Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения — Студопедия
Поделись с друзьями:
Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.
Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.
Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.
Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)
Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.
Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.
Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:
1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.
2. Воображение способствует предвосхищению будущего.
3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.
Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.
Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.
В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).
1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;
2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;
3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.
Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.
Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.
Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).
Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.
Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.
Современная психология выделяет следующие
виды воображения.В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.
В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.
Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами.
Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Воображение в психологии. Свойства воображения в психологии :: SYL.ru
Наши фантазии и мечты способны раскрасить жизнь новыми красками. Без них трудно представить своё каждодневное существование. Образы, возникающие в голове, калейдоскоп картинок и грёз не только дарят настроение, но и развивают творческие способности и незаурядное мышление.
Воображение в психологии
Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.
Люди развивались, и вместе с тем совершенствовалось умение мысленно создавать образы, совсем новые и на основе уже существующих. На этом фундаменте формировались не только мысли, но и желания, стремления. Исходя из этого, можно утверждать, что воображение в психологии – один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.
Функции воображения
Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.
Таких людей немного жаль: они живут скучно и неинтересно, не используют при этом творческие возможности головного мозга. Ведь, как утверждает общая психология, воображение даёт нам возможность быть индивидуальными, непохожими на «серую массу». С его помощью человек выделяется, занимает свою нишу в обществе. Воображение имеет несколько функций, используя которые, каждый из нас становится особенной личностью:- Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
- Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
- Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
- Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
- Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
- Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.
Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.
Основные пути создания образов
Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.
- Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
- Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
- Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.
Активное воображение
Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.
Примером фантазии служит любой боевик в кинематографе: элементы реальной жизни тут присутствуют (оружие, наркотики, криминальные авторитеты) вместе с гиперболизированными характеристиками героев (их непобедимость, умение выжить под натиском сотни нападающих хулиганов). Фантазия проявляется не только во время творчества, но и в обычной жизни. Мы часто мысленно воспроизводим человеческие возможности, которые являются нереальными, но такими желанными: умение становиться невидимым, летать, дышать под водой. Воображение и фантазия в психологии тесно взаимосвязаны. Часто они выливаются в продуктивное творчество или обычные грёзы.Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.
Пассивное воображение
Это образы, которые посещают наше сознание непроизвольно. Мы не прилагаем к этому никаких усилий: они возникают спонтанно, имеют как реальное, так и фантастическое наполнение. Самым ярким примером пассивного воображения являются наши сновидения – отпечаток ранее видимого или услышанного, наших страхов и желаний, чувств и стремлений. Во время «ночных киносеансов» мы можем видеть возможные варианты развития определённых событий (ссору с близкими, катастрофу, рождение ребёнка) или абсолютно фантастические сцены (непонятный калейдоскоп не связанных между собой образов и действий).
Кстати, последний тип видений при условии, что его видит бодрствующий человек, называется галлюцинацией. Это также пассивное воображение. В психологии выделяют несколько причин такого состояния: сильная травма головы, алкогольное или наркотическое опьянение, интоксикация. Галлюцинации не имеют ничего общего с реальной жизнью, часто это полностью фантастические, даже безумные видения.Кроме активного и пассивного, можно выделить ещё такие виды воображения в психологии:
- Продуктивное. Создание полностью новых идей и образов в результате творческой деятельности.
- Репродуктивное. Воссоздание картинок по уже существующим схемам, графикам и наглядным примерам.
Каждый из этих видов воображения способен влиять на реальные события, деятельность и даже будущее индивида.
Роль воображения в жизни человека
Если вам кажется, что прожить можно и без него, то вы сильно заблуждаетесь. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми. Представим такую ситуацию: муж говорит, что идёт с друзьями в баню, но обещает компенсировать своё отсутствие романтическим походом в ресторан. Злая и обиженная поначалу жена, предвкушая красивые свечи, пенящееся шампанское и вкусные морепродукты, подавляет свой гнев и избегает ссоры.
Воображение в психологии тесно связано с мышлением, поэтому оказывает своё прямое влияние на познание мира. Благодаря ему мы можем мысленно выполнять действия, манипулировать образами предметов, моделировать ситуации, чем развиваем аналитическую умственную деятельность. Воображение помогает даже регулировать физическое состояние организма. Известны факты, когда только силой мысли человек изменял кровяное давление, температуру тела или частоту пульса. Именно эти возможности воображения являются фундаментом аутотренинга. И наоборот: придумывая наличие у себя разных болезней, человек реально начинает чувствовать симптомы недугов.Идеомоторный акт – тоже практическое воплощение воображения. Им часто пользуются иллюзионисты, когда пытаются найти спрятанные в зале предметы. Суть его в том, что, представляя движение, маг провоцирует его. Артист замечает микроизменения во взгляде или сжатии рук зрителей и безошибочно определяет того, у кого находится нужная ему вещь.
Развитие воображения
Умственная деятельность неотделима от образов. Поэтому мышление и воображение в психологии тесно связаны между собой. Развитие логики и аналитических навыков помогает нам совершенствовать свои фантазии, творческие наклонности и скрытые способности. Основные виды развития воображения с помощью мышления такие:
- Игровая деятельность. Особенно моделирование жизненных ситуаций, ролевые сценки, создание ряда ассоциаций, а также лепка, оригами и рисование.
- Чтение литературы, а также самостоятельная проба пера: написание стихов, рассказов, эссе. Эффективно также описывать прочитанное словесно и с помощью образов.
- Изучение географических карт. Во время этого занятия мы всегда представляем себе ландшафты той или иной страны, внешний вид людей, их деятельность.
- Черчение графиков, схем, диаграмм.
Интересные исследования
То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.
Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.
Исцеление с помощью воображения
Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.
Группе людей, у которых диагностировали рак горла, врач предложил параллельно с медикаментозным лечением использовать курс так называемой релаксационной терапии. Три раза в день больные расслаблялись и представляли картину своего полного исцеления. Пациенты, которые уже не могли самостоятельно глотать, воображали, как они в кругу своей семьи вкусно обедают, как пища свободно и безболезненно проникает через гортань прямо в желудок.Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.
Уровень воображения у разных людей
Чтобы его определить, нужно обратиться к специалисту. Он предложит вам пройти тест на воображение. Психология, её методы в форме вопросов и ответов способны проанализировать уровень и возможности этого психического состояния конкретно у вас. Уже доказано, что у женщин воображение развито лучше, чем у мужчин. У представителей сильного пола от природы больше активировано левое полушарие мозга, отвечающее за логику, анализ, языковые способности. Поэтому воображение в их жизни часто играет небольшую роль: мужчины любят оперировать конкретными фактами и аргументами. А женщины подвержены влиянию правого полушария мозга, которое делает их более чувствительными, интуитивными. Воображение и фантазии часто становятся именно их прерогативой.
Что касается детей, то часто их фантазии и грёзы поражают взрослых. Малыши способны далеко уходить от реальности, прятаться в выдуманный мир. Но это не значит, что воображение у них развито больше: из-за маленького жизненного опыта их мозг не имеет в своём запасе такой галереи образов, какая есть у взрослых людей. Но, даже владея недостаточным опытом, дети способны иногда поражать разгулом своей фантазии.
У астрологов есть ещё одна интересная версия. Они утверждают, что всем неосознанным, в том числе и воображением, управляет Луна. Солнце, наоборот, отвечает за конкретные поступки и действия человека. Так как под большим влиянием Луны находятся Раки, Скорпионы, Рыбы, Водолеи и Стрельцы, то воображение у них более богатое и многогранное, чем у других знаков Зодиака. Как бы там ни было, вы всегда можете развивать в себе ваши фантазии и творческие наклонности. Процессы воображения, в психологии обозначенные, легко можно совершенствовать. Благодаря им вы становитесь отдельной личностью, непохожей на «серую массу» людей и ярко выделяющейся из одноликой толпы.Воображение – Лаборатория голодного разума
Когда мы начали изучать воображение, мы столкнулись с двумя загадочными проблемами.
Во-первых, все, кого мы спрашивали, говорили, что у них есть какое-то воображение. Увы, всестороннего психологического теста для измерения и описания воображения не существовало.
Вторым сюрпризом было то, что все, с кем мы разговаривали, говорили, что в принципе считают воображение хорошей вещью. Но никто толком не знал, для чего.
Последние два года мы пытались решить оба парадокса, и нам кажется, что мы нашли некоторые *предварительные* ответы.
Во-первых, мы разработали серию тестов, оценивающих индивидуальные различия в воображении. С другой стороны, мы провели эти тесты для различных групп — студентов, матерей, работающих взрослых — чтобы увидеть, предсказывает ли воображение конкретные результаты или поведение. Но начнем с самого начала… что такое воображение?Воображение – это тенденция создавать мысленные представления объектов, идей и ощущений, а также идей, которые одновременно не воспринимаются органами чувств. Воображение варьируется от воссоздания в уме изображений реальностей, которые мы ранее видели или переживали, до создания образов заново, независимо от предыдущего фактического сенсорного ввода. Это внутреннее, стабильное измерение индивидуальных различий, которое находится на пересечении интеллекта — нашей способности создавать мысленные представления — и личности — нашей типичной тенденции создавать мысленные представления.
Батарея тестов imQ
Наша батарея тестов воображения включает два типа тестов. Первый — явный: это тесты, которые оценивают аспекты вашей личности или характера, о которых знают люди. Мы себя хорошо знаем, и если меня спросят, люблю ли я мечтать, я могу дать квалифицированный ответ. Однако не все части нашей индивидуальности доступны нам через самоанализ. Дело не в том, что мы не хотим видеть в себе определенные вещи (хотя такое тоже случается), а в том, что мы не знаем себя полностью. В психологии характеристики, недоступные для самоанализа, оцениваются с помощью имплицитных тестов, которые пытаются выявить подсознательные мотивы или автоматические ассоциации в памяти.
Для оценки выраженного воображения мы разработали шкалу вовлеченности воображения и поведения (IBES). Этот тест фиксирует индивидуальные различия в типичном повседневном образном поведении, например, в мечтах или игре с идеями в уме. Тест включает в себя семь областей воображаемого поведения.
Чтобы оценить неявную ассоциацию, мы создали Тест условного мышления на любопытство (CRT-C). Погодите, почему любопытство, а не воображение? Причина в том, что любопытство является частью более широкого конструктивного пространства воображения. В частности, любопытство описывает индивидуальные различия в склонности к поиску нового опыта, начиная от возможностей интеллектуального обучения и заканчивая сенсорными исследованиями внутри и вне собственного разума. Для сравнения, воображение относится к созданию мысленных представлений о нашем опыте, поэтому любопытство и воображение идут рука об руку.
Вот одна из наших статей о том, как оценивать воображение.
Для чего нужно воображение?
Воображение, вероятно, связано со многими видами поведения, например, насколько вы креативны или как часто у вас возникают исключительные сенсорные переживания. В Hungry Mind Lab нас особенно радует один поведенческий результат: успехи в обучении.
Люди различаются по своей способности к обучению: некоторые из нас умнее и обладают большими способностями к рассуждениям, чем другие. Люди также различаются по типу и объему знаний, которые они накапливают — некоторые из нас знают больше, чем другие. Наши различия в знаниях, однако, лишь частично являются функцией наших различий в наших способностях к рассуждениям.
Многие другие факторы играют роль в обучении, например мотивация и интерес, но нас больше всего интересует личность. В частности, нас интересуют инвестиционные черты личности, которые определяют, где, когда и как люди применяют и вкладывают свои мыслительные способности для накопления знаний. Идея о том, что личностные черты влияют на обучение, также известна как инвестиционная теория интеллекта взрослых.
Мы хотели проверить, является ли воображение чертой личности инвестора. Мы пригласили чуть более 200 британских студентов посетить нашу лабораторию на 3 недели и показать нам, как они учились. Каждую неделю мы просили студентов изучать сложный научный текст: на первой неделе текст был посвящен кубинскому ракетному кризису; на второй неделе речь шла о CRISPR; а на третьей неделе они прочитали о пузыре доткомов. Мы попросили их изучить тексты как можно лучше, потому что позже они должны были отвечать на тесты с несколькими вариантами ответов в стиле экзамена по текстам. Затем мы проверили, было ли воображение учащихся связано с тем, насколько хорошо они справились с экзаменационными вопросами.
Мы обнаружили небольшую положительную связь между воображением и успеваемостью, предполагая, что воображение действительно может быть чертой инвестиционной личности. Поскольку воображение помогает переводить опыт в концептуальные знания, оно может быть ключевой переменной для обучения. Более сильным было предсказание открытости к опыту, черты, связанной с воображением, к обучению. Вы можете прочитать статью о том, что мы нашли здесь.
Что такое социологическое воображение? | Национальный университет
Перейти к содержимомуГлавная » Что такое социологическое воображение?
Проще говоря, социологическое воображение — это способность связывать личные проблемы с более крупными социальными проблемами. Однако простого определения недостаточно, чтобы объяснить такую скромно сложную идею, как социологическое воображение. Какие личные проблемы или социальные проблемы? Как они соединяются?
Краткий обзор социологического воображения может помочь более осмысленно представить это понятие; это также может стать важным шагом к пониманию того, как социологическое воображение полезно для личной и профессиональной жизни тех, кто развивает этот конкретный навык.
Изучение концепции социологического воображенияОтец социологического воображения Ч. Райт Миллс основал эту область мышления в середине 20 века. В то время он писал: «Ни жизнь человека, ни история общества не могут быть поняты без понимания того и другого». Точно так же важно поместить теории Миллса в контекст.
Современники Миллса в социологии были склонны сосредотачиваться на понимании систем, а не на изучении отдельных вопросов. (Например, структурный функционализм.) Но Миллс утверждал, что представление об обществе как о простом наборе систем было не совсем точным. И что не менее важно, он игнорировал роль человека в этих системах.
Он считал, что поиск баланса между системами и людьми в них необходим для понимания их коллективных отношений, а также социальных структур, возникающих в результате конфликтов между различными группами. Эта точка зрения также помогает социологам не только наблюдать, но и разоблачать социальную несправедливость, действовать и изменять мир.
И это важно, потому что без социологического воображения все наши идеи здравого смысла черпаются из нашего ограниченного социального опыта. Социологическое воображение — это основа для видения социального мира, выходящего за рамки этих ограничений; способность развивать понимание того, как биография является следствием исторических процессов и разворачивается в более широком контексте общества. Таким образом, социологическое воображение требует от нас отделить себя от знакомой реальности наших личных обстоятельств и рассматривать социальные проблемы в более широком контексте.
Проблемы и проблемыВ рамках объяснения своей концепции социологического воображения Миллс провел важное различие между «личными проблемами» и «общественными/социальными проблемами». В нашей личной жизни мы принимаем решения, которые влияют на нашу семью, друзей, коллег и другие сообщества, в которые мы вовлечены. Личные проблемы связаны с личными проблемами человека по отношению к другим.
Напротив, общественные/общественные выпуски — это силы, которые находятся вне личного контроля человека. За то, что живут в среде, где распространены всеобщая нищета, расизм, сексизм и т. д. Миллс отмечает, что личных проблем могут стать социальными проблемами , как только они станут достаточно распространенными, то есть когда проблемы, с которыми люди сталкиваются в своей жизни, станут общими для их сообщество, эти проблемы могут стать общественной проблемой.
Социологическое воображение и историяМиллс также считал изучение истории важным элементом социологического воображения. Потому что исторические события помогли нам сформировать современное общество и жизнь каждого живого человека. Таким образом, изучение истории может помочь нам увидеть свою жизнь в контексте других, основываясь на прошлом опыте. Это дает нам лучшую основу для понимания наших собственных действий и действий нашего сообщества в результате систем, использовавшихся на протяжении всей истории, которые могут быть полезны при рассмотрении нашей собственной жизни и при объяснении мира другим.
Примеры социологического воображенияПри покупке новой спортивной рубашки социологическое воображение просит вас выйти за рамки простых вопросов, таких как ваши потребности в новой одежде или ваши эстетические предпочтения. Например, почему вы покупаете именно спортивную рубашку ? Зачем ходить в спортзал, а не заниматься другими видами спорта? Зачем заниматься спортом? Зачем искать новые продукты вместо бывших в употреблении?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учесть множество различных факторов, таких как ваше экономическое положение, магазины, доступные в вашем районе, и стили, популярные в вашем регионе. Может быть, вы видели исследование здоровья, которое напугало вас и заставило вас захотеть улучшить свою физическую форму, или недавно нашли вдохновение, наблюдая за кем-то в социальных сетях.
В другом контексте и обстоятельствах вы бы сделали другой выбор. Возможно, вы бы рассмотрели альтернативы тренажерному залу, если бы у вас были ресурсы или место для покупки тренировочного оборудования. Общественные ценности и нормы, существующие вокруг нас, могут даже подсознательно влиять на наши решения.
Интересно, что причины, по которым люди вступают в брак, менялись на протяжении всей истории и продолжают различаться в разных культурах. Брак «по любви» — относительно новая общественная норма, которая стала популярной только в 17 веке. Наблюдение такого рода контраста может помочь нам лучше понять наши собственные решения о браке и то, как они принимаются в наших современных социальных рамках.
Чем полезно социологическое воображение?Утверждая, что вы можете понять себя только в том случае, если вы можете понять свои обстоятельства, Миллс считал, что социологическое воображение — это не просто практика для профессоров социологии. Скорее, это то, что каждый должен попробовать, потому что это позволяет людям лучше понять свой личный опыт и в контексте общества в целом.
Далее он утверждал, что преимущество социологического воображения заключается в том, чтобы связать «личные проблемы с общественными проблемами». Потому что на то, что мы делаем, влияют обстоятельства, в которых мы находим наши ценности, поведение людей в нашем окружении. И социологическое воображение побуждает нас исследовать их и их взаимосвязь с результатом.
Не имея социологического воображения, мы подвержены апатии: принятие окружающих нас верований, действий и традиций естественно и неизбежно. Мы также подвержены моральной бесчувственности в результате простого процесса рационализации. Например, когда люди совершают ужасные поступки в рамках своей роли в организации, руководствуясь не индивидуальным сознанием человека, а командами, отдаваемыми внешним телом.
Таким образом, социологическое воображение — это способность видеть контекст, который формирует ваше личное принятие решений, а также решения, принимаемые другими. Но причина, по которой он полезен, заключается в том, что он позволяет нам лучше идентифицировать и подвергать сомнению различные аспекты общества, а не пассивно жить в нем. По сути, тот, кто может проявить социологическое воображение, лучше подготовлен к тому, чтобы делать более разумный личный выбор.
Развитие социологического воображения в Национальном университетеНациональный университет является региональным аккредитованным учебным заведением, которое предлагает степень бакалавра искусств в области социологии, а также несколько программ в области уголовного правосудия , которые позволяют студентам разрабатывать и использовать такие концепции, как социологическое воображение, для применения в реальный мир. Студенты учатся применять свои способности для улучшения человеческого взаимодействия в различных областях, от здравоохранения и рекламы до правоохранительных органов или социальной работы, применять социологические теории на практике и изменять мир в положительную сторону.
Дополнительный источник:
http://www.faculty.rsu.edu/users/f/felwell/www/Theorists/Essays/Mills3.htm
http://ntweb.deltastate.edu/abarton/ OldCourses/SOC101SP06/SOC101Pages/Soc%20Imagination.htm
https://jitp.commons.gc.cuny.edu/tag/sociological-imagination/
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Подпишитесь на нашу рассылку!
Последние ресурсы
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите уровень образования
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Сроки и условия
Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое прямое письменное согласие представителям Национального университета связываться со мной по поводу образовательных возможностей и отправлять телефонные звонки и/или SMS/текстовые сообщения – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил.