Введение Психология-относительно молодая наука, имеющая свои экспериментальные корни в 19 веке, по сравнению, например, с физиологией человека, которая датируется гораздо более ранним периодом. Как уже упоминалось, все, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делали это в философском контексте до 19 века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, которая отличалась от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней. ВУНДТ И СТРУКТУРАЛИЗМ Вильгельм Вундт (1832-1920) был немецким ученым, который был первым человеком, которого назвали психологом. Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самоанализа, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность с кончиной ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году. ДЖЕЙМС И ФУНКЦИОНАЛИЗМ Уильям Джеймс (1842-1910) был первым американским психологом, который придерживался иной точки зрения на то, как должна действовать психология. Джеймс познакомился с теорией эволюции Дарвина путем естественного отбора и принял ее как объяснение особенностей организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к организмам, которые адаптированы к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что признак организма выполняет функцию выживания и размножения индивида, поскольку он был естественным образом отобран. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второе, более тонкое значение в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не его отдельных частей, которые были в центре внимания структурализма. Как и Вундт, Джеймс полагал, что самоанализ может служить одним из средств, с помощью которого кто-то может изучать умственную деятельность, но Джеймс также полагался на более объективные меры, включая использование различных записывающих устройств и изучение конкретных продуктов умственной деятельности, а также анатомии и физиологии. Уильям Джеймс, изображенный здесь на автопортрете, был первым американским психологом.
(а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, который предполагает, что пациент рассказывает о своих переживаниях и о себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был им популяризирован и до сих пор используется сегодня. Однако многие другие идеи Фрейда являются спорными. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его более старые идеи без учета более поздних работ. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех широких идей, которые представил или развил Фрейд, таких как важность детского опыта в мотивации взрослых, роль бессознательных и сознательных мотиваций в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты, влияющие на поведение, влияние ментальных представлений о себе и других в руководстве нашими взаимодействиями и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей. Эмпирически доказана эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда. Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов личности и взаимоотношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии. ВЕРТХАЙМЕР, КОФФКА, КЕЛЕР И ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах не позволили принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Соединенных Штатах, как и в их родной Германии). Несмотря на эти проблемы, несколько принципов гештальта все еще очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности в целом, а не как суммы индивидуально измеряемых частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. ПАВЛОВ, УОТСОН, СКИННЕР И БИХЕВИОРИЗМ Ранние работы в области поведения были проведены русским физиологом Иваном Павловым (1849-1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторную (бессознательную) реакцию на стимул и со временем вырабатывали реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным стимулом. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения может быть вызван с помощью второго стимула, такого как определенный звук, который был представлен в сочетании с первоначальным пищевым стимулом несколько раз. Как только реакция на второй стимул была “усвоена», пищевой стимул можно было опустить. “Классическое обусловливание” Павлова-это только одна форма обучения поведению, изучаемая бихевиористами. Джон Б. Уотсон (1878-1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого была выполнена в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания было ошибочным. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения акцента психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению и контролю поведения стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, исходя из предположения, что то, что было изучено с помощью моделей животных, может в какой-то степени быть применено к человеческому поведению. Действительно, Толман (1938) заявил: “Я верю, что все важное в психологии (за исключением … таких вопросов, которые касаются общества и слов) может быть исследовано по существу путем продолжения экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в точке выбора в лабиринте”. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.
