Школа вожатых «Yo-вожатый» | Главный портал МПГУ
Педагогическое становление
Иванова Оксана Викторовна – руководитель проекта, ведущий специалист ФКЦ МПГУ
E-mail: [email protected]
- Подготовка вожатых, создание школы вожатых «YO-вожатый!» в разных лагерях страны – это возможность укрепить традиции ведущего вуза в сфере современных педагогических технологий, современных технологий воспитания.
- Проект Школа вожатых «YO-вожатый!» осуществляет взаимодействие со студенческой молодежью из разных регионов, молодежными общественными организациями, объединениями страны, повышая престижность профессии «вожатый», вырабатывать стандарты работы, дает возможность студентам приобретать и накапливать жизненный, профессиональный опыт.
Для кого
Площадка проекта является уникальной возможностью, эффективной самореализации молодежи разных профессий, активизация студенческой молодежи. Подготовка профессиональных кадров, обеспечение запроса государства.
У тебя будетОпыт подготовки универсальным педагогическим навыкам (социальная практика; социальная компетентность):
- подготовка квалифицированных специалистов для работы в детских оздоровительных лагерях;
- практика работы с детьми;
- развитие лидерских и профессиональных качеств, компетенций и умения работать в команде.
- Вступить в официальную группу проекта Школа вожатых «YO-вожатый!»
Дни, время и место занятий необходимо уточнить в официальной группе проекта Школа вожатых «YO-вожатый!»
Основные мероприятия- Открытие школы вожатых нового сезона;
- Обучение вожатых;
- Работа вожатыми в детских оздоровительных лагерях РФ;
- ВДЦ «Смена» Президентские состязания;
- Конкурс «Лучший педагогический отряд МПГУ» Всероссийская школа вожатых;
- Вожатский новогодний капустник;
- Мисс МПГУ;
- Студенческая весна;
- Мисс педагогический отряд Москвы МИРЭА педагогический отряд «Атмосфера»;
- Конкурс видео-роликов «вИдро» МИРЭА;
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Молодежная политика в современной России: вопросы теории и практики»;
- а также 1 июня – День защиты детей, Посвящение в студенты, Ректорский бал и много другое.
Школа подготовила более 6 500 вожатых для лагерей:
- Правительства Москвы – СОК «Камчия», МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Смена», Образовательный центр «Сириус», «Лаборатория путешествий» Дмитрия и Матвея Шпаро; Московского Метрополитена – «Валентина», МЧС – «Орленок», ВПК «НПО «Машиностроения»;
- Всероссийский молодёжный образовательный форум «Селигер», «Международный молодежный центр» и др. лагерей страны.
- ГАУК «Мосгортур» – Школа вожатых приняла участие в подборе и обучении 5 000 вожатых города Москвы для «Московского агентства организации отдыха и туризма» (ГАУК «Мосгортур»).
Из истории:
«В 90-е годы в МПГУ существовал клуб «Лето», который занимался подготовкой вожатых и разработкой методических пособий для организаторов детского отдыха: «Как можно обучать вожатых, применяя современные технология, создав клуб». Клуб «Лето» просуществовал до начала 2000.
И сегодня, коллеги из регионов, несут идею работы клуба, используют формы подготовки вожатых разработанные в МПГУ».
Сегодня МПГУ занимается профессиональной подготовкой вожатых, накапливая опыт РФ в сфере организации отдыха, являясь «Меккой» вожатского мастерства, вожатской кузницей, решает вопросы Государственного уровня в обеспечении профессионально подготовленных кадров для организации детского отдыха.
Новости
«Разбудим весну вместе» – вожатые в НИИ им. Н.Н. Бурденко
«Вожатый – старт в профессию» – рабочая встреча командиров СПО представителей вожатства в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых»
22-24 февраля СПО «YO-вожатый» в Детской Республике Поленово
СПО «YO-вожатые» приняли участие в Ярмарке Штаба студенческих отрядов МПГУ
17 февраля прошло праздничное открытие обучения в школе вожатых «Второй поток»
Благодарность экспертному жюри от МПГУ за работу на Конкурсе профессионального мастерства “Вожатый и его команда”
Кто отличный вожатый? Конечно Александр Юрченко СПО «YO-вожатый»
Благодарственное письмо Центру социально-культурных проектов за работу вожатых на Первом форуме активных мирян “Фавор”
Представители СПО «YO-вожатый» на встрече студенческого актива с ректором МПГУ
Благодарность командиру студенческого педагогического отряда МПГУ “YO-вожатый” Левашовой Веронике
Новогоднее представление YO-вожатых в НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко
Командиры вожатых МПГУ поздравляют со Старым-Новым годом
Праздник в школы! Вожатые СПО «Yo-вожатый» подарили детям сказку
23 декабря Новогодний Вожатский Капустник в школе вожатых МПГУ
«YO-вожатые!» на Всероссийском конкурсе «Лига вожатых»
YO-Вожатые во второй раз приняли участие в мероприятии ЦМиПС
YO-вожатые поучаствовали в мастер-классе от АРТа
СПО МПГУ «YO-вожатые», «Грани», «Хранители Детства», «Feel», «Пламя» – участники Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых
«Молодые профессионалы» — это про них!
Полина Козлова о «Хранителях детства»
«Лучший СПО» МПГУ: хроника #1
Мария Селезнева: YO-Вожатые на «Фаворе», волонтерство, возможности
Вероника Левашова: о слёте, изменениях и благодарности
Вожатый никогда не стоит на месте!
Наша профессия – наше развитие
Они «МОГУТ ВСЁ»
Yo-вожатая Дарья Щелокова стала победителем онлайн-конкурса «Я б вожатые пошел»
Вожатые МПГУ получили сертификаты школы командного состава студенческих отрядов Москвы РСО
Международный день вожатого
«Что может быть лучше гор? Только горы» YO-вожатые о походах и работе в МДЦ «Артек»
Делегация СПО МПГУ «YO-вожатый» стала участником V Всероссийского Форума студенческих педагогических отрядов
Благодарственное письмо СПО “YO-вожатый”
Благодарность Студенческому педагогическому отряду МПГУ “YO-Вожатый” за участие в праздничном мероприятии г. Москвы “Здравствуй осень”
YO-вожатые в Артеке: вперед к новым открытиям!
6 сентября команда МПГУ в Институте международного образования
День знаний с YO-вожатыми: старт дан!
YO-вожатые приняли участие в фестивале «Дары осени»
Лагерь им. А. Гайдара в Калининграде открыл двери YO-вожатым
Всем-всем добрый день из лагеря «Арт-Квест»!
Yo-вожатые в лагере “Лига Экстрима”
YO-вожатые на «крыльях Золотой Ники» летят навстречу Арт-квесту!
Образовательное лето сотрудников ЦСКП на форуме ЯГП
YO-вожатые на образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме»
Добро пожаловать в сказку, МОСГОРТУР и YO-вожатые!
Еще один лагерь в копилке «YO-вожатых» этим летом!
Покорение КОСМИЧЕСКОГО Образовательного Центра «Сириус» YO-вожатыми!
Юные патриоты в ДОЛ «Радуга» «Киржач» поздравили всех соотечественников с Днём России!
YO-вожатые стали ДЕКАНАМИ «Звездного университета»
Всероссийская школа вожатых и YO-вожатые на фестивале ЛУЧШАЯ ЛИГА МИРА – ЛИГА МАМ
Всероссийская школа вожатых и YO-вожатые на фестивале ЛУЧШАЯ ЛИГА МИРА – ЛИГА МАМ
СПО «YO-вожатый» в составе Студенческих отрядов Москвы и Московской области открыли Третий трудовой семестр
Yo-вожатые открыли 1 смену СУПЕРГЕРОЕВ ЛЕТА
YO-вожатые и команда Творческой лаборатории МПГУ на благотворительном фестивале «Центр ДоброТЫ»
YO-вожатые на инструктиве в Звёздном Университете
YO-вожатые на интенсиве в языковом лагере «ОТДЫХ КЛАСС»!
YO-вожатые стали почетными гостями на торжественном событии Городского совета старших вожатых «Горсовет 10 лет»!
YO-интенсив
Сезон обучения в школе вожатых завершен! Впереди вожатский выезд
3 дня работы YO-вожатых в команде МПГУ на ММСО
В Доме Правительства Москвы прошло официальное награждение YO-вожатых МПГУ
Центр социально-культурных проектов на III Межрегиональной практико-ориентированной конференции «КОД БЕЗОПАСНОГО ЛЕТА 2018»
Yo-вожатые помогли сделать весенние каникулы для детей из многодетных семей яркими, добрыми
YO-вожатая – участник инструктивно-методического форума вожатых в Калининграде ДЦО им. А. Гайдара
YO-вожатая МПГУ на конкурсе «Мисс педагогический отряд Москвы 2018»
ВШВ и YO-вожатые на Дне открытых дверей в МПГУ
«Зеленый чемодан» МОСГОРТУР. ЦСКП с YO-экспертами на битве вожатских команд!
Презентация Всероссийской школы вожатых в МПГУ
YO-вожатые заряжают стрелы амура в КГФ
Торжественное открытие нового сезона обучения школы вожатых «Yo-вожатый» которое посетил начальник управления воспитательной работы и молодежной политики
В МПГУ прошло расширенное совещание по вопросам реализации проекта «Всероссийская школа вожатых», в котором приняли участие СПО «YO-вожатый» и сотрудники центра социально-культурных проектов
Благодарность YO-вожатым и Центру социально-культурных проектов за работу в проведении Международного проекта IV Олимпиада МСМ «Поколение, устремленное в будущее»
YO-вожатые МПГУ работали кураторами, наставниками на «Неделе вожатского мастерства» в МГПУ
«YO-вожатые» на Международной Олимпиаде MSM по английскому языку
Благодарность от Центра социально-культурных проектов Дирекции креативных программ
Проект «Сотворившие чудо» и Yo-вожатые с Новогодней сказкой в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко
Благодарность Центру социально-культурных проектов Дирекции креативных программ МПГУ
Старт дан! «YO-вожатый» ждет тебя!
ЦСКП, «YO-вожатые» одной командой на образовательном форуме Всероссийской школы вожатых
МПГУ на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов
Вторая смена «Космический полет» с YO-вожатыми в лагере «Радуга»!
Почему символ студенческого педагогического отряда “YO-вожатый” МПГУ именно Ёж?
«YO! Вожатые» провели квест для школьников в рамках призовой игры Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»
Первый инструктивный выезд «YO! Вожатых» в лагерь
Вожатые МПГУ на конкурсе «ВидРо 2017»
Yo-вожатые – участники Всероссийского форума вожатых в Ульяновске
Практика YO-вожатых в компании «Дизайн Карьеры»
Репортаж о первом выпуске газеты “Вожатский корпус МПГУ”
Наши вожатые на медийной смене Российского движения школьников в ВДЦ «Смена»
YO-Вожатые МПГУ учатся искусству создавать видео-ролики
Вожатые МПГУ умеют радовать детей!
Yo-вожатые МПГУ! Старт обучения
YO-Вожатые МПГУ приняли участие в совещании руководителей педагогических отрядов Москвы
YO-вожатые поздравляют с Днем Влюбленных!
Сотрудники МПГУ приняли участие в конференции “Артек. Тематические образовательные программы”
Yo-вожатые провели новогоднее представление в НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко
Новый год по-вожатски!
Благодарность Yо-вожатым МПГУ от «Российского движения школьников»
Yo-вожатые – участники Московского форума студенческих объединений
Первое занятие в школе вожатых, что говорят студенты
Вожатый — пример всем ребятам — ЮНПРЕСС
Мария Егоркина | 25 апреля 2022
Юношеская газета
19 мая все «дети СССР» будут отмечать 100-летие пионерской организации. Для каждого ребенка, выросшего в Советском Союзе, эта дата имеет большое значение. Однако, пионерское движение объединяло не только детей, но еще и всех, кто проводил для них мероприятия, следил за порядком, организовывал досуг. Для ребят одной из школ подмосковного Воскресенска таким человеком была Наталья Александровна Ломова – энергичная, любящая детей, идейная и креативная. Сейчас она работает в центре дополнительного образования «Фантазия», который во времена Советского союза назывался по-простому – Дом пионеров.
— Наталья Александровна, как объяснить современному ребенку, кто такой пионер?
— У Олега Газманова есть песня со словами «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». Эта песня про меня, потому что я родилась в Советском Союзе и была «сделана в СССР». Точно так же все, кто рождался в то время со мной, проходили через различные организации. Сначала мы становились октябрятами, потом — пионерами, потом — комсомольцами, а дальше уже как у кого получалось (кто-то вступал в коммунистическую партию, а кто-то становился беспартийным).
Если простыми словами, то пионеры – это члены детской организации, мальчишки и девчонки в возрасте от 10 до 14 лет. На самом деле, чтобы не стать пионером, нужно было быть круглым двоечником, лежать на печке и ничем по жизни не интересоваться. По крайней мере, в нашей школе я таких случаев не встречала. В пионеры принимали практически всех, все очень ждали своего посвящения в ряды этой организации и готовились к нему. Это была моя мечта и каждого ребенка, потому что носить красный галстук было очень почетно. Хотелось повзрослеть, ведь в глазах октябренка пионер всегда выглядел взрослым учеником, человеком ответственным, который уже способен на серьезные поступки.
— Но чем же отличается пионер от современного школьника?
— В принципе, ничем. Пионеров отличала только атрибутика, символика (красный галстук, значок, парадная форма, пилотки для торжественных случаев). У пионеров были свои ритуалы, которые обязательно выполнялись на линейках, на общих сборах, когда выносились знамена и так далее.
— Расскажите о самом запоминающемся событии из вашего пионерского детства.
— Наверное, это участие нашей школьной команды в «Зарнице» — серьезной игре на уровне всего Советского союза, нацеленной на то, чтобы дети росли патриотами, чтобы они умели держать в руках оружие, стрелять, чтобы они понимали, что такое любовь к Родине и защита Родины.
Сначала мы пробовали свои силы в первом этапе соревнования – районном. Вообще, любые военно-спортивные игры, такие как «Орленок» или «Зарница», обычно проводились на базе воинских частей. В Воскресенском районе на тот момент было две таких части: одна — в селе Невском (которое мы тогда называли Степанщино), а другая – недалеко от Барановского. Игра с нашим участием проходила на базе Степанщинской воинской части. К счастью, команда нашей школы заняла на том соревновании первое место. Скажу честно, нам тогда очень повезло с руководителем, им был наш учитель физкультуры Федор Кириллович Порох. Он вел себя как настоящий военный (хотя на самом деле им не был), он сумел замотивировать нас на участие в областном этапе «Зарницы» и хорошо нас подготовил к нему. Мы знали, что обычно на таком соревновании есть задание – надеть специальный костюм для защиты от опасных химических веществ. Но этих костюмов у нас в школе не было, и у нас не было возможности подготовиться к заданию. Мы не стали унывать и решили, что разберемся на месте. И вот, мы приезжаем на областные соревнования в Наро-Фоминский район, в гвардейскую кантемировскую танковую дивизию. Организаторы «Зарницы» создали невероятную атмосферу солдатской жизни для участников: мы жили в палатках с двухъярусными кроватями, нас кормили на солдатской кухне, к каждому отряду приставили инструктора из числа призывников. Соревнования длились 3-4 дня. Все шло прекрасно, но вот мы дошли до этапа, где надо было надевать этот защитный костюм. Это было что-то с чем-то, там были огромные резиновые сапоги, противогазы! Мы совсем не ожидали, что это будет настолько сложно! Мы завалили всё задание, нам даже не удалось «впрыгнуть» в эти костюмы. Зато повеселились от души! По итогу всей игры мы оказались в числе лидеров, но с конца. Воспоминание о «Зарнице» у меня осталось на многие годы, я до сих пор удивляюсь, насколько качественно все было организовано. И совсем не важно, что мы не заняли призовое место, главное, что это было интересно! Мы были на экскурсиях по музею, ходили с инструктором по воинской части и видели настоящие танки. Вот оно – воспитание патриотов!
— Как здорово! Наталья Александровна, а ваша работа была связана с пионерией?
— Да, причем самым главным образом. Закончив школу, я поступила в ВУЗ, но, спустя немного времени, забрала оттуда документы. Я долго думала, куда мне податься, и зашла в один день в школу. Директор школы сказал мне, что у них освободилось место пионервожатой, и предложил мне такого рода работу. Я подумала: «Почему бы и нет? Я хочу попробовать!» С этого момента судьба моя была решена. Я стала работать в той же школе, в которой и училась. Здесь, в Воскресенске, школа номер 12, поселок Хорлово. Проработала я там с 1979 по 1984 год старшей пионервожатой.
— Но где вы научились всем особенностям работы пионервожатого?
— Хороший вопрос. Я пришла в школу почти в конце года, поэтому моя полноценная работа началась только осенью. Конечно же, это было что-то новое для меня. И, слава Богу, что в нашем городе был дом пионеров, куда можно было прийти и тебе там помогут и всё растолкуют. Там нас, вожатых, и учили. У нас был методический день по вторникам, куда съезжались вожатые со всех школ на учёбу. Учеба шла практически весь день, была и теория, и практика, а также встречи с интересными людьми, руководителями общественных организаций. К нам приходили люди из Красного Креста, из Общества знания, из пожарной охраны, из милиции, из комиссии по делам несовершеннолетних. Все знания, которые они нам давали, были нужны вожатым. Мы платили членские взносы в эти организации, проводили мероприятия совместно с ними. Кроме того, работники дома пионеров обучали нас методике пионерской работы, потому что мы должны были знать, как провести линейку, как организовать пионерский сбор, как собрать и построить детей. Мы учились оформлять отрядные и дружинные уголки. Учились также барабанить, учились педагогике, психологии, правильному общению с детьми. Ведь по возрасту мы не были похожи на учителей, для пионеров мы были, скорее, старшими товарищами.
К слову, сейчас мы сидим в центре дополнительного образования «Фантазия», который вырос из дома пионеров. Мы все – дети дома пионеров, только в другом здании. Раза 4 нас переименовывали. Изначально в доме пионеров были филателистический кружок (да, коллекционирование марок тогда было очень популярным и интересным занятием для школьников), кукольный театр, натуралистический кружок с маленьким живым уголком, где были морские свинки, черепаха и попугайчики. Дышать там было нечем, но юным натуралистам было все равно. Ещё был фотокружок, который так же пользовался большой популярностью среди ребят. Здесь, уже в новом здании, у нас открылся клуб юных моряков, ребята занимались очень серьезно авиамоделированием и картингом. Все остальные кружки были в школах. Я знаю, что конкретно в нашем городе был развит театр, хоровые ансамбли, кружки вязания, шахматы. Постоянно менялись пристрастия, интересы детей. Многое зависит от педагогов: есть человек – есть и дело. Не станет человека – и дела не станет. Так везде и всегда.
— Какую роль играли вожатые в жизни ребенка-пионера?
— Огромную роль. Вожатый – это старший товарищ, направляющий силу и энергию детей в правильное русло. На самом деле, я даже сейчас смотрю, что дети не изменились. Дети всегда одинаковые, меняются только взрослые. А дети просто ждут команды, как мне кажется. Любого ребенка можно увлечь хорошим интересным делом, но для этого нужен лидер, человек-проводник. Нужен вожатый, который поведет за собой. И если появится такой человек, то любой не интересующийся ничем ребенок захочет начать делать что-то полезное.
— Опишите один день работы вожатого.
— С утра мы особо не контактировали с детьми, так как у них были уроки, и они могли только изредка забежать на переменке в пионерскую комнату. Поэтому наш день начинался со знакомства с периодической печатью: мы читали «Пионерскую правду», «Комсомольскую правду», журналы «Пионер», «Вожатый» (это был наш настольный журнал и руководство к действию). На переменах мы могли также пробежаться по классам, что-то напомнить или сделать объявление. Основная наша работа начиналась после окончания уроков. Мы собирали совет дружины, на котором обсуждали разные вопросы. У каждой дружины был председатель. В нашей школе председателем была девочка, которая потом даже стала лучшим председателем совета дружины в Воскресенске, и ее наградили путевкой в Артек! Тогда это была серьёзная награда, о которой мечтали все и я тоже. Мне удалось побывать в Орленке 2 раза, правда сопровождающей.
— Ничего себе! Расскажите об это поподробнее, пожалуйста.
— Честно говоря, в первый раз мы самого лагеря даже не видели, просто доехали до Туапсе, привезли делегацию детей, пожили один день в городе и уехали. А во второй раз я уже жила вместе с детьми в гостинице Орленка, смотрела и посещала всякие мероприятия, в которых участвовали ребята. Это было интересно, но все же интереснее там побывать в качестве ребенка. Нам постоянно выделяли путевки. Сейчас мне все чаще встречаются гневные отзывы, что путевки распределяются по блату. Да ничего подобного, по крайней мере, тогда такого не было! У нас, например, ездил в Артек мальчик из 12 школы, потому что он собрал самое большое количество макулатуры. Проходила акция «Миллион Родине», нужно было собрать миллион тонн бумаги. Был коллективный сбор, а был индивидуальный сбор, когда каждый ребенок записывал, сколько он принес. Вот за это тоже давали путевки.
А теперь продолжу о распорядке дня. Если не было совета дружины, то нас могли пригласить в отряд, мы с вожатыми совершали рейды, смотрели, как оформлены уголки, общались с классными руководителями, участвовали в педсоветах. У нас постоянно проходили мероприятия, был календарь, где отмечены всякие праздники и знаменательные даты. Порой эти красные даты шли друг за другом. Например, сначала День космонавтики, потом 22 апреля – день рождения Ленина, потом — 1 мая, следом — День Победы, сразу же за ним 19 мая — День пионерии, а потом еще и 1 июня – День защиты детей. Мы не могли пройти мимо ни одной из этих дат. В общем, мы всегда были в гуще дел. Я сейчас даже задумываюсь о том, как все это можно было осилить! Постоянно что-то проводилось. Даже когда я была пионеркой, я рвалась в школу, но не потому, что мне нравилось сидеть на уроках, а потому, что хотелось поучаствовать в каких-то сборах, праздниках, линейках. Будучи пионеркой, я всегда приходила из школы поздно, а уж когда стала комсомолкой, тогда могла домой вернуться часов в семь.
— В каких ещё мероприятиях участвовали пионеры из вашей школы?
— У нас был всесоюзный марш пионерии, который назывался «Всегда готов!», где мы шагали маршем на всякие значимые даты (например, столько-то лет ВЛКСМ, столько-то лет со дня рождения Ленина, столько-то лет съезду КПСС). Мы готовили всякие мероприятия, посвященные этим датам, и в них участвовали. Также в канун 9 мая у нас в поселке всегда проходило торжественное мероприятие, факельное шествие, почетный караул. Пионеры возлагали к подножью памятника цветы. На воскресниках или субботниках мы всегда убирались около памятника Ленину. Ещё один большой пласт работы пионеров – это тимуровская работа. У нас была операция «Забота», пионеры ухаживали за ветеранами, а также брали шефство над маленькими октябрятами. Пионеры приходили на уроки в начальную школу, проводили с ними профилактические беседы, организовывали праздники, играли. Еще нам очень нравилось ходить в походы, даже однодневные. Мы участвовали в районных туристических слетах. Иногда дети даже без учителей ходили в походы. Даже вспоминая свое детство, я могу сказать, что мы очень любили посидеть у костра, пообщаться.
— А поддерживали ли вы связь с иностранными коллегами?
— Да, у нас в школах были клубы интернациональной дружбы, то есть мы переписывались с ребятами из разных стран социалистического лагеря (с чехами, с венграми). А уже потом, когда в 1984 году меня пригласили работать в городской комитет комсомола комсоргом по школам, у нас был лагерь труда и отдыха «Энтузиаст» в селе Фаустово. Туда приезжали ребята из Чехословакии. У нас был город побратим Колин, мы встречали оттуда чешских ребят, они работали на полях совхоза Фаустово, собирали с нами морковку, капусту. В свободное время ребята общались, чехи учили нас готовить цветную капусту, которую они почему-то очень любили (но они совершенно не любили блюда, которые готовили им наши повара). На таких интернациональных сменах было очень интересно. Один мальчик, который побывал в этом лагере, однажды даже позвонил мне, когда я перестала работать в комсомоле (не знаю, каким образом он узнал мой номер). Он приехал в Москву в составе какой-то группы, и мы встретились, вспомнили, как было здорово проводить время в этом лагере.
— Какой была ваша реакция на новость о роспуске пионерской организации?
— Было такое время, когда мы вообще не понимали, что будет дальше, что будет с нашей страной. Когда все на глазах менялось, когда стадионы превращались в рынки, закрывались кинотеатры и становились «барахолками», когда хлынули потоки разных товаров в страну. Жизнь становилась совсем не нашей! Когда мы узнали об этой новости, было состояние смятения, какого-то душевного беспокойства. Конечно, нам было обидно, потому что это была наша история, наша повседневная жизнь, которой нас в один момент лишили.
— Наталья Александровна, а какие пионерские законы вы до сих пор соблюдаете?
— Наверное, я продолжаю быть «честным и верным товарищем», стараюсь «смело держаться за правду». Я считаю себя «преданной Родине», я предана своему городу, своему месту работы. Я как работала с детьми, так и работаю. Я думаю, что у каждого ребенка в любом городе должен быть свой уютный, светлый дом. Дом, в котором ему будет хорошо и куда он будет, самое главное, стремиться. Сейчас у нас есть возможность создавать все условия!
Хотя пионерии уже давно не существует, однако остаются люди, которые продолжают свое дело и ведут за собой детей. Конечно же, предстоящий праздник 19 мая станет для Натальи Александровны особенным днём. Отмечать его она планирует в кругу своих друзей, бывших коллег по работе, чья жизнь точно также связана с пионерией.
Фото из личного архива Н. А. Ломовой
+5
0
Фотогалерея
Роль старшего вожатого в школе при профориентации учащихся
Принятие закона «Об образовании» и национальной программы подготовки кадров приобрело огромное социальное значение в жизни молодёжи Узбекистана. В результате принятия этих законов, отрасль образования превратилась в единую систему
Сформировалась нормативно-правовая база образования, обрели своё практическое значение проблемы, связанные с учебно-воспитательной деятельностью молодёжи. В особенности, огромное значение приобретает учебно-воспитательный процесс молодёжи в деятельности различных организаций, ориентированных на повышение социальной активности учащихся.
В этом ключе, отдельное большое значение имеет общественное движение молодёжи Узбекистана «Камолот». Данное движение в качестве поддержки современной молодёжи проводит активные действия широкого профиля при всесторонней поддержке молодого поколения страны. Эти действия затрагивают не только учебно-воспитательный процесс, но и сферу осуществления интеллектуальных способностей.
При спонсорстве общественного движения молодёжи «Камолот» была создана детская организация «Камалак». Общество ведёт активную деятельность в социальной, духовной и культурной жизни. Эта организация, обеспечивая преемственность в учебно-воспитательном процессе, широко используя отдельные направления и методы воспитания, внедряет чувство патриотизма в сознании девочек и мальчиков. Основным фактором считается изучение литературного наследия великих предков, учёных, национальных ценностей и обычаев, при правильной организации свободного времени детей.
Основную часть членов общественного движения молодёжи Узбекистана «Камолот» составляют учащиеся в образовательных учреждениях страны. Воспитание активистов движения начинается в общих средних образовательных учреждениях.
Как упоминал Президент Республики Узбекистан в своём произведении «Юксак маънавият – енгилмас куч» — духовность это не совокупность устаревших нравов, а непрерывный процесс, который находится в постоянном движении. В этом значении, реализуемые нами работы проводятся не ради частого проведения мероприятий, но для наполнения сердец молодёжи лучами науки, просветительства и духовности, для формирования в них твёрдой веры и духа постоянной бдительности [1].
При этом на передний план выходит деятельность старшего вожатого в школе. Его задача состоит в стремлении к новому, выказывании постоянной инициативы, умении объединить учащихся в одну сплоченную дружную команду. Он должен уметь представить себя в качестве педагога, созидателя, организатора различных мероприятий среди учащихся. Выполняя задачи, отмеченные в планах организации «Камолот», он вносит свой достойный вклад в работу педагогического коллектива, вместе с активистами из числа учащихся школы, прививая всему коллективу чувство преданности и любви к Родине и народу, развивая интерес детей, совершенствуя высокие этические качества учащихся на протяжении всего учебного процесса.
Старший вожатый также несёт ответственность при организации и оборудовании «комнаты духовности и просветительства». Подобные комнаты способствуют правильному воспитанию учащихся и внедрению в их сознание ценности узбекского народа. Комната духовности и просветительства должна быть оборудована следующими атрибутами:
портрет Президента Республики Узбекистан;
государственные символы Республики Узбекистан (Флаг, Герб, Гимн) и их полное значение;
указы, положения, законы касающиеся реформирования идеи просветительства;
портреты великих представителей национального просветительства, великие учёные энциклопедисты, поэты, цитаты – образцы их мудрых мыслей;
экспозиции, отражающие культурный вклад, обычаи, традиции народа
литература, изданная центром духовности и просветительства Республики;
образцы творчества молодых писателей;
выдержки из Хадисов, религиозные книги направленные на образование и воспитание.
В разделе «Президент Республики Узбекистан» должны находиться: автобиография, портрет, информация о его месте в мировом сообществе, реформах, произведениях в сфере просветительства, а также законы, положения и указы Президента Республики. Кроме того, необходимо несколько экземпляров книг «Юксак маънавият – енгилмас куч», «Энг асосий мезон ҳаёт ҳақиқатини акс эттиришдир». При изучении этих произведений, целесообразно организовать опрос, провести беседу на предмет уяснения их смысла.
В разделе “Просвещение – высокая ценность” приводятся образцы из произведений великих учёных, таких как Юсуф Хос Хожиб, Ахмад Югнаки, Фирдавси, Мусо Ал-Хорезми, Абу Насир Фараби, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Мирза Улугбек, Алишер Наваи, Захириддин Мухаммаад Бабур, Надирабегим, Огахи и др. Также необходимо описание их жизненного пути и творчества.
Молодое поколение воспитываясь в таких условиях, впитывает в себя все ценности узбекского народа.
Старший вожатый, привлекая детей в различные кружки и контролируя их, играет огромную роль при профориентации учащихся.
Например, организуя кружки “Молодые предприниматели”, “Менежмент и маркетинг”, “Молодые экономисты” и в процессе проведения занятий в этих кружках, организуя экскурсии на промышленные предприятия, старший вожатый вносит огромный вклад при овладении учащимися экономических знаний и навыков.
Ознакамливая учащихся с деятельностью плотника, гончара, сапожника, пекаря и другими искусствами узбекского народа, старший вожатый пробуждает интерес детей к труду и профессии.
Учащиеся, ознакамливаясь с этими видами деятельности, вбирают в себя все нужное и интересное. Конечно, в этой сфере, психологическая и педагогическая готовность старшего вожатого должны соответствовать требованиям. Старшему вожатому целесообразно иметь полные сведения о психологических качествах, уровне знаний, интересов, внутренних переживаниях каждого учащегося.
Старший вожатый должен обладать следующими личными качествами при воспитании учащихся и профориентационной деятельности.
Внешнее спокойствие, умение опираться не на чувства, а на разум при любых обстоятельствах;
Умение осознанно излагать свои мысли;
Способность действовать целесообразно и точно;
Скромность;
Способность ценить свое время, не тратить его впустую.
Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть, что старший вожатый должен знать качества, социальное происхождение и материальное положение каждого учащегося своей организации. Изучая их психологические особенности, старший вожатый должен организовать их педагогическое и психологическое воспитание.
Подводя итог, можно сказать, что проведение постоянной, регулярной работы с учащимися повышает не только уровень учащихся, но и уровень знаний, культуры, способности руководителя и другие качества самого старшего вожатого.
Литература:
Каримов И.А. Юксак маънавият – енгилмас куч. – Т.: “Маънавият”, 2008
Тарбия энциклопедияси. “Ўзбекистон миллий энциклопедияси” Давлат илмий нашриёти. Тошкент, 2010
Каримов И.А. “Камолот ёшлар ижтимоий ҳаракати”. Т.: “Маънавият”, 1997
Как стать школьным консультантом
Хотя консультанты по-прежнему предлагают академическое руководство, современные школьные консультанты делают гораздо больше, чем вы себе представляете, когда думаете о «консультантах».
ASCA подразделяет школьное консультирование на три пересекающихся области: академическая, личностно-социальная и карьера после окончания средней школы (т. е. помощь учащимся в преодолении академических трудностей, личных проблем и планировании того, что делать после окончания школы).
Но вы, возможно, не понимаете, что они участвуют в этих областях не только на индивидуальной основе, но и помогают учителям и персоналу решать эти проблемы, консультируют родителей и иногда даже помогают формировать школьную политику.
Они играют ключевую роль в обеспечении успехов учащихся в учебе, несмотря на внешние факторы, и играют ключевую роль в обеспечении соблюдения прав учащихся и обеспечении того, чтобы школы были безопасным и благоприятным пространством для учащихся.
Уже школьный консультант и ищет ресурсы? Ознакомьтесь с этим набором инструментов для школьного консультирования!
Школьным консультантам требуется степень магистра в аккредитованном учреждении (обычно в области, имеющей отношение к школьному консультированию), а также государственная сертификация, чтобы начать практиковать. Ниже приведены 4 шага, которые необходимы, чтобы стать практикующим школьным консультантом. Имейте в виду, что требования к образованию и сертификации различны для каждого штата.
- Получите степень бакалавра
Первый шаг к тому, чтобы стать школьным консультантом, — это получение степени бакалавра. Хотя это не обязательно должно быть в области, непосредственно связанной с консультированием, курсовая работа и темы, охватываемые специальностями в области образования и консультирования, помогут вам добиться успеха, когда вы продолжите свой путь, чтобы стать школьным консультантом.
- Получите степень магистра в области школьного консультирования
После получения степени бакалавра начинающим школьным консультантам обычно необходимо получить степень магистра, поскольку это требуется в большинстве штатов. Магистерские программы школьного консультирования обычно обучают практическим навыкам, таким как содействие развитию учащихся, проведение индивидуальных и групповых консультаций и работа с родителями. Мастера программ школьного консультирования хотят наилучшим образом подготовить своих учеников к правильному началу карьеры.
- Получение часов клинической подготовки для сертификационных требований
При завершении магистерской программы школьного консультирования от вас потребуется пройти стажировку под наблюдением в школьной среде, как правило, под руководством сертифицированного школьного консультанта.
- Сдать экзамены школьного консультанта и получить сертификаты, требуемые вашим штатом
Поскольку экзамены школьного консультанта в основном зависят от штата, пожалуйста, ознакомьтесь со списком требований штата к сертификации Американской ассоциации школьных консультантов.
Школьный консультант направляет учащихся на путь к успеху в учебе, оценивая и реализуя план, который наилучшим образом соответствует потребностям и целям каждого учащегося. Эта роль в значительной степени развивает лидерские качества и навыки сотрудничества, чтобы обеспечить беспрепятственный образовательный процесс для всех учащихся. Школьные консультанты могут также использовать другие ресурсы, в том числе стандартизированные результаты тестов и другие данные учащихся, для точного планирования, мониторинга и управления развитием ученика.
В дополнение к академической успеваемости школьный консультант готовит учащихся к карьере, помогая им получить желаемые навыки и компетенции. Учащимся, которые не уверены в том, в какой области карьеры они хотят работать, школьный консультант помогает принимать взвешенные решения.
Школьные консультанты также работают с родителями, учителями и общественными организациями, объединяя людей и сотрудничая с ними. Они могут выписывать направления и проводить консультации для оказания непрямых услуг студентам.
Консультант по профориентации и школьный консультант
Разница между консультантом по профориентации и школьным консультантом заключается в должностных функциях, связанных с каждой должностью. Исторически сложилось так, что термин «консультант по профориентации» был более распространенным, и акцент консультантов по профориентации в школьных системах делался на помощь учащимся на пути от школы к колледжу или карьере. Сегодня школьный консультант является более распространенным термином, и рабочие функции школьного консультанта в системе образования заключаются в том, чтобы помогать учащимся более целостно — от подготовки к колледжу и карьере до помощи им в решении проблем с психическим здоровьем и многого другого.
Должностные обязанности для разных классов
Роль школьного консультанта зависит от класса. В условиях начальной школы роль консультанта широко варьируется. Они могут помочь идентифицировать себя со многими сложными проблемами, такими как проблемы семьи и личного/социального развития, а также с менее серьезными проблемами, с которыми, как мы можем себе представить, может столкнуться средний шестилетний ребенок. Консультанты начальной школы предлагают услуги по обучению, профилактике и вмешательству в качестве своей основной функции.
Консультанты средней школы поддерживают учащихся во время быстрого роста, развития и изменений. Они помогают применять уроки, полученные в классе, для практического использования полученных навыков и знаний в реальной жизни. На этом этапе учащиеся уравновешивают учебу, находят себя и изучают различные интересы и увлечения.
Консультанты старших классов в отличие от двух других уровней обучения в основном сосредоточены на академическом руководстве, а не на личном/социальном развитии. При подготовке к поступлению в колледж им потребуется помощь во многих вещах: решения о карьере, информация о колледже, отправка необходимых документов, выпускной и так далее.
Необходимые навыки для большинства должностей включают:
Согласно BLS на май 2019 года школьные и карьерные консультанты должны получать среднюю годовую зарплату в размере 56 310 долларов США. Заработная плата во многом зависит от рабочей среды и географического положения консультанта, поэтому обязательно изучите условия, в которых вы хотите практиковать, и город, в котором вы живете.
По данным BLS, спрос на школьных консультантов выше, чем в среднем по стране для всех профессий, при этом перспективы трудоустройства увеличились на 8% за период с 2018 по 2028 год.
Область нехватки определяется Министерством образования США как роль, в которой «существует нехватка» квалифицированных специалистов. Департамент позволяет штатам определять свои собственные области нехватки, но поощряет их следовать предписанной методологии, основанной на незаполненных должностях, должностях, заполненных профессионалами с нестандартными сертификатами, и должностях, заполненных профессионалами, сертифицированными в других областях. Поскольку Департамент позволяет штатам сообщать о нехватке кадров по своему усмотрению, некоторые штаты сообщают только о нехватке учителей, в то время как другие включают также административную нехватку. Пожалуйста, обратитесь в департамент образования каждого штата, чтобы узнать больше об их конкретных областях нехватки.
Отчет Американской ассоциации школьных консультантов (ACSA), отражающий факты о положении вакансий школьных консультантов в Соединенных Штатах, содержит некоторые интересные статистические данные, в том числе тот факт, что 11 миллионов старшеклассников зачислены в школу без достаточного количества школьных консультантов. Судя по этому отчету, в некоторых штатах и округах существует значительная нехватка школьных консультантов.
Иногда у учителей возникает желание начать работать с учащимися в другом качестве, чем в качестве воспитателей, и они стремятся заняться профессией школьного консультанта. Хотя у этих двух ролей есть некоторые общие наборы навыков, учителя, которые стремятся стать школьными консультантами, должны пройти образовательные и сертификационные требования, чтобы стать практикующими школьными консультантами. Ниже приведены несколько интервью с преподавателями, которые перешли на работу со студентами в качестве консультантов.
«Мне нравится быть важной частью школьного сообщества и производить неизгладимое впечатление своей работой с учениками, персоналом и родителями». — Андреа Берстон, 8 вопросов школьному консультанту
«Я стала школьным консультантом вместо того, чтобы работать в офисе, в первую очередь потому, что я педагог в душе, но также потому, что я предпочитаю профилактическую работу работе по вмешательству» . Я всегда считал, что если бы мы давали нашим детям инструменты превентивно, мы могли бы избежать их отчаяния, когда они в кризисе». — Барбара Грюнер, вне класса со школьным консультантом
Хотите узнать больше о смене карьеры школьного консультанта? Узнайте о последних интервью Outside the Classroom и 8 Questions.
Конец страницы
Что такое школьное консультирование? 14 Роли и цели консультантов
Для многих подростков школа и жизнь в целом представляют бесконечный список требований и проблем.
От травм и неспособности к обучению до издевательств и выбора курсов жизнь учащихся может быть трудной. Школьный консультант готов помочь.
Основная роль школьного консультанта заключается в поддержке учащихся в их психологическом, академическом и социальном развитии (Хелед и Давидович, 2020; Попов и Спасенович, 2020).
Тем не менее, спектр школьных консультаций огромен. В одну минуту школьный консультант может провести социально-эмоциональный урок для первоклассников, а в следующую они сотрудничают с административной командой над новой общешкольной системой поведенческого вмешательства.
Давайте посмотрим на эту разнообразную роль и на то, какова конечная цель всех школьных консультантов.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое школьное консультирование?
- Описание работы: 8 ролей школьного консультанта
- Школьный советник против школьного психолога
- 6 целей программы школьного консультирования
- Несколько слов об этических границах
- Позитивное образование и консультирование
- Инструменты PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое школьное консультирование?
Школьное консультирование направлено на решение проблем, которые могут повлиять на успеваемость учащихся, включая психосоциальные и поведенческие проблемы (Gachenia & Mwenje, 2020). Школьные консультационные услуги предоставляются школьным консультантом.
Роль школьного консультанта направлена на умственное, эмоциональное, социальное и академическое развитие учащихся (Heled & Davidovitch, 2020; Popov & Spasenovic, 2020). Школьные системы в разных частях мира имеют разные названия для школьных консультантов (Popov & Spasenovic, 2020):
- Австралия – школьный или образовательный консультант
- Болгария – педагогический консультант
- Дания – педагогико-психологический консультант
- Россия – педагог-психолог
- Хорватия, Северная Македония и Сербия – ассоциированный эксперт
- Мальта, Словения, Великобритания, США – школьный консультант
- Ирландия – методист
Для получения дополнительной информации об этой важной роли в Соединенных Штатах см. «Роль школьного консультанта» Американской ассоциации консультирования.
Исследование, проведенное Поповым и Спасеновичем в 2020 году, показало, что, хотя должность или роль школьного консультанта несколько различаются, ключевые элементы школьного консультирования можно резюмировать следующим образом:
- Поддержка психологического, академического и социального развития учащихся
- Разрешение конфликтов между всеми участниками школьной жизни
- Помощь учащимся в решении личных проблем
- Консультации с учащимися, родителями, учителями и директорами
- Координация различных школьных мероприятий.
Описание работы: 8 ролей школьного советника
«Советник, защитник, агент, верующий, сотрудник, дирижер, консультант, координатор, дипломат, педагог, энтузиаст, эксперт, исследователь, проводник, инициатор, лидер, слушатель, посредник, наставник, навигатор, переговорщик, наблюдатель, педагог, профессионал, психолог, исследователь, специалист, сторонник, педагог» (Попов, Спасенович, 2020, с. 34).
Это лишь несколько функций, которые может выполнять эта многофункциональная должность. Важно отметить, что доминирующие функции школьного консультирования также могут различаться в разных странах. Давайте подробно рассмотрим некоторые из них.
Консультант
Консультанты помогают учащимся определить свои способности, способности и интересы, предотвращая отсев (Popov & Spasenovic, 2020).
Консультант может также выступать в качестве координатора, который консультирует студентов по поводу их карьеры и решений. При этом консультанты могут помочь учащимся подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения и колледжи (Karunanayake, Chandrapala, & Vimukthi, 2020).
В Австралии и Ирландии роль школьного консультанта в значительной степени зависит от академической и профессиональной ориентации и консультирования (Popov & Spasenovic, 2020).
Посредник
В школьной среде может возникнуть много сложных ситуаций, и консультант может действовать как защитник, который направляет и ведет переговоры дипломатическим путем.
Например, ученик может чувствовать, что учитель несправедливо к нему относится. Консультант может также выступать в качестве посредника между учащимися, у которых только что произошла физическая ссора. Профилактика находится в центре внимания школьных консультантов в России (Popov & Spasenovic, 2020), и школьный консультант может предотвратить неблагоприятные ситуации с помощью предварительных уроков социальных навыков и консультирования.
Преподаватель социальных навыков
При обучении социальным навыкам консультант может выступать в роли исследователя, специалиста, эксперта, лидера и консультанта (Karunanayake et al., 2020; Popov & Spasenovic, 2020).
Консультант должен сначала найти основанную на исследованиях учебную программу по социальным навыкам, подходящую для их школьной демографической группы, предоставить содержание и помочь учителям общего образования в использовании учебной программы.
Друг
Иногда все, что нужно учащемуся, — это друг, и школьный консультант может помочь учащемуся в профессиональном качестве. С этой профессиональной дружбой приходит конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни.
Как и друг, консультант может действовать как наставник, сторонник, советчик, слушатель и верующий.
Поддержка учащихся в их личном развитии и обучении — основная задача школьных консультантов в Дании, Ирландии и Великобритании (Popov & Spasenovic, 2020).
Специалист по дисциплине
В некоторых школах консультант может быть контактным лицом для учеников, которые плохо себя ведут. Когда учитель отправляет ученика из класса, ученику может потребоваться обратиться к школьному консультанту для исправления своего поведения. Затем консультант может принять решение о дальнейших действиях или проконсультироваться с администраторами.
Консультантам, возможно, также придется решать вопросы посещаемости, общаясь с учащимися или родителями (Karunanayake et al., 2020).
Психолог
Во многих случаях школьный консультант может выступать в роли школьного психолога во время проведения консультационных занятий. Школьным консультантам иногда приходится заниматься травмами учащихся или исправлять ситуации, связанные с издевательствами.
В Великобритании охране психического здоровья также уделяется большое внимание (Popov & Spasenovic, 2020).
Учитель
Школьные консультанты также могут быть найдены в классе. Они могут помогать классному руководителю, давать консультации или проводить уроки по социальным навыкам или эмоциональному обучению.
Так же, как классный руководитель готовит уроки, школьный консультант также должен создавать и проводить увлекательные уроки, обладая при этом хорошими навыками управления классом. Формативное оценивание знаний учащихся во время и после урока помогает консультантам скорректировать преподавание или будущее содержание.
Консультант
Сотрудничество со школьным персоналом и поддержка школьной организации и процесса преподавания/обучения также входят в обязанности школьного консультанта. Консультант должен создать и реализовать надежную программу школьного консультирования, основанную на исследованиях, с использованием данных и потребностей учащихся (Dimmitt & Zyromski, 2020).
Улучшение общего функционирования школы, преподавания и школьной работы является основным направлением школьного консультирования в Хорватии, Словении и Сербии (Popov & Spasenovic, 2020).
Школьный консультант и школьный психолог
Роли школьного консультанта и школьного психолога схожи в том, что они направлены на предоставление всем учащимся полноценного доступа к школьной программе. Самые большие различия между этими двумя профессиями могут заключаться в подготовке/образовании и лицензировании.
Хотя обе роли могут различаться в зависимости от страны, штата или школьного округа, вот несколько общих черт и различий.
Перед школьным психологом стоит задача помочь учащимся добиться академических, социальных и эмоциональных успехов. Это отличается от роли школьного консультанта с точки зрения их повседневных задач и объема поддержки.
Что касается вмешательств, например, школьный консультант может нести ответственность за осуществление вмешательств, в то время как в обязанности школьного психолога входит проведение, оценка и интерпретация психопедагогических оценок, которые помогают учащимся получить право на определенные услуги, такие как специальное обучение.
Школьный консультант не имеет лицензии на такую деятельность. В Соединенных Штатах Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями требует, чтобы школьный психолог в качестве члена группы индивидуальной образовательной программы (IEP) интерпретировал учебные последствия результатов оценки.
Уоткинс, Кросби и Пирсон (2001) обнаружили, что многие психологи предпочли бы проводить меньше оценок и вместо этого проводить больше мероприятий, отражающих роль школьного консультанта. Действительно, помимо психометрии, многие школьные психологи работают с учащимися и школой в области позитивного поведения или разрешения конфликтов и издевательств (Национальная ассоциация школьных психологов, n.d.).
Как бы школьный психолог ни хотел проводить больше времени непосредственно с учащимися, школьный консультант, скорее всего, будет проводить индивидуальные, групповые, классные и консультационные занятия для учащихся. В таких случаях учащихся, скорее всего, направят к школьным психологам только тогда, когда требуется углубленное вмешательство в области психического здоровья (Wake Forest University, nd).
Как школьные психологи, так и консультанты могут проводить обучение учителей, чтобы помочь им удовлетворить разнообразные потребности учащихся и взаимодействовать с семьями, помогая им связать их с поставщиками социальных услуг или другими службами предотвращения кризисов и вмешательства.
Приведенный ниже график ни в коем случае не является исчерпывающим списком, но демонстрирует некоторые различия и сходства между школьными консультантами и школьными психологами.
6 Цели программы школьного консультирования
- Полноценная жизнь
Школьные консультанты помогают учащимся жить более полноценной жизнью, решая проблемные вопросы (Gachenia & Mwenje, 2020). Примером проблемной проблемы может быть неспособность к обучению.
В сотрудничестве с учителем общего образования школьный консультант может предложить стратегии, осуществить мероприятия или начать процесс направления на специальное образование.
- Помощь учащимся в решении задач
Студенты сталкиваются с множеством проблем. Если у учащегося возникли проблемы с конкретным учителем, школьный консультант может поговорить с учителем или выступить в качестве посредника, чтобы исправить ситуацию. - Адаптация
Программы школьного консультирования направлены на то, чтобы помочь учащимся обрести самосознание и адаптироваться эмоционально, социально и психологически (Gachenia & Mwenje, 2020).
Школьный консультант может создать программу «приятель», которая объединяет вернувшегося ученика с новым учеником, чтобы они чувствовали себя желанными. Кроме того, школьный консультант может подготовить учащегося к работе после окончания средней школы, техникума или колледжа.
- Поощрять позитивную школьную жизнь
Согласно исследованию, проведенному Gachenia and Mwenje (2020), 87% учащихся, участвовавших в консультациях, более позитивно оценивали свою школьную жизнь.
Консультант помогает учащимся в трудных ситуациях как в школе, так и за ее пределами.
- Разработка или поддержка общешкольных мероприятий
В большинстве школ на школьных консультантов возложена обязанность поддерживать, если не полностью создавать, общешкольную программу вмешательства. Эти систематические изменения также должны сопровождаться постоянной оценкой, чтобы определить, реализуются ли меры и насколько они эффективны (Dimmitt & Zyromski, 2020). - Психическое здоровье и социально-эмоциональное обучение
Школьное консультирование занимается вопросами психического здоровья посредством общешкольных уроков или индивидуальных консультаций. Консультанты могут удовлетворять эти потребности с помощью классных, групповых или индивидуальных занятий и консультационных сессий (Dimmitt & Zyromski, 2020).
Таким образом, решая эти задачи, программа школьного консультирования направлена на улучшение успеваемости и социальных навыков учащихся (Gachenia & Mwenje, 2020).
Несколько слов об этических границах
Школьное консультирование — это сложная и деликатная услуга в школьной среде.
Как школьному консультанту важно знать о юридических и этических последствиях своих действий (Herlihy, Gray, & McCollum, 2002).
Например, представьте, что студент признается, что думает о причинении себе вреда. Они призывают вас пообещать никому ничего не рассказывать. Хотя вы хотите практиковать конфиденциальность, этические принципы направляют вас в другом направлении. Вот несколько важных моментов:
- Консультационные отношения
Во-первых, важно, чтобы школьный консультант любой ценой избегал причинения вреда. Консультант должен знать свои собственные ценности и убеждения и следить за тем, чтобы они не приводили к предвзятости (American Counseling Association, 2014). Кроме того, консультант обязан помнить о культурных различиях, которые могут повлиять на отношения при консультировании. - Конфиденциальность
Крайне важно, чтобы школьный консультант мог установить контакт с учащимися и завоевать их доверие. Консультант должен уважать частную жизнь студентов и предоставлять безопасное пространство для разглашения конфиденциальной информации; однако также важно соблюдать местные законы.
Необходимо принимать во внимание обязанность соблюдать осторожность, и консультант должен будет уведомить соответствующие органы, если учащемуся причиняют вред или планируют причинить вред (American Counseling Association, 2014; McGinnis & Jenkins, 2006).
- Поддержание границ
Как и во многих отношениях в школьной среде, очень важно соблюдать границы.
Консультант не должен вступать в непрофессиональные отношения со студентом или бывшим студентом (Американская ассоциация консультирования, 2014 г.). Граничные вопросы в консультировании: множественные роли и обязанности Херлихи и Кори (2014) — очень хорошая книга для изучения многих этических ситуаций и решений.
Позитивное обучение и консультирование
Позитивное обучение представляет собой сочетание передового опыта обучения и позитивной психологии. Учитывая высшие преимущества позитивной психологии, неудивительно, что позитивное образование и позитивное консультирование будут столь же трансформационными.
Улуйос и Сезгин (2021) изучили влияние группового консультирования на основе позитивной психологии и обнаружили, что этот тип консультирования снижает склонность учащихся ко лжи.
Используя модель PERMA, цель Мартина Селигмана состоит в том, чтобы обучать учащихся, способствуя их счастью и благополучию. Школьные консультанты могут обратиться к разделу «Позитивная психология в школах» и «Образование для счастливых учащихся», чтобы узнать о том, как извлечь максимальную пользу из бесед в классе, о различных упражнениях для эмоционального обучения и внимательности, а также об упражнениях по позитивной психологии.
15 Best Positive Education Books and Positive Discipline Practices — отличный ресурс, где можно больше узнать об искусстве и преимуществах позитивного образования.
Этот ресурс обязателен к прочтению, если вам понравилась эта статья: Как стать школьным консультантом: лучшие степени и программы.
Инструменты PositivePsychology.com
Чтобы полностью понять школьное консультирование и его историю, вы можете просмотреть Что такое школьная психология? В статье приводится несколько увлекательных фактов и экспериментов.
«28 лучших книг по консультированию для практикующих и начинающих» — отличный источник для изучения книг, относящихся к области школьного консультирования. Начинающие консультанты могут захотеть просмотреть «Лучшие книги для начинающих» , а опытным школьным консультантам было бы полезно изучить раздел «Для консультирования детей» , который включает в себя три превосходных источника для работы с учащимися.
Принимая во внимание устойчивость в классе, школьный консультант может изучить «Обучение устойчивости в школе» и «Содействие устойчивым учащимся». Эта всеобъемлющая статья содержит 100 упражнений для обучения устойчивости и конкретные программы, используемые для обучения студентов этому важному понятию.
Как мы уже знаем, осознанность может быть полезной и облегчать последствия стресса. Внимательность для студентов особенно полезна, поощряя самосознание. Школьные консультанты могут обратиться к книге «Внимательность в образовании: 31+ способ обучения внимательности в школах».
Вот несколько из множества рабочих листов, доступных на сайте PositivePsychology.com, которые могут быть полезны в вашей школьной практике консультирования:
- Внутри и снаружи помогает учащимся описать, что они чувствуют, когда испытывают эмоцию.
- «Выявление самоконтроля» — это интерактивный рабочий лист, в котором учащиеся определяют, свидетельствует ли действие о самоконтроле или об отсутствии самоконтроля.
- Рабочий лист самооценки для детей старшего возраста содержит семь вопросов, которые помогают учащимся оценить свои сильные стороны, любимые занятия, успехи и трудности.
- Демонстрация ответственности — отличный инструмент для изучения того, что такое ответственность, и определения того, как быть более ответственным.
- Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта коллекция подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Школьное консультирование — это многогранная, сложная и полезная должность в школьной системе.
Если вы чутки и целеустремленны, вам нравится работать с учащимися и вы хотите помочь им добиться наилучших результатов в академической карьере и стать ответственными гражданами, подумайте о карьере школьного консультанта.
Независимо от того, нравится ли вам работать со студентами или молодежью, в классе или в собственном офисе, совместно или самостоятельно, с успешными учениками или учениками с трудностями, школьное консультирование может стать для вас профессией.
Если вы обладаете этими качествами, вы можете внести позитивные изменения в жизнь ученика!
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Американская ассоциация консультирования. (2014). Этический кодекс ACA . Получено 20 июня 2021 г. с http://www.counseling. org/docs/ethics/2014-aca-code-of-ethics.pdf?sfvrsn=4 .
- Диммитт, К., и Жиромски, Б. (2020). Научно обоснованное школьное консультирование: расширение существующей парадигмы. Консультации профессиональных школ , 23 , 1–5.
- Гачениа, Л., и Мвенье, М. (2020). Эффективность программ школьного консультирования по вопросам успеваемости учащихся средних школ в округе Киамбу, Кения. Международный журнал образования, психологии и консультирования (IJEPC) , 5 (35), 58–64. Получено 21 июня 2021 г. с http://dspace.pacuniversity.ac.ke:8080/xmlui/handle/123456789/2927 .
- Хелед, Э., и Давидович, Н. (2020). Профессия в поисках идентичности — что такое школьное консультирование? Journal of Education and Learning , 9 (5).
- Херлихи, Б., и Кори, Г. (2014). Пограничные вопросы в консультировании: множественные роли и обязанности . Джон Уайли и сыновья.
- Херлихи, Б., Грей, Н., и МакКоллум, В. (2002). Правовые и этические вопросы в надзоре школьного консультанта. Консультации профессиональных школ , 6 , 55–60.
- Карунанаяке, Д., Чандрапала, К.М.Н.С., и Вимукти, Н.Д.У. (2020). Отношение учащихся к школьному консультированию. Азиатский исследовательский журнал искусств и социальных наук , 12 (2), 21–31.
- МакГиннис, С., и Дженкинс, П. (ред.). (2006). Надлежащая практика консультирования в школах (4-е изд.). Британская ассоциация консультирования и психотерапии. Получено 21 июня 2021 г. с http://youthcounsellinghull.co.uk/resources/BACP%20School%20Counselling%20Good%20Practice.pdf .
- Национальная ассоциация школьных психологов. (н.д.). Кто такие школьные психологи? Получено 21 ноября 2021 г. с https://www.nasponline.org/about-school-psychology/who-are-school-psychologist .
- Попов, Н., и Спасенович, В. (2020). Школьное консультирование: сравнительное исследование в 12 странах. Болгарское общество сравнительного образования , 18 , 34–41.
- Улуйос, М. А., и Сезгин, О. (2021). Изучение влияния группового консультирования на основе позитивной психологии на склонность ко лжи. Духовная психология и консультирование , 6 (1), 29–46.
- Университет Уэйк Форест. (н.д.). В чем разница: школьный психолог или школьный психолог? Получено 21 ноября 2021 г. с https://counseling.online.wfu.edu/blog/whats-difference-school-counselor-vs-school-psychologist/
- Уоткинс, М. В., Кросби, Э. Г., и Пирсон, Дж. Л. (2001). Роль школьного психолога: Восприятие школьного персонала. Международная школа психологии , 22 (1), 64–73.
Кто такой консультант? Учащиеся, школы и помощь молодым людям
Эти консультанты являются отличным источником помощи как для родителей, так и для учащихся, на человека, на которого можно положиться в понимании образовательных целей и их достижении. Нередки проблемы со школой, психическим здоровьем или жизнью в целом. Многие чувствуют себя изолированными, особенно молодые люди, которые все еще развивают свой голос и свое место в мире. Соединенные Штаты и около 50 других стран мира наняли школьных консультантов, которые предоставляют молодым людям ресурсы для решения своих проблем и достижения успеха в школе и в жизни.
В настоящее время в школах США работает более 200 000 консультантов. Они могут не проводить занятия напрямую, но эти консультанты оказывают такое же влияние на ученика, как и учителя, и предлагают помощь, которую учитель иногда не может предоставить.
Узнайте больше о преимуществах консультирования
Начните работу с BetterHelp.
Краткая история в школах
В западном мире консультанты в школах появились в начале двадцатого века и в основном занимались подготовкой учащихся к работе. На протяжении 1920-е и 1930-е годы, консультанты стали более распространенными. Вначале многие учителя выступали в роли консультантов; однако это уже не так. В 1960-х годах консультантам в государственных школах было предоставлено больше средств, что позволило их призванию процветать. Профессия вышла за рамки академических и карьерных достижений.
Первоначально некоторые учителя выступали против этой идеи, полагая, что школы должны ограничиваться более традиционными образовательными задачами, а не личным и социальным развитием. Но его популярность продолжалась, и к 1970-х годов роль методического вожатого внедрялась в школах от детского сада до старшей школы. В 1980-х и начале 1990-х возникли новые опасения. Многие сомневались в эффективности школьных консультантов.
В ответ на эти опасения в 2003 году Американская ассоциация школьных консультантов (ASCA) выпустила национальную структуру для школьных консультантов. В 2004 году эта модель была пересмотрена, чтобы закрыть пробелы в возможностях и достижениях и обеспечить, чтобы все учащиеся от детского сада до 12-го класса имели консультанта, обеспечивающего специализированное руководство. В 2012 году ASCA выпустила еще одну окончательную пересмотренную версию, и это система, которая у нас есть сейчас.
Какую роль играет консультант?Сегодня консультанты по профориентации предлагают широкий спектр услуг и являются важной частью системы образования. Они помогают студентам в подготовке к жизни. Консультирование может помочь учащимся добиться успеха в будущей карьере и социальном взаимодействии. Консультанты доступны с детского сада до двенадцатого класса и начинают с того, что помогают учащимся лучше понять себя, а также принять себя. Школьные консультанты оценивают учащихся индивидуально, учитывая особые потребности каждого подростка.
Студенты могут рассчитывать на помощь консультанта в учебе, личных проблемах, карьерных целях и проблемах социальной жизни, таких как травля. Консультант часто проводит индивидуальные или групповые занятия, презентации и семинары для лучших учеников.
В целом цель школьного консультанта состоит в том, чтобы каждый учащийся полностью реализовал свой жизненный потенциал. Консультант может помочь развить навыки преодоления трудностей, организаторские и коммуникативные навыки, а также предоставить учащимся инструменты для достижения чувства самопринятия. Консультанты иногда предоставляют студентам психологические консультации. Консультанты ведут студентов по пути к тому, чтобы они стали находчивыми и приспособленными членами общества.
Различия в уровнях обучения – различные степени консультированияОбязанности консультантов немного различаются в зависимости от того, в какой отрасли образования они участвуют. Конечно, с разным возрастом и уровнем развития проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, будут меняться и развиваться. Эти различия наиболее заметны между разными уровнями школьного образования.
На начальном уровне часто на всю школу назначается один вожатый. Эти консультанты обычно имеют дело с учащимися от детского сада до шестого класса. Начальные консультанты часто следят за проблемными учениками, например, за теми, кто страдает от жестокого обращения, пренебрежения, депрессии, психических расстройств и членовредительства. Они также имеют дело с типичными школьными трудностями и помогают учащимся преодолеть травлю, сплетни и разногласия с учителями и друзьями.
На уровне средней школы консультант берет на себя многие из этих же проблем учеников. В эту группу обычно входят учащиеся шестого-восьмого классов. Начало полового созревания на этом этапе развития часто приносит с собой множество новых проблем. Это может включать проблемы в отношениях, образ тела, сексуальные проблемы, более серьезные членовредительства, а также употребление психоактивных веществ.
Для учащихся девятого-двенадцатого классов консультирование, как правило, больше основано на учебе — консультанты помогают учащимся сделать выбор в отношении будущей карьеры и академических целей. Психолог старших классов занимается подготовкой учащихся к жизни вне школы. Они, конечно, по-прежнему помогают с личными проблемами, хотя большинство студентов на этом уровне обращаются к консультанту за советом по карьере и академической помощью.
Некоторые колледжи и университеты также предлагают консультационные услуги. В кампусе часто будет несколько консультантов, чтобы разместить количество студентов. На этом уровне студенты обычно обращаются к консультантам по поводу выпуска, карьеры и стипендии. Студенты также могут обращаться за финансовыми советами, советами по уходу за детьми и другими вопросами в их личной жизни. Поскольку учащиеся старше 18 лет, можно не беспокоиться об участии родителей, что позволяет открытое и честное общение между двумя взрослыми.
А родители?Консультации по профориентации могут не ограничиваться учащимися. При создании продуктивной и заботливой среды для учащихся некоторые консультанты могут работать с родителями.
Эти консультанты могут объяснить и выработать стратегию в отношении академической успеваемости студентов, а также оказать поддержку семьям, переживающим трудные периоды жизни, например, пережить потерю любимого человека или развод.
Родители могут обратиться в школу, чтобы запросить академические оценки своих детей, чтобы лучше понять оценки своего ребенка. Они также могут сообщить консультанту о любых других проблемах, связанных с их ребенком, таких как опасения по поводу издевательств, психических заболеваний и т. д. Родители могут и должны сообщать консультанту о любой внешней помощи, которую может получить учащийся.
Чем они отличаются от школьного психолога?Многие люди не понимают различий между школьными консультантами и школьными психологами. Первое отличие заключается в том, какое образование каждый получает. Хотя требования к образованию консультантов-консультантов могут различаться, часто предпочитают, чтобы они имели степень магистра. Как правило, они изучают консультирование, планирование жизни и то, как остановить кризис. В большинстве случаев они пойдут на стажировку, прежде чем найдут надежное рабочее место.
Школьные психологи обычно должны иметь степень магистра или даже доктора наук. В своем обучении они обычно больше внимания уделяют детскому и когнитивному развитию, профилактике и тактике вмешательства, а также обучению оценке детей и молодежи. Эти программы также требуют от студентов участия в клинической подготовке, исследованиях и оценке.
Обычно в школе работают консультанты и психологи по-разному. Консультанты по школьному обучению встречаются с каждым учащимся и сосредотачиваются на его успехах. Они предоставляют академическую помощь, а также карьерные и личные советы, чтобы оптимизировать потенциал студентов.
Школьные психологи, с другой стороны, встречаются с учащимися, чтобы оценить их потребности. Психолог обычно работает в тесном контакте с конкретными учащимися, а именно с теми, у кого проблемы с развитием или обучением, или с теми, кого сдерживают стрессовые факторы за пределами школы. Это может включать консультирование учащихся и родителей, разработку образовательных планов и работу с учителями над оказанием академической помощи, в которой нуждается каждый учащийся. Они также могут тесно сотрудничать со школьной администрацией и внешними организациями, рекомендуя программы для улучшения успеваемости учащихся и консультируясь с учителями, чтобы убедиться, что школьное сообщество эмоционально и академически оптимизировано.
Как они могут привести учащихся к успеху?
Консультанты готовы помочь студентам любым возможным способом. Они могут помочь, даже если вы чувствуете, что больше никого нет или что вам уже не помочь. Они могут помочь вам направить вас в том направлении, в котором вы хотите двигаться в своей жизни в школе и за ее пределами.
Это те, кому можно доверять и доверять. Если у вас проблемы дома, на работе или даже в кругу друзей, консультант может выслушать вас. Более того, они часто могут дать полезный совет о том, как справиться с вашей ситуацией. Они могут помочь вам достичь академических целей, справиться с издевательствами, повысить самооценку и даже могут помочь тем, кто находится в экстремальных обстоятельствах, таких как бездомность.
Другие решения – варианты помимо консультантаВаши ресурсы не ограничиваются только консультациями. Есть много социальных программ, доступных с той же структурой. Роль, которую они будут играть в жизни вашего ребенка, будет огромной.
Если рядом с вами будет кто-то, кто поддержит вас в достижении ваших целей, это также поможет. Система поддержки и сообщество необходимы. Наличие кого-то, кто подбодрит вас, имеет большее значение, чем вы думаете!
Помощь BetterHelp
Узнайте больше о преимуществах консультирования
Начните работу с BetterHelp.
Появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что онлайн-терапия является эффективным способом связи с консультантом, когда человек ищет помощи. В исследовании, опубликованном в Journal of Clinical Psychology , , рецензируемом исследовательском журнале, изучалась информация из более чем 100 различных онлайн-консультаций. Это исследование показало, что общее отношение как консультантов, так и участников было таким же положительным, как и при личном консультировании. Это можно добавить к нескольким исследованиям, которые доказали, что онлайн-терапия является уникальной формой консультирования, устраняющей барьеры, связанные с личным консультированием, такие как стигматизация, стоимость и временные ограничения, и в то же время одинаково эффективная при лечении симптомов депрессии. беспокойство и многие другие проблемы с психическим здоровьем, которые могут затронуть молодых людей.
Как упоминалось выше, онлайн-консультация может быть полезной услугой, если вы или ваш ребенок сталкиваетесь с проблемами в школе, на работе или в любом другом аспекте жизни. Консультанты BetterHelp обучены помогать людям каждый день и могут связаться с вами с помощью сообщения, чата, голосового вызова или видеоконференции. Эта гибкость означает, что вам не придется сталкиваться с дополнительным стрессом, связанным с дорожным движением, сидением в зале ожидания или пропуском обеденного перерыва только для того, чтобы поговорить с консультантом.