Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье
АннотацияВ статье рассматривается проблема уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье. Анализируются результаты экспериментального исследования сформированности любви и уважения старших дошкольников к родителям.Abstract
In the article the problem of respect of children of the advanced preschool age for a family is considered. Results of a pilot study of formation of love and respect of the senior preschool children for parents are analyzed.
Библиографическая ссылка на статью:
Есипова Л.Ю. Воспитание уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к семье // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4204 (дата обращения: 14.07.2023).
Современное общество испытывает дефицит межличностных отношений в наше, непростое, осложненное постоянными стрессовыми ситуациями время.
Проблемой воспитания любви и уважительного отношения детей к родителям занимались Ш.А. Амоношвили, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.А. Сухомлинский, И.В. Сушкова, А.С. Спиваковская, Н.Е. Щуркова и др.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивен для формирования межличностных отношений [1].
Экспериментальное исследование предполагало выявление сформированности любви и уважения старших дошкольников к родителям. В эксперименте участвовало 16 детей старшего дошкольного возраста.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что на протяжении первых двух месяцев календарного года воспитанию у детей любви и уважения к родителям детей должного внимания не уделялось.
Как известно, большое влияние на чувства детей оказывает игра, которая представляет интерес для детей тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме. Однако, воспитатели недостаточно используют театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение художественной литературы, самостоятельную деятельность с целью развития нравственной сферы дошкольников.
В календарном плане не ставилась задача – сформировать представление об отношении детей к родителям, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей. Именно эти знания способствуют возникновению высших эмоциональных проявлений – любви и уважения к родителям, а ведь положение ребёнка в семье, характер его взаимоотношений с родителями существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта [2].
В разделе «Работа с родителями» не прослеживалась системная, целенаправленная работа по развитию нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Анализ обследования семей по социальному статусу показал, что 54% семей – полные и 46% семей – неполные. Мы считаем, что состав семьи влияет на нравственное развитие ребенка.
Анализ педагогических условий показал, что нравственному воспитанию детей старшей группы уделяется очень мало внимания:
— не ведётся планомерная, систематическая работа с родителями;
— отсутствие целенаправленной работы по воспитанию нравственной сферы ребёнка-дошкольника;
— отмечается недостаточная выраженность норм и правил, регулирующих поступки, действия, взаимоотношения детей.
Все вышеперечисленные недостатки свидетельствуют о том, что данной проблеме не уделяется достаточного внимания.
Для определения умения детей выражать любовь и уважение ребенка к родителям с помощью интонации была проведена методика Г.А. Павловой «Поздоровайся с мамой или папой».
С целью выявления особенностей эмоционального благополучия ребёнка в семье, определения характера внутрисемейных отношений нами было проведёно интервью.
Анализ интервью показал, что половина (50%) детей рассказали полностью о семье, примерно треть детей (31%) больше любят бабушку и дедушку, либо одного из них. 19% дошкольников ничего не сказали, 13% – о маме, 6% – о старшем брате, 13% – о папе.
Таким образом, во всех интервью детей присутствует любовь к родителям, также отмечается неоднородность семей, присутствие в них как благополучных, так и неблагополучных.
Анализ результатов исследования показал, что у 6% старших дошкольников отмечается высокий уровень сформированности любви и уважения детей к родителям, 69% детей имеют средний уровень и 25% детей – низкий уровень.
Следовательно, результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по нравственному воспитанию дошкольников.
- Лопатухина Т.А., Осипова, А.В. Духовно-нравственное воспитание обучающихся как одна из составляющих современной педагогики // Язык, наука и техника в современном межкультурном пространстве. Материалы III международной научно-практической конференции. – Ростов н/Д, 2013. – С. 57-70.
- Подольская, О.А., Абрамов Н.Н. Психолого-педагогический аспект развития нравственности у детей дошкольного возраста // электронный научный журнал «APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки». – 2014.- №3. – С. 25.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «lesik»
Творческий центр СФЕРА — повышение компетентности в вопросах образования
Программа материала
Сводная информация
В статье представлен опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию у дошкольников уважительного отношения к старшему поколению на основе традиционных семейных ценностей, описаны формы работы с детьми и родителями. Ключевые слова. Семья, воспитание уважения, отношение к старшему поколению, формы работы.Воспитание у дошкольников уважительного отношения к старшему поколению
Нектова О.И.,
старший воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида
№ 4 «Солнышко», г. Моршанск Тамбовской обл.
Как воспитывать у детей уважительное отношение к дедушкам и бабушкам? Ведь из-за большой занятости родителей на работе в детский сад стали приходить и забирать внуков домой дедушки и бабушки, и приходится наблюдать, как внуки не слушаются их, требуют, чтобы они одевали их, проявляют недовольство, если не получают сладостей, могут высказать обидные слова в адрес своих бабушек и дедушек. В чем же причина такого отношения внуков к пожилым родным для них людям? Какова роль родителей в современном семейном воспитании детей и как воспитывать уважение в них к дедушкам и бабушкам?
Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребенка с раннего возраста. Мама и папа — главные воспитатели своих детей. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи — дедушек и бабушек. Надо учить детей быть чуткими и внимательными к бабушкам и дедушкам, а для этого надо быть такими самим.
Когда мы общаемся со своими родителями, это общение не всегда бывает теплым, уважительным. Даже когда мы взрослеем, постоянно пытаемся что-то доказать своим родителям, самоутвердиться. Мы им часто грубим. Мама сказала бабушке, что у нее отвратительный вкус и она купила не то платье, папа сказал, что ему некогда ехать, чтобы навестить свою заболевшую маму. А дети все видят и слышат. Они чувствуют раздражение папы и мамы по отношению к бабушкам и дедушкам и воспитывают в себе такую же модель поведения с родителями. И потом мы видим в детском саду, как внуки относятся к бабушке и дедушке, которые, несмотря на свою старость, болезни, проглотив таблетку, потихоньку встав с дивана, идут за любимым чадом, который может сказать: «Не пойду с тобой домой, иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!» и т.
д.Но страх бабушек и дедушек потерять даже такие минуты общения заставляет их терпеть выходки внуков. Милосердие — помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным, значит оказывать поддержку, помогать, ободрять словом. Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей: попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице. И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников. Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания. Обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники, — это и есть воспитание отзывчивости. Конечно, за годы работы в детском саду мы видели и много хороших, теплых отношений между внуками и бабушками-дедушками. Как-то раз мы читали рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик». После чтения текста я спросила у детей: «Какое желание вы бы загадали, если бы у вас был волшебный лепесток?».
В работе с детьми по формированию уважительного отношения к старшему поколению используются занятия и беседы, цель которых — обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. Эти занятия способствуют ознакомлению дошкольника с биографиями близких, историей семьи, своей родословной, воспитанию бережного отношения к семейным реликвиям. Примерная тематика таких занятий:
«Сколько “Я” в слове семья?», «Ветви и корни», «Сундук старой бабушки» и др. Эффективными средствами формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются ознакомление с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье.
В игровую деятельность детей включаются такие дидактические игры, как: «Письмо бабушке и дедушке», «Что умеют бабушки? Что умеют дедушки?», «Что мы подарим бабушке?» и др., направленные на формирование у детей доброго душевного расположения к старшим.
Чтение произведений художественной литературы (И. Бабель «Детство. У бабушки», А. Барто
«Две бабушки», Е. Благинина «Бабушка-забота», «Наш дедушка»), просмотр видеофильмов: «Жили-были Дед и Баба», «Ошибка дядюшки АУ», «Летающий дедушка», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дедушка и внучек», «День рождения бабушки», «Бабушка, научи», «Завтра день рождения у бабушки», «Встречайте бабушку», затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить его опыт личных переживаний. С дошкольниками проводятся подвижные игры, где главные действующие лица — люди пожилого возраста: бабушка Забавушка, дедушка Сапожник, дедушка Трифон. Дети получают огромное удовольствие, играя и выступая в роли этих персонажей.
Во время досуга вместе с детьми обсуждаем смысловое содержание пословиц о пожилых людях: «Семья стариками держится», «Молодость плечами крепка, старость — головою».
Встречи с бабушками и дедушками, досуги, праздники — традиционные формы работы нашей ДОО. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей и бабушек, совместных песен, танцев, игр организуются разнообразные конкурсы.
День пожилого человека, отмечаемый 1 октября, — международный праздник, позволяющий проявить внимание и сказать слова любви и признательности нашим родителям, людям старшего поколения. Это праздник, который воспитывает уважение и доброе отношение дошкольников к старшим. Для наших любимых и родных бабушек и дедушек мы готовим с детьми творческие номера, разучиваем песни, стихи и танцы, инсценируем театральные постановки. Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей. Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме, проводятся консультации на темы: «Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к старшему поколению», «Вежливое общение в семье. Уважение детей к взрослым», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье — основа воспитания положительных черт характера ребенка». Родители воспитанников — активные участники творческих конкурсов: «Герб моей семьи», «Родословное древо», содействующих укреплению связей ДОО и семьи, расширяющих представления о внутри семейных традициях. Семьи воспитанников принимают участие в семинарах, мастер-классах, конференции по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Целый мир под названием Я». В нашей ДОО уже традиционным стало проведение вместе с родителями и детьми акции «Сделаем вместе с ребенком подарок бабушке (дедушке)». Ее цель — привлечение внимания к важности связи между поколениями. Вместе с детьми 1 октября мы посещаем пожилых людей, («подшефную» бабушку), дарим поздравительные открытки, сделанные руками детей, гостинцы, купленные их родителями, читаем стихи.
Бабушка и дедушка (прародители) — самые близкие после родителей для ребенка люди. Их отношение к внукам имеет эмоциональную основу, лишено расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстное. Например, в русском быту бабушка и дедушка занимали положение старших родителей. По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков. Одной из эффективных форм работы с детьми является совместная деятельность дошкольников со старшими взрослыми: «Бабушкины пироги», «Дедушкины поделки», в результате которой дети знакомятся с такими видами рукоделия, как вышивка, шитье, вязание, учатся печь пироги и блинчики, дедушки демонстрируют внукам резьбу по дереву, плетение корзин из лозы. «Как же красиво раньше вышивала бабушка и как была красиво украшена изба», — подчеркивают дети, рассматривая совместные поделки и фотографии из семейного архива.
Одной из активных форм и методов работы с родителями выступают совместные экскурсии. Поход ребенка в музей, детскую библиотеку вместе с семьей — встреча с неведомой для них историей города, ознакомление с читающей страной под названием библиотека, а для родителей — необычное мероприятие вне детского сада и возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Экскурсии собирают не только детей с мамами и папами, сюда активно включаются бабушки с дедушками, родители приводят старших братьев и сестер.
Взаимодействию детского сада и семьи способствует проектная деятельность, которая вовлекает семьи воспитанников в творческий процесс и обмен семейным опытом, семейными традициями. Все это приводит к новому взгляду ребенка на своих старших членов семьи. В ходе реализации проекта «Наши бабушки и дедушки» был создан детьми и родителями мультфильм по произведению В. Осеевой «Бабка».
Несмотря на то что духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, заботиться о нем. Надо учить детей быть чуткими и внимательными к сложным человеческим соприкосновениям, нередко ранящим старческое сердце. Добро, которое делают бабушка и дедушка внуку, должно на всю жизнь остаться в памяти ребенка.
Хочу еще раз повторить:
сколько бы мы, педагоги, ни заботились о воспитании у детей чувства уважения к старшему поколению, наших забот будет недостаточно. Это проблема очень тонких нравственных отношений в семье, все зависит от мамы и папы. Этому надо учить каждую минуту, час своим положительным примером, чутким отношением к пожилому поколению. Учить человечности — самое сложное и невероятно трудное дело, но его делать надо. Отношение к бабушкам и дедушкам должно быть только сердечным. От того, как относится ребенок к старшему поколению, зависит, каким он станет человеком в этом мире. Я верю в могучую силу слова. Слово — это тонкий педагогический инструмент, которым родители должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников.
Рассказать друзьям:
Преимущества уважения к старшим
В современном мире уважение к старшим является важным жизненным навыком, который, похоже, отходит на второй план. Мы видим это в том, как дети разговаривают со своими родителями и в том, как они взаимодействуют со своими учителями. К сожалению, возникает несколько негативных проблем, когда границы поколений между ребенком и старшим отсутствуют из-за отсутствия уважения. Споры, неповиновение и семейный хаос становятся постоянными гостями в жизни ребенка.
Зачем учить уважению?Хотя уважение является одним из «жизненных навыков», которым должен овладеть ребенок, оно не является «инстинктивным», говорит Энн Крамер, лицензированный консультант по психическому здоровью и автор книги Life Puzzle for Teens . Учась уважению, дети переходят от позиции «Я — центр мира» к позиции «Я — один из многих». Когда дети переходят от этого отношения «только я», они учатся уважать права и ценности других. «В конечном итоге мы создаем мир здоровых детей, которые могут стать взрослыми, которые ценят других на этой планете, — создавая сообщество людей, которые уважают других», — заявляет Крамер.
Уважение способствует личностному ростуМишель Данн, психоаналитик и обозреватель Tweentalk в New York Daily News считает, что молодые люди, которые учатся уважению к старшим, получают много преимуществ. Уважение к старшим требует работы и практики. Уважение к другим требует самоконтроля. Самоконтроль взращивает личные инструменты мастерства. Эти инструменты мастерства могут быть перенесены на более сложные задачи, требующие самоконтроля и откладывания собственных планов. Каждый этап в процессе уважения к старшим — это достижение.
«Помните, когда ребенок проявляет уважение, он создает самоуважение и вызывает уважение к себе», — говорит Данн. «Молодежь, которая учится уважать старших, достигает самоуважения, следовательно, укрепляет уверенность в себе и самоуважение».
Дополнительные льготыКроме того, директор школы Тим О’Брайен заявляет, что родители получают выгоду, потому что у них будут уравновешенные дети, менее эгоистичные, требовательные и грубые (обычные черты современных детей).
Уравновешенных детей легче воспитывать, и они менее склонны нарушать семейную динамику, обеспечивая более счастливую семейную жизнь.
«Я брал интервью у людей в возрасте от двадцати до двадцати лет, которые ничего не смыслили в этикете, и это мешало им в карьере, — говорит О’Брайен. «Все начинается с обучения уважению».
Обучение уважениюУважению к старшим прививают через ежедневный опыт, например, заставляя ребенка извиняться, если он оскорбляет или кричит на старшего, и поощряя уединение детей и пожилых людей, советует Энн Крамер. Таким образом, ребенок видит старшего как человека, который имеет ценность и на которого нужно обращать внимание, а не принимать как должное.
Последнее словоОбучение уважению начинается дома . По мнению Данн, манеры и уважение — это заменители самых глубоких ценностей нашего общества.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети относились к вам с уважением, постоянно уважительно относитесь к другим», — говорит детский психолог доктор Николь Л. Колдуэлл. «Учите ценностям, которые вы хотите передать своему ребенку, живя в соответствии с ними каждый день, и ваши дети будут учиться на вашем примере».
Статьи по теме:
- Роль бабушек и дедушек в современных семьях
- Связь между бабушкой и дедушкой и внуками
- Надежные способы связать детей, бабушек и дедушек с помощью технологий
- Подарки для родителей, бабушек и дедушек
Политика в отношении комментариев : Приветствуются любые точки зрения, но комментарии должны оставаться актуальными. Не допускаются личные нападки, ненормативная лексика и агрессивное поведение. Никакого спама, рекламы или продвижения товаров/услуг. Пожалуйста, используйте только свое настоящее имя и ограничьте количество ссылок, представленных в вашем комментарии.
Что такое уважение? Определение для детей и 6 высокоэффективных способов обучения
Уважение — это восхищение или уважение к кому-то за то, что этот человек сделал что-то выдающееся или обладает впечатляющими способностями. Это также акт уделения внимания или проявления заботы.
Вы в ресторане. Женщина, сидящая за соседним столиком, щелкнула пальцами и закричала на официанта:
«Эй, вы принесли не то блюдо. Почему ты не слушаешь? А теперь иди и принеси мне правильное блюдо. СЕЙЧАС.»
Что вы думаете об этом человеке?
Не знаю, как вы, а я думаю, что она очень грубая и неуважительная . Почему она считает, что имеет право так снисходительно с ним разговаривать?
Большинство людей, которых я знаю, не поступили бы так с другими, будь то их друзья или незнакомые люди. Однако некоторые считают себя вправе так разговаривать со своими детьми. Мать бы огрызнулась на сына,
«Эй, я же говорил тебе не делать этого. Почему ты не слушаешь? Иди и возьми тайм-аут. СЕЙЧАС.»
Видите иронию в этих двух примерах? Почему существует такая большая разница в том, как мы относимся к другим, по сравнению с тем, как мы относимся к своим детям?
Итак, значение уважения гораздо глубже, чем просто сказать «Да, сэр», «Да, мадам» или быть уступчивым.
Чувство уважения должно исходить изнутри, и вы не можете заставить кого-то уважать вас.
Уважение к детям определить легко. Но объяснение уважения к ребенку включает в себя больше, чем просто объяснение его определения.
Мы не можем учить уважению, проявляя неуважение к нашим детям .
Как научить детей уважению
Вот 6 вещей, которые вы можете сделать, чтобы дети слушались и уважали родителей.
1. Сохраняйте спокойствие и не реагируйте слишком остро, когда считаете, что ваш ребенок проявляет неуважение
На днях моя дочь ела печенье и захотела войти в мою комнату. Крошки выходили изо рта, когда она откусывала от каждого кусочка. Я сказал ей не заходить в мою комнату с печеньем.
Я повторял эту просьбу на каждом шагу, который она делала на 14-ступенчатой лестнице. Я сказал это еще раз, когда она была у моей двери. Она проигнорировала это и вошла в мою комнату с печеньем в руках и крошками на полу.
Я был зол. Я взорвался и закричал: «Разве ты не слышал, что я просил тебя не заходить с печеньем?»
Она посмотрела на меня, развернулась и вышла из моей комнаты.
Так в чем урок?
Этот крик и только крик работает с детьми, которые не слушают, верно?
Неправильно .
Она не слушала меня, потому что не могла меня слушать. Я не стоял перед ней, устанавливая зрительный контакт и следя за тем, чтобы она обращала внимание на то, что я говорил.
Вместо этого я просто сидел за своим столом и выкрикивал свою команду, пока она была полностью погружена в дегустацию вкусного печенья. Все оставшееся внимание было потрачено на то, чтобы убедиться, что она не упала с лестницы.
Она просто не могла обращать на меня внимания, пока не вошла в комнату и не увидела меня.
Однако, с моей точки зрения, я думал, что она слышала все, что я говорил, но проигнорировала меня. Я думал, что она намеренно проявляет неуважение ко мне и моей просьбе.
Так что я был зол. Мои эмоции взяли верх. Вместо того, чтобы разобраться, почему она так себя вела, я накричал на нее.
Я проявил к ней неуважение.
Я кричал ей из другой комнаты, не заботясь о том, прерываю ли я то, что она делает, или нет.
А когда она не оправдала моих ожиданий, я поступила с ней грубо.
Я показал ей, что меня волнуют только мои собственные потребности. Я показал ей, что когда ты расстроен, ты можешь быть грубым и неуважительным.
Это было неверное сообщение .
Я показал ей пример неуважения.
Я не был хорошим образцом для подражания в эмпатии и самоконтроле. Я определенно не был хорошим примером уважения.
Конечно, часто бывают ситуации, когда неуважительные дети совершают возмутительные или неуважительные поступки, но это может быть из-за того, что в этом возрасте они ничего не понимают или пропускают сигнал.
Вот где мы, родители, приходим их учить. Воспитывать уважение к детям нельзя неуважительно.
Чтобы научить уважению, во-первых, мы должны сохранять спокойствие и контролировать ситуацию. Определите, является ли это настоящей ситуацией «неуважения», непониманием, истерикой неуравновешенного малыша или просто тем, что ребенок не научился правильно реагировать в такой ситуации.
2. Определите причину неуважения и сосредоточьтесь на обучении альтернативным решениям проблем
Когда к нам действительно проявляют неуважение, мы должны обращать внимание на обстоятельства, а не злиться на ребенка: «Ты проявляешь неуважение!»
Спросите ребенка, почему он так себя ведет.
В прошлые выходные мой почти 4,5-летний ребенок наконец-то достиг важной «вехи». Она назвала меня плохой мамой .
Она никогда раньше так меня не называла; мы никогда не называли ее плохой девочкой. Так что она не научилась говорить это, пока недавно не услышала, как это говорят ее друзья.
Для большинства родителей это очень неуважительно по отношению к ребенку.
Вполне оправданно, что многие из них расстраиваются или злятся. Они отвечали: «Как ты смеешь! Тебе нельзя так со мной разговаривать. Я твоя мать/отец!»
Эти родители расстроены. Их обзывают, и им больно.
Вы можете расценить эти слова как знак того, что ваш ребенок не уважает вас.
Но с какой целью ребенок это говорит?
Неуважительные дети обычно говорят так, потому что злятся. Кто-то, и обычно это вы, причиняете им боль. Итак, инстинктивно, они хотят причинить вам боль в ответ.
Обычно это не злонамеренно, потому что дети (и взрослые) не могут ясно мыслить когда злятся. Они просто рефлекторно хотят дать отпор, чтобы защитить себя; в этом случае они используют обидные слова.
Я спросил дочь: «Почему ты так сказала? Это потому, что ты был зол?» Она кивнула.
«Ты был зол, потому что я не дал тебе больше печенья?» Она снова кивнула. Я тоже сочувственно кивнул. С моим признанием я мог видеть, как ее кипящий гнев начал рассеиваться.
«Ну, я понимаю, ты расстроен. Но это не значит, что я плохая мама. Если другие дети злятся на вас за то, что вы сделали, делает ли это вас плохой девочкой?» Она решительно покачала головой.
«Хорошо, тогда ты не плохая девочка, потому что другие люди расстроены. Значит, я плохая мама не потому, что ты злишься, верно?» Она медленно кивнула, словно пытаясь переварить мои слова.
В этот момент я обратился к ее потребностям.
Она злилась, потому что ее потребности не удовлетворялись. Я попросил ее подумать о других способах получить то, что ей нужно, вместо того, чтобы обзывать меня. Я объяснил ей, что такое причинение вреда другим не поможет уменьшить ее гнев или решить ее проблему.
Называя и описывая эмоции моего ребенка, я помогла ему понять, откуда исходит его гнев, научила его словарному запасу для описания своих эмоций и дала ему инструменты для решения проблем. Я также показал ей, что даже в конфликтных ситуациях можно сохранять спокойствие, сохранять ясную голову и реагировать уважительно.
Несогласие может иметь место без проявления неуважения .
Разве это не лучше, чем кричать: «Как ты смеешь!» который удовлетворяет только собственные потребности родителей в том, чтобы их уважали?
Прочтите статью «Как вести себя с сердитым и неуважительным ребенком», чтобы узнать больше о том, как справиться с проблемой неуважения.
3. Продемонстрируйте, как быть уважительным, сначала уважая своих детей
Что может быть лучше для обучения поведению, чем моделирование поведения, которому вы хотите научить?
Покажите им, как уважать, уважая их. Я не имею в виду называть их сэр или мадам или кланяться им. Просто относитесь к ребенку как к человеку так же, как вы относитесь к другим взрослым.
Например, уважайте их предпочтения.
Я слышал, как отец кричал на своего сына за то, что тот съел сначала внутреннюю часть пирога, а потом корку, потому что это был неправильный способ есть пирог. Правдивая история.
Смешно, как некоторые родители хотят полностью контролировать поведение и предпочтения своего ребенка. Большинство из нас не впадают в такую крайность, но мы все же применяем некоторые вариации политики предпочтений. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас, начните с уважать его выбор .
У каждого свои предпочтения.
Как бы я ни хотел, чтобы моя малышка была мини-мной и любила то же, что и я, она , а не . У моего ребенка есть свои предпочтения.
Если мне не понравится то, что она хочет, я объясню свою причину. Но в конечном счете, она должна научиться принимать решения самостоятельно. Пока ее выбор не опасен для безопасности или здоровья, не требует (слишком) финансовых затрат и не причиняет вреда другим, я уважаю его.
Вот почему я позволяю ей самой выбирать, например, одежду. Она часто приходит в детский сад в разных носках, в пижаме под платьями, в рубашке под платьем или поверх платья и т. д.
Каждый человек имеет право мыслить независимо и любить разные вещи. Это должно включать детей.
Когда детские различия принимаются, они чувствуют услышанность и уважение. Они на собственном опыте видят, как обращаться с другими людьми, у которых другое мнение. Они узнают, что должны уважать людей несмотря на их различия.
Когда наступают подростковые годы, это понимание и терпимость к различиям помогут вашему подростку уважать вас. Тогда все, что говорят мама и папа, будет звучать для них глупо. Вы хотите, чтобы ваш подросток знал, как терпеть различия и при этом уважать и ценить вас!
См. также: Как справиться с подростковым отношением
4. Используйте добрую и твердую дисциплину, чтобы учить, а не наказывать
Дисциплина означает учить или обучать. Дисциплина не означает наказания. Это не должно быть карательным. Фактически, исследования показали, что позитивная дисциплина намного эффективнее и долговечнее, чем карательные стратегии.
Если мы дисциплинируем, используя угрожающий или строгий тон, когда наши дети сделали что-то не так, мы показываем им, как быть жестокими и суровыми по отношению к тем, кто совершает ошибки.
Кто не ошибается?
Представьте, что вы сделали глупую ошибку на работе, и начальник говорит с вами свысока. Это должно быть паршиво, верно? Следовательно, стал бы кто-нибудь из нас больше уважать этого босса? Без прав?
То же для детей; быть суровым или применять карательные меры не заслужит уважения .
Но позитивная дисциплина отличается от «мягкости» или снисходительности. При дисциплинировании можно быть твердым и добрым одновременно. Установление жестких границ и соблюдение их — ключ к успешной дисциплине.
5. Уважайте, чтобы заслужить уважение
Воспитание детей — одна из самых тяжелых работ в мире. Родители тратят столько сил, времени и денег на заботу о своих малышах. Вся их жизнь изменилась и начала вращаться вокруг их детей в тот момент, когда они родились. Вполне естественно, что мы ожидаем, что детей будут уважать своих родителей.
Но маленькие дети всего этого не понимают. И справедливости ради, они не просили нас делать все это ! Мы решили взять на себя эти обязанности.
Мы решили завести детей. Дети не решались завести родителей.
Если мы не уважаем их, но в то же время ожидаем, что они будут уважать нас, это просто лицемерие. Подумайте о заядлом курильщике, который говорит своему ребенку не курить. Насколько это эффективно?!
Нельзя требовать уважения. Его можно только заработать. Так заработай!
Как заслужить уважение?…
Дайте ребенку реальные причины уважать вас, будучи хорошим образцом для подражания.
Демонстрируйте хорошее поведение, например, проявляйте уважение ко всем, включая наших детей.
6. Извинитесь, если накосячите
Не то чтобы я никогда не был груб со своим ребенком. Как уже упоминалось, я иногда кричу, когда теряю рассудок. Так что я понимаю. Я понимаю случайные вспышки гнева, особенно когда мы смертельно устали, занимаясь всевозможными взрослыми делами, такими как работа, ведение домашнего хозяйства и что еще, воспитание детей.
Несмотря на это, я никогда не буду использовать его в качестве основного способа лечения моего ребенка и не буду оправдывать это как допустимое или необходимое.
Когда я его терял, я давал себе тайм-аут, чтобы успокоиться.
После этого я объяснил ей, почему раньше так расстраивался. Я научил ее, что эмоции — это нормально, а кричать — не нормально. Я чувствовал себя виноватым и извинился перед ней.
Зрелый, уважающий себя взрослый берет на себя ответственность и приносит извинения, когда делает ошибки.
Извинения перед ребенком не подрывают ваш авторитет как родителя.
Наоборот, вы укрепляете свой авторитет и авторитет. Благодаря своему стилю воспитания вы демонстрируете честность и доверие к ребенку.
Заключительные мысли
Неуважительное отношение к детям заставит их потерять уважение к нам (вспомните пример злого босса выше).
Если вам повезло и ваши дети не упрямы, вы можете получить от них временное согласие, которое может показаться уважением.
Но это не так.
Годы спустя, когда все они выросли, вы можете задаться вопросом, почему ваши взрослые дети больше не уважают вас.
Возможно, никогда и не было.
Они были уступчивы только в детстве. И вы хорошо смоделировали отсутствие уважения с их детства.
Признаться, я иногда задумывался, не пойти ли мне по «легкому» пути, чтобы сэкономить время и нервы после того, как тысячу раз говорил дочери не устраивать беспорядок.
Но каждый раз, когда у меня возникало искушение пойти по такому пути, я напоминал себе, как я ненавидел, когда со мной так обращались в детстве, и как только это вызовет у меня неуважение .
«Кто сказал, что быть родителем легко?» С этой мыслью я глубоко вздохнул, собрался с мыслями и впервые объяснил, почему она не может так поступать.
Конечно, сделать все, что я перечислил, непросто.
Помогает понять, почему мы воспитываем детей именно так. Только когда мы размышляем о себе, мы можем моделировать интроспекцию у наших детей.
Наше детство влияет на то, как мы воспитываем, как бы мы ни хотели это отрицать. Даже у тех, у кого было счастливое детство, могут быть нерешенные проблемы, которые мешают им быть лучшими родителями.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
КАК ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА УВАЖАТЬ ВАС? Шаги по обучению подростка уважению те же, что и для обучения детей, как описано выше. Что хорошо в подростках, так это то, что они могут понимать и рассуждать лучше, чем маленькие дети. Поэтому, если вы заметите какое-либо неуважительное поведение, спокойно и вежливо укажите на это и попросите повторить попытку. Иногда они этого не замечают, потому что так разговаривают со своими друзьями. Трудность в обучении подростков заключается в том, что подростковый возраст может сделать их более чувствительными к неуважению. Иронично, не так ли? Но если вы сможете оставаться спокойным и уважительным при общении с подростком, он в конечном итоге примет ваше поведение.
Люди, в том числе дети, естественно, уважают тех, кто заслуживает уважения. Но даже если кто-то этого не заслуживает, мы все равно должны проявлять уважение. Это потому, что наше поведение отражает то, кто мы есть. Таким образом, быть хорошим образцом уважения ко всем, включая ребенка, — это хороший способ научить детей уважать других, включая своих родителей.
Мне очень жаль, если родители не уважают тебя. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста.