Выготский биография кратко – вклад в психологию, творчество Льва Семеновича и основные идеи трудов
17 Ноября 1896 – 11 Июня 1934 гг. (37 лет)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 89.
Выготский Лев Семенович (1896–1934) — советский психолог, учёный, основатель культурно-исторической теории в области психологии, один из основателей нейрофизиологии. Автор многочисленных исследований по педологии, литературе, психологии искусств. Выготский, биография которого тесно связана с наукой, внёс большой вклад в психологию. Его труды по вопросам детской психологии были признаны авторитетными учёными во всём мире.
Детство и юность
Лев Симхович Выгодский (настоящее имя учёного) родился 5 (17) ноября 1896 года в Орше в семье купца Симхи Лейбовича (Семёна Львовича) Выгодского и его жены, учительницы Ципы (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Семья была зажиточной, и родители могли дать приличное образование всем восьмерым своим отпрыскам.
Большое влияние на становление личности Льва оказал его двоюродный брат, известный литературный критик и переводчик Давид Исаакович Выгодский. В будущем Лев изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже известного кузена.
Получив начальное образование на дому, Лев поступил в 6-й класс гимназии. Он в совершенстве знал много языков: английский, эсперанто, латинский, древнегреческий, древнееврейский.
В 1913 году Лев Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета, но вскоре перевёлся на юридический факультет. Затем юноша, который никак не мог определиться с родом занятий, перевёлся на историко-философский факультет университета им. Шанявского. Его дипломной работой стал объёмный труд под названием «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира».
Начало карьеры
После окончания университета Выготский занялся преподавательской деятельностью. Он работал не только в школах, но также в техникумах на различных курсах.
В этот период Лев Семёнович совмещал основную работу с написанием рецензий и критических статей, которые регулярно печатались в местных изданиях.
В 1923 году, будучи преподавателем в педагогическом техникуме, Выготский организовал психологическую лабораторию и руководил экспериментальной работой студентов. Результаты этой исследовательской работы были представлены Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в 1924 году. Доклад молодого учёного получил высокие оценки, а сам Выготский понял, что самой главной его работой отныне станет психология.
Основные идеи и теории
После блестящего выступления на конференции Выготский получил приглашение в Московский институт экспериментальной психологии. Вскоре он создал на базе института собственную культурно-историческую и психологическую школу. Работу в институте, которую Выготский сравнивал с творчеством, он совмещал с организационной деятельностью в наркоме просвещения.
При изучении краткой биографии Выготского Льва Семеновича стоит отметить, что в своей работе он пытался отойти от рефлексологии, — куда больше учёного занимало осознанное формирование личности. Выготский поставил перед собой непростую задачу: найти объяснения психических процессов не в самом человеке, а во взаимодействии его с окружающей средой. Учёный полагал, что в полной мере осознать эти процессы можно только в развитии, что характерно лишь для ребёнка. Так Лев Семёнович стал работать в направлении детской психологии.
Выготский написал немало трудов по детской психологии, самыми важными из которых стали «Психология искусства», «Мышление и речь», «Психология развития ребёнка», «Педагогическая психология».
Лев Семёнович стал основателем таких новых отдельных наук, как психологическая педагогика, педология — знания о ребёнке с точки зрения разных наук, коррекционная педагогика, призванная помогать детям с проблемами развития.
Личная жизнь
Лев Выготский был женат на Розе Ноевне Смеховой, подарившей учёному двух дочерей, Гиту и Асю. Этот брак был очень удачным: Роза во всём поддерживала своего талантливого мужа, а Лев Семёнович души не чаял в дочерях. Повзрослев, они пошли по стопам отца и сделали карьеру в области психологии.
На протяжении долгих 15 лет Выготский страдал туберкулёзом, который во время очередного обострения и погубил учёного. Скончался Лев Семёнович 11 июня 1934 года в возрасте 37 лет.
Тест по биографии
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Лилия Крюкова
10/10
Оценка по биографии
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 89.
А какая ваша оценка за эту биографию?
Л.С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА, Этапы научной биографии — Возрастная психология
yurii Фев 25, 2023 < Предыдущая | Оглавление | Следующая > |
---|
Л. С. Выготский умер давно — в 1934 году. И слишком рано — в 37 лет, от туберкулеза. Смерть избавила его от репрессий. Но его сочинения были запрещены. Официальное забвение имени главного педолога Советского Союза продолжалось с 1936 по 1956 г. И только в последние десятилетия к нам стали возвращаться его книги: шеститомное собрание сочинений (1982-1984), «Психология искусства» (1965, 1986, 1987), «Педагогическая психология» (1991, 1996), «Мышление и речь» (1996), избранные статьи в «Антропологии гуманной педагогики» (1996). Многое из того, что мы имеем возможность читать и изучать сегодня, не было опубликовано при жизни автора. Теперь его работы изданы во многих странах.
Начиная с 1960-х гг. ученый мир заново переживает открытие психолого-педагогических идей выдающегося мыслителя, их вдохновляющее воздействие, открывающее новые перспективы в научной и практической работе. Американский психолог Дж. Верч отметил: «Многим может показаться иронией судьбы, что идеи Выготского стали столь плодотворны для людей, отдаленных от него во времени, пространстве, политической системе. Рассматривать ли это как парадокс? Наверное, это скорее воодушевляющий пример того, как человеческий гений может преодолевать исторические, социальные и культурные барьеры».
Не только учение Выготского, но и его жизненная судьба привлекают нас сегодня, ибо человек, проживший 37 лет и работавший в психологии всего 10 из них, совершил научный подвиг — создал новое научное мировоззрение в психологии, проявил себя как новатор в разных ее отраслях. Книга о его жизни «Л.С. Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету» написана дочерью ученого — Г.Л. Выгодской и известным исследователем его творчества — Т.М. Лифановой. Авторы создали книгу о жизни, которая была неотделима от научной работы.
Лев Семенович Выготский родился 17 (5) ноября 1896 г. Считается, что род Выгодских происходит из местечка Выгодово в Белоруссии. Довольно рано Выготский заменил букву «д» в написании своей фамилии на букву «т», заявив, что его фамилия никакого отношения к выгоде не имеет. Впрочем, по этому поводу существует и другая точка зрения, высказан пая исследователем творчества Выготского Б. Г. Мещеряковым, который обосновал причину изменения фамилии влиянием Мартина Лютера (первоначально — Людера) на становление мировоззрения Выготского-подростка. Его отец был банковским служащим. Мать собиралась стать учительницей, но судьба распорядилась иначе: вся ее жизнь была посвящена воспитанию собственных детей — их было восемь. Лев был вторым. Семья придерживалась прогрессивных взглядов, в ней высоко ценили образование и культуру, способствовали распространению просвещения. Отец Выготского организовал в Гомеле городскую публичную библиотеку. В доме любили театр и знали литературу, глубоко интересовались философией, психологией и педагогикой. Всю жизнь семьи окрашивала атмосфера творчества.
В 1913-1917 гг. Лев Выготский учился на юридическом факультете Московского университета и одновременно в 1914-1917 гг. был студентом историко-философского факультета университета Шанявского. Ныне это — Российский государственный гуманитарный университет. Знаменательно, что в нем с 21 по 24 октября 1996 г.
В университете Шанявского профессором психологии был известный психолог П.П. Блонский, чьи идеи воспринял талантливый ученик, который вскоре превзошел учителя. После окончания университета Выготский вернулся в Гомель, где занимался просветительской деятельностью, которая поражает своей многогранностью. Он учил школьников русскому языку и литературе, преподавал эти предметы в вечерних школах и по результатам педагогической работы был выдвинут на звание лучшего учителя года. Он читал лекции по эстетике в Гомельской консерватории, был одним из создателей литературной газеты, организатором любительских спектаклей. Одновременно Выготский опубликовал в местной газете множество статей и рецензий, работал литературным редактором. Он вел занятия по логике и психологии в Гомельском педагогическом техникуме, на курсах по подготовке воспитателей детских садов.
В педтехникуме создал педагогическую лабораторию и провел там ряд исследований. Материалы этих исследований позволили Льву Семеновичу сделать доклад па II Всероссийском съезде по психоневрологии, который изменил не только его судьбу.Это случилось 6 января 1924 года. Выготскому было 27 лет. В этот день произошел переворот в его жизни, который отразился на развитии психологической науки XX в. В своем докладе он пророчески утверждал: «До той поры в новой психологии не будут сведены концы с концами, покуда не будет поставлена отчетливо и бесстрашно проблема сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным путем».
Выготский начинает работать в Москве и намечает разностороннюю программу исследовательской деятельности, включающую такие темы, как сравнение поведения человека и животного; сравнение взрослого и ребенка; сравнение современного человека и человека «первобытной культуры»; сравнение нормального развития личности и разного рода патологических отклонений в поведении.
Прежде чем осуществить эту программу, нужно было четко представить научную позицию, определить путь психологии, переживавшей в то время глубокий методологический кризис. «Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. Ни в одной науке нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии, — писал Выготский. — Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению, способ ее познания требует особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут».
Основная идея Выготского сводилась к следующему: «чтобы понять внутренние психические процессы, надо выйти за пределы организма и искать объяснение в общественных отношениях этого организма со средой. Не внутри мозга или духа, но в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях таится разгадка тайн, интригующих психологов».
По мнению Выготского, в развитии поведения ребенка проявляются две линии. Одна — естественное «созревание». Другая — культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Культурное развитие заключается в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе исторического развития. Это язык, письмо, система счисления и т.д.
Каким способом культурные знаки могут изменить поведение, известно каждому человеку по его собственному опыту. Например, чтобы что-то запомнить, люди завязывают узелок или делают соответствующую метку. Чтобы совершить простое действие, требующее волевого усилия, человек бросает жребий или приказывает себе, он говорит: «раз, два, три» — и встает, хотя не желает утром покидать теплую постель. Мать говорит своему ребенку: «Ну, раз, два, три — и выпьем лекарство!» За этими простыми жизненными событиями Выготский видит факты глубочайшего значения. Он пишет: «В процессе развития ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему».
Выготский считал, что попять психику можно, только рассматривая ее в развитии, становлении, переходе от низших форм к высшим. И это объясняет его углубленный интерес к детской психологии.
Не только закономерности нормального развития ребенка интересовали Выготского, он написал много работ о психологии и педагогике детской дефективности, ибо «основные законы детского развития и воспитания обнаруживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются в формах, отклоняющихся от общего пути. Изучение испорченного механизма, нарушенного в своем течении процесса, является эквивалентом искусственного эксперимента и представляет как бы природный эксперимент, позволяющий 1 проникнуть 11аиболее глубоко в устройство данного механизма и в законы, управляющие течением этого процесса».
В 1929 г. Выготский стал научным руководителем экспериментального дефектологического института.
Что же он сделал для детей, имеющих отклонения в развитии из-за органических дефектов или социальной запущенности? Принципиальная позиция ученого состояла в том, что исследование ребенка, имеющего проблемы, должно основываться главным образом па качественном его изучении в процессе обучения, а не на количественном определении дефекта с помощью системы тестов. Он подчеркивал: «Мы должны изучать не дефект, а ребенка с тем или иным дефектом». Понятно, что такой подход определяет отношение Выготского к дефекту как к социальному, а не биологическому феномену.
До Выготского в центре внимания педагогов-дефектологов был сам органический дефект. Лев Семенович показал, что главное здесь не сам дефект, а то, что этот дефект мешает ребенку овладеть культурой, социальным опытом человечества. Лишь на основе такого освоения человеческой культуры у ребенка формируются высшие психические функции, его сознание, его личность. Отсюда следует, что надо активно развивать деятельность ребенка в мире. Необходимо создавать новые средства, окольные пути для культурного поведения аномального ребенка. Согласно этим идеям педагог должен обращать внимание не на то, чего у ребенка нет, а на то, что у него есть и на что можно опереться, воспитывая из него полноценного человека. Это была революция в дефектологии.
Выготский всегда пытался понять человека для того, чтобы ему помочь. Описан такой случай. Однажды ученого пригласили к пациенту, у которого была болезнь Паркинсона: он мог стоять, но не был в состоянии сделать ни одного шага. Любое его волевое усилие приводило к тому, что тремор еще более усиливался. И тут Лев Семенович понял суть ситуации. Он взял со стола лист бумаги, разорвал его на мелкие кусочки и разложил их на полу перед больным так, что образовалась своеобразная дорожка. И больной, ступая по бумажкам, пошел!
Это — пример, раскрывающий роль стимулов-средств, преобразующих поведение. Что же с научной точки зрения сделал Выготский в описанной ситуации? На глазах у присутствовавших произошел акт обучения — больной не мог идти самостоятельно, но сумел это сделать в совместно организованной деятельности. За этим, казалось бы, простым примером скрыта целая теория. Там, где обыкновенный человек видит только частный случай, гениальный ученый усматривает проявление закономерностей сложной системы.
Данный случай позволяет перейти от сугубо медицинской ситуации к актуальной педагогической проблеме — отношению между обучением и развитием. Выготский изучал ее не только теоретически, но и экспериментально. Он исследовал отношения житейских и научных понятий, усвоение родного и иностранного языков, устной и письменной речи. Однако подлинным психологическим достижением стало открытие зоны ближайшего развития.
Зона ближайшего развития измеряется на основе сравнения того, что ребенок может сделать сам, с тем, что он может сделать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним. Выготский подчеркивал также роль сверстника в обучении и развитии ребенка. Состояние психического развития может быть определено с помощью выяснения двух его уровней: уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Выготский особенно предостерегал против некритичного использования тестов для диагностики способностей. Психолог, работающий с помощью тестов, писал Выготский, устанавливает некоторые факты; затем обрабатывает их путем чисто арифметических выкладок, и результат получается автоматическим путем совершенно независимо от его мыслительной обработки. Получается нечто чудовищное, подчеркивал он, если сопоставить это с научным диагнозом. По его мнению, установление симптомов автоматически никогда не приводит к диагнозу. «Исследователь никогда не должен допускать экономию за счет мыслей, за счет творческого истолкования симптомов» — такова установка, которой должен следовать каждый профессиональный психолог. Отметим, что такие тесты нередко слепо и бесконтрольно используются сегодня при отборе детей в школы.
Поднять анализ психического развития ребенка па действительно научную высоту означает для Выготского прежде всего необходимость поиска причин интересующих психолога явлений в процессе развития, раскрытие его внутренней логики, самодвижения.
Тест выявляет внешние симптомы развития, но одни и те же симптомы могут быть вызваны разными причинами. Например, противопоставляя ребенка-вундеркинда и ребенка действительно одаренного, талантливого, по результатам тестового обследования можно видеть, что и тот и другой обнаруживают высокие показатели развития. Однако, писал Выготский, «вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычайно творчески богато переживаемый». Именно поэтому недостаточно регистрировать только симптомы развития, необходимо переходить от изучения симптомов к анализу процессов развития, стоящих за ними, ибо от точного научного диагноза зависит прогноз.
Цель воспитания, по Выготскому, не в приспособлении и адаптации индивида к существующей среде, а в выращивании и формировании человека, «смотрящего дальше своей среды». Как это возможно? По мнению ученого, воспитание должно быть организовано так, чтобы ученика не воспитывали, а чтобы он воспитывался сам. В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. «Можно ли сводить при этом к нулю роль учителя? — спрашивал Выготский и подчеркивал: — Ни в коем случае». Ибо «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды». Таким образом, воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда.
Выготский считал, что будущий учитель должен строить свою работу с опорой на психологическую науку, разработке которой он посвятил свою жизнь.
Вот почему труды Л.С. Выготского заряжают всех нас энергией и стимулируют творческий поиск.
< Предыдущая | Оглавление | Следующая > |
---|
Глоссарий людей: VY
Vygodsky, Vitaly (1928-1998)
, когда Витали Соломонович Вигодский окончил среднюю школу в 1946 быть в теоретической математике. Но все оказалось иначе. Он поступил на физфак МГУ, проучился там три года, но когда дело дошло до практических занятий в лаборатории, понял, что физика не его призвание. Впоследствии он шутил, что у него две левые руки. Официально он прервал учебу по болезни, но на физфак не вернулся и в 1950 поступил на факультет политической экономии МГЭИ (Московский государственный экономический институт).
Его научные и политические наклонности проявились еще в студенческие годы. Он был активным членом профессорско-преподавательского состава ФНБ, студенческим членом редколлегии научного журнала, профсоюзным и комсомольским организатором. Его первая работа была опубликована в научных записках для студентов МГЭИ в 1955 году. Выгодский с отличием окончил институт и успешно сдал конкурсный экзамен в аспирантуру экстерном Экономического института. Одновременно по рекомендации профессора П.К. Фигурновой работал в Институте Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина (с 1956 – Институт марксизма-ленинизма). Именно здесь Выгодский проработал более 35 лет, пройдя все ступени карьеры – от младшего до старшего научного сотрудника до руководителя группы, занимающейся теоретическими проблемами марксизма.
Приступив к работе, Виталий сразу же проявил себя как талантливый марксолог. Его последующее направление исследований включало генезис экономического учения Маркса и историю создания Капитала . Результатом этого стала его докторская степень. и первая монография «Место теорий прибавочной стоимости в экономическом наследии Карла Маркса» (1961).
Особенно важной частью их работы, которой он отдавал много сил, было его участие в международной группе МЕГА – полном издании произведений Маркса и Энгельса на языке оригинала. Виталий был большим пропагандистом экономической теории. Его книги, такие как «История великого начала Карла Маркса», «Об истории создания Капитала » и многие другие переведены и изданы в Италии, Германии, Китае, Мексике, Японии и многих другие страны. Полная библиография произведений Выгодского включает 186 наименований.
В 1974 году стал доктором экономических наук. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки. Он умер 8 мая 1998 года.
Выгодский имеет особое значение для англоязычных исследователей Маркса как редактор 31-го тома и научный редактор 30-го, 32-го и 34-го томов английского издания Собрания сочинений Маркса – Энгельса. Возможно, он также был анонимным автором введения к трехтомному английскому переводу «Теорий прибавочной стоимости», в котором видны признаки его влияния.
(По докладной записке, подготовленной для Российской экономической академии Светланой Масуниной с использованием материалов Людмилы Васиной, сотрудника Института марксизма-ленинизма).
См. Архив Выгодского Виталия
Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Советский психолог, разработавший Генетический подход к развитию понятий в раннем детстве и юношестве, проследив переход через ряд стадий развития человека, исходя из развития социальной практики ребенка. Его произведения были опубликованы после его смерти в 1934 и подавлены в 1936 г. и не были известны на Западе до 1958 г.
В студенческие годы в Московском университете он много читал по лингвистике, социологии, психологии, философии и искусству. Его систематическая работа в области психологии началась только в 1924 году. Десять лет спустя он умер от туберкулеза в возрасте всего 38 лет. В этот период в сотрудничестве с Александром Лурией и А.Н. и психопатологии. Выготский вел медицинскую практику в родной Белоруссии, активно участвуя в развитии революции в ужасающих условиях и почти полной изоляции от Запада.
Его самая известная работа « Мысль и язык» , опубликованная вскоре после его смерти, впервые разработала теорию развития языка, которая предвосхитила генетическую психологию Пиаже, описав развитие языка и логического мышления у маленьких детей в ходе их взаимодействия с взрослых и окружающего мира, интериоризируя практическую деятельность, выражающуюся в семсори-двигательной деятельности, через вокализации, внутреннюю речь и, наконец, мышление — и развитие теоретических, или понятийных знаний у детей школьного возраста по мере того, как их интуитивные знания, приобретенные в их непосредственном жизненном опыте, вступают в активное соприкосновение с социально передаваемыми знаниями учителя.
Не менее известен «Кризис в психологии», в котором Выготский систематически критикует все течения и направления современной европейской психологии, в том числе господствующую так называемую марксистскую психологию. В Советском Союзе своего времени Сталин поощрял псевдонаучные направления, такие как теория наследования приобретенных признаков Лысенко, которая использовала цитаты из Маркса и Энгельса или Ленина для поддержки теоретических направлений в науке, как если бы это были партийно-политические вопросы, которые могут решается ссылкой на политическую доктрину.
Выготский находился под сильным влиянием Павлова, первооткрывателя условного рефлекса, и склонялся к бихевиоризму, подчеркивая необходимость принятия наукой объективных методов исследования, в отличие, например, от интроспективных методов Гуссерля. Выготский не прожил достаточно долго, чтобы разрешить те противоречия, к которым приводит бихевиоризм, пытаясь разобраться с проявленной реальностью субъективного сознания.
Его произведения были опубликованы после его смерти в 1934 и запрещены в 1936 г. и не были известны на Западе до 1958 г. В последнее время лингвисты и педагоги, находившиеся под влиянием Генетической психологии Пиаже, были привлечены к работе Выготского, видя в ней превосходное понимание отношений между педагогом и образованным, в которые педагог должен «договаривать» с ребенком или учеником, которому отводится активная роль в процессе обучения. Особенно в Соединенных Штатах Выготский нашел последователей среди работников общественного развития, которые ценят его концепцию «зоны ближайшего развития», в которой лидерство способно способствовать интеллектуальному и социальному развитию в борьбе сообществ за изменение своих обстоятельств, что приводит к последующее преимущество во всестороннем развитии концептуальных способностей.
См. Архив Льва Выготского и Архив марксизма и психологии.
Ведущий психолог и его собрание сочинений
%PDF-1.