Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления – это важный этап взросления ребенка, от которого зависит его адаптивность. Если новые знания открывают окружающий мир, то логика – учит ими пользоваться. Поэтому в дошкольном возрасте родители поощряют любопытство ребенка и отвечают на все вопросы почемучек. А после помогают соединить информацию в голове, чтобы у малышей развилось представление о том, как устроен окружающий мир.
Логическое мышление у детей
Логическое мышление – это умение правильно выстраивать мыслительные цепочки и использовать их для решения повседневных занятий. Неправильно думать, что логика нужна только для решения математических задач. Она сопровождает человека каждый день, буквально при каждом действии: поиск короткой дороги до работы, выбор низкокалорийной еды, составление удобного графика и пр. От развития логики зависит, насколько хорошо человек адаптируется в мире и насколько качественно будет взаимодействовать с ним.
Основы логического мышления закладываются еще в дошкольном возрасте, когда ребенок имеет гибкий ум. Какие же навыки он приобретает в процессе обучения:
- Понятие. Взглянув на предмет, ребенок имеет четкое понимание, что он представляет и для чего используется человеком.
- Классификация. Может объединять предметы по характерным признакам: виду, форме, размеру или цвету.
- Сравнение. Может находить отличительные особенности предметов.
- Сбор информации. Собирает информацию из нескольких источников и видит взаимосвязь между отдельными явлениями.
- Умозаключения. На основе собранной информации может давать простые выводы.
- Выбор. На основе сделанного вывода и сравнения вещей/явлений может выбрать лучший вариант, например, игрушку с большим количеством функций.
Особенности и цели развития
Цель логического развития – подготовить дошкольника к взрослой жизни, где он умеет работать с информацией, делать правильные выводы и принимать лучшие решения. Хотя эти задачи кажутся слишком сложными для крохи, именно в 4 года начинается активная подготовка, без которой дальше ему будет трудно учиться. Если родители заранее позаботятся об интересной деятельности, будут выполнять упражнения и логические задачи, то обеспечат малышу комфортную основу. Какие преимущества он получит благодаря вашей заботе:
- Работа с информацией. Развитая логика помогает выделять суть в огромном потоке информации, который поступает на современного человека.
- Отличие правды от лжи. Сравнивать разрозненные факты и находить истину на просторах интернета.
- Формулировка запроса. Задавать себе правильные вопросы, чтобы находить ответы и действовать в соответствии со своими интересами.
- Общение. Четко формулировать и доносить свои мысли до сверстников.
- Постоянное развитие. Желание развивать навыки и становиться лучшей версией себя.
- Нестандартные решения. Находить необычные способы для решения задания, быть креативным человеком.
Виды логического мышления
Логическое мышление делится на несколько видов и одновременно является этапами, которые последовательно сменяют друг друга. По мере взросления ребенок проходит каждый этап, постепенно увеличивая сложность и интенсивность обучения. Отчасти процесс проходит интуитивно вместе с развитием физических способностей, но большая роль возлагается на родителей. Именно они должны контролировать соответствие умений ребенка относительно его возраста и восполнять пробелы. Для удобства есть простая схема:
Возраст | Вид | Деятельность |
3-4 года | Наглядно-логическое мышление | Эксперименты с предметами Знакомство с размерами, формами и цветами Группировка предметов по виду Создание ряда последовательности вроде пирамидки Нахождение лишнего предмета из списка Высказывание мыслей вслух |
4-5 лет | Образно-логическое мышление | Расширение представления об окружающем мире Знание особенностей времени года Сравнение предметов и событий Совершенствование группировки предметов по видам Анализ поведения героев из сказок Счет от 1 до 10 |
Старше 6 лет | Словесно-логическое мышление | Решение задач с помощью палочек и цифр Систематизация предметов по трем признакам Изучение букв и чтение Отслеживание окружающих явлений Развитие общения и речевых навыков Самостоятельность |
Теперь подробнее о каждом этапе развития.
Наглядно-логическое
На этом этапе начинается подготовительная работа к развитию интеллекта. Дети проводят диагностику окружающего мира и знакомятся с предметами через тактильные прикосновения. Они получают первую информацию, когда берут предметы в руки, рассматривают со всех сторон, кидают и перекладывают с места на место. Внимание и память развиты очень плохо, поэтому родителям приходится повторять информацию несколько раз. Тем не менее, дети уже могут выполнять простейшие упражнения, например, находить лишний предмет из списка: мячик, кукла, медвежонок, ложка – они догадается, что первые предметы относятся к игрушкам.
Теперь родители могут познакомить детей с размерами, формами и цветами предметов. Хорошим упражнением будет попросить малышей высказывать наблюдения вслух вроде «вода течет в кране», «мишка лежит на кровати». И конечно, нужно обеспечить максимум тактильных игрушек.
Образно-логическое
На этом этапе начинается активная работа с логикой. Память ребенка окрепла и вмещает больше информации. Если раньше дети вспоминали предметы, когда непосредственно смотрели на них, то теперь могут воспроизвести мысленный образ в голове. Они легко узнают предметы на изображениях или даже тени. Не мешает несоответствие цвета или размера. Также появляется новая операция – сравнение. Дети могут сравнивать однотипные предметы и находить среди игрушек две машинки или двух медведей. А к 5-ти годам способны искать предметы из разных групп, например, большой зайчик или красная обезьянка.
Новые навыки позволяют делать первые выводы об окружающем мире. Они понимают, что в зимнее время года опадают листья с деревьев, улетают птицы, засыпают бабочки и жучки. Даже могут вспомнить, что обязательно нужно надевать куртку на улицу, даже если еще не могут застегиваться.
Словесно-логическое
На этом этапе дети все меньше опираются на наглядность и доверяют знаниям, которые получили ранее. Когда родители спрашивают: «Что больше, два или три?», дети не представляют в голове яблоки, сравнивая их количество, а просто дают ответ, потому что помнят порядок цифр. Теперь главным инструментом в обучении становится речь и слова. Дети учатся размышлять на разные темы и правильно доносить мысли. Они изучают буквы и читают первые книги.
Важным навыком становится самостоятельность. Скоро ребенку поступать в школу, поэтому родители должны приучить его к определенному распорядку дня и следованию чужим правилам. Он должен понимать, когда приходит время для учебы и отдыха. Не ждать готовых ответов от взрослых, а предлагать свои варианты, даже если они ошибочны.
Важно! Занятия с ребенком потребуют покупки методического материала. В логических игрушках стоит понимать, что двухлетний малыш не справится с задачей четырехлетнего, а шестилетнему – уже будет скучно. У них разные уровни мыслительных процессов, и с каждым годом они отдаляют. Поэтому игрушка должна точно совпадать с возрастом ребенка. К счастью, производители заботятся о родителях и указывают на коробке возрастное ограничение.
Как развивать логическое мышление у детей?
В дошкольном возрасте образованием ребенка полностью занимаются родители. Для неподготовленного человека трудно самостоятельно разработать полноценную систему обучения. Поэтому на помощь родителям приходят подручные средства и игрушки, разработанные профессиональными психологами и педагогами. Родителям достаточно убедиться, что ребенок способен выполнить задание, а также проверить возрастное ограничение на коробке игры. На сайте Приоритет вы найдете множество подходящих инструментов.
Загадки
Одной из первых логических игр становятся загадки. Дети имеют гибкий ум и легко находят решения, о которых не догадываются взрослые. Часто дают необычные ответы, которые выходят за рамки задания. Загадки дополнительно развивают воображение ребенка, что необходимо для креативных решений в будущем. Есть множество готовых наборов с загадками. Пример:
Игра «Ребусы» – это сборник увлекательных ребусов, с которыми справятся малыши. Каждая загадка расположена на отдельном листе и нарисована в большом размере. Поэтому набор подойдет как для совместных игр, так самостоятельной работы малышей.
Игры:
- «Загадки из сборника»
Возьмите красочный сборник с загадками для детей и зачитайте стишок. Покажите малышам картинку из книги, если не догадаются сразу. Дайте небольшую подсказку, изображая поведение или звуки животного. Попробуйте придумать собственные загадки, используя предметы в комнате: опишите внешний вид или предназначение предмета. Игра поможет не только развить логическое мышление, но и повторить формы, размеры и цвета предметов.
- «Ребусы»
Предложите малышам более сложный вариант загадок. Объясните, что в рисунке закодирован ответ. Чтобы найти его, нужно отгадать по рисункам несколько предметов. Затем убрать количество букв в начале или конце слова, сколько запятых нарисовано рядом. Наконец, сложить остатки слов друг с другом и дать ответ. Дети не сразу поймут, как решается загадка, зато хорошо разовьют логику, ассоциативное мышление и буквы алфавита.
- «Сказка»
Если вашему малышу нравятся детские сказки, можно задавать загадки по мотивам любимых историй. Например, спросите, как зовут самого умного поросенка из сказки «Три поросенка»? Чтобы ответить на вопрос, малышу придется вспомнить сюжет сказки, какие домики построили поросята, и почему один из них считается самым умным – ответ: построил самый надежный домик. Игра помогает развить память, ассоциативное мышление и воображение.
Задачи
Математические задачи помогают быстро развить логическое мышление. Ребенок погружается в вопрос, представляет в голове образы предметов и находит решение. Одновременно готовится к школе. Родителям помогут готовые наборы с математическими задачами. А если малышу нравится рисовать, можно приобрести грифельную доску и фантазировать. Пример:
Доска «Учусь рисовать» – это грифельная доска для рисования цветными мелками. Подходит как для уроков, так и творческих развлечений. Сделана в форме уютного домика, который привлекает детей к игре.
Игры:
- «Угадай число»
Напишите на доске несколько простых примеров на сложение и вычитание. Спрячьте некоторые цифры под знакомые предметы, например, звезды, цветы, мордочки животных. Теперь попросите малыша указать, какая цифра спрятана под цветочком. Чтобы решить пример, ему придется отгадать самую простую цифру, а затем медленно решать примеры один за другим.
- «Правда или ложь»
Познакомьте ребенка с двумя персонажами: Правдиш и Вруниш. Объясните, что один из них всегда говорит правду, а другой – всегда лжет. Теперь придумайте задачку. Например, Правдиш говорит: «Как хорошо, что мы купили желтые цветы». А Вруниш поддакивает: «И хорошо, что у них по три лепестка». Теперь предложите детям выбрать один букет из трех вариантов, который соответствует их описаниям. Ответ: желтые цветы с четырьмя лепестками.
- «Простая математика»
Особенно интересны детям неочевидные задачи. Например, познакомьте ребенка с семьей Ивановых, которая состоит из родителей и детей. В семье две дочери и у каждой есть по брату. Пусть малыш посчитает, сколько членов семьи. Чтобы решить задачу недостаточно просто посчитать всех, нужно догадаться, что у сестер только один брат на двоих.
Головоломки
Увлекательные игры, в которых дети не только решают логические задачи, но и двигают предметы пальчиками. Подвижные элементы легко вовлекают ребенка в игру и удерживают внимание. Одновременно развивают мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Представлены в разных форматах: книжки, деревянные панели, бизиборды и пр. Пример:
Книжка «Классные лабиринты» – это красочные лабиринты, где нужно доставить персонажа к концу города, а по дороге познакомиться с достопримечательностями разных стран. Благодаря удобной форме блокнота, дети могут брать лабиринты с собой в дорогу.
Игры:
- «Лабиринт»
Предложите малышу пройти лабиринт. Чтобы игра стала интереснее, придумайте свою историю: например, маленький ежик проголодался и отправился в лес за грибами, теперь нужно отвести ежика обратно домой, пока не стемнело. Спрашивайте, в какую сторону движется ребенок, или в каком направлении света. Пусть расскажет, какие препятствия встречаются на пути, и почему персонаж не может их обойти: например, ежик не может пересечь реку, потому что не умеет плавать. Игра развивает логику и познания об окружающем мире.
- «Шестеренки»
Предложите малышу покрутить шестеренку. Спросите, в какую сторону он двигается. Теперь спросите, почему двигается рядом стоящая шестеренка, и в какую сторону. Создайте цепочку из множества шестеренок и попросите малыша сделать так, чтобы нижняя шестеренка двигалась вправо. Для этого он должен посчитать количество шестеренок и заранее продумать, в какие стороны они будут крутиться.
- «Бизиборд»
Особенно порадует малышей большой бизиборд, где собрано сразу несколько логических игр. Предложите малышам вставить геометрические фигуры в подходящие отверстия. Пройдите лабиринт с бегунком. Расставьте животных по размеру или виду. Уделите внимание открыванию замков и завязыванию шнурков – эти навыки не только развивают логику, но и нужны для повседневной жизни.
Словесные игры
Это игры, в которых малыши устно отвечают на вопросы педагога. Чаще всего представляют собой красочные рисунки или карточки с изображением окружающего мира. Бывают наборы, где нужно дополнительно решить головоломку или логическую задачу. Отличаются познавательной составляющей, которая помогает ребятам запомнить факты из окружения. Пример:
Набор карточек «Мой день» – это методические карты с яркими изображениями, которые отражают распорядок дня. Включают множество картинок с разными занятиями и отдыхом в кругу семьи. Дети могут раскладывать их по порядку и составлять собственный график.
Игры:
- «Распорядок дня»
Покажите ребенку карточку с изображением квартиры и спросите, как он начинает день. Ребенок должен указать на спальню, где переодевается и убирает кровать, затем перейти к ванной комнате, где чистит зубы и умывается. Задайте дополнительные вопросы вроде «В какой комнате можно смотреть телевизор?» или «В какое время отдыхаешь?». Игра поможет ребенку понять распорядок дня, а заодно выучить свои обязанности: когда должен учиться и отдыхать.
- «Обязанности семьи»
Теперь покажите ребенку картинки с изображением разных занятий семьи и спросите, чем они занимаются. Ребенок должен называть комнату, члена семьи и занятие. Можно дополнительно указывать, является ли занятие постоянной обязанностью человека: например, мама готовит еду, папа убирает комнату и пр. Спросите, чем мог бы заниматься ребенок, возможно, ему будет интересно поливать цветы или убираться в комнате. Игра помогает понять свои обязанности в семье.
- «Комнаты»
Проверьте, знает ли ваш малыш, из каких комнат состоит квартира. Покажите рисунки различных комнат и спросите, для чего они нужны. Пусть расскажет, чем дополнительно можно заниматься в комнатах: например, в гостиной можно не только смотреть телевизор, но и играть в настольные игры. Задавайте дополнительные вопросы вроде «Кого чаще можно встретить на кухне?» или «Где обычно отдыхает папа?». Игра помогает ребенку разобраться в организации дома и запомнить привычки семьи.
Компьютерные игры
Сейчас дети с детства занимаются на компьютерах или интерактивном оборудовании. Поэтому в сети можно найти множество платных и даже бесплатных игр, которые устанавливают на домашний компьютер. Игры сделаны профессиональными педагогами и построены таким образом, чтобы уроки проходили легко и интересно. Так что смело скачивайте игры и радуйте малыша. Пример:
Программа «Внимание, память, логика» – это развивающий курс для малышей, который испытывают трудности с концентрацией внимания. Пошаговые уроки и увлекательные игры помогут ему прокачать логику. Программу устанавливают на компьютер или интерактивное оборудование.
Игры:
- «Моторика»
Включите любую игру на компьютере. Чтобы выполнить задание персонажа, малышу придется кликать мышкой или пальчиками по разным областям монитора. Придется постараться, чтобы найти спрятанный предмет под кустом или на дереве. В процессе поисков дети развивают гибкость ума и заодно мелкую моторику рук.
- «Слух»
Теперь включите игру, где персонаж вслух дает задачи. Чтобы выполнить задание, малыш должен сосредоточиться на голосе персонажа и понять правила игры. Задание развивает концентрацию вниманию, понимание речи и усидчивость детей.
- «Зрительная память»
Среди компьютерных игр обязательно найдутся пазлы, задание на поиск отличий или классификации предметов. Они помогут малышам сравнивать похожие предметы, находить несоответствия или вещи, которых не должно быть на картинке, например, бумажная книга в аквариуме. Игры благоприятно влияют на логику и ассоциативную память.
Таким образом, развивать логическое мышление необходимо с раннего детства, когда ребенок имеет гибкий ум. Обучение начинается с 3-4 лет и контролируется родителями, которые обязаны убедиться, что ребенок прошел через все этапы познания окружающего мира: тактильные прикосновения, мысленные образы в голове и словесное донесение мыслей. Ранняя подготовка не только облегчит обучение в школе, но и поможет в повседневной жизни. Ребенок станет уверенным в себе, легко приспособится к социуму и найдет решение в любой трудной ситуации. Удачного обучения!
Вопросы на логику с ответами для детей
От Masterweb
01.06.2018 02:00
Все мы часто говорим «подумай логически» или просто «это логично». Но что значит это «логично»? Как, например, добиться от ребенка «думать логически»? Что вообще такое эта «логика» и как это происходит у детей? Как развить логическое мышление у своего чада? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Что такое логика?
Итак, давайте сначала разберемся, что же такое логика. Определения этого понятия разнятся в каждом источнике. Прежде чем объяснить ребенку, что такое логика, нужно самому в этом разобраться. Будем разбираться на примерах из жизни.
Например, на небе тучи, может пойти дождь, значит, надо захватить зонт, чтобы не промокнуть. Это логично. Но что мы с вами только что сделали? Мы получили ситуацию, рассмотрели наиболее вероятный вариант ее продолжения и сделали вывод о том, как лучше себя в этой ситуации повести. Следовательно, мыслить логически — это понимать взаимосвязь между действиями и предвидеть последствия этих действий.
Задавая своему ребенку вопрос на логику, вы ждете от него такой же последовательности размышлений, которую проделали вы сами. Но не спешите! У детей этот процесс формируется последовательно, на основе других видов мышления, которые тоже предварительно нужно развить. Для развития уже непосредственно словесно-логического мышления, которое считается последней ступенью развития мышления у детей, используют, например, вопросы на логику с подвохом или логические задачки.
Логика у детей
Вспомните свое удивление, когда малыш, только начав разговаривать, выдает вам правильные логические заключения в считаные секунды, в то время как вы бы сами до этого не додумались. Однако такие явления носят ситуативный характер и не нужно думать, что ребенок и так умный, зачем мучить его какими-то вопросами на логику.
Важно помнить, что каждому возрастному этапу развития ребенка соответствует определенный вид мышления. Например, в младшем дошкольном возрасте это наглядно-действенное мышление, в среднем дошкольном возрасте — наглядно-образное, ну а словесно-логическое формируется и развивается у детей в старшем дошкольном и последующем школьном возрасте.
При неразвитых навыках логического мышления при обучении в школе детям будет сложнее решать задачи, и они будут тратить больше времени на выполнение упражнений. Это может повлечь за собой проблемы с учебой в дальнейшем.
Научив своего ребенка мыслить логически, применяя те же вопросы на логику с ответами, если ребенок не справляется с первого раза, вы существенно облегчаете ему дальнейшую жизнь. Ведь логику ребенок будет применять не только на занятиях в школе, но и в повседневной жизни. Это поможет ему избежать многих проблемных ситуаций во взрослой жизни.
Развитие логики у детей
Одним из условий развития логического мышления является необходимость иметь достаточное количество сведений об объектах и явлениях, исследуемых в логической задаче. В противном случае ребенок будет прибегать к более простым способам решения задачи, что будет негативно сказываться на развитии логики.
Развитие мышления идет более интенсивно, если это не стихийный процесс, а целенаправленный. То есть мы видим, что участие взрослых в этом процессе играет большую роль. Именно взрослый должен применять различные приемы для развития логики у ребенка. Причем этот процесс не должен ограничиваться только решением задач в детском саду или школе. Преемственность родителей и педагогов, образовательного учреждения и семьи никто не отменял и в этом вопросе.
Как развить логическое мышление у ребенка?
Для развития логики применяются разные методы и приемы. Например:
- всевозможные ребусы, шарады, словесные головоломки;
- загадки и логические задачи;
- интересные вопросы на логику;
- головоломки из палочек и спичек;
- упражнения, где необходимо определить — правдивое высказывание или ложное;
- упражнения на установление закономерностей;
- упражнения, где необходимо проанализировать ситуацию и подобрать правильное решение;
- пазлы, конструкторы, разнообразные настольные игры;
- онлайн-тренажеры и компьютерные игры на логику.
Наиболее популярными и наименее затратными в развитии мышления являются вопросы на логику для детей и всевозможные логические задачи. Приведем примеры задач и вопросов, которые можно смело использовать в развитии логики детей дошкольного и школьного возраста.
Развиваем внимательность
- Когда семеро детей, четверо взрослых и две собаки не намокнут под одним зонтом? (Если зонт не пригодится, потому что дождь не начнется).
- Что такое же большое, как бегемот, но не весит ни грамма? (Это отбрасываемая бегемотом тень).
- Сколько яблок можно положить в пустую корзинку? (Одно, потому что после этого корзинка уже не будет считаться пустой).
- На что похожа половина апельсина? (На вторую половину).
- Как спрыгнуть с 20-метровой лестницы и не ушибиться? (Нужно прыгать с первой ступеньки).
- В квартире были три кошки, четверо щенят, два поросенка. К ним присоединились хозяин и его собака. Сколько всего стало ног? (Две, потому что у животных лапы, а не ноги).
Вопросы на логику с подвохом (с ответами)
- Мужчина ехал на грузовике. Фары были выключены, луны на небе не было, фонари на обочине дороги не горели. Кошка перебегала дорогу, и водитель ее не задавил. Как он смог разглядеть ее? (На улице был день).
- Что готовят, но не едят? (Уроки).
- Когда машина в пути, какое из колес остается без движения? (Запасное колесо).
- Когда лошадь покупают, какая она может быть? (Мокрая).
- Может ли дождь продолжаться два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь. Может идти сутки).
- Когда черная кошка легко просочится в дом? (Тогда, когда дверь в дом будет открыта).
- Какой из месяцев самый короткий? (Не февраль, а май, потому что в его названии всего три буквы).
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, потому что он не может разговаривать).
- Что стоит между шкафом и комодом? (Буква «И»).
- Сколько бутербродов можно съесть на голодный желудок? (Один, после этого будет уже не натощак).
- Что станет с черным свитером, если его окунуть в Красное море? (Он просто станет мокрым).
- Какой рукой удобнее всего размешивать сахар в чае? (Лучше использовать ложку).
- Что человек может разглядеть с закрытыми глазами? (Сон).
- До каких пор можно идти в лес? (До середины, потому что потом будешь идти из леса).
- Какую болезнь никто никогда не подцепит на земле? (Морскую).
- Как написать «сухая трава», используя всего четыре буквы? (Сено).
Задачки для младших школьников
Для младшего школьного возраста можно использовать более сложные вопросы на логику. Например:
- А и Б сидели на трубе. А уехала за пиццей, Б простыл и слег в больницу. Что осталось на трубе? Ответ: Буква «Б», потому что в больницу слег «И».
- В саду росло 2 дуба. На каждом дубе по 5 больших веток. На каждой большой ветке по 8 маленьких веток, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? Ответ: ноль, потому что яблоки на дубах не растут.
- К реке подошли два человека. У берега стояла лодка, которая могла бы выдержать только одного, но они оба смогли переправиться на противоположный берег. Как у них это получилось? Ответ: они подошли к реке на разных берегах и переправлялись каждый на противоположный берег по очереди.
- Электричка едет со скоростью 90 км/час. В какую сторону будет лететь дым? Ответ: ни в какую, потому что у электрички не может быть дыма.
- Шли два сына и два отца. Заприметили три яблока и разделили их поровну. Как у них это получилось? Ответ: это были дед, отец и сын.
- Мальчик смастерил гирлянду из 24 лампочек и решил ее раскрасить. Половина лампочек и еще две у него получились оранжевого цвета. Половина из оставшихся и еще одна — зеленого. Половина нового остатка и еще две вышли голубого цвета. Остальные — фиолетового. Сколько фиолетовых лампочек получилось в гирлянде? Ответ: фиолетовых в гирлянде нет вообще. Потому что оранжевых — 24/2 = 12, 12+2 = 14, зеленых — 24-14 = 10, 10/2 = 5, 5+1 = 6, голубых — 10-6 = 4, 4/2 = 2, 2+2 = 4. А всего 24 лампочки, следовательно, фиолетовых не будет вообще.
Математические задачки
Математика для большинства детей — весьма сложный предмет. Поэтому применение интересных математических вопросов на логику для детей, с ответами на которые они без труда смогут справиться — отличный способ привить интерес к этому предмету. Если эти задачки будут иметь элементы шуток, то такой прием можно еще использовать как перерыв между решением сложных примеров и задач. В таком случае вопросы на логику должны быть легкими, чтобы дать детям передохнуть.
- В парке стоит 10 скамеек. 5 из них покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (Все равно 10).
- Какой знак нужно поставить между 3 и 4, чтобы результат оказался меньше 4, но в то же время больше 3? (Нужно поставить запятую).
- Как 2 литра молока уместить в литровую банку? (Нужно сделать из молока творог).
- На столе лежало 5 яблок. Одно из них поделили пополам и положили обратно на стол. Сколько яблок стало на столе? (Все равно 5, 2 половинки считаются за одно яблоко).
- На столе лежит 100 листов бумаги. За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов. Сколько секунд необходимо, чтобы посчитать 80 листов? (Необходимо 20 секунд. Можно отсчитать за 20 секунд 20 листов и вычесть их из 100 листов, получим 80).
Смешные задачи
Эти вопросы на логику взаимосвязаны между собой, поэтому требуют повышенного внимания на протяжении всего упражнения.
- Летит самолет. В самолете 40 кирпичей. 1 кирпич выпал. Сколько кирпичей теперь летит в самолете? (Ответ: 39).
- Как засунуть бегемота в холодильник за три действия? (Ответ: нужно сначала открыть холодильник, затем засунуть туда бегемота и закрыть холодильник).
- Как засунуть жирафа в холодильник за четыре действия? (Ответ: нужно снова открыть холодильник, вытащить оттуда бегемота, теперь засунуть жирафа и снова закрыть холодильник).
- У львицы день рождения. Она пригласила всех животных, но один не пришел, кто это? (Ответ: жираф, потому что он до сих пор в холодильнике).
- Шла бабка по болоту с крокодилами. Прошла не спеша, и крокодилы ее не тронули. Почему? (Ответ: крокодилы у львицы на дне рождения).
- Бабку крокодилы не трогали, а она все равно померла. Почему? (Ответ: на нее свалился тот самый кирпич из самолета).
математических логических головоломок «Фигуры» — уровни A, B, C НАБОР
Используйте код купона SAVE10, чтобы получить дополнительную скидку 10% на первый заказ!
Распродажа!
Заработайте 7,20 бонусных баллов
7,20 $
Поощряйте своих учеников упорно решать сложные задачи с помощью этого набора из 50 интерактивных головоломок Pattern Block Logic! Простые в использовании и простые в подготовке, эти головоломки представляют собой увлекательный математический центр, который развивает логику учащихся и зрительное различение.
⭐ НАЖМИТЕ НИЖЕ, ЧТОБЫ ПРОСМОТРЕТЬ РЕСУРСЫ ⭐
Bundle-PREVIEW
Math Logic Puzzles Shapes – level A preview
.
Всего страниц: 50 головоломок + дополнения
Размер файла: 6 МБ
Math Logic Puzzles Shapes — уровни A,B,C НАБОР
В КОМПЛЕКТЕ СО СКИДКОЙ:
2,40 долл. США
2,40 долл. США
2,40 $
.
Категории: Наборы, Наборы логических головоломок, Математические логические задачи Теги: 1-й, 2-й, 3-й, Мероприятия, Критическое мышление, Домашняя школа, Детский сад, Математика, Математические центры, Решение проблем, Карточки с заданиями
- Описание
- Бонусные очки
- Задайте вопрос
- Отзывы (0)
- Часто задаваемые вопросы
Описание
Этот набор интерактивных логических головоломок заставит детей просить еще! Простые в использовании, эти головоломки являются отличным математическим центром, который будет увлекать детей, улучшая навыки ваших учеников, необходимые для решения логических задач, а также развивая их навыки визуального различения.
Узнайте больше об этом ЗАПИСЬ В БЛОГЕ О ЛОГИЧЕСКИХ ЗАГАДКАХ С БЛОКАМИ
Включено в этот ресурс:
- 50 логических головоломок, которые нужно решить с помощью блоков узоров
- советы учителю
- распечатка блоков выкройки (при необходимости)
- якорная диаграмма настойчивости
- ключи ответа
Каждый уровень становится все сложнее, поскольку для решения головоломок дается все меньше информации
Наслаждайтесь! ~ Кристина
Наградные баллы
Я создал простую систему баллов для постоянных клиентов!
- За каждый потраченный доллар (доллар США) вы получаете 1 балл!
- 20 баллов можно обменять на 1 доллар США при следующей покупке!
- Когда вы оставляете отзыв (отзыв), вы получаете 5 баллов!
- бонусных баллов можно просмотреть в разделе «Моя учетная запись».
Это означает, что вы фактически получите 5% обратно на все, что вы покупаете, а также дополнительные баллы за отзывы. Баллы действительны в течение одного года и могут быть использованы для чего угодно в магазине!
Примечание. Система начисления баллов может быть изменена. Посмотреть полные условия здесь.
Только зарегистрированные клиенты, которые приобрели этот продукт, могут оставить отзыв.
Есть два способа получить доступ к купленным загрузкам:
- Автоматическое электронное письмо со ссылкой для скачивания генерируется каждый раз, когда вы совершаете покупку, поэтому проверьте папку «Входящие» и «Спам», а затем щелкните ссылку в письме.
- Войдите в свою учетную запись, и вы найдете список своих покупок, который вы можете загрузить в любое время на любое из ваших устройств.
Нет! Этот элемент содержит файлы, которые будут загружены на ваш компьютер. Вы можете распечатать их дома/на работе/в школе или отправить на профессиональную типографию.
Вам также может понравиться…
- Распродажа!
Мероприятия и уроки по установке на рост
26,00 $ В корзину - Распродажа!
Математические логические головоломки «Фигуры» — набор на год
12,80 $ В корзину - Распродажа!
Математические логические головоломки, набор 3 и 4, набор
6,80 $ В корзину - Распродажа!
Набор математических логических головоломок 1 и 2, набор
6,80 $ В корзину
Корзина
В корзине нет товаров!
Продолжить покупки
0
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство пользования нашим веб-сайтом. См. полную информацию здесь.
принимать
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от нашего веб-сайта.
См. полную информацию здесь.
принимать
Обучение критическому мышлению: научно обоснованное руководство
© 2009-2012 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Обучение критическому мышлению? Вы можете задаться вопросом, справятся ли дети сами.
В конце концов, многим умным людям удавалось логически мыслить без формального обучения логике. Более того, исследования показывают, что дети лучше учатся, когда их заставляют объяснять как они решают проблемы. Так что, возможно, дети спонтанно откроют для себя принципы логики, обсуждая свои идеи с другими.
Но исследования указывают и на другое.
Возможно, самый эффективный способ развития навыков критического мышления — это обучение этим навыкам. Явно. (Абрами и др., 2008).
Исследования показывают, что
- анализировать аналогии учащиеся значительно лучше решают задачи. 0072
- создавать категории и соответствующим образом классифицировать элементы
- определять соответствующую информацию
- строить и распознавать действительные дедуктивные аргументы
- проверять гипотезы
- распознавать распространенные ошибки рассуждений
- различать свидетельства и интерпретации свидетельств
Подавлять такие уроки творчества? Нисколько. Критическое мышление связано с любознательностью, гибкостью и непредвзятостью (Quitadamo et al 2008). И, как утверждал Роберт ДеХаан, творческое решение проблем зависит от навыков критического мышления (DeHaan 2009).).
Фактически, исследования показывают, что четкое обучение критическому мышлению может сделать детей умнее, более независимыми и более творческими.
Вот несколько примеров и несколько советов экспертов по обучению детей критическому мышлению.
Обучение критическому мышлению может стимулировать изобретательность и повысить IQ
Ричард Херрнштайн и его коллеги дали более 400 семиклассникам подробные инструкции по критическому мышлению – программа, которая включала проверку гипотез, базовую логику и оценку сложных аргументов, изобретательность, принятие решений , и другие темы.
После шестидесяти 45-минутных уроков дети были протестированы на различных заданиях, в том числе на школьном тесте способностей Отиса-Леннона и прогрессивных матриц Равена (оба использовались для измерения IQ). Проект оказался удивительно эффективным.
По сравнению с учащимися контрольной группы дети, получавшие уроки критического мышления, добились существенных и статистически значимых улучшений в понимании речи, изобретательском мышлении и даже IQ (Herrnstein et al 1986).
Обучение критическому мышлению на уроках естествознания может помочь детям решать повседневные проблемы
В другом экспериментальном исследовании исследователи Анат Зохар и его коллеги проверили аналитические способности 678 семиклассников. Затем они случайным образом назначили некоторым ученикам уроки критического мышления в рамках их учебной программы по биологии.
Студенты экспериментальной группы были специально обучены распознавать логические ошибки, анализировать аргументы, проверять гипотезы и различать факты и их интерпретацию.
Учащиеся контрольной группы изучали биологию по тому же учебнику, но не проходили специальной подготовки по критическому мышлению.
По окончании программы студенты прошли повторное тестирование. Учащиеся с обучением критическому мышлению продемонстрировали большее улучшение своих аналитических навыков, причем не только в решении задач биологии. Дети, обученные критическому мышлению, также лучше справлялись с решением повседневных задач (Zohar et al 1994).
Советы по обучению критическому мышлению: Что должны делать родители и учителя?
Короткий ответ: сделать принципы рационального и научного мышления явными.
Филип Абрами и его коллеги проанализировали 117 исследований по обучению критическому мышлению. Подход к обучению, получивший наибольшую эмпирическую поддержку, заключался в явных инструкциях , то есть обучении детей конкретным способам рассуждать и решать проблемы. В исследованиях, в которых учителя просили учеников решить задачи без четких указаний , учащиеся не добились значительных успехов (Abrami et al 2008).
Получается, что дети получают наибольшую пользу, когда их учат формальным принципам мышления. И эксперименты, упомянутые выше, показывают, что ученики средней школы не слишком молоды, чтобы изучать логику, рациональность и научный метод.
Если в вашей школе вашего ребенка не учат этим вещам, возможно, было бы неплохо найти некоторые учебные материалы и поработать над навыками критического мышления дома.
Меня также интересует необходимость противодействия силам иррациональности. Как я уже писал в другом месте, телевидение, книги, «образовательные» программы и дезинформированные авторитетные лица могут препятствовать критическому мышлению у детей.
Что еще мы можем сделать?
Недавние исследования показывают, что наши школы могут улучшить навыки критического мышления, обучая детей искусству ведения дебатов.
Дома родители могут рассмотреть эти рекомендации, сделанные Питером Фасионе и группой экспертов, созванной Американской философской ассоциацией (Фасьоне, 1990).
Советы Американской философской ассоциации по обучению критическому мышлению
• Начинайте рано. Маленькие дети могут быть не готовы к урокам формальной логики. Но их можно научить аргументировать свои выводы. И их можно научить оценивать причины, приводимые другими. Хотите знать, с чего начать? Если у вас есть маленький ребенок, ознакомьтесь с этими основанными на исследованиях советами по обучению дошкольников критическому мышлению и научным рассуждениям.
• Избегайте навязывания догм. Когда мы говорим детям делать что-то определенным образом, мы должны обосновывать это.
• Поощряйте детей задавать вопросы. Родители и учителя должны воспитывать в детях любознательность. Если объяснение не имеет смысла для ребенка, его следует поощрять высказывать свое возражение или затруднение.
• Попросите детей рассмотреть альтернативные объяснения и решения. Приятно получить правильный ответ. Но многие проблемы поддаются более чем одному решению. Когда дети обдумывают несколько решений, они могут мыслить более гибко.
• Попросите детей разъяснить смысл. Дети должны практиковаться в написании слов своими словами (с сохранением смысла). И детей следует поощрять делать значимые различия.
• Расскажите о предубеждениях. Даже учащиеся начальной школы могут понять, как эмоции, мотивы и даже наши пристрастия могут влиять на наши суждения.
• Не ограничивайте критическое мышление чисто фактическими или академическими вопросами. Поощряйте детей рассуждать об этических, моральных и общественных вопросах.
• Заставьте детей писать. Эта последняя рекомендация исходит не от Facione или APA, но в ней есть смысл. Как известно многим учителям, процесс письма помогает учащимся прояснить свои объяснения и отточить аргументы. В недавнем исследовании ученые распределили студентов-биологов в одну из двух групп. Группа писателей должна была сдать письменные объяснения своей лабораторной работы. Вместо этого контрольная группа должна была ответить на короткие вопросы. К концу семестра студенты письменной группы значительно улучшили свои аналитические способности. У студентов контрольной группы их не было (Quitadamo and Kurtz, 2007).
Дополнительная информация
Для получения дополнительной информации об улучшении навыков решения проблем вашего ребенка обязательно ознакомьтесь с моими статьями об интеллекте у детей и естественнонаучном образовании для детей.
Ссылки: Советы по обучению детей критическому мышлению
Абрами П.С., Бернард Р.М., Бороховски Э., Вадем А., Суркес М.А., Тамим Р., Чжан Д. 2008. Учебные вмешательства, влияющие на навыки и склонности к критическому мышлению: этап 1 метаанализ. Преподобный Образ. Рез. 78:1102–1134.
ДеХаан Р.Л. 2009. Обучение творчеству и решению изобретательских задач в науке. CBE Life Sci. Образовательный 8: 172-181.
Facione PA и Американская философская ассоциация.