Вундт вильгельм 1879: Вундт Вильгельм

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.. 100 великих психологов

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.

С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В этих ранних работах он отразил свои взгляды на основные понятия психологии. По его мнению, психология — это наука о природе, а ее предмет должен изучаться в соответствии с естественно-научными принципами и методами. Одним из самых важных принципов психологической науки Вильгельм Вундт считал неограниченное применение экспериментального метода. Основную задачу психологии он понимал как ответ на вопрос, каким образом физическое воздействие на органы чувств становится ощущением.

В следующих работах Вильгельм Вундт развивал рефлекторную и детерминистическую концепции психического и рассматривал теорию психических процессов как продуктов развития.

С 1864 г. Вильгельм Вундт — экстраординарный профессор физиологии в Гейдельберге, в 1874 г. он стал профессором философии в Цюрихе, а с 1875 г. еще и профессором философии в Лейпциге. До 1878 г. все его научные работы были посвящены проблемам физиологии. Наиболее фундаментальной в этом ряду была его работа «Основания физиологической психологии», написанная в 1873— 1874 гг. В ней Вундт подробно рассмотрел понятие психического, которое, по его мнению, является промежуточным звеном между внешними воздействиями на органы чувств и движением. Это спонтанное движение, наряду с чувственным представлением, он считал основными психологическими функциями.

В 1875 г. вышла еще одна его книга — «Теория материи». В ней Вундт показал свою приверженность созданной Гельмгольцем «теории знаков». Он считал, что представление подразумевает не сами вещи, а знаки, которые на них указывают. Таким образом, можно сказать, что Вундт придерживался теории параллелизма между внешним воздействием и ощущением.

В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В этой лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

В процессе превращения психологии в экспериментальную науку Вундт заимствовал образец научного исследования в современном ему естествознании. Согласно его пониманию естественно-научного метода, всякое научное исследование должно удовлетворять ряд основных требований. Во-первых, подлежащее наблюдению явление должно некоторое время находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях.

Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека, то Вундт потребовал обратиться к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, безразлично, внутреннего или внешнего. Этот опыт Вундт противопоставлял опыту «опосредованному» — миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т.д.).

В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Философские исследования» («Philosophische Studien»).

Последние двадцать лет своей жизни Вильгельм Вундт посвятил изучению психологии народов, которую рассматривал как венец психологии Вундт изучал процессы, лежащие в основе общего развития человеческих обществ и возникновения совместных духовных продуктов, представляющих общечеловеческие ценности. В результате такого рассмотрения Вильгельм Вундт предпринял попытку свести развитие общества и культуры к психическим причинам и условиям. Таким образом, можно говорить о том, что Вундт идеализировал психологию, считая ее универсальной наукой.

Но, ограничивая предмет исследования психологии народов высшими психическими процессами, Вундт не уделял внимания социальной психологии. Тем не менее его можно назвать основателем психологии культуры. В основу созданной им психологии народов Вильгельм Вундт положил мысль о социальной детерминированности психического развития индивидов и об их взаимовлиянии. Частью своей работы он видел изучение таких социокультурных феноменов, как язык, религия, мифы и фольклор С этим связан тот факт, что приверженцы позитивизма в психологии отвергли вундтовский проект психологии.

В 1912 г. Вильгельм Вундт выпустил книгу, которая стала своеобразным итогом его научной деятельности В ней ученый рассмотрел основные понятия психологии в свете ее сравнения с естествознанием.

Проанализировав творчество многих психологов, Вундт выделил два основных определения понятия психологии Согласно одному, психология есть «наука о душе», а психические процессы трактуются как явления, из рассмотрения которых можно делать выводы о сущности лежащей в их основе метафизической душевной субстанции Согласно другому определению, психология есть «наука внутреннего опыта» Согласно этому, психические процессы принадлежат особого рода опыту, который отличается прежде всего тем, что его предметы предоставлены «самонаблюдению», или, по-другому, «внутреннему» чувству.

Однако, по мнению Вундта, ни одно из этих определений не удовлетворяет современной научной точке зрения Первое — метафизическое — определение соответствует тому состоянию, в котором психология находилась дольше, чем другие области человеческого знания, но которое и для нее отошло теперь окончательно в прошлое, после того как она развилась в эмпирическую дисциплину.

Второе — эмпирическое — определение, видящее в психологии «науку внутреннего опыта», по мнению Вильгельма Вундта, недостаточно, потому что оно может поддерживать то ошибочное мнение, будто бы этот внутренний опыт имеет дело с предметами, во всем отличными от предметов так называемого «внешнего опыта».

На основании этого Вильгельм Вундт разделял естествознание и психологию как два различных направления в обработке экспериментально полученного опыта. Первое — то, которому следует естествознание; Вундт считал, что естественные науки рассматривают объекты опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму направлению следует психология: она рассматривает совокупное содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах, которые ему приписываются непосредственно субъектом. Естественно-научную точку зрения, поскольку она возможна лишь благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во всяком действительном опыте, Вундт называл точкой зрения опосредованного опыта, а психологическую — точкой зрения непосредственного опыта.

Поскольку естествознание исследует содержание опыта в отвлечении от испытующего субъекта, то задача естествознания определяется так же, как «познание внешнего мира», причем под внешним миром имеется в виду совокупность данных нам в опыте объектов.

Соответственно, задача психологии определялась иногда как «самопознание субъекта». Однако это определение недостаточно, поскольку, кроме свойств субъекта, к предмету психологии относятся также различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими подобными субъектами.

Вывод, который сделал Вильгельм Вундт в своей работе, заключался в том, что и естествознание, и психология являются эмпирическими науками, т.к. они имеют своей задачей объяснение опыта. При этом психология должна быть названа более строго эмпирической наукой ввиду особенностей, присущих ее задаче.

Вильгельм Вундт умер 31 августа 1920 г. в Гросботене близ Лейпцига. Вклад, который он внес в создание и развитие экспериментальной психологии, трудно переоценить. В его первой в мире лаборатории экспериментальной психологии работали многие ученые Европы и Америки. Среди них были и российские психологи: Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, Д.Н. Узнадзе. Кроме того, Вильгельм Вундт был основателем этнопсихологии.

В. Вундт (1832–1920)

В. Вундт (1832–1920) Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце ХVI века. Однако на протяжении всей

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ.

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих (Германия) в семье священника. Уже с раннего детства родители готовили его к принятию сана протестантского пастора. После окончания в 1852 г. местной школы Дильтей поступает в Гейдельбергс-кий

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ.

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, которая в то время являлась частью Австро-Венгерской империи. Его отец был мелким фермером и, несмотря на еврейское происхождение, убежденным нацистом. В семье говорили только по-немецки, а маленькому

Саломе Вильгельм

Саломе Вильгельм [август 1947] Дорогая госпожа Me!Спасибо за Ваше милое письмецо о саранче. Что Вас тревожит Китай, мне вполне понятно. С тех пор как коммунизм, национализм и милитаризм стали братьями, Восток временно потерял свое очарование.У меня ничего нового. Скоро придет

Саломе Вильгельм

Саломе Вильгельм Монтаньола, 11.1.1948 Дорогая, глубокоуважаемая госпожа Вильгельм!Ваше милое декабрьское письмо делает меня буквально несчастным. Вы явно не получили или еще не получили двух моих писем, где я намекал Вам на свое положение и объяснял, почему не могу прочесть

Вильгельм Пик

Вильгельм Пик Однажды — это было в июне 1943 года — полковник Новиков сообщил мне через переводчика, что фельдмаршала хочет посетить какой-то немец. Едва я успел предупредить об этом Паулюса, начальник лагеря и переводчик уже поднялись по лестнице в нашу комнату. С ними был

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ Когда Эрнст проснулся, в комнате никого не было. Ночные соседи исчезли. Накрашенные губы и прокуренный голос девчонки показались ему сном. При дневном свете ночлежка выглядела еще непригляднее. Мимо забрызганного грязью полуподвального окна мелькали

Вильгельм Стейниц

Вильгельм Стейниц Шахматы — не для людей слабых духом. Шахматы требуют всего человека, полностью, и такого, кто умеет не держаться рабски за пройденное, а самостоятельно пытается исследовать их глубины. Это правда, что я тяжелый, критически настроенный человек, но как же

Вильгельм Пик

Вильгельм Пик Однажды — это было в июне 1943 года — полковник Новиков сообщил мне через переводчика, что фельдмаршала хочет посетить какой-то немец. Едва я успел предупредить об этом Паулюса, начальник лагеря и переводчик уже поднялись по лестнице в нашу комнату. С ними был

Вильгельм Телль

Вильгельм Телль – Девочки, главное запомнить, в каком году был написан «Вильгельм Телль»!– В 1804-м, и запомни, что это была его последняя законченная пьеса, так как он умер в 1805-м, – ответила Шура.– Но ведь он ещё после писал «Деметриус» о русском самозванце?– Слушай, я

ГЛАВА 6. «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ»

ГЛАВА 6. «ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ» Тринадцать лет спустя после «Севильского цирюльника» гений Россини — композитору было в то время тридцать шесть лет — воплотился в новом шедевре, совсем не похожем на предыдущий, — «Вильгельме Телле». И хотя Россини суждено было прожить еще

Кейтель Вильгельм

Кейтель Вильгельм Помощник фюрера Германии Адольфа ГитлераКейтель Вильгельм родился 22 сентября 1882 года в поместье Хельмшероде в западном Брауншвейге. Несмотря на его страстное желание остаться фермером, каковыми были все его предки, 650-акровый земельный надел оказался

Очки. И Вундт

Очки. И Вундт Осень, год 1921. Богословский переулок. Дверь на мой звонок открывает Леночка, официантка из «Стойла Пегаса». Высокая, тоненькая, темноволосая, очень изящная. И строгого поведения.– Наденька! – вырвалось у нее.Вот уж не знала, что здесь я зовусь заочно

«Вильгельм Телль»

«Вильгельм Телль» К 1932 году в Ленинградском государственном театре оперы и балета создалась благоприятная обстановка для рождения принципиально новых спектаклей. Директор Бухштейн – весьма культурный партиец, главный дирижер В. А. Дранишников, заведующий музыкальной

Вундт Вильгельм

ВУНДТ Вильгельм (1832 — 1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними («Основания физиологической психологии», 1880-1881). Созданная В. в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Предметом психологии В. считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания («Введение в психологию», 1912). Согласно В., высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом. В. разделял идеи психофизического параллелизма. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, а поведение человека определяется апперцепцией (восприятием, требующим напряжения воли). Опыт психологического истолкования мифа, религии, иск-ва и других явлений культуры В. предпринял в «Психологии народов» (1900-1920).

ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920) — нем физиолог, психолог и философ. Изучал медицину в Гейдельберге, где позже был доцентом, с 1864 проф. физиологии. Его первая крупная работа «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung» (1859-62) посвящена влиянию движения глаз на представление о пространстве. В «Vorlesungen uber die Menschen- und Tierseele» (1863-64) экспериментально-физиол. метод дополняется этнологич. данными. Постепенно В. переходит от медицины к философии. В 1874 он становится преемником Ф.А. Ланге на кафедре индуктивной философии в Цюрихе, опубликовав прежде один из наиболее существенных для истории эксперимент, психологии трудов «Основы физиология, психологии» (1874). Более подробное изложение своей психологии он даст позднее в «Очерке психологии» (1896). В 1875 он принимает профессуру на кафедре философии в Лейпциге, где устраивает экспериментально-психол. лабораторию — первое университетское научное учреждение такого типа. В 1883-1903 издает журнал «Philosophische Studien» (20 тт.).

Параллельно с физиологией В. занимается теорией познания. В работе «Физические аксиомы и их отношение к принципу причинности» (1866) он делает попытку вывести осн. положения физики из принципа причинности. Разработка В. проблем гносеологии нашла свое выражение в «Логике» (1880-83). В ней В. рассматривает науку как истор. данность духовной жизни человечества, а не как некое стремление к идеальному знанию, требующее дополнит, обоснования.

Концепция обществ, наук В. следующая: несмотря на то, что об-во в своем развитии никогда не находится в состоянии покоя, можно указать относительно устойчивые социальные состояния, к-рые возможно описать, установив общие понятия и принципы. Это сфера социологии, распадающейся, впрочем, на отд. науки (этнологию, демографию и государствоведение, включающее в себя полит. экономию и право). Но социология — несовершенная наука, т. к. понять состояние можно лишь в его причинах, наблюдая становление об-ва. Это сфера истории, для к-рой В. предлагает шесть законов — три закона психич. отношений (закон равнодействующих, в к-ром выражается принцип «творч. синтеза»; закон взаимоотношений; закон контрастов) и три закона развития (закон духовного роста; закон гетерогенности; закон развития одной противоположности в другую).

«Логика» В. включает в себя богатый материал из разя, областей знания и воспринимается как энциклопедия. В такой же манере написана и «Этика» (1886). Этич. принцип для В. — опр. факт, к-рый необходимо признать и передать следующим поколениям, не стремясь к его обоснованию в конкр. ситуации. В основе этики у В. лежит психология народов, показывающая, как возникают этич. принципы из истор. и социальных связей. Психологии народов посвящены спец. исследования «Психология народов» (1900-02) и «Элементы психологии народов» (1912). Гл. мысль В. заключается в том, что индивидуальное сознание при посредстве языка, религии, жизненных привычек и обычаев связывается с жизнью народа в целом. Индивидуальная воля находит себя в качестве элемента общей воли, и последняя определяет мотивы и цели первой. Культура и история есть истинная общая жизнь, а не рез-т сочетаний отд. стремлений. Люди и народы преходящи, а «дух истории» вечен и всегда прав, хотя его законы неосознаваемы ни об-вом, ни индивидами. Рез-т поступков последних всегда выходит за пределы сознат. мотивов и целей, и непредвиденные последствия вызывают новые стремления. Т.о. индивид может творить, а общее сознание — сохранять результаты этого творчества. В. утверждал наличие сильных умов, способных оказывать руководящее воздействие на направление общей воли.

Итоговая филос. концепция дана В. в работах «Система философии» (1889) и «Введение в философию» (1901).

Соч.: Grundzuge der physiologischen Psychologie. Lpz., 1874; Zur Moral der literarischen Kritik. Lpz., 1887; System der Philosophic. Lpz., 1889; Einleitung in die Philosophic. Lpz., 1901; Logik. Bd. 1-2. Stuttg., 1906-08; Volkerpsy-chologie. Bde 1-10. Stuttg., 1917-23; Elemente der Volkerpsychologie. 1912; Naturwissenschaft und Psychologie. Lpz., 1911; Philosophic und Psychologie. Lpz., 1902; Руководство к физиологии человека. В. 1-3. М., 1864-67; Физиология языка. СПб., 1868; О развитии этич. воззрении. М., 1886; Основание физиол. психологии. М., 1880; Этика. Т. 1-2. СПб., 1887-88; Гипнотизм и внушение. М., 1893; Связь философии с жизнью в последние сто лет. О., 1893; Лекции о душе человека и животных. СПб., 1894; Душа и мозг. О., 1894; Индивидуум и об-во. СПб., 1896; Очерк психологии. СПб., 1897; Введение в философию. М., 1902; Система философии. СПб., 1902; Естествознание и психология. СПб., 1904; Основы физиологии психологии. Т. 1-3. СПб., 1908-1914; О наивном и критич. реализме. Имманентная философия и эмпириокритицизм. М., 1910; Основы искусства. СПб., 1910; Язык. Народопсихол. грамматика. Киев, 1910; Введение в психологию. М., 1912; Проблемы психологии народов. М., 1912; Фантазия как основа искусства. СПб.; М., 1914; Две культуры: К философии нынешней воины. Пг., 1916; Мировая катастрофа и нем. философия. Пг., 1922.

Лит.: Бао А.К. Нравств. воззрения В. Вундта. Воронеж, 1888; Кениг Э. В. Вундт. Его философия и психология. СПб., 1902; Кюльпе О. Современная философия в Германии. М., 1903; Кудрявский Д.Н. Психология и языкознание. СПб., 1904; СелитренниковА.М. Этические и религиозные воззрения В. Вундта. Харьков, 1910; ЛангеН.Н. Теории В. Вундта о начале мира. О., 1912; Шпет Г. Введение в этнич. психологию. В.1. М., 1927.
Трошин. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998А.А.

Вильгельм Вундт в популярной психологии

Психология > Популярная психология > Вильгельм Вундт в популярной психологии

Авторы учебников часто называют Вильгельма Вундта отцом современной научной психологии. Это связано с тем, что он основал в Лейпциге, Германия, первую в мире психологическую лабораторию. Другие ученые начали изучать разум и нервную систему до этого, но программа Вундта, начатая в 1879 году, была первой программой лабораторных исследований, посвященной исключительно психологии. Некоторые авторы приводят доводы в пользу Уильяма Джеймса (1842–1819 гг.).10) как настоящего основателя психологии, поскольку он также основал психологическую лабораторию в 1879 году, но ее использовали в основном для демонстраций в классе, а не как часть программы на получение степени в области психологических исследований, поэтому Вундт обычно получает признание.

В своей лаборатории Вундт посвятил себя изучению сознательного опыта с помощью интроспекции. В Лейпциге к самонаблюдению подходили очень формально, и перед тем, как испытуемый участвовал в экспериментах Вундта, требовалось обширное обучение самонаблюдению и самоотчету. Первые психологи были вдохновлены прогрессом в химии и физических науках девятнадцатого века, и поэтому Вундт надеялся научить своих испытуемых анализировать собственный сознательный опыт в более основных элементах. Вундт считал, что как только эти элементы будут идентифицированы, а процессы, посредством которых они связаны и интегрированы, станут понятными, структура сознательного опыта перестанет быть загадкой. Из-за этой философской основы подход Вундта к психологии стал известен как структурализм. Структуралистские методы применялись прежде всего к изучению ощущения и восприятия.

Величайший вклад Вундта в психологию, возможно, заключается в идеях и исследованиях, которые он вдохновлял тех, кто с ним не соглашался. Его методы попали в Америку вместе с его учеником Э. Б. Титченером, где сразу же подверглись резкой критике со стороны Джеймса, который настаивал на том, что разложение сознательного опыта на составные части означает удаление непрерывной, текучей природы, которая является определяющей чертой сознания. Тем временем в Германии группа психологов, получившая известность как гештальт-школа, выдвинула аналогичный аргумент, указав, что весь сознательный опыт — это нечто большее, чем просто сумма его составных частей. В Вене Зигмунд Фрейд (1856–1819 гг.)39) несколько лет спустя пошел в другом направлении. Полагая, что многое из того, что происходит в человеческом уме и побуждает нас к действию, находится ниже уровня сознания, Фрейд считал метод интроспекции неспособным по-настоящему осветить человеческий разум, поскольку он предполагает, что субъект осознает свои действия. свои мысли и чувства и умеет их формулировать.

Идеи и методы Вундта давно исчезли из психологии, но его статус в истории дисциплины остается прочным благодаря его крупному вкладу в утверждение психологии как законной научной дисциплины.

Ссылка:

  1. Рибер Р.В. и Робинсон Д.К., ред. Вильгельм Вундт в истории: создание научной психологии. Нью-Йорк: Клувер, 2001.
  2. .

Синдром Вильямса в популярной психологии →

Вильгельм Макс Вундт — Психологические эксперименты, психология и лаборатория

1832-1920
Немецкий психолог и философ, основатель экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Бадене, в пригороде Мангейма под названием Неккарау. В детстве его обучал Фридрих Мюллер. Вундт посещал гимназии в Брюсселе и Гейдельберге, Тюбингенский университет в течение года, затем Гейдельберг более трех лет, получив медицинскую степень в 1856 году. Он оставался в Гейдельберге в качестве лектора физиологии с 1857 по 1864 год, затем был назначен доцент кафедры физиологии. Великий физиолог, физик и физиологический психолог Герман фон Гельмгольц прибыл туда в 1858 году, и Вундт некоторое время был его помощником.

Wilhelm Wundt ( Corbis-Bettmann. Воспроизведено с разрешения.)

В период с 1857 по 1874 год Вундт прошел путь от физиолога до психолога. В эти же годы он также написал Grundzüge der physiologischen Psychologie ( Принципы физиологической психологии ). В двухтомном труде, изданном в 1873–1874 гг., подчеркивалась связь между психологией и физиологией и показывалось, как методы естествознания могут быть использованы в психологии. Было опубликовано шесть исправленных изданий этой работы, последнее завершено в 1911.

Как психолог Вундт использовал метод исследования сознательных процессов в их собственном контексте путем «эксперимента» и самоанализа. Этот метод был назван психологией содержания, что отражает убеждение Вундта в том, что психология должна заниматься непосредственным содержанием опыта, не измененным абстракцией или рефлексией.

В 1874 году Вундт уехал из Гейдельберга на кафедру индуктивной философии в Цюрихе, где пробыл всего год. Он принял кафедру философии в Лейпцигском университете, а в 1879 г.он основал первую в мире психологическую лабораторию. В Лейпциг приезжали мужчины со всего мира, чтобы учиться в лаборатории Вундта. В 1879 году Г. Прибыл Стэнли Холл, первый американский ученик Вундта, а за ним и многие другие американцы. Из этой первой лаборатории экспериментальной психологии постоянный поток психологов возвращался в свои страны, чтобы преподавать и продолжать свои исследования. Некоторые основали собственные психологические лаборатории.

В 1881 году Вундт основал Philosophische Studien как средство для новой экспериментальной психологии, особенно как орган публикации продуктов его психологической лаборатории. Содержание Philosophische Studien (измененное на Psychologische Studien в 1903 г.) показывает, что эксперименты подразделялись в основном на четыре категории: ощущение и восприятие ; время реакции ; восприятие времени и ассоциация; и внимание , память , чувство и ассоциация. Оптические явления лидируют в 46 статьях; прослушивание было вторым по важности. Прицел и слух , которые Гельмгольц уже тщательно изучил, были главными темами лаборатории Вундта. Некоторые из вкладов в Studien были сделаны самим Вундтом. Сообщается, что Гельмгольц сказал о некоторых экспериментах Вундта, что они были schlampig (небрежными). Сравнивая Вундта с Гельмгольцем, который был тщательным экспериментатором и продуктивным исследователем, следует заключить, что наиболее важным вкладом Вундта был его систематизатор, организатор и энциклопедист. Уильям Джеймс считал Вундта «всего лишь довольно обычным человеком, который необычайно хорошо проработал некоторые вещи».

Книга Вундта Grundriss der Psychologie (1896; Очерк психологии ) была менее подробной трактовкой, чем его Принципов, , но содержала новую теорию чувств. Популярным представлением его системы психологии было Einführung in die Psychologie (1911; Введение в психологию ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *