Юность психология: Юношеский возраст

Содержание

Психология юности

Психология юности

Склярова Т. В.

Период юности называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. В современном взгляде на процесс взросления человека, его вхождения в социальную жизнь юношеский возраст обозначен как ранняя юность (15–17 лет) и поздняя юность (18–21).

В разных периодизациях верхняя граница юности представлена очень вариативно: от 20 до 22 лет. Задача данной темы – осветить психологию ранней юности как период, на котором заканчивается детство человека.

Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, вполне созрели для этого.

Юность аккумулирует в себе все новообразования предыдущих возрастов и они проявляются в юности в новом качестве.

От раннего детства возвращается к юности эстетический тип мироощущения, чувство светлой бесконечности. Младший школьный возраст закладывает внимание к законам и порядкам мира внешнего, социального и морального. Новое их качество проявляется в том, что повзрослевший человек стремится не просто приспособиться к существующим законам, но и самому менять ситуацию, утверждая этот закон. «Наконец от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы укрощённая и просветлённая…, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души».

Из подросткового возраста ребенок вступает в новый период с умением сознательно подражать тем или иным образцам, со сложившимся представлением о себе как о личности, может применять волю для достижения определенной цели и начинает самоконструирование своей личности.

Ранний юношеский возраст мы будем также рассматривать сквозь призму становления самосознания как интегративной психологической функции, стоящей в центре всех изменений данного периода.

В отличие от подростка, юноша соотносит имеющийся у него идеал с окружающими его людьми. Он пытается в живых реальных ситуациях и близких людях увидеть этот идеал. Но так как для этого необходимы особые личностные качества, которые зачастую юность ещё не имеет, юноша конфликтует с этими людьми. Для него то, что соответствует его идеалам, положительно, а то, что не соответствует, – отрицательно. Юношеский максимализм – причина частых разочарований. Этот возрастной период образно характеризуют как период «черно-белой» логики. Только развивающийся процесс самопознания позволяет юноше скорректировать свою оценку и найти равновесие между своей позицией и позицией других людей. Самопознание позволяет ему начать соотносить идеал со своими личностными чертами, и здесь можно говорить о том, что детство как период жизни закончилось.

Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками и одновременно повышает избирательность. Поэтому огромное значение в ранней юности приобретает дружба и романтическая любовь. Общение носит доверительный, интимный характер. Это сензитивный возраст для установления близких, тесных, откровенных отношений с другими людьми. Те из юношей, которые не научаются данному умению, с трудом обретают друзей в течение последующей жизни. Кроме того, дружба и любовь выступают своеобразными формами психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства, получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Как отмечают возрастные психологи, юноши и девушки, общаясь с представителем противоположного пола, заменяют доминирующую в подростничестве физическую коммуникацию (объятия, щипки, поглаживания, прикосновения) на словесное общение (комплименты, ирония, остроумные шутки, игровые намеки). Для девушек чаще эмоциональной отдушиной выступают дневники.

Профессиональное самоопределение

Традиционно юношеский возраст рассматривается с позиции профессионального выбора (Пряжников, 1996). Е.А. Климов специально выделяет в стадиях становления профессионала стадию оптации, которая приходится на рассматриваемый возраст, когда человек принимает принципиальное решение о выборе пути профессионального развития. Стадия оптации (от латинского – «желание», «выбор»), по мнению автора, охватывает период с 11–12 до 14–18 лет.

Л.А. Головей считает, что основой адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. В 16–17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом. Имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов. Далее на этапе начальной профессионализации происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек – социальная и художественная.

Процесс профессионального самоопределения проходит ряд этапов. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с той или иной из них поведения.

Второй этап – подростковые фантазии, когда отрок видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и юношеский возраст, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка (я люблю историю, стану-ка я историком!), далее с точки зрения его способностей (у меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?) и, наконец, с точки зрения его системы ценностей (я хочу помогать больным – стану врачом). Четвертый этап, по мнению И.С. Кона, – практическое принятие решения, собственно выбор профессии, он включает два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему, т.

е. выбор конкретной специальности. Но, судя по данным социологов, ориентация на поступление в вуз формируется раньше, чем созревает выбор конкретной ситуации.

Важнейшими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

В современных условиях подросток 13–14 лет вынужден выбирать будущую профессию, профиль обучения, но оказывается не готовым к самостоятельному выбору и обнаруживает низкую активность в профессиональном самоопределении.

В широком смысле самоопределение подростка включает в себя не только профессиональный выбор, но и процессы полоролевого самоопределения, становления идентичности, ценностно-смыслового самоопределения.

Общение и мировоззрение

Время юности связано с началом профессионального и личностного самоопределения – окончание школьной учёбы, начало профессионального обучения или первая самостоятельная трудовая деятельность, окрепшие личностные привязанности.

Ведущей деятельностью юности становится поиск своего места в жизни. Основные новообразования – осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов (выстраивание стратегии), вызревает готовность к самоопределению.

В ранней юности возникает особый интерес к общению со взрослыми. Эмоциональные контакты со взрослыми восстанавливаются на сознательном уровне. С родителями обсуждаются планы на будущее, жизненные перспективы. В них юные люди хотят видеть советчиков и друзей, но на определенном уровне дистанции: это значимое общение, но не интимное. В психологическом времени жизни для юношей и девушек акцентировано будущее. Настоящее – это только подготовка к будущей, подлинной (взрослой) жизни. Оно облегчает юному человеку переживание неприятностей и разочарований, позволяя с легким сердцем относится к ним. Обратной, негативной стороной такого отношения является пониженное чувство ответственности. Юноша, живя предвкушением будущего, в то же время желает получить результаты немедленно или в самое ближайшее время.

Указанное противоречие, по мнению Р.М. Грановской, имеет физиологические и психологические причины: для юноши время тянется немного медленнее, чем для зрелых людей.

Юность заканчивается тогда, когда молодой человек понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека прикладывать определенные усилия для реализации жизненных планов. Преодолению иллюзий способствует определенный уровень развития познавательной сферы. Мышление юноши характеризуется появлением дивергентного мышления: он начинает осознавать, что любое понятие не имеет однозначного толкования. Истинность понятия или действия можно оценить только в контексте целостной ситуации. Теоретическое осмысление себя и мира приводит к построению абстрактных моделей.

Открывающаяся свобода в мышлении и действиях дает юности своеобразный аванс на будущую жизнь. Тяготение к философствованию, стремление к рассуждениям об иррациональном – одна из важнейших черт юности. Восприятие этого обстоятельства жизни юных людей может существенно разниться, как в осознании самих юношей, так и в объяснении этого взрослыми людьми. Можно назвать юношеский возраст возрастом «метафизической интоксикации», а можно увидеть, как «духовный мир действительности одухотворяет и согревает человека… Этот духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни…он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое выражено именно в юности…».

Вместе с тем, юность ограничена в своём понимании всей полноты того, что происходит в ней и того, что происходит в окружающей действительности. Именно эта недальновидность юности обнаруживает её принадлежность к детству. Неумение адекватно оценить собственное состояние, «социальная слепота», которые связаны с отсутствием житейского опыта, могут привести к тому, что цельность и возвышенность чувств будут подменены «лёгкой жизнью» по принципу «получи от жизни всё» или фанатическому устранению всего того, что мешает юношескому радикализму.

Физическая и интеллектуальная зрелость провоцирует юность на самый высокий уровень притязаний, юношеский максимализм часто не позволяет делать самого простого и необходимого. В учёбе зачастую проявляется стремление к внешним достижениям – притягательными становятся высокий материальный или социальный статус будущей специальности, стремление понравится преподавателям. В духовной жизни также могут превалировать эгоцентрические тенденции. «Тщеславие и честолюбие расцветают в душе молодых людей пышным цветом, поэтому священнику приходится постоянно переключать юношей и девушек с мнения о самих себе, на объективные интересы дела. Очень важно, чтобы пастырь, уделяющий внимание духовному окормлению молодёжи, хорошо чувствовал, куда направлены чувства и мысли его юных прихожан, и понимал, насколько их намерения адекватны. Очень часто для воцерковляющихся юношей и девушек привлекательным становится путь монашеской жизни. Испытав первые разочарования и потрясения от безответной любви, неудачной сессии в институте, они настойчиво просят своих духовников благословить их на послушание в монастыре с намерением, затем в нём остаться. Если вовремя не распознать за этими «благими порывами» болезненного состояния души, произошедшего вследствии уязвлённого самолюбия, тщеславие и честолюбие могут привести молодых людей к жестоким и горьким разочарованиям» Общей тенденцией, характеризующей период юношеского становления, является стремление всё испытать, впитать, пережить. «Юность всегда готова постичь как разнообразие в принципе, так и принцип в разнообразии». Объясняя своё понимание юности, Э.Эриксон утверждает что, прежде чем принять взвешенное решение, юность испытывает крайности. Суть этого испытания – определить «нижний предел некоторой правды, перед тем как вверить силы тела и души части существующего (или грядущего) порядка, подчиниться существующим в обществе законам. Лояльность, законопослушность – опасное бремя, если только оно не взваливается на плечи с чувством независимого самостоятельного выбора и не переживается как верность».

Личностное самоопределение

Самоопределение – важнейшее достижение личности, оно основано на устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, опирается на формирующееся мировоззрение и связано с новым восприятием времени. Молодой человек задает себе вопросы: что значу я в этой жизни? Каковы мои возможности? Какое место я занимаю в этом мире? С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), ребенок находится на возрастном перекрестке выбора в самом широком смысле этого слова. Социальная ситуация задается ситуацией множественных социальных выборов.

В связи с необходимостью самоопределения в юношеском возрасте происходит смена учебной мотивации. Учеба начинает рассматриваться молодыми людьми как предпосылка будущей профессии, поэтому в качестве ведущего вида деятельности в данном возрасте называют учебно-профессиональную деятельность. Профессиональная ориентация учебной деятельности опирается на главные интересы личности.

Возникший не так давно термин «личностное самоопределение» большинством отечественных авторов анализируется в контексте профессионального самоопределения (Е. А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха и А.А. Кроник). В зарубежной психологии личностное самоопределение очень близко по своему содержанию к понятию «личностная идентичность» (Н.В. Антонова, М.Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического толкования данного феномена. Идентичность достигается как благоприятный психосоциальный исход к концу ранней юности (18 лет), если этого не происходит, то развитие периода заканчивается приобретением феномена «диффузной идентичности» т.е. происходит смешение ролей, о которых ребенок узнает до юношеского возраста; они не интегрируются в стержневую идентичность, не удается разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположной системой ценностей. Э. Эриксон определил идентичность как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, уверенности во внешнем одобрении.

В русле психоаналитического направления Дж. Марсиа предложил статусную модель идентичности, которая широко применяется в исследованиях подростков. Он попытался дать операциональное определение: «структура Эго – внутренняя самосоздающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток должен решить следующие проблемы: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой такой проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих слабых и сильных сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Автор подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на акте решения проблем (Антонова, 1996).

В отечественной психологии подобный подход к изучению личностной идентичности близок А.В. Петровскому, который определяет его как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. А. Ватерман акцентирует ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения – это элементы идентичности, они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

– выбор профессии и профессионального пути;

– принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений;

– выработка политических взглядов;

– принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

В интеракционистской модели личностной идентичности (Дж. Мид) под идентичностью понимается способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж.Мид выделил осознаваемый и неосознаваемый типы идентичности. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой возможен только при наличии рефлексии. Рассматривая вопрос о развитии идентичности, Дж. Мид отмечает, что человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми, включенности в группу. Два аспекта идентичности, по мнению Н.В. Антоновой (1996), олицетворяют для Дж. Мида сосуществование социальности и индивидуальности. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы существования личности; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Исследования последних лет (Л.С. Колмогорова и Д.В. Каширский; Г.Г. Кравцов, И.В. Сысоева) уточнили психологическое содержание раннего юношеского возраста. Так, в работах Д.В. Каширского доказывается, что возраст 16–17 лет является периодом «ценностно-смыслового моратория». Кризис в системе ценностей происходит в период между окончанием средней школы и следующей ступенью самоопределения (поступление в вуз). Кризис 17 лет – это кризис в системе ценностей, который сопровождается снижением уровня самореализации и степени осмысленности жизни, но повышением уровня самооценки. Автор доказывает, что на содержание системы ценностей в раннем юношеском возрасте оказывают влияние практика реальных выборов и профиль образования. Значимые гендерные различия в содержании ценностных ориентаций автором обнаружены только при переходе от раннего к позднему юношескому возрасту.

В исследованиях Г.Г. Кравцова и И.В. Сысоевой показано, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежат процессы становления и развития волевой сферы. Воля в этом возрасте приобретает статус самостоятельного психического процесса и обозначается авторами в качестве центрального новообразования юношеского возраста. Вслед за Л.А. Кожариной они выделяют четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, внеситуативность и проблемность. Развитие личности в раннем юношеском возрасте проходит четыре стадии:

— на первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;

— на второй субъект осознанно исследует свой «образ Я» в разных ситуациях;

— на третьей он помещает свой «образ Я» в разные ситуации;

— на четвертой стадии происходит отделение своей реальной личности от своего «образа Я».

По мнению авторов, психологические особенности юношеского возраста связаны с выделением и осознанием своего «образа Я»: формируется устойчивый «образ Я».

Кризис юности

Завершение юношеского периода связывают с кризисом юности. Основное содержание этого кризиса – встреча реальной жизни с её идеальными представлениями. Чем более осознаются расхождения в том, что «сам придумал о себе и своей жизни» и тем, что в какой-то момент осознал как реальность, тем острее происходят внутренние переживания. Помогают пережить кризис подготовленность юности к крупным переменам в жизни, выражающаяся в способности спокойно принять происходящие изменения и перестроить своё поведение в соответствии с ними, а не принимать ситуацию изменения как крушение всех жизненных планов и устоев.

Сформированная к этому возрасту способность юношей и девушек самостоятельно принимать решения и отвечать за них, умение намечать жизненные перспективы – далёкие и близкие, выстраивать тактику и стратегию в собственной жизни, осознание того, что реально ожидать от будущего – также помогают в преодолении юношеского кризиса. Важным фактором преодоления его становится умение освобождаться от иллюзий, но при этом сохранять в своей душе идеалы. Отсутствие жизненного опыта зачастую приводит юношество к тому, что оно путает идеалы и иллюзии (идеал невозможно разрушить в душе человека, иллюзии рассыпаются при первом же жизненном испытании). Романтика в восприятии юношей зачастую подменяется экзотикой, которая не способствует развитию позитивных качеств личности, а служит некоторым стимулом для внешнего проявления. Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса может привести к негативу – алкоголизму, наркомании, вовлечению в тоталитарные группировки, суициду.

Подводя итог характеристике юности, стоит ещё раз подчеркнуть, что это ещё не взрослый возраст. И здесь специалисты предупреждают о возможных опасностях для развития личности юноши или девушки. Б.Ливехуд пишет, что нет ничего опаснее в этом возрасте, как для студенчества, так и для молодых фабричных рабочих «безличного, механического» действа, и осознания чёткой предопределённости во всём. Готовность к ситуации, «срывающей все планы» является ресурсом дальнейшего развития. Г.С.Абрамова видит опасность этого возраста в том, что «отношения близости, соперничества, борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других… Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают такой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживания полноты жизни…».

Стремление и готовность в реальной жизни продемонстрировать ответы на основные вопросы юности: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? — обозначают границу перехода в новый период развития. Принятие ответственности за свою жизнь связано с вступлением в пору молодости.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Психология юношеского возраста | Диплом по психологии

Юность – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. Юношеский возраст длится у девушек от 16 до 20 лет, у юношей – от 17 до 21 года.

Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.

Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.

Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:

  1. Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразования юношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.
  2. Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
  3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.
  4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств . Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
  5. Стабилизация психических состояний (в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.

Таким образом, обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т. п.

Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.

Как стать молодежным психологом

Что такое молодежная психология?

Юношеская психология, или детская психология, как ее часто называют, — это дисциплина психологии, которая фокусируется на умственных, эмоциональных и поведенческих потребностях детей и подростков. Молодежная психология — это область, которая специально занимается развитием, благополучием и функционированием молодежи.

Молодежные психологи работают с детьми над различными типичными проблемами, такими как самооценка, давление сверстников и конфликты с родителями или братьями и сестрами. Другими распространенными причинами, по которым молодежь нуждается в психологической помощи, являются развод, жестокое обращение или пренебрежение, проблемы в школе, такие как издевательства, или даже трудности с обучением, такие как дислексия.

Поскольку у детей мозг все еще развивается, молодежная психология во многих случаях использует другой подход к лечению, чем в случае со взрослыми клиентами. Например, там, где взрослый клиент может участвовать в разговорной терапии со своим психологом, детский психолог может вовлечь своего ребенка-клиента в игру как средство для обсуждения тем, которые вызывают беспокойство.

Точно так же, в то время как индивидуальная терапия может быть оправдана для взрослого клиента, у которого возник конфликт с любимым человеком, клиенту-ребенку может быть лучше, если он посещает специальную группу для детей, чьи семьи столкнулись с проблемами.

Молодежная психология включает в себя и исследовательский компонент. Многие молодежные психологи стремятся найти ответы на важные вопросы о молодежи и подростковом возрасте, например, как формируется личность и как взаимодействуют природа и воспитание, влияя на успеваемость. В сочетании с терапевтическими предложениями, описанными выше, молодежная психология направляет исследования и лечение психологических проблем детства.

Чем занимается молодежный психолог?

В обязанности детского психолога входит обследование и лечение детей. Они используют инструменты оценки и свое собственное клиническое суждение, чтобы увидеть, как ребенок функционирует и могут ли у него проявляться симптомы любого типа инвалидности или расстройства. Молодежный психолог использует стандартизированные измерения, включая опросы или контрольные списки, чтобы определить любые области потребностей, которые могут возникнуть у ребенка.

Молодежный психолог может также взять интервью и наблюдать за ребенком и его/ее родителями или опекунами и, возможно, за их воспитателями или учителями. Интервью, наблюдения и инструменты измерения помогут определить, какое лечение необходимо ребенку. Затем молодежный психолог проведет индивидуальную терапию, групповую терапию, семейную терапию и/или заполнит направления для нужд ребенка.

Юношеские психологи часто используют методы игровой терапии (с использованием игрушек, искусства и выразительных действий в терапевтических целях), чтобы помочь ребенку преодолеть определенные трудности, которые он или она испытал, травму, через которую прошел ребенок, или научиться более здоровому преодолению трудностей навыков или методов управления поведением.

Молодежный психолог может также привлекать к лечению родителей или членов семьи, поскольку они так вовлечены и так сильно влияют на благополучие и функционирование ребенка.

Зачем нужны молодежные психологи?

Роль молодежного психолога уникальна среди профессий психолога, чтобы положительно влиять на жизнь людей. Работая с молодыми людьми, в то время, когда они особенно борются и уязвимы, эти психологи часто предоставляют чье-то единственное «безопасное» место для обсуждения их проблем.

Помогая людям на этом этапе, молодежный психолог знает, что они оказали прямое и сильное влияние на чью-то жизнь. Если проблемы успешно решены, то их можно решать во взрослой жизни, не влияя на социальное или образовательное развитие. Без этих психологов многие люди начали бы свою взрослую жизнь с невыгодного положения.

Молодежные психологи могут работать конкретно в рамках систем ювенальной юстиции, и аналогичным образом, если их вмешательство в этот момент будет успешным, они могут знать, что они, вероятно, предотвратили повторение преступления этого клиента и возникновение еще более серьезных проблем с законом. Роль может быть сложной, но награды уникальны.

Где работает молодежный психолог?

Молодежный психолог, как правило, работает в следующих условиях:

  • Школы
  • частная практика
  • Ювенильные учреждения
  • Система правосудия
  • больниц и медицинских центров
  • Психиальные клиники
  • Дочерние и дочерние агентств научно-исследовательские институты

Каковы образовательные и лицензионные требования?

Чтобы стать лицензированным молодежным психологом, вам необходимо получить докторскую степень, что может занять примерно 4-6 лет после получения степени магистра. Однако некоторые университеты могут разрешить абитуриентам поступать непосредственно в докторантуру после получения степени бакалавра.

Степень бакалавра обычно можно получить за четыре года очного обучения. Вы можете получить степень бакалавра и магистра в области психологии или социальной работы, чтобы работать на работе, которая будет состоять из должностных обязанностей молодежного психолога.

Основное отличие, однако, заключается в том, что области психологии и социальной работы имеют немного разные этические кодексы, которые вы должны соблюдать, а также дают вам другие полномочия, которыми вы будете отмечены. Кроме того, многие магистерские программы будут принимать студентов даже из других дисциплин (а не психологии или социальной работы).

Поскольку возможности трудоустройства со степенью магистра могут быть ограничены, и для дальнейшего продолжения образования вы можете получить степень доктора философии, которая обычно требуется для того, чтобы стать лицензированным психологом. Вы также можете получить Psy.D. если вы хотите работать клинически и не хотите работать в исследованиях. Докторская степень также требуется для независимой/частной практики.

На протяжении всего обучения вам необходимо пройти обучение, например, пройти хотя бы одну стажировку. Вы также должны получить лицензию. Точные требования в каждом штате различаются, но всем им требуется лицензия, прежде чем они смогут практиковать в качестве «психолога».

Кроме того, требуется ежегодное повышение квалификации (часы обучения), чтобы не отставать от текущих знаний. Зачастую это около сорока часов тренировок в год.

Работодатели могут предпочесть, чтобы у вас был опыт обучения и работы, связанный с работой с детьми.

Чему вы научитесь на факультете молодежной психологии?

В бакалавриате будущие молодежные психологи принимают участие в общих занятиях по психологии. Области обучения обычно включают историю психологии, педагогическую психологию, экспериментальную психологию и статистику. Эта курсовая работа закладывает основу для более конкретных исследований в аспирантуре.

Поступив в аспирантуру, учащиеся более глубоко изучают темы и уделяют больше внимания вопросам, относящимся конкретно к работе с детьми. Аспиранты изучают темы, связанные с детством и юностью, включая социальные, эмоциональные и физические изменения, происходящие в этот период времени. Студенты будут развивать навыки, необходимые для сопереживания с детьми, а также.

Студенты молодежной психологии также получат множество клинических навыков. Это включает в себя обучение работе с детьми в ситуациях один на один, а также руководство небольшими терапевтическими группами.

Сильные коммуникативные навыки, включая способность активно слушать и интерпретировать то, что дети говорят вербально и невербально, будут неотъемлемым компонентом любой программы обучения.

Некоторые студенты, изучающие молодежную психологию, также хорошо разбираются в использовании игровой терапии, при которой психологи взаимодействуют с детьми в контексте игры.

Какие навыки необходимы для работы молодежным психологом?

Чтобы стать молодежным психологом, вы должны обладать хорошими наблюдательными и аналитическими способностями. Вы должны уметь мыслить абстрактно и решать проблемы о том, как дети функционируют. Вы должны быть сострадательны и терпеливы с детьми.

Вы также должны верить, что дети имеют право на самовыражение (здоровым способом). Вам должно быть комфортно играть с игрушками и пользоваться художественными принадлежностями. Возможно, вам не обязательно играть с детьми все время, но вы должны быть готовы принять участие в их игре, если это подходит конкретному ребенку, с которым работаете, и конкретной модели лечения, которую вы используете.

Вам также нужно уметь справляться с эмоциями и быть готовым к их выражению. Вы должны проявлять сочувствие, не осуждать и принимать детей, с которыми вы работаете, и их семьи.

Вы должны уметь смотреть и критически думать (полезно) о человеке, а также о более крупных системах, таких как семьи, школы и сообщества, поскольку эти более крупные системы часто влияют на детей, с которыми вы будете работать с.

Какая зарплата у молодежного психолога?

Средняя годовая зарплата детского психолога варьируется в зависимости от условий работы, в которых вы работаете. По данным ZipRecruiter, по состоянию на август 2022 года средняя зарплата детского психолога составляет 98 440 долларов или 47 долларов в час.

Дополнительная литература

  • Как стать детским консультантом
  • Как стать детским социальным работником
  • Что вы можете сделать со степенью по детской психологии?
  • Карьера психолога развития: должностные обязанности и требования
  • Социальный работник по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами | Требования к образованию и степени

Полезные ресурсы

  • Американская академия детской и подростковой психиатрии
  • Американский совет клинической детской и подростковой психологии (ABCCAP)
  • Отдел 53: Общество клинической детской и подростковой психологии и подростковой психологии Пси.Д. Программа

    Запросить информацию

    Вернуться к обзору программы

    Специализируйте своего психолога. Программа с акцентом на детскую и подростковую психологию

    Студенты факультета клинической психологии Psy.D. Программа может выбрать акцент, чтобы сосредоточиться на конкретной области клинической психологии. Студенты подают заявку на акцент по выбору в течение первого или второго года обучения. В течение первого года обучения учащиеся, заинтересованные в выборе акцента, должны ознакомиться с критериями приема на выбранный ими акцент, встретиться с координатором по акценту в течение первого года программы и посетить мероприятия по акценту.

    Запрос информации о программе

    Детская и подростковая психология Psy.D. Программа

    Этот акцент в рамках нашего Psy.D. Программа in Clinical Psychology обеспечивает целенаправленную курсовую работу, обучение и наставничество, которые готовят студентов как клинических психологов с необходимыми знаниями, навыками и обучением для работы с детьми, подростками, молодыми людьми и их семьями, а также с проблемами, которые влияют на их психическое здоровье и благополучие. -существование.

    Результаты учащихся

    Благодаря этому акценту наши учащиеся приобретают основанное на исследованиях и практике понимание и навыки, связанные с методами оценки и вмешательства, наиболее подходящими для более молодых клиентов, а также пониманием более широких структурных и социокультурных факторов, влияющих на детей. и подростки.

    Карьера в детской и подростковой психологии

    Детские и подростковые психологи работают в различных условиях с молодыми людьми, которые борются с рядом проблем и проблем психического здоровья, таких как депрессия, тревога, образ тела, наркотики или алкоголь, отношения или преодоление с изменениями в жизни, такими как развод или смерть родителей. Они проводят формальные диагностические оценки, предоставляют психотерапию и другие терапевтические услуги, разрабатывают молодежные программы на уровне сообществ, возглавляют инициативы по профилактике, предоставляют консультации, отстаивают политику и многое другое.

    Студенты проходят подготовку в качестве практиков с широкими знаниями и конкретными навыками в области оценки, теории, исследований и практики преподавателями, которые являются практикующими клиницистами, а также ведущими учеными, исследователями и педагогами с большим опытом работы с детьми и подростками, уделяя особое внимание таким областям, как: :

    • Детская депрессия и тревожные расстройства
    • Злоупотребление психоактивными веществами
    • СДВГ и другие расстройства обучения
    • Психическое здоровье молодежи ЛГБТК
    • Травма
    • Семейные системы
    • Мультикультурные модели для лечения

    Критерии зачисления и продолжение зачисления

    Студенты зачисляются на курс после окончания первого года обучения. Критерии приема включают:

    • Сопроводительное письмо с описанием профессиональных целей и интересов студента и тем, как акцент поможет ему или ей достичь этих целей.
    • Копии стенограмм выпускников (могут быть неофициальными стенограммами).
    • Рекомендательное письмо от одного преподавателя Adler Psy.D. программа; это может включать прямое электронное письмо от рекомендателя координатору акцента.
    • Общий средний балл по Адлеру не менее 3,25.
    • Пройти все Psy.D. основные этапы программы до момента поступления.
    • Интервью с координатором Акцента.
    • Поступление в упор не гарантируется. Решение будет взвешено в сочетании с другими данными.

    Кроме того, учащиеся, принятые на курс, должны соответствовать следующим стандартам, иначе они могут быть исключены из курса:

    • Поддерживать общий средний балл не ниже 3,0.
    • Получите оценку не ниже B по всем обязательным предметам.
    • Пройдите все этапы в Psy. D. программа (CQE, диссертация и т.д.).
    • Нет направлений SCEC по вопросам поведения.
    • Иметь не более одного направления SCEC по любой другой причине

    Учебный план

    Успешное завершение следующих курсов требуется для прохождения курса детской и подростковой психологии:

    Курсы детской и подростковой психологии

    Всего необходимо кредит-часов: 18

    PSY 723 — Пара и семья Ther Appr I (3 кредита)

    Этот курс знакомит учащихся с основными и развивающимися моделями семьи и пар. Он будет сосредоточен на теории и концептуализации, понимании этиологии и поддержании представленных проблем, основных методах и основанных на фактических данных приложениях для различных моделей.

    PSY 753 – Детская и подростковая психопатология (3 балла)

    Цель этого курса – дать представление об основных психологических расстройствах детского и подросткового возраста. Основное внимание уделяется взаимодействию биогенных, семейных, средовых и социокультурных факторов.

    PSY 757 — Детская и подростковая психотерапия (3 кредита)

    Целью этого курса является предоставление концептуальной основы для вмешательств с детьми и подростками. Курс будет посвящен конкретным вмешательствам и исследованиям основных психотерапевтических подходов к детям и подросткам, включая когнитивно-поведенческую, психодинамическую, семейную, адлерианскую, личностно-центрированную и родительско-детскую психотерапию.

    PSY 783 — Расширенная оценка детей и подростков (3 балла)

    Этот курс представляет собой структурированный подход к психологической оценке детей и подростков, в том числе расширенные вопросы интервьюирования детей и подростков; проведение обследований психического статуса молодых клиентов; и оценка когнитивных, социальных и эмоциональных функций у детей и подростков.

    PSY 805 — Продвинутая детская и подростковая психотерапия (3 кредита)

    Этот курс охватывает передовые стратегии вмешательства и новые разработки в лечении детей и подростков. Включены подходы к отдельным клиническим проблемам и особым группам населения, а также работа с различными группами детей и подростков и методы, основанные на фактических данных.

    PSY *** — Факультатив для детей и подростков (3 балла) * См. ниже

    Открытые факультативы

    Открытые факультативы по клинической психологии детей и подростков состоят из любого из следующих предметов (по 3 кредита каждый). Студенты должны выбрать один курс из следующих вариантов:

    PSY 706 — Подходы к вмешательствам, ориентированным на травму (3 балла)

    Этот курс охватывает историю, этиологию, симптомы, диагностику и лечение дисфункции, связанной с травмой, особенно после травмы. травматическое стрессовое расстройство (ПТСР), острое стрессовое расстройство (АСР) и распространенные сопутствующие заболевания.

    PSY 754 — Специальные темы в лечении детей, подростков, молодых людей и/или семей (3 балла)

    Этот курс предоставит студентам возможность изучить темы, относящиеся к диагностике и лечению детей, подростков, молодые люди и/или их семьи. Учитывая текущие изменения в области детской психологии, этот курс предлагает учащимся возможность узнать о конкретных темах, связанных с этой областью, которые не рассматриваются в других обязательных курсах.

    PSY 756 — Групповая психотерапия (3 балла)

    История, теория, методы и применение групповой психотерапии рассматриваются, обсуждаются и демонстрируются. Развитие компетентности в групповых методах усиливается за счет дидактической презентации, ролевых игр и участия в постоянной группе.

    PSY 823 — Адлерианские родительские консультации и семейная терапия (3 кредита)

    Этот курс научит учащихся воспитанию детей, а также знаниям и навыкам, основанным на принципах Адлериана, которые будут применяться в родительских консультациях и семейной терапии. Учащиеся поймут, как адлерианцы интегрируют контексты социокультурных соображений при оценке и вмешательстве в семьи и множественные системы, пересекающиеся с клиентами.

    PSY 874 — Раса, этническая принадлежность и социальный класс (3 балла)

    Этот курс предназначен для того, чтобы дать учащимся представление о различных группах меньшинств, включая афроамериканцев, азиатов, латиноамериканцев и коренных американцев. Учащиеся сталкиваются с ограничениями и потенциальными опасностями западных определений культурных групп.

    PSY 930 – Травма, горе и утрата с детьми, подростками и семьями (3 балла)

    Этот курс посвящен теориям и подходам к лечению, связанным с переживаниями травм, горя и утраты у детей, подростков и их родителей. семьи. Особое внимание в этом курсе будет уделено пониманию того, как дети, подростки и семьи понимают и переживают травму и утрату, а также тому, как культура влияет на эти процессы.

    PSY 931 — Нарушения развития у детей и подростков (3 балла)

    В этом курсе основное внимание уделяется методам оценки и вмешательства, ориентированным на лечение детей и подростков с диагнозом аутистического спектра и/или другими нарушениями развития. В центре внимания этого курса будут методы лечения, поддерживаемые исследованиями, такие как прикладной анализ поведения (ABA).

    PSY 932 — Оценка и вмешательство подростков и молодых взрослых (3 кредита)

    Этот курс посвящен теориям и подходам к лечению, связанным с лечением подростков старшего возраста и молодых людей. В частности, будет решаться уникальная задача развития, связанная с этой фазой жизни, и связанное с этим влияние на психическое здоровье и благополучие.

    Запрос информации

    ВанкуверЧикагоОнлайн

    Выберите программу

    Выберите термин

    Вам нужна степень бакалавра в региональном аккредитованном учреждении, чтобы поступить на программы Адлерского университета.

    Хорошо

    У меня есть / будет степень бакалавра к тому времени, когда я планирую чтобы начать в Адлерском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *