Возрастная психология кризисы: Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Содержание

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни

.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад.

Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».

Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы.

Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.

Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность

.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.

Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.

Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника

Источники:

1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61.
2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288.
3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968
4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.

 

Читайте также на Зожнике:

Психические расстройства на пальцах

Как опыт ранних лет записывается в ДНК

Психоз похудения или навязчивое стремление к ЗОЖ

55 советов ученых, чтобы прожить дольше

Откуда берется облысение и опасно ли оно для здоровья?

Кризисы возрастного развития: как проявляются и как преодолеть?

Мы все слышали про переходный подростковый возраст и кризис среднего возраста. И все примерно представляем себе, в чем эти явления выражаются. Кому-то это известно на собственном опыте, а кому-то – на примере детей, друзей, коллег и детей друзей и коллег.

Однако мало, кто четко понимает, что на самом деле кризисных периодов в жизни человека намного больше, чем два. И если какие-то кризисы возрастного развития человека проявляются ярко и доставляют массу хлопот самому человеку и окружающим его людям, другие проходят не так болезненно и заметно.

У вас есть шанс легко пережить все кризисы возрастного развития личности, а то и не заметить их вовсе, если вы заблаговременно пройдете наши программы «Самопознание» и «Когнитивистика». Но, даже если вы просто разберетесь, что такое возрастные кризисы психического развития человека, и узнаете, когда они могут нагрянуть, вы уже будете к ним готовы.

Как говорится, «предупрежден, следовательно, вооружен». Поэтому сегодня мы разберем понятие кризиса возрастного развития, узнаем, как его пережить самому и как помочь его пережить близким людям. А также разберемся, какие периоды кризисов возрастного развития выделяют ученые, в разное время занимавшиеся этим вопросом.

Взгляды разных ученых на проблему кризисов возрастного развития несколько отличаются, что вполне логично: люди тоже различаются между собой, поэтому возрастные кризисы могут переживать по-разному и в разные периоды жизни. Мы познакомим вас с основными взглядами и концепциями в этой области и, скорее всего, вы найдете то, что в наибольшей степени отражает ваше состояние. И начнем мы с общего определения.

Что такое кризис возрастного развития?

Кризис возрастного развития – это ситуация, когда ранее сложившееся устойчивое функционирование личности в силу разных причин нарушается, а личность постепенно переходит на новый этап своего развития. Как и любое другое кризисное явление, кризисы возрастного развития личности наступают, когда накапливается определенный массив изменений, при котором функционирование системы в прежнем режиме невозможно, и появляется объективная необходимость в переменах.

Для любых изменений нужно время, и возрастной кризис – не исключение. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до одного года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. В случае если человек не справляется с этим сам и/или с помощью близких людей, может потребоваться помощь психолога.

В наиболее тяжелых случаях, когда кризис переживает человек с изначально неустойчивой психикой, возрастной кризис может спровоцировать психологические и даже психические расстройства, с которыми могут справиться только психотерапевты и психиатры. Это бывает нечасто, и, в принципе, здоровый человек вполне в состоянии справиться с этой напастью.

Но справиться будет проще, если вы будете знать, когда ждать ближайшего кризиса у себя, своего близкого человека или ребенка. Ввиду того, что дети в силу объективных причин являются наиболее уязвимой категорией, начнем с рассмотрения детских кризисов в развитии.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский [Л. Выготский, 1984].

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
  • Кризис подросткового возраста в 13 лет.

Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.

В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связывал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов развития ребенка. Собственно, именно он и ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий тип деятельности». Под ним подразумевается та деятельность ребенка, развитие которой предопределяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход к следующей стадии развития, а если переход почему-либо затруднен или не состоялся, тогда можно говорить про кризис.

Опять же, для раннего детского возраста такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность младенца – кушать и спать, малыш постарше уже занимается исследованием окружающего мира, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями в детском садике, а список обязанностей современного школьника зачастую напрягает даже успешных менеджеров среднего звена.

Заметим, что пик научной активности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 40-60-е само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. Применительно к детскому возрасту, Леонтьев выделял кризисы 3 и 7 лет, подростковый и юношеский кризисы. Все они связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно в формальной плоскости.

Так, если с походом в садик и школу в 3 и 7 лет все понятно, у подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в юношеском возрасте – отношения с противоположным полом и необходимость определиться в профессиональном плане.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие не совершившегося своевременно перехода. Другими словами, кризиса как такового в переходные моменты может и не быть, если воспитание и психологическое развитие ребенка и подростка являются управляемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» [А. Леонтьев, 2020].

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, которую предложил российский психолог и педагог Даниил Эльконин (1904-1984). Притом, что его периодизация во многом опирается на изыскания Выготского, Эльконин детализировал многие принципиальные моменты.

Предложенная Элькониным «структура кризисов» предполагает деление на эпохи развития, которые в свою очередь делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами – «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется кризисом новорожденности, а далее жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Эпоха раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 мес.) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и исследовать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда идет усиление автономии ребенка, что кратко можно описать словами «я сам».

Эпоха детства (с 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «малый» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис по его окончании, когда идет перестройка отношений со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Эпоха подросткового возраста (с 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «малый» кризис (15 лет), когда формируются собственная идентичность, собственное «эго» и самосознание.
  • Старший подростковый возраст (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец эпохи подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такая разбивка по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это взгляд ученого. Напомним, мы обещали вас познакомить с разными взглядами на проблему. Более подробно поможет изучить кризисы возрастного развития таблица, составленная по работам Эльконина:

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень.

Также обратите внимание, что Даниил Эльконин постулирует понятие ведущего типа деятельности, и наступающие кризисы возрастного развития во многом связаны именно с изменением ведущего типа деятельности. Желающим глубже вникнуть в концепцию Даниила Эльконина рекомендуем изучить его «Избранные психологические труды» [Д. Эльконин, 1989].

Как мы уже заметили ранее, возрастные кризисы подстерегают не только детей и подростков, но и взрослых уже сформировавшихся людей. Давайте обсудим и этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.

Кризисы возрастного развития (по Левинсону):

  • При переходе к «ранней» взрослости.
  • При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
  • При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
  • При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
  • При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).

В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.

Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life [D. Levinson, C. Darrow, 1979]. А также книгу Seasons of a Woman’s Life [D. Levinson et al., 1996]. К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Наиболее яркой последовательницей идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить обнародованные Левинсоном идеи в рамках собственной автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтверждаются.

Результатом предпринятого всестороннего исследования своей биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее свела журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возрастные кризисы» [Г. Шихи, 1999]. А ее уточненный вариант «критической периодизации» выглядит следующим образом:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и перехода к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Кризис 30-летия и перехода к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, переживаниями по этому поводу, коррекцией планов на жизнь, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет, наполненный заботой о материальном благосостоянии, реализацией карьерных устремлений, формированием социальных связей.
  • Кризис середины жизни, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождаемый разладом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, несколько смешаны моменты кризисов и периоды относительной стабильности, но в целом исследование можно считать весьма интересным.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, огромный вклад в дело изучения кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием подразумевается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается осознать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и, по сути, и есть кризис. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать тему немного шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиск» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 года до 3 лет – попытки отстоять свою автономию, что заканчивается формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • От 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, результатом чего становится формирование либо инициативности, либо чувства вины, если ребенка постоянно одергивают.
  • От 6 до 12 лет – обретение навыков получения знаний и дальнейшая социализация, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнение в собственных силах и возможностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичности и поиск ответа на вопрос «Чего я хочу?» в комплексе с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли во взаимоотношениях с противоположным полом.
  • От 20 до 25 лет – формирование навыков построения близких отношений, достижения эмоциональной близости, где результаты в этой сфере предопределяют дальнейшую либо изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • От 26 до 64 лет – зрелость, которая и есть жизнь со всеми ее атрибутами взрослости. В зависимости от того, как самореализуется человек в личной и профессиональной жизни, зависит, ждет его достижение целей или застой.
  • После 65 лет – анализ пройденного жизненного пути и либо ощущение целостности, либо отчаяние.

Более подробно о стадиях идентичности Эриксона вы можете прочитать в его книге «Идентичность: юность и кризис» [Э. Эриксон, 1996]. Также весьма интересна в этом плане его работа «Детство и общество» [Э. Эриксон, 1950]. Однако еще более интересно узнать, как преодолеть кризисы возрастного развития.

Как преодолеть кризисы возрастного развития?

Сейчас, когда вы уже знаете, как проявляются кризисы различных периодов и когда они могут нагрянуть, вы уже на полпути к преодолению их последствий. Как минимум, вы можете не нервничать, не понимая, что с вами не так и откуда печальные мысли на фоне относительного благополучия, когда еще вчера все казалось нормальным, приемлемым и даже крутым, а сегодня уже не удовлетворяет от слова «совсем».

Теперь, когда вы имеете представление, как могут проявляться кризисы у детей в том или ином возрасте, и знаете, что это полностью естественный процесс, вы можете не беспокоиться, что с ребенком что-то не в порядке. А это значит, что вы можете не распылять свою энергию на ненужное беспокойство и стресс и сосредоточиться на решении вопроса по существу.

Поскольку дети более уязвимы для жизненных невзгод, успешное преодоление кризисов – это, прежде всего, забота родителей. Давайте посмотрим, как психологи советуют помочь ребенку преодолеть возрастной кризис [Н. Визер, 2019].

Топ-7 правил преодоления кризиса у детей:

  • Давать детям выбор в повседневной жизни: с какими игрушками играть, какую одежду по сезону надеть, с кем дружить.
  • Хвалить детей, в том числе за мелкие достижения: нарисовал рисунок, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском садике.
  • Давать детям мелкие поручения: полить цветы, подмести пол, детям постарше выгулять собаку и сходить за хлебом.
  • Всегда сохранять самообладание и чувство юмора, уметь переводить неудобные ситуации в шутку, но при этом не высмеивать детей.
  • Минимизировать запреты: лучше создать для совсем маленьких безопасную домашнюю обстановку, когда нельзя дотянуться до розетки, режущих, колющих и бьющихся предметов.
  • Провинность и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть четким, внятным и справедливым: дернул кошку за хвост – остался без сладостей и т. п.
  • Давать оценку исключительно делам и поступкам детей, а не самими детям: недопустимы выражения наподобие «Ты что, тупой?!», «Да у тебя ничего не получится!», «Не с твоим счастьем» и прочие.

Тем, кто нуждается в более подробных пояснениях по каждому пункту либо хотел бы детальнее изучить рекомендации для какого-либо конкретного детского возраста, можем порекомендовать статью «Детские возрастные кризисы: к чему готовиться?» [Источник, 2018].

Например, там можно найти советы, как справляться с детскими истериками: ни в коем случае не потакать, не поддерживать эмоционально, не ругать ребенка, а попытаться отвлечь его внимание на что-то другое. Когда ребенок уже успокоится, спокойным голосом объяснить, почему вы не можете купить ему очередную игрушку, разрешить бросить камнем в собаку, прыгнуть с разбега в грязную лужу.

Теперь давайте посмотрим, как проходить сложный кризисный этап своего жизненного пути взрослым [Е. Лебедева, 2020].

Как справиться с кризисом возрастного развития взрослому:

  • Обратиться к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессии, перепады настроения, недовольство жизнью детерминированы проблемами со здоровьем, в том числе нарушением гормонального фона, функций щитовидной железы, надпочечников. Это все напрямую влияет на психологическое состояние.
  • Подвергнуть тщательному анализу окружающую действительность: что у вас хорошо и за что можно быть благодарным судьбе, что пока не очень и как это потенциально возможно подправить, что для вас реально важно и ценно в жизни, а что можно смело отнести в категорию «навязанные ценности».
  • Ни в коем случае не винить себя в сложившейся ситуации: просто принять кризис, если он случился, понять, что любой человек имеет право на ошибки, если вы их вдруг обнаружите в своих прежних действиях в ходе анализа и размышлений, научиться самосостраданию.
  • Потакать свои желаниям и мелким слабостям: не отказываться от прогулки в угоду генеральной уборке, не отказываться от встречи с друзьями, если вас зовут, сходить в бассейн, если давно хотелось поплавать в свое удовольствие. Минимальные навыки тайм-менеджмента позволят легко «вписать» свои удовольствия в повседневный график без ущерба делам.
  • Не стесняться обратиться за помощью и моральной поддержкой к близким людям: друзьям, супругу, супруге, родителям. Иногда простое общение и возможность «выговориться» уже облегчают душу. А проговаривая и озвучивая свои проблемы, мы их вынуждены структурировать, что помогает быстрее прийти к решению.
  • Ответить самому себе на вопрос: что вы посоветовали бы своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что совет может пригодиться и вам.
  • Обратиться к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией не хватает. И даже если хватает, одна голова хорошо, а две лучше, и хороший психолог всегда может подсказать что-то дельное и сэкономить вам время на выход из кризиса.

Отдельно стоит сказать о том, что делать, если возрастной кризис случился у вашей второй половинки. Тут главное внимание, тактичность и элемент сострадания, тогда общими усилиями вы точно преодолеете кризис [Е. Лебедева, 2020].

Как помочь справиться с кризисом супругу или супруге:

  • Воздержаться от обвинений в адрес партнера.
  • Помнить, что все люди имеют право на свои чувства.
  • Соблюдать личные границы, давать возможность партнеру побыть одному, если ему это нужно.
  • Не навязываться с советами в случае, если вас об этом не просят.
  • Морально поддерживать партнера, хотя бы словами «Я вижу, что тебе трудно, я могу тебе как-то помочь?»
  • Оказать помощь, если о ней просят.
  • Проявить заботу, если твердо уверены, что именно этот формат заботы сейчас нужен вашему партнеру.
  • Продолжать заботиться о себе, потому что вам потребуются душевные силы, чтобы оказать эффективную поддержку партнеру.
  • Помнить, что от выбранной вами стратегии поведения во многом зависят отношения в будущем.

Неосторожное слово, непродуманное действие в момент, когда человеку и так плохо, может серьезно усугубить ситуацию. А вот ненавязчивая и тактичная поддержка может помочь преодолеть любые невзгоды. Помните об этом и всегда любите друг друга!

Итак, это основные и наиболее интересные разработки по проблеме кризисов возрастного развития, с которыми мы хотели вас познакомить. Напоминаем, что все эти кризисы можно пройти вполне безболезненно, а то и вовсе не заметить, если подходить к жизни осознанно и вовремя корректировать свой жизненный путь. Научиться этому можно на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика», куда мы вас приглашаем, потому что там всегда интересно.

Мы желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше кризисов, а те, что иногда происходят, заканчивались изменениями к лучшему. Если тема вас заинтересовала, предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Средний возраст | Psychology Today

Середина жизни — это центральный период жизни человека, охватывающий примерно от 40 до 65 лет. Это может быть стрессовое время, так как многие люди начинают чувствовать неудовлетворенность и беспокойство, борясь со старением, смертностью и сдерживанием на чувство цели.

В течение этого периода взрослые могут брать на себя новые обязанности по работе и, следовательно, чувствовать необходимость пересмотреть свое профессиональное положение и внести изменения, пока они чувствуют, что у них еще есть время. Психолог Эллиот Жак ввел термин «кризис среднего возраста» в статье Международного журнала психоанализа о творчестве композиторов и художников; он обнаружил снижение продуктивности в среднем возрасте. Это период времени, когда взрослые начинают считаться со своей смертностью и с ощущением сокращения числа оставшихся лет продуктивной жизни. В то время как большинство людей не испытывают тяжелого кризиса в среднем возрасте, у некоторых людей действительно развиваются такие состояния, как депрессия и тревога. Женщины, переживающие менопаузу, могут быть особенно уязвимы к стрессу. Кризис среднего возраста – это не диагноз.

Содержимое
  • Симптомы
  • Причины
  • Уход

Симптомы

Могут появиться мелкие, неотступные сомнения, побуждающие к череде драматических, кажущихся иррациональными событий и, в конечном счете, к большим переменам. Человек, испытывающий проблемы со средним возрастом, спросит: это все, что есть? Я неудачник? Люди среднего возраста тоже ищут смысл и цель и разочаровываются, что жизнь кажется маленькой.

Признаки кризиса среднего возраста могут варьироваться от легких до тяжелых, в том числе:

  • Истощение, скука или неудовлетворенность жизнью или образом жизни (включая других людей и вещи), которые ранее приносили удовлетворение.
  • Неистовая энергия; чувство беспокойства и желание сделать что-то совершенно другое.
  • Самовопрошание; подвергая сомнению решения, принятые годами ранее, и смысл жизни.
  • ​Замешательство по поводу того, кто вы и куда идет ваша жизнь.
  • Чрезмерная мечтательность.
  • Раздражительность, неожиданный гнев.
  • Постоянная печаль.
  • Увеличение употребления алкоголя и наркотиков, приема пищи и других компульсий.
  • Значительное снижение или усиление полового влечения.
  • Сексуальные отношения, часто с кем-то намного моложе.
  • Значительно сниженные или повышенные амбиции.

Правда ли, что люди старше 50 лет счастливее молодых?

Исследование, опубликованное в Журнале клинической психиатрии, показало, что люди старше 50 лет, как правило, более счастливы по сравнению с более молодыми людьми. Они менее тревожны и подавлены, меньше подвержены стрессу. Это не означает, что в этой возрастной группе вообще нет депрессии или психических заболеваний. У женщин среднего возраста высокий уровень депрессии, а некоторые мужчины среднего возраста действительно страдают суицидальными мыслями.

Почему разводы распространены в среднем возрасте?

Недовольство этим этапом жизни может иметь каскадные последствия. Одному партнеру может показаться, что жизнь бессмысленна, а обмен партнера на более молодого имеет смысл. К тому же дети уходят из дома, и между партнерами возникает ощущение пустоты. На пары также влияют их друзья, которые расстаются, и поэтому они следуют их примеру.

Причины

Эти чувства в зрелом возрасте могут возникать естественным образом или быть результатом какой-либо значительной утраты или изменения, например, развода, ухода за пожилым родителем, смерти одного из родителей или опустевшего гнезда. Примириться с такой потерей или изменением может быть достаточно сложно, но, когда он осложняется переходным периодом среднего возраста, этот процесс может показаться сбивающим с толку или ошеломляющим. Кроме того, люди в этой возрастной группе борются с болезнями и болезнями; тела меняются, и жалобы на боли реальны.

Уход

Чтобы справиться с проблемами, возникающими в среднем возрасте, требуется время и энергия. Следующие рекомендации могут помочь людям вести здоровый образ жизни в среднем возрасте.

Исследуйте, принимайте и делитесь своими чувствами; позволяйте себе регулярно размышлять о своей жизни; уделяйте партнеру дополнительное время; ставить новые цели и развивать новые увлечения; путешествовать; волонтер; уделять время своим детям; уделяйте больше внимания своему психическому здоровью и, при необходимости, подумайте о том, чтобы присоединиться к группе или обратиться к психотерапевту.

Упражнения могут помочь людям сохранить свое здоровье и уровень физической подготовки, необходимые для активной, независимой жизни. Физический упадок не обязательно является неизбежным следствием достижения среднего возраста. Большая часть физической слабости, связанной со старением, на самом деле является результатом бездействия, болезней или плохого питания, и многие трудности можно облегчить или даже обратить вспять, если изменить образ жизни. Одним из основных преимуществ регулярной физической активности является защита от ишемической болезни сердца. Физическая активность также обеспечивает защиту от хронических заболеваний, таких как диабет у взрослых, артрит, гипертония, некоторые виды рака, остеопороз и депрессия. Исследования также доказали, что физические упражнения могут снизить напряжение и стресс и помочь людям вести активную сексуальную жизнь.

Сбалансированная, питательная диета также необходима для хорошего здоровья, особенно у пожилых людей. Потребление разнообразной пищи помогает обеспечить достаточный уровень витаминов и минералов. Диетические рекомендации США также рекомендуют взрослым с возрастом снижать потребление жиров, насыщенных жиров, холестерина, натрия и сахара. Некоторые взрослые склонны прибавлять в весе в среднем возрасте. Обычно это связано с гормональными изменениями, а также с перееданием и бездействием. Лучший способ похудеть — потреблять меньше калорий, особенно из насыщенных жиров, и заниматься аэробными упражнениями, даже просто 20-30-минутной быстрой ходьбой в день

Почему баланс и ловкость важны в среднем возрасте?

Баланс и ловкость часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Регулярные физические упражнения могут помочь сохранить или восстановить их. Хорошо поддерживаемое чувство равновесия также может помочь компенсировать головокружение, иногда вызванное изменениями зрения в среднем возрасте и старше. Кроме того, натренированные мышцы могут помочь избежать слабости и неустойчивости, которые могут привести к падению, что является основной причиной ухудшения здоровья в последующие годы.

Изменяется ли сон в среднем возрасте?

Сон и отдых являются жизненно важными омолаживающими средствами в среднем возрасте, когда характер сна человека может измениться. Дремлющая пожилая бабушка — не совсем стереотип. Тем не менее, дневной сон мешает полноценному ночному сну. Опять же, упражнения могут помочь. Так может сбалансированная диета и ограничение алкоголя и кофеина. Физическая активность и правильное питание могут даже облегчить проблемы с бессонницей.

Как разные культуры относятся к среднему возрасту?

Многие культуры, например в Азии и Африке, почитают людей этой возрастной группы. И некоторые исследователи считают, что так называемый кризис — это популярная западная конструкция, не имеющая большого количества доказательств, подтверждающих ее.

Справочные материалы

«Смерть и кризис среднего возраста»

Справочник по развитию среднего возраста

Национальный институт психического здоровья

Министерство здравоохранения и социальных служб США: Президентский совет по физической культуре и спорту.

«Стресс, преодоление стресса и здоровье в среднем возрасте: перспектива развития»

Уитборн, С.К., и Уиллис, С.Л. (2014). Бэби-бумеры взрослеют: современный взгляд на средний возраст . Psychology Press

Последнее обновление: 12.08.2021

Преодоление кризиса позднего возраста

Если текущая ожидаемая продолжительность жизни составляет 78,7 лет, а взрослая жизнь начинается в 18 лет, кризис среднего возраста должен наступить примерно в 48 лет. Но определение кризиса среднего возраста, впервые предложенное в 1965 психолога Эллиотта Жака, был немного расплывчатым в деталях. Он не назвал возраст и не назвал никаких конкретных симптомов. Это просто описывается как время, когда взрослые размышляют о своей смертности и об уходящих годах, которые у них остались, чтобы наслаждаться жизнью.

И, по правде говоря, это может произойти в любом возрасте, говорит врач-гериатр Университета Джона Хопкинса Алисия Арбахе, доктор медицины, магистр здравоохранения.

Распознавание чувств

Если вы обнаружите, что тратите слишком много времени, глядя в зеркало заднего вида жизни, возможно, вы переживаете кризис среднего или позднего возраста. Вы не одиноки: недавние исследования показали, что каждый третий человек старше 60 лет проходит через это. Вот некоторые из признаков и психология, стоящая за ними.

Вам больше 50 лет.

Для многих людей середина 40 лет — это время в жизни, когда наше будущее не является пугающей неизвестностью, наше прошлое — это то, над чем мы можем смеяться, а наше настоящее наполнено браком. , дети, карьера и общее удовлетворение от осознания того, кто мы и чего хотим от жизни, — говорит Арбахе. Так что неудивительно, что мы можем чувствовать меланхолию после 40 лет, когда будущее снова может казаться неопределенным.

Твоя семья сводит тебя с ума.

Люди среднего возраста по своей природе не более подвержены стрессу, чем молодые люди, но тип стресса отличается, говорит Арбахе. Исследования показывают, что только 8 процентов молодых людей не сообщали о ежедневных стрессовых факторах по сравнению с 12 процентами взрослых среднего возраста (в возрасте от 40 до 59 лет).) и 19 процентов пожилых людей (в возрасте от 60 до 74 лет). Но люди среднего возраста чаще сталкивались с конфликтами, связанными с детьми, поэтому взросление может привести к большему стрессу в отношениях с друзьями и семьей.

Вы чувствуете себя потерянным и одиноким.

Когда исследователи из другого учреждения изучили факторы, влияющие на психологическое благополучие, они обнаружили, что некоторые из них являются генетическими, а некоторые основаны на целеустремленности и хорошей социальной сети. По мере того, как мы выходим на пенсию и прощаемся с карьерой, если мы не будем осторожны, чтобы оставаться активными другими способами, мы рискуем потерять наши социальные связи и чувство собственного достоинства, говорит Арбахе.

Вы недавно пережили потерю.

Исследования показали, что еще одним ключевым триггером кризиса позднего возраста является утрата, особенно тяжелая утрата. По словам Арбахе, потеря близкого человека может поставить вас лицом к лицу с собственной смертностью, повергая вас в уныние, если вы не встретитесь с этими чувствами и не разрешите их здоровым образом.

Преодолевая кризис

Итак, что вы можете сделать, чтобы справиться с этими чувствами без вреда для здоровья? «Для начала я бы порекомендовал вам перестать думать об этом как о кризисе», — говорит Арбахе. «Это настраивает вас на мысль о том, что это неизбежно, вместо того, чтобы думать об этом как о возможности для роста». Вместо:

Переосмыслить, что значит стареть.

Вместо того, чтобы оплакивать то, что вы никогда не делали или что вы потеряли, Арбахе предлагает думать об этом времени как о шансе принять новые вызовы и по-новому взглянуть на жизнь. Например, если вы приближаетесь к пенсионному возрасту или находитесь на пенсии, у вас может быть больше времени и свободы для волонтерства или путешествий.

Поделитесь своими чувствами.

Найдите друга, которому вы можете довериться — того, кто позволит вам ответить на вопрос «Как дела?» честно говоря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *