Сарказм, ирония или оскорбление: где проходит грань
Юмор бывает разным. Если шутка обличает кого-либо, указывает на недостатки явления или человека, то дружелюбный разговор может обернуться нежелательным конфликтом. Поэтому важно учитывать настрой собеседника и коммуникативные обстоятельства, в чем помогает развитый эмоциональный интеллект. Рассказываем о том, как отличить оскорбление от шутки, в чем особенности сарказма и иронии и как в шутке можно распознать скрытую агрессию.
Сарказм — язвительная насмешка, в которой утверждают одно, но подразумевают противоположное. Как правило, такая шутка обличает недостаток чего-либо. Кстати, с греческого слово σαρκασμός переводится как «разрывать плоть». Эту метафору можно трактовать как изобличение истинной сути другого человека или явления.
Сарказм, в отличие от иронии, содержит негативное отношение говорящего к происходящему. Это выражается при помощи издевательской гиперболы или интонации. Поэтому в письменной речи распознать сарказм непросто и его легко принять за оскорбление. Если же в шутке, в которой указывается на какой-либо недостаток, выражается симпатия или сочувствие, это, скорее всего, ирония. Она является легкой формой насмешки, когда плохое высмеивают с добрым посылом. В сарказме, в отличие от иронии, выражается степень негодования.
В иронических высказываниях проявляется симпатия и сочувствие к осмеянному, в сарказме скорее злоба и возмущение
Как правило, сарказм производит сильное впечатление и привлекает внимание к обсуждаемой проблеме. Сарказм часто используют в следующих целях:
Принижение человека и его способностей;
Осуждение какой-либо манеры поведения или поступка;
Высмеивание ситуации и поведения других в этой ситуации.
Такая форма изобличения активно используется в публицистике, художественной литературе, полемике, ораторской речи, а также в условиях острой политической борьбы. Например, в Греции и Риме во время политических дебатов сарказм был главным инструментом Демосфена, Цицерона и Ювенала. Этот прием также активно использовали и классики русской литературы, стремясь посмеяться и обличить недостатки суровой действительности. Вспомним знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?»:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты…
В современном мире, в частности в онлайн-среде, сарказм порой становится не приемом, а привычным способом разговора. В силу того что в письменной речи отсутствуют интонации, саркастическая шутка может быть воспринята как оскорбление (это зависит от посыла и восприятия). Последнее предполагает умышленное унижение чувств и достоинства личности и, как правило, является прямолинейным высказыванием. В интернет-среде оскорбления — один из основных видов нежелательного поведения, присутствующих в сети согласно исследованию Microsoft «Civility, Safety & Interaction Online». Прежде чем пошутить, указывая на чей-то недостаток, стоит все же подумать о форме и о том, какую реакцию это высказывание может вызвать.
Это интересно:
Исследователи из Флориды создали ИИ, который умеет определять сарказм в социальных сетях. Алгоритм ИИ опирается на ключевые слова и последовательности, которые чаще всего используются в сообщениях с сарказмом. Это помогает анализировать настроение людей. Полученные данные можно использовать при сборе текстовых отзывов о товаре или услуге и благодаря этому понимать отношение потребителей.
Юмор может привлекать и отталкивать. Это зависит от уместности юмористического высказывания и его цели. Само наличие чувства юмора говорит о развитом интеллекте, ведь для придумывания шутки нужно замечать противоречия окружающего мира и оценивать их с комической точки зрения, применяя навыки креативности и эмпатии. Последняя способность крайне необходима для того, чтобы не вызвать негатив собеседника или аудитории. Поэтому нужно понимать коммуникативную ситуацию, общий настрой человека, а также его готовность распознать шутку. Также способность принимать и распознавать юмор может говорить об эмоциональной устойчивости человека, его способности к самоиронии и высокой самооценке.
Иногда саркастические шутки являются инструментом психологической защиты. Частое высмеивание других людей может говорить о подавленности человека и скрытой агрессии. Она нарушает личные границы собеседника, создает дискомфорт и демонстрирует негативное отношение, при этом напрямую мысли и чувства не проявляются. Если же человек использует шутки для того, чтобы укрепить отношения или справиться с конфликтом, это говорит о его открытости.
Любовь Карась
Теги
#психология
#эрудиция
Высмеивание | Что такое Высмеивание
Высмеивание как качество личности – склонность подвергать насмешкам, представлять в смешном виде; осмеивать, зло подкалывать.
Однажды дервиш, человек просвещённый, совершенный, идущий по верному пути, живущий праведно, сказал ходже: — Ходжа, неужто-таки твоё занятие на этом свете одно высмеивание и шутовство? Если ты на что-нибудь способен, так покажи своё искусство, и если есть в тебе какая учёность, прояви её нам на пользу. Ходжа спросил у него: — А у тебя какое есть совершенство и какая в тебе добродетель, и людям, какая от неё польза? — У меня много талантов, — отвечал дервиш, — и нет счёту моим совершенствам. Каждую ночь покидаю я этот бренный мир и взлетаю до пределов первого неба; витаю я в небесных обителях и созерцаю чудеса царства небесного. — Хамза, — заметил ходжа, — а что, в это время, не обвевает ли твоё лицо нечто вроде опахала? Дервиш, радостный, подумал: «Ну, напустил я на него туману», — и сказал: — Да, ходжа. — А ведь это — хвост моего длинноухого осла, — сказал ходжа.
Высмеивание – агрессивный юмор, когда мы стараемся публично, при всём «честном народе» посмеяться над чьим-то недостатком. Высшая форма высмеивания, когда человек смеётся, не замечая, что посмешищем является он сам. Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809—1852), слова Городничего (действ. 5, явл. 8): «Вот… смотрите, как одурачен городничий… Мало того, что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы…» Известно, что «Ревизор» Н. В. Гоголя был дозволен к постановке на сцене (а, следовательно, и к печати) вследствие высочайшего разрешения. Император Николай Павлович прочел комедию в рукописи и одобрил; по другой версии «Ревизор» был прочитан ему во дворце В. А. Жуковским или графом М. Ю. Виельгорским. 29 апреля 1836 года Гоголь писал актеру Михаилу Щепкину: «Если бы не высокое заступничество Государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее». Государь Император не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» (запись П. П. Каратыгина со слов своего отца, актера П. А. Каратыгина).
Высмеивание – юмор на грани фола издевательства и засмеивания.
Анекдот в тему. Приходит мрачный мужик к доктору. Смотрит, а у него целая группа студенток. – Что вы хотели, молодой человек? Не стесняйтесь. Это молодые врачи у меня на стажировке. Рассказывайте о своей беде. Мужик сильно заколебался:— Доктор, у меня такая проблема! Доктор, не отрываясь от своих записей: — Ну, говорите… — Доктор, у меня такая проблема, такая проблема! — Давайте, говорите быстрее, меня другие пациенты ждут. — Доктор вы только не смейтесь, а то другие все врачи смеялись… — Как я могу смеяться, я же давал клятву и все такое, давайте, показывайте нам, или уходите. Мужик снимает штаны. На месте, где должно быть мужское достоинство такая маленькая фигулинка. Доктор в истерике, хохочет. Студентки легли от смеха. Ржач не хуже, чем на Бородинском поле. Мужик, мрачно: — Ну, вот доктор, вы смеетесь… Да и девушки сейчас родят от смеха. Доктор еле-еле через пару часов успокоившись: — Всё, всё я успокоился. Коллеги, прошу вести себя подобающе. Так в чем же у вас проблема? Мужик мрачно глянул на него, потом на опухших от смеха девиц и говорит: — Член опух.
У совестливого человека случайное проявление высмеивания вызывает чувство какого-то внутреннего омерзения. Душа наполняется чем-то гаденьким и мерзким. С подлеца, как с гуся вода. Он привык высмеивать не только чужие промахи, но и любой успех. Подмечать чужие недостатки и замалчивать достоинства – стало его второй натурой.
Высмеивание, поселившись в семейных отношениях, разрушает их, нередко доводя до полной деградации. Психолог Олег Торсунов пишет: «Следующий этап – агрессивность. Мужчина начинает действовать агрессивно. Он видит, что его жена неисправима, она постоянно поглядывает по сторонам. Она очень легко себя ведет, она неверна ему. Он чувствует это, он еще ничего не знает про нее, возможно. Но он видит, что это действует в жизни. Она легко общается с другими мужчинами, она может им улыбаться при нем, может его высмеивать при нем, шутить над ним. Это, кстати, очень яркий признак того, что женщина легко ведет себя по отношению к мужчине. Этот признак очень проявлен, очень просто проявляется. Достаточно мужчине увидеть, что жена, хотя бы один раз, подшутила над ним в присутствии других мужчин, это означает, что у неё эта сила внутри уже сидит. Гуляет она или нет, это вопрос только времени. Точно так же можно проверить, насчет веры, насколько серьезен муж, мужчина. Можно проверить это очень просто. Если мужчина критикует свою жену в присутствии окружающих женщин, окружающих людей, это значит, что у него нет совести, он не верит ни во что, он не серьезный человек».
В высмеивании человек достигает небывалых успехов, если высмеивая недостатки других, невольно осмеивает самого себя. Здесь его таланты раскрываются во всю мощь. Себя самого он знает назубок, ничего не скроешь, ни капельки не утаишь, всё превращается в посмешище на уровне анекдота.
Мужик рассказывает друзьям анекдот, но на самом деле – реальную историю их своей жизни. – К мужику подходит стюардесса и тихонько со смущенным видом говорит ему на ушко: — Мужчина. Застегните, пожалуйста, ширинку, а то вылез кончик члена, и все смеются. Он говорит ей на ушко: Большущее спасибо. Вы сейчас ещё больше будете смеяться. Это не кончик – это весь!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www. podskazki.info/karta-statej/
Правильное и неправильное насмешки
Высмеивая Кристин Блейси Форд, перешел ли Трамп черту на своем митинге на прошлой неделе? Есть ли вообще очередь, и если да, то где?
Можно ли высмеивать? Возможно, нет. Или, может быть, всегда нормально высмеивать, и любой, кто возражает, просто притворяется ПК.
Если иногда это нормально, когда и кто говорит?
Как будто мы живем в помеси между всеобщим арестом граждан и беззаконным Додж-Сити. Любой может штрафовать любого за пересечение линии, которая не установлена.
Когда мы высмеиваем что-то, мы понижаем это, указывая на нелепость. В процессе мы возвышаемся по отношению к нему. Насмешки подчеркивают или преувеличивают разницу между нами и ними. Это объединитель и делитель. Это объединяет нас в возвышенном статусе (то, что я назову «мы ликуем», ликование от того, что мы есть). Это отделяет нас от единого их в пониженном статусе. Оскорбления — они унижают кого-то, поднимая насмешника. Бернс понижает кого-то в должности, повышая при этом горелку. Насмешка — это силовой ход.
Иногда люди ведут себя так, будто если что-то можно осмеять или высмеять, значит, это плохо. Это не правда. Издеваться можно над всеми и всеми. Это просто. Просто подчеркните и преувеличите его непривлекательные черты. Попробуй это. Скажи что-нибудь, что угодно, а затем высмеивай это преувеличенной карикатурой. Издеваться можно над чем угодно.
Мы делаем нечто подобное неспроста. Если мы можем хотя бы вообразить его, мы часто думаем, что опровергли или дисквалифицировали аргумент. Мы слышим это, когда политики в пылу дебатов обвиняют своих оппонентов в том, что они играют в политику. Даже если они есть, это не значит, что обвинителя нет. Это как адвокат, говорящий: «Протестуйте, ваша честь, мой оппонент может быть адвокатом». Затем представьте, что вы придумали скрытый мотив. Заполните пропуск: «О, вы просто хотите сделать это, потому что…» Рабочее слово — «просто». Это означает игнорировать все другие возможности, тем самым выдвигая на первый план воображаемую причину и игнорируя все другие возможные мотивы.
Насмешка — это карикатурное изображение, привлекающее внимание к тому, что плохо или абсурдно в чем-то или в ком-то, тем самым отвлекая внимание от того, что в этом есть хорошего или разумного. Это большой палец на весах. Мы склонны морщиться, если не согласны с этим. Мы одобряем насмешки, привлекающие внимание к скрытому плохому или абсурдному. Таким образом, насмешка может исказить или исправить искажение, как, например, когда мы высмеиваем мошенника, изображающего из себя святого.
Некоторые ведут себя так, будто насмешки должны быть объявлены вне закона как аморальные. Запрещение высмеивания было бы неправомерным, потому что оно по своей сути лицемерно. Это все равно, что считать суждение ошибочным или называть кого-то обзывателем, что является обзыванием. Вы не можете высмеивать все насмешки, высмеивать все насмешки или избегать всего уклонения.
Насмешка — это расширение мнения, от которого также нельзя избавиться. Мы все ценим одни вещи выше других. Сама рациональность основана на сравнительных ценностях — соотношениях. У всех нас разные ценности. Должны ли мы всегда держать их при себе? Если не можешь сказать ничего хорошего, то вообще ничего не говори? Это тоже неисполнимое лицемерие: заставить замолчать всех глушителей, подавить всех принижающих. Значение, не имеющее значений. Мы не можем отстаивать нейтралитет по отношению ко всем насмешкам больше, чем мы можем ценить отсутствие ценностей.
Но это правда — насмешки опасны. Вытащите его и ждите возмездия. Те, кто живет за счет ожога, часто умирают от него. Есть ли способ отличить полезные насмешки от бесполезных? Героическая или чрезмерная насмешка?
Мы можем различать насмешки по их цели — кто или что карикатурно изображается смешным и, как следствие, кто возвышается в процессе. Вот логические цели:
Источник: Создано автором
Насмешки могут уменьшить или увеличить равенство. Насмешки над более сильными увеличивают равенство. Насмешки над менее сильными уменьшают равенство. Создание исключения для себя увеличивает неравенство. Это возвышает вас по сравнению с другими. Иногда мы делаем это при поддержке отряда головорезов, люди вместе с нами высмеивают других (т. е. мы ликуем). Иногда мы делаем это в одиночку (мне нравится). Мы можем издеваться над всем, кроме себя, что заставляет нас чувствовать себя исключительными, выше всего этого. Это всегда было популярно среди подростков. В последнее время это стало популярным ответом Трампу среди крайне левых — нигилистические огульные насмешки над каждым правее нигилиста.
Есть способы высмеивать других, не делая исключения для себя. Ведущие ночных комедий — Колберт, Би, Оливер, Мейерс и выдающийся артист этого жанра Стюарт — делают ставку на внутреннюю критику со скромным юмором. Вы редко слышите что-то подобное в современных правых комедиях. Это портит эффект, который является его главным приоритетом, возводя команду в статус высшей непогрешимости любыми средствами.
Трамп унижает других, но не себя. Вот почему некоторые люди любят его, как ликующая толпа на митинге на прошлой неделе. это мы радуемся на работе — нас возвышают за счет всех, кто не является нами. Интересно, резонируют ли некоторые сторонники Трампа с жанром «Ходячие мертвецы» и «зомби». Оппоненты Трампа — ходячие мертвецы, которых легко осмеять, потому что они пустоголовые либеральные зомби. Должно быть то же самое слева, люди, которые думают, что правые превратились в отряд зомби-головорезов.
Как сторонники Трампа сглаживают чувство вины за союз с Трампом против людей с более низким статусом, таких как Блейси Форд? Многие из его сторонников христиане. Они утверждают, что придерживаются более благотворительной точки зрения, и многие поспешили заявить, что высмеивание их переходит черту. Как они справляются со своими двойными стандартами?
Это не сложно. Они идентифицируют себя как угнетенных, а не как угнетателей, и всегда есть самооправдание против ПК. «Это просто шутка. Неужели люди не понимают шуток?»
Не все шутки одинаковы, поэтому полезно признать, что насмешки — это силовой прием. Любой, кто признает, что власть имеет значение, справедливо она или несправедливо распределяется, — включая даже тех, кто этого не хочет, — признает необходимость использовать власть для исправления ошибок и уменьшения несправедливости. Для этого пригодится насмешка.
Тем не менее, кого мы высмеиваем, дело тонкое. Нам нужно смотреть, куда мы направляем эту штуку, и не только ради себя — безрассудно сжигайте людей, и мы будем сожжены, — но ради всех.
Желание осмеять | Psychology Today
Французский фильм «Насмешки» режиссера Патриса Леконта об аристократии в Версале 18-го века получил множество наград. В фильме социальный статус человека при дворе Версаля зависит от его или ее способности развлекать компанию, ловко высмеивая других, избегая при этом насмешек. Зрителю может сначала показаться, что все эти аристократы — заурядные садисты. Хотя они никого не мучают, они получают удовольствие от причинения боли, по крайней мере, до тех пор, пока слова, используемые для ее причинения, достаточно остроумны.
Рассмотрим печально известное приложение под названием «Рисунок один», которое некоторые называют «Instagram для врачей». Он позволяет врачам загружать фотографии необычных или поразительных раковых заболеваний, ран, порезов и т. д. Официальная цель приложения — позволить врачам заниматься краудсорсингом. Тем не менее, похоже, что на самом деле медицинские работники используют приложение для насмешек над пациентами. Например, врач опубликовал комментарий о пальце, проткнутом ногтем, который звучал примерно так: «Он прибил его, лол». Или (имея в виду, чтобы это было забавно): «Мужчина, больной диабетом, который спал у себя дома и проснулся от того, что его палец ноги отгрызла крыса». В другом случае пациент случайно записал разговор с группой врачей, когда он находился под наркозом. На записи видно, как врачи неоднократно насмехались над пациентом (впоследствии пациент подал в суд и получил полмиллиона долларов).
вряд ли этому пациенту довелось зафиксировать единственную медицинскую бригаду, склонную к издевательствам над пациентами, более вероятно, что медперсонал нередко смеется над пациентами, но пациенты об этом не узнают9.0003Может показаться, что что-то не так с культурой медицинской профессии и что врачи почему-то так же склонны получать удовольствие от насмешек, как и аристократы в фильме Насмешка .
Это тоже маловероятно. Хотя медицинские работники могут быть не более сострадательными, чем остальные из нас, они вряд ли и более жестоки. Дело в том, что профессионалы в самых разных областях издеваются над своей клиентурой: бортпроводники издеваются над пассажирами (некоторое время назад стюардесса попала в беду за то, что выложила фото, сделанное с хвоста самолета, показала головы пассажиров с издевательским комментарием, что-то чтобы головы были похожи на брокколи), айтишники высмеивают пользователей, которым они должны помогать, и используют такие сокращения для пользовательских ошибок, как ошибка ID-10T (идиот) и PICNIC (проблема в кресле, а не в компьютере).
Что именно это за желание? Что мы, люди, получаем от насмешек?
Думаю, у нас есть темная сторона, которая ищет выхода. Нам нравится чувствовать себя хорошо за счет других. Мы также чувствуем связь с другими, когда вместе смеемся, а совместное высмеивание — пусть даже неприятное, если подумать — связывает нас с компанией, подобно тому, как сплетни за чужой спиной связывают сплетников друг с другом нитью ужасной близости.
Мы, люди, без сомнения, имеем гораздо лучшую сторону. Мы способны на самоотверженность и альтруизм, мы восхищаемся благородными поступками, мы наслаждаемся чувствами, переносимыми могучим искусством. Но мы тоже любим посмеяться, и не просто по-доброму, а посмеяться над другими. В то время как разные люди имеют разные психологические границы, и некоторые гораздо менее склонны к подлости, чем другие, я еще не встречал человека, который никогда не
Какой вывод мы должны сделать из всего этого? Большинству из нас больно, когда мы сталкиваемся с насмешками. Однако я хочу предположить, что, когда другие смеются над нами, это, скорее всего, не личное. Они получают что-то от насмешек — выход для своих темных импульсов — так же, как и мы.
Обратите внимание, что этому пункту нельзя возразить, сказав: «Но я смеюсь только над тем, что действительно смешно».
Даже если вы предполагаете, что когда вы смеетесь над другими, в них действительно есть что-то достойное насмешки, тогда как когда 0033 они смеются над вами, это чистая злоба с их стороны, из этого ничего особенного не следует. Верно то, что то, над чем люди склонны смеяться, кое-что говорит об их способности к проницательности. Проблема в том, что это в значительной степени не имеет отношения к моральной оценке насмешек. Мотивы смеха, нацеленного на других людей — будь то конкретный человек или группа, — одинаковы независимо от того, является ли смех проницательным или невежественным. Склонность умного человека высмеивать глупость морально не отличается от склонности невежественного человека высмеивать более благородные устремления. В то время как некоторые виды смеха — например, те, которые берут в качестве объекта болезни или инвалидности, — особенно неприятны, никакие насмешки над другими не являются морально хорошими. Нравственному святому ни один человек не покажется достойным насмешки.Изгой
Источник: Sanja Gjenero/Freeimages
Когда-то считалось, что искупление — это примирение с жизнью. Если это так, то в принятии и примирении с глубоко укоренившимся человеческим стремлением к насмешкам было бы своего рода искупление. Это не означает, что люди неспособны освободиться от этого желания (говорят, что некоторые практикующие длительную медитацию свободны от него), тем более что им не следует пытаться. Стоит только сказать, что очищение культуры от всяких насмешек маловероятно. На самом деле, маловероятно, чтобы мы даже попытались добиться чего-то подобного.
Конечно, мы можем добиться морального прогресса. Уже является признаком прогресса то, что большинство насмешек происходит без знания объекта насмешки. В этом отношении мы более цивилизованны, чем аристократы 18 века из Ridicule , которые издеваются над людьми, стоящими прямо перед ними, как дети. Мы также можем объявить некоторые виды крайне неприятных насмешек неприемлемыми в приличном обществе.