Занятия по музыкотерапии | План-конспект занятия по теме:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными
физическими и умственными возможностями
Музыкотерапия
Цикл занятий для детей с ограниченными возможностями
Составитель: Музыкальный руководитель Бауэр Л.М.
2014 год
п.г.т. Игрим
Музыкотерапия.
Цель. Снять эмоциональное напряжение. Снижение негативных тенденций (агрессивности, страха, неуверенности).
Агрессия
Задача. Снизить уровень агрессивности
1 Занятие
«Морское путешествие» Музыкальное моделирование
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)
2 Занятие
«Уходи, злость, уходи» Терапевтическая игра
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! » (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор») .
3 Занятие
«Лев охотится, лев отдыхает» Ролевая гимнастика
Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка — показываем руками, как лев раскрывает пасть.
Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» — скамеечку, свесив лапы, хвосты)
Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».
Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.
4 Занятие
«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии). Терапевтическая игра
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
5 -Занятие
«Добрые – злые кошки» (снятие общей агрессии).
Терапевтическая игра
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее… », – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. (Хачатурян «Токката»). По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий. ) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу (Дебюсси «Свет луны») .
6 — Занятие
«Зимняя сказка» Музыкальное моделирование
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила зима. На улице колкий трескучий мороз. Злющий при злющий! » (Шуман «Дед Мороз»)
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «С ночного неба летят легкие снежинки. Они искрятся в свете фонаря. » (Дебюсси «Танец снежинок»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Закружила метель в нежном вальсе». (Свиридов Вальс «Метель»)
7- занятие
«Упрямая подушка» (снятие общего напряжения, упрямства)
Терапевтическая игра
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее! » (Чайковский Увертюра «Буря») Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают? » Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). Подушка стала доброй. Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку (Шопен «Ноктюрн №20») .
8- занятие
«В гостях у морского царя» Сюжетно-игровая импровизация
На бал к Нептуну прибывают жители подводного царства. Детям предлагается двигаться как: грозная акула, расслабленная медуза, резвый морской конек, колючий морской еж и и. д. (К. Сен-Санс Аквариум)
9- Занятие
«Маленькое привидение» Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить. » Взрослый хлопает в ладоши. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») В конце игры привидения превращаются в детей.
10 -Занятие
«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).
Терапевтическая игра
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия (Кабалевский «Клоуны»). Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
11 — Занятие
«Весна пришла» Музыкальное моделирование
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Наступила долгожданная весна. Пригрело теплое солнышко. На реке начался ледоход. Огромные льдины движутся по воде, с шумом и треском налетают друг на друга, ломаются, кружатся в водовороте». (Шуман «Порыв»)
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Формирования состояния покоя, защищенности: «Солнечный теплый луч заглянул на заснеженную лесную поляну, растопил сугроб и обогрел первый весенний цветок – подснежник». (Чайковский «Подснежник»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Из дальних стран вернулись в родные края перелетные птицы и запели свои самые веселые песни». (Вивальди «Весна»)
Страх
Задача. Преодоление чувства страха.
1 Занятие
«Ночные страхи» Музыкальное моделирование.
1. Переживание своего эмоционального состояния: «Над деревней взошла луна. С гор на дома и огороды полез скользкий липкий туман. И в этом тумане неясными тенями замелькали древние зловещие духи. У них сегодня праздник – вальпургиева ночь. До самого утра ведьмы, привидения, гоблины и тролли будут кружиться в дикой пляске на лысой горе». (Мусоргский «Ночь на лысой горе»)
2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Неужели никто не может справиться с этой зловещей силой? Никто не спасет напуганных деревенских жителей?. Но вот средь далеких звезд зазвучала волшебная песня, наполненная нежностью и добротой. Песня звучит все громче, все сильней. Мягкий свет заструился среди тумана, рассеивая, разгоняя его. Это ангелы спустились на землю и запели хвалебную песнь святой деве Марии, защитнице человечества. И отступили темные силы». (Шуберт «Аве Мария»)
3. Становление конечного эмоционального состояния: «Закончилась вальпургиева ночь. Край неба окрасился розовыми, золотыми, багряными красками. Медленно, спокойно взошло доброе солнце». (Шостакович «Праздничная увертюра»)
2 занятие
«Закроем страх в шкатулку» Изотерапийная игра.
Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ»). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно: дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28») После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.
3 Занятие
«Баба Яга» Музыкальная подвижная игра
На площадке чертится круг. Дети стоят за кругом. Водящий – баба Яга становится в центр круга с завязанными глазами. Дети идут за кругом и поют:
В темном лесе есть избушка
Стоит задом-наперед, (поворачиваются в другую сторону)
А в избушке той старушка
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Словно огоньки горят. (показывают руками)
Ух, сердитая какая! (приседают испуганно)
Дыбом волосы стоят! (вскакивают, поднимают руки вверх, пальцы растопырены)
Дети запрыгивают на одной ноге в круг и выпрыгивают из него, а баба Яга старается их поймать. (Чайковский «Баба Яга»)
4 Занятие
«Доктор Айболит» Сюжетно-игровая импровизация.
(Звучит «Венский вальс» Свиридова — «Айболит» раскладывает на пеньке свои лекарства) «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечится и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». (Звучит пьеса Левкодимова «Медведь» — идет «больной медведь») Вот идет к Айболиту медведь. Его искусали пчелы. Ох, как больно бедняге! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова — доктор лечит медведя) Ох, спасибо! (Звучит «Шутка» Баха — медведь танцует). Вот лисичка бежит. (Звучит пьеса Левкодимова «Лиса» — бежит «больная лиса») У нее зуб болит. Ой, как плохо лисоньке! Помоги, доктор! (Звучит «Венский вальс» Свиридова — доктор лечит лису) Спасибо, доктор! (Звучит «Шутка» Баха — лиса танцует). А почем кустик трясется? Это зайчик дрожит! Загнал он в лапку большую занозу. Болит лапка, а к доктору идти страшно. Давайте уговорим заиньку (дети уговаривают зайку пойти к доктору). Вылечил доктор зайчонка. «Слава, слава Айболиту, слава добрым докторам! » (Звучит «Камаринская Чайковского, дети-актеры танцуют) .
5 Занятие
«Снеговик»
Психогимнастика. (направленные на расслабление, снятие напряжения)
Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка») .
6 Занятие
«В лесу» Музыкальное моделирование.
1 Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского — оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».
2 Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике) ».
3 Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует) ».
7 Занятие
«Волшебный песок» Песочная терапия
Ребенку предлагается поиграть в песочнице: просеивать, копать лопаткой, делать пасочки… Незаметно в песок зарывается игрушка, символизирующая страх данного малыша (баба яга, собака, монстр и т. д.) Когда ребенок случайно откапывает игрушку, она начинает с ним «разговаривать» добрым просящим голосом: «Мне так одиноко, я очень добрый, но меня все боятся. Поиграй, пожалуйста, со мной. Построй мне песочный домик и т. п. Если ребенку страшно, можно закопать игрушку снова в песок, но через некоторое время напомнить, что ей там страшно. Предложить помочь игрушке. Пересыпая песок, ребенок чувствует себя спокойней. (Звучит «Романс» Свиридова)
8 Занятие
«Облака» Ритмопластика
Отправимся в путешествие! Мы превратимся в облака, ведь они летят по свету, не зная преград. Посмотрите, как они легки и прекрасны (слайд). Вы когда-нибудь наблюдали за облаками? Каждое облако – неповторимо. Это похоже на белоснежного коня, то – на удивительное морское чудовище. Но вот подул ветер, и облака изменили форму – перед нами возник волшебный сверкающий замок (слайд). Слышите, звучит волшебная музыка. (Чайковский «Сентиментальный вальс») Раз, два, три, облако лети! Теперь вы – облака. Летите мягко, плавно, меняйте форму от дуновения ветра. Чье же облако самое красивое?
9 Занятие
«Храбрый колобок» Сказкатерапия
(Дети играют роль колобка; звери – куклы би-ба-бо на руке у руководителя). Жил был колобок. Отправился однажды он погулять. (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети бегают на носочках) Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. (звучит: Бел Барток «Замок герцога Синяя борода»). «Колобок, колобок, я тебя съем! » Давайте предложим зайчику съесть конфетку и потанцевать с нами (Звучит «Менуэт» Баккерини, дети танцуют с зайцем). Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк (звучит музыка Петра Ильича Чайковского — оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада») «Колобок, колобок, я тебя съем! » А у колобка черный пояс по карате, и он здорово боксирует. Покажем это волку! (Звучит «Танец с саблями» Хачатуряна, дети «дерутся»). Убижал волк, а колобок покатился дальше. Кто вышел ему на встреч из темной чащи?) Медведь! (Звучит «Гном» Мусоргского) Колобок, я тебя съем! » Давайте напугаем медведя. (Звучит «Шторм» Вивальди, дети пугают медведя, как маленькие привидения. Медведь убегает). А вот и лиса пожаловала. (Звучит «Ноктюрн №20» Шопена) «Какой ты, колобок красивый! Пойдем со мной, я тебя тортиком угощу». Пойдем с лисой?) Конечно нет! Она все врет. Мы, лиса, тебя не боимся, нас не обманешь! Что мы сделаем? (Предложения детей) А давайте позвоним в полицию. Знаете номер телефона? (дети «достают сотовые телефоны» и звонят 020, лиса бегает). Хорошо погулял колобок, никого он не испугался!
10 Занятие
«Горелки» Подвижные игры
Водящему плотно завязывают глаза. Игроки поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.
(Звучит Римский-Корсаков «Испанское каприччио»)
11 Занятие
«Пчелка в цветке» Психотерапевтическая игра
Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. » Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
(Римский-Корсаков «Полет шмеля» — пчелка летает,
Брамс «Колыбельная» — пчелка спит)
12 Занятие
«Волшебные ножницы» Аппликация
(Звучит произведение Шостаковича «Ленинградская симфония») Ребенку предлагают нарисовать себя. Затем руководитель наклеивает вокруг изображения черные кляксы, символизирующие страхи ребенка. Руководитель вместе с малышом называет эти страхи (боязнь высоты, темноты, одиночества и т. д.) . (Звучит «Симфония № 40» Моцарта) Ребенок вырезает свое изображение и приклеивает на чистый лист. Вокруг него сам ребенок наклеивает разноцветные кружочки, называя их (родители, друзья, игрушки и т. д.) . Отрезанные кляксы-страхи можно порвать, зарыть, закрыть в коробку.
13 Занятие
«Храбрый полицейский» Сюжетно-игровая импровизация
Жил был храбрый полицейский, смелый Миша Иванов (ФИО ребенка-актера). (Звучит «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк»). Вот идет из сада Таня, в сумке куколку несет. (Звучит «Шутка» Баха). Подбежали хулиганы, стали Таню обижать, стали дергать за косички, стали куклу отбирать! (Звучит «Шторм» Вивальди). Кто же, кто же нам поможет, от беды нас защитит? Смелый, ловкий полицейский нам на помощь поспешит! (Звучит «Полет валькирий» Вагнера) Хулиганов раскидал он и в тюрьму их оттащил. (Звучит «симфония №40» Моцарта) Маленькую нашу Таню он до дому проводил.
14 Занятие
«Заяц-герой» Музыкальная театрализация
Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз. : Шуман «Дед Мороз». Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал: «Никого я не боюсь! » (Звучит муз. : Бетховен «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит: Сен-Санс «Заяц», дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца,
что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить: «Какой ты храбрый, волка прогнал! » А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит: Бетховен «Ода к радости»)
Замкнутость
Задача. Преодоление замкнутости, чувство робости.
1 занятие
«В гостях у белки» Психогимнастика
(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)
Чисто в домике у белки.
Дети вымыли тарелки,
Мусор вымели во двор,
Палкой выбили ковер.
Постучался почтальон –
Благородный старый слон.
Вытер ноги о подстилку:
«Распишитесь за «Мурзилку. »
Это кто стучится в двери?
Это мошки, птички, звери.
— Вытирайте ножки, дорогие крошки.
Мы не станем здесь скучать,
Будем с вами танцевать! (Звучит «Камаринская»)
Вот мы топнем одной ножкой: топ-топ-топ,
А теперь другою ножкой.
И присядем, и привстанем,
Повторим еще разок.
Топнем правой пяткой дважды
И вперед – на носок.
Мы попрыгаем все вместе
И покружимся наместе.
2 Занятие
«Медвежонок Бука» Музыкальная театрализация
Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок (Сен-Санс «Заяц», поздоровался: «Привет, Мишка». Отвернулся молча медвежонок, брови насупил, надулся. Подбежала белочка (Римский-Корсаков «Белка», лапку протянула: «Привет» — говорит – «Давай дружить! ». Отвернулся Миша. «Не нужны мне друзья», — пробурчал он. Ежик мимо проползал, ягодкой медвежонка угостить хотел. … .) Миша ягоду взял и отвернулся. Даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука! » — удивились зверята. Но вот подул сильный ветер. (Вагнер «Полет Валькирий») Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно мишке. Закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать-то? Друзей ведь него нет. И вдруг выскочил из куста зайка, схватил медвежонка за лапки. Ежик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети-актеры бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья! » — подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо! ». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке) .
3 Занятие
«Дождь» Музыкальное моделирование.
1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез») .
2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя. (Моцарт «Маленькая ночная серенада»)
3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)
4 Занятие
«Волшебные нити» Изотерапийная игра
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.
5 Занятие
«Маленький скульптор» Лепка
Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понят их замысел, что они сами хотели бы слепить.
Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.
6 Занятие
Рисунок «Я в будущем» Изотерапия
Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.
Упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах.
«У дедушки Трифона»
Дети становятся в круг, ведущий – в центре. Дети поют: «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.
7 Занятие
«Кукла» Музыкальное моделирование.
1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами: гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы»)
2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом»: «Вальс»)
3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом»: «Новая кукла») .
Музыкальная терапия (Music Therapy) | Аутизм ФРЦ
Реестр методов работы
Краткое описание
Согласно определению Всемирной федерации музыкальной терапии (World Federation of Music Therapy), музыкальная терапия — это профессиональное применение музыки и ее элементов в медицинских, образовательных и повседневных условиях с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, которые стремятся улучшить качество жизни и оптимизировать свое физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие.
Формы музыкальной терапии:
- Рецептивная (пассивная) музыкотерапия — процесс восприятия музыки с терапевтической целью.
- Активная музыкотерапия представляет собой одну из форм невербальной психотерапии, при которой построение терапевтического процесса основано на использовании музыкальных инструментов в ходе индивидуального или группового занятия.
- Интегративная музыкотерапия — один из наиболее перспективных видов арт-терапии, соединяющий воздействие музыки с другими видами творчества. Интегративную музыкотерапию применяют как отдельное терапевтическое или стимулирующее развитие средство или в комплексе с другими видами лечения (Тихонова Е.В., 2011).
Цели/область применения метода
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии в работе с детьми с РАС:
- оказывает успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
- улучшается речевая функция, внимание, память, мелкая моторика;
- улучшается сенсомоторная функция;
- помогает активизировать творческий процесс, повышает художественно-эстетическую потребность ребенка в самореализации;
- регулирует отклонения в психоэмоциональной сфере;
- помогает в преодоление сложностей в социальной адаптации (коммуникативно-рефлексивных процессах). (Мещанова Л.Н., 2016)
Целевая группа
Возраст
Метод ориентирован на детей с РАС разного возраста от 4-16 лет. Дети разделяются на 2 возрастные группы: младшая (дошкольный возраст), старшая (младший школьный возраст, с учетом, что школьники, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (АООП) 8.4. учатся 6 лет и на конец обучения им будет 16 лет).
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно
Применение данного метода не желательно если у ребенка с РАС гиперакузия. Сверхчувствительность к звукам может причинить больи навредить ребенку.
Данные методы ориентированы на дошкольников и младших школьников обучающиеся по АООП РАС (варианты 8.1-8.4.). Корректируются и подбираются педагогом по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть):
Высшее педагогическое, музыкально-педагогическое, музыкальное, психологическое, медицинское.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Рекомендовано прохождение сертифицированных курсов повышения квалификации или переподготовки по музыкальной терапии.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий — кратко)
- Подготовительный этап. Первичная психолого-педагогическая диагностика. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка (Котышева Е.Н., 2013). Разрабатывается программа по музыкотерапии (составление тематических занятий, подбор музыки), даются рекомендации посещения ребенком индивидуальных или групповых занятий.
- Основной этап. Проведение занятий по календарно—тематическому планированию.
- Заключительный этап. Подведение итогов работы программы по музыкотерапии, анализ проделанной работы и достигнутых результатов.
Форма организации занятий:
Музыкальная терапия может проводиться как индивидуально, так и в группе.
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) в рамках группы Музыкально-опосредованных вмешательств (Music-mediated interventions) (Steibrenner et al, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Мещанова Л.Н. Коррекционное развитие ребенка с ОВЗ средствами музыкального искусства: учебно-методическое пособие / Л. Н. Мещанова; Сарат. национ. исслед. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского [Электронный ресурс]. — Саратов: [б. и.], 2016. — 51 с. — Б. ц. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1656.pdf (дата обращения: 17. 05.2021)
- Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников [Текст]: Учебное пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2011. – 84с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/81696891.pdf (дата обращения: 17.05.2021)
- Мы друг другу рады!: Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста./ Е.Н. Котышева. –СПб.: КАРО, 2013. – 192с. – С.10-11.
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Пер. с англ. Ю.В. Князькиной. – М.: Теревинф, 2004. – 208 с. – (Особый ребенок).
- Введение в музыкотерапию / Г.-Г. Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003. — 208с.
- Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании [Текст]: учебное пособие / Е. А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 201. – 248 с.
- Колягина В.Г. Музыкотерапия в специальном образовании. Учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2019. – 108 с.
- Крангальс Э.Р. Музыкотерапия как один из психокоррекционных методов работы с дезадаптивными детьми [Текст] / Э.Р. Крангальс. – М., 2006. – [Электронный ресурс] URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=46&vol=0 (дата обращения: 17.05.2021)
- Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию [Текст] / А. Менегетти / сост. Е.В. Романова, Т.Н. Сытько. – СПб.: Паллада, 1992. – 87 с.
- Музыкотерапия в музыкальном образовании / Терапия искусством в художественном образовании: по итогам 10-ти международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2008–2017 гг.)/ Сост. и научн. ред. проф. А.С. Клюев. – СП-б.: Алетейя. – 378с.
- Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога / И.С. Константинова. – М.: Теревинф, 2013. – 352с.
- Музыкальная терапия для детей: Методическое пособие по музыкотерапии для детей. Сборник материалов. — [б. м.]: Издательские решения, 2017. – 88 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1997. – 384с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст]: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
- Тихонова Е.В. Музыкотерапия как средство творческого самовыражения [Текст] / Е.В. Тихонова // Художественно-педагогическое образование XXI века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: матер. междун. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-14 февр. 2007 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2008. – С. 67-71.
- Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Федорович, Е.В. Тихонова; Урал. гос. консерватория.
- Шутова Н.В. Использование средств музыкального искусства в изучении и развитии детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Шутова. – Специальная психология. – 2004. – № 2. — С. 48-51.
Музыкальная терапия Майор | Университет Темпл
Бакалавр музыки в области музыкальной терапии
Узнайте, как музыка может помочь людям улучшить или сохранить свое когнитивное, эмоциональное, физическое, социальное и духовное благополучие с помощью программы бакалавриата музыки (BM) в области музыкальной терапии в Temple’s Boyer Колледж музыки и танца. Предназначен для подготовки вас к клиническим должностям начального уровня в области музыкальной терапии, вы можете работать в различных условиях, включая больницы общего профиля, гериатрические учреждения, программы хосписов, тюрьмы, частные практики, психиатрические учреждения, реабилитационные центры, школы и общественные места.
Этот бакалавр музыки со 130 кредитами займет у вас четыре с половиной года, включая постакадемическую клиническую подготовку. В ходе учебы вы пройдете ряд академических курсов и клиническую подготовку, включая контролируемую постакадемическую клиническую стажировку. В последние два семестра обучения вы будете работать неполный или полный рабочий день в утвержденном клиническом центре в общей сложности 1000 часов, учась выполнять весь спектр профессиональных обязанностей музыкального терапевта.
Полностью одобренный Американской ассоциацией музыкальной терапии, вы узнаете о важности навыков межличностного общения, музыкальности и самопонимания на курсах по прикладной музыке, истории, психологии и теории, с уроками функциональных инструментов и клиническими методами. Чтобы совместить учебу с вашими конкретными карьерными целями, вы можете выбрать джазовую или традиционную концентрацию. После успешного завершения музыкальной терапии BM вы будете иметь право сдать национальный экзамен Сертификационной комиссии музыкальных терапевтов и, в свою очередь, получить право на профессиональную сертификацию в этой области.
Занятия и учебная программа
Занятия по музыкальной терапии BM сосредоточены на этике, методах и исследованиях, используемых на практике. В этой программе некоторые из ваших курсов будут включать
- Развивающая музыкальная терапия,
- Обзор музыкальной терапии,
- Медицинская/реабилитационная музыкальная терапия и
- Дополнительное фортепиано.
Узнайте больше о необходимых курсах музыкальной терапии BM.
Связанные степени магистра
- Музыкальная терапия MMT (также доступна как комбинированная программа эквивалентности магистра.)
- Музыкальная терапия PhD
Обучение и оплата
В соответствии со стремлением Temple обеспечить доступность и доступность, бакалавр музыки предлагает конкурентоспособный уровень обучения с множеством возможностей для финансовой поддержки.
Стоимость обучения ежегодно устанавливается университетом и зависит от множества факторов, включая уровень программы (бакалавриат или магистратура), учебную нагрузку (полный или неполный рабочий день), проживание в штате или за его пределами, а также более. Узнайте больше о нашем обучении и сборах.
Эта стоимость обучения относится к 2022–2023 учебному году.
Житель Пенсильвании : 19 776,00 долларов США в год
Проживающие за пределами штата
В Центре исполнительских и кинематографических искусств есть централизованный консультационный офис, в котором работают пять сотрудников. Эта группа консультантов обслуживает всех студентов бакалавриата Колледжа музыки и танца Бойера и Школы театра, кино и медиаискусства.
Консультанты помогают студентам ориентироваться в учебной программе бакалавриата для каждой программы получения степени. Группа академического консультирования по специальностям, связанным с музыкой, танцами, театром, кино и медиа-искусством, находится в Mitten Hall, Suite 200 West.
Чтобы записаться на консультационную встречу с учетом ваших индивидуальных потребностей или получить дополнительную помощь, свяжитесь с группой консультантов.
Телефон: 215-204-8301
Запишитесь на консультационную встречу.
Хелен Шумарк — координатор программы музыкальной терапии для студентов.
Телефон : 215-204-8311
Электронная почта : [email protected]
Дарлин Брукс — директор Программы музыкальной терапии.
Телефон : 215-204-8340
Электронная почта : [email protected]
Элисон Рейнольдс является заведующей кафедрой музыкального образования и терапии.
Телефон : 215-204-1660
Электронная почта : [email protected]
Участие в студенческих группах обеспечивает поддержку сверстников и профессиональные контакты в будущем. В Университете Темпл насчитывается более 200 студенческих организаций.
- Клуб музыкальной терапии собирает деньги для благотворительных организаций и выполняет общественные проекты. Клуб также собирает средства для отправки студентов на среднеатлантическую конференцию Американской ассоциации музыкальной терапии.
- Национальная ассоциация музыкального образования является консерваторским отделением национальной организации музыкальных педагогов. Семестровые мероприятия включают создание проектов, представление приглашенных докладчиков и семинаров, посещение общегосударственной конференции PMEA, участие в информационно-просветительских мероприятиях и обучение использованию различных онлайн-ресурсов для музыкального образования.
- OwlCappella — это коллектив а капелла с совместным обучением, один из семи студенческих ансамблей а капелла в кампусе, который обеспечивает музыкальную отдушину как для немузыкальных, так и для музыкальных специальностей.
Узнайте больше о клубах и организациях.
Study AwayУчебные программы Temple Away предлагают всем студентам очной формы обучения, желающим получить степень, возможность провести учебный год, семестр или лето за границей. Принимающие страны включают Германию, Италию, Японию и Испанию.
Консультанты по обучению за границей помогут вам с вашими планами обучения за границей либо по программе Храма, либо по внешней программе.
Узнайте больше о возможностях обучения на выезде.
АккредитацияКолледж музыки и танца Бойера аккредитован
- Американской ассоциацией музыкальной терапии,
- Национальная ассоциация музыкальных школ,
- Национальная ассоциация танцевальных школ и
- Департамент образования Пенсильвании.
Концентрации
Вы можете сосредоточиться на музыкальной терапии или выбрать одну из следующих концентраций.
- Фагот
- Виолончель
- Кларнет
- Классическая гитара
- Контрабас
- Эуфониум
- Флейта
- Валторна
- Арфа
- Клавесин
- Гобой
- Перкуссия
- Фортепиано
- Саксофон
- Тромбон
- Труба
- Туба
- Виола
- Скрипка
- Голос
Музыкальная терапия майор | Seattle Pacific University
Вы музыкант и хотите помочь людям улучшить свое физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное благополучие с помощью музыки? Программа музыкальной терапии — первая и единственная программа музыкальной терапии в штате Вашингтон — предлагает музыкантам множество возможностей использовать свои навыки и способности для служения другим посредством функционального использования музыки.
Мы приветствуем ваш интерес к программе музыкальной терапии в SPU!
В августе 2009 года Тихоокеанский университет Сиэтла стал первым академическим учреждением в штате Вашингтон, предложившим программу бакалавриата по музыкальной терапии, аккредитованную Национальной Американской ассоциацией музыкальной терапии (AMTA). Программа бакалавриата в области музыкальной терапии в настоящее время хорошо зарекомендовала себя, и многие возможности ждут тех, кто стремится использовать свой музыкальный дар для служения другим.
Программа предназначена для того, чтобы вы могли развить компетенции начального уровня, необходимые профессиональному музыкальному терапевту, подготовить вас к шестимесячной клинической стажировке и, в конечном итоге, сдать сертификационный экзамен национального совета, чтобы получить статус сертифицированного музыкального терапевта (MT-BC). ) обозначение.
Наша цель — предоставить вам индивидуальное обучение в классе и практический клинический опыт, который позволит музыкальному терапевту внутри вас развиваться, чтобы соответствовать профессиональным стандартам. В этом совместном путешествии вы будете все больше осознавать, кто вы есть как музыкант и как ваша музыка может влиять на духовное, умственное, физическое и психологическое благополучие других людей.
Мы надеемся вдохновить вас страстью к изучению музыкальной терапии и самого себя — страстью, которая подтолкнет вас к профессии и поддержит вас на протяжении всей вашей профессиональной карьеры.
Подходит ли вам карьера музыкальной терапии?
Мы ищем музыкантов, которые имеют или готовы работать над продвинутым уровнем музыкальных способностей; которые являются творческими, чуткими, мотивированными учениками и обладают искренним желанием следовать призванию к служению другим.
Льготы
Если вы изучаете музыкальную терапию в SPU, вы будете проходить академические курсы, посвященные основным занятиям музыкой и музыкальной терапией, а также комплексному университетскому образованию.
У вас также будет возможность пройти практику в различных медицинских и образовательных учреждениях Сиэтла. И вы будете находиться под пристальным наблюдением сертифицированных музыкальных терапевтов в образовательной среде, которая воспитывает дисциплину быть сильным музыкантом, сердце, чтобы служить другим, и сосредоточиться, чтобы помочь вам достичь своих целей.
Отличительными чертами программы SPU Music Therapy являются: 1) студенты занимаются с клиентами уже на первом курсе, что означает, что к старшему году студенты музыкальной терапии имеют сильное резюме до необходимой стажировки, 2) все студенты музыкальной терапии поощряются брать уроки по производству музыки / звукорежиссуре, а также приобретать навыки работы с приложениями для iPad и музыкальными технологиями с помощью SPU Nickerson Studios, и 3) предлагать нашим студентам широкий спектр клинических условий в районе Сиэтла, включая Детскую больницу Сиэтла, Шведский центр рассеянного склероза (Сиэтл, Вашингтон) и Music Works Northwest (Белвью, Вашингтон).
Программа SPU Music Therapy принимает студентов на первый курс, переводных и пост-бакалавриатных ( для получения дополнительной информации, см. вкладыш FAQ). См. дополнительные примечания о входе в программу «Музыкальная терапия».
На первом курсе: обратитесь к каталогу бакалавриата для получения полной информации о том, как и когда подать заявку на участие в программе.
Переведенные студенты: Перейдите по этой ссылке — Каталог бакалавриата.
Студенты, получившие степень бакалавра: здесь представлена информация для поступления в SPU – каталог бакалавриата.
Возможности карьерного роста
Сертифицированные музыкальные терапевты по всей стране работают во многих учреждениях, включая медицинские, образовательные и социальные учреждения, такие как:
- Общественные центры психического здоровья
- Исправительные учреждения
- Хоспис
- Медицинские и психиатрические больницы
- Центры лечения онкологии
- Частная практика
- Клиники лечения боли и стресса
- Школы
- Центры престарелых и дома престарелых
- Программы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами
- Оздоровительные программы
Музыкальная терапия как карьера
Веб-сайт Американской ассоциации музыкальной терапии (AMTA) содержит информацию о возможностях карьерного роста и многое другое.