Янь и инь философия: Инь и ян • Arzamas

Философия инь-ян и учение о пяти элементах

«Инь и ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной.»
И Цзин

Инь и ян — важнейшая категория древней китайской философии, отражающая двойственность этого мира. Пять элементов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, создают все материальное многообразие Вселенной.

Система двух начал и пяти стихий

Фу Си, легендарный первый император Китая

Понятия инь и ян существовали в китайской философии издревле. Ян — это мужское активное начало, инь — женское пассивное. Все в этом мире, считали китайцы, состоит из противоположностей: небесное и земное, холодное и горячее, высокое и низкое, большое и маленькое. В V веке до н. э. в Китае появилась философская школа Инь-ян цзя (Школа темного и светлого начал), которая собрала все знания об инь-ян воедино. Философы этой школы разработали целую систему, объясняющую все мироздание с точки зрения двух противоположных начал.

Как же инь и ян создают Вселенную и поддерживают ее гармоничное существование? Здесь нужно упомянуть еще одну категорию китайской философии — пять первоэлементов, или пять стихий. Это огонь, вода, металл, дерево и земля. Пять элементов образуются от взаимодействия друг с другом инь и ян. Вступая во взаимосвязь, они, в свою очередь, создают все огромное разнообразие этого мира, в том числе человека.

Учение о пяти элементах и двух началах не было отвлеченной теорией, оно применялось и по сей день применяется китайцами во многих областях жизни. На нем основана китайская медицина, боевые искусства, гадательные практики и фэншуй. Все вещи и явления рассматриваются в отношении с пятью элементами. Например, элементу огня соответствует красный цвет, время года — лето, числа 2 и 7, планета Марс, в организме человека — сердце и т. д.

В китайском фольклоре существуют истории о мистической трансформации инь в ян, где герой под воздействием неких магических сил может поменять пол. Считается, что это отголоски оккультных ритуалов, направленных на духовное перерождение человека

«И цзин»

Изначально иероглифы инь и ян обозначали две стороны холма, солнечную и теневую. То есть были одним целым, которое менялось из-за внешнего воздействия — солнца. Сначала солнцем освещалась одна сторона холма, потом — другая. Так и в природе: инь и ян — это не что-то определенное и застывшее, эти два начала постоянно меняются, проникают друг в друга и тем самым создают вечное движение в мироздании.

Как мы все замечали, жизнь не всегда течет гармонично, иногда возникают сбои — в природе, в обществе или в организме человека. Это происходит оттого, считают китайские философы, что какое-то из двух начал начинает преобладать, нарушая равновесие.

Впервые учение инь-ян было представлено в трактате «И цзин» («Книга перемен»), написанном в VIII–IV веках до н. э. Китайские мудрецы, стремясь понять и систематизировать все огромное многообразие Вселенной, объяснили его при помощи инь и ян. В книге изображены 64 гексаграммы — сочетания шести целых и прерывистых линий. Прерывистая линия — это инь, целая — ян. 64 гексаграммы изображают все возможные сочетания инь и ян и, таким образом, отображают все жизненные ситуации. При этом последовательность линий показывает развитие данной ситуации. Каждая гексаграмма сопровождается разъясняющими афоризмами и комментариями.

«Книга перемен» традиционно используется для гаданий. При помощи монет или веточек тысячелистника гадающий определяет гексаграмму, которая должна ответить на его вопрос, после чего читает и трактует афоризмы и комментарии.

«Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро — это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга»
Дао дэ цзин

Поделиться ссылкой

«Знакомство с понятиями Инь-Ян» – Школа Мастера Ши Янбина

Статьи о здоровье

«Знакомство с понятиями Инь-Ян»

Несколько тысяч лет назад люди в Китае не располагали ни фундаментальными теоретическими знаниями, ни измерительным оборудованием и могли полагаться только на свою наблюдательность и собственные ощущения, и тем не менее им удалось создать уникальную и феноменальную модель, объясняющую по сути все мироздание.
Можно предположить, как она зарождалась: мудрый человек, сидя на горе, наблюдал за сменой дня и ночи, прислушивался к собственным ощущениям. Ночью – луна и ощущения холода, днем – солнце и ощущение тепла, проголодался – ощущение пустоты (недостаток), переел – ощущение полноты (избыток), и то что происходит внутри – ощущения внутренние, снаружи – внешние. Специфические ощущения, возникающие в теле при определенном состоянии сознания, были определены мудрецом, как жизненная сила –

«Ци». Людям, практикующим оздоровительную гимнастику цигун и тайцзицюань, хорошо знакомы эти ощущения. Ци – это нематериальная, чувственная субстанция, основа всех жизненных процессов, происходящих в организме человека.

Позднее, с развитием философских школ были созданы три основные теории: теория Инь-Ян, теория Пяти Элементов и теория Ци.
Концепция Инь-Ян является самым важным, определяющим элементом китайской философии и медицины.

Разработана она была Школой Инь-Ян, главным мыслителем которой был Чжоу Ян (около 350–270 гг. до н. э.) в эпоху Воюющих царств.
Теория Пяти Элементов (У-Син) датируется эпохой правления династии Чжоу (1000–770 гг. до н. э.). Она использовалась в медицине, астрологии, естественных науках, в календарной системе, музыке, политике, проявлялась во многих аспектах, как например, 5 патологических цветов лица, 5 вкусов трав, 5 органов Инь и др.
Концепция Ци является ядром китайской философии. То, что природа Ци изменчива и может относиться и к материальному и духовному, обуславливает понимание того, что тело и дух нечто единое. Бесконечное разнообразие проявлений Вселенной – результат постоянной концентрации и рассеивания Ци – основа бесконечных проявлений, изменений вокруг, включая минералы, растения, животных и человека.

Концепция Инь-Ян

Концепция Инь-Ян, наряду с учениями о Ци пронизывает все Китайскую философию и радикально отличается от какой-либо философской идеи Запада.

Теория чрезвычайно проста, но очень глубока, поняв её можно во всем находить ее проявления. Инь-Ян представляют собой противоположные и дополняющие друг друга качества. Инь содержит в себе семя Ян и наоборот; Инь может трансформироваться в Ян и наоборот.

Бесконечное чередование двух циклически меняющихся стадий в природе любого явления, в которых один всегда сменяется другим, как смена дня и ночи. С одной стороны – свет, Солнце, яркость, деятельность, движение, время, Небеса, Восток, Юг, левый, красный, огонь – это Ян. С другой стороны – тьма, Луна, тень, отдых, пространство, Земля ,Запад, Север, правый, белый, вода – это Инь.
В сущности, Инь и Ян являются проявлениями чередующихся во времени противоположных по качеству стадий, и это является движущей силой изменения и развития всего. День сменяется ночью, лето – зимой, рост – упадком и наоборот. И каждое явление содержит внутри себя оба аспекта. День относится к Ян, но как только он достигает пика в полдень, Инь внутри него постепенно начинает отвоевывать своё.

То же самое происходит в годовом цикле, в цикле дня:
весна – рассвет, лето – полдень, осень – сумерки, зима – полночь.
Весна = Ян, внутри Инь = рост ЯнВесна/рассвет – Ян
Лето = Ян, внутри Ян = максимум Ян
Осень = Инь, внутри Ян = рост ИньОсень/сумерки – Инь
Зима = Инь, внутри Инь = максимум Инь

Вода при нагревании превращается в пар. Пар при охлаждении конденсируется и превращается обратно в воду. Вода в своем жидком состоянии – Инь, а пар, образующийся под воздействием жара, принадлежит к Ян.
Деревянный стол состоит из плотного вещества, но если его поджечь, он превратиться в жар и свет. Дерево, из которого сделан стол – Инь, а тепло и свет образующиеся при сгорании – Ян.

«Небо – это скопление Ян, а Земля – это скопление Инь» («Вопросы о простейшем» глава 2).
Важно понимать, что испарения и скопления не являются независимыми, скорее перетекают друг в друга.
В своей наиболее разреженной форме Ян нематериален и относится к чистой Энергии, тогда как Инь в своей грубой и плотной форме относится к Материи. И с этой точки зрения энергия и материя являются двумя состояниями непрерывности, бесконечной смене агрегатных состояний.
«Инь спокоен, Ян активен, Ян дает жизнь, Инь дает рост… Ян превращается в Ци, Инь превращается в материальную жизнь» («Вопросы о простейшем», глава 2).
Ян относиться к творению и деятельности, его суть соответствует расширению и восхождению. Инь относится к конденсации и материализации, его природа – это сжатие и спуск.

ЯнИнь
НематериальноеМатериальное
Производит энергиюПроизводит форму
РождаетРастит
Не вещественныйВещественный
ЭнергияМатерия
РасширениеСжатие
ОгоньВода

Основы взаимосвязи Инь-Ян:

    • Несмотря на противоположность Инь-Ян формируют единство и дополняют друг друга.
    • Ян содержит в себе Инь, и наоборот; это отражено белой точкой на черном поле, и наоборот, черной на белом поле.
    • Ничто не бывает полностью Инь или полностью Ян.
    • Ян превращается в Инь и наоборот.

О теории «Пяти элементов» / У-Син

Теорию Пяти элементов развивала та же философская школа, в которой была разработана теория Инь-Ян. Её главным представителем был Цзоу Ян (350–270 гг. до н. э.)
Из книги «Шан-Шу» (1000–771 гг. до н. э.):

«Пять Элементов – это Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля. Вода увлажняет и стремиться вниз, Огонь вспыхивает вверх, Дерево может гнуться и выпрямляться, Металл может плавиться и затвердевать, Земля позволяет сеять, взращивать и собирать урожай. То, что смачивает и стремиться вниз (Вода), является соленым. То, что вспыхивает вверх (Огонь), является горьким, то, что способно сгибаться и выпрямиться (Дерево), является кислым, то, что может расплавиться и затвердеть (Металл), является острым, то, что позволяет сеять, растить и жать(Земля), является сладким».

Этот отрывок ясно показывает, что Пять элементов символизируют пять различных состояний и качеств, присущих явлениям природы. Они же имеют отношение к вкусам (и запахам), и эти вкусы, видимо, отражают внутренние качества, присущие явлению (то есть химический состав, если пользоваться современной терминологией) в большей мере, чем непосредственно вкус.

    • Пять элементов – это не пять типов материи, а пять типов процессов:
    • Дерево: «может сгибаться и выпрямляться», это твердость, пригодность к обработке; распространение; весна; ветер; запах-прогорклый; звук – крик; цвет – зеленый; эмоция – гнев; вкус – кислый; ткани – сухожилия; глаза.
    • Огонь: «вспыхивает вверх» – жар, ожог; стремление вверх; лето; жара; запах – горелый; звук – смех; эмоции – радость; вкус – горький; ткани – сосуды; язык.
    • Металл: «можно ковать и твердеет» – твердость, пригодность к ковке; сжатие; осень; сухость; запах – тухлый; звук – всхлипывания; тревога, грусть, тоска; вкус – острый; ткани – кожа; нос.
    • Вода: «смачивает, стремиться вниз» – жидкость, текучесть, растворение; стекание вниз; зима; холод; запах – гнилой; звук – стон; страх; вкус – соленый; ткани – кости; уши.
    • Земля: «позволяет сеять, растить и жать» – питание; центр, стабильность; нет сезона; сырость; запах – сладковатый; звук – пение; задумчивость; вкус – сладкий; ткани – мышцы; рот и губы.

Принципы, лежащие в основе теории Пяти элементов, применяются в терапии диетой и траволечением – важной области китайской медицины. Каждый продукт и лекарственное растение имеет определенный вкус и относится к какому-либо Элементу.
«Вкус» продукта не всегда совпадает с реальными вкусовыми качествами, например, мясо ягненка считается горьким, как и яблоко. Поэтому «вкус» продукта или травы соответствует внутренним качествам, хотя в большинстве случаем они совпадают.
Каждый из вкусов обладает определенным действием на организм:

    • кислый вкус порождает жидкости и Инь. Это вяжущие вещества, они могут контролировать потоотделение и диарею;
    • горький вкус очищает Жар, успокаивает и укрепляет. Он очищает Сырость-Жар и подавляет повышение Ци;
    • сладкий вкус тонизирует, балансирует и смягчает. Он поддерживает организм, если он находится в состоянии недостатка, и останавливает боль;
    • острый вкус рассеивает, и его используют для изгнания патогенных факторов из организма;
    • соленый вкус течет вниз, смягчает уплотнения и используется для лечения запоров и припухлостей.

При чрезмерном потреблении продукта или лекарственного растения определенного вкуса можно оказать негативное воздействие на определенную часть тела.
Кислый вкус достигает нервов, вредит Печени, и должен приниматься ограниченно.
Горький вкус достигает костей.
Сладкий вкус достигает мышц и при избытке его ведет к ослаблению их.
Острый – рассеивает Ци и должен быть исключен при недостатке Ци.
Соленый – высушивает Кровь и должен быть исключен при недостатке Крови.

Таким образом, если заболевает орган, следует исключить продукты, вкусы которых принадлежат Элементу, контролирующими этот орган.
Например, соленый вкус принадлежит Элементу Вода. Вода угнетает Огонь, поэтому избыток соли вредит Сердцу. Так избыток кислого будет вредить Элементу Земля, то есть Селезенке.
И наоборот, каждый орган питается вкусом Элемента, который он контролирует. Например, Дерево (Печень) контролирует Землю, сладкий вкус соответствует Земле, отсюда сладкий вкус приносит пользу Печени. Но – переедание сладкого, наносит вред Печени.

Я познакомила вас с материалом из учебников Традиционной Китайской Медицины. Конечно, это не такой простой материал, не все я подробно описала, не так легко сразу вникнуть в суть, но уже понятно, что есть необходимость задуматься о многом.
В дальнейшем, я расскажу, как эти теории работают в подборе сбалансированного питания, как понимать какие свойства у продуктов и как изменять их в кулинарии.

Литература:
Основы китайской медицины, Джованни Мачоча, Рид Элсивер, 2-е издание, 2011.

Шарофат Богачёва

врач аллерголог-иммунолог, гомеопат,
специалист по питанию в «Клинике доктора Загера»

Share:

Китайская философия – Инь и Ян – Сама мысль

Одной из ранних космологических и философских идей, занимающих центральное место в китайской мысли, которую можно найти в ранних династиях, является система , взаимодополняющих противоположностей Инь и Ян , две стороны энергии ( чи ) . Инь — темная, женская и земная сила, а Ян — светлая, мужская и небесная сила . Многие ранние общества времен шаманизма рассматривали космос как сексуальное порождение мужских и женских сил. Разум понимает и рассуждает в терминах противоположностей, а создание и воссоздание жизни природой было связано с порождением потомства самкой и самцом . В китайской концепции Инь ассоциировалось с принятием пассивного, темнотой пространства, опорой земли, отсутствием небытия и тайной непознанного. Ян ассоциировался с трансформацией активного, яркостью солнца, движением неба, присутствием бытия и силой известного 9.0012 . Китайский иероглиф трансформации также основан на двух иероглифах, обозначающих человека, стоящего лицом друг к другу с ног до головы.

Идея состоит в том, что все состоит из других вещей и находится в отношениях с ними с точки зрения оппозиций. Древние греки, а позднее немецкие философы использовали термины диалектика и диалектика для описания противоположных компонентов и движений вещей, включая человеческий разум, истину и диалог. Гегель, следуя Исааку Ньютону и идее о том, что для каждого движения существует равное и противоположное движение, писал в своем Логика :

Этот истинный и положительный смысл антиномий (противоположностей) таков: всякая актуальная вещь заключает в себе сосуществование противоположных элементов. Следовательно, знать или, другими словами, постигать предмет равносильно тому, чтобы сознавать его как конкретное единство противоположных определений . Старая метафизика, как мы уже видели, изучая объекты, о которых она искала метафизического познания, приступала к работе, применяя категории абстрактно и исключая их противоположности.

Как бы ни сопротивлялся рассудок признать действие диалектики, мы не должны предполагать, что признание ее существования исключительно принадлежит философу. Вернее было бы сказать, что диалектика выражает закон, который ощущается во всех других ступенях сознания и в общем опыте. Все, что нас окружает, можно рассматривать как проявление Диалектики .

Инь и Ян стали центральной идеей системы гадания И Цзин, а затем и Даосизма. Многие знакомы с Инь и Ян благодаря даосскому символу, который считается солнечным календарем, показывающим приблизительно продолжительность светового дня в течение года, когда он увеличивается летом и уменьшается зимой . Даосы получили этот образ от одной из многих школ Периода Ста Школ, которые не выжили под покровительством Хань, называемой школой Инь Ян.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Инь Ян Значение — Происхождение И Определение

Истоки инь и ян восходят к древней китайской философии. Символы Инь и Ян представляют собой две половинки, которые вместе составляют целостность. Значение инь-ян на протяжении веков наполняет каждый аспект китайской космологии, астрологии, гадания, медицины, искусства и управления.

 

Происхождение символа Инь и Ян

Символ восходит к даосизму, основанному на вере в то, что все во вселенной содержит две силы: инь и ян. Инь символизирует темную, пассивную, женскую силу, а Ян символизирует светлую, активную, мужскую энергию. Говорят, что оба они исходят из Великого Предельного (тайцзи), влияя на процессы во вселенной и на все, что в ней есть. Инь относится к «закрытой двери, темноте и южному берегу реки и северной стороне (или тенистой стороне) горы», а ян относится к «высоте, яркости и южной стороне (или солнечной стороне) горы.

 

Что означает символ Инь-Ян?

Символ Инь и Ян напоминает нам, что все в жизни содержит две противоположности, и для сохранения баланса нам нужно найти способ гармонично работать с обеими сторонами. Инь-ян также является метафорой различных аспектов нашей личности. У всех нас есть светлая и темная стороны, и важно найти способ сбалансировать их.

Инь и Ян (или 陰 и 陽 в традиционных китайских иероглифах) — это напоминание о том, что в жизни нет ничего по-настоящему черного или белого, и всегда будет серая зона. «Кривая s» инь-ян символизирует, как взаимодополняющие силы инь и ян взаимосвязаны и постоянно «вливаются и перетекают» друг в друга. Когда ян набухает в верхней части круга, инь сжимается, а когда инь набухает в нижней части круга, ян сжимается.

 

Символизм Инь и Ян

Тайдзиту символизирует Инь-Ян, также известный как «Символ Инь и Ян» или «Абсолютный Символ». Тайдзиту представляет собой круг, разделенный на две половины изогнутой линией. Верхняя половина белая и представляет Ян, а нижняя половина черная и представляет Инь. Тайдзиту также является представлением того, как инь и ян взаимодействуют друг с другом. Инь и Ян всегда в движении, постоянно движутся и меняются. В инь есть немного ян, а в ян есть немного инь.

Инь и ян присутствуют во всем, что составляет вселенную, включая солнце (аспект ян) и луну (аспект инь). Эти две силы находятся в постоянном противостоянии, но они также нуждаются друг в друге для поддержания динамического равновесия. Инь-ян присутствует днем ​​и ночью, горячим и холодным, огнем и водой. Все эти вещи не могут существовать без оппозиции. Инь и Ян также присутствуют в пяти элементах китайской философии: дереве, огне, земле, металле и воде.

 

Линии Инь и Ян

И Цзин можно использовать для гадания, когда разные гексаграммы и последовательности имеют разное значение. В «И Цзин» инь и ян представлены тремя горизонтальными линиями: линии инь прерывистые, а линии ян сплошные. Различные комбинации линий инь и ян привели к созданию 64 гексаграмм. Каждая половина разделена не прямой линией, а идеально ровной вогнутой параболической S-образной кривой.

 

Примеры Инь и Ян

Принцип Инь и Ян заключается в том, что все вещи существуют как неразделимые и противоречивые противоположности. Есть много примеров инь и ян в мире природы. Некоторые из них включают день и ночь, зимнее и летнее солнцестояние, жару и холод, огонь и воду. Даже в наших телах есть энергии инь и ян.

Инь-ян представляет собой наблюдение тени Земли на Луне и запись положения созвездия Большой Медведицы в течение года. Эти наблюдения составляют четыре точки компаса:

  • Солнце встает на востоке и
  • Солнце садится на западе.
  • Направление самой короткой измеренной тени — юг.
  • Ночью полярная звезда указывает на север.

 

Инь и Ян в китайской медицине

Инь-ян играет ключевую роль в традиционной китайской медицине. Ранний медицинский текст, известный как «Хуанди Нэйцзин» («Классика внутренней медицины Желтого императора»), содержит подробный отчет о физиологических функциях и патологических изменениях в организме, а также рекомендации по диагностике и лечению с точки зрения инь-ян. Жители Запада могут использовать инь-ян при обсуждении концепций баланса для достижения гармонии в своей практике восточных философских или медицинских традиций, таких как тайцзи, фэн-шуй или акупунктура.

В китайской медицине инь и ян описывают противоположные силы, из которых состоит человек. Иглоукалывание основано на вере в то, что дисбаланс потока ци может вызвать болезнь. Введение иголок в определенные точки на меридианах позволяет восстановить равновесие и укрепить здоровье. Ци течет по телу по системе 12 каналов, называемых меридианами, каждый из которых связан с отдельным органом.

 

Инь и Ян в йоге

В йоге инь и ян представляют две стороны нашей природы: физическую и духовную. Инь-йога — это медленная практика, направленная на удлинение и снятие напряжения в соединительных тканях. Этот тип йоги заземляет и помогает сбалансировать энергию тела. Ян-йога — это более активная практика, которая способствует развитию силы и гибкости. Этот тип йоги помогает создать тепло в теле и заряжает энергией. Инь-ян-йога, также называемая парной йогой, полезна во время беременности, когда оба партнера работают вместе, чтобы создать баланс.

Инь и Ян помогут вам найти баланс в жизни вне мата. Вы можете использовать символ инь-ян в качестве напоминания о том, что нужно уделять время физической активности и покою, балансировать между работой и игрой, активностью и отдыхом или другими равными противоположностями в вашей жизни. Поиск баланса — это непрерывный процесс, но инь и ян могут быть полезными инструментами в вашем путешествии.

 

Обретение баланса через Инь и Ян

Инь и Ян можно использовать для достижения баланса во всех сферах жизни. Осознавая энергии инь и ян, присутствующие в вашей жизни, вы можете начать делать выбор, который поможет вам достичь более сбалансированного состояния. В китайской медицине инь и ян описывают противоположные силы, составляющие человеческое тело. Дисбаланс инь и ян может привести к болезни.

1. Осознайте энергию инь и ян в своей жизни.

2. Делайте выбор, который поможет вам достичь более сбалансированного состояния.

3. Используйте символы инь и ян в качестве напоминания о необходимости найти баланс во всех сферах жизни.

4. Стремитесь к гармонии между физическим и духовным с помощью практик йоги, сосредоточенных на энергиях инь и ян.

5. Подарите символ инь и ян тому, кто вам дорог, чтобы побудить его найти баланс в собственной жизни.

6. Повесьте символ Инь-Ян у себя дома или в офисе как напоминание о необходимости найти баланс в своей жизни.

7. Носите украшения с символами Инь и Ян, чтобы не забывать сохранять равновесие.

8. Поместите символ Инь и Ян на свой алтарь или место для медитации в качестве напоминания о необходимости искать гармонию в своей духовной практике.

Инь и Ян — две половинки, составляющие единое целое. Вы можете создать гармонию в своей жизни, найдя баланс между этими двумя энергиями.

Anahana Meditation Resources

Медитация Wikis

Медитация чакры

Методы медитации

Медиментация для сканирования. Связь

Медитация благодарности

Медитация от беспокойства

Медитация под руководством

Ночная медитация

Самоукомка. Работы

Музыка для медитации

Подарки для медитации

Польза от медитации

Что такое медитация?

Что такое внимательность?

Приложения для медитации

Медитация для начинающих

Медитация без дела

Что такое Тай Чи?

Значение Инь-Ян

 

Ссылки

Значение Инь и Ян: история, примеры + 5 способов найти баланс | mindbodygreen

Инь и Ян: символическое значение и связь с йогой

Ябуути, Киёси. «Китайская астрономия: факторы развития и ограничивающие факторы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *