20 фраз великих педагогов — Промам — «Семья и Школа»
Содержание
20 фраз великих педагогов — Промам
Интересные и поучительные высказывания гениальных людей о детях и воспитании. Есть, о чем задуматься и чему научиться.
Мария Монтессори, педагог, врач
1. “Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него”.
2. “Детей учит то, что их окружает”.
3. “Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее”.
4. “Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо”.
5. “Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество”.
6. “Руки – это инструмент личности”.
Януш Вишневский, польский писатель, педагог
7. “В свое время у меня не было достаточно времени, чтобы читать им сказки. Теперь я понимаю свою ошибку, и хочу сказать всем родителям: “Побольше читайте своим детям сказки”.
Антуан-де-Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик
8. «Непременно балуйте детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».
Виктор Гюго, французский писатель, поэт
9. “Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его”.
Януш Корчак, польский писатель, гуманист
10. “Когда ребенок должен ходить и говорить? — Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? — Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться. Но ведь нам известны эти нормы. В любой популярной брошюре переписаны из справочников эти мелкие истины для всех детей разом и враки — для твоего одного”.
11. “Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя”.
12. “Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь”.
Антон Макаренко, советский педагог, писатель
13. “Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики”.
14. “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно”.
15. “Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам”.
Джон Дьюи, американский философ и педагог
16. “Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании”.
Константин Ушинский, российский педагог
17. “Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”.
Иоганн Гербарт, немецкий философ, педагог
18. “То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается”.
Адольф Дистервег, немецкий политик, педагог
19. “Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения”.
Виктор Шаталов, украинский педагог-новатор
20. “В течение многих лет наблюдения и исследования проводились и в средних, и в старших классах, и в массовой, и в вечерней школе рабочей молодежи. Результаты совершенно определенно говорили об одном и том же: природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами, отраженными в классных журналах и ведомостях”.
Мария Заец 28.11.2014
воспитаниедетикорчакмакаренкомонтессоримудростьпедагогипсихология
Высказывания о воспитании детей великих людей
Изречения известных людей о воспитании детей, заставляют задуматься о назначении и смысле развития, подталкивают взрослых к действиям в интересах подрастающего поколения
Воспитывать детей — нелегкий труд, родители желают вырастить ребенка честным, добрым, отзывчивым, умным. Можно перечислять много положительных качеств, которые надо вложить в ребенка, но что для этого нужно сделать знают не все взрослые. Они слушают советы родных, друзей, педагогов, читают специальную литературу, пытаясь вырастить малыша достойным человеком.
Изречения о семейном воспитании детей
[ads1]
С рождения малыша начинается воспитание, как гласит народная мудрость – «воспитывать дитя надо, пока он поперек лавки лежит, а как ляжет в длину будет поздно».
Подтверждают всенародную мудрость высказывания о воспитании детей великих людей. Известные педагоги и психологи уверяют, что семейное воспитание основано не на словах, а на примере близких, их поступках.
А. С. Макаренко говорил «воспитание ребенка совершается не только, когда с ним беседуют или учат, отдают приказы, а в каждое мгновение жизни».
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог и писатель.
Именно родители закладывают моральную основу личности ребенка. Если в семье заведено повышать голос, произносить грубые слова, то и малыш будет действовать точно так. Основное предназначение семьи – развитие и воспитание детей, это подтверждает высказывание
В.А. Сухомлинского: «Главная школа воспитания детей — взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
Слова А.Н. Острогорского дополняют сказанное, что родители воспитывают, а дети воспитываются такой семейной жизнью, которая складывается преднамеренно или не намеренно.
Детям важно знать, что родные их любят просто так, а не за успехи в учебе, положительные поступки. Ребенка надо любить и понимать таким, какой он есть.
Ш.А. Амонашвили озвучил формулу счастья «…только тогда ребенок становится счастливым, когда чувствует к себе неподдельную и бескорыстную любовь». Эта любовь — главное, что должны давать родители своим детям.
Великие педагоги о методах воспитания
Жан-Жак Руссо — французский писатель и философ.
Родители самостоятельно выбирают способы воспитания ребенка, иногда даже не осознавая оказываемого влияние. Некоторые считают, что любовь выражается в выполнении всех желаний малыша.
Если приучить ребенка не принимать ни в чем отказа, то можно сделать его несчастным, утверждал Ж. Ж. Руссо.
Такой способ порождает у детей эгоизм, самоуверенность. Родители просто не знают, как взаимодействовать с ребенком. Надо уметь договариваться, четко ставить границы «можно», «нельзя».
Мудрая мысль Л.Н. Толстого о воспитании детей рекомендует родителям быть правдивыми по отношению к детям, исполнять данные им обещания, иначе так можно научить их лжи.
Следуя этому совету, можно построить теплую доверительную связь с ребенком, которая сохранится на всю жизнь. Собственным примером, родные должны показывать невозможность обмана.
Рекомендуем ознакомиться: Как не стать врагом своему ребенку?
Ян Амос Коменский — чешский писатель, педагог.
Некоторые родители, убеждены, что ребенку нужно быть смирным и усидчивым. Они часто одергивают «не лезь», «не балуйся», «сиди». Дети не могут быть смирными, потому что природой в них заложено любопытство, тяга к новому. Дети всегда с желанием находят себе занятие.
О пользе занятости детей сказал Я. А. Коменский: «Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
В движении, игре ребенок познает мир, поэтому нужно поддерживать его желание узнать окружающую жизнь.
Цитаты о воспитателях и воспитании
Цитаты признанных педагогов о воспитании детей не теряют значимости и в наши дни. Опираясь на педагогический опыт прошлых лет, преподаватели передают свои знания будущим поколениям.
Открыв школу и проработав учителем 10 лет, Л.Н. Толстой отмечал, что воспитание и образование неразрывны. Невозможно воспитывать не давая знаний, а все знания влияют воспитательно.
Михаил Иванович Драгомиров — генерал-адъютант, военный теоретик.
Чтобы учить и развивать, педагоги получают специальные знания в училищах, институтах. Без этих знаний, конечно, невозможно, но личные качества учителя, отношение к профессии оказывают не меньшее влияние на детей.
Генерал-адъютант, профессор М.И. Драгомиров придерживался мнения, что воспитывающему необходимо обладать умом, уравновешенностью, добросердечием, высокими нравственными взглядами.
Знаменитые педагоги К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А.С. Макаренко и их коллеги, заложили основы развития детей в образовательных организациях. На высказываниях о воспитании детей великих людей опирается современная педагогика, ведь прошлое оказывает влияние на будущее.
«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее» подчеркивал В.А.Сухомлинский.
От поколения, которое воспитают педагоги, родители зависит завтрашний день, не только семьи, а страны и мира.
Многие изречения известных людей о воспитании детей, заставляют задуматься о назначении и смысле развития, подталкивают взрослых к действиям в интересах подрастающего поколения.
21 Цитаты о воспитании детей с упорством • Молодежная динамика
Хотите воспитать детей с упорством? Настрой на преодоление трудностей — страсть и настойчивость в преодолении трудностей для достижения долгосрочных целей.
Посмотрите короткое выступление Анджелы Дакворт, доктора философии, ниже, чтобы узнать больше о упорстве и его важности.
Настойчивость — один из самых важных предикторов успеха — больше, чем талант и I.Q. комбинированный. И сегодня мы знаем немного больше о том, как помочь детям развить его.
Ниже приведена двадцать одна цитата, иллюстрирующая, как воспитывать детей упорно.
Цитаты о мужественном воспитании детей
Цитата 1: Мой отец не учил меня, как жить; он жил, и дай мне посмотреть, как он это делает. – Кларенс Бадингтон Келланд
Цитата 2: Ваше отношение как родителя – это то, чему будут учиться ваши дети. Они не помнят, чему вы пытаетесь их научить. Они помнят, кто ты. – Вдохновленный Джимом Хенсоном
Цитата 3: Так дети становятся теми, кем мы им говорим. Если мы скажем им, что они сильные, они станут сильными. Если мы говорим им, что они добрые, они становятся добрыми. Если мы скажем им, что они способны, они станут способными. Вдохните жизнь в своих детей, чтобы однажды у них было все, что нужно, чтобы заняться своей собственной жизнью. – Эми Уэтерли
Цитата 4: Мой учитель однажды сказал мне: «Ты собираешься делать большие дела». Это заставило меня почувствовать себя на 10 футов выше. Я помнил его слова во время самых мрачных падений и самых высоких взлетов. Я всегда знала, что он верит в меня, и это помогло мне поверить в себя. Никогда не недооценивайте силу слов. — Лесли Минс
Цитата 5: Не говорите своим детям: «Я горжусь вами», скажите им: «Вы должны гордиться собой». – Кристен Уэлч
Цитата 6: Не тратьте много времени и денег, толкая детей в том направлении, в котором они не хотят идти. Вместо этого узнайте, в каких странностях они преуспевают, и поощряйте их делать это. Тогда уйди с дороги. – Сет Годин
Цитата 7: Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, чтобы облегчить жизнь вашего ребенка, помогите ему осознать, что он способен справляться с трудностями. – @dr.siggie
Цитата 8: Самоуважение нельзя ни дать, ни получить. Он развивается благодаря ощущению своих возможностей и уверенности в себе, полученной благодаря преодолению разочарований, решению проблем и множеству возможностей учиться на ошибках. – Вдохновленный Джейн Нельсон
Цитата 9: Если мы не готовим наших детей к небольшим испытаниям, пока они маленькие, как они когда-либо будут готовы к более серьезным испытаниям и потерям, с которыми мы все сталкиваемся во взрослом возрасте? — Брэндон и Пейс Вернер
Цитата 10: Если родители хотят сделать своим детям подарок, лучшее, что они могут сделать, это научить их любить вызовы, заинтригованы ошибками, получать удовольствие от усилий и продолжать учиться. Таким образом, их дети не должны быть рабами похвалы. Им предстоит на протяжении всей жизни строить и восстанавливать свою уверенность в себе. – Кэрол Двек
Цитата 11: Любя их больше, чем их способности, мы показываем нашим детям, что они намного больше, чем сумма их достижений. – Эйлин Кеннеди-Мур
Цитата 12: Когда мы разрешаем им потерпеть неудачу, мы разрешаем им быть смелыми. – Карен Янг
Цитата 13: Когда мы ограждаем детей от неудач или создаем для них хореографию успеха, мы искажаем опыт, необходимый им для роста. – Мадлен Левин, доктор философии.
Цитата 14: Пусть не получится. Жизнь не всегда будет доброй, и они не всегда будут достигать своих целей или добиваться того, чего хотят, но научиться справляться с этими неудачами — важный жизненный урок. Они должны развивать внутренний драйв и мужество, чтобы не позволить этим неудачам навсегда подорвать их. Когда они терпят неудачу, но затем отряхиваются и возвращаются к следующему вызову, это помогает им осознать свою силу и стойкость. – Воспитание подростков и подростков
Цитата 15: Научите своих детей тому, что: Успех не является окончательным; неудача не фатальна; главное — смелость продолжать. – Уинстон А. Черчилль
Цитата 16: В первый семестр в колледже у меня средний балл 2,4. Думал, может быть, я не создан для инженерии. Сегодня я посадил два космических корабля на Марс и проектирую один для Луны. STEM тяжело для всех. Оценки, в конце концов, не имеют значения. Любопытство и настойчивость имеют значение. – Бен Цичи
Цитата 17: Не то, что вы делаете для своих детей, а то, чему вы научили их делать для себя, сделает их успешными людьми. – Энн Ландерс
Цитата 18: Большинство из нас будут лучше всего справляться с любой работой или ролью, когда нам доверят ее, а не будут чрезмерно управлять, сомневаться или придираться. Дети ничем не отличаются. – Джанет Лэнсбери
Цитата 19: Воспитывайте своих детей так, чтобы они знали, за что они борются, и в то же время смиренно слушали, учились и росли. – @youthdynamicsmt
Цитата 20: Волевые дети становятся взрослыми, которые меняют мир до тех пор, пока мы можем держаться за поездку и сопротивляться искушению «приручить» их дух. – Неизвестно
Цитата 21: Если я правильно понимаю одну вещь в этом родительском задании, я хочу, чтобы мои дети понимали, как их действия влияют на других. Я хочу, чтобы они всегда думали о том, что они могут предложить миру, а не о том, что они могут от него получить. И я надеюсь, что они всегда будут помнить, что являются частью чего-то большего, чем они сами. — Уитни Флеминг
Хотите больше?
Читайте остальную часть нашего блога и следите за нами в социальных сетях. Вы можете найти нас в LinkedIn по адресу Youth Dynamics of Montana, Instagram @youthdynamicsmt и Facebook по адресу Youth Dynamics of Montana и People of Youth Dynamics.
15 цитат Монтессори, которыми стоит жить каждый день
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:
Вы слышали, как я говорил о методе Монтессори как об образе жизни в любой учебной среде, будь то дома, в школе, на улице, в помещении или в обществе. Другими словами, Монтессори — это жизненная философия, которую нужно принять и нести с собой всю жизнь.
Работа доктора Монтессори полна мудрости. Этот пост включает в себя некоторые из моих самых любимых цитат Марии Монтессори о любви, природе и воспитании детей из «Поглощающего разума» и других ее работ. Эти образовательные цитаты служат как учителям, так и родителям.
15 цитат Монтессори для родителей и учителей
Воображение не станет великим, пока люди, наделенные мужеством и силой, не используют его для творчества.
Наша забота о ребенке должна руководствоваться не желанием заставить его учиться чему-то, а стремлением всегда поддерживать в нем огонь, который называется интеллектом.
Учителю недостаточно любить ребенка. Она должна сначала любить и понимать вселенную. Она должна подготовиться и по-настоящему работать над этим.
Цитаты Монтессори об образовании
Мы не можем знать последствий подавления спонтанности ребенка, когда он только начинает действовать.
Мы можем даже задушить саму жизнь.То человечество, которое раскрывается во всем своем интеллектуальном великолепии в сладостном и нежном возрасте детства, должно уважаться с некоторым религиозным благоговением.
Он подобен солнцу, появляющемуся на рассвете, или цветку, который только начинает распускаться. Образование не может быть эффективным, если оно не помогает ребенку открыться жизни.
Величайший признак успеха для учителя — это умение сказать: «Дети сейчас работают так, как будто меня не существует».
В ребенке заключена судьба будущего.
Из всех вещей любовь сильнее всего.
Не стирайте узоры, которые ребенок рисует на мягком воске своей внутренней жизни.
Уважайте все разумные формы деятельности, которыми занимается ребенок, и старайтесь их понять.
То, что он видит, не просто запоминается; они составляют часть его души.
Ребенок в самые ранние годы, когда ему всего два года или чуть больше, способен на огромные достижения просто благодаря своей бессознательной способности поглощения, хотя сам он еще неподвижен.
После трехлетнего возраста он может усвоить большое количество концепций благодаря собственным усилиям по изучению окружающего мира. В этот период он своей деятельностью овладевает вещами и усваивает их своим умом.
Цитаты Монтессори о мире
Мы должны помочь ребенку действовать самостоятельно, хотеть самостоятельно, думать самостоятельно; это искусство тех, кто стремится служить духу.
Цитаты Монтессори об обучении детей
Образование, способное спасти человечество, — немалая задача; это включает в себя духовное развитие человека, повышение его ценности как личности и подготовку молодых людей к пониманию времени, в котором они живут.
Ребенок добивается самостоятельности посредством работы; независимость тела и разума.
Цитаты о семье и воспитании
Я знаю одного священника, который еще в советские времена говорил, что ребенка отдают в детсад в двух случаях: либо если родители умерли, либо если они сошли с ума. Детсад может быть необходимостью — если родители находятся в очень тяжелом материальном положении или мама одна растит ребенка, — но никак не нормой. Иногда ребенка в детдом отдают, но мы же не считаем, что это правильно.
Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский
* * *
Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст (1765–1824)
Проведённые специалистами исследования неоднократно показали, чем ласковее родители с детьми, тем дети более развиты.
Ю.Ф. Миронов, отец 10 детей
* * *
Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Соломон: Лелей дитя, и оно устрашит тебя
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
***
Наши предки жили куда беднее нашего, но они твёрдо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. «Даст Бог детей, даст и на детей» – это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина.
Гермоген Шиманский (1915–1961)
* * *
Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчёт Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребёнок — и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу.
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994)
* * *
Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждает семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нём является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нём; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу – и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому – лучше удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему.
Диакон И. Розанов (XIX-XX вв.)
* * *
Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении.
Небрегут о детях, если и учат их, но более приятному, нежели полезному…
Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души безсмертной…
Святитель Филарет, митрополит Московский. (+ 1867)
* * *
По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботиться о целомудрии сердечном.
Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв)
* * *
Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твоё хождение пред Богом, твои страдания, твоё молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, – тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа – чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнение, никакие обольщения, никакие вредные примеры, даже никакие грехи. Ещё живёт во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь.
Священник Григорий Дьяченко (XIX век)
* * *
Бывало нашалишь, а матушка и скажет: «Гоня, не шали, вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь – потом и сам с ними не сладишь». А молодость берет свое: как ни удерживаюсь – опять и нашалю… Тут матушка бывало станет на колени перед образами и начинает со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать?.. И сам погибнуть может и меня погубить… Господи, не оставь, вразуми его, чтобы не шалил…» И всё в этом роде, молится вслух, плачет. А я стою возле, притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль.
«Матушка, а матушка… я больше не буду», – шепчу ей несмело. А она всё просит Бога обо мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой.
Схиархимандрит Гавриил († 1915)
* * *
Передавая ребёнку свою плоть и кровь, соучаствуя в образовании его бессмертной души, родители передают ему и часть своей души, своего сердца. Хорошо, если сердце родителей, душа их очищена благодатью; но что, если она исполнена нечистоты греховной? Не перейдёт ли она к детям? Несомненно, перейдёт и принесёт в себе семена зла и болезней. Сколько есть родителей, которые скорбят, плачут, жалуются, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение, разные виды развращения, но пусть они вспомнят, не было ли этих пороков в собственном их сердце ещё до рождения детей? Если неумеренность матери в пище и питии имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под её сердцем, то тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти.
Гермоген Шиманский (1915–1961)
* * *
Примите все скорби, какие переживаете через свое чадо, как очистительное наказание за свое прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006)
* * *
Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели.
Константин Ушинский, педагог (1824–1870)
* * *
Родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994)
* * *
Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье. Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство и монашество.
Преподобный Паисий Святогорец
* * *
Муж является главой семьи не потому, что он мужчина а потому, что он является образом Христа.
Митрополит Сурожский Антоний
* * *
Брак — это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а, наоборот, брак — это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесёт другому больше жертв.
Как-то читал я интервью — невестам в загсе задавали вопрос, чего они ждут от замужества. Из десяти девять хотели быть счастливыми и только одна сказала: “Я хочу дать счастье ему”. И журналист подумал, что, наверное, только она будет счастлива, потому что хочет давать, а не брать себе. Так оно действительно и случается.
Протоиерей Димитрий Смирнов
* * *
Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, — нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, — уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любить родителей, — и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе.
Василий Розанов
* * *
Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению.
Если человек с юных лет усваивает глубочайший смысл жизни, то потом всё идёт как нужно. В противном случае он получает удовольствие от тленного, от человеческих похвал, которые в действительности не приносят ему покоя, и остаётся тленным человеком.
Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.
Преподобный Паисий Святогорец
* * *
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притч. 13, 25)
Наставь юношу при начале пути его: он он не уклонится от него, когда и состарится. (Притч. 22, 6)
* * *
Правила благочестия — это внешнее проявление внутренней жизни христианина. Уделяя главное внимание внутреннему состоянию мы приведём их к внешнему благочестию, а не наоборот.
* * *
Научим ребёнка в первую очередь обращать внимание на свои недостатки и быть снисходительным к немощам ближнего.
* * *
Наша задача — постараться как можно раньше сформировать у ребёнка правильное понимание сути греха: вред себе, окружающим и Богу огорчение.
* * *
Чем больше дети нас огорчают и не слушаются, тем горячее и сильнее должна быть родительская молитва.
* * *
Необходимо чаще обращать внимание детей на то, как всеблагой промысл Божий действует в нашей жизни, как взаимосвязаны в жизни добро и зло, плохое и хорошее. Формирование у ребёнка убеждения в том, что без воли Божией и волос с головы не упадёт, поможет нам за малое время развить в ребёнке религиозность.
* * *
Нужно показать ребёнку, что взросление, проявление собственной воли в первую очередь должно проявляться в отстаивании своих духовных идеалов, а не следовании чужой воле.
* * *
Основная цель православного воспитания одна — привести ребёнка ко Христу, воспитать его христианином. Ребёнок должен хорошо слышать голос своей совести, иметь чувство греха и опыт всепрощающей и всеочищающей Божией любви. Он должен знать, что больше всего во всём мире его любит Господь, который всегда верен человеку и всегда рядом. Уйдут к Богу родители, он вырастет, но чтобы ни случилось, Бог всегда рядом.
* * *
Необходимо контролировать ребёнка ненавязчиво, но постоянно. Хорошо, если ребёнок привык обсуждать свой выбор с родителями, но решение должно быть его.
Нужно предлагать ребёнку несколько вариантов решения проблемы, пусть учится прислушиваться и не боится советоваться. “Самостоятельность — это рассуждение с советом”. о. Иоанн Крестьянкин.
* * *
Духовный возраст ребёнка — это умение на практике, сознательно применять основы православного вероучения, желание и старание жить по Заповедям Божиим.
Наша задача, чтобы делать добро стало для ребёнка нормой.
* * *
Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты, как бы ни уставали. Если дети будут знать что их интересы — это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или сомнительные компании. Будем дружить со своими детьми, тогда они будут доверять нам.
* * *
Нужно разбудить у ребёнка интерес к чтению, музыке… Нужно, чтобы ребёнок узнал, что такое симфонический оркестр, не из телевизора, но побывав на концерте.
* * *
Как только ребёнок научится писать — будем приучать его самого писать и подавать в храме поминальные записки.
* * *
Клички в наше время — атрибут тюремной субкультуры. Нужно, чтобы ребёнок с детства понимал святость имени, данного в Таинстве Крещения и кощунственность коверкания его, тем более замены кличкой.
* * *
В именины надо обязательно постараться побывать с ребёнком в храме. Пусть он сам напишет записку, сам поставит свечку своему святому, сам пожертвует деньги в церковную кружку.
* * *
Молодёжная культура создаётся не молодыми. Определённые группы людей стремятся поставить мир молодёжи под свой контроль в своих коммерческих интересах. Как оказывается, путь к душам молодых людей лежит через удовлетворение всех их прихотей.
* * *
В воспитании — как в математике: нарушишь порядок действий — получишь неверный результат. От простого — к сложному, от малого — к большему, и так — во всём: в учёбе, в игре, в закалке, в молитве…
* * *
Не нужно бояться признать свою ошибку и попросить прощения у ребёнка. Он будет следовать нашему примеру.
* * *
Если ребёнок понимает, что он виноват и переживает — нужно проявить снисхождение, а не наказывать.
* * *
Раздражительность — одно из проявлений внутренней распущенности.
* * *
Воспитание мужества не может быть оторвано от религиозного воспитания. Ребёнок должен во всех своих страхах знать, что главная его защита — Крест Господень, что Господь, Богородица не оставят его!
* * *
Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец решил изобразить, — доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, — то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам — богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским — приучать его, — с такими оно и будет жить.
Святитель Димитрий Ростовский
* * *
…а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда придут они в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего воспитания…
…Замечаете в сыне вашем или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство: а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте,уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это…
Преподобный Амвросий Оптинский
(письма к мирянам)
* * *
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 1Тим (5:8)
* * *
Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.
Святитель Василий Великий
* * *
Одна мама обратилась ко мне с такой проблемой: «У меня дочка-подросток, я ее воспитываю одна с двух лет. Меня интересует: как можно влиять на выбор подруг и друзей в переходном возрасте? Как не перегнуть палку?» Я предложила ей познакомиться с друзьями своего ребенка. Сама я всегда стараюсь пригласить домой друзей своих детей — пообщаться, попить чаю, поговорить. Когда мои дети начинают воспринимать своего, казалось бы, интересного друга сквозь призму моих вопросов, моих комментариев к тому, что он говорит, у них возникает другой план восприятия этого человека. Очень часто такая дружба, не успев завязаться, распадается. Ребенок сам видит, что его потенциальный приятель живет другими интересами. Надо не бояться приглашать друга детей в гости, если разрешат его родители, пообщаться, расспросить более подробно. И, может быть, проблема как-то и решится. Может быть, мама сама успокоится, увидев, что ребенок выбрал себе не таких уж плохих друзей. Многие дети просто радуются: «А ты знаешь, тебя мои родители в гости пригласили!» Для них это событие.
Если подростку взрослые мало что могут доверить, случаются попытки «самовольных инициаций». Это может быть что угодно – от выкуренной сигареты до ухода из дома.
Склярова Т.В., зав. кафедрой социальной педагогики ПСТГУ
* * *–
Дети, естественно, гораздо впечатлительнее взрослых. Может быть, им вообще не стоит проводить время у “голубых экранов”?
– Здесь невольно напрашивается аналогия лекарства и яда. Телевидение может быть лекарством, но оказывается ядом, поскольку ребенок получает его безнадзорно, не в той пропорции, не в то время и не того качества, не того содержания. И это, конечно, отравляет мозги и душу. Я уже давным-давно говорю, что нужно сделать так же, как на американском телевидении, когда перед программой появляется узнаваемый значок – для какого возраста рекомендуется данная программа, является ли она семейной или рассчитана лишь на взрослых. И текстом сообщается: в этой передаче вы можете встретить сцены насилия, обнаженное тело и нецензурную брань. Таким образом, хотя бы появляется возможность вовремя переключить канал или увести ребенка в другую комнату. Я хочу, чтобы ни я, ни дети не были заложниками телевизионных программ.
Александр Гордон
* * *
Фундаментальная трагедия переходного возраста состоит в том, что подросток желает иметь права взрослого (как он их понимает, а понимает он их плохо), но при этом сохранять обязанности ребенка (то есть никакие, как он опять-таки понимает). Отсюда масса неприятностей. Между тем у ребенка есть обязанность слушаться. Если и она отвергается, весьма вероятно крушение личности, и не только ее одной: в хорошей педагогике всемерное потакание “правам” ребенка на получение всего называется лаконично: растить врага.
Не надо обижаться на сравнение с подростками: разные ученые люди вроде социологов давно обнаружили, что происходит стремительная инфантилизация населения земного шара. Возможно, это тоже как-то связано с вытеснением обязанностей из их необходимой (для гармонически развитого сознания и стабильно развивающегося общества) корреляции с правами. Как бы то ни было, никакое расширение прав сверх определенного предела (какого – это проблема как сложная, так и увлекательная) гарантий социального мира не дает. А уж что касается мира душевного…
Горький исторический и семейный опыт подсказывает: бесконечное удовлетворение прав, никак не обусловленное встречным требованием выполнения обязанностей, никогда не вызывает довольства. Так что ни к чему и пытаться.
Марина Журинская
* * *
Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими – никогда.
Виктор Астафьев
* * *
Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким.
Из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (30:8)
* * *
Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими.
Равноапостольный Косма Этолийский
***
Мать должна уметь приласкать ребенка не только телесно, но и молитвенно. Ребенок чувствует в глубине души духовную ласку, которую таинственно посылает ему мать, и тянется к ней. Он ощущает безопасность, уверенность, если продолжительной, настойчивой и горячей молитвой мать таинственно обнимает его и освобождает от того, что на него давит.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит
Просьбы, инструкции и совместные дети
Просьбы и инструкции: разница
Просьба — это когда вы просите вашего ребенка что-то сделать.
Например: «Поможешь мне сложить это белье?» или «Хочешь надеть пальто? Сегодня холодно’. Ваш ребенок может ответить «да» или «нет» на просьбу.
Инструктаж — это когда вы говорите своему ребенку что-то сделать.
Например: «Пожалуйста, помогите мне сложить это белье сейчас» или «Пожалуйста, надень пальто, когда мы выйдем». Это говорит вашему ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал и когда. Вы не даете ребенку возможности сказать «нет».
Важно, чтобы четко понимали, просите ли вы своего ребенка или говорите ему что-то сделать. Если вы скажете что-то вроде: «Почему никто не может помочь мне убраться здесь?», вашему ребенку будет сложнее понять, что делать. Ваш ребенок может не знать, просите ли вы его о помощи, говорите ли ему, что делать, или жалуетесь, что никто не помогает.
Запросы или инструкции?
Инструкции и запросы важны, и лучше всего использовать сочетание инструкций и запросов .
Инструкции часто важны для обеспечения безопасности – например, «Держи меня за руку, пока мы переходим дорогу». А умение следовать инструкциям поможет вашему ребенку подготовиться к дошкольному и школьному обучению. Но дети могут чувствовать себя подавленными, если инструкций слишком много. Они также могут с большей вероятностью оспаривать инструкции, если их слишком много.
Просьбы дают вашему ребенку выбор и чувство контроля, что может сделать вашего ребенка более склонным к сотрудничеству.
Итак, старайтесь чаще использовать запросы , чем инструкции .
Давать эффективные инструкции: идеи
Вот идеи, как давать инструкции таким образом, чтобы поощрять вашего ребенка к сотрудничеству.
Убедитесь, что вы привлекаете внимание вашего ребенка
Если вы привлекаете внимание вашего ребенка, вы можете убедиться, что он слушает инструкции. Вы можете сделать это следующим образом:
- подойдя ближе – в идеале в пределах 2 метров
- опустившись на уровень глаз вашего ребенка
- , используя имя вашего ребенка
- , используя низкий и спокойный голос.
Используйте понятный язык
Инструкции должны быть четкими, краткими и соответствовать возрасту вашего ребенка. Например, малышу можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку». Но пятилетнему ребенку можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку, а коробку поставьте на полку».
Давайте только одну инструкцию за раз, особенно для детей младшего возраста.
Быть позитивным
Положительные инструкции помогают вашему ребенку добиться успеха, потому что они точно говорят ему, что вы от него хотите. Например, скажите: «Пожалуйста, жуйте с закрытым ртом» вместо «Не ешьте так».
Включить опции
Это может увеличить шансы вашего ребенка выполнить то, что вы просите, потому что это дает вашему ребенку некоторый выбор. Например: «Приготовься к ванне, пожалуйста. Вы хотите пузыри или не пузыри?» или «Пора одеваться. Вы хотите носить красные брюки или синие?»
Попросите ребенка повторить инструкции
Когда вы впервые даете ребенку инструкцию, рекомендуется попросить его повторить ее вам. Это дает вам возможность убедиться, что ваш ребенок услышал и понял то, что вы от него хотите.
Со временем, когда ваш ребенок научится реагировать на инструкции, вам, вероятно, не придется просить ребенка повторить инструкцию, если только он не перестанет ей следовать.
Будьте готовы повторяться
Детям часто нужны напоминания. Например: «Сэм, я тебе еще раз говорю. Пожалуйста, наденьте обувь сейчас».
Вы можете попробовать добавить стимул или причину для того, чтобы ваш ребенок делал то, что ему говорят. Например: «Если ты быстро наденешь обувь, у нас будет больше времени в парке». Ребенку помладше можно сказать: «Сначала обувь, потом парк».
Используйте последствия для детей старше 3 лет
Если ваш ребенок в возрасте старше 3 лет не будет следовать вашим инструкциям, вы можете использовать последствия. Например: «Пожалуйста, уберите остальные игрушки, пока я не достала краски». Следствием может быть отсутствие рисования – очень скучно! – пока ваш ребенок не уберется.
Если вы будете тверды и последовательны, ваш ребенок поймет, что иногда ему нужно делать то, чего он не хочет делать, чтобы помочь вашей семье, получить похвалу, избежать дискомфорта или получить то, что он хочет. Это важный шаг в развитии саморегуляции и независимости.
Как помочь вашему ребенку научиться сотрудничать с просьбами и инструкциями
Детям может потребоваться время, чтобы научиться сотрудничать с инструкциями и просьбами. Эти идеи могут помочь:
- Продолжайте использовать те же знакомые слова, например, «Слушай, Джейми», «Тебе нужно» и «А теперь, пожалуйста». Эти слова действуют как подсказки, и в конце концов ваш ребенок поймет.
- Хвалите и подбадривайте ребенка, а также уделяйте ему положительное внимание, когда он действительно сотрудничает, например: «Отлично сложил одежду. Я не смог бы сделать это без тебя».
- Настройте ежедневные процедуры. Распорядок может помочь вашему ребенку справиться с повторяющимися ежедневными задачами. Распорядок может быть особенно полезен для маленьких детей и детей с дополнительными потребностями.
- Попробуйте вовлечь ребенка в выполнение заданий, сделав их забавными или частью игры. Например, «Бей зуммер» – это игра, которая может помочь детям собраться и выйти за дверь утром.
- Работайте с детьми, чтобы добиться цели. Дети с большей вероятностью будут сотрудничать, если увидят, что другие отвечают на просьбу или следуют инструкциям.
Почему ваш ребенок может не сотрудничать
Если ваш ребенок не сотрудничает, это может быть связано с тем, что вы ожидаете от него большего, чем он может сделать . Возможно, вам придется помочь ребенку освоить навыки или показать ему, как что-то делать, чтобы он мог сотрудничать.
Может быть веская причина, по которой ваш ребенок не будет делать то, о чем вы просите , например, потому что он плохо себя чувствует, устал или напуган. Попросить переутомленного и голодного ребенка убраться в его комнате, скорее всего, не сработает. Если ваш ребенок не сотрудничает по уважительной причине, вам, возможно, придется изменить свои инструкции, чтобы ваш ребенок с большей вероятностью сотрудничал. Например: «После ужина я хочу, чтобы ты убрался в своей комнате».
Иногда дети проходят стадий полного отказа от сотрудничества . Это обычное дело. Поведение вашего ребенка будет меняться по мере его развития. Старайтесь быть последовательным, твердым и любящим и сосредоточьтесь на том, чтобы заставить вашего ребенка сотрудничать в таких важных вещах, как безопасность.
Если у вашего ребенка есть дополнительных потребностей , полезно научить других людей, например, старших братьев и сестер, членов расширенной семьи и соседей, чтобы они знали, как давать вашему ребенку эффективные просьбы и инструкции.
Я разговаривал с 70 родителями, которые воспитали очень успешных детей. Вот стиль воспитания №1, который они использовали
Everste | Getty
Некоторые родители считают, что нужно быть строгими, а другие — снисходительными. Многие задаются вопросом, как найти правильный баланс.
Для своей книги «Воспитание предпринимателя» я взял интервью у 70 родителей, которые воспитали очень успешных взрослых, о том, как они помогли своим детям осуществить свои мечты.
Это была чрезвычайно разнообразная группа — разных рас, религий, доходов, семейного состава и образования. Но пообщавшись с каждым, я обнаружил общую тему: «уважительное воспитание».
Уважительное воспитание, иногда называемое «мудрым воспитанием», включает в себя установление стандартов и строгих правил (например, тратить только заработанные деньги), а также уважение к выбору детей (например, предоставление им возможности самим выбирать занятия после школы).
Что такое уважительное воспитание?
Когда я рассказываю людям о преимуществах уважительного воспитания, они находят это удивительным и нелогичным.
Зачем родителям позволять маленькому ребенку делать собственный выбор? Гораздо проще вмешаться, прежде чем ваш ребенок сделает что-то, что звучит как плохая идея, например, наденет костюм на Хэллоуин в школу в январе или разберет радио.
Но уважительные родители ценят индивидуальность и не пытаются диктовать детям, что им интересно или как они выражают свои мысли.
В отличие от популярных стилей воспитания, таких как «разрешительный», когда дети чрезмерно балуются, чтобы избежать конфликтов, или «авторитарный», когда общение является односторонним и мало учитывает эмоциональные потребности ребенка, уважительное воспитание заключается в том, чтобы видеть в детях независимых, рациональных существ. .
Известный психолог Анджела Дакворт в своей книге «Жестокость» соглашается с тем, что это лучший способ воспитания детей.
«[Уважительные родители] точно оценивают психологические потребности детей. Они понимают, что детям нужны любовь, ограничения и свобода действий, чтобы полностью раскрыть свой потенциал», — пишет она. «Их авторитет основан на знаниях и мудрости, а не на силе».
3 столпа уважительного воспитания
1. Структура
- Пусть дети делают свой собственный выбор, если их ожидания оправдываются.
- Объясните им, как можно сделать что-то лучше.
- Ожидайте, что они сделают что-то, даже если это трудно.
Томас Ву вырос со строгими правилами и множеством структур, но его родители предоставили ему полную свободу для достижения своих целей.
«От меня ожидали пятерки. Это было нелегко, но пока я это делал, моя мама разрешала мне играть во все видеоигры, которые я хотел. В моей книге это была честная сделка», — сказал он мне. .
Ву был за четверть до окончания колледжа со степенью в области биоинженерии, когда ему представилась возможность стажироваться в Electronic Arts, ведущем производителе видеоигр.
Его родители не были в восторге, но позволили ему бросить учебу и осуществить свою мечту — создавать видеоигры. Позже он стал ведущим продюсером в Riot Games для League of Legends, в которую сегодня играют 180 миллионов игроков.
2. Поддержка
- Дайте детям право на собственную точку зрения.
- Уважайте их частную жизнь.
- Не вносите постоянные поправки в свои действия или речь.
Д.А. Уоллах — успешный технологический инвестор. Одной из его первых инвестиций был Spotify, где он был артистом-резидентом.
Когда Уоллаху было восемь лет, он увлекся инвестициями, поэтому мама дала ему немного денег и открыла для него счет. Он часами изучал компании. Его мама высказала свое мнение, но он должен был решить, куда инвестировать.
Уоллах потерял большую часть денег за шесть лет, но его мама сказала ему, что проигрыш — это часть процесса обучения.
Не каждый может позволить своему ребенку дать деньги на обучение инвестированию. Но мама Уоллаха лелеяла его таланты другими способами, которые не стоили денег: анализировала, обсуждала и обсуждала с ним выбор, относилась к нему как к взрослому и не мучилась из-за неудачи.
3. Тепло
- Пусть дети знают, что они могут обратиться к вам за помощью.
- Проведите с ними время с пользой.
- Занимайтесь совместными делами сострадания.
Бриган Джейн — дизайнер интерьеров и ведущая программы HGTV «Экстремальный макияж». Она также является филантропом и входит в совет директоров Single Moms Planet.
Родители научили ее состраданию и показали, как стойко и творчески справляться с невзгодами.
«Мне было 11 лет, когда мы впервые отправились помогать другим в миссионерской работе. Мы давали одежду людям в одном мексиканском городке, где не было достаточно чистой воды», — сказала она мне. «Я был потрясен бедностью».
Теперь, когда Бриган стала мамой, она понимает, как важно учить детей отдавать. Она и двое ее сыновей часто вместе работают волонтерами в программах продовольственной помощи.
«Теперь я понимаю, что большинство родителей не раскрывают своим детям печальную правду, но мои сделали это, окружив боль такой большой надеждой», — сказала она. «Они всегда сосредотачивались на всем хорошем, что мы могли сделать и принести другим».
Марго Махол Бисноу – писатель, мама и эксперт по воспитанию детей. Она провела 20 лет в правительстве, в том числе в качестве комиссара FTC и руководителя аппарата Совета экономических консультантов при президенте, и является автором «Воспитание предпринимателя: как помочь детям осуществить свои мечты».