Ввел понятие коэффициент интеллекта: Коэффициент интеллекта — Психологос

Содержание

Коэффициент интеллекта | это… Что такое Коэффициент интеллекта?

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов

У этого термина существуют и другие значения, см. Коэффициент интеллекта (значения).

Запрос «IQ» перенаправляется сюда; О марке машины см. Toyota iQ.

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Тесты
  • 3 Что влияет на IQ
    • 3.1 Наследственность
    • 3.2 Поиск наследственных причин IQ
    • 3.3 Окружающая среда
  • 4 Здоровье и IQ
  • 5 Возраст и IQ
  • 6 Социальные последствия
    • 6.1 Связь с другими тестами и экзаменами
    • 6.2 Успеваемость в школе
    • 6.3 Производительность труда
    • 6.4 Доход
    • 6.5 Достижения в реальной жизни
    • 6. 6 IQ и преступность
    • 6.7 Прочие последствия IQ
  • 7 Групповые различия
    • 7.1 Пол
    • 7.2 Раса
    • 7.3 Страна
  • 8 IQ и успех в научной деятельности
  • 9 Критика IQ
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий[1] учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т. п.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003)[2]. До последнего времени наследственность, в основном, изучалась на детях. Разные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США[3][4][5], что означает, в зависимости от исследования, что от чуть меньше половины до заметно больше половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей, зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное[6][7][8].

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (Beijing Genomics Institute[9]) начинает массовые GWAS-исследования геномов людей с высокими умственными способностями. [10][11]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Нации, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда влияет на развитие мозга. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[12].

Также исследование более 13 тысяч детей показало[13], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с более высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети вначале опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается относительно сверстников.

Социальные последствия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 июня 2012.

Связь с другими тестами и экзаменами

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (русский аналог экзамена — ЕГЭ).

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

Достижения в реальной жизни

Средний IQ групп населения связаны с достижениями в реальной жизни:

  • Кандидаты наук 125
  • Люди с высшим образованием 114
  • Неполное высшее образование 105—110
  • Офисные работники и работники продаж 100—105
  • Окончившие полную школу, квалифицированные рабочие (например, электрики) 100
  • Учившиеся в старших классах школы, но не окончившие их 95
  • Работники средней квалификации (например, трактористы, заводские рабочие) 90-95
  • Закончившие школу без старших классов (8 лет) 90
  • Неокончившие 8 лет школы 80-85
  • Имеющие 50% шанс поступить в старшие классы 75

Средний IQ разных профессиональных групп:

  • Профессиональные и технические работники 112
  • Менеджеры и администраторы 104
  • Офисные работники, работники продаж, квалифицированные рабочие, мастера и бригадиры 101
  • Работники средней квалификации (операторы станков, обслуживающие работники, включая домашнюю прислугу; фермеры) 92
  • Неквалифицированные работники 87

Тип задач, которые могут быть выполнены:

  • Взрослые, которые могут освоить несложные трудовые навыки 70
  • Взрослые, которые могут собрать урожай, починить мебель 60
  • Взрослые, которые могут выполнять домашнюю работу, простые плотничные работы 50
  • Взрослые, которые могут косить газоны, стирать 40

Существуют значительные различия внутри и пересечения между этими категориями. Люди с высокими IQ встречаются на всех уровнях образования и профессиональных групп. Наибольшие различия встречаются для лиц с низкими IQ, которые редко оканчивают университеты или становятся профессионалами (IQ меньше 90).

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочие последствия IQ

Средний IQ населения страны связан с ВВП (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Групповые различия

Пол

Основная статья: Пол и интеллект

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.

Раса

Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.

Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна, средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

IQ и успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[14].

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.

Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность[14].

Не имея целью критиковать тесты на IQ , советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[15].

