1.2 Понятие, значение и структура я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности . Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом [ 7 ;62 ] , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой — упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см. рисунок №1) .
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой — осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ) . Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно [18].
Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :
1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных : “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.
2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “ [77; 49]. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [7; 35]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
— оценка других людей;
— круг значимых других или референтная группа;
— актуальное сравнение с другими;
— сравнение реального и идеального Я;
— измерение результатов своей деятельности.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего “Я” предрасполагают человека к определенному поведению ; потому глобальную Я-концепцию
мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок (см. рисунок №1).
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4. Конструктивное Я (Я в будущем) . Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели “Я”. Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку “стремлюсь”. В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Я-концепция и стили педагогического взаимодействия — Проблемы cоциальной психологии личности
‘; for (var i = 0; i
Рубрика издания: Социальная психология личности в образовании
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Калюжный А. А. Я-концепция и стили педагогического взаимодействия // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Поскольку каждое человеческое существо есть органическое целое, существует неоспоримая связь между его телом и его ощущением индивидуальности. Хотя представление человека о самом себе, бесспорно, ассоциируется с его телом, однако оно не является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает. Я-концепция, как и все прочее в символическом окружении, конструируется путем избирательного восприятия и воображения. Ни один человек не может воспринять все, что происходит внутри его тела. Человек постигает самого себя с помощью общих предпосылок своей культуры и лингвистических категорий. Поскольку отношение к человеку в известной мере зависит от его физических качеств, они оказываются важной основой для формирования Я-концепции.
Психологами доказано, что формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения. Единая персонификация Я возникает, как справедливо замечает Т. Шибутани, посредством организации определенных реакций, и благодаря существованию постоянного шаблона различные склонности складываются в единую систему. Связывание в единое целое переживаний, возникновение чувства определенности происходит не за счет какой-то субстанции, а благодаря координированной структуре деятельности [1].
Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.
Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, по их представлению, какими они должны быть. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой точно так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек.
Современные исследователи (Р.Бернс, К. Роджерс и др.) утверждают, что эффективное взаимодействие способен осуществлять только учитель с позитивной Я-концепцией. Что такое Я-концепция и какое отношение она имеет к формированию имиджа учителя?
В психологической и педагогической литературе дано такое определение Я-концепции – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или теория самого себя. Это существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя. В ее структуре можно выделить три основных компонента:
- когнитивный – что я знаю о себе: я – счастливый, я – неуклюжий, я – фантазер, я – оптимист, я – общительный, я – раздражительный, я – умный и т. д.;
- оценочный – как я оцениваю то, что знаю о себе: меня это радует, мне это безразлично, мне это неприятно и т.д.;
- поведенческий – как я веду себя в соответствии с оценкой того, что я знаю о себе.
Главным или сердцевиной Я-концепции личности является оценочный компонент, который обычно называют самооценкой. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных человеку. Она отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу Я. Это означает, что позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Особо следует заметить, что Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на ее формирование.
Выделяется две формы Я-концепции – реальная и идеальная. Реальная концепция – это представление личности о себе, о том, какой я есть на самом деле. Идеальная концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. каким бы я хотел быть. Конечно, реальная и идеальная профессиональные Я-концепции могут не совпадать и в большинстве случаев отличаться. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным негативным или позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, а с другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.
Несмотря на схожесть, понятия Я-концепция и самооценка имеют различия. Я-концепция представляет набор описательных методик, а не представлений о себе. Понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Следует заметить, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, и тогда они завышают самооценку, а другим – в негативном, и тогда они ее занижают. В целом же понятие Я-концепция шире понятия самооценка. Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. В структуре самооценки вообще и профессиональной в частности обычно выделяют самооценку результата и самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата не всегда может свидетельствовать о профессиональной несостоятельности или неполноценности, а, напротив, низкая самооценка в сочетании с высокой самооценкой потенциала являются важным фактором профессионального саморазвития. Данный оценочный фактор лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности.
Как же влияет Я-концепция личности учителя на его деятельность? Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:
- чувство собственной значимости;
- уверенность в способности к избранному виду деятельности – педагогической работе;
- твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
- гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Такой учитель считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами. Он убежден, что, столкнувшись с трудностями, преодолеет их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен другим людям, что они его принимают, а его способности, действия и суждения являются ценными в глазах окружающих. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности такой учитель проявляет стремление к максимальной гибкости; способность к эмпатии, сензитивности к потребностям учащихся; эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность; владение стилем легкого и неформального общения с учащимися и т.д. Школьники обычно высоко ценят проявление таких качеств учителя.
Для учителя с позитивной Я-концепцией психологическая внутренняя сторона дела важней. Вначале он пытается понять другого человека, а затем уже действует на основе своего понимания; люди, их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации; он доверяет людям и считает их способными решать свои жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности; человек для него всегда представляет личность, обладающую достоинством.
Учитель с позитивной Я-концепцией демонстрирует готовность к безусловному внутреннему принятию школьника. Необходимая предпосылка этого – убежденность в своей личностной ценности и профессиональной компетентности. Такой педагог легко принимает небезграничность собственных возможностей, ограниченность возможностей детей, не прибегая к психологической защите.
Высокая самооценка и уверенность в себе представляют человеку возможность преодолеть желание самоутвердиться через демонстрацию своей власти и сделать ориентиром своей деятельности потребности других.
Несмотря на большое разнообразие выделяемых в психолого-педагогической литературе и имеющихся в практике педагогической деятельности стилей взаимодействия, можно выделить две наиболее распространенных группы: по критерию стремления к доминированию – автократический, административный, директивный (жесткий, мягкий и партнерский) и по критерию направленности – на достижение высоких результатов в своей деятельности и на реализацию сугубо личных целей (самоутверждение, компенсирование личных комплексов, обогащение).
Автократический, административный, директивный стиль – это волевая, самовластная и единоличная форма принятия решений без учета мнения других. Такой педагог сам определяет учебно-воспитательные задачи и методы их решения, осуществляет постоянный и жесткий контроль за их выполнением. Данный стиль эффективен в сложных ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение, четкую дисциплину и жесткую структуру иерархии. Этот стиль мало приемлем и неэффективен там, где требуется определенная свобода и творчество, при решении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение. При излишне жестком стиле существует опасность возникновения конфликтов в коллективе школьников и коллег педагогов. В коллективе заметно уменьшается активность подчиненных, формируется пассивное, безразличное подчинение или, наоборот, могут возникать сопротивление и протесты, отказ от выполнения заданий.
Литеральный, свободный, благодушный стиль – это мягкая форма взаимодействия, проявляется в том, что педагог представляет полную свободу своим воспитанникам, они сами определяют свои учебно-воспитательные задачи и находят способы их решения. Этот стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом и при отлаженном и стабильном педагогическом процессе в классе и школе в целом. При неумелом применении такого стиля возможен полный провал работы и распад классного коллектива, поэтому иногда в таких случаях коллектив класса как саморегулирующаяся система выдвигает своего лидера и, как правило, жесткого и волевого, способного реально возглавить этот коллектив.
Демократический, коллективный стиль – это партнерская форма взаимодействия, коллегиального принятия решения «снизу-вверх». Педагог партнерского склада предпочитает формулировать задания в виде постановки общей задачи или общего направления. При этом сами школьники могут составить перечень конкретных задач и выбрать методы и способы их решения. В таком коллективе обычно педагог представлен как партнер и соратник, а школьники выступают как единомышленники. При положительной оценке партнерского стиля следует все же помнить, что этот стиль неэффективен в тех случаях, где необходим жесткий и авторитарный стиль взаимодействия.
В последнее время получает распространение и внедрение в практику отдельных учреждений образования так называемый стратегический стильвзаимодействия и руководства при котором сохранение педагогом личной власти кажется предпочтительным в рамках короткой перспективы. Действительно, имея хоть какую личную власть, такой педагог начинает действовать именно с ориентацией на личное самоутверждение, поэтому перестает воспринимать критику, становится безгранично авторитарным, своеобразным хозяином всего, а школьников и своих коллег ценить не за их знания и нравственные качества, а за наличие у них влиятельных связей и ли финансовых возможностей. Такой педагог часто принимает решения, хорошие лично для себя, но приносящие вред общему делу. При таком подходе в коллективе возникают конфликты, потому что многие школьники и коллеги учителя начинают чувствовать себя своеобразным средством в достижении личных целей такого педагога.
Таким образом, позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. В результате безусловного позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, а это в свою очередь способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность ученика в собственной ценности для значимого учителя дает ему возможность более полной реализации себя. Я-концепция учителя создает предпосылки для достижения высокой эффективности педагогического взаимодействия. Позитивная Я-концепция успешнее формируется при условии осмысления причин непродуктивного педагогического взаимодействия.
Литература
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.
Калюжный Анатолий Афанасиевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, академик Международной академии имиджелогии, Актобе, Казахстан, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 30381
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Я-концепция: определение, примеры и психологические теории
Я-концепция: определение, примеры и теории психологииЧики Дэвис, Массачусетс, доктор философии Что такое самооценка? Откуда оно берется и каковы различные части я-концепции, согласно психологическим теориям? Найдите ответы здесь. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Что такое самооценка? (Определение)Я-концепцию часто определяют как представление о наших телах, возможностях, впечатлениях и т. д. (Bailey, 2003). Но давайте еще немного разобьем определение я-концепции, чтобы лучше понять его. Некоторые предполагают, что я-концепция включает в себя множество различных вещей, которые мы знаем о себе. Таким образом, наша самооценка может включать знание нашего материального «я», межличностного «я» и внутриличностного «я» (Эпштейн, 1973).
По своей сути, я-концепция — это ответ, который мы даем, когда нам задают вопрос «Кто я?» И, конечно же, этот ответ включает в себя несколько частей. ✓ Прежде чем мы углубимся в самооценку, мы подумали, что вам также может быть интересно пройти наш викторин о благополучии, чтобы узнать больше о своем личном благополучии. Теория экзистенциальной и категориальной Я-концепций Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Является ли Я-концепция «я-зазеркальем»?Ранние психологи заметили, что мы часто воспринимаем себя так же, как другие воспринимают нас. Эта тенденция была названа зазеркальем (Эпштейн, 19 лет).73). Они предположили, что самооценка возникает в результате социальных взаимодействий, потому что мы, люди, озабочены тем, как нас видят другие. Затем наше «я» меняется в зависимости от того, какую социальную роль мы играем. Например, наша самооценка может отличаться в контексте наших романтических отношений, чем когда мы на работе. И у нас могут быть другие представления о себе, когда мы с родителями или с друзьями. Скрепляет ли я-концепция личность?Наша личность включает в себя личные качества, ценности и убеждения. Есть много частей для синтеза. Поэтому некоторые люди полагают, что я-концепция — это что-то вроде клея, скрепляющего все части вместе, или мысленной карты, показывающей, как разные части соотносятся друг с другом. По мере того, как мы становимся старше и испытываем новые ощущения, эти отдельные части нашей личности меняются и развиваются. Таким образом, я-концепция играет еще одну роль — она помогает интегрировать новые части в целое. Я-концепция может также определять, какие новые аспекты личности являются приемлемыми. Если новые части не сочетаются со старыми частями, они могут быть запрещены, что гарантирует, что наше ощущение себя останется надежным и неповрежденным (Эпштейн, 1973). Стабильна ли самооценка?Многие теории предполагают, что я-концепция довольно стабильна (хотя наши действия могут немного отклоняться от нашей я-концепции). И мы предпочитаем именно так (Эпштейн, 1973). Мы хотим думать о себе как о последовательных людях, и мысль о том, что наше «я» может радикально меняться со временем или в разных ситуациях, может вызывать стресс и сбивать с толку. Действительно, я-концепция может включать только то, что мы осознаем и контролируем. Таким образом, мы чувствуем, что у нас есть некоторая стабильность «я», даже если наше «я» на самом деле не так уж стабильно. Каковы наиболее важные части Я-концепции?У каждого из нас есть части себя, которые мы считаем наиболее важными (Эпштейн, 1973). Например, спортсмен может считать, что его атлетизм имеет центральное значение для его самооценки, даже если он также любит готовить и является частью большой семьи. Некоторые даже предполагают, что самость устроена иерархически, в которой относительно важные части находятся над менее важными частями. Но каждый из нас решает, какие части важны для нас. Является ли Я-концепция просто теорией Я? Мы можем думать о я-концепции, как о теории, которую мы имеем о самих себе. Чем детальнее и детальнее теория, тем она лучше. Это означает, что чем больше мы осознаем свои чувства, характеристики, ценности, потребности, убеждения и т. д., тем лучше мы поймем себя. Это может сделать нас более гибкими и открытыми для нового опыта (Эпштейн, 1973). С другой стороны, узкая я-теория может сделать нас негибкими, поскольку мы не можем включать новые идеи, точки зрения и знания в нашу я-концепцию. Как мы проверяем и изучаем нашу теорию Я Когда мы становимся старше, противоречивые данные могут оказывать меньшее влияние на нашу самооценку. Помните, у нас есть потребность в самосогласованности. Поэтому может быть трудно интегрировать внешнюю информацию, особенно если она нарушает важные аспекты самооценки. Мы часто видим это в политике. Например, нам может быть трудно согласиться с тем, что аборт может помешать рождению ребенка или что поедание гамбургера может привести к жестокому обращению с животным, потому что, если мы примем эти убеждения, это может нанести ущерб тому, как мы видим себя. в целом. Может быть, мы сделали аборт или съели корову, подвергшуюся жестокому обращению. Таким образом, это может заставить нас усомниться в наших ценностях и испортить нашу самооценку. Так что совершенно естественно не хотеть использовать возможности, которые идут вразрез с нашей самооценкой. Видео: Больше о теориях Я-концепцииКак самооценка связана с благополучием?В дополнение к аспектам, описанным выше, существуют и другие аспекты самооценки, которые могут играть большую роль в благополучии. К ним относятся:
Давайте немного поговорим о каждом из них, чтобы понять их уникальную роль в благополучии. Что такое самооценка?Термины «образ себя» и «Я-концепция» иногда используются взаимозаменяемо, но чаще представление о себе определяется как то, как вы видите себя. Это может быть буквально, как если бы вы смотрели в зеркало. Но это также может включать мысленные представления о себе. Они могут или не могут соответствовать тому, что человек видит в зеркале. Например, телешоу «Лебедь», которое транслировалось в Америке в начале 2000-х годов, рассказывало истории женщин, которые сидели на диете, занимались спортом и делали пластические операции, пока не стали красивыми (по стандартам общества). Но изменение внешности этих женщин не изменило их представления о себе — у многих из них по-прежнему была низкая самооценка и трудности в совмещении своего нового облика с существующими представлениями о себе. Действительно, наше представление о себе часто весьма устойчиво к изменениям. Это может быть потому, что мы развили его, когда были очень молоды, и это, вероятно, подтверждалось многими социальными взаимодействиями на протяжении всей нашей жизни. Что такое самооценка (или самооценка)?Самоуважение в широком смысле определяется как степень, в которой мы любим или ценим себя. Обычно это включает в себя оценку двух частей себя (Tafarodi & Swann Jr, 2001).
Тест на самооценку
Что такое идеальное я?Идеальное «я» определяется как то «я», которым мы хотели бы быть, — наше лучшее «я». По-видимому, оно происходит от идеальных личностей, которые наши родители хранят для нас и передают нам через детство (Zentner & Renaud, 2007). В позитивной психологии считается, что идеальное Я состоит из трех частей (Boyatzis, & Akrivou, 2006).
Наше идеальное «я» — это видение того, кем мы могли бы быть или что делать. Вот почему идеальное «я» считается полезным мотиватором — оно вдохновляет нас двигаться к цели и улучшать свою жизнь полезными способами. Сюда также могут входить устремления, увлечения, большие мечты и цели — все, что способствует нашему благополучию. Почему идеальное «я» имеет значение Знаете ли вы свой идеальный образ? Важна ли для вас ваша идеальная личность? Соответствует ли образ желаемого будущего вашей самооценке? Примеры Я-концепцииКогда у нас появляется лучшее представление о нашей я-концепции, мы используем эти идеи для описания самих себя. Так, например, мы могли бы сказать что-то вроде:
Различия между самооценкой и тем, как нас видят другие
Я склонен считать себя творческим, независимым, жизнерадостным и позитивным человеком, но я не считал себя особенно поддерживающим. И самое распространенное, что люди говорили обо мне, это то, что я полон решимости. Я согласен, что это описывает меня, но я никогда не осознавал, что это была такая большая часть того, как другие видят меня. Если вы поразмышляете о том, как вы видите себя, а затем попросите других дать вам обратную связь, вы действительно откроете двери для новых знаний о себе. Так что однозначно рекомендую попробовать. Действия, чтобы узнать больше о вашей Я-концепцииВ дополнение к приведенному выше упражнению есть и другие техники, которые вы можете использовать, чтобы больше узнать о своей я-концепции. Чтобы больше узнать о себе, подумайте о том, чтобы попробовать эти действия.
статей, которые помогут узнать больше о вашей я-концепцииНужна дополнительная помощь, чтобы узнать, кто вы? Эти статьи могут быть полезны.
Заключительные мысли о самооценке Наша самооценка является важным руководящим принципом, который помогает нам ориентироваться в мире и понимать свою роль в нем. Части нашей самооценки могут быть хорошими или не очень хорошими для нашего благополучия. Вот почему может быть полезно узнать больше о нашей собственной я-концепции. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!Key Articles:
Content Packages :
|
Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории
Home »Социальная психология»Что такое Я-концепция? Это определения, природа и теории
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Содержание
- 1 Введение в Я-концепцию
- 1.1 Определения концепции самостоятельной концепции
- 2 Nature of Self Concept
- 3 Аспекты Self
- 3.1 1. Self Infaceness
- 3.2 2. Самонд.
- 4 Теории Я-концепции
- 4.1 Реальное Я (образ Я)
- 4.2 Идеальное Я
- 5 Признаки негативной Я-концепции у подростков 39
- 2 Литература0022 Введение в Я-концепцию
Я-концепция — это то, как мы воспринимаем себя и наши представления о наших компетенциях и качествах. В этой статье мы обсудим все о себе, его природе, его теориях и, самое главное, его роли в нашей социальной жизни.
Это накопление знаний о себе, таких как убеждения относительно –
- Черты личности
- Физические характеристики
- Способности
- Значения
- Голы
- ролей
В подростковом возрасте самооценка становится более абстрактной и сложной. Более того, он становится иерархически организованным в виде когнитивных ментальных репрезентаций или самосхем, которые направляют обработку релевантной для себя информации.
Родители, друзья, учителя и другие значимые лица играют жизненно важную роль в формировании представления ребенка о себе. Наше взаимодействие с другими людьми, наш опыт и значение, которое мы им придаем, служат основой нашего «я».
структуру себя можно изменить в свете нашего собственного опыта и опыта других людей.Щелкните здесь для практического прохождения теста MCQ
Определения Я-концепции- Harter (1996)- «Я-концепция — это наше целостное представление о себе. Это наша полная картина наших способностей и качеств. По сути, это когнитивная конструкция, которая определяет, как мы относимся к себе, и направляет наши действия».
- Пурки (1988) – «Я-концепция определяется как совокупность восприятий каждого человека о самом себе».
- Согласно Саймондсу (1957) самость — это то, как индивидуум реагирует на самого себя. Есть четыре аспекта –
- Как человек воспринимает себя?
- Что он думает о себе?
- Как он себя оценивает?
- Как он усиливает или защищает себя?
- Американская психологическая ассоциация (АПА) — Я-концепция — это описание и оценка себя, включая психологические и физические характеристики, качества , навыки , роли и так далее. Я-концепции со временем способствуют формированию у человека чувства идентичности.
Для того, чтобы понять природу Я-концепции, мы должны осознавать, что существует разница между «Я» и «Я-концепция» Представление человека о себе основано на том, как он видит себя. С другой стороны, я-концепция представляет собой более полную оценку себя. Более того, оно во многом основано на том, как человек видит себя, ценит себя, думает о себе и чувствует себя.
Развитие Я-концепции человека происходит с учетом различных аспектов. Такие аспекты, как мотивация, потребность, отношение, темперамент и т. д., следовательно, я-концепция вполне субъективно .
Что питает это развитие или изменение? Ответ — самоанализ. Мы часто оглядываемся назад и анализируем свои мысли, поведение и действия. Это помогает подпитывать изменения, которые необходимы в самооценке человека. Следовательно, она играет огромную роль в формировании личности.
Структура себя впоследствии формируется посредством взаимодействия с окружающей средой, особенно с окружающей средой, состоящей из значимых других (например, родителей, братьев и сестер, родственников). Другими словами, когда ребенку исполнится социально чувствительный и по мере развития его или ее когнитивных и перцептивных способностей . Я-концепция становится все более дифференцированной и сложной. Таким образом, содержание собственной Я-концепции в значительной степени представляет собой социальный продукт.
Например, человек дружелюбный и спокойный, поэтому больше испытывает позитива. Это, в свою очередь, положительно повлияет на его/ее восприятие себя. Поэтому такой человек, скорее всего, будет оптимистом.
Аспекты личностиЕсть четыре основных аспекта личности. Это самосознание, представление о себе, самоэффективность и самооценка.
1. СамосознаниеЭто качество или черта, которые включают сознательное осознание своих мыслей, чувств, поведения и черт. (Вишня, 2018 А). Это понимание того, что человек имеет отдельную идентичность от других. Согласно Пиаже, самосознание начинает проявляться в возрасте от 15 до 24 месяцев.
2.Я-образЯ-образ — это личное представление или ментальный образ, который мы имеем о самих себе. Это внутренний словарь, который описывает человека, включая такие вещи, как умный, красивый, уродливый, талантливый, эгоистичный или добрый и т. д. Этот аспект динамичен и меняется.
3. СамоэффективностьСамоэффективность — это вера человека в свою способность достичь определенной цели или задачи. Это зависит от веры человека в собственную компетентность. Maddux (2002) определил это как «то, что, как мне кажется, я могу сделать с моими навыками при определенных условиях».
4. СамоуважениеСамоуважение – это уважение к самому себе. Согласно Селигману, самооценка — это «ваша общая оценка себя как личности, высокая или низкая, основанная на всех положительных и отрицательных представлениях о себе».
Теории Я-концепцииСогласно Карлу Роджерсу , каждый человек имеет тенденцию актуализировать себя. Кроме того, у психически здоровых людей наблюдается соответствие между их опытом и их Я-концепцией. Принимая во внимание, что невротики отрицают осознание своих сенсорных и эмоциональных переживаний.
Например, если психически здоровому студенту грозит провал на экзаменах, он выяснит причины и постарается преодолеть свою слабость. Но те, кто отрицает этот опыт, могут принять эскапистскую позицию. Более того, он/она может давать ложные отговорки, не будет принимать неудачу и обвинять в ней других.
Есть два важных понятия, связанных с этим :
Настоящее я (образ себя)Настоящее я – это то, чем мы являемся на самом деле. Это очень важно для хорошего психологического здоровья. Подросток может воспринимать себя красивым или некрасивым, хорошим или плохим человеком. Прямое представление о себе влияет на то, как человек чувствует, думает и действует в этом мире.
Истинное Я, которое создается и развивается благодаря стремлению к актуализации, это то Я, которым можно стать.
Это наша внутренняя личность. Это может быть не идеально, но это наша реальная часть (Grice, 2007).
Идеальное яЭто то, чем мы хотим быть. Например, девочка может захотеть стать танцовщицей, а мальчик — игроком в крикет. Он представляет наши динамичные амбиции и цели.
Под «Идеальным я» Роджерс имел в виду некоторые цели, которые нам недоступны. Роджерс предлагает что-то нереальное, стандарт, которому мы не можем соответствовать. Это в основном эквивалентно суперэго в теории Фрейда. (Hjelle & Ziegler, 1992)
Это может привести к разрыву между реальным «я» и идеальным «я».
Если идеальное «я» и реальное «я» похожи, наша концепция «я» верна. Высокая конгруэнтность между реальным я и идеальным я ведет к большее чувство собственного достоинства и здоровая, продуктивная жизнь . Когда между ними большой разрыв или несоответствие, это приводит к неадекватности .