Урок 4 Возможности человека | Поурочные планы по самопознанию 6 класс
Урок 4 Возможности человека
10.11.2011 15305 2072Цель: углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития.
Задачи:
– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;
– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;
– воспитание веры в свои силы.
Круг радости
Учитель приветствует учащихся словами В. Некрасова:
Всё может человек, всё может:
Создать, проникнуть, покорить…
Путь наш к вершине очень сложен.
Но нужно просто смелым быть.
Быть трепетным, великодушным,
Весёлым, ярким, как звезда.
Любовью жить не миг единый –
Сроднить с ней сердце навсегда.
Беседа
Цель беседы – продолжить разговор о возможностях человека, но рассмотреть их в ракурсе экстремальных ситуаций. Опираясь на свои личные представления, учащиеся в рассуждениях должны прийти к выводу о том, что экстремальные ситуации требуют от человека мобилизации имеющихся возможностей, раскрытие которых невозможно без веры в свои силы.
В беседе представлены вопросы, ответы на которые помогут учителю выявить уровень представлений учащихся о понятии «экстремальные ситуации».
1. Как вы понимаете смысл словосочетания «экстремальные ситуации»?
2. Может ли человек предотвратить возникновение экстремальных ситуаций? Почему?
3. Как следует вести себя в случае возникновения экстремальной ситуации?
Чтение
В рассказе «Последний дюйм» речь идёт о способности человека преодолевать опасность, бороться с трудностями. Перед началом чтения учитель предлагает обратить внимание на действия Дэви в сложившейся экстремальной ситуации.
Последний дюйм
Джеймс Олдридж
Долго взбирались они по склону; Дэви тащил, а Бен отталкивался пятками, поминутно теряя сознание и медленно приходя в себя. Два раза он срывался вниз, но наконец они добрались до самолета; ему даже хотелось сесть, прислонившись к хвостовой части машины, и оглядеться. Но сидеть было сущим адом, а обмороки все учащались.
– Как дела? – спросил он мальчика. Тот задыхался, изнемогая от напряжения. – Ты, видно, совсем измучился.
– Нет! – крикнул Дэви с яростью. – Я не устал.
Тон его удивил Бена: он никогда не слышал в голосе мальчика ни протеста, ни тем более ярости. Оказывается, лицо сына могло скрывать эти чувства. Неужели можно жить годами с сыном и не разглядеть его лица? Но сейчас он не мог позволить себе раздумывать об этом. Сейчас он был в полном сознании, но от приступов боли захватывало дух. Шок проходил. Правда, он совсем ослабел. Он чувствовал, как из левой руки сочится кровь, но не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем. Дэви самому придется поднять самолет в воздух, вести его и посадить на землю.
– Теперь, – сказал он, с трудом ворочая пересохшим языком, – надо навалить камней у дверцы самолета. Если навалить их побольше, ты как-нибудь сумеешь втащить меня в кабину. Возьми камни из-под колес.
Дэви сразу принялся за дело, он стал складывать обломки кораллов у левой дверцы – со стороны сидения пилота…
– Мы не сможем лететь, – сказал мальчик. – Ты не сможешь вести самолет. Лучше и не пытаться.
– Ах, – сказал Бен с той нарочитой мягкостью, от которой ему становилось еще грустнее. – Ветер сам отнесет нас домой.
Ветер мог отнести их куда угодно, только не домой, а если он задует слишком сильно, они не увидят под собой ни посадочных знаков, ни аэродрома – ничего.
– Обвяжи мне грудь полотенцем, лезь в самолет, тащи, а буду отталкиваться ногами.
Бен с трудом вполз в машину, согнувшись пополам, теряя сознание. Потом он попытался сказать мальчику, что надо делать, но не смог произнести ни слова. Мальчика охватил страх. Повернув к нему голову, Бен почувствовал это и сделал еще одно усилие…
– Запоминай все, что я тебе скажу. Запри свою дверцу…
Он снова ушел далеко, далеко, а потом вернулся.
– Придется тебе взяться за дело самому, Дэви. Ничего не поделаешь. Слушай. Колеса свободны?
– Да, я убрал все камни.
Дэви сидел, стиснув зубы.
– Вот что надо делать, Дэви. Передвинь рычаг газа на дюйм, не больше. Сразу. Сейчас. Поставь всю ступню на педаль. Хорошо. Молодец! Теперь поверни черный выключатель возле меня. Отлично. Теперь нажми вон ту кнопку, а когда мотор заработает, передвинь рычаг газа еще немного. Стой! Поставь ногу на левую педаль. Когда мотор заработает, дай полный газ и развернись против ветра. Слышишь?
– Это я могу, – сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую собственный голос.
– Здорово дует ветер, – добавил мальчик. – Слишком сильно, это мне не нравится.
– Когда будешь выруливать против ветра, отдай вперед ручку. Начинай! Запускай мотор… Слушай дальше. Это совсем просто. Тяни ручку на себя и держи ее посередине. Если машина будет подскакивать, ничего. Замедли ход и держи прямо. Держи ее против ветра, не бери ручку на себя, пока я не скажу. Действуй, не бойся ветра…
Мальчик послушно держал ручку и не дергал ее к себе: они с трудом перевалились через дюны, и Бен понял, что от мальчика потребовалось немало мужества, чтобы от страха не рвануть ручку. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолет, но затем он провалился в яму, и Бену стало мучительно плохо.
– Поднимись на три тысячи футов, там будет спокойнее, – крикнул он.
Ему следовало растолковать сыну все до старта: ведь теперь Дэну трудно будет его услышать.
Даже в забытьи Бен слышал, как тяжело дышит и вот-вот сдаст мотор.
– Что-то случилось! – кричал Дэви. – Слушай, очнись!
– Подыми рычаг смеси.
Дэви не понял, что нужно сделать, а Бен не сумел ему это вовремя подсказать. Он неуклюже повернул голову, поддел щекой и подбородком рукоятку и приподнял ее на дюйм. Он услышал, как мотор чихнул, дал выхлоп и снова заработал.
Оставшись один на высоте в три тысячи футов, Дэви решил, что никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы.
Только однажды за свои десять лет он похвастался, что отец его – летчик. Но он помнил все, что отец рассказал ему об этом самолете, и догадывался о многом, чего отец не говорил.
Бену казалось, что от толчков его тело пронзают и разрывают на части ледяные стрелы; во рту пересохло, он медленно приходил в себя. Взглянув вверх, увидел пыль, а над ней тусклое небо.
– Дэви! Что случилось? Что ты делаешь? – закричал он сердито.
– Мы почти прилетели, – сказал Дэви. – Но ветер поднялся выше, и уже темнеет.
– Что ты видишь? – спросил отец.
– Аэродромы и здания Каира. Вон большой аэродром, куда приходят пассажирские самолеты.
Качка и толчки оборвали слова мальчика.
– Не теряй из виду аэродром! – крикнул Бен сквозь приступ боли.
– Самолет не хочет идти вниз, – сказал Дэви, глаза его расширились и, казалось, занимали теперь все лицо.
– Выключи мотор.
– Выключал, но ничего не получается. Не могу опустить руку.
– Потяни рукоятку, – сказал Бен, подняв голову вверх, где была рукоятка.
Дэви пришлось привстать, чтобы дотянуться до рукоятки на колесе и сдвинуть ее вперед. Нос самолета опустился, и машина перешла в пике.
– Выключи мотор! – крикнул Бен.
Дэви убрал газ, и ветер стал с силой подбрасывать самолет вверх и вниз.
Поднять самолет в воздух и вести его не так трудно. Посадить же на землю – вот задача. Бен приподнял насколько смог голову и увидел, как приближается земля.
– Левей! – крикнул он. – Все в порядке, Дэви. Ты справишься. Жми ручку вниз.
– Я врежусь в самолет.
Бен с усилием открыл глаза и кинул взгляд поверх носа машины, качавшейся вверх и вниз; до большого «ДС-4» оставалось всего двести футов, он преграждал им путь, но шел с такой скоростью, что они должны были разминуться. Да, они разминутся. Бен чувствовал, что Дэви в ужасе потянул ручку на себя.
– Нельзя! – крикнул он. – Гни ее вниз…
Нос самолета задрался, и они потеряли скорость. Если потерять скорость на такой высоте, да еще при таком ветре, их разнесет в щепы. Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика…
Оставалась минута до посадки.
– Шесть дюймов! – кричал Дэви отец; язык его словно распух от напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. – Шесть дюймов, Дэви!… Стой! Еще рано, еще рано… – плакал он.
На последнем дюйме, отделявшем их от земли, он все-таки потерял самообладание; им овладел страх, он не мог больше ни говорить, ни кричать, ни плакать… Вдруг он ощутил, что слегка приподнялся нос самолета, услышал громкий рев еще не заглохшего мотора, почувствовал, как, ударившись колесами о землю, самолет мягко подскочил в воздух, и настало томительное ожидание. Но вот хвост и колеса коснулись земли – это был последний дюйм. Ветер закружил самолет, он забуксовал и описал на земле круг, а потом замер, и наступила тишина.
Ах, какая тишина и покой! Он слышал их, чувствовал всем своим существом, он вдруг понял, что выживет, — он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться.
– Ну как, Дэви! – робко спросил отец сына. – Здорово было, а?
Дэви кивнул. Бен знал: мальчуган вовсе не думает, что было здорово, но придет время, и он поймет. Когда-нибудь мальчик поймет, как было здорово. К этому стоило приложить руки.
Им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик.
§ В какую экстремальную ситуацию попали Бен и Дэви?
§ Какие качества помогли Дэви справиться в сложившейся ситуации?
§ Как вы думаете, какие открытия сделал Бен в Дэви?
Анализируя ответы учащихся на вопросы, учителю важно подчеркнуть, что победа Дэви в сложившейся ситуации не случайность, а проявление твердости характера, умения действовать решительно, внимательного отношения к советам отца. Успеху способствовала и вера Бена в своего сына.
Резюме
Учащиеся читают текст в рубрике «Обращаем внимание».
Каждый человек в силу различных обстоятельств может оказаться в трудных ситуациях. В такой момент человек остался один, важно правильно распределить свои силы, не терять надежду и веру в успех. Помните: всегда есть выход из любых, даже очень сложных обстоятельств.
Учитель поясняет, что умение найти выход в экстремальной ситуации является проявлением возможностей человека. Однако победителями оказываются только по-настоящему сильные духом, решительные люди, с детства воспитывающие свой характер.
Задание
Учитель предлагает задание для творческой деятельности.
Напишите рассказ о человеке, который попал в трудную ситуацию и вышел из неё победителем. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
Процесс выполнения задания поможет учащимся осмыслить изученное на уроке и по-новому посмотреть на возможности человека. Желающим предоставляется возможность презентовать результаты. Вместе с тем, можно организовать выставку иллюстраций к рассказам, а самые лучшие сочинения опубликовать в школьной газете.
Круг «От сердца к сердцу»
При наличии фонограммы песня исполняется под музыку. В случае отсутствия таковой можно предложить прочитать стихотворный текст нескольким учащимся.
Не бойся быть отважным!
Сл. Г. Остера
Муз. Г. Гладкова
Запомни это навсегда:
В себя поверить важно.
Не сомневайся никогда,
Не бойся быть отважным!
Припев:
А если сомневаешься,
Но сделать не решаешься,
То надо же, то надо же
Когда-нибудь начать!
Припев.
Давай! Не надо мучиться!
Попробуй – и получится,
А если не получится,
Попробуешь опять!
Припев.
Давным-давно мечтаешь, но
Не пробовал ни разу.
Давай, решайся – решено,
Берись за дело сразу!
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Урок 3 Возможности человека | Поурочные планы по самопознанию 6 класс
Урок 3 Возможности человека
10.11.2011 17860 2234
Цель: углублять представление учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития.
Задачи:
– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;
– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;
– воспитание веры в свои силы.
Круг радости
Учитель приглашает учащихся в круг исполнить песню А. Городницкого «Атланты».
Атланты
Александр Городницкий
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди.
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину –
Не мёд со стороны.
Напряжены их спины.
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то –
И небо упадёт.
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду.
Не боги – человеки,
Привыкшие к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
Комментарий учителя к словам песни заключается в необходимости показать, что человеку по силам даже «держать небо», если он осознают ответственность своего действия, не боятся труда.
Беседа
Учитель предлагает учащимся обсудить вопросы, представленные в учебнике. Цель беседы – активизировать имеющиеся знания о возможностях человека и подготовить их к усвоению учебного материала. Все вопросы ориентированы на размышления о возможностях человека как источника природных задатков, способностей и склонностей.
1. Как вы понимаете смысл выражения «возможности человека»?
2. Как и когда проявляет человек свои возможности?
3. Что значит утверждение «человеческие возможности безграничны»?
4. Какие качества помогают человеку расширить свои возможности?
Различные точки зрения учащихся в отношении заявленных вопросов в сочетании раскроют проблемы, актуальные для данного урока. Опираясь на жизненный опыт учащихся и первоначальные представления их о рассматриваемых вопросах, учитель инициирует дискуссию. Обобщая ответы учащихся важно подчеркнуть, что данные от природы способности человек может развивать всю жизнь, это и есть процесс совершенствования личности.
Задание
Учитель предлагает прочитать изречения нескольким ученикам.
Прочитайте изречения. Вычлените ключевую мысль в каждом из высказываний. Ответьте на вопросы.
Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, свои потенциалы. Мы должны пробудить те магические силы, о существовании которых в себе и сами не знаем, но которые есть у каждого, – сила Воли, Добра и Милосердия. К этому мы должны обратиться.
Хорхе Ливрага
Все, что вы делаете без Любви, вас утомляет, даже отравляет, и не удивляйтесь затем, что вы истощены, больны. Все делайте с Любовью! Старайтесь, это зависит от вас. Любовь пробуждает все силы в человеке.
Микаэль Айванхов
Те, у кого острое внимание, разбираются в тонкостях; те, чье стремление огромно, вбирают все в сердце; те, чье знание полно, знают все; те, чьи действия прямолинейны, делают все; те, кто обладают многочисленными способностями, всем руководят, а те, кто имеют мало интересов, сводят к минимуму все то, чем они владеют.
Лао-Цзы
1. Как можно объяснить смысл выражения «возможности человека», если воспользоваться ключевыми мыслями данных высказываний?
2. Что общего в этих изречениях?
Выполняя задание и обсуждая его результат, учащиеся коллегиально могут выделить следующие ключевые мысли:
— развитие воли, созидание добра, проявление милосердия может стать смыслом жизни каждого;
— любовь пробуждает все лучшие силы в человеке;
— жизненные интересы побуждают человека к развитию своих возможностей.
Отвечая на первый вопрос, учащиеся отмечают, что каждый человек обладает возможностью любить, быть добрым, милосердным, развивать свои интересы. Отвечая на второй, выделяют следующее общее положение всех изречений: человеку дано от природы многое, важно открыть это в себе!
Чтение
Учитель предлагает прочитать рассказ В.Драгунского по ролям. Действующие лица: Дениска, от лица которого ведётся повествование, папа.
Третье место
Виктор Драгунский
Когда я шёл из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, – он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошёл в комнату, мама спросила:
– Ты что так сияешь?
Я сказал:
– А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
– Это какое же?
– Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал:
– Ну и как?
– Третье место! – сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
– Ну да? – сказал он. – Вот здорово! – Он отложил в сторону газету. – Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало.
– А кто же первое место занял? – спросил папа.
Я ответил:
– Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было…
– Ай да Вовка! – сказал папа. – Так, а кто же занял второе место?
– А второе, – сказал я, – занял рыженький один мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
– А ты, значит, вышел на третье? – папа улыбнулся, и мне это было приятно. – Ну что ж, – сказал он, – все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
– Четвёртое место никто не занял.
Он очень удивился:
– Это как же?
Я сказал:
– Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
– Ах вот оно что…. Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газету. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
§ Почему у мальчика было хорошее настроение, когда он вышел из бассейна?
§ Почему инструктор присудил всем восемнадцати ребятам третье место?
§ Что помогает человеку раскрыть свои возможности?
Анализ рассказа позволяет учащимся понять одну из важных сторон в проблеме развития возможностей человека. А именно: каждый человек уникален в способах познания своих возможностей и развития их. В раскрытии и развитии возможностей человека важным является не соревнование с другим, а вера в себя, позитивное отношение окружающих.
Учебная информация
Учебная информация может быть прочитана одним или несколькими учениками. Данная учебная информация систематизирует имеющиеся представления и приобретенные в ходе учебной деятельности новые знания по теме.
Возможности человека безграничны. Важно прислушаться к себе, понять свои желания и способности, проявлять интерес к окружающему миру для раскрытия своих возможностей. Вера в себя, в свои силы пробуждает в душе человека стремление к созиданию. Каждый глубоко индивидуален, и потому возможности личности уникальны. Такие известные люди, как Абай Кунанбаев, Каныш Сатпаев, Абылхан Кастеев обладали необыкновенным талантом. Отпущенные им природой возможности они направили на службу своему народу, что оставило незабываемый след в памяти потомков и современников.
Учитель может предложить учащимся рассказать о том, что знают они о названных людях, об их достижениях как результате реализации возможностей, о духовном наследстве, которое они завещали потомкам. При этом подчеркивается мысль о том, что в достижении человеком успеха большое значение имеет вера в себя и вера других.
Задание
Перечислите качества характера, которые, на ваш взгляд, могли бы помочь человеку раскрыть свои возможности.
Анализируя результат выполнения задания, учитель подчёркивает, что такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, любознательность, трудолюбие, вера в себя играют важную роль на пути познания своих возможностей.
Цитата урока
Великие возможности приходят ко всем, важно почувствовать их в себе.
Арчибальд Уильям Даннинг
§ Согласны ли вы с утверждением американского историка?
Данная цитата позволит учащимся понять взаимосвязь познания себя в раскрытии возможностей. Размышления над смыслом изречения должны подвести учащихся к осмыслению того, что, познавая себя, человек своевременно раскрывает свои возможности, которые создают предпосылки для созидания счастья и благоденствия в жизни.
Задание
Расскажите об известных людях, которые удивили мир своими свершениями. Подумайте, почему мы помним их имена?
Выполняя это задание, учащиеся смогут применить полученные на уроке знания. Важно, чтобы в рассказах прозвучала мысль о стремлении героев повествований делать добро, служить людям, познать себя.
Резюме
Учитель предлагает прочитать вывод в рубрике «Обращаем внимание» и дополнить теми, которые звучали в ходе урока.
Сила воли, светлый ум, добрые намерения расширяют возможности человека и помогают обрести веру в себя.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг и высказать пожелание, в котором прозвучит выражение веры в своего одноклассника. Например: «Мне кажется, Арман, что твоя мечта получить чёрный пояс по карате сбудется, потому что ты много работаешь над собой, не боишься больших нагрузок и уверенно идёшь к своей цели».
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Поурочный план «Возможности человека» (6 класс)
Рассказывание истории (беседа).
Учитель предлагает прочитать рассказ В.Драгунского по ролям. Действующие лица: Дениска, от лица которого ведётся повествование, папа.
Третье место
Виктор Драгунский
Когда я шёл из бассейна, у меня было очень хорошее настроение. Мне нравились все троллейбусы, что они такие прозрачные и всех видать, кто в них едет, и мороженщицы нравились, что они весёлые, и нравилось, что не жарко на улице, и ветерок холодит мою мокрую голову. Но особенно мне нравилось, что я занял третье место в стиле баттерфляй и что я сейчас расскажу об этом папе, – он давно хотел, чтобы я научился плавать. Он говорит, что все люди должны уметь плавать, а мальчишки особенно, потому что они мужчины. А какой же это мужчина, если он может потонуть во время кораблекрушения или просто так, на Чистых прудах, когда лодка перевернётся?
И вот я сегодня занял третье место и сейчас скажу об этом папе. Я очень торопился домой, и, когда я вошёл в комнату, мама спросила:
– Ты что так сияешь?
Я сказал:
– А у нас сегодня было соревнование.
Папа сказал:
– Это какое же?
– Заплыв на двадцать пять метров в стиле баттерфляй…
Папа сказал:
– Ну и как?
– Третье место! – сказал я.
Папа прямо весь расцвёл.
– Ну да? – сказал он. – Вот здорово! – Он отложил в сторону газету. – Молодчина!
Я так и знал, что он обрадуется. У меня ещё лучше настроение стало.
– А кто же первое место занял? – спросил папа.
Я ответил:
– Первое место занял Вовка, он уже давно умеет плавать. Ему это нетрудно было…
– Ай да Вовка! – сказал папа. – Так, а кто же занял второе место?
– А второе, – сказал я, – занял рыженький один мальчишка, не знаю, как его зовут. На лягушонка похож, особенно в воде…
– А ты, значит, вышел на третье? – папа улыбнулся, и мне это было приятно. – Ну что ж, – сказал он, – все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль! Ну а кто же на четвёртом остался? Кто занял четвёртое?
Я сказал:
– Четвёртое место никто не занял.
Он очень удивился:
– Это как же?
Я сказал:
– Мы все третье место заняли: и я, и Мишка, и Толька, и Климка, все-все. Мы, остальные восемнадцать человек, мы заняли третье. Так инструктор сказал!
Папа сказал:
– Ах вот оно что…. Всё понятно!..
И он снова уткнулся в газету. А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение.
1. Почему у мальчика было хорошее настроение, когда он вышел из бассейна?
2. Почему инструктор присудил всем восемнадцати ребятам третье место?
3. Что помогает человеку раскрыть свои возможности?
Анализ рассказа позволяет учащимся понять одну из важных сторон в проблеме развития возможностей человека. А именно: каждый человек уникален в способах познания своих возможностей и развития их. В раскрытии и развитии возможностей человека важным является не соревнование с другим, а вера в себя, позитивное отношение окружающих.
multiurok.ru
Цель урока: углубить представления учащихся о значении потенциальных возможностей человека и о важности их развития через «внутренний покой» Задачи: — формирование представлений у уч-ся возможности человека путем прививания качеств вера в себя, целеустремленность, терпение. — развитие качеств вера в себя, целеустремленность, терпение. — воспитание веры, целеустремленность, терпения | Ресурсы: музыка | Ход урока: 1.Организационный момент. Минута тишины Прогулка в лес Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! 2.Проверка проверка дом.задания «Третье место» стр 15-17 Почему у мальчика было хорошее настроение,когда он вышел из бассейна? Почему инструктор присудил всем 18-ти ребятам 3 место? | Примечание | 4.Рассказывание истории (беседа) Притча о возможностях Некий человек стоял у открытого окна и смотрел вдаль. Вдруг мимо пронесся ангел и нечаянно задел его своим крылом. Извинившись, он внимательно присмотрелся к человеку и сказал ему: — У тебя есть возможность стать очень богатым и уважаемым человеком и жениться на одной из самых красивых женщин на свете! Человек порадовался такой новости и после того, как ангел улетел, стал ждать, когда же сбудуться его пророчества. Незаметно минули сорок лет. Человек снова стоял как-то у окна и увидел того же ангела, спешащего куда-то мимо. Он с укором спросил его: — Как же так? Ты обещал мне успех и счастье, но в моей жизни ничего так и не случилось! Ангел вспомнил этого человека и ответил ему: — Я же сказал, что у тебя будет возможность получить все это. Вспомни друга, который предлагал тебе начать с ним прибыльный бизнес, но ты отказался. Вспомни, как ты не стал спасать людей во время пожара, побоявшись за свою жизнь. А помнишь ту девушку в парке, к которой ты постеснялся подойти познакомиться? Ведь она могла бы стать твоей спутницей жизни. Что сказал ангел? Какие возможности были у человека? А какие у вас есть возможности? | 5.Творческая деятельность,групповая работа Зад 3 Выберите одно из заданий и выполните его. Сочините четверостишие,используя одну из рифм: дружить-решить,счастливый-красивый,любовь-вновь. Задание 5 стр 26 Написать рассказ о человеке,попавшем в трудную ситуацию и сумевшим справиться с ним.Нарис.иллюстрацию к рассказу. | 6.Групповое пение (музыка) Геннадий Гладков Автор слов Григорий Остер Не бойся быть отважным! Запомни это навсегда: Припев: Давай! Не надо мучиться! Давным-давно мечтаешь, но Припев. |
multiurok.ru
Урок по самопознанию «Возможности человека» 6 класс
4.Рассказывание истории (беседа) Притча о желаниях и возможностях Жил-был один человек. Он, как и все, надеялся на чудо, и оно произошло… Однажды, по пути на работу, его кто-то окликнул. Человек обернулся и увидел… настоящего Волшебника. «Сегодня волшебный день и я могу исполнить три твоих желания!», — сказал он.
— Ух, ты! Я точно знаю, чего хочу! Я хочу шикарную машину с откидывающимся верхом, — немного подумав, ответил человек.
— Хорошо, — ответил волшебник, полез в мешок, достал оттуда ключи от машины и подал их человеку.
— Ключи? — воскликнул тот — я хочу машину целиком!
— Посмотри вокруг, — ответил волшебник.
Человек посмотрел направо и увидел шикарную машину с откидывающимся верхом с белыми кожаными сиденьями.
— Вот это да! Это прямо как я и хотел! — закричал человек, сел в машину и уехал навстречу новым впечатлениям.
На следующий день он вернулся на то же самое место. Человек был чертовски зол, так что Волшебник спросил его:
— Что случилось?
— А… Я целый день ездил по городу, и куда бы я ни приехал, все люди смотрели на меня, ведь я был в этой машине. Но потом я начал замечать, что в этом городе полно красивых машин и люди смотрят на все машины… Так что это не то, чего я хотел.
— А чего же ты хочешь, я могу выполнить второе желание, — сказал волшебник.
— Я… хочу… денег! — ответил человек. Целую кучу денег, чтобы я смог купить все, что захочу.
— Хорошо, — ответил Волшебник, засовывая руку в мешок. Он достал оттуда чековую книжку и вручил её человеку.
Когда тот открыл чековую книжку, увидел на ней свое имя и какая сумма на счете, он тут же захлопнул ее, сунул в карман и заявил:
— Я вернусь завтра, ведь у меня еще есть третье желание, которое ты обещал исполнить.
-Конечно, я буду ждать тебя. – ответил Волшебник.
На следующий день на этом же самом месте, в то же время, человек и Волшебник встретились снова. Но опять человек был разозлен и подавлен. Волшебник спросил:
— И что случилось теперь?
— Я скупил все, что хотел. Стоило мне увидеть любую вещь, которая мне нравится, я тут же покупал ее. Но очень скоро мне стало все равно, смогу ли я купить что-то еще. Я ведь могу купить все, так что какая разница… Ты не дал мне того, что я хотел.
— Чего ты хочешь? — спросил Волшебник.
В этот раз человек тщательно продумал свой ответ и сказал:
— Я знаю, чего хочу. Я хочу сказочно красивую… девушку. Можешь?
— Хорошо, — ответил волшебник, и тут же рядом с ним появилась необычайно прекрасная девушка.
— Я готова идти за тобой, куда скажешь, — пропела она сладким голосом.
— Да! — вскричал человек, схватил ее, и ушел.
…Спустя две недели он вернулся на то же место. Он был зол и подавлен. Волшебник спросил его:
— А что сейчас? Я ведь дал тебе сказочно прекрасную девушку!
— А… Она была такая послушная, что мне это быстро наскучило. Ей нужны были только мои деньги, и, набрав сколько ей было нужно, она просто ушла. Какой-то ты плохой Волшебник. Я прошу и прошу тебя то, что я хочу, а оно все не то и не такое.
— Это потому, — ответил Волшебник – что ты ни разу не попросил того, чего хочешь.
— Неправда, я всегда прошу того, чего хочу!
— Нет, — ответил Волшебник. — Ты просишь машину, а на самом деле хочешь уважения, ты просишь денег, а на самом деле хочешь свободы, ты просишь красивую девушку, а на самом деле хочешь любви.
Поэтому, для того, чтобы достичь своей цели жизни, надо научиться решать свой дискомфорт, чтобы внести новое качество жизни. Для этого надо честно ответить себе на вопросы:
1) Чего же я желаю на самом деле? – это круг желаний.
2) Что у меня уже есть для достижения своей цели жизни? – это круг возможностей.
3) Что мне еще необходимо сделать, чтобы получить желаемое? – И постараться увидеть перспективу своего развития через личностной рост.
И, самое главное, надо помнить, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поэтому полезно смотреть из круга возможностей и двигаться в круг желаний, а не наоборот, чтобы не витать в иллюзиях. Тогда желаемое станет возможным!
multiurok.ru
Цель: расширять представление учащихся о безграничных возможностях человека через праведное поведение. Задачи: — совершенствование навыков самоконтроля; – развитие потребности в раскрытии своих возможностей; смелость; – воспитание веры в себя, свои возможности. | Ресурсы; медленная музыка- Карнеуш, тетрадь, ручка, учебник |
Ход урока:
| |
Чтение с 17 – 21 «Последний дюйм» Джеймс Олдридж. Вопросы:
| |
«Самое страшное неверие — это неверие в себя » • Как Вы понимаете это изречение? | Тетрадь (запись, закрепление хором цитаты) |
Сергей Шепелев был спортсменом, занимался дзюдо, готовился к международным соревнованиям. И произошла трагедия. Неудачное сальто на тренировке обернулось переломом шейного отдела позвоночника. Потом операция, шесть месяцев пришлось провести только на больничной койке. Наверно, сложно представить все переживания человека, который попадает в такую ситуацию. Тем более, когда до этого ты спортом занимался. Шесть лет (вы только вдумайтесь!) он провел дома, ни разу не выходя на улицу. Четыре стены и невеселые мысли. За что? Почему и как жить дальше? К Сергею пришел как-то друг, предложил начать рисовать. Этим Сергей занимался когда-то в детстве. Но как рисовать, если пальцы не слушаются, даже ложку, и ту с трудом он удерживал. Какие приспособления были придуманы, чтобы резинками, изолентой, другими вещами обматывать руку, удерживать карандаш и начинать что-то делать. Потом пришли и краски. А вскоре Сергей стал писать. Все его размышления вылились в сборник сказок и притч. Родители и друзья все сделали, чтобы эти сказки и притчи были изданы. «Дорога к счастью» — так называется его сборник. Название говорит само за себя. Действительно, дорога…Вы когда — нибудь печатали на компьютере, когда у вас болела рука, или пальцы вас не слушались? А вот Сергей печатал все не пальцами, а теми же привязанными карандашами к своей руке. Вот это воля! Я всегда удивляюсь и восхищаюсь такими людьми. Просто безграничные возможности и способности человека. Становится просто неловко за себя, когда ты на что-то сетуешь в своей жизни. Вопросы:
| |
«Познай людей и самого себя» (5-7 минут) Вспомните историю о человеке, попавшем в трудную ситуацию и сумевшем справиться с ней?Разыграйте сценку. | тетрадь |
6 .Групповое пение. А. Городницкий « Атланты» с 13 А.Городницкий – Атланты | Учебник, Песня и тексты А. Городницкий «Атланты» |
Написать эссе к фильму «Последний дюйм», нарисовать иллюстрацию. | |
Закройте глаза…дыхание ровное, спокойное…всегда верьте в себя, тогда и возможности будут безграничны …Любви вам и Добра… | музыка: лирическая спокойная |
multiurok.ru
Урок 4 Возможности человека Поурочные планы, Поурочные планы по самопознанию 6 класс, Самопознание
Цель : углубить представление о значении потенциальных возможностях человека и о важности их развития.
Задачи :
– раскрытие роли созидательной активности человека в познании своих возможностей;
– развитие потребности в раскрытии своих возможностей;
– воспитание веры в свои силы.
Круг радости
Учитель приветствует учащихся словами В. Некрасова:
Всё может человек, всё может:
Создать, проникнуть, покорить…
Путь наш к вершине очень сложен.
Но нужно просто смелым быть.
Быть трепетным, великодушным,
Весёлым, ярким, как звезда.
Любовью жить не миг единый –
Сроднить с ней сердце навсегда.
Беседа
Цель беседы – продолжить разговор о возможностях человека, но рассмотреть их в ракурсе экстремальных ситуаций. Опираясь на свои личные представления, учащиеся в рассуждениях должны прийти к выводу о том, что экстремальные ситуации требуют от человека мобилизации имеющихся возможностей, раскрытие которых невозможно без веры в свои силы.
В беседе представлены вопросы, ответы на которые помогут учителю выявить уровень представлений учащихся о понятии «экстремальные ситуации».
1. Как вы понимаете смысл словосочетания «экстремальные ситуации»?
2. Может ли человек предотвратить возникновение экстремальных ситуаций? Почему?
3. Как следует вести себя в случае возникновения экстремальной ситуации?
Чтение
В рассказе «Последний дюйм» речь идёт о способности человека преодолевать опасность, бороться с трудностями. Перед началом чтения учитель предлагает обратить внимание на действия Дэви в сложившейся экстремальной ситуации.
Последний дюйм
Джеймс Олдридж
Долго взбирались они по склону; Дэви тащил, а Бен отталкивался пятками, поминутно теряя сознание и медленно приходя в себя. Два раза он срывался вниз, но наконец они добрались до самолета; ему даже хотелось сесть, прислонившись к хвостовой части машины, и оглядеться. Но сидеть было сущим адом, а обмороки все учащались.
– Как дела? – спросил он мальчика. Тот задыхался, изнемогая от напряжения. – Ты, видно, совсем измучился.
– Нет! – крикнул Дэви с яростью. – Я не устал.
Тон его удивил Бена: он никогда не слышал в голосе мальчика ни протеста, ни тем более ярости. Оказывается, лицо сына могло скрывать эти чувства. Неужели можно жить годами с сыном и не разглядеть его лица? Но сейчас он не мог позволить себе раздумывать об этом. Сейчас он был в полном сознании, но от приступов боли захватывало дух. Шок проходил. Правда, он совсем ослабел. Он чувствовал, как из левой руки сочится кровь, но не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой, ни даже пальцем. Дэви самому придется поднять самолет в воздух, вести его и посадить на землю.
– Теперь, – сказал он, с трудом ворочая пересохшим языком, – надо навалить камней у дверцы самолета. Если навалить их побольше, ты как-нибудь сумеешь втащить меня в кабину. Возьми камни из-под колес.
Дэви сразу принялся за дело, он стал складывать обломки кораллов у левой дверцы – со стороны сидения пилота…
– Мы не сможем лететь, – сказал мальчик. – Ты не сможешь вести самолет. Лучше и не пытаться.
– Ах, – сказал Бен с той нарочитой мягкостью, от которой ему становилось еще грустнее. – Ветер сам отнесет нас домой.
Ветер мог отнести их куда угодно, только не домой, а если он задует слишком сильно, они не увидят под собой ни посадочных знаков, ни аэродрома – ничего.
– Обвяжи мне грудь полотенцем, лезь в самолет, тащи, а буду отталкиваться ногами.
Бен с трудом вполз в машину, согнувшись пополам, теряя сознание. Потом он попытался сказать мальчику, что надо делать, но не смог произнести ни слова. Мальчика охватил страх. Повернув к нему голову, Бен почувствовал это и сделал еще одно усилие…
– Запоминай все, что я тебе скажу. Запри свою дверцу…
Он снова ушел далеко, далеко, а потом вернулся.
– Придется тебе взяться за дело самому, Дэви. Ничего не поделаешь. Слушай. Колеса свободны?
– Да, я убрал все камни.
Дэви сидел, стиснув зубы.
– Вот что надо делать, Дэви. Передвинь рычаг газа на дюйм, не больше. Сразу. Сейчас. Поставь всю ступню на педаль. Хорошо. Молодец! Теперь поверни черный выключатель возле меня. Отлично. Теперь нажми вон ту кнопку, а когда мотор заработает, передвинь рычаг газа еще немного. Стой! Поставь ногу на левую педаль. Когда мотор заработает, дай полный газ и развернись против ветра. Слышишь?
– Это я могу, – сказал мальчик, и Бену показалось, что он услышал в голосе сына резкую нотку нетерпения, чем-то напоминавшую собственный голос.
– Здорово дует ветер, – добавил мальчик. – Слишком сильно, это мне не нравится.
– Когда будешь выруливать против ветра, отдай вперед ручку. Начинай! Запускай мотор… Слушай дальше. Это совсем просто. Тяни ручку на себя и держи ее посередине. Если машина будет подскакивать, ничего. Замедли ход и держи прямо. Держи ее против ветра, не бери ручку на себя, пока я не скажу. Действуй, не бойся ветра…
Мальчик послушно держал ручку и не дергал ее к себе: они с трудом перевалились через дюны, и Бен понял, что от мальчика потребовалось немало мужества, чтобы от страха не рвануть ручку. Резкий порыв ветра уверенно подхватил самолет, но затем он провалился в яму, и Бену стало мучительно плохо.
– Поднимись на три тысячи футов, там будет спокойнее, – крикнул он.
Ему следовало растолковать сыну все до старта: ведь теперь Дэну трудно будет его услышать.
Даже в забытьи Бен слышал, как тяжело дышит и вот-вот сдаст мотор.
– Что-то случилось! – кричал Дэви. – Слушай, очнись!
– Подыми рычаг смеси.
Дэви не понял, что нужно сделать, а Бен не сумел ему это вовремя подсказать. Он неуклюже повернул голову, поддел щекой и подбородком рукоятку и приподнял ее на дюйм. Он услышал, как мотор чихнул, дал выхлоп и снова заработал.
Оставшись один на высоте в три тысячи футов, Дэви решил, что никогда больше не сможет плакать. У него на всю жизнь высохли слезы.
Только однажды за свои десять лет он похвастался, что отец его – летчик. Но он помнил все, что отец рассказал ему об этом самолете, и догадывался о многом, чего отец не говорил.
Бену казалось, что от толчков его тело пронзают и разрывают на части ледяные стрелы; во рту пересохло, он медленно приходил в себя. Взглянув вверх, увидел пыль, а над ней тусклое небо.
– Дэви! Что случилось? Что ты делаешь? – закричал он сердито.
– Мы почти прилетели, – сказал Дэви. – Но ветер поднялся выше, и уже темнеет.
– Что ты видишь? – спросил отец.
– Аэродромы и здания Каира. Вон большой аэродром, куда приходят пассажирские самолеты.
Качка и толчки оборвали слова мальчика.
– Не теряй из виду аэродром! – крикнул Бен сквозь приступ боли.
– Самолет не хочет идти вниз, – сказал Дэви, глаза его расширились и, казалось, занимали теперь все лицо.
– Выключи мотор.
– Выключал, но ничего не получается. Не могу опустить руку.
– Потяни рукоятку, – сказал Бен, подняв голову вверх, где была рукоятка.
Дэви пришлось привстать, чтобы дотянуться до рукоятки на колесе и сдвинуть ее вперед. Нос самолета опустился, и машина перешла в пике.
– Выключи мотор! – крикнул Бен.
Дэви убрал газ, и ветер стал с силой подбрасывать самолет вверх и вниз.
Поднять самолет в воздух и вести его не так трудно. Посадить же на землю – вот задача. Бен приподнял насколько смог голову и увидел, как приближается земля.
– Левей! – крикнул он. – Все в порядке, Дэви. Ты справишься. Жми ручку вниз.
– Я врежусь в самолет.
Бен с усилием открыл глаза и кинул взгляд поверх носа машины, качавшейся вверх и вниз; до большого «ДС-4» оставалось всего двести футов, он преграждал им путь, но шел с такой скоростью, что они должны были разминуться. Да, они разминутся. Бен чувствовал, что Дэви в ужасе потянул ручку на себя.
– Нельзя! – крикнул он. – Гни ее вниз…
Нос самолета задрался, и они потеряли скорость. Если потерять скорость на такой высоте, да еще при таком ветре, их разнесет в щепы. Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика…
Оставалась минута до посадки.
– Шесть дюймов! – кричал Дэви отец; язык его словно распух от напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. – Шесть дюймов, Дэви!… Стой! Еще рано, еще рано… – плакал он.
На последнем дюйме, отделявшем их от земли, он все-таки потерял самообладание; им овладел страх, он не мог больше ни говорить, ни кричать, ни плакать… Вдруг он ощутил, что слегка приподнялся нос самолета, услышал громкий рев еще не заглохшего мотора, почувствовал, как, ударившись колесами о землю, самолет мягко подскочил в воздух, и настало томительное ожидание. Но вот хвост и колеса коснулись земли – это был последний дюйм. Ветер закружил самолет, он забуксовал и описал на земле круг, а потом замер, и наступила тишина.
Ах, какая тишина и покой! Он слышал их, чувствовал всем своим существом, он вдруг понял, что выживет, – он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться.
– Ну как, Дэви! – робко спросил отец сына. – Здорово было, а?
Дэви кивнул. Бен знал: мальчуган вовсе не думает, что было здорово, но придет время, и он поймет. Когда-нибудь мальчик поймет, как было здорово. К этому стоило приложить руки.
Им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик.
§ В какую экстремальную ситуацию попали Бен и Дэви?
§ Какие качества помогли Дэви справиться в сложившейся ситуации?
§ Как вы думаете, какие открытия сделал Бен в Дэви?
Анализируя ответы учащихся на вопросы, учителю важно подчеркнуть, что победа Дэви в сложившейся ситуации не случайность, а проявление твердости характера, умения действовать решительно, внимательного отношения к советам отца. Успеху способствовала и вера Бена в своего сына.
Резюме
Учащиеся читают текст в рубрике «Обращаем внимание».
Каждый человек в силу различных обстоятельств может оказаться в трудных ситуациях. В такой момент человек остался один, важно правильно распределить свои силы, не терять надежду и веру в успех. Помните: всегда есть выход из любых, даже очень сложных обстоятельств.
Учитель поясняет, что умение найти выход в экстремальной ситуации является проявлением возможностей человека. Однако победителями оказываются только по-настоящему сильные духом, решительные люди, с детства воспитывающие свой характер.
Задание
Учитель предлагает задание для творческой деятельности.
Напишите рассказ о человеке, который попал в трудную ситуацию и вышел из неё победителем. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
Процесс выполнения задания поможет учащимся осмыслить изученное на уроке и по-новому посмотреть на возможности человека. Желающим предоставляется возможность презентовать результаты. Вместе с тем, можно организовать выставку иллюстраций к рассказам, а самые лучшие сочинения опубликовать в школьной газете.
Круг «От сердца к сердцу»
При наличии фонограммы песня исполняется под музыку. В случае отсутствия таковой можно предложить прочитать стихотворный текст нескольким учащимся.
Не бойся быть отважным!
Сл. Г. Остера
Муз. Г. Гладкова
Запомни это навсегда:
В себя поверить важно.
Не сомневайся никогда,
Не бойся быть отважным!
Припев:
А если сомневаешься,
Но сделать не решаешься,
То надо же, то надо же
Когда-нибудь начать!
Припев.
Давай! Не надо мучиться!
Попробуй – и получится,
А если не получится,
Попробуешь опять!
Припев.
Давным-давно мечтаешь, но
Не пробовал ни разу.
Давай, решайся – решено,
Берись за дело сразу!
поурочные планы для 6 класса, Самопознание
informatik.kz