Б. Ф. Скиннер (1904-1990) был американским психологом . Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом, и он сосредоточился на том, как на поведение влияют его последствия. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как об основных факторах поведения за рулем. В рамках своих исследований Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного кондиционирования (или, более привычно, коробка Скиннера), остается важнейшим ресурсом для исследователей, изучающих поведение (a) Б.Ф.Скиннер известен своими исследованиями в области оперантного кондиционирования. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или коробки Скиннера, по-прежнему широко используются в исследовательских учреждениях сегодня. Коробка Скиннера-это камера, которая изолирует объект от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда) или наказание (например, шум) или условный знак (например, свет), который коррелирует либо с положительным подкреплением, либо с наказанием. Акцент Скиннера на позитивном и негативном подкреплении усвоенного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, обусловленное обучение все еще используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами, заставляющими задуматься о его подходе. МАСЛОУ, РОДЖЕРС И ГУМАНИЗМ В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторым психологам было неудобно из-за того, что они считали ограниченные перспективы столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, движимые бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающая природа бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминистичен по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое сочетанием генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, целеустремленность и истинную предрасположенность к “хорошему” как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так возник гуманизм. Гуманизм-это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс Абрахам Маслоу (1908-1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивирующем поведении. Хотя эта концепция будет рассмотрена более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, жилье), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начнут мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности высшего уровня связаны с самоактуализацией-процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, что акцент на положительных аспектах человеческой природы, характерных для гуманистической перспективы, очевиден. Гуманистические психологи принципиально отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал “целостное” человеческое существо. Начиная с Маслоу и Роджерса, настойчиво требовалась гуманистическая исследовательская программа. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии . ИЕРАРХИЧНАЯ ПИРАМИДА МАСЛОУ Карл Роджерс (1902-1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, существующий во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоориентированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к тому, что они обратились за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение раскрывает о подсознании, терапия, ориентированная на клиента, предполагает, что пациент играет ведущую роль в сеансе терапии. Роджерс считал, что терапевту необходимо проявить три качества, чтобы максимально повысить эффективность этого конкретного подхода: безусловное позитивное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Учитывая эти факторы, Роджерс считал, что люди более чем способны решать и решать свои собственные проблемы (Thorne & Henley, 2005). Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс-известные имена среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете позже в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, клиентоориентированный подход Роджерса к терапии до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях сегодня жүктеу/скачать 0.64 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
Қазақша портал ZHARAR » Страница 1642
Қосылыстардың химиялық формуласын құрастыру (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Атомда электрондардың орналасуы
Сабақ тақырыбы: Қосылыстардың химиялық формуласын құрастыру
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтеме): • 8.1.3.6 «нөлдік қосынды» әдісімен қосылыстардың формулаларын құру;
Сабақ мақсаттары: • атомдардың сыртқы қабатын толтыру кезінде ионға айналатынын түсінеді.
• иондардың зарядтары негізінде қосылыстар формуласын жаза алады……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Металдардың белсенділік қатарын қолданып реакциялар құру (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдар белсенділігінің салыстырмалы сипаттамасы
Сабақ тақырыбы: Металдардың белсенділік қатарын қолданып реакциялар құру
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары: 8. 2.4.7 металдардың сумен, қышқыл және тұз ерітінділермен реакциялары негізінде, металдар белсенділігінің жалпылама қатарын құру
8.2.4.8 белгісіз реакциялардың жүру мүмкіндігін металдардың белсенділік қатарын қолдана отырып болжау
Сабақ мақсаттары: Металдардың сумен, қышқылдармен және тұздармен әрекеттесу реакцияларын, кернеу қатарын қолданып, жаза білу
Оқушылардың металдардың жалпы қасиеттері тарауы бойынша алған білімдерін жүйелеу және қорытындылау…..
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Металдардың белсенділік қатары. № 4 Практикалық жұмыс: «Металдардың белсенділігін салыстыру» (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдардың белсенділігін салыстыру
Сабақ тақырыбы: Металдардың белсенділік қатары. № 4 Практикалық жұмыс: «Металдардың белсенділігін салыстыру»
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтеме): 8.2.4.7 -эксперимент нәтижесі бойынша металдардың белсенділік қатарын құру және оны анықтама мәліметтерімен сәйкестендіру;
8. 2.4.8 -металдардың белсенділік қатарын қолданып металдардың таныс емес орынбасу реакцияларының жүру мүмкіндігін болжау.
Сабақ мақсаттары: — мұғалімнің ауызша және жазбаша нұсқаулығы негізінде зерттеу жоспарын ұсыну;
— берілген металдардың реакцияға түсу қабілеті бойынша өз болжамдарын жасау;
— ғылыми тілді қолдана отырып, мұғалім көмегімен қарапайым өз қорытындыларын жасау;
— өздерінің зерттеу жоспарының артықшылықтары / кемшіліктері бағалау және оларды жетілдіру жолдарын ұсыну……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Табиғаттағы және тірі ағзалар мен адамдар өміріндегі химиялық реакциялар (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Заттардың формуласы және химиялық реакция теңдеулері
Сабақтың тақырыбы: Табиғаттағы және тірі ағзалар мен адамдар өміріндегі химиялық реакциялар
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары: 8.2.2.2 — табиғаттағы және тірі ағзалар мен адамдар өміріндегі химиялық реакцияларды сипаттайды
Сабақтың мақсаттары: Барлық оқушылар білу керек:
— табиғаттағы және тірі ағзалар мен адамдар өміріндегі химиялық реакцияларды сипаттай білу
-Химиялық реакциялардың белгілерін білу
Көптеген оқушылар білу керек:
-Қауіпсіздік техникасы ережелерін сақтай отырып эксперименттер жүргізу
Кейбір оқушылар білу керек:
— оның айналасындағы химиялық процесстерді зерттеу. ….
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Табиғаттағы химиялық реакциялар (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Заттардың формуласы және химиялық реакция теңдеулері
Сабақтың тақырыбы: Табиғаттағы химиялық реакциялар
Оқу мақсаттары: 8.2.2.2 -табиғаттағы және тірі ағзалар мен адам тіршілігіндегі химиялық реакцияларды сипаттау;
Сабақтың мақсаты: — табиғаттағы химиялық реакцияларға мысалдар келтіре алады;
— тірі ағзалар мен адам тіршілігіндегі химиялық реакциялардың маңызын түсіндіреді……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Зат массасының сақталу заңы (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Заттардың формуласы және химиялық реакция теңдеулері
Сабақтың тақырыбы: Зат массасының сақталу заңы
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтеме): 8. 2.3.4 зат массасының сақталу заңын білу
Сабақтың мақсаттары: Сабақтың соңында барлық оқушылар:
— зат массасының сақталу заңын тұжырымдай алады
-химиялық реакция барысында зат массасының сақталатындығын түсінеді
-теңдеудегі масса теңгерімін тексере біледі……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Демонстрация. «Тұз ерітінділерінен металды ығыстырып шығару» (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдардың химиялық белсенділігі
Сабақ тақырыбы: Демонстрация. «Тұз ерітінділерінен металды ығыстырып шығару»
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары: 8.2.4.6 -металдардың тұз ерітінділерімен әрекеттесуінің жоспарын жасау және жүргізу;
Сабақ мақсаты: -металдардың тұз ерітінділерімен реакциясын жасау, реакция теңдеулерін жаза білу, зерттеу жоспарын жасау…..
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Металдардың оттекпен және сумен реакциясы.
Коррозия. (Химия, 8 сынып, I тоқсан) Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдар белсенділігін салыстыру
Сабақ тақырыбы: Металдардың оттекпен және сумен реакциясы. Коррозия.
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтеме): 8.2.4.1 — кейбір металдар басқаларға қарағанда тотығуға тезірек ұшырайтындығын білу;
8.2.4.2 — белсенді металдардың салқын сумен, ыстық су немесе бумен әрекеттесуін сипаттау
8.2.4.3 — металдар коррозиясына әсер ететін факторларды зерттеу
Сабақ мақсаты: — практикада металдардың химиялық белсенділігін оқып тану;
— металдар коррозиясының туындауына әсер етуші факторларды анықтау;
— оттекке және суға қатынасы бойынша металдардың белсенділік қатарын құру;
— металдардың оттекпен, салқын, ыстық сумен немесе бумен химиялық реакция теңдеулерін құруды үйрену……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Металдардың қышқыл ерітінділерімен реакциясы.
Зертханалық тәжірибе № 3: «Металдардың қышқылдар ерітінділерімен реакциясы» 2-сабақ (Химия, 8 сынып, I тоқсан) Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдардың белсенділігін салыстыру
Сабақ тақырыбы: Металдардың қышқыл ерітінділерімен реакциясы. Зертханалық тәжірибе № 3: «Металдардың қышқылдар ерітінділерімен реакциясы» 2-сабақ
Осы сабақта қол жеткізілетін оқу мақсаттары (оқу бағдарламасына сілтеме): 8.2.4.4 — қышқыл ерітінділерімен әртүрлі металдардың реакцияларын зерттеу
8.2.4.5 — металдардың қышқылдармен әрекеттесуінің реакция теңдеулерін құрастыру
Сабақ мақсаттары: — металдардың сумен реакцияларын білу;
-металдар белсенділігін қышқыл ерітінділерімен әрекеттестіру реакциясында зерттеу;
-оқушылардың ғылыми-зерттеу дағдыларын қалыптастыру……
ҰМЖ, ОМЖ, ҚМЖ — Ұзақ, орта, қысқа мерзімді жоспар
Металдардың қышқыл ерітінділерімен реакциясы. Зертханалық тәжірибе № 3: «Металдардың қышқыл ерітінділерімен реакциясы» 1-сабақ (Химия, 8 сынып, I тоқсан)
Пән: Химия
Ұзақ мерзімді жоспар бөлімі: Металдардың химиялық белсенділігі
Сабақ тақырыбы: Металдардың қышқыл ерітінділерімен реакциясы.