В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

См. также

  • Интеллект
  • IQ и богатство наций
  • Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект
  • Пол и интеллект
  • Задача n-назад
  • Общество Менса
  • Общество Тройной Девятки
  • Общество Мега
  • Мэрилин вос Савант — женщина, по данным Книги рекордов Гиннесса обладающая самым высоким IQ в мире
  • Эмоциональный интеллект (EI)

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран[источник не указан 1116 дней][1](недоступная ссылка)
  2. Plomin et al. (2001, 2003)
  3. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life». Behavior Genetics 24 (3): 207. DOI:10.1007/BF01067188.
    Проверено 2006-08-06.
  4. Neisser et al.’ Intelligence: Knowns and Unknowns. Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, 1995). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 6 августа 2006.
  5. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). «Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart». Science (journal) 250 (4978): 223–8. PMID 2218526.
  6. World Intelligence Network. IQ и генетика
  7. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry 11 (9): 878-886. DOI:10.1038/sj.mp.4001868.
  8. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  9. http://www. genomics.cn/en/index.php
  10. Information Processing: BGI visit
  11. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
  12. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789—796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
  13. Breastfeeding and child cognitive development: new… [Arch Gen Psychiatry. 2008] — PubMed result
  14. 1 2 Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками!».
  15. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением».

Ссылки

  • Бесплатный тест IQ общества Mensa — тест Равена подвижного интеллекта. Один из наиболее качественных бесплатных тестов (Менса)  (англ.)
  • Глобальная сеть интеллекта (World Intelligence Network)
  • Bсе общества высокого интеллекта
  • Тесты интеллекта в «Энциклопедии психодиагностики»
  • Ошибки в тесте Айзенка
  • Габумба тест центр  (англ.)
  • Бесплатный визуальный тест IQ  (англ.)
  • Дигитальный тест интеллекта
  • Общество Мега  (англ.)
  • Давыдов А. А. Коэффициет интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Коэффициент интеллекта | это… Что такое Коэффициент интеллекта?

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.

IQ-тесты специально разработаны для получения нормального распределения результатов

У этого термина существуют и другие значения, см. Коэффициент интеллекта (значения).

Запрос «IQ» перенаправляется сюда; О марке машины см. Toyota iQ.

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Тесты
  • 3 Что влияет на IQ
    • 3.1 Наследственность
    • 3.2 Поиск наследственных причин IQ
    • 3.3 Окружающая среда
  • 4 Здоровье и IQ
  • 5 Возраст и IQ
  • 6 Социальные последствия
    • 6.1 Связь с другими тестами и экзаменами
    • 6.2 Успеваемость в школе
    • 6.3 Производительность труда
    • 6.4 Доход
    • 6.5 Достижения в реальной жизни
    • 6.6 IQ и преступность
    • 6.7 Прочие последствия IQ
  • 7 Групповые различия
    • 7.1 Пол
    • 7.2 Раса
    • 7. 3 Страна
  • 8 IQ и успех в научной деятельности
  • 9 Критика IQ
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий[1] учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т.  п.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003)[2]. До последнего времени наследственность, в основном, изучалась на детях. Разные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США[3][4][5], что означает, в зависимости от исследования, что от чуть меньше половины до заметно больше половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей, зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное[6][7][8].

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (Beijing Genomics Institute[9]) начинает массовые GWAS-исследования геномов людей с высокими умственными способностями. [10][11]. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Нации, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда влияет на развитие мозга. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ[12].

Также исследование более 13 тысяч детей показало[13], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к понижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с более высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего следует медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети вначале опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается относительно сверстников.

Социальные последствия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 июня 2012.

Связь с другими тестами и экзаменами

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (русский аналог экзамена — ЕГЭ).

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

Достижения в реальной жизни

Средний IQ групп населения связаны с достижениями в реальной жизни:

  • Кандидаты наук 125
  • Люди с высшим образованием 114
  • Неполное высшее образование 105—110
  • Офисные работники и работники продаж 100—105
  • Окончившие полную школу, квалифицированные рабочие (например, электрики) 100
  • Учившиеся в старших классах школы, но не окончившие их 95
  • Работники средней квалификации (например, трактористы, заводские рабочие) 90-95
  • Закончившие школу без старших классов (8 лет) 90
  • Неокончившие 8 лет школы 80-85
  • Имеющие 50% шанс поступить в старшие классы 75

Средний IQ разных профессиональных групп:

  • Профессиональные и технические работники 112
  • Менеджеры и администраторы 104
  • Офисные работники, работники продаж, квалифицированные рабочие, мастера и бригадиры 101
  • Работники средней квалификации (операторы станков, обслуживающие работники, включая домашнюю прислугу; фермеры) 92
  • Неквалифицированные работники 87

Тип задач, которые могут быть выполнены:

  • Взрослые, которые могут освоить несложные трудовые навыки 70
  • Взрослые, которые могут собрать урожай, починить мебель 60
  • Взрослые, которые могут выполнять домашнюю работу, простые плотничные работы 50
  • Взрослые, которые могут косить газоны, стирать 40

Существуют значительные различия внутри и пересечения между этими категориями. Люди с высокими IQ встречаются на всех уровнях образования и профессиональных групп. Наибольшие различия встречаются для лиц с низкими IQ, которые редко оканчивают университеты или становятся профессионалами (IQ меньше 90).

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочие последствия IQ

Средний IQ населения страны связан с ВВП (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Групповые различия

Пол

Основная статья: Пол и интеллект

Большинство исследователей полагает, что в целом среднее развитие интеллекта примерно одинаково у мужчин и женщин. В то же время у мужчин больше разброс: среди них больше как очень умных, так и очень глупых; т. е. среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности различных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей. Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится лишь одна женщина.

Раса

Исследования среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп.

Согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям (Race_and_intelligence#cite_note-Dickens_.26_Flynn_2006-50) он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна, средний IQ афроамериканцев в 1995 соответствует среднему IQ белых в 1945 (Race_and_intelligence#cite_note-56). Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов, имеют более высокий IQ, чем белые. (Race_and_intelligence#Uniform_rearing_conditions)

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

IQ и успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ — на логику опираться бессмысленно[14].

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность[14].

Не имея целью критиковать тесты на IQ , советский психолог Лев Семёнович Выготский, тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[15]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».

См. также

  • Интеллект
  • IQ и богатство наций
  • Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект
  • Пол и интеллект
  • Задача n-назад
  • Общество Менса
  • Общество Тройной Девятки
  • Общество Мега
  • Мэрилин вос Савант — женщина, по данным Книги рекордов Гиннесса обладающая самым высоким IQ в мире
  • Эмоциональный интеллект (EI)

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран[источник не указан 1116 дней][1](недоступная ссылка)
  2. Plomin et al. (2001, 2003)
  3. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). «Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life». Behavior Genetics 24 (3): 207. DOI:10.1007/BF01067188. Проверено 2006-08-06.
  4. Neisser et al.’ Intelligence: Knowns and Unknowns. Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, 1995). Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 6 августа 2006.
  5. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). «Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart». Science (journal) 250 (4978): 223–8. PMID 2218526.
  6. World Intelligence Network. IQ и генетика
  7. Gosso, MF (2006). «The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts». Molecular Psychiatry 11 (9): 878-886. DOI:10.1038/sj.mp.4001868.
  8. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  9. http://www. genomics.cn/en/index.php
  10. Information Processing: BGI visit
  11. Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
  12. American Journal of Clinical Nutrition, Vol. 88, No. 3, 789—796, September 2008 Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort Emily Oken, Marie Louise Østerdal, Matthew W Gillman, Vibeke K Knudsen, Thorhallur I Halldorsson, Marin Strøm, David C Bellinger, Mijna Hadders-Algra, Kim Fleischer Michaelsen and Sjurdur F Olsen
  13. Breastfeeding and child cognitive development: new… [Arch Gen Psychiatry. 2008] — PubMed result
  14. 1 2 Светлана КУЗИНА. «Тесты на интеллект составлены с ошибками!».
  15. Выготский Л.С.. «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением».

Ссылки

  • Бесплатный тест IQ общества Mensa — тест Равена подвижного интеллекта. Один из наиболее качественных бесплатных тестов (Менса)  (англ.)
  • Глобальная сеть интеллекта (World Intelligence Network)
  • Bсе общества высокого интеллекта
  • Тесты интеллекта в «Энциклопедии психодиагностики»
  • Ошибки в тесте Айзенка
  • Габумба тест центр  (англ.)
  • Бесплатный визуальный тест IQ  (англ.)
  • Дигитальный тест интеллекта
  • Общество Мега  (англ.)
  • Давыдов А. А. Коэффициет интеллектуальности (IQ) и инновационное развитие
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Тесты IQ имеют темную историю, но они, наконец, используются во благо

  • Тесты IQ оказали огромное влияние на общество за последние 120 лет.
  • В 1900-х годах евгеники использовали тест, чтобы осуждать людей на стерилизацию.
  • В последнее время IQ помог заключенным избежать телесных наказаний, а детям получить правильное образование.
  • Однако ученые до сих пор спорят о достоинствах IQ.

Джон, 12 лет, в три раза старше своего брата. Сколько лет будет Джону, когда он будет в два раза старше своего брата?

Две семьи играют в боулинг. Играя в боулинг, они заказывают пиццу по 12 долларов, шесть газированных напитков по 1,25 доллара за штуку и два больших ведра попкорна по 10,86 доллара. Если они собираются разделить счет между семьями, сколько должна каждая семья?

4, 9, 16, 25, 36, ?, 64. Какое число отсутствует в последовательности?

Это вопросы из онлайн-тестов на коэффициент интеллекта или IQ. Тесты, предназначенные для измерения вашего интеллекта, могут быть вербальными, то есть письменными, или невербальными, фокусируясь на абстрактных рассуждениях, не зависящих от навыков чтения и письма. Впервые созданные более века назад, тесты до сих пор широко используются для измерения умственных способностей и сообразительности человека.

Системы образования используют тесты IQ, чтобы помочь определить детей для программ специального образования и обучения для одаренных детей, а также предложить дополнительную поддержку. Исследователи в области социальных и точных наук изучают результаты тестов IQ, а также рассматривают все, от их отношения к генетике, социально-экономическому статусу, академическим достижениям и расе.

Альберто Г./Flickr

Онлайновые «викторины» по IQ предназначены для того, чтобы сказать вам, «есть ли у вас все необходимое, чтобы стать членом самого престижного в мире общества с высоким IQ».

Если вы хотите похвастаться своим высоким коэффициентом интеллекта, вы должны были найти ответы на вопросы. Когда Джону будет 16, он будет вдвое старше своего брата. Каждая из двух семей, которые играли в боулинг, должны по 20,61 доллара. И 49это недостающее число в последовательности.

Несмотря на шумиху, актуальность, полезность и легитимность теста IQ по-прежнему горячо обсуждаются педагогами, социологами и учеными. Чтобы понять почему, важно понять историю, лежащую в основе рождения, развития и распространения теста IQ — историю, которая включает в себя использование тестов IQ для дальнейшей маргинализации этнических меньшинств и бедных сообществ.

Время тестирования

В начале 1900-х годов в Европе и Америке были разработаны десятки тестов интеллекта, утверждающих, что они предлагают беспристрастные способы измерения когнитивных способностей человека. Первый из этих тестов был разработан французским психологом Альфредом Бине, которому правительство Франции поручило выявить учащихся, столкнувшихся с наибольшими трудностями в школе.

Получившаяся в результате шкала Бине-Саймона 1905 года стала основой для современного тестирования IQ. По иронии судьбы, Бине на самом деле считал, что тесты IQ неадекватны для измерения интеллекта, указывая на неспособность теста должным образом измерить креативность или эмоциональный интеллект.

ВМС США/Flickr

Изначально тест IQ предоставлял относительно быстрый и простой способ идентификации и сортировки людей на основе интеллекта, который был и остается высоко ценимым обществом. В США и других странах такие учреждения, как армия и полиция, использовали тесты IQ для проверки потенциальных кандидатов. Они также внедрили вступительные требования на основе результатов.

Во время альфа- и бета-тестирования армии США было проверено около 1,75 миллиона призывников во время Первой мировой войны, чтобы оценить интеллектуальный и эмоциональный темперамент солдат. Результаты использовались, чтобы определить, насколько солдат способен служить в вооруженных силах, и определить, какая классификация должностей или руководящая должность ему больше всего подходят. Начиная с начала 19В 2000-х годах система образования США также начала использовать IQ-тесты для выявления «одаренных и талантливых» учащихся, а также учащихся с особыми потребностями, которым требовались дополнительные образовательные вмешательства и иная академическая среда.

По иронии судьбы, некоторые округа в США недавно установили максимальный балл IQ для поступления в полицию. Опасения заключались в том, что те, кто набрал слишком высокие баллы, в конечном итоге сочтут работу скучной и уйдут — после того, как на их обучение было потрачено много времени и ресурсов.

Наряду с широким использованием тестов IQ в 20-м веке утверждалось, что на уровень интеллекта человека влияет его биология. Этноцентристы и евгенисты, считавшие, что интеллект и другие виды социального поведения определяются биологией и расой, ухватились за тесты IQ. Они указывали на очевидные разрывы, выявленные этими тестами, между этническими меньшинствами и белыми или между группами с низким и высоким доходом.

Портрет 1850 года Фрэнсиса Гальтона, изобретателя евгеники. Викисклад

Некоторые утверждали, что результаты этих тестов предоставили дополнительные доказательства того, что социально-экономические и расовые группы генетически отличаются друг от друга и что системное неравенство было отчасти побочным продуктом эволюционных процессов.

Впадение в крайности

Результаты альфа- и бета-тестирования армии США получили широкую огласку и были проанализированы Карлом Бригамом, психологом из Принстонского университета и одним из первых основателей психометрии, в 1922 книга Исследование американской разведки. Бригам применил тщательный статистический анализ, чтобы продемонстрировать, что уровень американской разведки снижается, утверждая, что в этом виноваты рост иммиграции и расовая интеграция. Чтобы решить эту проблему, он призвал социальную политику ограничить иммиграцию и запретить смешение рас.

Несколькими годами ранее американский психолог и исследователь образования Льюис Терман провел связь между интеллектуальными способностями и расой. В 1916 году он писал:

Тяжелая или пограничная недостаточность… очень, очень распространена среди испано-индейских и мексиканских семей Юго-Запада, а также среди негров. Их тупость кажется расовой или, по крайней мере, присущей семейным предкам, из которых они происходят… Детей этой группы следует изолировать в отдельные классы… Они не могут овладеть абстракциями, но их часто можно превратить в эффективных работников… с евгенической точки зрения считают, что они представляют серьезную проблему из-за их необычайно плодовитого размножения.

Как ученые, так и социологи проделали значительную работу, опровергая такие аргументы, как аргументы Бригама и Термана о том, что расовые различия в показателях IQ зависят от биологии.

Критика таких «наследственных» гипотез — аргументов в пользу того, что генетика может убедительно объяснить черты человеческого характера и даже человеческие социальные и политические проблемы — ссылается на отсутствие доказательств и слабый статистический анализ. Эта критика продолжается и сегодня, когда многие исследователи сопротивляются и встревожены продолжающимися исследованиями расы и IQ.

Но в самые мрачные моменты IQ-тесты становились мощным способом исключения и контроля маргинализированных сообществ с помощью эмпирического и научного языка. Сторонники евгенических идеологий в 1900-х годах использовали IQ-тесты для выявления «идиотов», «дебилов» и «слабоумных». Это были люди, утверждали евгеники, которые угрожали разбавить генофонд белых англосаксов Америки.

Джуки Бот/Flickr

В результате таких евгенических аргументов многие американские граждане впоследствии были стерилизованы. В 1927 году печально известное постановление Верховного суда США легализовало принудительную стерилизацию граждан с отклонениями в развитии и «слабоумных», которые часто идентифицировались по их низким показателям IQ. Постановление, известное как «Бак против Белла», привело к принудительной стерилизации более 65 000 лиц, предположительно имеющих низкий IQ. Те в США, кто был насильственно стерилизован после дела Бака против Белла, были непропорционально бедными или цветными.

Принудительная стерилизация в США на основании IQ, преступности или сексуальных отклонений формально продолжалась до середины 1970-х годов, когда такие организации, как Южный юридический центр по борьбе с бедностью, начали подавать иски от имени людей, которые были стерилизованы. В 2015 году Сенат США проголосовал за компенсацию живым жертвам спонсируемых государством программ стерилизации.

Тесты IQ сегодня

Споры о том, что значит быть «умным» и является ли тест IQ надежным инструментом измерения, продолжают вызывать сильную и часто противоположную реакцию сегодня. Некоторые исследователи говорят, что интеллект — это понятие, характерное для конкретной культуры. Они утверждают, что оно проявляется по-разному в зависимости от контекста — точно так же, как многие культурные модели поведения. Например, отрыжка может рассматриваться как показатель удовольствия от еды или знак похвалы хозяину в одних культурах и невежливость в других.

То, что может считаться разумным в одной среде, может не считаться разумным в других. Например, знания о лекарственных травах рассматриваются как форма интеллекта в некоторых сообществах в Африке, но не коррелируют с высокими показателями традиционных западных академических тестов интеллекта.

По мнению некоторых исследователей, «культурная специфика» интеллекта делает тесты IQ смещенными в сторону среды, в которой они были разработаны, а именно белого, западного общества. Это делает их потенциально проблематичными в культурно различных условиях. Применение одного и того же теста к разным сообществам не позволило бы распознать различные культурные ценности, формирующие то, что каждое сообщество ценит как интеллектуальное поведение.

Идя еще дальше, учитывая историю использования теста IQ для дальнейшего сомнительного и иногда расово мотивированного убеждения о том, на что способны различные группы людей, некоторые исследователи говорят, что такие тесты вообще не могут объективно и в равной степени измерять интеллект человека.

AP Photo/Пол Сансия

Используется во благо

В то же время продолжаются попытки продемонстрировать, как можно использовать тест IQ, чтобы помочь тем самым сообществам, которые больше всего пострадали от них в прошлом. В 2002 году казнь в США осужденных за уголовные преступления лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые часто оцениваются с помощью тестов IQ, была признана неконституционной. Это означает, что тесты IQ фактически предохраняют людей от «жестокого и необычного наказания» в суде США.

В сфере образования тесты IQ могут быть более объективным способом выявления детей, которым могут быть полезны услуги специального образования. Сюда входят программы, известные как «обучение для одаренных», для учащихся с исключительными или высокими когнитивными способностями. Дети этнических меньшинств и дети, чьи родители имеют низкий доход, недостаточно представлены в системе одаренного образования.

То, как отбирают детей для участия в этих программах, означает, что чернокожие и латиноамериканские учащиеся часто остаются без внимания. Некоторые школьные округа США используют процедуры приема в программы обучения одаренных детей, которые основаны на наблюдениях и рекомендациях учителей или требуют, чтобы семья записала своего ребенка на тест IQ. Но исследования показывают, что восприятие учителя и ожидания ученика, которые могут быть предвзятыми, влияют на показатели IQ ребенка, академические успехи, отношение и поведение. Это означает, что восприятие учителя также может влиять на вероятность того, что ребенок будет направлен для получения одаренного или специального образования.

Восточный блок для осужденных заключенных во время медиа-тура по камере смертников в Калифорнии в государственной тюрьме Сан-Квентин в Сан-Квентине, Калифорния, 29 декабря 2015 года. Рейтер/Стивен Лэм

Всеобщий скрининг учащихся на одаренность в обучении с помощью тестов IQ мог бы помочь выявить детей, которые в противном случае остались бы незамеченными родителями и учителями. Исследования показали, что те школьные округа, которые внедрили меры по скринингу всех детей с помощью тестов IQ, смогли выявить больше детей из исторически недопредставленных групп, которые пойдут на обучение для одаренных детей.

Тесты IQ также могут помочь выявить структурное неравенство, влияющее на развитие ребенка. К ним могут относиться последствия воздействия вредных веществ в окружающей среде, таких как свинец и мышьяк, или последствия недоедания для здоровья мозга. Было показано, что все это оказывает негативное влияние на умственные способности человека и непропорционально сильно влияет на малообеспеченные слои населения и этнические меньшинства.

Выявление этих проблем может помочь тем, кто отвечает за образование и социальную политику, найти решения. Конкретные вмешательства могут быть разработаны для помощи детям, которые пострадали от этих структурных неравенств или подверглись воздействию вредных веществ. В долгосрочной перспективе эффективность этих вмешательств можно было бы контролировать, сравнивая тесты IQ, проводимые одним и тем же детям до и после вмешательства.

Некоторые исследователи пытались это сделать. Одно исследование в США в 1995 использовали тесты на IQ, чтобы оценить эффективность определенного типа тренировок для лечения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), называемых нейробиоуправлением. Это терапевтический процесс, направленный на то, чтобы попытаться помочь человеку самостоятельно регулировать работу своего мозга. Чаще всего используется с теми, у кого выявлен какой-либо дисбаланс мозга, он также использовался для лечения наркомании, депрессии и СДВГ. Исследователи использовали IQ-тесты, чтобы выяснить, было ли обучение эффективным для улучшения концентрации внимания и исполнительных функций у детей с СДВГ, и обнаружили, что это так.

С момента своего изобретения тест IQ породил веские аргументы в поддержку и против его использования. Обе стороны сосредоточены на сообществах, на которые в прошлом негативно повлияло использование тестов интеллекта в евгенических целях.

Использование тестов IQ в различных условиях и продолжающиеся разногласия по поводу их достоверности и даже морали подчеркивают не только огромную ценность, которую общество придает интеллекту, но и наше желание понять и измерить его.

Дафна Марченко — кандидат наук в Кембриджском университете.

Первоначально эта статья была опубликована на The Conversation. Прочитайте оригинальную статью.

Эксперты по тестированию IQ — История тестов IQ

Статьи IQ > История тестов IQ

С технической точки зрения, первый тест IQ был разработан французским психологом Альфредом Бине в 1905 году. Его тест послужил основой для всех современных тестов IQ, которые широко используются сегодня. Однако интерес ученых и психологов к интеллекту насчитывает тысячи лет.

Хотя время от времени проводился ряд небольших исследований интеллекта, конкретные эксперименты и исследования концепции IQ начались в 1859 году после публикации книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Очарованный теорией Дарвина, сэр Фрэнсис Гальтон, британский ученый, попытался обнаружить взаимосвязь между наследственностью и человеческими способностями.

В те времена считалось, что в человеческом роде есть небольшое количество гениев и идиотов, тогда как подавляющее большинство составляют умные люди. Все, чего человек достиг в жизни, зависело от его упорного труда и силы воли. Гальтон не был убежден. Он считал, что психические черты основываются на физических факторах. На его представление об интеллекте, в свою очередь, повлияла работа бельгийского статистика по имени Ламбер Адольф Жак Кетле.

Кетле применил статистические методы к изучению человеческих характеристик и открыл понятие нормального распределения. Он обнаружил «тенденцию к тому, чтобы основная масса населения падала где-то между двумя крайностями, при этом цифры резко падают в любой крайности. Если нанести на график, эти значения принимают форму, примерно похожую на форму колокола».

Гальтон опубликовал свои идеи о «наследственном интеллекте» в своей книге «Наследственный гений». Это было первое научное исследование концепции интеллекта. В 1890-х годов Джеймс Маккин Кеттелл, американский ученик Гальтона, принес в Америку идею тестирования интеллекта. Тест был популярен в течение короткого периода времени, но не смог удержать свою популярность, поскольку высокие баллы по этому тесту никогда не были показателем того, что учащийся хорошо учится.

Именно тогда на сцену вышел Альфред Бине. Бине был увлечен тестированием и измерением человеческих возможностей. Он пытался понять «интеллект» с помощью интенсивных методов проб и ошибок. Работал с двумя группами учащихся — средними и умственно отсталыми. Бине обнаружил, что есть определенные задачи, с которыми справляются средние студенты, но не могут студенты-инвалиды. Затем Бине рассчитал нормальные способности учащихся в каждом возрасте и точно определил, на сколько лет умственный возраст учащегося был выше или ниже нормального.

Парижские органы образования ознакомились с работами Бине и были впечатлены ими. В 1904 году французское правительство поручило ему найти метод, с помощью которого они могли бы различать интеллектуально нормальных и неполноценных детей. Бине провел тест на парижских школьниках и на основе его данных создал стандарт. Например, если 80 процентов 9-летних детей могли пройти определенный тест, то успех в тесте представлял собой уровень интеллекта 9-летнего ребенка.

Это привело к разработке шкалы Бине, также известной как шкала Симона-Бине в честь Теофиля Симона, который помогал Бине в его работе. Они разработали формулу и рассчитали IQ на основе своей формулы:

IQ = умственный возраст/хронологический возраст X 100

Этот тест Симона-Бине оказался очень эффективным при разделении детей на различные группы на основе их показателей IQ. Таким образом, можно сказать, что тест IQ наконец-то родился в 1905!

Однако история теста IQ на этом не заканчивается, так как термин IQ или «коэффициент интеллекта» еще не родился. Мы только что получили тест, но не имя.

Идея о том, что с помощью теста действительно можно определить «умственный возраст» ребенка, стала чрезвычайно популярной, и ее начали изучать видные ученые и психологи. В 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн заметил интересную вещь. Он заметил, что хотя разрыв между умственным возрастом и хронологическим возрастом увеличивался по мере взросления ребенка, соотношение между ними оставалось постоянным. Следовательно, 10-летний ребенок с таким же результатом, как 11-летний (110), не будет таким же умным, как 5-летний, набравший 6-летний (120).

В системе оценки теста Бине Стерна средний балл IQ равнялся 100. Любой балл выше 100 был выше среднего, а любой балл ниже 100 был ниже среднего. Американский психолог Льюис Терман переработал этот тест, сделав его более совместимым с людьми всех возрастных групп. Терман изменил концепцию умственного возраста в системе оценки теста Бине Стерна на стандартизированную оценку IQ. Он был первым, кто ввел термин «коэффициент интеллекта». Таким образом, термин IQ также родился.

Первый стандартизированный тест Термана был опубликован в 1916 и была названа шкалой интеллекта Стэнфорда-Бине. Его с энтузиазмом приняли в Америке, и в том же году его применили к заключенному, которого судили за убийство. Заключенный так плохо прошел тест, что присяжные Вайоминга оправдали его на основании плохого психического состояния.

Наибольший всплеск использования тестов IQ произошел в 1917 году, когда Америка вступила в Первую мировую войну. Армия США, столкнувшись с дилеммой распределения огромного количества призывников на различные армейские должности, создала комитет из семи ведущих психологов, включая Термана, для разработки тест на массовый интеллект. У Термана был студент по имени Артур Отис, который уже разработал метод «группового тестирования». Его материалы были приняты комиссией и проведена проба на 4000 человек. К началу 1919 октября почти два миллиона американских мужчин прошли армейские тесты на интеллект.

После этого многие компании приняли программы тестирования, и тесты интеллекта вошли в широкую практику. В эпоху после Первой мировой войны тесты на IQ стали частью школьной системы страны. Концепция интеллекта продолжала развиваться, и в 1983 году психолог Говард Гарднер совершил еще один прорыв в области тестов IQ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *