Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка
Библиографическое описание:Корнеева, А. А. Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка / А. А. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74631/ (дата обращения: 29.12.2022).
Важную роль в жизни человека играет устная и письменная речь. Правильная речь способствует развитию мышления, помогает хранить, получать и передавать информацию между людьми, получать новые знания, совершенствоваться, развиваться человеку. Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.
В Понятийно-терминологическом словаре логопеда Селеверстовой дается определение: фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Понятие «фонема» ввел в 30-х годах XX века Л. С. Выготский. Фонема — это не просто звук, а значащий звук, звук, не потерявший значения, известная единица, обладающая в минимальной степени первичным свойством, который принадлежит и речи в целом. [1] Он обращает внимание на то, что фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи, в связи с чем был введен термин «фонематический слух». Л. С. Выготский включает в фонематических слух следующие компоненты:
1) способность слышать, есть данный звук в слове или нет;
2) способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3) способности различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Таким образом благодаря фонематическому слуху формируется правильная устная речь ребенка, позднее человек овладевает процессами фонематического анализа и синтеза, которые необходимы при обучении грамоте.
Фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем. Фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.Проблемой развития фонематических процессов занимались такие исследователи: Гвоздев А. Н., Эльконин Д. Б., Левина Р. Е., Филичева Т. Б. и другие.
Развитие фонематического слуха происходит постепенно и в определенной закономерности. Формирование начинается с двух недельного возраста. Ребенок, услышав звук человеческого голоса, замирает, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни ребенок успокаивается под голос матери. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.
С 6 месяцев появляется лепет, ребенок повторяет артикуляцию губ взрослого, путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
К 2 годам дети начинают различать все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (дочка-точка). Так формируется фонематический слух.
От 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять в некоторых случаях свои ошибки.
К 3–4 годам фонематическое восприятие ребенка улучшается, он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. [3]
Р. Е. Левина на основе своего опыта работы и психологического изучения детей с различными недостатками речи пришла к выводу о важнейшем значении развития фонематического слуха для усвоения фонетической стороны речи. Она определила пять этапов развития языкового сознания у ребенка.
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.
На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.
На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.
На четвертом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Однако языковое сознание еще не вытеснило предшествующую форму. Ребенок на этом этапе еще узнает неправильно сказанные слова. Активная речь ребенка достигает почти полной правильности.
На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа. [4]Речь человека с нарушением фонематического слуха отличается и выделяется на фоне речи людей с развитым восприятием. Признаками нарушения фонематического слуха являются такие особенности речи как:
- Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
- Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
- Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2–4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с нарушением фонематического слуха наблюдаются: общая смазанная речь; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
При обучении грамоте у детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь. Например, опираясь на проговаривание дети пишут неправильно распознанные звуки, не могут правильно поставить ударение в словах, что затрудняет подбор проверочных слов. Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий согласный звук, соответственно он не может подобрать проверочное слово, даже если он подбирает правильное проверочное слово, все-равно не слышит разницы в звуках и пишет наугад.
Детям сложнее осваивать чтение, темп значительно медленнее, чем у их сверстников, им сложно освоить слитное чтение, часто при чтении переставляют буквы, слога местами, нарушается смысл прочитанного при неправильном соединении слогов (звуков) в слово.
Таким образом нарушение или недостаточно развитый фонематический слух приводит к нарушениям звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушению грамматического строя речи, дисграфии и дислексии в школьном возрасте. Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс.
Литература:
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 Детская Психология/ под редакцией Д. Б. Эльконина — М.: «Педагогика» 1984.
- Селиверстова В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
- Фомичева М. Ф., Влосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
- Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. // Глава IV Развитие речи /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964
Основные термины (генерируются автоматически): фонематический слух, ребенок, звук, слово, нарушение, фонема, этап, неправильное произношение, письменная речь, фонематический анализ.
Падежи русского языка с вопросами: как запомнить падежи быстро
Знакомство с падежами начинается в 3-4 классе средней школы. Умение изменять форму слов необходимо, чтобы складывать предложения и понимать друг друга. Хотя падежей всего 6, выучить их не так-то просто. Предлагаем вам несколько способов, которые помогут запомнить названия падежей за 10-15 минут.
Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?
Падеж – грамматическая форма имени существительного, которая выражает его взаимосвязь с другими частями предложения. Изменение падежа возможно не для всех частей речи, а только для имён существительных, прилагательных, числительных и местоимений. Изменение слова по падежам называется склонением.
Пример:
У меня есть кот. У меня нет кот(а). Я купил корм кот(у)
Всего падежей шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для каждого из них предусмотрены специальные вопросы и дополнительные слова.
Давайте рассмотрим их:
- Именительный. Есть (кто? что?) банка, зуб.
- Родительный. Нет (кого? чего?) банки, зуба.
- Дательный. Рад (кому? чему?) банке, зубу.
- Винительный. Вижу (кого? что?) банку, зуб.
- Творительный. Горжусь (кем? чем?) банкой, зубом.
- Предложный. Мечтаю (о ком? о чём?) о банке, о зубе.
Слова, употребленные в предложном падеже, всегда используются с предлогами, это видно даже из вопроса.
В некоторых источниках вспомогательные глаголы могут отличаться, но они все равно помогают правильно изменять слова по падежам.
Падежные окончания
При изменении имён по падежам меняется не все слово, а лишь его окончание. Оно зависит от склонения самого слова и от того, в каком числе (единственном или множественном) оно употреблено. В склонениях по падежам нет исключений, потому можно выучить наизусть окончания или пользоваться специальными табличками. Система падежных окончаний отличается для существительных и прилагательных имён.
Если вы не знаете, какое окончание подставить в том или ином падеже, есть простой способ проверить это без таблиц. Разберем пример.
Дети решали задачу на урок_.
На слух здесь можно подставить окончание -е или окончание -и. Какое из них верное?
Чтобы подставить подходящую букву, давайте сперва выясним, какой падеж употреблен, задав вспомогательный вопрос. Решали на (ком? чём?) урок_. Падеж – предложный.
Затем подбираем проверочное слово, у которого в предложном падеже отчетливо слышна гласная буква на конце. Оно должно иметь аналогичное склонение и быть употреблено в единственном числе.
«Урок» – имеет второе склонение и взято в единственном числе. В качестве проверочного возьмем слово «корабль». Плыть на (ком? чём?) – на корабле. Здесь в окончании буква «е» слышится отчетливо. Значит, и в слове «урок» мы будем использовать её. Вот что у нас получится:
Дети решали задачу на уроке.
Такой способ подбора окончаний достаточно прост. Достаточно понять принцип и уметь склонять разные слова.
Как не забыть падежи?
Шесть падежей – это совсем немного. Тем не менее, детям бывает сложно их запомнить, а взрослые путаются и не так хорошо помнят правила школьной программы.
Для заучивания падежей мы предлагаем простые и веселые методы, подходящие и для ребят и для их родителей. Некоторые из них настолько легкие, что на запоминание уйдет не более 10 минут.
1. Стишок.
Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пелёнку.
Забавные строчки хорошо запоминаются и надолго остаются в памяти. В двустишии заглавные буквы во всех словах соответствуют начальным буквам в обозначении падежей в той же последовательности. Такие стихи еще называют акростихами.
Иван – Именительный
Родил – Родительный
Девчонку – Дательный
Велел – Винительный
Тащить – Творительный
Пелёнку – Предложный
Существует другие вариации этой «запоминалки». Это не стихотворный формат, но смысл тот же.
Иван Рубит Дрова, Вероника Топит Печку.
Илья Рязанов Дал Вове Тетрадь Подержать.
Вы можете придумать свой забавный стишок, это тоже поможет.
2. Чувственное восприятие
Человек воспринимает информацию по разным каналам. Визуалы хорошо запоминают картинки или цветографические схемы, аудиалы обязательно должны услышать и проговорить информацию, кинестетики хорошо запоминают при списывании.
Для запоминания нужно задействовать все чувства. Не просто прочитайте эту статью о падежах, а обязательно проговорите важные части текста вслух и перепишите их собственной рукой на лист бумаги. Это обеспечит максимальное запоминание и отнимет у вас не больше 15 минут.
3. Образное и ассоциативное мышление
Эти типы мышления присущи в той или иной мере всем людям. Чтобы не забыть названия падежей, нужно связать их с каким-либо ярким узнаваемым образом, предметом, событием, действием.
Вот несколько идей:
именительный – имя;
родительный – родной человек;
дательный – дата, календарь;
винительный – вина;
творительный – творчество, краски;
предложный – предлоги (на, под, за).
Особенно этот метод хорош для творческих людей с живым воображением. Создание картинки, образа в голове делает воспоминания глубокими и долгосрочными. Потом будет достаточно вызвать образ в памяти, чтобы освежить информацию.
Без падежей в речи не обойтись, поэтому их нужно помнить и уметь склонять слова. Используйте простые лайфхаки или пользуйтесь готовыми таблицами, и тогда у вас не возникнет трудностей с запоминанием падежей и их употреблением.
Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее
Проверка восприятия – лучший способ расшифровать любую жизненную ситуацию
Вещи не всегда такие, какими кажутся; первый вид обманывает многих . – Федр
Предубеждения восприятия могут исказить наше мышление . В большинстве случаев мы бессознательно участвуем в искаженном мышлении. Изучение этих искаженных моделей мышления может помочь нам эффективно вмешиваться и справляться с ними. Особенно это касается взаимодействия с другими людьми.
Многие барьеры могут помешать нам правильно воспринимать других. Хотя преодолеть эти барьеры может быть трудно, это возможно сделать, приложив немного усилий и повысив нашу осведомленность о наших коммуникативных привычках. Вот где контрольно-пропускной пункт связи пригодится.
Примером проверки связи является проверка восприятия. Проверка восприятия поможет вам более точно понять других и убережет вас от поспешных выводов. Прежде чем реагировать на чьи-то чувства и мысли, вам нужно убедиться, что вы поняли, что они говорят.
Что такое проверка восприятия?
Процесс проверки восприятия является универсальным, но простым процессом. Это включает в себя повторение того, что сказал говорящий, или описание его действий, чтобы убедиться, что вы правильно их поняли. Это можно сделать в одно мгновение (пассивное восприятие) с практикой. Это позволяет говорящему уточнить что-то в случае, если его неправильно поняли.
○ Как узнать, когда нужно провести проверку восприятия?
Существуют различные ситуации, когда вам нужно выполнить проверку восприятия:
· Когда возникает запутанная ситуация . Проверка восприятия поможет внести ясность в ситуацию. Вы проверяете свое восприятие, повторяя то, что сказал другой человек, чтобы убедиться, что мы точно услышали, что он говорит.
· Когда есть гнев и сильные эмоции – Проверка восприятия может помочь нейтрализовать ситуацию и успокоить ситуацию, чтобы улучшить межличностное общение.
· Когда вы хотите практиковать здоровое общение – Проверка восприятия поможет вам улучшить свои навыки активного слушания и подтвердить мысли и опыт других людей, а также позволит вам поделиться своими чувствами и мыслями.
○ Эмоциональный интеллект и проверка восприятия
«Восприятие людей может быть мощным. Они также могут сильно ошибаться». – Крейг Дресанг.
Эмоциональный интеллект требует, чтобы вы сначала поняли человека и то, что он чувствует, прежде чем реагировать на него. Один из лучших способов узнать, что кто-то чувствует, — это проверить восприятие.
Процесс проверки восприятия можно разбить на три элемента:
1. Описание – Описание поведения, которое вы наблюдали, не оценивая и не оценивая его.
2. Интерпретация – Придумайте несколько возможных интерпретаций данной ситуации.
3. Разъяснение – Запросить разъяснение поведения. Это позволяет говорящему объяснить, что они имеют в виду. Это также позволяет вам сопереживать им. Кроме того, вы сможете поддерживать процесс общения.
Благодаря навыку проверки восприятия вы можете улучшить эмоциональный интеллект, поощрять честные разговоры и наслаждаться крепкими отношениями.
○ Критика проверки восприятия
Хотя проверка восприятия — отличный инструмент, который можно использовать в различных контекстах и ситуациях, он имеет ряд ограничений. Например, неэффективен, когда общающиеся люди не могут видеть друг друга лицом к лицу .
Например, при использовании письменного общения, невербального общения или любого другого средства общения без личного общения. Проверка восприятия в таком случае может больше походить на обвинение, следовательно, иметь эффект, противоположный тому, что вы намереваетесь.
Кроме того, проверка восприятия может показаться, что вы слишком прямолинейны для представителей других культур, например, для азиатов или латиноамериканцев.
Когда вы задаете прямой вопрос, он может быть неверно истолкован как нападение со стороны другого человека , и он может не ответить вам благосклонно. Так что это может не сработать в межкультурном разговоре с людьми другой культуры.
Как сделать повседневную жизнь более приятной с помощью проверки восприятия
Проверка восприятия в реальной жизни необходима, и обучение искусству правильной мысленной интерпретации внешних раздражителей может привести к множеству положительных результатов.
Есть вещи, которые вы можете делать ежедневно, чтобы улучшить свое восприятие окружающего мира. Это позволяет вам более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой.
Это может быть что-то простое, например, цвет платья, которое кто-то решил надеть в этот день на работу. Например, черное платье может означать, что кто-то в трауре или у него плохой день, или это последняя мода.
Или, когда на работе мимо вас прошел коллега, не поговорив с вами. Вашей первой интерпретацией будет гнев, когда вы думаете, что она пренебрежительно отнеслась к вам. Но может случиться так, что она была слишком занята и озабочена, чтобы почти не замечать вас.
Придя вечером с работы домой, вы обнаруживаете, что ваш сын не опорожнил мусорное ведро, как вы ему велели утром. Вы, вероятно, думаете, что они были ленивы и безответственны. Но, возможно, утром им нужно было сделать что-то еще, и они не успели закончить задание до прибытия школьного автобуса.
Некоторые другие сопутствующие навыки проверки восприятия, которые можно применять ежедневно, включают сознательное внимание когда кто-то говорит и практику сострадательного слушания когда кто-то объясняет вам свои проблемы.
Когда вы примените стратегию проверки восприятия, ваши выводы будут сильно отличаться от ваших первоначальных реакций.
4 Мощные изменения в жизни с помощью проверки восприятия
Наше общение с другими людьми во многом основано на том, как мы интерпретируем то, что они говорят, их действия и поведение. Однако наша интерпретация может быть подвержена предвзятости из-за нашего предыдущего опыта, возраста, наследственности, личности и других вещей.
Это может привести к недопониманию. Вот почему важно различать правду и то, что мы понимаем посредством проверки восприятия .
1. Разрушение негативных паттернов и минимизация конфликтов
Проверка восприятия может помочь вам разобраться в ситуации до того, как она выйдет из-под контроля. Это сводит к минимуму конфликт, согласовывая наши интерпретации с интерпретациями другого человека.
Во время конфликта вы легко можете почувствовать, что вас не слышат. Это заставит вас занять оборонительную позицию и усугубит ситуацию. А проверка восприятия позволит вам почувствовать, что ваш голос услышан и что ваше мнение ценится .
Одной из основных целей проверки восприятия является минимизация конфликтов, возникающих из-за неправильной интерпретации сказанного. Благодаря правильному различению вы сможете принимать во внимание мысли и намерения другого человека, что позволит вам увидеть общую картину и правильно интерпретировать его действия.
2. Расширенные навыки ясного мышления и решения проблем
« Ваше восприятие может не совпадать с моей реальностью ». – Апорва Кала.
Вы должны пройти все три этапа процесса проверки восприятия по порядку. При выполнении этого процесса обязательно отделяйте факты от предположений. Также важно, чтобы вы не предполагали, что другой человек чувствует или говорит.
Учитывайте культурный контекст, поскольку вещи имеют разное значение в зависимости от культурного происхождения. Ваше восприятие должно проверяться всякий раз, когда это возможно.
Проверки восприятия учитывают общую картину. Он учитывает намерения другого человека понять истинный смысл его слов и действий, тем самым улучшая ясность мышления.
3. Эффективное общение
Каждый воспринимает и интерпретирует мир иначе, чем другие. Поэтому вы должны прояснить свое собственное восприятие и привести его в соответствие с другими для взаимопонимания и хорошего общения.
Проверка восприятия заставляет кого-то чувствовать себя непринужденно, так как его правильно слышат и понимают. Это развивает навыки эффективного общения, поскольку люди чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы открыться вам . Это помогает наладить межличностные отношения. Часть проверки восприятия включает в себя также чтение невербальных сигналов, таких как жесты или выражения лица или нет.
Проверка нашего восприятия перед тем, как вмешиваться и давать обратную связь, помогает нам узнать, правы мы или нет в наших предположениях. Или, может быть, если есть что-то, что мы упустили в общении. Это дает нам возможность для лучшего понимания и общения в наших отношениях.
4. Возобновление мотивации для достижения цели
Когда мы взаимодействуем с другими людьми, иногда их поведение заставляет нас делать выводы, которые могут быть ошибочными, но мы думаем, что они основаны на фактах. В большинстве случаев, когда мы исходим из наших индивидуальных восприятий, они могут оказаться абсолютно неверными.
Преимущества проверки восприятия также включают уменьшение двусмысленности и облегчение правильного общения.
Это уменьшит негативные мысли. Это может мотивировать вас на выполнение дел. Насколько мы мотивированы, зависит от того, как мы себя чувствуем. Мы сосредоточимся на положительном, если будем чувствовать, что нас понимают, поддерживают и ценят, а не игнорируют.
Обзор: Искусство восприятия Проверка
Нас всех неправильно понимали в тот или иной момент. Вам может казаться, что вы сообщаете одно, а другой человек может понять это по-другому. Когда это происходит, это может привести к конфликту или обострить наши отношения. Проверка восприятия помогает добиться ясности и понимания.
Как и любой другой важный навык, развитие навыков проверки восприятия требует времени и практики. Запишите три элемента этого навыка и старайтесь проводить проверку восприятия всякий раз, когда можете.
Внедрение проверки восприятия в ваших отношениях может быть трудным время от времени, но вы получите преимущества в долгосрочной перспективе. Практикуйте проверку восприятия, чтобы улучшить важные коммуникативные навыки в ваших отношениях. Вы можете использовать этот инструмент в различных отношениях, например, с семьей, друзьями, коллегами, супругом или партнером.
Делиться заботой!
Полное руководство по проверке восприятия (все, что вам нужно знать) — от нуля до навыка
Осознание, знание или понимание чего-либо — это то, что мы подразумеваем под термином «восприятие».
Жизненные события собственной жизни влияют на точку зрения. Поскольку нет двух людей с одинаковым жизненным опытом, у каждого свой взгляд на мир.
Хорошая новость заключается в том, что мы можем избежать неверной интерпретации поведения других людей, узнав больше о проверке восприятия и о том, как вы можете интегрировать ее в свою повседневную жизнь, будь то с друзьями, семьей или коллегами.
Это правда жизни, что в какой-то момент у всех нас будут разные точки зрения на определенные темы. Это не означает, что наше восприятие правильное, а восприятие других неправильное. Это просто означает, что у нас разные взгляды на одни и те же события или ситуации.
Восприятие людей формируется их историями и встречами. Опыт формирует нас такими, какие мы есть. В конце концов, это формирует наши мысли, наши взгляды и наши предпочтения.
Ниже мы предоставили подробные ответы на все наиболее часто задаваемые вопросы о проверке восприятия.
Содержание
- Что такое проверка восприятия?
- Что такое пример проверки восприятия?
- Каковы 3 части проверки восприятия?
- Описание
- Интерпретация
- Уточнение
- Каковы 3 этапа проверки восприятия?
- Моделирование выбора и выбор
- Структура организации
- Стадия интерпретации
- Почему важна проверка восприятия?
- Что такое проверка прямого восприятия?
- В чем разница между прямой и косвенной проверкой восприятия?
- Как восприятие влияет на реальность?
- Какова функция восприятия в нашей повседневной жизни?
- Что такое позитивное самовосприятие?
- Какова актуальность позитивного самовосприятия?
- Как можно улучшить самовосприятие на рабочем месте?
- Как преодолеть барьеры восприятия?
- Что такое перцептивный барьер в общении?
- Как восприятие влияет на процесс общения?
- Как улучшить процесс восприятия общения?
Фраза «для подтверждения вашего понимания чьих-либо слов или действий» известна как «проверка восприятия»
Восприятие — это процесс, посредством которого мы организуем, идентифицируем и интерпретируем сенсорную информацию, чтобы представить и понять представленную информацию.
П.С. Органы чувств человека передают в мозг информацию об окружающем мире, известную как сенсорная информация.
Каждый человек по-своему воспринимает мир, который зависит от множества факторов.
Пытаться понять точки зрения друг друга сложно.
Мы должны быть открытыми и честными друг с другом, чтобы добиться взаимопонимания и эффективного общения.
В процессе проверки восприятия мы позволяем другим доступ к стимулам и нашим интерпретациям того, что, как нам кажется, мы видели и чувствовали, то есть мы описываем свои чувства.
Именно в этот момент они имеют право голоса в том, что мы говорим и как мы это говорим.
Что является примером проверки восприятия?Хорошим примером проверки восприятия может быть рассмотрение следующего:
- Несмотря на ваши заверения, что все в порядке, язык вашего тела говорит об обратном. Если что-то у тебя на уме или я делаю что-то, чем ты не доволен, что заставляет тебя так реагировать, я не уверен, что это такое. Пожалуйста, скажите мне, что происходит.
- Вы не звонили несколько дней. Я не уверен, что ты расстроен из-за меня или просто занят. В чем дело??
- Вы вышли из комнаты, не попрощавшись со мной, и я понятия не имел, взбесило ли вас мое поведение или вы просто забыли. Что здесь происходит?
Знание того, когда попробовать другую стратегию с учащимся, чтобы улучшить его обучение, также является примером восприятия.
Каковы 3 части проверки восприятия?1. Описание – Важно дать подробный отчет о том, что вы видели, то есть описать поведение, которое вы наблюдали.
2. Интерпретация – Должны быть предоставлены две разные интерпретации поведения.
3. Пояснение — Спросите о поведении и ваших интерпретациях у человека, о котором идет речь. Действия человека и ваши интерпретации должны быть прояснены.
Использование этого примера для демонстрации трех частей проверки восприятия.
Пример: Вы вышли из комнаты, не попрощавшись со мной, и я понятия не имел, взбесило ли вас мое поведение или вы просто забыли. Что здесь происходит?
Описание
«Вы вышли из комнаты, не попрощавшись со мной»,
Интерпретация
«Я понятия не имел, взбесило ли вас мое поведение»
«или вы просто забыли».
Разъяснение
«Что здесь происходит?»
Каковы 3 этапа проверки восприятия?Стадии восприятия включают сенсорную симуляцию, выбор, организацию и интерпретацию.
Несмотря на то, что мы не часто это осознаем, эти этапы оказывают существенное влияние на то, как мы видим окружающий мир.
Отбор Моделирование и отбор
Наши чувства постоянно перегружены раздражителями. Мы чувствуем что-то своими чувствами.
Эти чувства активируются, и этот стимул устремляется в мозг, чтобы быть обработанным нейронами мозга.
Но есть во всем этом одна загвоздка.
Мы не можем обращать внимание на все, что происходит вокруг нас.
Мы не можем обращать внимание на все, чем нас бомбардируют в эти дни.
Мы должны использовать наши чувства, чтобы сузить наши возможности; здесь вступает в действие сенсорный отбор.
Выбор, на каких сенсорных сигналах сосредоточиться, а на каких игнорировать, известен как сенсорный отбор.
Точно так же, как мы редко осознаем остальную часть процесса восприятия, этой «сенсорной нагрузкой» необходимо управлять.
Структура организации
Организация — это второй этап восприятия после активации наших органов чувств. Чтобы заметить закономерности в стимулах, мы должны сначала их систематизировать.
Стадия интерпретации
После распознавания стимулов и придания им понятной формы мы маркируем их.
Пережив что-то, мы анализируем это и пытаемся понять; это известно как этап интерпретации.
Согласно коммуникационной модели, наше восприятие окружающей среды формируется нашими собственными личными рассказами, которые, в свою очередь, влияют на наши ее интерпретации.
Отбор, организация и интерпретация являются частью процесса восприятия.
Проверка собственного восприятия, а также восприятия других людей требует способности точно определять, что происходит, предлагать альтернативный опыт или поведение и запрашивать разъяснения.
Что-то из этого происходит в нашем сознании, а что-то происходит в результате нашего взаимодействия с другими.
Почему важна проверка восприятия?Проверка восприятия показывает, что вы слушаете то, что говорит другой человек, что позволяет людям лучше понимать друг друга.
В результате этого может быть достигнут более глубокий уровень связи. Проверка восприятия может помочь разрядить напряженные обстоятельства.
Мы расстраиваемся, когда думаем, что другой человек не понимает, о чем мы говорим.
Проверка восприятия, с другой стороны, создает у людей впечатление, что их слышат и что их мнение имеет значение.
Преимущество заключается в повышении точности интерпретации сообщений; наша цель состоит в том, чтобы построить мост взаимопонимания между нами и уменьшить защитный и конфликтный потенциал; что удерживает нас от необоснованных предположений.
Чтобы осмыслить окружающий мир, люди используют восприятие как средство организации и интерпретации своей сенсорной информации.
Что такое проверка прямого восприятия?Спрашивать кого-то другого, верны ли ваши интерпретации того, что вы видите, называется прямой проверкой восприятия. Прямую проверку восприятия можно увидеть в действии в следующем сценарии.
- Если вы ее неправильно поняли, возможно, она вам скажет: «Нет, я вовсе на вас не сержусь; почему ты так думаешь?»
- «Я была бы признательна, если бы вы позволили мне побыть несколько минут», — может сказать она в ответ на ваш вопрос.
Следовательно, прямая проверка восприятия будет вашим лучшим выбором, когда вы спрашиваете о точности своего восприятия, имея второе мнение.
В чем разница между прямой и косвенной проверкой восприятия?Косвенная проверка восприятия включает в себя подтверждение ваших предположений, продолжая наблюдать и слушать человека, чтобы проверить его, это может включать прослушивание указаний в голосе человека.
Пример косвенной проверки восприятия: «Наблюдение за действиями вашего друга, чтобы увидеть, рассердится ли он», в отличие от прямого вопроса о том, было ли ваше восприятие ситуации правильным.
Прямая проверка восприятия связана с ситуацией, когда необходимо задавать вопросы, чтобы предоставить дополнительную информацию, подтверждающую ваши предположения.
Косвенная проверка восприятия, в отличие от прямой проверки восприятия, не требует задавания вопросов.
Как восприятие влияет на реальность?Существует различие между восприятием и реальностью, однако восприятие может влиять на то, как мы воспринимаем реальность, потому что восприятие сильно влияет на то, как мы видим вещи.
Восприятие подобно линзе, позволяющей нам видеть окружающий мир. На наше восприятие мира влияют наши собственные мысли и чувства.
Из-за того, как мы воспринимаем вещи, наши действия и решения формируются нашим восприятием.
В результате мы склонны полагать, что наше восприятие реальности является истинным отражением самой реальности.
Мы можем лучше контролировать свои действия и слова, просто признав, что наше эмоциональное настроение влияет на наше восприятие.
Эмоциональный контроль может оказать существенное влияние на нашу реальность.
Какова функция восприятия в нашей повседневной жизни?Связать восприятие с нашей повседневной жизнью может быть проще, чем кажется, потому что то, как мы воспринимаем мир, влияет на наши идеи, действия и поведение.
Это помогает нам соединять точки и обнаруживать закономерности, ситуации и объекты.
Мы можем взаимодействовать с окружающим миром благодаря нашей способности его воспринимать.
Чтобы понять человеческое поведение, очень важно понять функцию восприятия, а также то, как люди смотрят на мир и решают жизненные проблемы.
Мы можем взаимодействовать с окружающим миром благодаря нашей способности его воспринимать.
Чтобы полностью понять человеческое поведение, нужно иметь полное представление о человеческом познании и восприятии.
Что такое Положительное самовосприятие ?Самовосприятие относится к восприятию человеком своего собственного «я» или любых психических или физических качеств, составляющих «я».
Подобное видение может быть основано на фактическом самосознании или различных искажениях.
Хорошее самовосприятие ведет к позитивному взгляду на себя.
Уверенность в себе возникает, когда вы смотрите на себя в зеркало как на счастливого, здорового человека.
Видеть себя желанной и привлекательной личностью, полагая, что вы умный человек.
Позитивное представление о себе может сильно повлиять на то, как мы относимся к себе и окружающему миру.
Положительный взгляд на собственное благополучие приносит много пользы для здоровья.
Эффект самовосприятия объясняет, почему люди хмурятся и улыбаются, когда злятся или радуются.
Какое значение имеет позитивное самовосприятие?У каждого из нас могут быть личные и профессиональные трудности, и мы можем даже оказаться в ситуациях, которые заставят нас пересмотреть наши собственные ценности и мораль.
В этом сценарии проверяется личность.
Самооценка и самовосприятие имеют решающее значение в это время.
Чтобы не быть опустошенным отказом, мы должны иметь высокую самооценку и позитивное самовосприятие.
В результате нашей высокой самооценки наши чувства и убеждения о себе способны возвысить нас.
Вот почему нам нужно изменить свое мышление, а это непростая задача, когда мы думаем плохо и негативно относимся к себе.
Как можно улучшить самовосприятие на рабочем месте?Положительное представление о себе влияет на наше взаимодействие с другими людьми и помогает улучшить обстановку на рабочем месте.
Несогласие в офисе также может быть вызвано ошибочным восприятием. Позитивное восприятие на рабочем месте — первый шаг к успеху.
Можно ли с уверенностью предположить, что вас не повысят по службе, если ваш работодатель и коллеги плохо относятся к вашему характеру?
Обращая внимание на то, как ваши действия влияют на других, вы можете улучшить мнение своих коллег о вас.
Также важно избегать нежелательных действий и общаться с людьми, на которых смотрят другие, чтобы контролировать, как вас воспринимают.
Как преодолеть барьеры восприятия?Нашей способности точно воспринимать других мешают многочисленные препятствия.
Эти проблемы можно решить, изучив влияние на нашу жизнь и приняв участие в процессе самоанализа, медитации и возможного изменения нашего стиля общения.
В нашей лени, игнорировании или стереотипах и предубеждениях фильтры и барьеры восприятия влияют на то, как мы видим других и реагируем на них.
Чтобы отслеживать наши собственные взгляды и реакции на других, мы используем метод проверки восприятия.
Развитие эмпатии, осознание стереотипов и предубеждений и самоанализ могут помочь нам улучшить наше восприятие других.
Что такое барьер восприятия для общения?Наши личные предпочтения, ценности и взгляды, а также наше происхождение и жизненный опыт создают «фильтры», через которые мы интерпретируем других людей, события и информацию.
Перцептивные барьеры для общения — это умственные препятствия, которые мы возводим в результате наших предвзятых представлений о людях, местах и вещах в нашем непосредственном окружении.
Если точки зрения отправителя и получателя не совпадают, это может стать серьезным препятствием в процессе коммуникации.
Как восприятие влияет на процесс общения?Поскольку мы по-разному реагируем на раздражители в зависимости от того, как мы их воспринимаем, этот процесс влияет на то, как мы общаемся.
По мере того, как человек оценивает, систематизирует и интерпретирует информацию, формируется его восприятие.
Мы выбираем информацию на основе наших ожиданий и того, как мы их воспринимаем.
Общение — это обмен, получение и передача фактов, информации и знаний между двумя или более людьми.
Неудачи в общении могут быть вызваны небольшими неправильными истолкованиями или даже значительными неверными истолкованиями из-за различий во взглядах.
Когда дело доходит до понимания нашего опыта, восприятие является когнитивной функцией, которая помогает нам в процессе получения, фильтрации и интерпретации поведения и разговоров.
Восприятие помогает нам выбрать канал для общения, оно может помочь выбрать сообщение для передачи и способ передачи сообщения.
Восприятие передается и создается посредством общения, что является ролью восприятия в передаче информации.
Как улучшить процесс восприятия коммуникации ?По сути, барьеры восприятия являются результатом врожденных предубеждений, которые у нас есть по отношению к людям или событиям в нашем непосредственном окружении.