Воспитание характера: Воспитание характера

Воспитание характера

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

1 Воспитание характера ребенка

2 Развитие характера

3 Основы воспитания характера

4 Условия воспитания характера

4.1 Похожие темы:

Воспитание характера ребенка

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Развитие характера

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Основы воспитания характера

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках.

Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать своего рода «гимнастику поведения», закрепление правильных форм поведения.

Условия воспитания характера

Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

На воспитание характера влияют литература и искусство. В книгах, фильмах, спектаклях даны примеры того, как чувствует и действует человек, ярко обрисованы черты его характера. Образы литературных героев и их поведение часто служат для ребенка своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

То, что делают родители, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как родитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если родитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность, невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность родителя окажут отрицательное влияние на ребенка.

Значительное место занимают, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых детей имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных представлений (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настойчивости и т. д.). В более старшем возрасте один из путей формирования характера — самовоспитание.

Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не привести его к самомнению, зазнайству.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены в ответ на тот или иной поступок ребенка. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, родитель легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить его индивидуальность. Изучение ребенка — сравнительно длительный процесс. Нужно вести краткие записи наблюдений, собирая разнообразные материалы о деятельности и поведении ребенка, о его отношении к труду, к окружающим людям, товарищам, к самому себе. Только хорошее знание ребенка позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания

Как отмечалось, характер формируется, развивается и изме¬няется в практической Деятельности человека, отражает условия и образ его жизни. Еще И. М. Сеченов утверждал, что в харак¬тере человека лишь 1/1000 зависит от природы человека и 999/1000 — от окружающей его среды. Можно не соглашаться с таким соотношением природного и социального в формировании характера, да и сам И. М. Сеченов, видимо, не придавал именно этим цифрам особого значения. Но он абсолютно прав в том, что социальные факторы в формировании характера играют неиз¬меримо более важную роль, чем биологические.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характе¬ра, начинает складываться привычный образ поведения, опреде¬ленные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте фор¬мируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ¬ной дошкольнику трудовой, деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их лич¬ного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.
С поступлением в школу начинается новый этап формирова¬ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, це¬леустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль в формиро-вании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллекти¬визм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост¬ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен¬ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство¬ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.
Очень большое значение для формирования характера имеет труд подростка в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных объединениях, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ¬ленности и воли личности.
Велика роль пионерской, а у старших подростков и комсомоль¬ской организаций в формировании характера. Активное участие в работе пионерской, а затем комсомольской организации повы¬шает у учащихся требовательность к себе, развивает целеустрем¬ленность, дисциплинированность, инициативу, настойчивость.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевос¬питать и которым нельзя было бы привить определенные положи¬тельные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившие¬ся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимое условие воспитания характера — формирование коммунистических убеждений и идеалов, которыми определяется направленность человека, его жизненные цели, моральные уста¬новки. Ими люди руководствуются в своих поступках.
Задача формирования убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых Могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой дея¬тельности ребенка, при которой он мог бы накопить опыт пра¬вильного поведения.
А. С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, организовывать «гим¬настику поведения», закреплять правильные формы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются,’ какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не ставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить му¬жество: пусть это будет защита слабых ребят от драчунов, мужественное признание правды или даже прогулка поздно ве¬чером в темном лесу. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.
Важнейшее средство воспитания характера — труд. В серьез¬ном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустрем¬ленность, коллективизм, настойчивость.
Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива, отличающегося высокой идейной направленностью, объединен¬ного общей целью, согласованностью и организованностью дейст¬вий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитате¬ля. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче добиваться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние па школьника.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку, желая сформировать у него правильные моральные представления и понятия. Все это тем более необходимо, что у некоторых учени¬ков имеются неправильные идеи, предубеждения и заблуждения (ложное понимание дружбы и товарищества, смелости, настой¬чивости и т. д.).
Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.
В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных осо¬бенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика (повторите гл. I §4).

Вопросы для повторения

1. Дайте определение характера. Чем характер отличается от темпера¬мента?
2. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей?
3. Как классифицируют черты характера? В чем значение волевых качеств характера?
4. Как формируется характер человека? Можно ли переделывать и изме¬нять характер? Каковы пути воспитания характера?

Практические задания

1. Понаблюдайте за проявлениями характера у детей старшего дошколь¬ного возраста или школьников, обратив внимание на отношение их к кол¬лективу, труду и самим себе в тех или иных видах деятельности (в игре, учебной деятельности, на уроках труда, физической культуры). Составьте характеристику одного учащегося и наметьте воспитательные мероприятия по дальнейшему формированию положительных черт его характера и иско¬ренению отрицательных.


2. В результате изучения курса общей психологии попытайтесь составить характеристику самого себя. Укажите положительные стороны своей личности и определенные недостатки характера, поведения. Составьте программу само¬воспитания, рассчитанную на весь срок пребывания в педучилище, и в даль¬нейшем регулярно контролируйте ее выполнение Хорошо, если такой контроль у вас с товарищами будет взаимным.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Школы и образование | Character.org

Более 3 миллионов педагогов, учащихся, родителей и членов сообщества по всей стране и за рубежом испытали положительное влияние участия в Школе характера.

Мы приветствуем творческие подходы, которые применяют школы и организации, чтобы помочь детям и подросткам понять, заботиться и последовательно практиковать основные ценности, которые позволят им процветать в школе, в отношениях, на работе и как граждане.

Character.org опубликовал Национальные рекомендации по характеру и социально-эмоциональному развитию (CSED) , чтобы объединить воедино характер и социально-эмоциональное развитие.

виртуальный форум

Создание устойчивой культуры характера

Хьюстон Крафт поделился своими знаниями о подходах, применяемых школами для создания устойчивой культуры характера, во время нашего виртуального форума в октябре. Посмотрите отредактированный отрывок из его выступления на нашем канале YouTube.

Хьюстон Крафт — профессиональный оратор, автор, разработчик учебных программ и защитник доброты, выступающий в школах, на конференциях и мероприятиях по всему миру. Он говорил с более чем полумиллионом человек на 600 встречах и подсчете. Он является соучредителем CharacterStrong — тренингов и учебных программ, которые создают более сострадательную культуру в школах и сообществах. Они работают с 2500 школами, обслуживая более 1 миллиона учащихся. Его опубликованная первая книга, Глубокая доброта , в 2020 году.

Программы

Конкурс эссе по законам жизни

Character.org получил грант от Школы этического образования на проведение конкурса эссе по законам жизни во всем мире. Эта важная программа — отличный первый шаг к изучению ценностей учащегося и их влияния, поскольку она побуждает всех учащихся 4–12 классов размышлять и писать об основных ценностях, которые имеют для них наибольшее значение, и почему. Узнать больше

Хотите узнать больше?

Эти организации могут помочь вам начать работу:

Способствовать формированию положительного характера у молодых людей, сотрудничая со школами, семьями и сообществами, чтобы обеспечить процессы воспитания характера, основанные на фактических данных, экспертную поддержку и профессиональные ресурсы.

Предоставляет практические образовательные стратегии/стратегии SEL, учебные ресурсы и обучение, чтобы оказать положительное влияние на вашу школьную систему, сообщество, молодежную организацию или организацию, помогающую людям.

Их миссия состоит в том, чтобы создать более безопасные и любящие сообщества с помощью бесплатных программ социально-эмоционального развития персонажей (CSED), которые бесплатны и подходят для всех этапов жизни.

Расширение прав и возможностей людей для достижения успеха путем формирования прочного фундамента характера.

Содействие развитию характера, демократической гражданственности и гражданского общества.

Наши учебные программы и тренинги направлены на воспитание Целостного Ребенка с помощью вертикально ориентированных уроков, которые одновременно обучают SEL и характеру.

Мы обучаем преподавателей развивать характер в одной школе за раз.

Предоставьте своим ученикам возможность строить позитивные отношения и становиться лучше — независимо от того, является ли обучение очным, виртуальным или гибридным. #ПозитивВДействии

Мы помогаем организациям стать лучше.

Помогает педагогам и всем другим заинтересованным сторонам в их усилиях по воспитанию этичных, ответственных и заботливых людей, поскольку они моделируют и обучают социально-эмоциональным навыкам и основным этическим ценностям, которые ведут к хорошему характеру.

Магазин Character.org — Character.org

Поиск

Категория продуктаШкольные персонажные продукты и баннерыШкольные персонажные продукты и баннеры | Перспективные практики Продукты и баннерыКоучингПубликации

Знамя национальной школы персонажей (горизонтальное 3’X6′) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 125 долларов

Посмотреть товар

Знамя национального округа (3 х 6 футов по горизонтали) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 125 долларов

Посмотреть товар

Знамя государственной школы персонажей (горизонтальное 3 фута x 6 футов) Обратите внимание: изображения показаны только для примера.

Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 125 долларов

Просмотр товара

Баннер «Новая школа персонажей» (горизонтальный 3 х 6 футов) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 125 долларов

Посмотреть товар

Знамя национальной школы персонажей (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 75 долларов

Посмотреть товар

Знамя персонажа национального округа (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 75 долларов

Просмотр товара

Знамя государственной школы персонажей (вертикальное 2 фута x 3 фута) Обратите внимание: изображения показаны только для примера. Поздравляю с присвоением звания…

Цена: 75 долларов

Посмотреть товар

Национальная школа характера 3X5 Флаг Пользовательский флаг 3X5 персонализирован с годами, сертифицированными Национальной школой…

Цена для нечленов: $89,95

Цена участника: 69,95 долларов США

Посмотреть товар

Государственный округ персонажа (горизонтальный 3’X6′)

Цена: 125 долларов

Просмотр товара

Государственный округ персонажа (2’X3′)

Цена: 75 долларов

Посмотреть товар

Национальная школа оценки характера Эта плата предназначена для государственной школы характера, которая будет оцениваться на национальном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *