Восприятие таблица – —

22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания

Ощущение (от лат.sensus – чувство, ощущение сенсорика)

Восприятие (от лат.perceptio – восприятие перцепция)

Познавательные психические процессы чувственного познания

Чувственное отображение объективной реальности; отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Эволюционно самая элементарная форма психического отражения.

Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (в виде целостных образов)

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, т.к. любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение.

Ощущением обладают все животные, живые существа

Только высшие. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, помимо ощущений задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются память и мышление. Перцептивная система человека

Ощущения находятся в нас самих

Воспринимаемые свойства предметов и их образы локализованы в пространстве.

Итогом возникновения ощущений является некоторое чувство (ощущение яркости, громкости)

В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению.

Для появления ощущений активность не требуется

Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо проявить встречную активность, направленную на его исследование.

Качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

Единство: при

ощущении и восприятии  непосредственное воздействие на органы чувств, следствие воздействия.

23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности

Память — всеобщее свойство живых организмов. В работе А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» указывается, что переход от биологических примитивных форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом «длительного и сложного процесса культурного, исторического развития».

Память — основа психической жизни личности, ведь человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде, если бы не сохранял следы воздействия окружающих его предметов в памяти.

Память – это психический процесс запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта (обстоятельств жизни и деятельности личности.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

И.М.Сеченов называл память краеугольным камнем психического развития.

Память связывает воедино наш прошлый опыт с настоящим, ориентируя на деятельность в будущем.

Особенности памяти как процесса:

    1. Она связана со всеми психическими структурами;

    2. Она не направлена на непосредственное отражение мира, а имеет дело со вторичными образами и понятиями, оперирует тем, что осталось в ней. Эти способности называют мнемическими, т.е. способностями запоминанию.

Первые попытки объяснения механизмов памяти на психологическом уровне связаны с теорией ассоцианизма. Запоминание, по этой теории,  это связывание впечатлений прошлого с настоящим. Условием проявления связи между впечатлениями является одновременность их появления. Одно из проявлений ограниченности теории ассоцианизма состоит в том, что смежность объектов во времени и пространстве считается достаточным условием для запоминания их как имеющих связь. Такая трактовка механизмов памяти не учитывает избирательного характера связей между впечатлениями в процессе запоминания. Понятие ассоциации закрепилось в психологии. «Краткий словарь системы психологических понятий» К.К.Платонова дает следующее определение: «Ассоциации — это отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом». Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации — механизм запоминания и воспроизведения, но всех явлений памяти они не исчерпывают. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти. Например, закон забывания Германа Эббингауза. В соответствии с этим законом (выведенным на основе опытов с запоминанием 3-х буквенных слогов) забывание вначале идет довольно быстро, в течение 1 часа – до 60% забывается, чрез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

На основе критики ассоцианизма возникли новые теории. Одна из них — теория гештальтизма (от немецкого «гештальт»  структура). В отличие от элементарного подхода к явлениям ассоцианистов, гештальтисты учитывают, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме (изоморфизм). В «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского отмечено, что определенная организация материала играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в деятельности субъекта. А у гештальтпсихологов принцип целостности действует вне и помимо деятельности субъекта.

Бихевиоризм подчеркивал роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделял изучению того, как работает память в процессе научения.

Психоанализ З.Фрейда выяснял роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, описал механизмы подсознательного забывания материала.

В начале 20 века возникла смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер) На 1-ый план при запоминании и воспроизведении материала выдвигается смысловое содержание материала. Смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое.

В отечественной психологии развивается в настоящее время теория деятельностного опосредования всех психических процессов, доказывающая, что запоминание зависит от того, какую роль играет данный материал в деятельности человека. В контексте этой теории память выступает как особый вид психической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов).

studfiles.net

Тема 2. Восприятие

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Задание 4

Исследование наблюдательности

Цель исследования: установить уровень развития наблюдательности.

Материал и оборудование: две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем. кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из. картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи,ручка и секундомер.

Процедура исследования

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!»

После экспонирования картинок и записи найденных отличий испытуемого просят дать отчет. Из самоотчета нужно узнать, хорошо ли было видно детали картинок, удовлетворен ли испытуемый результатами своей наблюдательности.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 – 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 – то наблюдательность испытуемого плохая или слабая.

Наблюдательность поддается развитию, для этого ее нужно тренировать. Можно разработать программу развития, подобрав специальные упражнения для улучшения наблюдательности. Главным моментом в таких упражнениях должно стать решение задач нахождения как можно больше признаков предметов, явлений после их кратковременного восприятия.

Задание 5

Исследование восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе «А».

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени «С»

Фактическое время «А»

30с 60с 120с

 

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Кт – коэффициент точности оценки времени; А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени; С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Задание 6

Исследование познавательного контроля при восприятии

Цель исследования: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал и оборудование: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Как можно быстрее прочитайте слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»

После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым.

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте.

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова.

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель «П» к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде «Начали!» выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель «П» может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если П оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек «как можно быстрее». В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину «отклонения» показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.

Литература:

Задание 4. Исследование наблюдательности

  1. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.154.

  2. Фридман Л.M., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.88.

Задание 5. Исследование восприятия времени

  1. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. Методики психодиагностики в спорте. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990.C.151.

  2. Практикум по общей психологии / В.В.Богословский, Т.И.Бочкарева, А.И.Великородн; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.154-155.

  3. Практические занятия по психологии/Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.78-79.

Задание 6. Исследование познавательного контроля при восприятии

  1. Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис… канд. психол. наук. – Л., 1976.

  2. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М.А. Холодная. Киев: УМК ВО, 1990. С.17-18.

studfiles.net

Тема 3. Восприятие

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Лабораторная работа № 6 Исследование восприятия времени

Цель исследования:определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование:секундомер и таблица-протокол исследования.(см. далее).

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом «Стоп!» определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу».

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы «С» в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе «А».

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени «С»

Фактическое время «А»

30с

60с

120с

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Кт– коэффициент точности оценки времени;

А– фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

С– временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают.

Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

studfiles.net

Психология восприятия цвета человеком

Цвет несет в себе информацию об окружающем нас мире, а так же влияет на настроение человека, его поступки и решения. Он может вызывать некоторые ассоциации или же воздействовать на мозг человека, заставляя его чувствовать соответствующие эмоции и совершать определённые действия.

Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является их цвет. Он несет в себе информацию, необходимую для коммуникации и воспринимается как сенсорное впечатление. Однако, это восприятие субъективно, так как формируется только в мозгу смотрящего. Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Например, если трава зеленая. Это значит, что из всего диапазона волн она отражает волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн – черный.

Цветоведенье (колористика) – наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешивание, гармонию, культуру, восприятие человеком и т.д. Первый кто создал систему цветов был Леонардо Да Винчи, он выделил 6 основных цветов: белый, черный, желтый, красны, синий, зеленый.Один из аспектов колористики – изучение психологического восприятия цвета человеком. Почему красный значит «стоп», а зеленый «идите». Цвет воздействует на физиологию и психологию человека, поэтому с его помощью можно вызвать ту или иную эмоцию. Так «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как имеет наибольшую длину волны, что требует большего количества энергии. С зеленым или синим же наоборот. Мягкие, пастельные цвета вызывают ощущение спокойствия, когда яркие раздражают.

Восприятие цвета может часто меняться в зависимости от психофизиологического состояния человека. Например, уменьшатся, если наблюдатель устал, или наоборот увеличиваться в случае опасности. В таблице ниже приведены краткое описание цветовых ассоциации и то, как цвет может воздействовать на человека.

Рисунок 1. Схема эмоционального восприятия цветовых оттенков

Таблица 1. Цветовые ассоциации, восприятие цвета

Цвет

Ассоциации

Воздействие

Белый

Чистота, невинность, нейтральность, легкость.

Увеличивает пространство, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

Черный

Тайна, анонимность, глубина, траур.

Передает глубину, может действовать депрессивно.

Желтый

Приветливость, веселость, энергия.

Способствует решению задач и проблем, стимулирует мозг.

Красный

Энергия, скорость, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война.

Улучшает настроение, возбуждает, лидерство.

Синий, голубой

Лед, море, небо, депрессия, верность, мир, спокойствие, устойчивость, чистота, безопасность, истина.

Прохлада, снимает воспаления, уменьшает уровень тревожности, при слишком долгом воздействии возникают утомление и усталость.

Зеленый

Природа, здоровье, умиротворение, зависть, неудача.

Успокаивает нервную систему, снижает усталость, концентрирует внимание.

Оранжевый

Тепло, уверенность, свет.

Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление.

Коричневый

Земля, очаг, устойчивость.

Создает атмосферу уюта и безопасности, располагает к коммуникации.

Стоит учесть, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и чёрного цветов (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Цвет так же очень важен в интерьере. Как, например, красный хорошо подойдет столовой, так как повышает аппетит, а в кабинете с преобладанием голубых тонов будет лучше сосредотачиваться внимание.

Рисунок 2. Наиболее подходящие цвета для разных комнат

Так же цвета зрительно могут изменять восприятие поверхностей интерьера. В маленьких комнатах стены рекомендуется делать светлых тонов, для того что бы зрительно увеличить ее. Яркие же или темные цвета в таком случае будут давить на человека, их рациональнее использовать в больших помещениях или для выделения отдельных функциональных зон.

А вот светлый пол, вне зависимости от комнаты будет создавать эффект меньшей устойчивости и надежности, чем темный.

В таблице ниже разобрано эмоциональное восприятие отдельных цветов плоскостей комнаты.

Таблица 2. Эмоциональное восприятие цвета в интерьере

Цвета

Поверхности

Потолок

Стены

Пол

Бежевый, розовый, светло-желтый

Возбуждают

Создают ощущение тепла, зрительно сужают пространство

Вызывают чувство зыбкости, хрупкости, ненадежности

Красный, коричневый, желто-зеленый

Угнетают, вызывают чувство одиночества

Сужают пространство

Вызывают чувство устойчивости, безопасности

Голубой, светло-зеленый, светло-серый

Создают ощущение света, высоты

Простор, прохлада

Тревога, неуверенность, выглядят скользкими, неустойчивыми

Серый, синий, темно-зеленый

Удручают

Вызывают чувство отчуждения, охлаждают эмоции

Создают ощущение прохлады и устойчивости

Знания о восприятии цветов активно используются в маркетинге и рекламе. При создании логотипа для того или иного товара необходимо, прежде всего, заинтересовать будущего клиента. Кроме того, дизайнер должен точно определить какие эмоции вызовет у человека разработанное им изображение. Например, если мы создаем логотип кукол для девочек, то непременно выигрышным вариантом будет розовый цвет, поскольку он сочетает в себе сладость и сказочность. Или же идея логотипа для закусочной — неплохим цветовым вариантом будет желтый, так как он несет в себе веселье и дружелюбие. Такое место будет веять уютом и теплом, и, несомненно, обеспечит большой поток клиентов.

Рисунок 3. Влияние цвета на человека в маркетинге и рекламе

Таким образом, мы можем сделать вывод, что цвета не только делают жизнь ярче, но и воздействуют на наши мысли и поступки, определяя наше настроение. Знания о восприятии цветов можно рационально использовать маркетинге, дизайне, психологии (для определения типа человека). Исходя из вышеизложенного, подведем итог – у цветов есть своя система, которая была осознанно замечена человеком множество столетий назад. Вследствие чего сложилась целая наука о цвете. Человек с младенческого возраста учится цветовосприятию, которое в дальнейшем зависит от личностных характеристик индивида. Немаловажную роль в восприятии цвета играет культура, а также многие другие факторы.

novainfo.ru

Виды восприятия — Психологос

Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.

Первичное и вторичное восприятие

Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия — внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.

Личное и социальное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→

Объемность восприятия

Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций — его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. См.→

Модальности восприятия

Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность

Произвольность (управляемость) восприятия

Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.

Субъективность восприятия

В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. См.→

Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие

Восприятие может быть более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).

Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?

Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!

Апперцепция

Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.

Если в Болгарии вы кивнете – болгары подумают, что вы сказали нет…

www.psychologos.ru

Материал на тему: Развитие зрительного восприятия детей по возрастам (в таблице)

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Социально-эмоциональное развитие

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым

Общая моторика, моторика рук

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках

Зрительно-двигательная координация

Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

Восприятие, Предметно-игровая деятельность

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.

Психическое развитие

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой)

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он — папа, она — мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии

Память:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов

Понимание речи, речь

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет «не трогай». Ассоциирует простые слова по категориям: «пища», «одежда»

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать»

Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»)

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова

ФЭМП

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры

nsportal.ru

Классификация и виды восприятия, Классификация восприятия, Восприятие пространства

Классификация восприятия

Восприятие делятся на виды по нескольким основами

. По ведущим анализатором выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестезическая, обонятельное и вкусовое

Процесс восприятия осуществляется обычно рядом анализаторов, взаимодействующих между собой качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухов ого анализатора является основным, большое значение приобретает кинестезический анализатор. Различные виды восприятия редко наблюдаются в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Так, просмотра яд кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, ибо зритель воспринимает кадры, проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины в данном процессе принадлежит ить и двигательный анализатор, участвует в восприятии речи и музыки. Предпочтение того или иного анализатора в восприятии определяется обычно характером самого объектаоб’єкта.

. По формам существования материи выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения

Восприятие пространства

Во взаимодействии человека с окружающей средой восприятия пространства является обязательным условием ее ориентировки в этой среде

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов

Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, которое занимает определенное место в пространстве и имеет определенные п пространственные признаки: величину, форму и замеры тела, направление движений в просторі.

Установлено, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный ан нализатор, с помощью которого устанавливается это взаимодействие. В специальных механизмов пространственной ориентации относятся нервные связи между двумя полушариями в анализаторных деятельности: бинокулярное зрение, би науральний слух, бимануальная ощупь т.д.. Важным фактором в отражении пространственных качеств предметов является функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия п олягае в том, что одна из сторон анализатора является ведущей, доминантнотною.

Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезическая анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. По выражению. ИМ. Сеченова, глаз является измеримой иком пространства. Хрусталик меняет свою кривизну в зависимости от удаленности предмета, действующей на него. На близком расстоянии он становится выпуклее, на отдаленной — плоским. Аккомодация глаз с важных двигательных им механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние за нарушения аккомодации снижается точность зрительного восприятия расстояниямивідстані.

Важное значение для восприятия расстояния должны движения глаз, в частности их конвергенция. При переводе глаз с отдаленного объекта на менее удаленный имеется их конвергенция — тем больше, чем ближе объект объект. Конвергенция глаз наблюдается в условиях бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Восприятие расстояния одним глазом характеризуется недостаточной точностьюстю.

Взаимодействие зрительного и кинестезическая анализаторов обеспечивает адекватное восприятие размера, формы и их удаленности от нас. ИМ. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы в обводим их движениями глаз, словно»щупальцами»Между движениями глаз и отражением предмета на их сетчатке устанавливается связь, что позволяет лучше воспринимать размеры и формы предметеорми предметів.

информативным признаком, которую необходимо выделить при ознакомлении с формой, является контур. Зрительная система не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется работодателем й движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предметта.

Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Что лучше человек знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм

При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном звезды изображение падает на диспарантни, т.е. на несовпадающие точки сетчаток правого и левого глаза. Кол ли изображение падает на идентичные, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантнисть изображение предмета очень большая, то изображение начинает восприниматься двояко. Да, я сли смотреть на шнурок, который висит вертикально на расстоянии в несколько метров, и одновременно держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взгляд на карандаш, мы получим двойное восприятие я шнурка. Если же диспарантнисть не превышает определенной величины, возникает восприятие глубинылибини.

При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза объединяется в мозговых частях зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета воспринимается

По удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимно расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь с светотени, правильно определять расположение предметов в просторі.

В восприятии пространства, в частности расстоянии, участвуют обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что где-то около размещается столовая, по звуку шагов — распознать, далеко ли и близко от вас идет человека.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *