Воспитание характера
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
1 Воспитание характера ребенка
2 Развитие характера
3 Основы воспитания характера
4 Условия воспитания характера
4.1 Похожие темы:
Воспитание характера ребенка
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
Развитие характера
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Основы воспитания характера
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.
Условия воспитания характера
Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость.
На воспитание характера влияют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях даны примеры того, как чувствует и действует человек, ярко обрисованы черты его характера. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребенка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как родитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если родитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность, невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность родителя окажут отрицательное влияние на ребенка.
Значительное место занимают, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых детей имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных представлений (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т. д.). В более старшем возрасте один из путей формирования характера — самовоспитание.
Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самомнению, зазнайству.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в ответ на тот или иной поступок ребенка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, родитель легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Нужно вести краткие записи наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Только хорошее знание ребенка позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.
§ 3. Формирование характера и пути его воспитания
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изме¬няется в практической Деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И. М. Сеченов утверждал, что в харак¬тере человека лишь 1/1000 зависит от природы человека и 999/1000 — от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам И. М. Сеченов, видимо, не придавал именно этим цифрам особого значения. Но он абсолютно прав в том, что социальные факторы в формировании характера играют неиз¬меримо более важную роль, чем биологические.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характе¬ра, начинает складываться привычный образ поведения, опреде¬ленные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте фор¬мируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ¬ной дошкольнику трудовой, деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
С поступлением в школу начинается новый этап формирова¬ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, це¬леустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формиро-вании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллекти¬визм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост¬ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен¬ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство¬ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд подростка в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных объединениях, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ¬ленности и воли личности.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевос¬питать и которым нельзя было бы привить определенные положи¬тельные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившие¬ся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимое условие воспитания характера — формирование коммунистических убеждений и идеалов, которыми определяется направленность человека, его жизненные цели, моральные уста¬новки. Ими люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых Могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой дея¬тельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт пра¬вильного поведения.
А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать «гим¬настику поведения», закреплять правильные формы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются,’ какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить му¬жество: пусть это будет защита слабых ребят от драчунов, мужественное признание правды или даже прогулка поздно ве¬чером в темном лесу. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединен¬ного общей целью, согласованностью и организованностью дейст¬вий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитате¬ля. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние па школьника.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, желая сформировать у него правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых учени¬ков имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настой¬чивости и т. д.).
В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных осо¬бенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика (повторите гл. I §4).
Вопросы для повторения
1. Дайте определение характера. Чем характер отличается от темпера¬мента?
2. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей?
3. Как классифицируют черты характера? В чем значение волевых качеств характера?
4. Как формируется характер человека? Можно ли переделывать и изме¬нять характер? Каковы пути воспитания характера?
Практические задания
1. Понаблюдайте за проявлениями характера у детей старшего дошколь¬ного возраста или школьников, обратив внимание на отношение их к кол¬лективу, труду и самим себе в тех или иных видах деятельности (в игре, учебной деятельности, на уроках труда, физической культуры). Составьте характеристику одного учащегося и наметьте воспитательные мероприятия по дальнейшему формированию положительных черт его характера и иско¬ренению отрицательных.
2. В результате изучения курса общей психологии попытайтесь составить характеристику самого себя. Укажите положительные стороны своей личности и определенные недостатки характера, поведения. Составьте программу само¬воспитания, рассчитанную на весь срок пребывания в педучилище, и в даль¬нейшем регулярно контролируйте ее выполнение Хорошо, если такой контроль у вас с товарищами будет взаимным.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Главная страница =>библиотека=>оглавление
Школы и образование | Character.org
Более 3 миллионов педагогов, учащихся, родителей и членов сообщества по всей стране и за рубежом испытали положительное влияние участия в Школе характера.
Мы приветствуем творческие подходы, которые применяют школы и организации, чтобы помочь детям и подросткам понять, заботиться и последовательно практиковать основные ценности, которые позволят им процветать в школе, в отношениях, на работе и как граждане.
Character.org опубликовал Национальные рекомендации по характеру и социально-эмоциональному развитию (CSED) , чтобы объединить воедино характер и социально-эмоциональное развитие.
виртуальный форум
Создание устойчивой культуры характера
Хьюстон Крафт поделился своими знаниями о подходах, применяемых школами для создания устойчивой культуры характера, во время нашего виртуального форума в октябре. Посмотрите отредактированный отрывок из его выступления на нашем канале YouTube.
Хьюстон Крафт — профессиональный оратор, автор, разработчик учебных программ и защитник доброты, выступающий в школах, на конференциях и мероприятиях по всему миру. Он говорил с более чем полумиллионом человек на 600 встречах и подсчете. Он является соучредителем CharacterStrong — тренингов и учебных программ, которые создают более сострадательную культуру в школах и сообществах. Они работают с 2500 школами, обслуживая более 1 миллиона учащихся. Его опубликованная первая книга, Глубокая доброта , в 2020 году.
Программы
Конкурс эссе по законам жизни
Character.org получил грант от Школы этического образования на проведение конкурса эссе по законам жизни во всем мире. Эта важная программа — отличный первый шаг к изучению ценностей учащегося и их влияния, поскольку она побуждает всех учащихся 4–12 классов размышлять и писать об основных ценностях, которые имеют для них наибольшее значение, и почему. Узнать больше
Хотите узнать больше?
Эти организации могут помочь вам начать работу:
Способствовать формированию положительного характера у молодых людей, сотрудничая со школами, семьями и сообществами, чтобы обеспечить процессы воспитания характера, основанные на фактических данных, экспертную поддержку и профессиональные ресурсы.
Предоставляет практические образовательные стратегии/стратегии SEL, учебные ресурсы и обучение, чтобы оказать положительное влияние на вашу школьную систему, сообщество, молодежную организацию или организацию, помогающую людям.
Их миссия состоит в том, чтобы создать более безопасные и любящие сообщества с помощью бесплатных программ социально-эмоционального развития персонажей (CSED), которые бесплатны и подходят для всех этапов жизни.
Расширение прав и возможностей людей для достижения успеха путем формирования прочного фундамента характера.
Содействие развитию характера, демократической гражданственности и гражданского общества.
Наши учебные программы и тренинги направлены на воспитание Целостного Ребенка с помощью вертикально ориентированных уроков, которые одновременно обучают SEL и характеру.
Мы обучаем преподавателей развивать характер в одной школе за раз.
Предоставьте своим ученикам возможность строить позитивные отношения и становиться лучше — независимо от того, является ли обучение очным, виртуальным или гибридным. #ПозитивВДействии
Мы помогаем организациям стать лучше.
Помогает педагогам и всем другим заинтересованным сторонам в их усилиях по воспитанию этичных, ответственных и заботливых людей, поскольку они моделируют и обучают социально-эмоциональным навыкам и основным этическим ценностям, которые ведут к хорошему характеру.
Магазин Character.org — Character.org
Поиск
Категория продуктаШкольные персонажные продукты и баннерыШкольные персонажные продукты и баннеры | Перспективные практики Продукты и баннерыКоучингПубликации
Знамя национальной школы персонажей (горизонтальное 3’X6′) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 125 долларов
Посмотреть товар
Знамя национального округа (3 х 6 футов по горизонтали) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 125 долларов
Посмотреть товар
Знамя государственной школы персонажей (горизонтальное 3 фута x 6 футов) Обратите внимание: изображения показаны только для примера.
Цена: 125 долларов
Просмотр товара
Баннер «Новая школа персонажей» (горизонтальный 3 х 6 футов) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 125 долларов
Посмотреть товар
Знамя национальной школы персонажей (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 75 долларов
Посмотреть товар
Знамя персонажа национального округа (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 75 долларов
Просмотр товара
Знамя государственной школы персонажей (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…
Цена: 75 долларов
Посмотреть товар
Национальная школа характера 3X5 Флаг Пользовательский флаг 3X5 персонализирован с годами, сертифицированными Национальной школой…
Цена для нечленов: $89,95
Цена участника: 69,95 долларов США
Посмотреть товар
Государственный округ персонажа (горизонтальный 3’X6′)
Цена: 125 долларов
Просмотр товара
Государственный округ персонажа (2’X3′)
Цена: 75 долларов
Посмотреть товар
Национальная школа оценки характера Эта плата предназначена для государственной школы характера, которая будет оцениваться на национальном уровне.