Воспитание в семье и в школе: Воспитание в семье и школе (А.С. Макаренко)

Содержание

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

Библиографическое описание:

Гайворонская, Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Н. И. Гайворонская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3116/ (дата обращения: 26.05.2023).

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют.

На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ нашей школы. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо. В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Для этого в МКОУ Бобровская СОШ№2 было разработано содержание и методика педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию, классные руководители использовали в работе ряд мероприятий по пробуждению у родителей, как воспитателей, интереса к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний, совершенствованию взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем.

Социальная служба образовательного учреждения составила конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, гласного коллектива и семьи. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Продуманную систематическую работу с родителями ведут учителя нашей школы.Перед началом каждой четверти многие учителя знакомят родителей с планом воспитательной работы на четверть, обязательно рассказывают о тех родителях, которые принимают активное участие в общественной жизни класса.

Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Однако необходимо поставить вопрос о создании системы педагогического взаимодействия на уровне «семья – школа», разумеется, с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей школ, районов. Хотя в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально – экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений.

С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребёнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения — родительские комитеты, Управляющие Советы. Такое объединение имеет свой устав, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников процесса.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, круглые столы и многие другие разные формы педагогического просвещения помогают родителям правильно организовать процесс обучения ребёнка, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Её актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье. Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными, культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьёй.
Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающуюся среду. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Развитие и воспитание ребёнка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности, заданной ориентации. Главная нагрузка на обеспечение связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьёй является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов.

Традиционной функцией классного руководителя является просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований. Острой проблемой является нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится обсуждать на родительских собраниях. К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании.
А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, то семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега — ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Семья даёт ребёнку, как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё- таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

Литература:

  1. Абубакирова С. Я. Сотрудничество школы и семьи/Воспитание школьников.- 2000.- №6.- С. 47- 55.

  2. Кассиль Л. А. Навстречу друг другу// Увидеть будущее, — М., 1985 г., с. 90-93.

  3. Парфенова И. М. Организация сотрудничества семьи и школы//Воспитания школьников.- 2002.- №3.- С. 25- 28.

  4. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф. «Педагогика», учебное пособие, М.,издательство Школа- Пресс, 2002 г., 511 с.

  5. Синягин Ю. М. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями//Воспитание школьников.- 1997.- №1.- С. 17-20.

  6. Шудегова О. И. Семейное неблагополучие и основные характеристики развития и поведения детей «группы риска» в семье.//Вестник Унив. Рос. Ак. Образования.- 2007.- №4.- С. 47- 51.

Нужно ли гендерное воспитание в семье и школе

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

08. 09.2021 08:32

Поделиться

Елена Мационг

В аппарате свердловского омбудсмена и региональном министерстве образования закончилось расследование почти курьезного случая в лагере «Салют»: несколько мальчишек в «День наоборот» нарядились в девичьи платья, накрутили на голове резинки.

Если кто помнит, в советское время дети делали так каждую лагерную смену: мальчишки наряжались в девчонок, и наоборот. А еще коронным номером в каждом лагере был танец маленьких лебедей. И тоже — о, ужас! — мальчики выступали в женских платьях. Но сегодня время другое, кто-то выложил видео в соцсети, и разгорелся скандал. Благо, и чиновники в министерстве, и свердловский омбудсмен Игорь Мороков оказались мудрыми и с чувством юмора. Детский правозащитник не только не усмотрел «криминала» в действиях вожатых и тем более мальчишек, но и выложил свое детское фото из пионерского лагеря, где он так же в шутку переодевался в вожатую.

Между тем сама тема гендерного воспитания сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Нужно ли каким-то особым образом воспитывать детей разного пола? Что делать с сидящими в нас установками из разряда «мальчики не плачут, девочки не дерутся»? Какими качествами должны обладать будущие мужчины и женщины? Надо сказать, мнения опрошенных «РГ» экспертов резко разделились.

Пример настоящего мужчины перед глазами лучше всяких слов

Август Белкин, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, директор школы с 40-летним стажем:

— Давайте сначала разберемся, а что мы понимаем под гендерным воспитанием. Это же не просто осознание мужчины мужчиной, а женщины женщиной. Это значит воспитать мальчика, прежде всего, таким человеком, который готов будет брать на себя ответственность, готов будет защищать себя и свою семью, а если надо — пожертвовать собой. Это значит, воспитать в девочке преданность, заботу, и если хотите — мужественность в отстаивании интересов своей семьи. И я говорю это без всякого наносного пафоса.

И дело тут, конечно, не в том, во что наряжаются в детстве. Все это ерунда полная. Я и сам шутки ради не раз надевал мамино платье. Дело в куда более высоких понятиях, которые закладываются или, увы, не закладываются в детстве. Понятиях чести, достоинства, приверженности незыблемым жизненным идеалам. И гендерное воспитание, на мой взгляд, тут чрезвычайно важно. Не может быть никаких нейтральных, аморфных форм.

Я преподавал в школе историю, и старался прививать детям лучшие качества на примере исторических личностей. Мальчишкам рассказывал о Юлии Цезаре Октавиане Августе. Меня даже в шутку ребята называли «Августейшим». Девчонкам рассказывал, какой мудрой, красивой и преданной была Клеопатра.

Расскажу случай. Был у меня в классе самый отпетый хулиган Валерка Нестеров, причем, надо сказать, очень умный. Однажды он в очередной раз что-то натворил, вопреки обещаниям больше не бедокурить, и я решил поговорить с ним по-мужски. И довольно резко, может, и не совсем педагогично, зато откровенно. Говорю, держи слово, мужчина ты или нет. В общем, мы поняли друг друга и остались с тех пор лучшими друзьями. А потом этот Валерка стал министром образования Свердловской области Валерием Вениаминовичем. И надо сказать, был одним из лучших министров, которых я знал.

Увы, то, что сегодня в школе мало мужчин учителей, то, что сегодня много семей, в которых мальчиков вынужденно воспитывают женщины, это тоже накладывает отпечаток. Все-таки пример настоящего мужчины перед глазами лучше всяких слов.

Дмитрий Рассохин, доктор философии, кандидат психологических наук, отец четырех сыновей:

— Доказано, что у мальчиков и девочек по-разному работает мозг, по-разному происходит восприятие действительности, по-разному формируются ценности, а это значит, что и воспитание не может быть одинаковым. У детей еще до конца не сформированы нейронные связи, а это значит, что очень многое зависит от того, как мы повлияем на процесс их развития.

Что важно донести до мальчиков, что важно заложить? Простые истины. То, что он защитник, добытчик, что нужно в жизни проявлять упорство в достижении целей, как бы трудно ни было. Это вовсе не означает, что нужно с утра до ночи твердить об этом, думаю, как раз наоборот. В своей семье я стараюсь быть примером своим сыновьям. Мы вместе занимаемся мотокроссом, а это и боль, и сила. И у меня, и у моего старшего сына черный пояс по карате, у среднего — коричневый, еще один сын занимается борьбой.

У каждого есть свои обязанности по дому. Более того, есть даже свой семейный кодекс чести. Мои парни понимают, что стонать, канючить — это не по-мужски. Если необходимо, берешь и делаешь, даже если это тебе неприятно. Но я стараюсь не перегибать палку, мы же не в армии. К тому же у нас есть мама, она всегда и пожалеет и вкусно накормит, и меня, если что, остановит, когда, по ее мнению, я излишне давлю на сыновей.

Я считаю, что воспитание мальчиков должно быть преимущественно мужским. Среди пунктов, которые прописаны в нашем семейном кодексе, есть такой: мужчина обязательно должен отвечать за свои поступки. Как-то в школе один из моих сыновей получил двойку, и учительница установила над ним шефство одноклассницы, чтобы эта девочка помогла ему, подтянула. Но я пресек это сразу, на корню, сказал, что мой сын сам будет отвечать за свои двойки. Никакие девочки над ним шефствовать не будут.

Могу твердо сказать, что у нас в семье совершенно четко с детства сформированы понятия чести, достоинства и патриотизма.

Воспитание как навязывание чужой воли

Сергей Киселев, заведующий кафедрой клинической психологии и психофизиологии, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:

— Я, наверное, вас удивлю, но я против воспитания вообще. Потому что под воспитанием, так или иначе, понимается навязывание чужой воли. А я против этого. Я понимаю, все родители хотят своим детям добра. Чтобы дочка выросла красавицей и умницей, вышла замуж, родила детей. Сын, став взрослым, занял какую-то высокую должность, стал крутым бизнесменом и так далее. Но откуда вы знаете, чего хочет ваш ребенок? Развитие каждого ребенка очень индивидуально, и пытаясь загнать его в определенные шаблоны, родители поступают, мягко говоря, не очень умно. В самых крайних случаях просто коверкают ему жизнь.

Есть индивидуальная траектория развития каждого ребенка. И самой мудрой позицией будет сопровождать ребенка, не навязывая ему свои представления, идеи, установки. Очень важно чувствовать своего ребенка, знать, чего хочет именно он, а не то, каким бы вы хотели его видеть вы. Все это наши стереотипы: во что они должны играть, от чего именно они должны быть счастливы. Вы видите вашего сына или дочь счастливыми в семейных отношениях, а они вполне возможно — нет. Почему вы не можете это допустить? А может, для них большее счастье реализоваться в чем-то другом. В профессии, в интересах, которые их увлекают и захватывают. Это же их жизнь. И пусть они проживут ее так, как хотят они, а не вы.

Даниил Штерн, кандидат социологии:

— Спроси кого-то еще лет 30-40 назад, что такое гендерное воспитание и воспитываете ли вы каким-то особым образом своего сына и дочь, вас не каждый и понял бы. При этом в подавляющем большинстве семей мальчишки крутились возле отца, шли вместе в гараж, возились там с техникой, девчонки занимались маленькими женскими делами дома с матерью. Красились тайком, в мамкиных каблуках ходили. Но никто не называл это каким-то особым воспитанием. Просто ребенок по природе своей впитывает и копирует роль своих родителей.

Собственно, мало что изменилось в большинстве семей и сегодня. Все происходит совершенно естественным путем. И чем меньше давления на ребенка, каких-то натужных, специальных действий, тем лучше. Вот когда из ребенка родители начинают лепить то, что нужно им самим, то, каким они видят своего сына или дочь, вот тогда и начинаются большие проблемы. И тут даже не столь важно, какой сферы это касается.

Кто-то, например, видит в своем ребенке вундеркинда, отдает в школу в пять лет. И потом этот «гений» мучается всю жизнь от колоссальных психологических проблем, искусственно заложенных в детстве. Ему невероятно трудно общаться со сверстниками, особенно противоположного пола, потому что разница в возрасте в школе ощущается очень остро. Мальчишку-вундеркинда не воспринимают всерьез девочки постарше. И ведь это сделали родители, желая ребенку исключительно добра.

То же самое и с гендерным воспитанием. Девочка играет в машинки, а мальчик в куклы — разве это трагедия? И почему мальчик не может заплакать, а девочка подраться? Все это навязанные стереотипы. Моя жена любила в детстве играть с конструктором и в машинки, носилась с мальчишками во дворе, и это не помешало ей стать прекрасной женой и матерью. Кстати, может, как раз потому, что ее родителям хватало мудрости не отбирать у нее машинки.

Поделиться

ОбразованиеСемья и детиСвердловская областьУрал и Западная СибирьВ регионах

Карьера | Семьи в школах

  • Предыдущий
  • Следующий

Текущие вакансии

В настоящее время не нанимают 900 18

5 основных причин присоединиться к команде FIS

1. FIS — это командная среда с высоким уровнем сотрудничества.
2. FIS предлагает гибридную рабочую среду с большой гибкостью.
3. FIS — это организация, ориентированная на миссию, которая стремится укреплять сообщества, школы и общественные агентства.
4. FIS фокусируется на проектах, которые действительно привлекают семьи и педагогов для повышения успеваемости учащихся.
5. FIS предоставляет возможности профессионального обучения для роста.

Льготы

Мы предлагаем конкурентоспособную заработную плату и соответствующий план 401(k) для обеспечения безопасности персонала FIS сейчас и в будущем.

Наши штатные сотрудники имеют 12 оплачиваемых дней отпуска, 13 оплачиваемых дней отпуска, 5 дней зимних каникул в последнюю неделю декабря и 10 дней по болезни, что позволяет им восстанавливать силы в течение всего года.

Мы предлагаем медицинскую, стоматологическую, офтальмологическую страховку и страхование жизни на 50 тысяч долларов.

FIS выплачивает 100 % надбавки супругам, сожителям и иждивенцам наших сотрудников.

FIS предлагает отпуск по семейным обстоятельствам в связи с жизненными обстоятельствами, включая рождение/удочерение и смерть близкого человека.

Мы предлагаем средства для профессионального развития, которые команды могут использовать по своему усмотрению и координировать занятия для всех сотрудников, чтобы способствовать непрерывному обучению.

FIS предлагает другие льготы, которые могут выбрать сотрудники, такие как гибридная работа, свободное время, 100% оплачиваемые работодателем полисы страхования жизни и инвалидности, скидки и многое другое.

Мы предлагаем конкурентоспособную заработную плату и соответствующий план 401(k), чтобы обеспечить безопасность персонала FIS сейчас и в будущем.

Наши штатные сотрудники имеют 12 оплачиваемых дней отпуска, 13 оплачиваемых дней отпуска, 5 дней зимних каникул в последнюю неделю декабря и 10 дней по болезни, что позволяет им восстанавливать силы в течение всего года.

Мы предлагаем медицинское, стоматологическое страхование, страхование зрения и страхование жизни на 50 тысяч долларов. FIS выплачивает 100 % надбавки супругам, сожителям и иждивенцам наших сотрудников.

FIS предлагает отпуск по семейным обстоятельствам в связи с жизненными обстоятельствами, включая рождение/удочерение и смерть близкого человека.

Мы предлагаем средства для профессионального развития, которые команды могут использовать по своему усмотрению и координировать занятия для всех сотрудников, чтобы способствовать непрерывному обучению.

FIS предлагает другие льготы, которые могут выбрать сотрудники, такие как гибридная работа, свободное время, 100% оплачиваемые работодателем полисы страхования жизни и инвалидности, скидки и многое другое.

Families In Schools (FIS) — это общегосударственная некоммерческая организация, базирующаяся в центре Лос-Анджелеса, штат Калифорния, чья миссия состоит в том, чтобы вовлекать родителей и местные сообщества в образование своих детей для достижения успеха на протяжении всей жизни. FIS рассматривает участие родителей и педагогов в качестве компонента, необходимого для улучшения равных результатов для учащихся.

Процесс найма

Мы не жалеем времени, чтобы привлечь очень увлеченных и очень эффективных людей, потому что в FIS мы считаем, что создание преданной и сплоченной команды позволяет нам влиять на сообщества и изменять их.

Что мы ищем

FIS ищет профессионалов, занимающихся образовательной реформой и вовлечением семьи, заинтересованных в поддержке миссии, видения и постоянного развития организации.

Families In Schools (FIS) — это некоммерческая организация, базирующаяся в центре Лос-Анджелеса, штат Калифорния, чья миссия состоит в том, чтобы вовлекать родителей и сообщества в образование своих детей для достижения успеха на протяжении всей жизни. FIS рассматривает участие родителей как важный компонент школьной реформы.

Подача заявления

После того, как вы подадите заявление о приеме на работу, ваша квалификация и опыт будут проверены одним из наших директоров департаментов. Если вы подходите на эту вакансию, директор департамента свяжется с вами для дальнейших действий.

Собеседование на месте

Наш процесс собеседования носит совместный характер. Мы возьмем у вас интервью с несколькими директорами, президентом и генеральным директором. Этот совместный процесс найма является справедливым, но при этом поддерживаются высокие стандарты, поскольку мы растем, чтобы найти потенциальных членов команды, которые хорошо вписываются в нашу организацию.

Top

Фрагменты кода PHP Создано : XYZScripts.com

Миссия + Видение | Семьи в школах

  • Предыдущий
  • Следующий

Более 20 лет организация «Семьи в школах» способствовала укреплению потенциала работников образования, давала семьям возможность поддерживать образование своих детей и выступал за политику и практику, которые способствуют подлинному участию семьи. Когда школы вовлекают семьи, семьи вовлекаются, и успеваемость учащихся повышается. Учащиеся с большей вероятностью добьются успеха, если школы, семьи и сообщества будут работать вместе в партнерстве, чтобы максимизировать и поддерживать обучение учащихся.

НАША МИССИЯ

Миссия Families In Schools состоит в том, чтобы вовлечь родителей и местные сообщества в образование их детей, чтобы добиться успеха на протяжении всей жизни.

НАШЕ ВИДЕНИЕ

Families In Schools представляет государственную систему образования, в которой учащиеся имеют все возможности и ресурсы, необходимые для достижения успеха в школе и в жизни. Мы ищем рабочую силу, подготовленную для непрерывного обучения и активного участия в гражданской жизни нашего общества.

НАШИ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Качественная система государственных школ

Большие надежды

Развитие на основе активов

Партнерство с местным населением

Справедливость и равенство

Адвокация и гражданское участие

Наращивание потенциала

Культура исследования

Поддержка и развитие персонала

Ориентированность на результат

Качественная система государственных школ

Все семьи заслуживают доступа к эффективной и качественной системе государственного образования как ключу к динамичной экономике и демократическому обществу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *