегда будете довольны. Ваша жажда утолена. Без страха и без ограничений.
Молитва
«Отец, я молю о Твоем Царстве, Твоей армии, Твоей миссии, Твоих сыновьях, Твоем выражении, Твоем представлении, Твоем шедевре, Твоем плане, Твоем видении, чтобы оно было наполнено духом Духом для твоего преодоления солдат на планете Земля прямо сейчас. Чтобы Ты восстановил наше воображение, чтобы оно активизировалось каждое мгновение по отношению к Тебе и только Тебе. Ни женщины, ни ребенка, ни работы, ни вечеринки, только Ты.
Мы, сотворенные Тобой, нуждаемся в битве, и мы хотим только победить. Подвигом добрым сражаемся, дело заканчиваем, не любим свою душу-жизнь даже до смерти. Мы распяты со Христом, и мы ходим по Духу, шаг за шагом, день за днем.
Вся хвала и слава во веки веков Тебе, Отец, Могучий Воин, Царь.
Аминь.
Активный Пассивный | dreamhawk.com
Мы играем пассивную роль, когда являемся неактивным наблюдателем в нашем сне, мы все время являемся объектом действия сна или, как в приведенном ниже примере, не делаем никаких усилий, чтобы сдвинуться с места из-за дискомфорта. Если это часто происходит в наших снах, вероятно, мы пассивны и в бодрствующей жизни.
Пример: «Я был в доме, в котором жил много лет назад, как я туда попал не знаю, но я увидел себя сидящим в обычном кресле сразу за закрытой парадной уличной дверью. Было очень тихо, и я боялась, но не делала никаких попыток пошевелиться». Г-жа Дж.
Эту привычную пассивность можно постепенно изменить с помощью таких приемов, как активное воображение.
Это наши собственные эмоции, страхи и сексуальность, которые мы встречаем во сне, поэтому разумно взять на себя ответственность за свои внутренние чувства, а не быть жертвой. Следующий сон иллюстрирует активного мечтателя. См.: Секреты силы Сновидение — Активное воображение — обработка сновидений.Пример: «Когда я шел к дому, несколько демонов или дьяволов угрожающе набросились на меня, пытаясь помешать мне приблизиться к дому. Хотя они издавали все призрачные звуки, я совсем их не боялся. Я чувствовал, что они чертовски мешают, и, чтобы показать им, что я серьезно настроен, я схватил одного, правой рукой сжал его плоть и сжал. Он начал скрипеть от боли, и я сжал сильнее». Клайв Дж.
Пример: Я в отпуске, стою возле отеля, в котором остановился. День прекрасный, теплый и солнечный. Через дорогу и справа стоит старый белый дом, от которого в деревню ведет низкий каменный мостик. Я поворачиваюсь, вхожу в отель, но когда я дохожу до своей комнаты, обнаруживаю, что мой багаж убран, а комната занята незнакомцами, которые, кажется, совершенно не осведомлены о ситуации и обо мне.
В последнем примере женщина крайне пассивна в своей реакции на то, что другие люди занимают ее комнату. Поскольку сон предлагает так много возможностей, женщина могла легко выгнать людей или действовать более агрессивно; ибо сны создаются вашими эмоциями, страхами, а также вашим мужеством или его отсутствием, поэтому страх создает страшные или пассивные сны. Итак, вы не можете ни раниться, ни умереть во сне.
Помните, что сны подобны компьютерной игре, в которой вы можете убить или быть убитым — почувствовать все это — и выйти из нее целым и невредимым, если только вы еще не испугались. Страх — великий создатель ужасных снов, и вам нужно дать отпор.
В древнем представлении о снах, записанном в Атхарваведе, активность или даже активная агрессия считались положительным знаком, даже если человек был ранен или искалечен в результате активной позы. Тогда как, если сновидец пассивно принимал травму во сне, это рассматривалось как негативное значение. Это произошло потому, что считалось, что активная или пассивная позиция в сновидениях указывает на подобное поведение в бодрствующей жизни. Поскольку активный человек, как правило, более успешен, то приснившийся признак активного настроя расценивался как удачный.
Психически мы всегда на одной стороне или на другой — тигр или олененок, разрушитель или разрушенный, берущий или дающий, объект или субъект, активный или пассивный, создатель или созданный. Здесь дихотомия нашего падения из большего я первобытной психики в формы реальности, разделение себя и другого. Всю свою жизнь мы пытаемся достичь баланса этих противоречивых противоположностей, и независимо от того, преуспеем мы в нашем эго или потерпим неудачу, каждая функция, на которую претендует эго, уравновешивается своей противоположностью в подсознании. Только в слиянии младенчества, или в сексуальном оргазме, или в религиозном экстазе мы избегаем душевной раны разделения.
См. Застрял в жизни – не может двигаться и Не становитесь жертвойОднако у этой склонности к действию или пассивности есть и другая сторона, где пассивность имеет положительный оттенок. Поэтому не следует забывать об этом в отношении сновидений и работы сновидений, а также в связи с повседневной жизнью. Этот аспект пассивного/активного хорошо описан П. В. Мартином в его книге Experiment In Depth (Routledge and Kegan Paul 1964). Говоря о работе с активным воображением, он говорит: «Нужно быть активно пассивным — активным в отдаче энергии, пассивным в наблюдении. Отличительной чертой истинного видения является его полная автономия». Это очень важный вопрос, так как без способности контролировать свою реакцию на свою внутреннюю жизнь многое из этого останется недоступным. Если человек застрял в постоянном контроле своих мыслей и эмоций, в том, чтобы быть своего рода могущественным «ответственным» человеком, то его спонтанная внутренняя жизнь может никогда не проявиться.