Восприятия в психологии: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Позиции восприятия — Психологос

31 декабря 2002 г., 11:51

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.

Чтобы что-то увидеть, надо посмотреть, но посмотреть — это значит посмотреть всегда на что-то, направив свое внимание, а главное, откуда-то, с какого-то места, с какой-то позиции. То, что человек видит, зависит от точки зрения, от позиции, откуда человек смотрит. Меняя позиции восприятия, человек изменяет свое восприятие происшедшего.

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации), первая позиция (Личный взгляд), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвёртая (системный взгляд), пятая позиция: позиция Ангела. См.→

Позиции восприятия и осмысление ситуации

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например, ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит? По позициям восприятия:

  • Шаблон. Соответственно, как правило, взгляд эгоиста: Забыл — значит не уважает. Не поцеловал — значит, не любит.
  • Первая позиция (мои интересы): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлек — ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела — и я его поцелую, когда он придет.
  • Вторая позиция (интересы партнера): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
  • Третья позиция (объективка): Мир — это поток нейтральных событий. Ничего серьезного не произошло: муж просто торопился.
  • Четвертая позиция: (системный взгляд): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
  • Позиция Ангела: Мой муж работает для людей, и это очень важно.
    Горжусь своим мужем!

Или, вот печальная и очень житейская история: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.

С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия) проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля. Далее: как человеку понимающему, ему совсем не трудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем некуда. Более того: если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция), то увидите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать ее на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.

Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.

  • Позиции восприятия
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (14):

Стас, 24 декабря 2012 г., 14:23

Классная статья, господа психологи. Мне почему-то показалось, что Ангел — это врождённое у человека или же я не прав? Хм… ладно, поработаю над собою, пока что я на позиции первой, грустно.

1

ответ

Гость, 05 мая 2014 г., 23:45

Я не настолько просвещен, разъяснитеё пожалуйстаё все это на примерах и подробнее!

Andrew, 23 сентября 2014 г., 22:46

Позиция Ангела немного смахивает на Спасателя из треугольника Карпмана.

Н.И. Козлов, 24 сентября 2014 г., 05:33

Ну, да. А еще на Бэтмена… Если всерьез, то это совсем разное. Спасатель у Карпмана — интеллектуально дефективное существо, не умеющее просчитать последствия своей заботы. А позиция Ангела — пятая позиция восприятия, то есть человек уже владеет системным видением и очевидные глупости не делает, на примитивные провокации от Несчастных — не ведется.

2

ответа

Сами знаете кто… да, я )), 04 ноября 2014 г., 10:21

Классный Вы, Николай Иванович!!!

1

ответ

Гость, 01 февраля 2015 г., 21:34

Поддерживаю!

Искандер, 29 ноября 2015 г., 19:17

Такое ощущение, что Ангел — человек, знающий ответы на все вопросы. Не возомнил ли он себя Богом?

Александр Ларионов, 03 июня 2015 г., 11:28

Николай Иванович, вопрос к Вам! Почему чакр 7, а позиций восприятия 6? Куда дели интуицию? 🙂

Н.И. Козлов, 03 июня 2015 г., 13:41

Александр, может быть за ответом вы обратитесь к своей интуиции? Если же посмотреть статью «Что такое интуиция: жизненный опыт, мистика или дешевая придумка?», то это просто свернутое рассуждение. Отлично, но тогда вопрос: а это рассуждение из какой позиции восприятия? Итого: интуиция особой позицией восприятия не является.

Ковалев Михаил, 13 октября 2015 г., 22:44

Шестая позиция (Архангела) восприятия может быть такой: Я всегда восхищаюсь своим мужем, как бы он не поступал! Ведь это мой МУЖ! Я — за МУЖЕМ! Мы — единое целое!

2

ответа

Гость, 14 октября 2019 г., 17:11

А не привыкнет ли МУЖ, к тому, что жена его всегда оправдывает? Не сядет ли Он ей на голову, как говорится?

Гость, 14 ноября 2020 г., 06:23

Это не шестая позиция, а та же вторая, но возведённая в абсолют и близкая к религиозному фанатизму. Вы, похоже, основной посыл статьи не поняли.

Гость, 02 декабря 2021 г., 04:47

Ангелы же бесстрастные, безчувственные существа, у них нет чувств, присущих животным и людям, только чистый, холодный, трезвый, ясный ум. Так что, точка зрения Ангела, это скорее, третья точка.

Гость, 22 декабря 2021 г., 19:24

Позиция ангела напоминает- пророков. Я мусульманка. Чисто мой мнение. ))

Материалы по теме:

19 нояб. 2021 г.

Портал саморазвития «DISTANT-NIK»

«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».

3Подробнее

01 янв. 2010 г.

Любовь и позиции восприятия

Любовь в нулевой позиции восприятия (Влюбился, или Просто Любовь) — нечто, что в нас просто происходит и что мы называем любовью. По механизму, как правило, это или социальные шаблоны, или физиология. Если это социальные шаблоны, то молодой человек или девушка играет в любовь, изображает любовь — зная, как любить правильно и как нет, что в любви возможно и нет. Если это физиология, то любовь накатывает — и уходит, все вдруг и помимо нашей воли.

4Подробнее

01 янв. 2006 г.

Основные позиции восприятия

Основные позиции восприятия имеют свои условные номера.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Позиции восприятия и осмысление ситуации

Нередко наши клиенты имеют проблемы – или видят проблемы – в частности потому, что не разобрались в ситуации.

2Подробнее

01 янв. 2006 г.

Тренинги развития личности и позиции восприятия

Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи тренингов развития личности и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять…

0Подробнее

Содержание

Нет новостей

Новые статьи:

  • Как отмечать день рождения ребенка?
  • Не все праздники — твои!
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение

Популярные статьи:

  • Зефирный тест
  • Как становиться самодостаточным человеком
  • Кого спасать будешь при пожаре, ребёнка или жену?
  • Ребенок орет, кричит, визжит…
  • Жаворонки и Совы

Хиты недели:

  • Языки уважения. Как любить настоящих мужчин?
  • Как отмечать день рождения ребенка?
  • Если ребенка дразнят в школе
  • Ребенок орет, кричит, визжит…
  • Ремень и порка как реальность жизни

Психология познавательных процессов

Основные особенности восприятия Избирательность восприятия

 

Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Примеры приведены на рис. 1, 2, 3, 4, 5 .

 

 

Рис. 1. Кого вы видите? Грустного старика или ковбоя?

Рис. 2. Кого здесь вы видите?

Молодую девушку или пожилую женщину?

 

 

 

 

Рис. 3. Клинтон и Моника. Что Вы здесь видите? Женское лицо или мужчину, играющего на саксофоне?

Рис. 4. Что за символ в центре?

«В» или «13»?

 

Рис. 5. В зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как «Н» или «А».

 

 

 

Иллюзии

 

 

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Неправильное, искаженное восприятие называют иллюзией.

Рассмотри несколько примеров иллюзий.

Иллюзия Аристотеля. Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.

Иллюзия Вебера. Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.

Иллюзия звукового контраста. Звук одной и той же силы на фоне более тихих звуков кажется громче, чем на фоне более громких.

Иллюзия Луны. Видимый (кажущийся) размер небесного тела — Луны или Солнца — примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.

Иллюзия Мюллера-Шумана. После многократного поднимания тяжелого груза более легкий груз кажется легче, чем он есть в действительности и, наоборот, после поднимания легкого груза более тяжелый кажется еще тяжелее.

На рис. 6—16 показаны некоторые зрительные иллюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 6. Параллельные прямые кажутся изогнутыми

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Иллюзия кафе «Wall». Параллельны ли горизонтальные линии?

 

рис. 8. Иллюзия Эббингауза.

 

 

 

 

 

 

 Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?

 

Рис. 9. Иллюзия перспективы. Какой из параллелепипедов больше?

Рис. 10. Иллюзия перспективы. Какой человек выше?

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Иллюзия Перельмана. Буквы параллельны друг другу.

 

Рис. 12. Иллюзия мерцающей решетки.

 

 

 

 

 

 

 

 Белые кружки кажутся мигающими, не правда ли?

 

Рис. 13. Иллюзия Германна-Геринга. Эффект физиологического нистагма.

 

 

Если пристально смотреть черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

 

 

 

Если пристально смотреть на черную точку, стараясь не отводить от нее глаза, то спустя примерно 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то можно увидеть набор белых квадратов на фоне черных (т.е. последовательный образ), наложенный на настоящий рисунок. Этот последовательный образ будет все время смещаться по рисунку, как бы вы ни старались удержать его на месте.

 

 

Рис. 14. В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

 

 Рис. 15. Иллюзия Поггендорфа. На одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется.

Рис. 16. Невозможный куб Эшера.

 

 

 

Восприятие (Психология для медсестер)

Восприятие (Психология для медсестер)

Реклама

1 из 28

Верхний вырезанный слайд

Образование

B. Sc Отдел психологии сестринского дела — III

9000 2 Реклама

Реклама

Реклама

Восприятие (Психология для медсестер)

  1. ОТДЕЛ МЗН
  2.  Когда наши органы чувств соприкасаются с мира и стимулируются внешними раздражения и получения ощущений, это приводит к восприятие.  Восприятие – это интерпретация чувственных раздражители.
  3.  Ощущение относится к основным сенсорным переживания раздражителей окружающей среды, таких как звуки, свет или запахи.  Восприятие происходит, когда мы интерпретируем сенсорная информация, полученная сенсорным органы. «ощущение предшествует восприятию»
  4.  Восприятие определяется как процесс, посредством которого люди организуют и интерпретируют свои чувственные впечатления, чтобы дать значение для своего окружения.  Восприятие – это восприятие объектов, события или отношения, полученные извлечение информации и интерпретация ощущения. — Дж. Х. Джексон, О Дезидерато и Д. Б. Хоуисон
  5. Люди склонны организовывать стимулы окружающей среды в некоторые значимые закономерности или целые по определенным принципам. Вот некоторые из важных принципов: 1. Принцип связи рисунка с землей 2. Принцип закрытия 3. Принцип группировки 4. Принцип простоты 5. Принцип контура 6. Принцип контекста 7. Принцип контраста 8. Принцип адаптивности
  6.  По принципу фигура-фон отношение, фигура воспринимается в отношение к своему фону.  Восприятие предмета или фигуры в с точки зрения цвета, размера, формы и интенсивности. Например: ваза Рубин, показанная на рисунке, пример этой тенденции выбирать форму. Мы не просто видим черное и белое формы, мы видим два лица и вазу.
  7.  По принципу закрытия, при этом столкнувшись с незавершенным паттерном, человек склонен чтобы завершить или закрыть шаблон или заполнить сенсорные пробелы и воспринимают его как осмысленное целое.  Если рядом расположены точки или фигуры вместе они будут рассматриваться вместе как одно целое шаблон или группа. Например: линии на рисунке могут быть хорошо воспринимается как квадрат, круг и треугольник.
  8.  Относится к склонности воспринимать стимулы в некоторые организованные значимые паттерны сгруппировать их на каком-то твердом основании.  На основании  сходство  близость  преемственность.
  9.  Предметы или стимулы, которые выглядят одинаково, обычно воспринимается как единица. Например: на следующем рисунке вертикальные ряды черного цвета точки и пустые точки могут образовываться отдельные группы по своему восприятию.
  10.  Предметы или стимулы, которые кажутся близкими другие, вероятно, будут восприниматься как принадлежащие к та же группа. Например: мы видим три набора по две строки в каждом, а не шесть. отдельные линии.
  11.  Предметы или раздражители воспринимаются как единое целое или группа на основе их преемственности. Наше внимание больше удерживается непрерывным паттерном, а не чем прерывистые. Например: мы видим кривую линию и прямую линию. Мы делаем не видеть прямую линию с маленькими полукружиями над и под.
  12.  Мы воспринимаем простейший паттерн потому что они позволяют воспринимающему воспринимать целое с некоторых его частей.
  13.  Контур называется границей между фигура и ее фон.  Степень качества этого контура отделение фигуры от земли отвечает за то, чтобы мы могли организовать стимулы или объекты в осмысленные шаблоны.
  14.  Организацией восприятия также управляет принцип контекста  т. е. экзаменатор может поставить более высокие оценки ту же книгу ответов в приятном контексте, чем в неприятный.
  15.  На организацию восприятия сильно влияет контрастные эффекты как стимулы, которые находятся в резком контрасте близлежащие раздражители могут привлечь наше максимальное внимание и несут различные перцептивные аффекты.  Здесь окружающие круги в A образуют центральный круг кажутся больше, чем центральный круг в B, хотя два одинакового размера.
  16.  Организация восприятия некоторых раздражителей зависит от адаптивности воспринимающий воспринимает сходные стимулы.  Человек, который приспосабливается к работе прежде чем интенсивный яркий свет воспримет нормальный солнечный свет как довольно тусклый.
  17.  Органы чувств – восприятие зависит от органов чувств или рецепторы. Например: если в сетчатке не развиты колбочки, цвет не может восприниматься.  Мозг – восприятие зависит от функциональной способности Сенсорная зона и ассоциативные зоны мозга. Например: если слуховая область разрушена, мы не можем иметь слуховое восприятие.  Образы памяти прошлого опыта – образы памяти помогают нас в понимании объекта или стимула перед нами. Например: а ребенок впервые контактировал с лошадью. У него есть корову уже видел. Когда его спросят, что это (лошадь), он может сказать, что это корова или как корова.
  18.  Личные интересы и склад ума – мы воспринимаем эти вещи быстро и четко.  Приобретенные интересы – это также определяет объект или объекты, которые мы воспринимаем. Человек, увлекающийся коллекционированием штампы быстро заметят любой новый штамп на письме.  Потребности и желания – наши потребности или желания также изменяют нашу восприятия. Помимо этого, наши верования, мнения и культурные идеалы также изменяют наше восприятие вещей, ситуаций и объектов.
  19.  Иллюзия: это неправильное толкование фактического восприятие. Например: веревка в темнота воспринимается как змея.  Галлюцинации: отсутствие любой соответствующий внешний сенсорные раздражители. в котором человек видит или слышит то, что не видно или слышно окружающим.
  20.  Нарушение работы органов чувств  Неадекватный стимул  Слишком много раздражителей одновременно.
     Плохое здоровье  Ограниченное внимание  Фигура сливается с землей  Руководство

Реклама

5.1 Ощущение и восприятие – Психология – 1-е канадское издание

  1. Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.
  3. Объясните избирательное внимание и сенсорную адаптацию.

Сенсорные пороги: что мы можем испытывать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль (48,3 км), и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звук — измеряемый в герц (Гц), что является единицей частоты, определяющей колебания в секунду — от 20 Гц до 20000 Гц, и оно может слышать тиканье часов около 20 футов (6,1 м) в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах (7,6 л) воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

 

 

Рисунок 5.1. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки, летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, а многие животные (см. рис. 5.1) обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.2), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и блаженно не осознавать то, что не имеет значения.

 

 

Рисунок 5.2. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что для нас кажется черной птицей, для птицы может быть удивительно красочным.

Измерение ощущения

Психофизика — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния. Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму обнаруживать его в 50% случаев. Если стимул обнаруживается менее чем в половине случаев, говорят, что он подпороговый , что означает, что он находится ниже порога надежного обнаружения. Абсолютный порог различен для разных органов чувств, а также для разных людей. Он также варьируется между видами.

В типичном психофизическом эксперименте индивидууму предъявляют серию испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, одинаковые или разные. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы услышали звук, либо «нет», если не услышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, когда ничего не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ответы, которые вы даете при проверке слуха, могут быть проанализированы с помощью анализа обнаружения сигнала. Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Каждое судебное испытание создает четыре возможных исхода (см. рис. 5.3). Попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо промах , говоря «нет», когда был сигнал, или правильный отказ , говоря «нет», когда на самом деле сигнала не было.

 

 

Рисунок 5.3. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений, попадание и правильное отклонение, являются точными. Два других, промахи и ложные тревоги, являются ошибками.

Обнаружение сигнала является кульминацией двух процессов: обнаружения стимула и суждения о его наличии или отсутствии. Обнаружение стимула зависит от чувствительность , то есть способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов. Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Однако многие другие факторы могут определить, заметит ли кто-то стимул, например ожидания (например, вы думаете, что слышите телефонный звонок, когда ожидаете звонка) и уровень физиологического возбуждения. Второй процесс, суждение (или ответ) , относится к решению о наличии или отсутствии стимула , которое не зависит от чувствительности. Наши суждения — это решения, которые могут иметь последствия для нашего поведения.

Представьте, к примеру, что вы солдат в карауле, и ваша задача — уловить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога, предупредив других солдат о звуке, может обойтись не так дорого, как промах, то есть несообщение о звуке, который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными; ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы делаете много ложных тревог. Однако крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Промах, при котором техник неправильно определяет, что опухоли нет, может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги, когда пациентов, у которых нет опухолей, направляют на дальнейшее обследование, также влекут за собой затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на четкости изображения (т. е. качестве сигнала), их способности распознавать определенные формы и текстуры опухолей (т. стоимость промахов по сравнению с ложными тревогами.

Еще один важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия или просто заметная разница (JND) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру различия. стимул. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя. Например, если у вас есть чашка кофе, в которой очень мало сахара, всего одна чайная ложка, добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Однако, если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже было пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы. На самом деле, согласно закону Вебера, вам нужно было бы добавить еще пять чайных ложек, чтобы добиться такой же разницы во вкусе.

Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша склонность воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 до 3 долларов США, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. Теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов. 7 и один стоимостью 399 долларов. Скорее всего, вы посчитаете, что стоимость двух систем «примерно одинакова», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономит вам 2 доллара.

 

 

Влияние без осознания

Абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель (см. рис. 5.4). После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании , потому что мы можем точно сообщить о его существовании или его отсутствии более чем в 50% случаев. Тем не менее, может подсознательные стимулы , которые представляют собой события, происходящие ниже абсолютного порога нашего осознания, влияют на наше поведение?

 

 

Рисунок 5.4. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Вопрос о том, может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, является более спорным вопросом в психологии.

В ходе одного соответствующего эксперимента Йохан Карреманс, Вольфганг Штробе и Джаспер Клаус (2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных тестов, в которых на экране отображалась последовательность букв, например BBBBBBBBB или BBBbBBBBBB . Чтобы убедиться, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи ставили либо название напитка, популярного в Голландии (например, Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (например, NpeicTol). Эти слова были представлены так быстро, всего за одну пятидесятую секунды, что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на вопросы, например: «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы бы заказали Lipton Ice?» — а также указать, как они хотели пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Липтон айс», и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду, значительно чаще говорили, что будут пить липтон айс, чем те, кто подвергался воздействию слов «Липтон айс». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, такие процедуры имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, поскольку они позволили бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую деятельность потребителей и не зная, что потребители их убеждают. Таким образом, этот метод называется подсознательной рекламой , потому что он рекламирует продукт за пределами нашего осознания. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, ее эффективность все еще остается под вопросом. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых изучалось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Джоэл Сэгерт (1987) пришел к выводу, что «маркетингу следует прекратить давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности» (стр. 107), утверждая, что влияние подсознательных стимулов обычно настолько слабо, что их обычно затмевает собственное решение человека о том, что он делает. поведение.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее воздействие может быть ограничено только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Однако, даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые действительно работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно, возможно, даже подсознательно ассоциировать эти продукты с сексуальностью. Кроме того, есть все более частые продакт-плейсмент способ размещения автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д. на веб-сайтах, в фильмах и телешоу. Дженнифер Харрис, Джон Барг и Келли Браунелл (2009 г.) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что воздействие воспринимаемых образов, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень значительным. тонкий.

Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, что приводит к слепоте. Слепое зрение — это состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о визуальных стимулах, но они все еще могут точно отвечать на вопросы о том, что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

Избирательное внимание

Другим важным процессом восприятия является избирательное внимание , то есть способность фокусироваться на одних сенсорных входах, игнорируя другие. Посмотрите видео ниже и посчитайте, сколько раз люди в белых рубашках, играя с мячом, передают его друг другу. Вы можете обнаружить, что, как и многие другие люди, которые смотрят его впервые, вы упускаете что-то важное, потому что выборочно уделяете внимание только одному аспекту видео (Simons & Chabris, 19).99).

Следующая ссылка на YouTube содержит тест на осведомленность:

  • Видео: Тест избирательного внимания (Саймонс, 2010)

Избирательное внимание также позволяет нам сосредоточиться на одном собеседнике на вечеринке, игнорируя другие разговоры, происходящие вокруг нас (Broadbent, 1958; Cherry, 1953). Без этого автоматического избирательного внимания мы не смогли бы сосредоточиться на единственном разговоре, который хотим услышать. Тем не менее избирательное внимание не является полным; мы также, в то же время, следим за тем, что происходит в каналах, на которые мы не ориентируемся. Возможно, у вас был опыт пребывания на вечеринке и разговора с кем-то в одной части комнаты, когда вы вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другой части комнаты. Вы не знали, что обращаете внимание на фоновые звуки вечеринки, но, очевидно, так оно и было. это 9Феномен 0079 коктейльной вечеринки показывает нам, что, хотя избирательное внимание ограничивает то, что мы обрабатываем, мы, тем не менее, одновременно проводим много бессознательного наблюдения за миром вокруг нас.

Сенсорная адаптация

Вторым фундаментальным процессом восприятия является сенсорная адаптация , то есть снижение чувствительности к раздражителю после продолжительного и постоянного воздействия. Когда вы входите в бассейн, вода сначала кажется холодной, но через некоторое время вы перестаете это замечать. После длительного воздействия одного и того же раздражителя наша чувствительность к нему уменьшается, и мы его больше не воспринимаем. Способность приспосабливаться к вещам, которые не меняются вокруг нас, имеет важное значение для нашего выживания, поскольку она позволяет нашим сенсорным рецепторам обнаруживать важные и информативные изменения в окружающей среде и реагировать соответствующим образом. Мы игнорируем звуки, которые наша машина издает каждый день, что позволяет нам обращать внимание на звуки, которые отличаются от обычных и, следовательно, могут потребовать нашего внимания. Наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну и утомляются после постоянного воздействия одного и того же раздражителя.

Если сенсорная адаптация происходит со всеми органами чувств, то почему образ не исчезает после того, как мы смотрим на него в течение определенного периода времени? Ответ заключается в том, что, хотя мы этого и не осознаем, наши глаза постоянно перескакивают с одного угла на другой, совершая тысячи крошечных движений — называемых саккадами — каждую минуту. Это постоянное движение глаз гарантирует, что изображение, которое мы просматриваем, всегда попадает на свежие рецепторные клетки. Что произошло бы, если бы мы могли остановить движение наших глаз? Психологи разработали способ проверки сенсорной адаптации глаза, прикрепляя инструмент, который обеспечивает сохранение постоянного изображения на внутренней поверхности глаза. Участникам надевают контактные линзы, к которым прикреплен миниатюрный слайд-проектор. Поскольку проектор точно следует движениям глаза, стимулируя одно и то же пятно, на сетчатке всегда остается одно и то же изображение. Через несколько секунд начинают происходить интересные вещи. Изображение начнет исчезать, затем появится снова, чтобы снова исчезнуть либо по частям, либо целиком. Даже глаз испытывает сенсорную адаптацию (Ярбус, 19 лет).67).

Одна из основных проблем восприятия состоит в том, чтобы гарантировать, что мы всегда воспринимаем один и тот же объект одинаково, даже когда ощущения, которые он вызывает в наших рецепторах, резко меняются. Способность воспринимать стимул как постоянный, несмотря на изменения в ощущении, известна как перцептивное постоянство . Рассмотрим наше изображение двери, когда она качается. Когда он закрыт, мы видим его прямоугольным, а когда он открыт, мы видим только его край, и он выглядит как линия. Мы никогда не воспринимаем дверь как изменяющую форму по мере того, как она качается, потому что механизмы восприятия заботятся о проблеме за нас, позволяя нам видеть постоянную форму.

Визуальная система также корректирует постоянство цвета. Представьте, что вы одеты в синие джинсы и яркую белую футболку. Когда вы находитесь на улице, оба цвета будут самыми яркими, но вы по-прежнему будете воспринимать белую футболку как яркую, а синие джинсы как более темную. Когда вы зайдете в помещение, свет, падающий на одежду, будет значительно тусклее, но вы все равно будете воспринимать футболку как яркую. Это потому, что мы помещаем цвета в контекст и видим, что по сравнению с окружающей средой белая футболка отражает больше всего света (Макканн, 19 лет). 92). Точно так же зеленый лист в пасмурный день может отражать ту же длину волны света, что и коричневая ветка дерева в солнечный день. Тем не менее мы по-прежнему воспринимаем лист как зеленый, а ветку как коричневый.

 

 

  • Ощущение – это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и соответственно отреагировать.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Несмотря на то, что наш опыт окружающего мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигналов показывает, насколько важны для восприятия как ощущения, так и суждения.
  • Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.
  • Избирательное внимание — это наша способность концентрироваться на одних ощущениях, игнорируя другие.
  • Сенсорная адаптация возникает, когда повторное воздействие раздражителя приводит к снижению воспринимаемой интенсивности.
  • Постоянство восприятия возникает, когда наше восприятие стимула остается неизменным, даже если активация сенсорных рецепторов этим стимулом изменилась.

 

 

  1. Прочитайте журнал или посмотрите несколько рекламных роликов по телевидению и обратите внимание на используемые методы убеждения. Какое влияние эта реклама оказывает на ваши чувства? Основываясь на том, что вы знаете о психофизике, ощущениях и восприятии, каковы некоторые из причин, по которым подсознательная реклама может быть запрещена в некоторых странах?
  2. Если мы возьмем две буквы, одну весом в одну унцию и другую в две унции, мы заметим разницу. Однако если мы возьмем два пакета, один весом три фунта одна унция, а другой — три фунта две унции, мы не заметим разницы. Почему?
  3. Найдите минутку, чтобы спокойно лечь в удобном месте. Обратите внимание на разнообразие и уровни того, что вы можете видеть, слышать и чувствовать. Помогает ли вам этот опыт понять идею абсолютного порога?

Атрибуция изображения

Рисунок 5.1. Msc2010 Dett 0036 от Harald Dettenborn используется по лицензии CC BY 3.0 DE.

Рисунок 5.2. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.3. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.4. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4. 0.

Ссылки

Бродбент, округ Колумбия (1958). Восприятие и общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пергамон.

Черри, EC (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25 , 975–979.

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., Том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии (стр. 87–156). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Макканн, Дж. Дж. (1992). Правила постоянства цвета. Офтальмологическая и физиологическая оптика, 12 (2), 175–177.

Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности. Психология и маркетинг, 4 (2), 107–120.

Саймонс, Д. (2010, 10 марта). Избирательный тест внимания [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo

.

Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие, 28 (9), 1059–1074.

Штоффреген, Т.А., и Барди, Б.Г. (2001). По спецификации и ощущениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *