Госпитализм — Психологос
Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.
Исследования Р. Спица
Подобное состояние, возникавшие у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в. американским психологом Рене Арпад Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи.
Условия возникновения
Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.
Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.
Госпитализм без интерната
Эффект госпитализм может возникнуть и вне стен интерната, если ребенок был лишен общения с людьми с детства. Науке известно несколько таких примеров. Все они относятся к весьма отдаленному прошлому. В этой связи возникают сомнения: не были ли упущены какие-то возможности педагогического воздействия, которые позволили бы достичь более обнадеживающих результатов? Казалось бы, за последние десятилетия психолого-педагогическая наука настолько шагнула вперед, что окажись такой «дикарь» в руках современных специалистов, уж они-то из него «сделали бы человека». Что ж, имеется и пример сравнительно недавний. Что же он демонстрирует?
4 ноября 1970 г. работником социальной службы городка Аркадия, шт. Калифорния, было сделано страшное открытие. В убогом домишке в чулане была обнаружена девочка лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком заточении всю свою жизнь. Ее мать, которая страдала психическим расстройством и отличалась крайне неадекватным поведением, не пожелала (или не смогла) объяснить свою «педагогическую концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме. Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки подкармливала, не давая ей умереть с голоду. Впрочем, если б не случайная находка социального работника, жить девочке оставалось бы недолго. Состояние ее организма было удручающим. Иного и трудно ожидать при условии отсутствия полноценного питания, солнечного света, свежего воздуха и физической активности. Но еще более плачевным было ее психическое состояние. Несчастная девочка не только не умела выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких не имела.
Все ее поведение сводилось к примитивному набору инстинктивных рефлексов.Естественно, бедная девочка была отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким именем ее нарекли — взяла на себя целая команда специалистов из Калифорнийского университета под руководством психолога Дэвида Риглера. Долгие годы были посвящены титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени. Итоги этой работы были представлены общественности в 1994 г. в рамках научно-популярной передачи по общенациональному телевидению. Увы, результаты, несмотря на весь гуманистический пафос проделанной работы, оказались неутешительны: человеком Джени так и не стала, повторив печальный опыт Виктора, Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати, в этой связи возникают резонные вопросы к теологам. В каком состоянии пребывает душа в этом человеческом по виду теле? Можно ли вообще за набором примитивных рефлексов констатировать хоть какой-то намек на существование души? Если, согласно религиозному канону, человеческое тело в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем это проявляется в подобных случаях?)
Впрочем, этот результат был вполне предсказуем. Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо. Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные декларации воспитателей-«гуманистов», призывающих «не мешать» естественному развитию ребенка. Среди них, наверное, много замечательных людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку. Вот только им не мешало бы сверить свои идеалистические установки с печальными примерами, один из которых носит имя Джени. Потому что дикаря можно вырастить не только в чулане.
Госпитализм у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение
Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос. Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.
Общие сведения
Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля. Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях. Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.
Госпитализм у детей
Причины госпитализма у детей
Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого.
- Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
- Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.
Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.
Патогенез
В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы. Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми. Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.
Симптомы госпитализма у детей
Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие. В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого. У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.
В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные. Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.
В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти». Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется. Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу. Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.
Осложнения
Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения. При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности. Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.
Диагностика
Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении.
- Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
- Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
- Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .
Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации. При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами. Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.
Лечение госпитализма у детей
Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление. Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов. Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.
В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий. Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций. Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.
Прогноз и профилактика
Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода. Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение. Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.
Госпитализм | Encyclopedia.com
Рене Шпиц ввел термин госпитализм в своей работе, определяющей расстройства у младенцев, помещенных в специализированные учреждения на длительное время и лишенных заместительной материнской заботы. Позже это понятие было расширено и теперь относится к тяжелой и длительной материнской депривации.
В соответствии с концепцией материнской заботы Зигмунда Фрейда госпитализм относится к наиболее радикальным последствиям недостатков в этой области. Определяющее исследование этого явления, проведенное Спитцем, касалось брошенных детей, которые были разлучены со своими матерями примерно в три месяца и жили в течение пяти-шести месяцев в детской, которая, как говорили, была безупречна с точки зрения ухода, но была изолирована и лишена человеческие отношения связи для младенцев.
Шпиц описал эти две патологические формы в паре публикаций (госпитализм в 1945 г., анаклитическая депрессия в 1946 г.) под общим подзаголовком «Исследование генезиса психических состояний в раннем детстве». В его работах подчеркивается жизненная важность объектных отношений и серьезные последствия их отказа. Кроме того, это подчеркивает актуальность прямого наблюдения за младенцами. Реальный младенец и реконструированный младенец, помещенные в отношения взаимной переоценки, делают возможным множество открытий, подтверждающих метод исследования, предложенный Шпитцем. Таким образом, его концепция возвращает нас к истокам детской психиатрии и первому Всемирному конгрессу по детской психиатрии в 1919 г.80, посвящена его памяти.
Как модель депривации в институциональных условиях госпитализм занимает историческое место в дизайне детских приютов и учреждений по уходу за детьми. Это понятие получило международную известность благодаря монографии Всемирной организации здравоохранения (№ 2, 1951 г.), озаглавленной «Охрана материнства и психическое здоровье»; его координировал Джон Боулби, уже зарекомендовавший себя в этой области за десять лет до того, как он переключил внимание на теорию привязанности.
Концепция госпитализма Шпица вызвала ряд критических анализов, некоторые из которых касались конкретных моментов (неточность самого термина, отсутствие точности в педиатрических терминах, упущение частых повторных разлучений, неспособность учесть роль отца и т. д.), другие, более общие по своему охвату. Эта критика привела к серьезным переоценкам в новой монографии Всемирной организации здравоохранения, опубликованной в 1919 г.62, основными авторами которого были Серж Лебовичи и Мэри Д. Эйнсворт.
Изучение краткосрочных и долгосрочных последствий разлучения младенца с матерью оставалось одним из главных направлений детской психиатрии (Мишель Суле), постоянно пересматриваемым в свете новых открытий и подходов: компетенции младенцы, патологии отношений, прогресс в знаниях о психическом функционировании младенцев, психосоматические последствия как наиболее важные психопатологические проявления фрустрации в раннем младенчестве (Леон Крейслер). За несколькими важными исключениями формы госпитализма на рубеже тысячелетий в меньшей степени связаны с пребыванием в учреждениях и чаще связаны со сложностью социальной и внутрисемейной депривации, с которой дети сталкиваются в современном обществе.
Леон Крейслер
См. также: Оставление в живых; Анаклиз/анаклит; лишение; Шпиц, Рене Арпад.
Библиография
Эйнсворт, Мэри Д. Солтер. (1962). Последствия материнской депривации: обзор результатов и противоречий в контексте исследовательской стратегии. В Мэри Д. Эйнсворт и Р. Г. Андри Лишение материнской заботы . Женева: Всемирная организация здравоохранения.
Лебовичи Серж. (1962). Sur la понятие де carence maternelle. В La carence de soins maternels, reévaluation de ses effets . Женева: Всемирная организация Санте.
Суле, Мишель; Лозанна, Кэтлен; и Леблан, Нелли. (1995). La carence de soins maternels. В Serge Lebovici, René Diatkin и Michel Soulé (Eds.) Nouveau traité de psychiatrie de l’enfant et de l’adolescent (том 4, стр. 2529-2545). Париж: Presses Universitaires de France.
Шпиц, Рене А. (1945). Госпитализм: исследование генезиса психических заболеваний в раннем детстве. Психоаналитическое исследование ребенка , 1 , 53-74.
Шпиц, Рене А. (1946). Анаклитическая депрессия. Психоаналитическое исследование ребенка , 2 , 313-342.
Дополнительная литература
Шпиц, Рене А. (1946). Госпитализм: последующий отчет. Психоаналитическое исследование ребенка , 2 , 113-118.
[Последствия феномена госпитализма]
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию: Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 штука5 штук10 штук20 штук50 штук100 штук200 штук
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
Обзор
. 2007 декабрь; 53 (12): 2131.[Статья в французский]
Франсуа Леманн 1 , Ивон Брюнель, Мартин Дауэс, Ричард Буле, Ренальд Бержерон
принадлежность
- 1 Департамент семейной медицины, Факультет медицины, Университет Монреаля, CP 6128, Succursale Centre-Ville, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
- PMID: 18077751
- PMCID: PMC2231552
Обзор
[Статья в французский]
François Lehmann et al. Кан Фам Врач. 2007 Декабрь
Бесплатная статья ЧВК . 2007 декабрь; 53 (12): 2131.Авторы
Франсуа Леманн 1 , Ивон Брюнель, Мартин Дауэс, Ричард Буле, Ренальд Бержерон
принадлежность
- 1 Департамент семейной медицины, Факультет медицины, Университет Монреаля, CP 6128, Succursale Centre-Ville, Монреаль, Квебек, Канада. [email protected]
- PMID: 18077751
- PMCID: PMC2231552
Цель: Оценить влияние двух различных систем стационарной помощи посредством обзора литературы.
Качество доказательств: Многие области остаются неясными, потому что некоторые из исследований носят оппортунистический характер и сообщают только об отдельных случаях или простых наблюдениях до и после. Немногие исследования являются действительно экспериментальными, и все они проводились в академических условиях, что ограничивает их достоверность за пределами этих условий.
Основное сообщение: Имеющиеся данные поддерживают использование госпиталистов, которые ежегодно посвящают как минимум 2 месяца работе в больнице и работают полный рабочий день в палатах. Чаще всего расходы сокращаются, а жители получают лучшее образование благодаря госпиталистской системе. Важным моментом в отношении качества медицинской помощи является то, что показатели смертности в обеих системах одинаковы.
Заключение: Некоторые вопросы остаются без ответа. Например, какой тип обучения лучше всего подходит для подготовки резидентов к работе в больнице и как врачам лучше всего поддерживать свои навыки в этой области?
ЦЕЛЬ: Оценщик воздействия двух систем госпитальеров на один литературный обзор.
КАЧЕСТВО ДОННЕЙ: Il reste des zones nébuleuses car plusieurs des études sont opportunistes, signalant une expérience isolée ou de simples avant-après. Peu sont vraiment expérimentales et toutes ont été menées dans des milieux universitaires, limitant ainsi leur validité externe.
СООБЩЕНИЕ ДИРЕКТОРА: Les données support l’utilization de Médecins Hospitaliers qui consacrent un minimum de 2 mois par année à ce travail et qui sont alors à plein temps sur les étages. Les coûts sont plus souvent qu’autrement réduits et l’enseignement est amélioré. Пункт де repère важно де ла qualité des soins, ла смертность est égale dans les les systèmes de soins.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Определенные вопросы вежливы без ответа, не давайте выбирать форму meilleure en vue de préparer les résidents au travail Hospitalier et la façon de maintenir les compétences acquises.
Похожие статьи
- Семейные врачи первичной медико-санитарной помощи и две госпитальные модели: сравнение результатов, процессов и затрат.
Smith PC, Westfall JM, Николс Р.А. Смит П.С. и др. Дж. Фам Практ. 2002 декабрь; 51 (12): 1021-7. Дж. Фам Практ. 2002. PMID: 12540326
- Педиатрические стационарные системы по сравнению с традиционными моделями ухода: влияние на качество и стоимость результатов.
Mussman GM, Conway PH. Муссман Г.М. и соавт. Дж Хосп Мед. 2012 апр;7(4):350-7. дои: 10.1002/jhm.951. Epub 2011 3 октября. Дж Хосп Мед. 2012. PMID: 21972204 Обзор.
- Влияние службы госпиталя с медсестрой, планирующей выписку, на уход за пациентами в академической клинической больнице.
Палмер Х.К., Армистед Н.С., Эльницки Д.М., Гальперин А.К., Огершок П.Р., Маниваннан С., Хоббс Г.Р., Эванс К. Палмер Х.К. и др. Am J Med. 1 декабря 2001 г .; 111 (8): 627–32. doi: 10.1016/s0002-9343(01)00976-7. Am J Med. 2001. PMID: 11755506
- Госпиталистское движение и семейная практика — непростая комбинация.
Бэгли Б. Бэгли Б. Дж. Фам Практ. 2002 декабрь; 51 (12): 1028-9. Дж.