Выготского зона ближайшего развития: Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология — 2008. Том 4. № 4

Содержание

Зоны актуального и ближайшего развития с точки зрения современных педагогов

Не каждая мама знает, что такое зона ближайшего развития, хотя на практике почти все родители на занятиях пользуются этой концепцией. Вы знаете, что ребенок может сделать самостоятельно, даете ему задание и не вмешиваетесь со своим руководством. Через некоторое время хвалите за хороший результат, деликатно указываете на ошибки и на основе уже закрепившихся навыков разбираете следующую тему. Вскоре новые задачи и примеры, которые ваш маленький ученик мог решить только при помощи взрослых, становятся понятными, и он уже может справиться с ними сам. Так в упрощенном виде и выглядит теория Л. С. Выготского.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек.

Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – СПОСОБНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Л. С. ВЫГОТСКОГО

Когда ребенок полностью усвоил пройденный материал, этот навык переходит на актуальный уровень развития. Такое умение дает широкий простор для творчества, фантазии, решения различных задач, только развитие малыша ограничивается прежним барьером. Чтобы не топтаться на месте, нужно дать ребенку новую информацию. Способность к усвоению незнакомого, но тесно связанного с предыдущими знаниями материала определяет потенциальные возможности ученика.

Л. С. Выготский является автором понятия «Зона ближайшего развития». Он назвал этот показатель уровнем формирования навыков, проявляющихся в совместной деятельности с взрослым человеком и не действующих при самостоятельных занятиях. Автор считал, что обучение только тогда дает результаты, когда опережает развитие, – именно такие требования к созданию программ для индивидуального обучения должны стать приоритетными.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в том, что мозг готов к определенной деятельности, но без помощи наставника дело не сдвинется с места. В качестве иллюстрации ученый описал эксперимент с двумя восьмилетними мальчиками. Сначала им дали решить задачу, соответствующую их возрасту, – дети справились с решением. Потом им предложили выполнить более сложные задания под руководством взрослого. Один ученик справился с работой для детей 9 лет, другой – 12. Выготский сделал вывод, что потенциал одного мальчика опережает его существующее развитие на год, а у второго на 3 года. Двухлетняя разница между их возможностями может реализоваться во внеклассной работе, участии в работе исследовательских кружков и факультативов.

Деление развития на 2 зоны по Выготскому произвело настоящий переворот в педагогике. Прежде для определения уровня способности к учению использовались только навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такая диагностика не дает полной картины, нужно определить дальнейшие перспективы. Дошкольник может совершенно не ориентироваться в циферблате, поскольку все его окружение пользуется исключительно электронными часами. На этом основании нельзя утверждать, что он отстает от сверстников. Если ученик имеет понятие о времени и знает цифры, пара наглядных уроков решит проблему.

Созданная около века назад теория востребована до сих пор. Она вышла за рамки получения знаний и используется в других областях. Концепцию применяют и преподаватели, и тренеры, по телосложению определяющие перспективного спортсмена. Применяется эта система в психологии и социологии для определения способности детей контактировать с педагогом и одноклассниками. Дошкольник может иметь богатый багаж знаний и умений, который характеризует зону актуального развития как хорошо подготовленную основу. Но в учебном заведении он начнет резко отставать от одноклассников. Причина может крыться и в низком потенциале и в том, что ученик привык получать информацию только от мамы и не воспринимает то, что говорит учитель.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕОРИЮ ЗОН РАЗВИТИЯ?

С практической точки зрения концепцию зоны ближайшего развития  Л.С. Выготского можно охарактеризовать так: то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой его развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Эти совместные занятия касаются всех сфер развития малыша.

Л.С. Выготский пояснял:  «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся еще в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает» (цитата Выготский Л.

С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391—410).

Родителям надо наблюдать за интересами ребенка и подбирать упражнения и игры так, чтобы информация соответствовала развитию, была не слишком простой и не очень сложной. Мама не должна быть строгой учительницей, она не преподает, а сотрудничает с малышом. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции

Дошкольник изучил буквы, узнает их в любом цвете и размере, находит на вывесках, но не может прочитать даже самого короткого слова. Пора переходить к следующему уровню. Для начала возьмите слово или слог из 2 букв, например «да». Проводите занятие в виде игры, ученику должно быть интересно и радостно, иначе через 5 минут он все забудет. Скажите, что не слышите ответов на свои вопросы, можете только прочитать их. Дайте малышу карточки с буквами и спросите, хочет ли он конфету. Правильные ответы характеризуют положительную реакцию, ребенку подходит такая схема обучения.

Каждое занятие должно быть не намного сложнее предыдущего. Если после изучения букв сразу дать ребенку «Войну и мир», его интерес к чтению пропадет надолго. Постепенно, от этапа к этапу, ребенок научится и составлять слова, и читать их, тогда можно переходить к небольшим предложениям. Забудьте традиционное «Мама мыла раму», эта фраза не вызовет никаких эмоций. Развеселите маленького ученика смешным высказыванием, например, «Кукла мыла маму». Такие занятия вызовут интерес у ребенка, ему захочется прочитать еще что-нибудь. Вы кормите своего малыша, покупаете ему новую одежду вместо той, из которой он вырос, не забывайте подготовить необходимые материалы и для умственного роста.

Если дошкольник уже научился читать, но никак не хочет развивать дальше это умение, сыграйте с ним в перепутаницу. Возьмите 2 веселых стишка, по очереди мама читает строчку из одного, малыш из другого. Сочетания получаются настолько смешными, что ребенок сам станет просить поиграть еще раз.

ЧТО ИЗ ТЕОРИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО ПРИГОДИТСЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним.

Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Зона ближайшего и актуального развития

Родители, объясняя ребёнку что-то новое и развивая у него определённые навыки, не подозревая об этом, используют зону ближайшего развития (ЗБР). Определение зон актуального и ближайшего развития способствует тому, что ребёнок быстрее и эффективнее познаёт окружающий мир, лучше усваивает знания.

Содержание:

  • 1 Как используется на практике данный феномен?
  • 2 Подробнее о практической реализации
  • 3 Позиции общения
  • 4 Как работать с зонами развития родителям?

Как используется на практике данный феномен?

Концепция «Зона ближайшего развития» появилась в психологии в первой половине XX века. Данное понятие ввёл Лев Семёнович Выготский — советский психолог и педагог.

В своей книге «Мышление и речь» он описал несовпадение двух важных процессов — развития и обучения. Исследователь считал, что овладение новыми знаниями должно опережать актуальное развитие. Только в этом случае пробуждается ряд функций, которые до того находились на этапе созревания.

Если упростить концепцию, задача педагога — организовать обучение таким образом, чтобы знания, которые он преподносит, находились на шаг впереди уже сформированных психических процессов.

По Выготскому, зона актуального развития — это все знания и умения, которые известны ребёнку на текущий момент. Руководствуясь ими, он может выполнять поручения взрослого, не обращаясь к нему за помощью.

Зона ближайшего развития — это знания, умения и навыки, которые ребёнку помогли приобрести. Дистанция между актуальной и ближайшей зонами развития критически важна. При её несоблюдении умственные процессы. Которые только формируются, так и не перейдут из разряда потенциальных в используемые.

Подробнее о практической реализации

Ребёнок знакомится с миром, наблюдая за другими и подражая им. В результате формируется его собственный опыт. Подобное усвоение новой информации возможно только при взаимодействии — со взрослыми или сверстниками. Ребёнок общается с кем-то, выполняет совместную работу.

Познавая новое, ребёнок преодолевает путь от знакомого к незнакомому, от привычного — к тому, о чём не имеет представления. Следствием этого становится переход процессов из зоны ближайшего развития в фазу актуального. Ранее незнакомые свойства воспринимаются им как нечто врождённое.

Позиции общения

Выготский выделяет пять позиций взаимодействия, способствующих усвоению дошкольником новых знаний:

  • Независимая. Педагог или родитель помогает ребёнку совсем незначительно. Второй вариант — наставник начинает действие, а малыш его перехватывает.
  • Равная. Взаимодействие является одновременным, при этом дошкольник и взрослый работают не в паре. Дидактический эффект достигается за счёт духа соперничества.
  • Снизу. Учитель подсказывает, задаёт ненавязчивые вопросы, даёт возможность исправить ошибки, которые он сознательно допустил.
  • Сверху. Взрослый объясняет материал, подробно рассказывает, как справиться с поставленной задачей.
  • Мы. Дошкольник и взрослый — напарники.

Как работать с зонами развития родителям?

Процессы, формируемые в результате взаимодействия, затрагивают каждую сферу детского саморазвития. При выборе материала родителям следует ориентироваться на интересы, предпочтения ребёнка. Не следует забывать и о коррекции уровня сложности. Если какой-то материал категорически дошкольником не усваивается, возможно, он ещё не оказался в зоне ближайшего развития.

Задания не должны быть слишком простыми или чересчур сложными. В обоих случаях малыш быстро потеряет к ним интерес. А в ситуации с трудной задачей есть риск спровоцировать даже нервное расстройство.

При организации учебного процесса лучше выбрать позицию не строгого педагога, а союзника, сотрудника. Желательны шутки, игры, положительные эмоции. Независимо от возраста, мы всегда сопротивляемся новому материалу, нередко считаем его нелогичным, сложным к запоминанию. У ребёнка этот процесс протекает даже труднее, чем у взрослого. Но правильно организованная дистанция между зонами развития способствует максимальному раскрытию умственного потенциала. А также чтобы процесс обучения проходил более эффективно в любом возрасте, следует постоянно тренировать мозг. Для этого удобно использовать когнитивные тренажеры Викиум.

Зона ближайшего развития и строительные леса Выготского

Talaj/Shutterstock.com

Резюме: Чтобы понять ценность социального взаимодействия во время обучения, давайте рассмотрим зону ближайшего развития Выготского и теорию строительных лесов.

Немногие теории Педагогического Дизайна были столь же противоречивы в свое время, как теория зоны ближайшего развития (ЗБР) психолога Льва Выготского и теория строительных лесов, впервые опубликованная в начале 19 века.30 с. Его работа отделяла его от других современных теоретиков, которые выступали за существование идеального возраста, наиболее подходящего для обучения. Выготский считал, что для обучения существуют идеальные этапы, а не возрасты. Благодаря своему тщательному исследованию он подчеркнул значительное влияние социального взаимодействия на учебную среду.

В теории Выготского обучение — это социальный процесс, который требует взаимодействия с другими, более знающими людьми, такими как учителя, наставники или эксперты по предмету (SME). Благодаря регулярному взаимодействию с этими экспертами учащиеся могут приобрести опыт, знания и навыки, которые они не смогли бы развить самостоятельно. Давайте подробнее рассмотрим эти концепции и обсудим, как они оптимизируют результаты обучения, если их применять в контексте реальной жизни.

Зона ближайшего развития Выготского

Согласно Выготскому, социальное взаимодействие является основой обучения. Зона ближайшего развития — это концепция психологии развития и образования, которая относится к ряду задач, которые учащийся может выполнять посредством социального взаимодействия с более осведомленными другими (МКО). Эта теория по существу описывает разрыв между способностями учащегося действовать самостоятельно и тем, чего он может достичь с помощью МКО. Зона включает в себя ряд задач, которые отдельные учащиеся могут выполнять под руководством экспертов. Вот почему это не фиксированная концепция и имеет тенденцию варьироваться от учащегося к учащемуся в зависимости от их текущего уровня развития, предшествующих знаний и опыта, а также качества получаемого ими руководства.

ZPD Выготского оценивает текущий уровень когнитивного развития человека по сравнению с его потенциальным уровнем когнитивного развития; пространство между этими уровнями является зоной ближайшего развития. Переходя от уровня к уровню, каждый учащийся приближается к своей цели обучения. Однако для достижения этих целей требуется регулярное взаимодействие и взаимодействие с MKO. Для продвижения по уровням в зоне ближайшего развития необходимо решать задачи с помощью более способного инструктора. Более того, задачи и проблемы, которые должен решить учащийся, должны соответствовать его текущему уровню когнитивного развития, даже если учащиеся не вполне способны решить их самостоятельно. Чтобы получить новые знания и двигаться к цели обучения, люди должны успешно выполнять задачи, которые отражают их продвижение по шкале их личного когнитивного развития.

Теория строительных лесов

В этом контексте строительные леса — это средство обучения, которое учащиеся используют для повышения уровня в зоне ближайшего развития. Эти задачи выполняются небольшими управляемыми шагами. Все шаги, которые учащиеся предпринимают для достижения своей цели обучения, выполняются с помощью их инструктора или наставника. По сути, строительные леса ведут учащихся через зону ближайшего развития.

MKO обычно используют метод строительных лесов, обеспечивая целенаправленное руководство в процессе обучения. MKO определяют текущий уровень когнитивного развития учащегося наряду с его потенциальным уровнем когнитивного развития и сосредотачиваются на предоставлении целенаправленного обучения и заданий, адаптированных к их индивидуальным потребностям. Благодаря социальному взаимодействию с учащимся, MKO предлагают строительные леса, чтобы их учащиеся могли более эффективно двигаться к своей цели обучения, приобретая по пути новые навыки и знания.

Значение этих концепций и роль MKO

ZPD является образцовым предшественником того, что мы сейчас называем «персонализированным обучением». Определяя зону ближайшего развития каждого учащегося, преподаватели могут адаптировать свои уроки и курсы таким образом, чтобы они наилучшим образом отвечали потребностям учащихся. Таким образом, учитель или наставник становится центральной фигурой в зоне ближайшего развития и вносит основной вклад в оптимизированный учебный процесс своих учеников. Более того, использование теории строительных лесов может повысить вовлеченность студентов и улучшить их удержание. Концепция требует, чтобы каждая задача была разбита на более мелкие, управляемые шаги, что делает учащихся более уверенными в решении новых задач, тщательном понимании информации и ее запоминании.

Кроме того, применение теории Выготского может помочь МКО еще больше улучшить навыки критического мышления своих учеников, обучая учащихся более систематическому подходу к решению проблем способами, соответствующими их стилю обучения. Наконец, ZPD отлично подходит для создания среды совместного обучения. Благодаря групповым обсуждениям и проектам учащиеся могут научиться поддерживать обучение друг друга, делясь знаниями и опытом. Это может способствовать созданию среды открытого диалога, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно, задавая вопросы, и, в конечном счете, более эффективно восполняют пробелы в своих знаниях. Не говоря уже о том, что сотрудничество дополняет работу MKO, опираясь на их инструкции на уровне «равный-равному», что еще больше усиливает социальный аспект модели.

шагов для применения зоны ближайшего развития и строительных лесов в классе

  1. Определите ZPD вашего учащегося
    Зная текущий уровень знаний каждого человека и его зону ближайшего развития, преподаватели могут дать необходимое руководство для достижения конкретных целей и целей обучения.
  2. Регулярно проводите индивидуальные занятия со своими учащимися
    Смысл применения теории Выготского в классе состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся основу для достижения своих учебных целей. Фактически, краеугольным камнем модели ZPD является то, как общение с более знающими наставниками может помочь учащимся полностью раскрыть свой потенциал.
  3. Поощряйте взаимодействие между сверстниками
    Как упоминалось ранее, обучение — это социальный процесс, который должен осуществляться в сотрудничестве с более способными людьми. Поощрение одноранговых дискуссий и групповых проектов может значительно помочь учащимся сделать еще один шаг к своим целям обучения.
  4. Адаптация задач и распределение проблем
    Преднамеренное предоставление заданий и действий по решению проблем, специально адаптированных к ZPD отдельных учащихся, может дополнительно помочь в успешной реализации теории Выготского и добиться оптимальных результатов обучения. Выделение дополнительного количества времени для персонализации задач каждого учащегося может иметь большое значение.

Заключение

Использование зоны ближайшего развития Выготского и строительных лесов в учебной среде может создать пространство для совместного обучения, которое использует учебные предпочтения каждого учащегося и помогает им систематически подходить к задачам. Эти концепции подчеркивают важность персонализированного обучения и того, как социальное взаимодействие может иметь большое значение в процессе обучения. В конечном счете, ZPD и строительные леса — это универсальные концепции, которые можно применять в различных контекстах и ​​случаях. Наконец, если вы ищете другие интересные теории и концепции, ознакомьтесь с нашим списком учебных моделей и теорий!

Каталожные номера
  • Зона ближайшего развития Выготского и леса

Концепция Выготского о «зоне ближайшего развития»

Учащимся предоставляются краткие результаты исследований вместе с диаграммным представлением каждой идеи.

© Национальный учебный центр STEM

Ниже мы кратко изложили концепцию Выготского о «зоне ближайшего развития». Возможно, вы уже знакомы с этим, но здесь мы хотели бы, чтобы вы освежились и сосредоточились на том, как это может повлиять на ваши мысли о задачах и обучении.

Выготский подчеркивает важность рассмотрения каждого ребенка как индивидуальности, которая учится по-своему. Следовательно, знания и навыки, которые стоит изучать, варьируются в зависимости от человека.

Общая цель образования, согласно Выготскому, состоит в том, чтобы «генерировать и руководить развитием, которое является результатом социального обучения посредством интернализации культуры и социальных отношений». Он неоднократно подчеркивал важность прошлого опыта и предшествующих знаний для осмысления новых ситуаций или настоящего опыта. Таким образом, на все новые знания и новые навыки большое влияние оказывает культура каждого учащегося, особенно его семейное окружение.

Выготский способствовал развитию мышления более высокого уровня и решению проблем в образовании. Если ситуации предназначены для того, чтобы учащиеся использовали навыки критического мышления, их мыслительный процесс подвергается сомнению и они получают новые знания. Знания, полученные через опыт, также служат основой для поведения каждого человека.

Концепция Выготского о «зоне ближайшего развития» (ЗБР) постулирует, что человеческий потенциал теоретически безграничен; но практические пределы человеческого потенциала зависят от качества социальных взаимодействий и среды проживания. Эта ZPD представляет собой «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками». Теоретически, пока у человека есть доступ к более способному сверстнику, любая проблема может быть решена.

Лев Выготский и «Зона ближайшего развития» (ЗБР)

ZPD работает в сочетании с использованием строительных лесов. Знания, навыки и предыдущий опыт, которые исходят из общих знаний человека, создают основу для потенциального развития. На этом этапе учащиеся взаимодействуют со взрослыми и/или сверстниками для выполнения задачи, которую невозможно выполнить самостоятельно. Использование языка и обмена опытом имеет важное значение для успешного внедрения строительных лесов в качестве инструмента обучения.

Выготский определил «Более знающего другого» (МКО) как любого, кто лучше понимает или имеет более высокий уровень способностей, чем учащийся, особенно в отношении конкретной задачи, концепции или процесса. Традиционно МКО считается учителем или пожилым человеком. Тем не менее, это не всегда так. Другими возможностями для MKO могут быть сверстники, братья и сестры, более молодые люди или даже компьютеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *