Высшие чувства: 6. Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство

6. Виды высших чувств. Любовь как высшее чувство

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. 

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. 

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Эмоции лежат в основе формирования высших чувств. Высшие чувства проявляются через эмоции. Высшие чувства в отличии от эмоций амбивалентны. Высшие чувства формируются в условиях социализации личности. Высшие чувства это приобретенное состояние эмоциональной сферы. Эти психологические образования формируются под воздействием социального.

Группы: моральные чувства, интеллектуальные, эстетические, праксические (праксис – работа) чувства – чувство пресыщения деятельностью.

Основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими.

Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Важное моральное чувство, родственное дружбе, — любовь. Это чувство может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.

Эмоции – это особый класс психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к окружающему миру, процесс и результаты его деятельности.

Эмоции – это язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нашему Я о том, какое значение, какую ценность лично для нас имеют те предметы или те отношения с другими людьми, которые в настоящий момент оказались в центре нашего внимания. Человек может не задумываться о том или ином происходящем событии, но возникшее эмоциональное переживание – гнев, радость, отвращение – сообщит ему об истинном отношении.  Таким образом, эмоции выполняют функцию оценки.

Эмоции помогают человеку решить, в каком направлении ему дальше действовать, помогают сделать выбор в ситуации, предполагающей несколько возможностей. Иначе говоря, они 

регулируют поступки и действия человека. 

Эмоции в нашей жизни выполняют также мобилизующую функцию. Они как бы подключают дополнительные источники энергии, увеличивают силы и возможности человека. Причем такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные эмоциональные переживания.

Еще одно важное свойство эмоций: во многом благодаря им мы воспринимаем то, что с нами сейчас происходит, не как сумму отдельных фрагментов, коротких эпизодов, а как нечто целое, всеохватывающее. Таким образом, эмоции выполняют синтезирующую функцию.

Какие эмоции может испытывать человек? Для обозначения их в русском языке традиционно используются следующие слова: «радость (удовольствие)», «интерес», «удивление», «горе (страдание)», «гнев (ярость)», «отвращение», «презрение», «страх», «стыд», «вина», «застенчивость». 

Радость – это подъем жизненных сил, ощущение уверенности, свободы и внутренней силы.

Интерес актуализируется, если мы внезапно обнаруживаем в знакомых предметах или людях нечто новое. Мы вычерпываем эту новизну, удовлетворяя интерес и радуясь познанию.

Удивление предшествует возникновению других эмоций. Как реакция на внезапно возникшие обстоятельства, оно может преобразоваться либо в интерес, либо в страх, либо во что-то другое.

Горе, страдание – сильнейшие отрицательные эмоции. Они возникают при невозможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. 

Гнев – мощная человеческая эмоция. Если страдание имеет астенический характер, то есть ослабляет человека, обессиливает его, то гнев, напротив, стеничен – вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта.

Страх – это предчувствие беды, ощущение неуверенности, незащищенности. Эмоция страха возникает в ситуациях, когда мы чувствуем (или воображаем) угрозу. 

Вина и стыд. Эти эмоции сопровождают нас в те неприятные моменты жизни, когда совершаемые нами поступки, высказываемые оценки оказываются неуместными, бестактными или приводят в силу своей непродуманности к плачевным последствиям.

3. Высшие чувства.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что чело­веком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, рели­гии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются амо­ральными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.

д. Следует отме­тить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным обще­ственным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действен­ный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний.

Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказа­тельства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмо­циональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чув­ство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогран­ны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмо­циональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенно­сти, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в еди­ном направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его лю­дям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смыс­ле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благопри­ятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на соб­ственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окру­жающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настрое­ния зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенно­стей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение несколь­ких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят лю­дей на оптимистов и пессимистов.

Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, ко­торой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом —тяжелой и удруча­ющей. Естественно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.

Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повы­шенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Представленные характеристики видов эмоциональных состояний являются достаточно общими. Каждый из перечисленных видов имеет свои подвиды, кото­рые будут различаться по интенсивности, продолжительности, глубине, осознан­ности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности и др.

Говоря о классификации эмоциональных состояний, мы не отметили тот факт, что неоднократно предпринимались попытки выделить общие для всех эмоцио­нальных состояний признаки. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. По мнению Вундта, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направле­ния, исключающих друг друга. Эту систему координат можно представить графиче­ски (рис. 16.1). Она характеризует знак эмоций, степень возбуждения и напряже­ния, но данный подход уже не соответствует информации, накопленной в процессе исследования эмоций. Например, в системе координат, предложенной В. Вундтом, отсутствует такая характеристика, как длительность эмоциональной реакции.

Рис. 16.1. Основные измерения эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту).

Объяснения в тексте

Развитие эмоций и их значение в жизни человека

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органически­ми потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудо­вольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал. Такой же бессознательный характер носят и первые проявления гнева, свя­занного с неудовольствием, испытываемым детьми при неудовлетворении их по­требностей. У одного двухмесячного ребенка, например, было отмечено проявле­ние страха уже при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У это­го же ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его начинали дразнить.

У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. В научной и учебной литературе по психологии мы можем найти многочисленные примеры, подтверждающие это. Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека, а один трехлетний маль­чик бросался на каждого, кто бил его собаку, заявляя: «Как вы не понимаете, что ей больно».

Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются посте­пенно через игру и исследовательское поведение. Например, исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. Первоначально у малыша возникает удо­вольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удо­вольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень — функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам про­цесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в пере­живании ребенка.

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте явля­ется их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возра­сте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотноше­ний с окружающими людьми.

Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчи­востью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация — это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному в зависимости от того, преодоле­но ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привыч­ные способы разрешения фрустрируюшей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажи­мом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предостав­ляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности — у других. Более целесообразным

в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая за­ключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь ребенка от возник­шей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение в формировании такого эмоционального состояния, как агрес­сивность, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами боль­шую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные поступки по отношению к куклам нака­зывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.

Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного созна­ния впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо. Однако первые представле­ния детей о том, что «хорошо» и что «плохо», самым тесным образом связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. Принцип обще­ственной полезности того или иного поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка несколько позднее. Так, если спросить четырех­пятилетних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», — то ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» или «Брать чужое нель­зя, а то в милицию поведут». К концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов пове­дения.

К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нрав­ственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.

Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и дру­гого очень сложного чувства — эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. В конце первого года детям также могут нравиться определенные вещи. Особенно часто это проявляется в отношении игрушек и личных вещей ребенка. Конечно, понимание красивого носит у детей своеобразный характер. Детей больше всего пленяет яркость красок. Например, из четырех предъявленных в старшей группе детского сада изображений лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой — детям больше всего понравилось последнее изображение.

Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пе­нием, музыкой, посещение картинных галерей, театров, концертов, кино. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения. Например, в живописи они не­редко обращают внимание главным образом на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке они больше любят громкий звук с быст­рым темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Подлинное понимание красоты ис­кусства приходит к детям лишь в старших классах.

С переходом детей в школу, с расширением круга их знаний и жизненного опы­та чувства ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Умение вла­деть своим поведением, сдерживать себя приводит к более устойчивому и более спокойному течению эмоций. Ребенок младшего школьного возраста уже не вы­казывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют уже того аффективного характера, который показа­телен для детей раннего возраста.

Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие в ученических организациях, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обсто­ятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.

Весьма показателен тот факт, что у детей в школьном возрасте меняются жиз­ненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала обычно выбирают кого-либо из родных, то с пере­ходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в каче­стве идеала начинают выступать уже и другие люди, например учителя, литера­турные герои или конкретные исторические личности.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вы­растает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а ес­ли таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.

Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, что­бы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных пережива­ний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятель­ности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, спо­собных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хоро­шо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов крово­обращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать наруше­ния в организме. М. И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств, несмотря на то что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду прежде всего вербально» воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В это» проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и чувства выполняют функцию регуляции состояние организма, они также задействованы и в регуляции поведения человека в целом Это стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнял целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредно» воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувств; выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуще­ствляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмо­ции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при кон­куренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потреб­ность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для че­ловека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать опре­деленной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость лич­ностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые суще­ства устанавливают значимость тех или иных усло­вий для удовлетворения актуальных для них по­требностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Разнообразие эмоциональных про­явлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под вли­янием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, по­давленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональ­ной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых толь­ко какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след пос­ле себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гне­ву, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владе­ют собой, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства но­сят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Та­кие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, ко­торые у них возникают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность,

Контрольные вопросы

1. Что такое «чувственный тон ощущения»?

2. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства».

3. Раскройте основные характеристики эмоций.

4. Назовите основные виды эмоций.

5. Расскажите об основных функциях эмоций: отражательной, побудительной, подкрепляющей, переключательной, приспособительной, коммуникативной.

6. В чем заключаются различия в эмоциональных проявлениях людей?

Рекомендуемая литература

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. — Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

2. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

4. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно­научные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. — М.: Наука, 1987.

5. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмо­ций. — М.: Наука,1981.

6. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.:

Вып. 6. — М.: Прогресс, 1978.

13

выше определение чувства | Словарь определений английского языка

  
      прил  

1       сравнение     → Высокий
N Обычно CAP (в Шотландии)

a Высокий уровень шотландского сертификата образования

B (в качестве модификатора)
Высший латинский

3 A Пропуск по конкретному субъекту на более высоком уровне 9)
. 0006 у нее четыре Высших     

высшая критика  
      n   использование научных методов литературной критики для установления источников книг Библии  
   Сравнить     → низшая критика  

высшее образование  
      n   образование и обучение в колледжах, университетах, политехникумах и т. д.  

высшая математика
N Функционирование как петь математика, включая теорию чисел и топологию, которая является более абстрактной, чем нормальная арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия

Налог с более высокой скоростью
N (в Британии) А. подоходного налога, который выше базовой ставки и подлежит уплате с налогооблагаемого дохода сверх установленного предела  

вышестоящий  
      n  
Неофициальное лицо более высокого ранга или занимающее вышестоящее положение  

Английский словарь Коллинза — определение английского языка и тезаурус &nbsp

Смотрите также:

высшая критика, высшее образование, высшая математика, высшее

Collaborative Dictionary     Определение английского языка

н.

то, что происходит снизу вверх, возникает среди членов иерархии более низкого ранга и движется вверх, чтобы повлиять на тех, кто выше.

н.

правительство отзывными делегатами, выбранными и контролируемыми группами из 25 делегатов. Отзывные делегаты обозначали более высокие уровни: базовый делегат, делегат совета, заместитель делегата, национальный делегат, международный делегат и мировой делегат.

н.

1: произносить язвительные слова 2: высмеивать или дразнить язвительными словами «Группа Gridiron Show шутила и насмехалась над теми, кто находится во власти Мемфиса, в основном над политиками. Редко кто-нибудь задевал свои чувства пародиями в шоу…» — Тоби Селлс, Memphis Magazine, декабрь 2014 г.

н.

представление выражения лица, состоящего из различных комбинаций клавишных символов, используемых для передачи чувств автора или предполагаемого тона в электронном общении. Например, 🙂 означает улыбку.

[Интернет] Пример: при отправке электронной почты люди все чаще используют смайлики как забавный способ передать тон своих сообщений.

н.

потеря чувств к тому, кого раньше любили; разлюбить

От греческого: an = без; агапе = любовь

эксп.

Когда вы чувствуете волнение, вы испытываете сильное чувство грусти или сочувствия из-за какой-то трогательной ситуации, чего-то трогательного, пронзительного, душераздирающего, душераздирающего, побуждающего, мотивирующего, переполняющего сердце, ситуации, которая явно что-то будоражит внутри, пробуждает эмоции.

н.

чувство счастья, удовлетворения, благополучия

Например: Ничто не сравнится с теплым пушистиком, который вы получаете, когда снова видите своих старых друзей.

прил.

Чувствую себя супергероем в спандексе. Почувствовать себя Адамом Уэстом

н.

чувство пустоты, которое испытывают родители после того, как дети уходят из дома

[Псих. ]

эксп.

быть поглощен эмоцией; испытать сильное чувство

быть вне себя от радости/горя/гнева и т.д.

эксп.

избавиться от сильного чувства к чему-либо или кому-либо

[Неофициальный] Если вы сделали что-то не так, скажите ему и выкиньте это из своей системы. После разрыва ему потребовалось некоторое время, чтобы вытащить ее из своей системы.

Вы хотите отклонить эту запись: дайте нам свои комментарии (неправильный перевод/определение, повторяющиеся записи…)

Чтобы добавлять слова в свой словарь, станьте участником сообщества Reverso или войдите в систему, если вы уже являетесь его участником. Это просто и занимает всего несколько секунд:

Или зарегистрируйтесь традиционным способом

Высшие чувства быстрее проявляют ваши желания

Секрет проявления в том, что вы создаете реальность не тем, что думаете, а тем, что чувствуете. Все является вибрацией, и вы притягиваете то, с чем находитесь в вибрационном резонансе. Ваша вибрация — это ваше чувство. Именно ваши чувства притягивают ваши переживания. Чем больше вы испытываете чувство обладания тем, чего хотите, тем больше вы этого будете иметь. Высшие вибрации и чувства — это среда, благодаря которой ваши желания будут проявляться быстрее. Чем больше позитивных чувств вы можете испытать по отношению к себе и своим желаниям, тем легче и быстрее вы ощутите, как ваши желания спонтанно проявляются в вашем мире.

Эмоции помогают создавать реальность. Когда вы во что-то верите, любите и лелеете это, вы можете создать это быстрее. У вас есть сила воплотить все, что угодно вашему сердцу! Если есть что-то, что вы хотите создать больше, сосредоточьтесь на этом. На что бы вы ни обратили свое внимание, вы создадите. Что отдаем, то и получаем обратно. Энергия, которую вы отдаете, — это результат, который вы получаете. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы ваш разум всегда мог быть сосредоточен на мыслях, наполненных радостью, миром, любовью, изобилием и чувством успеха! Всякий раз, когда вы чувствуете себя хорошо, вы находитесь в вибрационной гармонии со своими желаниями.

Эмоция — это энергия, а энергия притягивается так же, как и энергия, в соответствии с законом притяжения. Ваши чувства создают вашу реальность. Вот почему важно выбрать прослушивание песен и музыки, которые вызывают у вас чувства, которые вы испытали бы в состоянии переживания своих желаний как реальности. Вместо песен, которые заставляют вас чувствовать себя иначе, потому что эти чувства очень хорошо притянут эти условия в вашу жизнь. Тот же принцип применим к сериалам, которые вы смотрите, к материалам, которые вы читаете, и к тому, о чем вы говорите. Выбирайте занятия, которые генерируют в вас чувство переживания того, что вы хотите.

Конечно, вы можете позволить себе испытывать любые чувства просто ради того, чтобы испытать их. Прослушивание горько-сладких или грустных песен и просмотр душераздирающих фильмов иногда помогают нам больше ценить позитивные и счастливые вещи в жизни. Это нормально заниматься вещами, которые заставляют вас испытывать их некоторое время. Просто убедитесь, что ваши доминирующие эмоциональные переживания соответствуют переживаниям, которые вы действительно желаете.

Вера – это чувство и вибрация. Вы не можете испытать веру без чувства веры. Когда вы действительно верите во что-то, вы должны чувствовать это. Человек с более высокой вибрацией будет создавать свои желания легче, быстрее и эффективнее, чем тот, кто испытывает более низкую вибрацию. Наши вибрации поднимаются и опускаются вместе с нашим настроением в течение дня. Вот почему важно осознавать, как мы себя чувствуем, и продолжать выбирать положительные эмоции. Если бы вы не делали ничего другого, кроме как спросить себя: «Что я чувствую сейчас?» , и продолжайте возвращать себе хорошее самочувствие, все остальное встанет на свои места.

Следующие чувства и отношения излучают более высокую вибрационную частоту, которая резонирует с вашими желаниями и притягивает их быстрее. Счастье, радость, блаженство, признательность, благодарность, любовь, покой, восхищение, уверенность, уверенность, вера, мужество, надежда, свобода и доверие. Следующие чувства излучают более низкую вибрационную частоту, которая притягивает негативные события и отталкивает ваши желания. Осуждение, вина, беспокойство, разочарование, негодование, страх, неуверенность, сомнения, колебания и печаль.

Очень трудно, почти невозможно добиться какого-либо успеха с негативными чувствами. Приходится постоянно драться и давить. Ничто не дается легко. И все, что вы приобретете таким образом, не продлится долго. С другой стороны, чувства более высоких вибраций почти без усилий притягивают успех. Конечно, вы все еще должны что-то делать. Однако вам не нужно ничего форсировать. Вы плывете по течению, и ваша интуиция ведет вас к возможностям и людям, которых вы, возможно, никогда не видели и не встречали.

Есть три основных состояния вибрации, в которых вы можете резонировать. Самое низкое — это состояние несчастья. В этом состоянии вы чувствуете себя подавленным, подавленным, скучающим, злым, тяжелым, беспомощным и так далее. Ваш мир полон дождя и тьмы, и это то, что вы склонны создавать. Середина — состояние монотонности. В этом состоянии вы работаете на автопилоте. Вы просто делаете что-то, потому что вы должны это делать. Вы похожи на робота, который выполняет приказы. Мир кажется довольно облачным и скучным. Когда вы работаете преимущественно на этой частоте, вы склонны создавать одно и то же. Высшее – это состояние радости! На этой частоте вы чувствуете себя полностью живым и горящим. Вы в восторге от всего, что встречается на вашем пути, и вы в потоке. Ваш мир полон солнечного света и хорошего настроения. Вы действуете от вдохновения и желания. Когда вы действуете на этой частоте, вы естественным образом привлекаете желания своего сердца.

Вы можете контролировать свои чувства с помощью мысли. Позитивные мысли и чувства — это высокие вибрации. То, что вы резонируете, вы будете накапливать. Вы все еще можете добиться прогресса, даже когда ваши вибрации низкие, но это будет не так быстро и легко, как если бы ваши вибрации были высокими. Держите свои вибрации на высоком уровне, чтобы быстро реализовать то, что вы хотите в жизни. Все, что находится в движении, будет продолжать двигаться, пока не появится противодействующая сила, чтобы нейтрализовать его. Ощущение положительных эмоций означает, что вы позволяете своим желаниям течь к вам без сопротивления.

Вы можете стать счастливым, выбрав позитивные мысли. Сосредоточьтесь на том, чему вы рады. Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы ваше желание стало реальностью сейчас. Позвольте себе почувствовать волнение, восторг, радость, благодарность и счастье прямо сейчас. Эти чувства — то, что вы помните, когда переназначаете желаемую реальность, поскольку они становятся вашей точкой отсчета. Всякий раз, когда вы чувствуете себя хорошо или счастливо, вы становитесь мощным магнитом, быстро привлекающим ваше желание. Счастье — это выбор, вы можете выбрать быть счастливым в любой момент.

Всякий раз, когда вы думаете или делаете что-либо, что заставляет вас чувствовать себя хоть немного лучше, чем то, что вы чувствовали минуту назад, вы нейтрализуете любую отрицательную энергию, которую вы генерировали раньше. Каждый момент — это новое начало, и вы всегда можете использовать его, чтобы создавать реальность заново и заново с полной силой. Когда вы думаете о чем-то, что вам не нравится, то в этот момент подумайте о чем-то другом, чему вы рады, чтобы нейтрализовать негатив и превратить его в позитив.

Иногда негативные чувства являются поводом к действию, если они обоснованы. Чтобы справиться со своим чувством страха, беспокойства и сомнения в данный момент, просто подумайте о том, что вы собираетесь делать с тем, о чем вы думаете, а затем отпустите или сделайте это немедленно, если можете, чтобы ваш разум мог отдохнуть от мыслей. проблема. Будьте счастливы, и ваше положение автоматически изменится к лучшему.

Страх — это низкая вибрация, а возбуждение — это высокая вибрация. Неудача — это низкая вибрация, а успех — это высокая вибрация. Подобные вибрации притягиваются, а неодинаковые отталкиваются. Когда вы боитесь неудачи, вы притягиваете ее к себе. Когда вы боитесь успеха, вы отталкиваете его. Когда вы увлечены тем, что делаете, вы с большей вероятностью добьетесь успеха и с меньшей вероятностью потерпите неудачу. Разница между страхом и волнением — это радость.

Ваши истинные желания — это высокие вибрации. Когда ваши эмоциональные вибрации высоки, вы быстрее привлекаете и проявляете свои истинные желания. Когда ваши эмоциональные вибрации низкие, вы притягиваете и проявляете то, чего на самом деле не желаете. Ваши истинные желания — это состояние источника изобилия, свободы, любви, силы, осознанности и полного успеха во всем. Быть богоподобным.

Время — это фактор, с которым оперируют все проявления мысли и чувства на физическом плане реальности. Когда ваши вибрации постоянно высоки, ваши желания проявляются быстрее. Чем больше энтузиазма, возбуждения и эмоционального заряда вы испытываете по поводу чего-то и чем лучше это ощущается, тем быстрее вы увидите, как это проявится в нашей жизни. Более высокие вибрации ближе к божественной жизни, и они будут привлекать все хорошее, что вы божественно желаете в своем внутреннем существе. Все вещи есть дух в форме.

Все дело в постоянстве и частоте вибрации. Более высокая скорость вибрации означает более высокую скорость движения энергии. Проявление — это энергия, переходящая в форму. Вещи занимают больше времени, чтобы проявиться на физическом плане, потому что они существуют с более низкой скоростью вибрации. Поэтому постоянство веры важнее при существовании на Земле. Наши мысли проявляются как вещи мгновенно на ментальном плане, прежде чем проявиться соответственно на физическом плане в течение определенного периода времени. Если бы вы могли позволить себе испытывать более высокие чувства последовательно в течение определенного периода времени, ваш мир обязательно стал бы намного лучше, чем раньше!

Енох Тан стремится помочь людям достичь большей осознанности в жизни и переживании жизни. Эволюционировать человеческое сознание до более высоких уровней. Чтобы изменить жизнь и преобразовать вселенную. Чтобы революционизировать то, как мы понимаем разум и реальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *