Якорь в психологии: Якорь, якорение — Психологос

Содержание

Якорь, якорение — Психологос

 

Фильм «Управление гневом»

Якорь — стимул, сформированный одним-двумя повторениями и вызывающий нужную ассоциативно связанную с ним эмоциональную реакцию или состояние. По другому, якорь — метка или ассоциативная связь в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния.

Например, имя человека является одним из сильнейших якорей, действующих в течение всей жизни. Часто люди оборачиваются в ответ на произнесенное имя, даже когда это имя обращено к другому. Якорем можем быть и талисман, и касание чьего-либо плеча или предплечья, фотография из детства и определенный тон голоса, костюм «для экзаменов» и памятные даты… — все, что привлекло наше внимание и оказалось связанным с тем или иным событием. Негативные якоря регулярно портят нам настроение, позитивные — делают нашу жизнь яркой, светлой и праздничной.

Якоря делают переживания доступными для сознательного управления, используя те естественные процессы, которые обычно протекают бессознательно.

Якорь — очевидный эквивалент стимула в теории условных рефлексов И. П. Павлова, однако от обычных условных рефлексов его отличают две особенности:

  • Об условных рефлексах говорят применительно к физиологическим реакциям, а об якорях — применительно к эмоциональным реакциям, состояниям и переживаниями,
  • Якорь — быстроустанавливающийся условный рефлекс. Если собака в экспериментах Павлова начинала выделять желудочный сок на лампочку через несколько десятков повторений «мясо-лампочка», это долго, это не якорь. А если ассоциативные связи установились быстро, сразу или всего за несколько повторений, говорят о якорях.

Почему в одних случаях связи создаются долго и очень долго, а в других случаях быстро, иногда практически мгновенно? Может быть несколько объяснений. Возможно, управлять желудочным соком труднее, чем эмоциональными состояниями. Также возможно, что мгновенные связи устанавливаются на базе генетической предрасположенности: повышеной генетической чувствительности некоторых реакций к определенным стимулам.

Например, те мыши, которые не обучались мгновенно бояться змей и их избегать, в процессе эволюции исчезли. См.→

Якорение — установление якоря на то или иное состояние. Мы якорим себя постоянно, и очень часто совершенно случайным образом. Наверное, наша задача взять этот процесс в свои руки, и использовать якорение во благо как себе, так и окружающим людям. Якорение собственного состояния и использование этого якоря часто используется, чтобы управлять своим состоянием.

Например, в гостях вы испытали прилив воодушевления и решили, что было бы неплохо сделать себе такое же состояние внутреннего настроя позже, когда будет необходимо выступать перед аудиторией на работе. Для этого можно умеренно-сильно ущипнуть себя, например, за левую мочку уха. То есть поставить якорь на состояние воодушевления. Дальше, когда возникнет необходимость «вспомнить» это эмоциональное состояние и поднять его в себе, вам будет достаточно еще раз ущипнуть себя за мочку левого уха. Со временем сила якоря уменьшается — якорь стирается и потребуется поставить его заново.

Желание расстаться в случае ссор — одна из попыток снять негативный якорь, возникший на партнера. Это малоудачный вариант, рассмотрите другие, например создание семейных праздников.

Якорь можно поставить на какое-либо эмоциональное состояние с целью воспроизвести это эмоциональное состояние в другой момент времени. Якорение состояния другого человека и использование этого якоря, чтобы на него воздействовать — одна из форм манипуляций, как позитивных, так и негативных.

Установив клиенту якорь на состояния спокойствия, защищенности и комфорта, вы можете смело начинать с ним процесс работы над лечением фобии, зная, что в случае затруднений вы всегда сможете вывести его из состояния фобии в более ресурсное состояние, используя установленный якорь.

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Различают якоря кратковременные, которые без дополнительного подкрепления вскоре перестают работать, и долговременные, которые могут работать в течение всей жизни человека. Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния.

 

 

​Для того чтобы знать, в какой момент лучше установить якорь, и суметь его правильно воспроизвести, нужно обладать хорошо развитой сенсорной остротой. Для того чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Якорь считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же «чистую» реакцию. Связь, установленная якорем, может быть изменена.

Существует масса способов использования якорей. Интеграция якорей — объединение нескольких якорей одной полярности. Наложение якорей — объединение нескольких якорей из разных контекстов в один общий якорь (применительно к одному и тому же состоянию). Цепочка якорей — создание цепи последовательных состояний таким образом, что каждое предыдущее состояние автоматически запускает каждое последующее в данной цепочке. Коллапс якорей — объединение якорей разной полярности и, по сути, разрушение якорей.

Из отчетов студентов Университета практической психологии

С якорями было просто. Начала их ставить еще на сессии, и напарница отозвалась позже, что они работают. Ее якорь на мне «написание учебных работ вовремя для меня легко и радостно» тоже работает! Об этом говорит хотя бы то, что за этот месяц я все работы сдала в срок! Ни одна в хвост ни ушла.

Себе ставила и снимала якоря. Для начала их научилась хоть немного отслеживать и делить на позитивные и не очень. Хорошие якоря, приятные мне, такие как реакция на определенную музыку, запахи, слова оставила и, кажется, они еще больше закрепились от того, что я их теперь осознаю. Убрала раздражение на утренний будильник брата коллапсом якорей. Поставила якорь, что когда я вижу гору грязной посуды в раковине по утрам, это наполняет меня энергией. Детям и родне прикосновением руки ставила якоря на позитивные эмоции. Проверяла: скажу кому-то приятное или приятное происходит фоном — поглажу по спине. Потом просто подхожу и глажу — человек улыбается автоматически! Работает, значит. Племяннице так же ставила якорь на осанку. Ровная спинка – трогаю за ручку ее. Потом просто трогаю – спинка у нее сама распрямляется. Якоря работают! Теперь, кажется, у меня такая мания даже – видеть якоря во всем…

Якоря в НЛП. Техника Якорь для жизни. Как ставить якоря

Skip to content

Техника НЛП Якоря: якорение своего счастья

Исходя из сугубо личного опыта он считал английский джазом, немецкий — классикой, французский — церковной музыкой, а испанский — городским шансоном. (с) Беатриче и Вергилий

Чтобы осознать НЛП технику якоря, достаточно вспомнить наглядную историю с собакой Павлова: есть некий раздражитель / триггер, и есть реакция на него; есть причина, и есть следствие. Практика показала, что для техники якоря (создания  взаимосвязи между триггером и вызываемым им состоянием) нужно соблюсти всего 3 простых правила. Но об этом чуть позже.

Photo by Regine Tholen on Unsplash

Сейчас давайте познакомимся с якорем на примере из жизни.

Недалеко от дома, в котором вы жили, есть кофейня. Совсем маленькая, но уютная, в белых тонах и с декором из сухих цветов на столах, она в течение нескольких месяцев служила вам офисом каждый день. Вы знаете всех бариста в лицо, а они знают вас и любят перекинуться с вами парочкой фраз о личном; самое удобное кресло негласно «забронировано» за вами.

А потом вы переехали в другой район. Сняли офис, ведь дела пошли в гору, да и это удобнее. И вот, спустя полгода, вы заглядываете по делам в свой старый район. Вполне закономерно с вами случается мысль выпить чашечку ароматного кофе в излюбленном месте и придаться воспоминаниям. Вы подходите, открываете дверь, делаете шаг внутрь, и… вместо романтичной ностальгии вас с ног до головы окатывает мысль о вашей работе.

Знакомьтесь, это — якорь!

Ну вот, теперь можно и к терминологии.

 

НЛП Wiki: Термины

Якорь — в психологии и НЛП это триггер, спусковой крючок для той или иной реакции. Якорь может сформироваться случайно, а может быть намеренно установлен себе или другому; может быть конструктивным (вызывающим ресурсное состояние) и деструктивным (вызывающим нересурсное состояние).

Якорение — намеренное или случайное связывание эмоции и состояния (реакции) с определенным действием или событием (триггером). Якоря обычно бывают внешними, т.е. возникают во внешней среде. При этом, вызывают они состояния внутренние .

Триггер (раздражитель) — действие или событие, которое ведет за собой реакцию.

Коллапс якорей — использование полярно заряженных (позитивного и негативного) якорей одинаковой мощности, что приводит к уничтожению обоих. Эту НЛП технику используют для того, чтобы убрать нежелательные или болезненные якоря с помощью положительных, создавая своеобразный когнитивный диссонанс.

Переякорение — смена реакции на один и тот же триггер.

Якоря позволяют любому самостоятельно регулировать собственные состояния, а порой и состояния других людей. Мы можем создавать себе любые якоря в зависимости от наших целей, тем самым меняя своё состояние и отношение к людям и ситуациям. Заякорить можно всё: радость, удовольствие, гнев, отвращение, презрение, спокойствие.

 

Виды якорей

Якоря могут выглядеть, пахнуть, звучать.

1. Визуальные

Это внешние черты, цвета, фотографии, одежда, жесты. Знаменитое «Встречают по одёжке» — сюда.

Примеры визуальных якорей:

С чем вы визуально ассоциируете Леди Гагу? Анджелину Джоли? Мэрилин Монро?

Эффектная блондинка с короткими пышными локонами, высоко изогнутыми бровями и полными губами изящно подчеркнутыми красной помадой — и вы уже вспоминаете Мэрилин. Следом за визуальным рядом в голове включатся ее песни или фильмы и то неповторимое состояние, ими вызываемое.

Стимул вызвал реакцию.

Согласитесь, одежда, цвет, стиль или движение — связующие звенья с нашими индивидуальными ощущениями, ассоциациями и воспоминаниями. «Этот пушистый белый свитер напоминает мне о тебе», «ты так бурно жестикулируешь, можно подумать, что ты из Италии» — вот такие они, визуальные якоря. Фотографии, открытки, подарки, взглянув на которые сразу накатывает определенное состояние, мысли — сюда же.

Вот почему брендинг — это стильно, модно и… работает. Nike, McDonalds, Adidas, iPhone – все это уникальное сочетание визуальных характеристик, которое угадывается безошибочно. Увидите похожее сочетание где-то еще и в уме сразу всплывет первоисточник, чем, возможно, даже усилит подсознательную лояльность к бренду.

2. Аудиальные

Это звуки, тембр, громкость и т.д.

Включая песню, мы с ней включаем в себе соответствующие состояния или ассоциации; слыша имя значимого человека, мы можем ощутить то состояние, которое испытывали рядом с ним. А рождественские песни? Сколько всего они в нас включают — и “Один дома”, и грузовик с Кока-Колой, и аромат мандарин. Что говорите, июль на дворе?

Именно поэтому “наша с ним песня” — это ни разу не глупо, а очень даже стратегично. Заводите отношения с человеком — заведите и вашу песню! Причем сделайте это, будучи на пике эмоций, в какой-то очень приятный и романтичный момент.  

3. Кинестетические

Сюда относятся прикосновения, вкусы, запахи (ольфакторные якоря). 

Во второй половине октября мир пахнет, как теплый пирог. (с) Элис Хоффман

Давайте представим ситуацию: мужчина приходит домой с работы. Он понурил голову и плечи, на лице держится мина недовольства — мужчина устал и очень раздражен. Навстречу ему из спальни выходит его девушка, подходит к нему и крепко обнимает.

Что только что случилось? Случилось кинестетическое заякоривание состояния на его начальных стадиях.

Но начальная стадия может уйти в ноль, а может смело двинуться дальше. Судьба якоря в этом случае зависит от поведения девушки: если это повторится еще несколько раз, то у мужчины заякорится крепкий и неприятный условный рефлекс «объятия = раздражение». Если уже закрепленный психологический якорь не заменить другим, объятия с этой конкретной девушкой (или с любой вообще) обречены портить мужчине настроение.

(Такая ситуация маловероятна и взята лишь в качестве примера. Чтобы заякорить состояние нужно нечто более оригинальное, чем простое объятие).

Туда же отнесем запахи и вкусы, вызывающие у нас определенные состояния и мысли. Вкусовые и обонятельные якоря могущественны: «тот самый» вкус или аромат способен десятилетиями мучить или радовать наши эмоции.

Одно можно сказать точно: чем больше якорей корабль бросил в гавани, тем тяжелее ему из неё уплыть. 

Чем больше хороших ассоциаций у нас вызывают, скажем, отношения, тем крепче будет желание их сохранить. Чем больше связок «семья = радость»,  тем меньше желания из этой семьи убежать.

К слову, именно якоря — лучшие помощники в борьбе с тревогой, страхом и грустью. В НЛП среде есть такое понятие как «Тревожный чемоданчик»  — секретное убежище каждого НЛПера и персональный набор ресурсных якорей, который всегда помогает при нарастающем ощущении тревоги, беспокойства или дискомфорта. В нём собраны всевозможные положительные раздражители, которые уж точно поднимут настроение. Это разные типы якорей: и любимые песни, и красивые картинки, и «счастливая» одежда, и вкусная еда, и всегда-повышающие-настроение фильмы и книги – в общем, то прекрасное, что можно воспроизвести. 

 

Техника «Якорь»

Как же ставить якоря? Для якорения (заякоривания нужного состояния) необходимо соблюсти 3 условия техники:

1. Поймать пик состояния, которое хочется заякорить

Якорь всегда устанавливается в тот момент, когда любое состояние (позитивное или негативное) достигает своего пика. Определить пик состояния легко: любая эмоция во время своего пика проявляется наиболее интенсивно. Это может быть сильная жестикуляция, заливистый смех, выражение удовольствия, грусти или расслабленности на лице, слёзы, крик и так далее.

2. Сделать якорь уникальным

Уникальным – в смысле несколько необычным для конкретной ситуации. К примеру, если человек на пике радости, и вы решите пожать ему руку, поздравляя его, сделайте это как-то по-особенному. Но помните: вы должны быть в состоянии уместно воспроизвести еще много раз, потому не переборщите с оригинальностью.

При установлении якоря малознакомому человеку помним о естественной очередности восприятия: сначала мы видим человека, потом слышим его, и после этого прикасаемся к нему (при необходимости). Потому сразу трогать человека за ногу для установления якоря не стоит. Для начала лучше сделайте какой-то жест, воспользуйтесь звуками и интонациями.

3. Позаботиться о регулярном повторении якоря

Якорь должен воспроизводиться в точности так же, как в момент его установки. Если что-то будет сказано или сделано не так, то якорь не будет закреплен. И не забывайте напитывать и закреплять якорь повторением — без этого якорь быстро умрет.

Выжить без повторения смогут лишь ну очень эмоциональные и крепко засевшие в голову якоря, а это явление редкое.

Так можно трансформировать свои и чужие неприятные воспоминания. Само воспоминание при этом остаётся прежним, но меняется эмоциональная оценка, которую вы ему давали.

Для изменения своего отношения к ситуации необходимо:
  •        вспомнить ту ситуацию, отношение к которой вам хочется изменить;
  •        определить, какое эмоциональное состояние вы хотите внедрить;
  •        достичь пика этого эмоционального состояния;
  •        заякорить это состояние, сделав какое – то действие: посмотреть на фотографию, включить песню, ущипнуть себя, сжать руку в кулак и так далее;
  •        вспомнить всю ситуацию, и на место старой эмоции «поселить» новую, воспроизведя якорь как бы в самой ситуации.

 

Ну что, всем понятна техника якорей? Если остались вопросы — не стесняйтесь, пишите!

*Наша бесплатная энциклопедия нейролингвистического программирования: НЛП Wiki

 

Все, что вы хотели бы знать про НЛП, теперь доступно в новом видеокурсе НЛП Практик

Это подробный видео учебник с упражнениями, пояснениями и практическими кейсами с доступом к знаниям в любой точке мира и в любое время.

Полный видеокурс НЛП Практик Базовый состоит из восьми частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный видео учебник по отдельным темам нейролингвистического программирования. Несмотря на то, что все восемь частей логически выстроены в последовательный курс, вы сможете начать самостоятельное обучение с любой из частей, которая содержит нужные вам темы.

Слушайте. Повторяйте. Практикуйте. Внедряйте. Меняйте отношение к жизни и ситуациям на более конструктивное. Учитесь по-новому общаться с собой, с другими, с миром.

Новые мысли и знания приведут к вашему новому поведению и новым реакциям. А это, в свою очередь, быстро притянет в вашу жизнь новые классные результаты во всех сферах.

Подробнее о курсе читайте здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Page views 37 865

Page load link Go to Top

Эффект привязки и как он может повлиять на ваши переговоры — PON

PON — Программа переговоров в Гарвардской школе права — https://www.

pon.harvard.edu

Эффект привязки — это когнитивное искажение, описывающее распространенную человеческую склонность слишком сильно полагаться на первую предложенную информацию

Автор Персонал PON — / Навыки ведения переговоров

Эффект привязки — это когнитивное искажение, описывающее распространенную человеческую склонность слишком сильно полагаться на первую предложенную информацию («якорь») при принятии решений. Во время принятия решений привязка происходит, когда люди используют первоначальную информацию для вынесения последующих суждений. Как только якорь установлен, другие суждения делаются путем корректировки в сторону от этого якоря, и существует предвзятость в отношении интерпретации другой информации вокруг якоря. Например, начальная цена, предлагаемая за подержанный автомобиль, устанавливает стандарт для остальных переговоров, так что цены ниже начальной цены кажутся более разумными, даже если они все еще выше реальной стоимости автомобиля.

В переговорах часто возникает эффект привязки, но постановка цели может повлиять на конечный результат. В обзоре исследований по постановке целей специалисты по переговорам Дебора Зетик и Элис Стулмахер из Университета ДеПола обнаружили, что, когда участники переговоров ставят конкретные, сложные цели, они неизменно превосходят тех, кто ставит более низкие или расплывчатые цели. Возможно, неудивительно, что производительность повышается, когда участники переговоров получают вознаграждение за достижение цели, например бонус в размере 10 000 долларов США за оплату 2 000 часов. Однако даже невознаграждаемая цель, например, пробежать сегодня пять миль, повышает производительность.

Тем не менее, есть несколько потенциальных недостатков постановки амбициозных целей переговоров. Совершенно очевидно, что неспособность достичь своей цели может повлиять на вашу удовлетворенность общим результатом. Хотя исследователи Адам Галински, Виктория Медвек и Томас Массвейлер обнаружили в одном из исследований, что участники переговоров, которые сосредоточились на высоких целях, достигли объективно лучших результатов, чем их коллеги, которые не сосредоточились на высоких целях, участники переговоров, достигшие высоких результатов, были менее удовлетворены своими результатами, чем участники переговоров.

их ровесники.

Примечательно, что когда этих успешных участников попросили рассмотреть их цены бронирования (баллы за выход), а затем оценить их результаты, их удовлетворение соответствовало объективным показателям эффективности. Урок? Чтобы максимизировать свой результат, сосредоточьтесь на своей амбициозной цели во время переговоров. После переговоров увеличьте свое удовлетворение (или удовлетворение своего босса), сравнив результат с ценой бронирования.

Когда вы стремитесь к своей цели, ограничивая свою будущую гибкость (например, заранее публично объявляя о своей приверженности низкой закупочной цене), вы можете выбрать между тупиком и непривлекательной альтернативой. Стратегии агрессивных обязательств наиболее эффективны, когда они используются с теми, кто склонен идти на большие уступки под давлением, и когда важно завоевать репутацию жесткого человека.

Когда Эд Ренделл стал мэром Филадельфии в 1992 году, городские рабочие были одними из самых высокооплачиваемых муниципальных служащих в стране, а годовой дефицит бюджета города составлял 250 миллионов долларов. Ренделл знал, что профсоюзы могут пойти на уступки, но убедить их в этом будет сложно. Как сообщалось в New York Times, еще до начала переговоров Ренделл публично повторял — почти ежедневно — свое обещание сбалансировать городской бюджет и выдержать забастовку в случае необходимости. Эти заявления позволили ему посвятить себя своей сложной цели. Ренделл предложил профсоюзным работникам контракт, который, среди прочего, замораживал их заработную плату на 33 месяца. Рабочие объявили забастовку, но приняли предложение всего через 16 часов. За следующие четыре года контракт сэкономил городу около 374 миллионов долларов.

И последнее беспокойство заключается в том, что постановка целей может усилить мотивацию нежелательного поведения, такого как обман. Ученые Морис Швейцер, Лиза Ордонез и Бэмби Дума демонстрируют, что, когда люди не достигают своих целей, они с большей вероятностью будут вести себя неэтично, например обманывать, чтобы заявить, что достигли своих целей. Когда вы ставите перед своим отделом продаж сложные задачи, вы можете мотивировать их совершать незаконные продажи так же, как и законные.

Что вы думаете об эффекте привязки? Оставьте нам комментарий.

Связанные навыки ведения переговоров Статья:  Определение переговоров: искусство убеждения? Apple и эффективное обрамление

Пример эффекта привязки — чем поделиться в переговорах

Адаптировано из статьи Мориса Э. Швейцера (профессор Пенсильванского университета) «Стремись к высокому, улучшай результаты переговоров», впервые опубликованной в информационном бюллетене Negotiation .

Первоначально опубликовано в июне 2010 г.

Похожие сообщения

Теги: привязка, эффект привязки, в переговорах, Морис и Швейцер, переговоры, цели переговоров, бюллетень переговоров, навыки ведения переговоров, переговорщики, резервная цена, эффект привязки

Гарвардский колледж

Copyright © 2023 Negotiation Daily. Все права защищены.

Якорение: определение в психологии и примеры

Якорение: определение в психологии и примеры

Бет Биренбаум, MPH
Отзыв Чики Дэвис, магистр медицины, доктор философии

Якорение — это в значительной степени бессознательный процесс, когда мы в значительной степени полагаемся на первую часть информации, которую мы получаем, чтобы делать быстрые выводы. Читайте дальше, чтобы узнать о его сильном влиянии на наше восприятие, поведение и решения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Вы когда-нибудь покупали что-то, думая, что получили много, но потом осознавали, что на самом деле заплатили слишком много? Или, может быть, вы недооценили себя в переговорах о зарплате? Или осуждаете человека слишком быстро, потому что он напоминает вам кого-то другого или из-за его внешности? Вероятно, это связано с явлением, называемым эффектом якоря, и это случается со всеми нами.

Якорение — это хорошо задокументированный когнитивный процесс, происходящий вне нашего сознания (Furnham & Boo, 2011). Якорение влияет на нашу жизнь и поведение каждый день. В этой статье мы объясним, как это работает, опишем его преимущества и недостатки, а также рассмотрим, что мы можем сделать, чтобы уменьшить его воздействие.​

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое якорение в психологии? (Определение)

Привязка — это склонность делать быстрые оценки исключительно на основе первой попавшейся информации. Это помогает нам лучше понять окружающие нас вещи, когда мы сталкиваемся с неопределенностью или нехваткой времени (Tversky & Kahneman, 1974).

Но мы склонны придавать слишком большое значение этой исходной информации или предыдущему опыту, что приводит к неточному восприятию и ошибкам в принятии решений. Первоначальная информация становится «якорем», и, как следует из названия, нас тянет к ней, и мы склонны придерживаться ее даже после изучения новой информации (APA, 2023) 9.0003

Примеры анкеровки

Привязка к первому впечатлению
Пример, с которым мы все знакомы, — оценка других по первому впечатлению. Исследования показывают, что мы можем судить о личности людей за миллисекунды (Willis & Todorov, 2016). Эти быстрые оценки основаны на выражении лица, наших воспоминаниях о других похожих людях и даже на том, как мы видим себя (Willard & Markman, 2017). Эти вещи дают отправную точку и позволяют вам быстро принимать решения о том, как реагировать, когда вы плохо знаете кого-то. К сожалению, мы также склонны основывать будущие суждения о человеке на этом первоначальном, иногда поверхностном впечатлении, которое, в свою очередь, влияет на наше поведение по отношению к нему (Willard & Markman, 2017).

Вот пример из моего собственного опыта. Я склонен к застенчивости, поэтому, когда я встречаюсь с кем-то, мою тишину иногда принимают за холодность или отчужденность. Но правда в том, что мне нужно немного времени, чтобы освоиться, особенно в группе. Недавно на корпоративной вечеринке коллега не решился обнять меня на прощание, сказав: «У меня такое впечатление, что ты не обнимашка». Поэтому я улыбнулась и обняла ее. (Надеюсь, она обновила свое впечатление.)

Привязка к ценообразованию и продажам
Анкеровка широко используется в продажах. Продавцы часто устанавливают цену намного выше, чем они ожидают получить. Таким образом, когда они немного снижаются, покупатель, скорее всего, купит его, даже если цена все еще завышена. Я знаю, что я лох для этого. В дисконтных магазинах одежды я думаю, что получаю «такую ​​сделку!» если бирка показывает, что рекомендуемая розничная цена намного выше той, которую я плачу, даже если эта первоначальная цена вполне может быть произвольной.

Другие примеры ситуаций привязки:

  • Переговоры о зарплате
  • Проведение числовых оценок
  • Маркетинг
  • Вынесение приговора по уголовному делу
  • Медицинский диагноз

В этом видео показано несколько приведенных выше примеров привязки и объясняется, как это влияет на наши суждения.

Видео: Критическое мышление — Когнитивное искажение: привязка

Почему привязка считается эвристикой?

Эвристика — это ярлык или «эмпирическое правило», помогающее оценить проблему и быстро и легко сделать выводы. Привязка считается эвристикой, потому что она позволяет быстро оценивать ситуации. В условиях давления или нехватки времени вам, возможно, не придется тратить время на оценку деталей или сбор дополнительной информации, прежде чем отвечать. Он позволяет действовать в момент, что необходимо в некоторых обстоятельствах. Это похоже на интуицию.

Преимущества и недостатки привязки

Преимущества
Как упоминалось выше, преимущество привязки заключается в том, что она позволяет быстро принимать решения. Это помогает вам делать разумные оценки и быстрые оценки в сложных ситуациях, когда у вас ограниченная информация или время.

Скорее всего, в таком подключении есть эволюционное преимущество. Для наших предков, вероятно, было важно уметь быстро распознавать агрессивное выражение лица. Вероятно, было не очень хорошей идеей тратить время на сбор дополнительной информации и тщательное обдумывание того, собирается ли этот человек на самом деле быть агрессивным или у него просто был плохой день.

А в сегодняшних условиях, без быстрого способа оценки повседневных ситуаций, мы тратили бы слишком много времени и сил на обдумывание мелких решений. Некоторые решения могут просто не иметь большого значения, например, что съесть на обед. Представьте себе, что вы тратите время на рассмотрение плюсов и минусов каждого пункта меню и факторов, которые могут на вас повлиять. Вероятно, это нормально основывать свое решение на своем опыте того, что вам нравилось ранее.

Еще одним преимуществом является то, что якорение помогает вам быстро оценить, что другие чувствуют в социальных ситуациях. Если кто-то говорит вам, что он только что пережил травматическое событие, такое как смерть любимого человека, или счастливый случай, такой как свадьба, мы можем сделать предположения о том, что он чувствует, основываясь на нашем собственном опыте — наша память служит нам. как якорь в этом случае. Опираясь на это знание, мы можем соответствующим образом корректировать свое поведение.

Ловушки
Основная ловушка заключается в том, что привязка приводит к неточным выводам или неверным решениям, потому что мы игнорируем или даже не замечаем потенциально важную информацию. Кроме того, это также может привести к самоисполняющимся пророчествам. Мы склонны доверять только той информации, которая поддерживает наше первоначальное суждение, и отбрасывать или обесценивать информацию, которая этого не подтверждает. Нетрудно представить, как это может привести к предвзятым суждениям о других людях или неверным выводам о ситуациях.

Маркетологи также используют привязку в своих интересах. Зная, что люди не склонны отклоняться далеко от первоначальной информации, они следят за тем, чтобы первая цена, которую люди увидят, была высокой. Кроме того, привязка — это то, что делает ценообразование на несколько единиц успешным. Например, если есть знак распродажи, показывающий «4 яблока по 5 долларов», мы с большей вероятностью купим 4, даже если мы можем купить их по 1,25 доллара каждое. Мы зациклились на 4. И то же самое происходит, когда мы видим табличку с надписью «ограничение 5 на одного клиента». Это становится суммой, которую вы хотите.

Привязка к переговорам

Классический пример якорения в переговорах — покупка автомобиля. Продавец автомобилей устанавливает запрашиваемую цену намного выше, чем та, по которой они хотят ее продать, тем самым устанавливая якорь. Поэтому, когда они соглашаются немного снизить цену, покупатель думает, что он заключил сделку, даже если он по-прежнему платит больше, чем стоит машина. Покупатель действует исходя из этого первоначального якоря и склонен видеть сквозь эту точку зрения.

Это также происходит при переговорах о зарплате. Вот почему вам, вероятно, будет выгодно первым установить диапазон заработной платы. И просить больше, чем вы ожидаете. Это число, скорее всего, запомнится работодателю, и он будет склонен приспосабливаться к нему. Конечно, это может произойти и в обратном направлении. Их предложение может остаться у вас в памяти, что приведет к недооценке вашей ценности на этой должности.​

Что такое привязка и регулировка?

Анкеровка и регулировка — это более подробное описание того, что часто происходит с анкеровкой. Он описывает процесс, в котором вы начинаете с начальной части информации в качестве руководства, а затем корректируете эту начальную точку по мере получения дополнительной информации. Это продолжается до тех пор, пока вы не поверите, что пришли к правдоподобному выводу.

Звучит разумно, правда? Тем не менее, исследования показывают, что, хотя это лучше, чем вообще ничего не менять, результаты часто остаются неточными, особенно когда время обработки ограничено. Проблема в том, что обычно мы перестаем приспосабливаться слишком рано (Теованович, 2019).). И поскольку мы рассматриваем новую информацию с точки зрения якоря, мы обычно не оцениваем новую информацию объективно.

Примеры в здравоохранении
Обычно мы имеем представление о шансах заболеть определенным заболеванием, которое часто основывается на семейном анамнезе. Кроме того, последние достижения в генетическом тестировании некоторых заболеваний вносят свой вклад в наше восприятие риска заболевания. Эти факторы могут создать якорь, от которого мы не можем избавиться, даже если получаем другую информацию от поставщика медицинских услуг (Senay & Kaphingst, 2008). Это может быть вредным, потому что недооценка риска может привести к неправильному выбору образа жизни, а переоценка может привести к чрезмерному или необоснованному беспокойству.

Исследование предполагает, что эта склонность придерживаться своего якоря может быть уменьшена с помощью «усиленного мышления» (Senay & Kaphingst, 2008). Это мышление медленное, контролируемое и преднамеренное. К сожалению, беспокойство снижает нашу способность к такому критическому мышлению. (Я определенно чувствовал, что моя способность ясно мыслить резко снижается, когда я беспокоюсь.) Однако, когда пациенты имеют более полное и точное представление о своих рисках, беспокойство может быть уменьшено, позволяя разуму спокойно оценивать ситуацию. Это показывает важность эффективного информирования о здоровье.

Медицинские работники так же подвержены ошибкам настройки, как и пациенты. Неудивительно, что большинство поставщиков медицинских услуг обычно не ожидают от пациентов того же уровня знаний медицинской терминологии, что и у них. Поэтому они корректируют свой язык, объясняя пациентам риски заболеваний. Однако исследование показало, что часто они не достаточно далеко отходят от своего якоря (своих медицинских знаний), оставляя пациентов оценивать свои риски в соответствии с их собственными субъективными и, возможно, дезинформированными оценками (Senay & Kaphingst, 2008). подчеркивает важность хорошего общения.

Как привязка создает предвзятость?

Привязка создает предвзятость, потому что мы прыгаем к легкодоступной контрольной точке, чтобы сделать быстрые суждения, а затем продолжаем придавать ей слишком большое значение (Berg & Moss, 2021). И даже перед лицом противоречивой или изменяющейся информации мы склонны придерживаться первоначальной оценки.
В одном исследовании, даже когда исследователи сказали участникам исследования игнорировать предоставленную исходную информацию, участники все равно делали суждения, основанные на этом якоре (Berg & Moss, 2021). Это показывает, насколько сильна склонность нашего мозга к якорю.

Как ни странно, даже случайная информация, не имеющая отношения к делу, может зацепить ваш мозг. В одном исследовании участников попросили назвать две последние цифры их номера социального страхования, а затем спросили, сколько они готовы потратить на разные продукты. Люди, чьи последние две цифры были выше, указывали, что они будут платить больше (Ariely et al., 2006). Просто мысль о номере социального страхования создала якорь.

Предвзятость при вынесении приговора в зале суда
Даже судьи, которые обучены быть беспристрастными, подвержены якорю, когда им предъявляют номер перед вынесением приговора. И не просто число, связанное с длиной предложения, а даже случайное число. Если они восприимчивы, то кто нет? Это видео отлично объясняет и даже дает несколько советов о том, как избавиться от предвзятости привязки.

Видео: Какой приговор вы бы дали: следите за предвзятостью привязки

Как мы можем преодолеть предвзятость привязки?

Преодолеть предвзятость привязки может быть трудно, потому что наш мозг настроен на короткие пути. Хотя мы не можем устранить их, мы можем уменьшить их влияние, что приведет к принятию более взвешенных и обоснованных решений и поможет вам избежать неправильных (а иногда и вредных) предположений о других. Вот несколько шагов, которые могут помочь:

  • Первый шаг — осознать якорь. (Это может быть самой сложной частью.) Сделайте шаг назад и подумайте, не слишком ли вы полагаетесь на первое, что узнали, на первое впечатление или на предыдущий опыт.
  • Задержка с принятием решения.
  • Оспорьте свои первоначальные впечатления или выводы.
  • Проводите исследования, будьте открыты для новой информации или выслушивайте противоположные аргументы. Постарайтесь мыслить критически.
  • Помните, что можно отбросить или изменить первоначальные суждения. Мы все склонны к предубеждениям. Признать это и пересмотреть свою оценку — признак вдумчивости и проницательности, а не слабости.​

статей, связанных с привязкой

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Восприятие: определение, примеры и типы
  • Эвристика доступности: определение, примеры и предвзятость
  • ​Созерцание: определение, примеры и теории​​​​​​​​​​​​​​

Книги, связанные с якорением

Если вы хотите продолжать учиться, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Влияние предвзятости привязки на поведение на финансовых рынках
  • Слепые зоны между нами: как преодолеть бессознательное когнитивное искажение и построить лучшие отношения
  • Иррациональный разум: как дать отпор скрытым силам, влияющим на принятие нами решений

Заключительные мысли об анкеровке

Привязка необходима для быстрого принятия решений, когда информация или время ограничены. Однако это часто вводит нас в заблуждение, предрасполагая к блокированию или игнорированию другой жизненно важной информации. Кроме того, это часто приводит к предвзятым оценкам окружающих или нелогичным выводам.

Знание того, что мы все подвержены якорению, может помочь нам лучше осознать это и, возможно, побудить нас быть более терпимыми к другим, особенно когда мы сталкиваемся с кем-то, кто придерживается своих взглядов, несмотря на доказательства обратного. Кроме того, если мы лучше осознаем эффекты привязки, мы с меньшей вероятностью будем судить о других только по первому впечатлению. Это может даже улучшить наши отношения и то, как мы себя воспринимаем.​​

Не забудьте взять нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Развивайте свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • АПА. (2023). Апа Словарь психологии. Американская психологическая ассоциация. Получено 8 февраля 2023 г. с https://dictionary.apa. org/anchoring-bias
  • Ариэли Д., Левенштейн Г. и Прелек Д. (2006). «согласованный произвол»: стабильные кривые спроса без стабильных предпочтений. Конструкция предпочтения, 246–270. https://doi.org/10.1017/cbo9780511618031.014 
  • Берг, С. А., и Мосс, Дж. Х. (2021). Привязка и предвзятость суждения: игнорирование в условиях неопределенности. Психологические отчеты, 125 (5), 2688–2708. https://doi.org/10.1177/00332941211016750 
  • Фернхэм, А., и Бу, Х.К. (2011). Обзор литературы об эффекте якоря. Социально-экономический журнал, 40 (1), 35–42. https://doi.org/10.1016/j.socec.2010.10.008 
  • Сенай, И., и Кафингст, К. А. (2008). Предвзятость привязки и адаптации в информировании о риске заболевания. Принятие медицинских решений: международный журнал Общества принятия медицинских решений, 29(2), 193. https://doi.org/10.1177/0272989X08327395
  • Теованович, П. (2019). Индивидуальные различия в эффекте привязки: свидетельство роли недостаточной адаптации. Европейский журнал психологии, 15 (1), 8-24. https://doi.org/10.5964/ejop.v15i1.1691
  • Тверски, А., и Канеман, Д. (1974). Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения. Наука, 185 (4157), 1124–1131. https://doi.org/10.1126/science.185.4157.1124
  • Уиллард, Д. Ф., и Маркман, А. Б. (2017). Привязка к себе и другим во время социальных выводов. Topics in Cognitive Science, 9(3), 819–841. https://doi.org/10.1111/tops.12275 
  • Уиллис, Дж., и Тодоров, А. (2016). Первые впечатления. Психологическая наука. https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.2006.01750.х

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи: