Восприятием называется психический процесс суть которого в: Вопрос: Восприятием называется психический процесс, суть которого в: : Смотреть ответ

Содержание

Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира.

* Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг в друга.

* Однако между ними существуют коренные различия: Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений.

Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.

Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Фазы восприятия.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Известно, что мозг человека обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи).

Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как активную перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Результат восприятия – психический образ объекта

 В формировании перцептивного образа принимает участие мышление. Процесс восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память. Иными словами, способ классификации воспринимаемых явлений тесно связан с предыдущим жизненным опытом.

Таким образом, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих

 перцептивных фаз:

1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей). На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать). На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти). На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, “называние объекта”). На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, осознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.

Виды восприятия.

Опираясь на современную психологическую литературу, выделяют несколько вариантов классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

        1. зрительное,

        2. слуховое,

        3. осязательное,

        4. кинестетическое,

        5. обонятельное

        6. вкусовое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

              1. восприятие пространства,

              2. восприятие времени

              3. восприятие движения.

Восприятие пространства и времени

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего того, что человек воспринимает. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление су­ществует во времени. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обу­словлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необхо­димо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов.

При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях.

К пространственным свойствам предмета относятся:

— величина,

— форма,

— положе­ние в пространстве.

В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен.

1. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно.

2. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный.

Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.

 Свойства восприятия.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

1. предметность,

2. целостность,

3. структурность,

4.  константность,

5.  осмысленность,

6.  избирательность.

1. Предметность восприятия  это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Предметность – это соотнесенность образа с предметом. Таким образом, возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (движения руки, микро- и макродвижения глаз).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

4. Константность относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изо­бражения, как если бы он находился рядом.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность, таким образом, уменьшает разнообразие внешнего мира, экономит объем памяти, уменьшая описание образов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Таким образом, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В.Вундта.

Константность — это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия.

Виды константности восприятия:

  • константность формы,

  • константность размера, величины,

  • константность глубины,

  • константность скорости,

  • константность цвета.

Константность формы. Лишь в одном случае изображение на сетчатке имеет ту же форму, что и сам объект, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взгляда. Но в повседневной жизни объекты располагаются под углом к направлению взгляда и все равно воспринимаются верно — это константность формы. Решающим в восприятии константности формы является регистрируемая информация о наклоне объекта, если такая информация отсутствует, объект воспринимается неоднозначно. Помимо наклона, для константности формы можно использовать различную удаленность его сторон, т.е. константность размера.

Константность величины — относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.

Константность глубинынезависимость видимой глубины между двумя точками от их абсолютной удаленности.

Восприятие скорости. Чем ближе траектория движения, тем выше будет скорость смещения ретинального изображения. Поэтому движение далеко расположенных объектов кажется медленнее, чем в реальности. Воспринимаемая скорость близких объектов существенно не меняется. Т.о. существует константность воспринимаемой скорости. Альтернативное объяснение – воспринимаемая скорость зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени. На восприятие скорости влияют 2 параметра:1)характер окружения 2)адекватность информации о расстоянии.

Константность цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Явление константности цвета обуславливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

5. Осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

6. Избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

Содержание восприятия определяется и личностными особенностями человека, а именно: мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

 Феномены восприятия

Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии ЗАКОНЫ ГЕШТАЛЬТА.

Познавательные процессы. Ощущения и восприятия

Успейте получить инструменты учителя по летним ценам! Скидки до 50% на комплекты видеоуроков и электронных тетрадей.

 

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Выбрать материалы

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УД Психология

Вопрос 1

Психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется:

Варианты ответов
  • восприятием
  • ощущением
  • памятью
  • рефлексом
Вопрос 2

Величина раздражителя, позволяющая человеку сначала почувствовать воздействие, а затем осознать его, называется:

Варианты ответов
  • контрастом ощущений
  • адаптацией
  • порогом чувствительности
  • верхним порогом чувствительности
Вопрос 3

Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется порогом:

Варианты ответов
  • нижним абсолютным
  • верхним абсолютным
  • разностным
  • дифференциальным
Вопрос 4

Восприятием называется психический процесс, суть которого в:

Варианты ответов
  • отражении в сознании человека предметов или явление в совокупности его свойств
  • опосредованном отражении отдельных свойств физических объектов
  • отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира
  • абстрактом отражении предметов и явлений материального мира
Вопрос 5

Способность к ощущениям имеется:

Варианты ответов
  • у всех живых существ, обладающих центральной нервной системой
  • у всех живых существ
  • только у человека
  • у всех живых существ, обладающих нервной системой
Вопрос 6

Осознаваемые ощущения доступны:

Варианты ответов
  • всем биологическим формам жизни
  • человеку и высшим животным
  • только человеку
Вопрос 7

Отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира называется:

Варианты ответов
  • избирательностью
  • адекватностью
  • осмысленностью
  • предметностью
Вопрос 8

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

Варианты ответов
  • представление
  • восприятие
  • когнитивный диссонанс
  • ощущение
Вопрос 9

Для какого познавательного процесса характерны следующие свойства «предметность, апперцепция, константность, осмысленность, избирательность, целостность»:

Варианты ответов
  • память
  • внимание
  • ощущение
  • восприятие

Пройти тест

Сохранить у себя:

© 2021, Онищенко Яна Александровна  377

Бессознательное восприятие | Видение вещей такими, какие они есть Теория восприятия

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВидеть вещи такими, какие они есть: теория восприятия Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВидеть вещи такими, какие они есть: теория восприятия Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Сирл, Джон Р. , «Бессознательное восприятие», Видение вещей такими, какие они есть: теория восприятия (

New York , 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 марта 2015 г.), https://doi.org /10.1093/acprof:oso/9780199385157.003.0008, по состоянию на 17 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВидеть вещи такими, какие они есть: теория восприятия Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicВидеть вещи такими, какие они есть: теория восприятия Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой главе исследуется понятие бессознательного восприятия. Он рассматривает эксперименты по бессознательной обработке информации, включая слепое зрение, потенциал готовности и рефлексы. Он утверждает, что для того, чтобы что-то было бессознательным ментальным феноменом, оно должно быть чем-то, что могло бы быть сознательным, иначе не было бы психологической реальности, аспектуальной формы, интенционального содержания. И это верно для бессознательных физиологических процессов.

Ключевые слова: восприятие, бессознательные действия, бессознательная обработка информации, слепое зрение, потенциал готовности, рефлексы

Субъект

Философия Философия разума

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что такое психология? — Определение психологии

Определение психологии

Что такое психология? Можно ли дать определение психологии? Да, согласно веб-сайту Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение разума и поведения». Нет, возражают другие. Психология охватывает различные области и приложения; мы можем указать на них по отдельности, но мы не можем определить сущность, разделяемую всеми. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.

Философы всегда размышляли о природе разума. В 1800-х годах физиологи, изучающие чувства, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 г. Вильгельм Вундт видел в этих течениях необходимость самостоятельной науки, науки непосредственного опыта, систематического анализа сознательного человеческого субъективного мира.

В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «науку о психической жизни… ее явлениях и их условиях. Феноменами являются… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное» 9.0162 (стр. 1). И Вундт, и Джеймс основали первые лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы были частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, сочетающая физиологические исследования с изучением психических процессов, также является активной современной областью.

Расширения и модификации психологии

Но является ли психология просто изучением человеческого сознания? Не со времен Зигмунда Фрейда. Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы занимают центральное место в понимании человеческой личности и ее мотивов. (Изучение личности остается важной современной областью.)

Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Тогда Эдвард Л. Торндайк, интересующийся эволюцией разума, приводил в свою лабораторию различных животных и изучал процессы их обучения. Так началась сравнительная психология, раздел, который сравнивает поведение разных видов. И дети стали частью заботы психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие взялись за изучение развития ума от младенчества до зрелости, подобласть психологии развития.

Первоначально психология занималась универсальными качествами опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика сейчас используется во многих подобластях, и оценка человеческих различий остается активной подобластью.

В 1913 году Джон Уотсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — это основывать ее на систематических наблюдениях за поведением. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи вняли его призыву основывать свою область на систематике. Повторяемые поведенческие наблюдения — позицию, которой сегодня придерживаются многие, но не все. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто путем выводов из поведения (Вольфганг Келер, Жан Пиаже), господствующая экспериментальная психология приняла это определение: Психология – это наука о поведении .

Несколько направлений сошлись в середине века, чтобы вернуть психические процессы в основное русло экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, обрабатывающие информацию, вдохновили исследователей на изучение того, как люди обрабатывают информацию, когда они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику основной областью. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, были признаны важным вкладом в когнитивное развитие. Джордж Миллер (1962) учебник объявил новый акцент в своем названии: «Психология: наука о психической жизни» (но еще в 1997 г. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).

Факторы вне психологии также расширили предмет психологии. События, связанные со Второй мировой войной, дали толчок развитию социальной психологии (области, граничащей с социологией), поскольку к небольшому коллективу, изучавшему влияние социальной жизни на психологические процессы, присоединилось много новых исследователей. Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов, как и сегодня.

Прикладные области психологии

Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психология — это то, чем занимаются психологи, приложения, а также области исследований являются определяющими частями поля, и так было почти с самого начала.

Фрейд построил свою психоаналитическую модель психики в связи с развитием психотерапии. Сам будучи врачом, он понял, что медицинские степени не нужны для занятий психотерапией. Сегодня психотерапевт может быть психиатром (со степенью доктора медицины), клиническим психологом или психологом-консультантом (со степенью доктора философии или психиатрии) или социальным работником (со степенью магистра медицины). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые когнитивные; третьи опираются на другие традиции или создают свои собственные смеси.

Появились и другие прикладные профессии. Педагоги-психологи работают со школами и учебными планами. Промышленные, организационные и инженерные психологи работают в организационных условиях и решают такие проблемы, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые людям легко использовать. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт для разработки тестов специально для прикладных условий, таких как образование, промышленность и армия. Прикладные когнитивные психологи работают с искусственным интеллектом, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее». Некоторые прикладные социальные психологи занимаются разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Психологи здоровья применяют принципы, например, как уменьшить стресс, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным видам деятельности в правовой системе.

Последние разработки в области психологии

Предмет психологии продолжает расширяться. В последнее время психологи, обеспокоенные окружающей средой, разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к различиям в человеческом опыте породила такие области, как культурная психология (которая граничит с антропологией), психология женщин, афроамериканская психология и подполя внутри подполей (например, в рамках психологии развития изучение старения). Некоторые психологи вернулись к истокам психологии в философии, изучая и размышляя над предположениями и последствиями различных философских и психологических подходов (подполей теоретической и философской психологии).

Психологи продолжают спорить о методах психологии. Сторонники новой подобласти, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературоведения, такие как поиск тем по мере того, как люди рассказывают свои истории. Многие другие не согласны. Они опираются на все более сложные лабораторные и статистические методологии и считают их необходимыми для научной базы психологии.

Среди всего этого разнообразия в подполях и приложениях, среди всех этих разногласий по методу и предмету, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие чувствуют общую заботу всех психологов, будь то фундаментальные исследования — от биопсихологии до культурной психологии — или приложения. Один из способов выразить эту общую озабоченность таков: психологи изучают осмысленные действия индивидов и их состояния: действия в уме как психические процессы или наблюдаемые как поведение, возможно, сознательное, а возможно, и нет: прежде всего человеческая деятельность, но также и деятельность животных; действия, характерные для человека, социального контекста или культуры, или универсальные для человека: значения, раскрываемые в действиях в отдельном эпизоде ​​или в моделировании всей жизни.

Ссылки:

  1. Аш, С. (1987). Социальная психология. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  2. Баарс, Б.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *