ДО Конфликтология и социальная психология (ГМУ). Тест с ответами #2
Классически выделяют три варианта посредничества (исключить лишнее):
дизъюнктивный
конъюктивный
субъективный
смешанный
Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
переговорный процесс
сотрудничество
компромисс
Процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений – это:
конфликтно вертикали
динамика конфликта
управление конфликтами
В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?
III период: после 1992
I период: до 1924
II период: 1924- 1992
Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?
конфликт между преподавателем и группой студентов
все перечисленные
конфликт между болельщиками разных команд
конфликт между руководителем и подчиненным
Возвращение к детским стереотипам поведения – это:
регрессия
катарсис
рационализация
Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:
конфликты по горизонтали
трудовые споры
конфликты по вертикали
Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?
Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе
Интенсивное развитие конфликтологической теории — исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки
Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов
все варианты верны
Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
конфликтом
конкуренцией
соревнованием
Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?
для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек — человек»
для профессий «человек — техника»
для профессий «человек — природа»
К ведущим специалистам в области профессионального выгорания среди российских психологов относятся:
Л. Щеглов
Асмолов
Бойко
Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?
психологии
медицине
политологии
все варианты верны
Человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности – это:
индивидуальность
личность
тендер
Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:
переговоры
рефлексия
эмпатия
К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:
ультимативной тактике
тактике выжимания уступок
тактике лавирования
Исцеление внутреннего ребёнка: как не дать детским травмам испортить взрослую жизнь
16 июня 2021 Ликбез Жизнь
Возможно, корни ваших проблем прячутся в далёком прошлом.
Эту статью также можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст:
Что такое внутренний ребёнок
Под этим понятием подразумевается любой эмоциональный и психологический багаж, который человек несёт с первых лет жизни.
Первым, кто заговорил о внутреннем ребёнке, был психиатр Карл Юнг. Согласно его теории, архетип «внутреннего дитя» помогает человеку воссоединиться с прошлым, потому что тот вспоминает свои детские эмоции и переживания. Так ему легче повзрослеть и понять, чего он хочет от будущего.
Понятие стало популярно после выхода бестселлера Джона Бредшоу «Возвращение домой: возрождение и защита внутреннего ребёнка» в 1990 году. Современные психологические исследования подтверждают, что ранние переживания хорошо запоминаются. Они влияют на людей по-разному. Например, для одних вечно критикующие родители стали поводом воспитать силу духа, для других это травма на всю жизнь.
Зачем искать внутреннего ребёнка
Диана Рааб
доктор психологических наук, в комментарии изданию Healthline
У каждого из нас есть внутренний ребёнок. Общение с ним может сделать вашу жизнь благополучнее и внести в неё лёгкость.
Когда внутренний ребёнок «здоров», обычно он не вызывает беспокойств во взрослой жизни. Но если он «ранен», человек может повторять неправильные модели поведения, привитые в детстве. Например, маленькая девочка, которая видела, как её мать терпит насилие со стороны отца, сама в зрелом возрасте может связаться с абьюзером.
Общение с внутренним ребёнком позволяет найти корни нынешних проблем в детстве и избавиться от них. У некоторых в процессе получается следующее:
- высвободить подавленные эмоции;
- распознать неудовлетворённые потребности;
- изменить неправильные модели поведения;
- раскрепоститься;
- повысить самоуважение.
Как найти внутреннего ребёнка
Связаться с ним и получить от этого пользу может каждый. Но иногда неверие и сопротивление становятся препятствием.
Если скептицизм всё-таки есть, это нормально. Просто попробуйте посмотреть на внутреннего ребёнка не как на отдельную личность, а как на свой прошлый опыт. Это поможет подойти к поискам с любопытством.
Существует несколько способов найти внутреннего ребёнка.
Проводите время с детьми
Игры с ними помогут вспомнить приятные события из прошлого, научиться радоваться мелочам, жить моментом, раскрепоститься и почувствовать себя счастливее. Для начала попробуйте, например, прятки.
Благодаря играм, связанным с воображением, иногда всплывают детские фантазии. Может быть, раньше вы представляли себе какие-то сценарии, благодаря которым легко переживали трудные моменты.
Если своего ребёнка пока нет, вы можете побыть с детьми своих знакомых или родственников.
Вспомните своё детство
Попробуйте перелистать фотоальбомы, перечитать книги и пересмотреть фильмы, которые когда-то нравились. Если вы вели дневник, загляните и в него. Попросите родственников поделиться воспоминаниями о вас. Всё это помогает вернуться в детское эмоциональное состояние и связаться с внутренним ребёнком.
Ещё один способ окунуться в прошлое — упражнение с визуализацией. Если вам трудно вспомнить, как вы выглядели в детстве, сначала посмотрите на старые фотографии. Затем закройте глаза и представьте себя ребёнком. Образ должен быть подробным. Подумайте, что на вас надето, где вы находитесь, есть ли кто-то рядом. Как вы себя чувствуете? Ребёнок может быть потерянным, одиноким, неуверенным, довольным, сильным.
Во время упражнения иногда выясняется, что внутренний ребёнок чувствует себя хорошо, даёт вам силы, оптимизм. Если он страдает, нужно помочь ему.
Занимайтесь тем, что раньше нравилось
Подумайте, что вы любили делать в детстве. Может быть, каждое лето ездили к ручью на велосипеде, купались, ловили рыбу, читали на пыльном чердаке или катались на роликах. Возможно, сейчас у вас мало развлечений, которые просто приносят счастье.
Рисование и раскрашивание тоже могут помочь. Во время этих занятий активный ум отдыхает, поэтому эмоции, на которые вы не обращаете внимания, проявятся на бумаге. Некоторые из них могут быть связаны с внутренним ребёнком.
Напишите внутреннему ребёнку письмо
Это мощный инструмент для связи с внутренним ребёнком. Письмо поможет разобраться с детским опытом и эмоциями. Ограничений по форме у упражнения нет. Вы можете рассказать о чём-то конкретном или изложить любые мысли, которые приходят в голову.
Диана Рааб
Если у вас есть раны или травмы, напишите о них. Это поможет связаться с внутренним ребёнком. Во время воссоединения с ним можно найти причины взрослых фобий, страхов и жизненных стереотипов. Возможно, вы осознаете, почему стали таким, какой есть.
Ещё один способ разговорить внутреннего ребёнка — задать ему вопросы от взрослого «я», затем позволить ответить и проанализировать результат. Нервничать из-за того, что может сказать ребёнок, — нормально. Особенно если в детстве вы переживали тяжёлые эмоции или у вас был негативный опыт.
Если формат письма вам не нравится, попробуйте поговорить с внутренним ребёнком вслух.
Обратитесь к психотерапевту
Если подозреваете, что связь с внутренним ребёнком вызовет плохие воспоминания или чувство страха, лучше сходить к психотерапевту. Специалист поддержит вас и предложит стратегии, которые помогут справиться с эмоциями и травмами.
Лучше, если вы найдёте психотерапевта, у которого есть опыт работы с внутренним ребёнком. Эксперт должен знать, как связаться с ним и понять, страдает ли он. Если выяснится, что у клиента в детстве были травмы, из-за которых сейчас появляются проблемы, специалист предложит психотерапию.
Как психотерапевты исцеляют внутреннего ребёнка
У детских травм долговременные последствия. Поэтому, если во время общения с внутренним ребёнком вы поняли, что он ранен или обижен, его нужно исцелить. Это можно сделать с психотерапевтом. У специалистов есть несколько техник для помощи.
Техника пустого стула
Психотерапевт просит клиента сесть напротив пустого стула и представить, что на нём кто-то сидит. Например, родитель или другой родственник. Этому человеку нужно рассказать о своих чувствах и мыслях, объяснить, чего от него не хватало в детстве. Также специалист может предложить поменяться с воображаемым персонажем местами. Например, представить себя своей бабушкой и выслушать внутреннего ребёнка.
На терапии можно лучше узнать чувства из прошлого и осознать, как они влияют на взрослую жизнь. У некоторых пациентов получается познакомиться со сторонами характера, которые они пытались отрицать.
Схемная терапия
У людей, которые росли во враждебной обстановке, часто проявляются дезадаптивные (неправильные) схемы поведения. Из-за них могут возникнуть трудности в отношениях или с самообладанием.
Схемная терапия помогает избавиться от проблем, которые появились в детстве. Ключ к успеху в том, что психотерапевт использует технику повторного воспитания и удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Например, хвалит его. В итоге пациент меняет мнение о себе и учится новым моделям поведения.
Десенсибилизация и повторная обработка движением глаз
Этот вид терапии помогает справиться с паническими атаками, стрессом, болезненными воспоминаниями и навязчивыми мыслями, которые появились из-за детских травм.
Во время сеанса человек сосредоточивается на плохих мыслях, эмоциях или ощущениях. Психотерапевт начинает двигать рукой влево-вправо, а пациент — следить за перемещением. В зависимости от того, в какую сторону смотрят глаза, активируется левое или правое полушарие. В этот момент мозг начинает перерабатывать негативную информацию.
Как помочь внутреннему ребёнку самостоятельно
Визуализация — это способ исцеления, который можно попробовать самому. Метод основывается на том, что когда мы думаем о действии, начинают работать те же части мозга, что и во время выполнения.
Подключите воображение и представьте себя ребёнком на любой стадии развития, где пережили стресс или жестокое обращение. Это может быть ваше пятилетнее «я» или подросток. Если необходимо, подумайте о том, что ребёнок приёмный.
Визуализируйте другое внутреннее «я», которое поможет исцелить ребёнка. Например, родителя, защитника, сострадателя или терапевта. Кто именно это будет, решать вам.
Метод заключается в том, что вы должны заново «перевоспитать» себя. Нужно сделать всё, чтобы ребёнок почувствовал себя в безопасности и развил устойчивость. Пусть второе внутреннее «я» заботится о нём, одобряет, удовлетворяет потребности.
Читайте также 🧐
- Как перестать винить себя во всех смертных грехах
- 10 неочевидных признаков, что вы себя не любите
- Как правильно вести себя с токсичными людьми
- 20 вопросов, которые помогут лучше понять себя
- Это не безответственность! 6 вещей, за которые вы не должны себя винить
Как разговаривать со своими детьми
Как современные родители могут воспитать подрастающее поколение свободным от губительных гендерных и расовых стереотипов? К тому времени, когда дети идут в начальную школу, пол и раса определяют их жизнь многими способами, которые родители, возможно, хотели бы предотвратить. Уже в первом классе девочки реже, чем мальчики, считают представителей своего пола «очень, очень умными». А к трем годам белые дети в Соединенных Штатах безоговорочно поддерживают стереотипы о том, что лица афроамериканцев более злые, чем лица белых.
Эти стереотипы уходят глубже детских убеждений — они также могут формировать поведение ребенка. К шести годам девочки реже, чем мальчики, выбирают занятия, которые, по-видимому, требуют от них действительно умных способностей, что может способствовать развитию долгосрочных гендерных различий в научных и математических достижениях.
Почему у таких маленьких детей формируются стереотипы? Как профессор раннего когнитивного и социального развития, я видел, как мои исследования показали, как удивительно тонкие особенности языка способствуют склонности ребенка смотреть на мир через призму социальных стереотипов.
Проблема обобщения
Многие родители пытаются предотвратить развитие стереотипов у детей, избегая высказываний вроде «мальчики хороши в математике» или «девочки не могут быть лидерами». Вместо этого родители могут позаботиться о том, чтобы говорить позитивные вещи, например, «девочки могут быть кем угодно».
Но наше исследование показало, что для развивающегося ума даже эти позитивные утверждения могут иметь негативные последствия.
Для маленьких детей зачастую важнее то, как мы говорим, чем то, что мы говорим. Обобщения, даже если они говорят только позитивные или нейтральные вещи, такие как «Девушки могут быть кем угодно», «Латиноамериканцы живут в Бронксе» или «Мусульмане едят разную пищу», сообщают, что мы можем сказать, что кто-то из себя представляет, просто зная ее пол, этническую принадлежность или религию.
В нашем исследовании, опубликованном в журнале «Развитие ребенка», мы обнаружили, что слуховые обобщения приводят детей в возрасте двух лет к предположению, что группы отмечают устойчивые и важные различия между отдельными людьми.
В этом исследовании дети познакомились с новым, выдуманным способом классификации людей: «Zarpies». Если они слышали утверждения только о конкретных людях (например, «Эти Зарпи шепчут, когда говорят»), дети продолжали относиться к людям как к личностям, даже если все они были отмечены одним и тем же ярлыком и носили одинаковую одежду. Но если они слышали ту же информацию в виде обобщения (например, «Зарпи шепчут, когда говорят»), они начинали думать, что «Зарпи» сильно отличаются от всех остальных. Выслушивание обобщений заставляло детей думать, что членство в группе определяет, какими будут ее участники.
В другом недавнем исследовании мы обнаружили, что подобные обобщения — даже если ни одно из них не было отрицательным — побуждали пятилетних детей делиться меньшим количеством ресурсов (в данном случае — красочных наклеек) с членами вне их собственной социальной группы. .
Эти данные показывают, что умение слышать обобщения, даже положительные или нейтральные, способствует тенденции смотреть на мир через призму социальных стереотипов. Для маленьких детей важна форма предложения, а не то, что оно говорит.
Исследования показывают, что многократное прослушивание обобщающей речи может негативно повлиять на поведение детей по отношению к различным социальным группам. Департамент образования, CC BYОт групп к индивидуумам
Если маленький ребенок услышит фразу «Мусульмане — террористы», он может не знать, что значит быть мусульманином или террористом. Но ребенок все же может узнать кое-что проблематичное — что мусульмане, кем бы они ни были, — это особый тип людей. Что можно делать предположения о человеке, просто зная, мусульманин он или нет.
Язык, использующий конкретику вместо общих утверждений, позволяет избежать этих проблем. Такие предложения, как «Ее семья латиноамериканцы и живет в Бронксе», «Эта мусульманская семья ест разную пищу», «Эти девочки хороши в математике», «Ты можешь быть кем угодно», — все они избегают общих заявлений о группах.
Использование определенного языка также может научить детей подвергать сомнению свои собственные и чужие обобщения. Мой трехлетний сын недавно заявил, что «Мальчики играют на гитаре», несмотря на то, что знает много гитаристок женского пола. Это беспокоило меня не потому, что очень важно, что он думает об игре на гитаре, а потому, что такая манера говорить означает, что он начинает думать, что пол определяет то, что человек может делать.
Но есть очень простой и естественный способ реагировать на подобные утверждения, который, как показывают наши исследования, снижает стереотипность. Просто скажите: «О? О ком ты думаешь? Кого ты видел играющим на гитаре?» Дети обычно имеют кого-то на примете. «Да, тот мужчина в ресторане сегодня вечером играл на гитаре. И да, дедушка тоже. Этот ответ побуждает детей думать с точки зрения отдельных лиц, а не групп.
Этот подход работает и для более деликатных обобщений — вещей, которые может сказать ребенок, например: «Большие мальчики злые» или «Мусульмане носят забавную одежду».
Каждое взаимодействие имеет значение
Какое значение может иметь это небольшое изменение в языке? Родители, учителя и другие заботливые взрослые не могут контролировать все, что слышат дети, а воздействие откровенно расистских, сексистских или ксенофобских идей также может повлиять на отношение ребенка к общественным нормам и ценностям.
Но дети развивают свое чувство мира благодаря ежеминутным разговорам с важными взрослыми в их жизни. Эти взрослые имеют мощные платформы со своими детьми. Как родители и опекуны, мы можем осторожно использовать наш язык, чтобы помочь детям научиться рассматривать себя и других как личностей, свободных в выборе собственного пути. С помощью нашего языка мы можем помочь детям развить привычки ума, которые бросают вызов стереотипным взглядам окружающих нас людей, а не поддерживают их.
Стереотипы тоже могут помешать мальчикам вернуться в школу
Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science, к шести годам девочки реже, чем мальчики, считают свой пол блестящим и проявляют интерес к занятиям, описанным как «очень-очень умные» дети.
Многие крупные средства массовой информации сообщили об этих выводах. Тем не менее, большая часть освещения упускала из виду еще один ключевой вывод того же исследования: мальчики реже говорили, что их пол получает лучшие оценки в школе.
Согласно другим исследованиям, убеждения детей имеют значение, потому что они со временем могут формировать интересы и достижения учащихся. Например, один эксперимент, проведенный в 2013 году, показал, что, говоря младшим школьникам, что «девочки учатся лучше, чем мальчики» в школе, мальчики — но не девочки — хуже справляются с серией академических тестов. Эти ожидания могут работать в обе стороны: когда исследователи сказали детям, что мальчики и девочки будут показывать одинаковые результаты, успеваемость мальчиков улучшилась.
В США существует реальный и устойчивый гендерный разрыв в успеваемости. Например, мальчики, как правило, получают худшие оценки, чем девочки, но девочки редко входят в число лучших на стандартизированных математических тестах. В то время как во многих исследованиях изучалось, как стереотипы об успехах могут привести к тому, что девочки не успевают, те пробелы, в которых мальчики успевают хуже, исторически часто упускались из виду. Но и мальчикам стереотипы могут навредить, только по-разному.
Кто получает оценки, кто супер умный?
В новом исследовании Science о взглядах детей на умственные способности психологи, занимающиеся вопросами развития, задали 144 детям в возрасте от пяти до семи лет ряд вопросов об успеваемости в школе. Например, дети должны были угадать, кто из двух незнакомых мальчиков и двух незнакомых девочек «получит лучшие оценки в школе».
Дети склонны отдавать предпочтение своему полу, но мальчики делают это в меньшей степени. Среди семилетних 79% девочек выбрали девочек лучшими учениками, а 55% мальчиков выбрали мальчиков.
Эти результаты резко контрастируют с данными о блеске. Когда их попросили угадать, кто «действительно, очень умный», девочки вместо этого выразили меньше уверенности в своем поле. Среди семилетних 55% девочек выбрали девочек как очень умных, а 66% мальчиков выбрали мальчиков.
Другими словами, эти маленькие дети в целом придерживались позитивных представлений о своем поле. Но мальчики были менее уверены в том, что их пол будет получать хорошие оценки, а девочки были менее уверены в том, что их пол суперумный.
Другое исследование показало, что к пятому классу как мальчики, так и девочки говорят, что девочки усерднее учатся в школе, хотят больше учиться, лучше слушать, лучше выполнять инструкции, более вежливы и, возможно, в результате лучше успевают в школе .
Реальный разрыв в гендерных достижениях
Детские стереотипы в определенной степени отражают реальность. Например, согласно недавнему обобщению 308 исследований, в которых приняли участие более миллиона учащихся, девочки в течение почти столетия получали более высокие оценки в школе по всем предметам. Это женское преимущество началось в начальной школе и продолжалось до колледжа.
Девочки получают более высокие оценки, даже по математике и естественным наукам — двум предметам, которые, как считается, предпочитают мальчики. В настоящее время женщины также получают больше степеней бакалавра, магистра и — с 2007 года — докторских степеней, чем мужчины в США. Например, мальчиков, как правило, больше, чем девочек, в соотношении от двух до четырех к одному среди лучших 1 процента или выше по математике. Тем не менее, девочек, как правило, немного больше, чем мальчиков среди лучших результатов стандартизированных тестов по чтению и письму.
Представления детей о том, кто «действительно, очень умен», таким образом, частично совпадают с реальностью того, кто набирает высшие баллы по математике (но не по чтению или письму) в стандартных тестах.
Самоисполняющиеся стереотипы
Но детские стереотипы могут не только отражать реальность: они могут помогать создавать эту реальность посредством самоисполняющихся пророчеств. Например, если девочки сомневаются, что их пол может быть блестящим, девочки могут тогда избегать «супер умных» занятий, таких как продвинутые математические летние лагеря, и затем не развивать не по годам развитый математический талант. Иными словами, стереотипы и реальность могли взаимно усиливать друг друга.
В соответствии с этими гипотезами, новое исследование Science также показало, что к шести годам девочки проявляли меньший интерес, чем мальчики, к играм, описанным как «действительно, очень умные дети» (хотя необходимы дополнительные исследования, чтобы увидеть, прямо причиной этого разрыва в интересах).
Стереотипы могут негативно влиять и на мальчиков. Как показывают эксперименты с детьми младшего школьного возраста, убеждения в том, что мальчики хуже успевают или плохо читают, могут привести к тому, что мальчики будут плохо справляться с оценочными академическими тестами.
Стереотипы учителей тоже имеют значение. Например, убеждение учителей в том, что девочки лучше читают, предопределяет снижение с пятого по шестой класс уверенности мальчиков, но не девочек, в своих навыках чтения. Исследователи также обнаружили, что учителя часто считают мальчиков «ленивыми, деструктивными, рассеянными и лишенными мотивации». Один эксперимент показал, что этот стереотип о проблемных мальчиках может отрицательно сказаться на восприятии учителями обучения мальчиков.
Эти результаты свидетельствуют о том, что стереотипы способствуют разрыву в гендерных достижениях, но они, безусловно, не единственный действующий фактор. Например, преимущество девочек в оценках также может быть связано с фактическими различиями в поведении в классе или уровне активности.
Максимальное раскрытие потенциала всех детей
Таким образом, стереотипы могут сдерживать как девочек, так и мальчиков, но в разных областях. Убеждения об умении могут удерживать девочек от высших интеллектуальных занятий, но убеждения об оценках и поведении в классе могут навредить мальчикам в школе в более широком смысле по всему спектру успеваемости.
Оба набора выводов важны. Тем не менее, люди часто кажутся гораздо менее обеспокоенными стереотипами, отрицательно влияющими на мальчиков, чем на девочек. Например, в нескольких твитах об этом новом исследовании его результаты о гениальности описывались как «печальные» и «депрессивные», но его результаты об оценках остались практически незамеченными.
Данные о неуспеваемости мальчиков также исторически часто игнорировались средствами массовой информации и образовательной политикой. Некоторые авторы даже утверждают, что проблемы мальчиков с образованием не «вызывают беспокойства», потому что «на рабочем месте все еще настроены против [женщин]».
Но противопоставлять один пол другому неконструктивно. Признание контекстов, благоприятствующих женщинам, не избавляет от предубеждений против них в других местах. Что еще более важно, целью образования должно быть максимальное раскрытие потенциала всех учащихся и устранение препятствий на их пути. Независимо от индивидуальных сильных сторон, которые учащиеся привносят в школу, стереотипы не должны определять, как далеко они продвинулись.