Общее понятие о восприятии
1.01.2012Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать его. Даже рассматривая обыкновенное множество точек, мы стремимся к их композиционной организации.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
Ключевые слова: ВосприятиеИсточник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Основные характеристики приема информации оператором … |
Восприятие младенца Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец |
Особенности восприятия младших школьников Дубровина И.В., Младший школьник |
Понятие о восприятии Столяренко Л. Д., Основы психологии |
Сущность взаимопонимания и этапы его установления Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Общие свойства сенсорных систем … |
Эффекты межличностного восприятия Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Механизмы восприятия в межгрупповом общении Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий |
38. Понятие о восприятии. Шпаргалка по общей психологии
38. Понятие о восприятии
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия.
Восприятие характеризуется целостностью. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними свойствами «духа», его изначальными целостными структурами. Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные структуры, заключается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целые.
Виды восприятия. Восприятие различается в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.
Восприятие различается также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит
42. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении
42. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных
§15. Общее понятие о восприятии
§15. Общее понятие о восприятии На наши органы чувств всегда действует огромное количество раздражителен, причём значительная часть из них лежит выше порога. Таким образом, мы всегда имеем множество ощущений, отражающих отдельные свойства вещей. На основе этих ощущений
§20. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении
§20. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы
1.
Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой
Чем мы отличаемся в восприятии
Чем мы отличаемся в восприятии Мужчины и женщины одно и то же явление воспринимают по-разному.
Мужчина видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картинку мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину.§ 1. Понятие об эмоциях
§ 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной регуляции поведения,
VII. Что можно сказать о «внечувственном восприятии»?
VII. Что можно сказать о «внечувственном восприятии»? Парапсихологи полагают, что живые существа, и в частности человек, в процессе эволюции выработали для восприятия и воздействия на расстоянии такие органические приспособления, которые можно, сравнить с современными
Трещины в восприятии
Психологические ресурсы: Теории восприятия
Теории восприятия · Восходящая теория восприятия -Теория прямого восприятия (экологический взгляд) Сверху вниз и Восходящие теории восприятия Психологи часто различают подходы «сверху вниз» и «снизу вверх». обработка информации. В нисходящих подходах знания или ожидания используется для управления обработкой. Однако подходы «снизу вверх» больше похожи на Структуралистский подход, объединяющий данные до тех пор, пока не будет получена более широкая картина. в. Одним из самых ярых сторонников восходящего подхода был Дж.Дж. Гибсон (1904-1980), который сформулировал теорию прямого восприятия. Это заявило, что реальный мир предоставил достаточно контекстной информации для нашего визуального системы непосредственно воспринимать то, что там было, без опосредованного влияния высшие познавательные процессы. Гибсон разработал понятие аффордансов, относится к тем аспектам объектов или окружающей среды, которые позволяют человеку выполнить действие. Акцент Гибсона на совпадении индивидуального и Окружающая среда заставила его назвать свой подход экологическим. Большинство психологов теперь будет утверждать, что в процесс вовлечены как восходящие, так и нисходящие процессы. восприятие. Восходящие теории Четыре основных восходящие теории восприятия формы и паттерна — это прямое восприятие, теории шаблонов, теории признаков и теории распознавания по компонентам. Вверх дном теории описывают подходы, в которых восприятие начинается со стимулов, внешний вид, который вы воспринимаете своим глазом. Вы смотрите на городской пейзаж, и восприятие происходит, когда свет информация транспортируется в ваш мозг. Следовательно, они управляются данными (т. стимул-управляемые) теории. Теория прямого восприятия Гибсона Гештальт психологи назвали эту проблему функцией Хоффдинга (Köhler, 1940). Он был назван в честь датского психолога 19-го века Харальда Хоффдинга. Он задается вопросом, является ли восприятие настолько простым процессом, что все, что требуется, это связывать увиденное с тем, что вспоминается (ассоциационизм). Влиятельный и спорным теоретиком, ставившим под сомнение ассоциативизм, является Джеймс Дж. Гибсон. (1904–1980). В соответствии с Теория прямого восприятия Гибсона, информация в наших сенсорных рецепторах, включая сенсорный контекст, это все, что нам нужно, чтобы воспринимать что-либо. Как Окружающая среда снабжает нас всей информацией, необходимой для восприятия, это представление иногда также называют экологическим восприятием. Другими словами, мы не нужны высшие когнитивные процессы или что-либо еще, чтобы стать посредником между нашими сенсорными переживания и наши представления. Существующие убеждения или выводы более высокого уровня мыслительные процессы не являются необходимыми для восприятия. Например. «КОТ.» Тем не менее, буква H в слове «THE» идентична букве A в слове «CAT». Гибсон считал что в реальном мире обычно существует достаточно контекстной информации, чтобы делать перцептивные суждения. Он утверждал, что нам не нужно обращаться к более высокому уровню интеллектуальные процессы, объясняющие восприятие. Гибсон (1979) считал, что мы используем эта контекстная информация напрямую. По сути, мы биологически настроены на ответить на него. По словам Гибсона, мы используем текстурные градиенты как ориентиры глубины. и расстояние. Эти сигналы помогают нам непосредственно воспринимать относительную близость или расстояние предметов и частей предметов. Следовательно, как Как уже отмечалось выше, модель Гибсона иногда называют экологической моделью. (Терви, 2003). Эта ссылка является результатом заботы Гибсона о восприятии как это происходит в повседневном мире (экологической среде), а не в лабораторных ситуациях, где доступно меньше контекстной информации. Непосредственное восприятие также может играть роль в межличностных ситуациях, когда мы пытаемся разобраться в эмоциях других и намерения (Gallagher, 2008). В конце концов, мы можем распознавать эмоции на лицах как такой; мы не видим выражений лица, которые затем пытаемся собрать воедино, чтобы получить восприятие эмоции (Витгенштейн, 1980). неврология также указывает на то, что непосредственное восприятие может быть связано с восприятием личности. Зеркальные нейроны активны как тогда, когда человек действует, так и когда он наблюдает. то же самое действие, выполненное кем-то другим. Кроме того, исследования показывают, что есть отдельные нервные пути (какие пути) в латеральной затылочной область обработки формы, цвета и фактуры в объектах. Шаблонные теории Шаблон Теории предполагают, что мы храним в наших умах множество наборов шаблонов. Шаблоны — это высокодетализированные модели паттернов, которые мы потенциально могли бы использовать. распознавать. Мы распознаем шаблон, сравнивая его с нашим набором шаблонов. Затем мы выбираем точный шаблон, который идеально соответствует тому, что мы наблюдаем (Selfridge & Neisser, 19 лет). 60). Мы видим примеры сопоставления шаблонов в нашей повседневной жизни. Отпечатки пальцев совпадают таким образом. Машины быстро обрабатывают отпечатанные цифры на чеках, сравнивая их в шаблоны. Все чаще продукты всех видов отождествляются с универсальные коды продуктов (UPC или «штрих-коды»). Их можно сканировать и определяется компьютерами во время покупки. Шахматисты, у которых знание многих игр использует стратегию сопоставления в соответствии с теорией шаблонов, чтобы вспомнить предыдущие игры (Gobet & Jackson, 2002). Теории сопоставления шаблонов принадлежат к группе теорий, основанных на фрагментах, которые предполагают, что опыт достигается за счет накопления фрагментов знаний в долговременной памяти, которые впоследствии могут быть доступ для быстрого распознавания. Исследования с шахматистами показали, что височная доля действительно активируется, когда игроки получают доступ к сохраненным чанкам в их долговременная память (Campitelli, Gobet, Head, Buckley, & Parker, 2007). Соответствие шаблону теории не могут объяснить некоторые аспекты восприятия букв. Мы определяем две разные буквы (А и Н) только из одной физической формы. Хоффдинг (1891) отметил другие проблемы. Мы можем распознать А как А, несмотря на различия в размер, ориентация и форма письма. Прототип Теория Рош (1973) и Рош (1975) предположили, что вместо ряда предопределенных шаблоны в нашем сознании, мы вместо этого классифицируем восприятия, ссылаясь прототипы. Прототипы похожи на шаблоны тем, что они символизируют контуры. или представления о том, как должен выглядеть объект, однако в отличие от шаблонов, которые требуют точного совпадения, прототипы полагаются на наилучшие предположения, когда различные функции находятся на месте. Теории сопоставления признаков Еще один альтернативное объяснение восприятия паттернов и форм можно найти в теории сопоставления признаков. Согласно этим теориям, мы пытаемся сопоставить особенности образца к функциям, хранящимся в памяти, а не к целому шаблон к шаблону или прототипу (Stankiewicz, 2003). Модель Пандемониума Один такой модель сопоставления признаков получила название Пандемониум («пандемониум» относится к очень шумное, хаотичное место и ад). В нем метафорические «демоны» со специфическими обязанности получать и анализировать особенности раздражителя (Селфридж, 1959). В Оливере В модели пандемониума Селфриджа существует четыре вида демонов: демоны-образы, демоны черт, демоны познания и демоны принятия решений. Рисунок 3.12 показывает это. модель. «Демоны изображения» получают изображение на сетчатке глаза и передают его «характеристикам». демоны». Каждый демон функций вызывается, когда есть совпадения между стимул и данный особенность. Эти спички кричат демонам на следующем уровне иерархия, «когнитивные (мыслящие) демоны». Когнитивные демоны в свою очередь выкрикивать возможные паттерны, хранящиеся в памяти, которые соответствуют одному или нескольким функции, замеченные демонами функций. «Демон решений» слушает столпотворение когнитивных демонов. Он принимает решение о том, что было увидено, на основе какой когнитивный демон кричит чаще всего (т. совпадающие черты). Обнаружение признаков также был расширен для определения «местного приоритета» (Martin, 1979) и эффекты «глобального приоритета» (Navon, 1977). Возникает эффект локального приоритета когда на изображении обнаруживаются локальные (меньшие или уникальные) особенности, тогда как глобальный приоритет имеет место, когда функции образуют более крупное изображение или более широкий контур идентифицируется. Чтобы лучше продемонстрировать этот эффект, взгляните на изображение ниже. Вы заметите, что Т-образные формы слева расположены далеко друг от друга. кроме того, что они выделяются больше как отдельные буквы, тогда как изображение на справа больше выделяется как большая буква «Т», хотя она состоит из множества меньшие буквы «L» вместе взятые. Это связано с тем, что буква «Т» слева вызывает локальный эффект приоритета, когда меньшее количество деталей приводит к тому, что отдельные части выделяются больше, а буква «L» справа запускает эффект глобального приоритета, когда больше детали собираются вместе, чтобы сформировать более крупный, общий образ. Структурное описание Теории • Объекты представленные в виде конфигураций частей (элементы плюс отношения между элементами) • Ретинальное изображение используется для извлечения деталей • Объектно-центрированный • Пример: Теория структурного описания Бидермана Теория структурного описания (Бидерман) • Объекты представлены в виде аранжировок частей • Детали основные геометрические фигуры или «Геоны» • Объектно-центрированный • Доказательства: ухудшенные чертежи Один из концепции, о которых мы узнали и которые связаны со многими моими переживаниями, понятие геонов. Геоны являются частью теории о том, как мы распознаем объекты. Теория распознавания по компонентам, разработанная Бидерманом в 1987 г. включает в себя теорию структурного описания и утверждает, что существует 36 трех объемные формы, из которых состоят все предметы. Эти фигуры называются геометрические значки или геоны (или примитивы). Эти геоны и идея, что все предметы, из них составленные, очень похожи на основной процесс обучения как нарисовать. Я начал рисовать, когда был совсем маленьким. Как и большинство детей, я начал рисовать, как только стал достаточно большим, чтобы держать карандаш. Но хобби остался со мной и развивался на протяжении многих лет. Я был самоучкой почти всю свою жизнь. всю жизнь и посещал настоящий урок рисования только тогда, когда поступил в старшую школу. Это поначалу было трудно как бы разучиться тому, как я привык рисовать и заново изучить некоторые основы скетчинга. Некоторые аспекты не помогли улучшить мой искусство вообще, поэтому я не использовал их так часто. Но один важный навык, который я изучил что я взял с собой на всю оставшуюся жизнь, делал твой первоначальный рисование с помощью того, что по сути является геонами. Визуально все, включая человеческие фигуры, состоит из основных 2-х и 3-х мерных форм, таких как квадраты, круги, треугольники и цилиндры. Как только вы сможете представить себе, как это работает, это значительно упрощает рисование. Возьмем человеческую фигуру: голова — круг, плечи и все суставы — круги, руки и ноги — прямоугольники или цилиндры, туловище – перевернутый треугольник, тазовая кость – прямоугольный треугольник, ступни и руки — овалы с выступающими тонкими прямоугольниками от них. Хотя теория о том, как мы распознаем объекты, очевидно, отличие от навыков, используемых для рисования, сходство облегчило мне задачу. чтобы понять теорию распознавания по компонентам, потому что в некотором смысле я практикуя рудиментарную версию этого в течение многих лет. Структурные Описание Теории Сторонники теории структурного описания предполагают, что объекты представлены частями и их пространственные отношения, которые вместе образуют структурное описание объекта. В этих описаниях отбрасываются цвет и текстура объекта. Например, внешний вид свойств поверхности меняется при изменении режима просмотра. условиях (например, изменение освещения может изменить восприятие цвета наблюдатель). Основная идея заключается в том, что одно и то же структурное описание может быть восстановленные или иным образом полученные из разных изображений сетчатки одного и того же объекта. Эта устойчивость остается привлекательным аспектом теорий структурного описания. несмотря на потерю поверхностной информации. Теории структурного описания также называют теориями, основанными на частях или ребрах, учитывая их зависимость от частей и ребер. Первый жизнеспособный Теория структурного описания восприятия человеческого объекта была предложена Дэвидом Марр и Кит Нишихара. Согласно их теории, части объекта (например, кошачья лапка) представлены трехмерными примитивами, называемыми обобщенными конусами, которые заданные произвольные трехмерные формы с набором параметров. Например, цилиндр можно получить, взяв круглое поперечное сечение и заметав его по прямой линии. Окружность очерчивает цилиндр с линией, образующей главной оси этого цилиндра. Для сравнения, прямоугольное сечение очищает поверхность кирпича. Подобным образом можно создавать и более сложные трехмерные формы. производится путем сканирования различных двумерных поперечных сечений по разным осям. проблема, с которой столкнулись Марр и Нисихара, заключалась в том, как можно построить трехмерные обобщенные конусы. восстановлены из двумерных изображений. Они предположили, что ограничивающий контур объекта — очертания предмета на картинке — можно использовать для нахождения осей его главных части. Затем эти оси можно было бы использовать для построения обобщенных конусов и их пространственная конфигурация. Затем распознавание может продолжаться путем сопоставления структурное описание, восстановленное из изображения, в те, которые хранятся в визуальном Память. Таким образом, Марр и Нишихара пытаются решить проблему инвариантности путем восстановление видоинвариантных 3D-моделей из изображений. Вслед за Марром и основополагающей работе Нисихары 1978 года, Ирвинг Бичерман предложил еще одну влиятельную теория структурного описания в середине 1980-х — распознавание по компонентам (RBC). Бидерман утверждает, что объекты мысленно представляются набором из 36 компоненты и их пространственное соотношение. Он назвал эти геоны, ибо «геометрические ионы». Геоны являются подмножеством обобщенных конусов предложенные Марром и Нисихарой, три из которых показаны в верхней части рисунка. 1(б). Комбинация этих геонов в структурные описания может быть использована для создания знакомых предметов, таких как кружка. ведро или портфель, как показано на внизу рисунка 1(б). RISC-теория основывается на теории структурного описания Марра и Нисихары в двух новаторских способы. Во-первых, в отличие от обобщенных конусов, геоны лишь качественно отличались от друг друга. Например, ось gcon может быть только прямой или изогнутой, тогда как обобщенные конусы в принципе могут иметь любую степень кривизны. Bicdcrman’s Второе новшество заключалось в том, чтобы предложить более прямые средства восстановления геонов из изображений. Согласно теории РБК, геоны восстанавливаются из неслучайных характеристики. Это свойства краев изображения (например, линий), которые связаны со свойствами ребер в мире. Чтобы понять неслучайно свойств, подумайте о том, чтобы увидеть коробку с разных точек зрения. Из большинства виды, наблюдатели видят три стороны коробки, которая заканчивается Y-образное соединение на углу. Это двумерное соединение является примером неслучайного свойства, и оно связано с трехмерным угол. · Теория восприятия сверху вниз Обработка сверху вниз является важным Перцептивная теория в когнитивной психологии. Теория устанавливает парадигму что сенсорная обработка информации в человеческом познании, такая как восприятие, распознавание, память и понимание организуются и формируются нашими предыдущий опыт, ожидания, а также значимый контекст (Solso, 1998). Сверху вниз обработка предполагает, что мы формируем наше восприятие, начиная с более крупного объекта, концепцию или идею, прежде чем работать над получением более подробной информации. В Другими словами, обработка сверху вниз происходит, когда мы работаем от общего к специфический; от большой картины до мельчайших деталей. При обработке сверху вниз ваш абстрактные впечатления могут влиять на сенсорные данные, которые вы собираете. Сверху вниз обработка также известна как концептуально-управляемая обработка, поскольку на восприятие влияют ожидания, существующие убеждения и познания. В некоторых случаях вы осознаете эти влияния, но в других случаях это процесс происходит бессознательно. В конструктивном восприятии , воспринимающий строит (конструирует) когнитивное понимание (восприятие) стимул. Он или она использует сенсорную информацию в качестве основы для структуры но также используя другие источники информации для построения восприятия. Этот точка зрения также известна как разумное восприятие, потому что она утверждает, что мышление высшего порядка играет важную роль в восприятии. роль обучения в восприятии (Fahle, 2003). У некоторых исследователей отметил, что не только мир влияет на наше восприятие, но и мир, который мы переживаем, на самом деле формируется нашим восприятием (Goldstone, 2003). Эти идеи восходят к философии Иммануила Канта. Другими словами, восприятие взаимно с миром, который мы переживаем. Восприятие влияет как на и находится под влиянием мира, как мы его ощущаем. · Вычислительный теория восприятия Марр использовал термин «теория вычислений**», чтобы описать этот аспект его подхода к зрительное восприятие. Этот термин категорически не означает теорию, которая просто «что-то связанное с компьютерами». Вместо этого он выражает конкретное и очень мощную идею о том, что первая стадия понимания восприятия состоит в том, чтобы определить информацию, которая нужна воспринимающему от мира, и регулярные свойства мира, которые могут быть включены в процессы получения эта информация. Другими словами, нам нужно знать, что вычисления а визуальная система должна работать, прежде чем пытаться понять, как она несет их вне. В последующих главах мы увидим примеры применения Марром теории вычислений для таких задач, как обнаружение краев поверхностей, восприятие глубины или распознавание объектов. Подход получил широкое распространение влиятельный; мы видели пример такого же мышления в главе 3 (стр. 57). когда мы обсуждали возможность того, что клетки зрительной коры действуют как фильтры, настроенные на статистические закономерности в изображениях природных сцен. Действительно, вычислительный подход даже позволяет найти точки соприкосновения между марровскими теории и теории Гибсона (см. главу 14, стр. 408).Вычислительный теории восприятия могут быть применены не только к человеческому зрению, но и к другим видам, учитывая, какая информация нужна животному от света в для того, чтобы направлять его деятельность.
Как мы видим мир
Кэтрин А. Сандерсон, Амхерст Колледж
То, как мы воспринимаем мир, часто определяется не столько нашей объективной реальностью, сколько психологическими факторами, влияющими на нашу интерпретацию мира. Ведь мы не просто ощущаем различные образы, звуки, вкусы и запахи, мы воспринимаем их определенным образом. Мы не просто принимаем все сенсорные данные как отдельные части. Вместо этого мы организуем эти ощущения в значимые единицы восприятия.
Восприятие начинается всякий раз, когда мы выбираем что-то, на что мы собираемся обратить внимание в данной среде. (Изображение: Pogonici/Shutterstock)Оптические иллюзии
Наше восприятие обычно соответствует нашим ощущениям. Однако в случае иллюзий восприятия ошибки в процессе восприятия приводят к ложным или вводящим в заблуждение впечатлениям.
В иллюзии Понцо две горизонтальные линии одинакового размера расположены одна над другой внутри двух вертикальных линий, которые сходятся в верхней части изображения. Мы воспринимаем верхнюю горизонтальную линию как большую, чем нижняя из-за эффекта сходящихся вертикальных линий.
В иллюзии Мюллера-Лайера две одинаковые горизонтальные линии имеют две более короткие линии на обоих концах — в одном случае они направлены наружу, а в другом — внутрь. Мы воспринимаем тот, у которого линии выходят наружу, как более длинный, чем тот, у которого линии идут внутрь.
Одной из самых известных оптических иллюзий в реальном мире является мираж пустыни, который кажется лужей воды, появляющейся на горизонте. Мираж — это естественная иллюзия, возникающая, когда земля очень горячая, а воздух очень холодный. Когда световые лучи проходят через холодный воздух и попадают в горячий воздух прямо над землей, волны преломляются или отклоняются назад к небу, прежде чем достигнуть нашего глаза. Итак, на самом деле мы видим искаженное изображение голубого неба, и это то, что кажется водой. Наш мозг предполагает, что свет распространяется по прямой линии, как это обычно и бывает, и поэтому мы видим то, что кажется водой на земле.
Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас, на Wondrium .
Процесс сенсорной редукции
Восприятие начинается всякий раз, когда мы выбираем что-то, на что собираемся обратить внимание в данной среде, потому что во всех ситуациях мы окружены гораздо большим количеством сенсорной информации, чем мы можем превратить в восприятие.
Этот процесс сенсорного сокращения, также известный как избирательное внимание, включает фильтрацию и внимание только к нашим сенсорным сообщениям с наивысшим приоритетом. Итак, если мы на коктейльной вечеринке, мы можем сосредоточиться на разговоре, который мы ведем, и игнорировать другие ощущения вокруг нас.
То, чем именно занимается мозг, зависит от психологических факторов, таких как потребности, желания и ожидания.
Если мы действительно голодны, мы можем меньше внимания уделять разговору, который у нас есть, и вместо этого сосредоточиться на попытке поймать взгляд человека, проходящего мимо подноса с закусками.
Этот процесс избирательного внимания облегчается специализированными нейронами в мозге, которые реагируют только на определенные характеристики зрительных стимулов: углы, формы, края или движения.
Организация сенсорной информации
После того, как мы выяснили, на что мы хотим обратить внимание в данной ситуации, на сознательном или бессознательном уровне, мы также должны систематизировать эту информацию осмысленным образом. Мы должны воспринимать объекты как отдельные от других раздражителей и как имеющие отчетливую и осмысленную форму.
В начале 20-го века так называемые гештальт-психологи одними из первых начали изучать, как разум организует ощущения в перцептивные гештальт — немецкое слово, означающее форма или форма . Они поняли, что мы автоматически организуем изолированные объекты, которые видим в мире, чтобы сформировать более связные единства. Самый фундаментальный гештальт-принцип организации — это наша способность отличать объект от его окружения — фигуру от фона.
Перцептивное переключение
Изображения, допускающие более одной возможности, показывают, как наше восприятие организует то, что мы видим. (Изображение: Питер Гермес Фуриан/Shutterstock)Черно-белые изображения часто используются для иллюстрации неожиданных переключений между тем, что воспринимается как передний план, и тем, что воспринимается как фон.
Классическую иллюстрацию проблемы фигуры-фона можно представить в виде двух черных силуэтов людей, стоящих лицом друг к другу, с белым фоном между ними. Но это же изображение можно рассматривать как белую вазу с черным цветом по обе стороны, выступающим в качестве фона. Изображения, допускающие более одной возможности, показывают, как наше восприятие организует то, что мы видим.
Более сложная версия этого перцептивного переключения возникает на изображениях, искусно сконструированных таким образом, чтобы вы могли воспринимать две разные фигуры в одной и той же области, в то время как фоновая область остается неизменной. Один известный пример изображает одно изображение молодой женщины с обнаженной шеей, смотрящей в сторону, а другое — пожилой женщины в профиль, с большим лицом, гораздо большим носом и подбородком.
В обоих этих примерах мозг решает, как определить фигуру (то, на чем следует сосредоточиться) и как определить фон (то, что следует игнорировать).
Группировка на основе признаков
Другие гештальт-принципы организации восприятия сосредоточены на том, как мы автоматически группируем стимулы вместе на основе различных признаков. Эти функции могут включать сходство, близость, непрерывность и завершенность.
Один из фундаментальных вопросов заключается в том, является ли наша способность упорядочивать сенсорную информацию врожденной или же эта способность развивается со временем, по мере накопления опыта в мире.
Люди, слепые от рождения, но позже перенесшие операцию и обретшие способность видеть, предполагают, что некоторые зрительные способности, такие как способность видеть цвет, являются результатом фундаментальных биологических процессов. Но другие способности, такие как распознавание объектов, похоже, требуют опыта в мире.
Общие вопросы о восприятии
В: Как возникает мираж?Пустынный мираж — это реальная оптическая иллюзия. Это происходит, когда земля очень горячая, а воздух очень холодный. Когда световые лучи проходят через холодный воздух и попадают в горячий воздух прямо над землей, волны преломляются или отклоняются назад к небу, прежде чем достигнуть нашего глаза. Итак, на самом деле мы видим искаженное изображение голубого неба, и это то, что кажется водой. Наш мозг предполагает, что свет распространяется по прямой линии, как это обычно и бывает, и поэтому мы видим то, что кажется водой на земле.
В: Что такое снижение чувствительности?Процесс сенсорной редукции, также известный как избирательное внимание, включает фильтрацию и внимание только к нашим сенсорным сообщениям с наивысшим приоритетом.