Жертва, Спасатель, Абьюзер смотреть онлайн видео от Психологический центр Опора в хорошем качестве.
«Треугольник Карпмана» — модель ролевой игры, взаимоотношений между людьми, в которой задействованы три персонажа: Спасатель, Преследователь (или Тиран, Агрессор), Жертва. Каждая роль имеет свой сценарий и свой набор характеристик, и вместе все три участника составляют единый деструктивный механизм, в котором их детские травмы, тревоги и психологические установки совпадают, как зубчатые колеса. Колесики крутятся, музыка играет, каждый участник выполняет свою роль. Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана», потому что именно она запускает эту схему: провоцирует Агрессора и ищет Защитника. Один из характерных признаков поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени жалуется на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, но не ищет решений и возможностей. Жертва своими действиями «приглашает» Тирана ее наказать или обвинить, а Спасателя — защитить. При этом Жертва не такая беспомощная, как может показаться вначале, особенно, если вспомнить, как быстро она может перейти в любую другую роль: Агрессора или Защитника. Роль страдальца нужна человеку для того, чтобы вытеснить агрессию, которую он не может в себе принять и которой он наполнен. Жертва не признает, отрицает то, что обладает достаточными ресурсами, чтобы самой справиться с вызовами, которые ей кидает жизнь. У человека, который в большинстве своем выбирает по жизни роль Жертвы, всегда много жалоб, претензий, недовольства. Он стремится принижать свои достоинства и способности, критикует себя и обвиняет в собственных проблемах всех вокруг. Часто Жертва просит совета, но не пользуется им. К примеру, она будет говорить, что испытывает проблемы на работе из-за того, что начальник самодур. На полученный со стороны совет уйти с работы, человек с легкостью найдет отговорку, мол, кому он нужен на новой работе или что он не может сменить место в силу каких-то других причин (кредиты, ответственность перед семьей и т.
Тиран, Жертва и Спасатель — 20 августа 2014
Все новостиЧетыре автомобиля столкнулись на трассе в Новосибирской области
Владимир Путин оценил ход украинского контрнаступления: главные новости СВО за 16 июля
Генерал Бастрыкин решил узнать, зачем ударили девочку в новосибирском магазине
«Порывы ветра до 30 м/c»: штормовое предупреждение вновь объявили в Новосибирской области
Гектар земли на Станиславского продали за 250 миллионов — там можно строить жилье и апартаменты
Балки для съезда с четвертого моста через Обь смонтировали досрочно
В Новосибирской области отключат 20 федеральных телеканалов — объясняем, в чем дело
В Новосибирске закрылась последняя бургерная Carl’s Jr
Работа по 10 часов и публичные казни: 9 принципов воспитания детей в Северной Корее, которые вас ужаснут
«Кожу стянуло — глаза не закрываются»: полиция ищет краснообских подростков, бросавших кошку в костер
Только в 17 лет обрел маму и дом — история особенного мальчика, который вырос в интернате
«Был профессиональным сноубордистом»: одноклассник рассказал о сорвавшемся с высотки 15-летнем альпинисте
Портреты этих писателей висели у вас в школе. Спорим, сегодня вы не вспомните, как их зовут?
Три школы планируют построить в микрорайоне Клюквенном — они рассчитаны на 4100 мест
«Нас трижды грабили полицейские»: как переводчик из России добиралась до Флориды
Из Америки в дворники. Бывшая теннисистка метет российский асфальт с американским дипломом
Новосибирские спасатели разобрали стену, чтобы спасти кошку
«Заражено около 80% планеты»: что вы знаете о вирусе папилломы человека? Пройдите тест
К Новосибирску приближается магнитная буря. Кому может стать хуже?
«Тогда, в 90-е, верили: сейчас заживем!» Россияне рассказали, куда вложили свои ваучеры
Изрезал и сбежал: неизвестный с ножом напал на мужчину в Новосибирске
«Больше недели не выходит на связь»: в Новосибирске пропал 35-летний мужчина
Когда собирать смородину и малину: почему в этом году урожай может задержаться и что делать после сбора
В соцсетях пишут о новосибирце, избивающем жену и сына, — полиция начала проверку
«Если ты выйдешь, кастинг аннулируется моментально»: как в Новосибирске под видом проб в сериал выманивают деньги
Испытание тазиками. Рассказываем, почему летом до сих пор отключают горячую воду и когда это закончится
В Новосибирске произошло смертельное ДТП с участием мотоциклиста — последствия аварии попали на видео
Врачи рассказали, в каких овощах больше вреда, чем пользы
Ешьте дыню, мажьтесь кремом: 5 советов для долговременного загара — и совет, если вы обгорели
Попали в сети: 6 самых горячих трендов лета-2023 — они удивляют обывателей, но модницы их просто обожают
22 дома в Новосибирске признали аварийными — где они расположены
Скандал вокруг Анет Сай. Двух полковников МВД уволили за то, что доставили певицу с мигалками в аэропорт, а она просто извинилась
«Люди готовы ехать хоть куда»: туроператоры — об отдыхе в Сочи и Абхазии. Понизятся ли цены из-за подтопления?
«Трансформеры моральные»: водители грузовиков отбились от рук в Новосибирске — бросают машины, где хотят
«Вода вся во дворы стекает, теплая»: улицу Котовского залило из-за прорыва трубы
Без электричества остались 15 тысяч жителей Новосибирской области
Покушение на Симоньян с Собчак и конец весеннего призыва: новости СВО за 15 июля
Новосибирские медики не смогли спасти упавшего с 26-го этажа альпиниста. Ему было всего 15 лет
Новосибирские следователи ищут женщину, которая ударила девочку в магазине
Все новостиПоделиться
Эрик Берн, всемирно известный психолог, в своих книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» описал треугольник Карпмана, неэффективную психологическую модель общения в семье и социуме. Другое название треугольника Карпмана — треугольник судьбы, потому что один раз усвоив ту или иную социальную роль, мы редко можем выйти из нее самостоятельно.
В вершинах треугольника лежат наши повседневные роли — Тирана, Жертвы или Спасателя. Жертва — человек, которому по каким-то своим бессознательным мотивам выгодно играть жертву. Тирану важно преследовать Жертву или давить на нее. Спасатель — человек, который как бы хочет помочь Жертве, но делает это из своих скрытых побуждений, например, насладиться своей властью.
Главная особенность треугольника Карпмана — взаимозаменяемость ролей, то есть переход из одной роли в другую. В качестве примера традиционно приводят общение в созависимых семьях. Вечером папа-алкоголик приходит домой. Он Тиран, так как от его алкоголизма страдают все. Мама — Жертва, ребенок старается успокоить и поддержать ее, и автоматически становится Спасателем. Наутро картина резко меняется. Папа становится Жертвой, так как мучается от абстиненции, ребенок превращается в Тирана, ходит и стыдит отца: «Как ты себя плохо вел накануне, как тебе не стыдно». А жена, поднося рюмочку чего-то горячительного, чтобы муж мог опохмелиться, становится Спасателем. На самом деле муж, возвращаясь домой, может стать Жертвой, когда на пороге его встречает грозная жена со словами: «Опять ты напился!», а ребенок вместо мамы может утешать отца, или если отец агрессивен, то он может преследовать ребенка, как самого слабого члена семейной системы — вариантов масса. Но все они — патологичны и вместе с тем — выгодны каждому из участников. Недаром семьи наркоманов в ремиссии требуют дополнительной работы, потому что их бессознательная выгода от его поведения перестает удовлетворяться.
Каким же способом можно вырваться из бега по замкнутому треугольнику? Первое и, конечно же, самое главное — осознание проблемы и тщательное отслеживание своего поведения. Второе — знание триггеров, «включателей» поведения роли, например, слов: «я — заложник обстоятельств», которые так характерны для Жертвы, или «кроме тебя мне никто не может помочь» — стопроцентная ловушка для Спасателя. Третье, не менее важное условие, — говорить о своих чувствах и осознавать свои потребности, потому что социальное взаимодействие по типу Тиран – Жертва – Спасатель всегда наполнено скрытыми коммуникативными посылами и отличается нарушением личностных границ. Например, хорошим маркером может служить чувство вины: если кто-то старается вызвать его у вас, вами однозначно пытаются манипулировать.
Фото thinkstockphotos.com
Юлия Кроха
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ10
Читать все комментарии
Гость
Войти
Драматический треугольник | Эмоциональный интеллект Жертва, Спасатель, Преследователь
Ваша жизнь — это постоянная драма?
Может быть, это кто-то еще, кого вы знаете? Почему-то кажется, что они всегда притягивают драму.
Вы когда-нибудь хотели остановить драму?
Найдите способ положить конец постоянной эмоционально заряженной битве, которая повторяется в вашей жизни?
Только когда мы поймем, как возникает и поддерживается драма в наших отношениях, мы сможем предпринять шаги, чтобы вырваться из нее.
Полезная структура для понимания этой драмы называется треугольником драмы.
Драматический треугольник – объяснение динамики нездоровых отношений
Драматический треугольник – очень простая, но глубокая модель.
С тех пор, как Стивен Карпман¹ («Драматический треугольник Карпмана») впервые придумал его в 1960-х годах, психологи сочли его очень полезным для понимания того, что происходит в динамике нездоровых отношений.
Изучая то, как взаимодействуют люди, Карпман понял, что у каждого из нас есть «сценарий» истории, которую мы проживаем в своей жизни.
Он назвал эти истории «рассказами о жизни».
И он сказал, что если мы сможем изучить и понять эти нарративы и их сценарии, они помогут нам понять динамику долгосрочных отношений, а также взаимодействия в данный момент.
Драматический треугольник Карпмана объясняет, что наше поведение соответствует нашим сценариям; что мы разыгрываем эти сценарии по отношению к сценариям других персонажей нашей истории — , играя на основе их сценариев.
Это немного похоже на танец, движения одного танцора связаны с движениями другого танцора.
Драматический треугольник в двух словах:
Драматический треугольник пытается объяснить, как наше поведение работает вместе, создавая и поддерживая динамику отношений.
Карпман² показывает, что в основе любого нездорового жизненного сценария лежат три главные роли:
- Преследователь
- Жертва
- Спасатель
Понимание этого поможет нам понять динамику драмы отношений.
Важно понимать, что драма создается, когда персонажи в истории берут на себя разные роли по отношению друг к другу, но драма поддерживается, когда роли переходят от одного персонажа к другому.
Каждый персонаж может играть и играет разные роли в одной и той же истории, по отношению к разным персонажам, в разное время и по-разному.
Прежде чем мы углубимся в каждую из трех ролей, полезно получить общее представление о том, как роли взаимодействуют друг с другом.
Как взаимодействуют три роли драматического треугольника на примере Красной ШапочкиДраматический треугольник — это НЕ сказка
В жизни мы все можем играть каждую из этих ролей — Преследователь, Вик Тим, Спасатель – и часто более одного одновременно.
Разные персонажи пересекаются, видя друг друга по-разному.
У каждого персонажа есть субъективный опыт истории (Красная Шапочка видит волка как своего Преследователя, волк видит лесоруба как своего Преследователя).
Но жизнь намного сложнее и многограннее сказок.
У наших преследователей не всегда большие зубы или топор — в реальной жизни эти роли гораздо тоньше.
Как только кто-то принимает роль, он, по сути, приглашает других в треугольник, чтобы играть другие роли.
Это как бросить кому-то мяч, даже если он этого не ожидал, у него срабатывают рефлексы, и он пытается его поймать. Большую часть времени.
Мы можем научиться подавлять эти рефлексы – нам НЕ ДОЛЖНЫ входить в эти роли , но так часто приходится. Кажется, это очень естественно для нас.
И когда мы берем на себя роль в ответ, мы входим в Треугольник Драмы, разыгрывая сценарий этой роли в ответ на сценарий другой.
Что очень важно для объяснения созависимых отношений
Один из способов описания созависимых отношений — Треугольник Драмы.
По сути, это отношения, в которых люди заперты в ролях Жертвы/Преследователя или Жертвы/Спасателя по отношению друг к другу.
Жертва, чтобы поддерживать свой сценарий жертвы, нуждается в ком-то еще, чтобы сыграть Спасателя или даже Преследователя, подтверждающего их сценарий жертвы. И наоборот.³
Драматический треугольник из реальной жизни: ДжонсоныПонимание танца между различными ролями и выбор ответа из нового сценария (не из драматического треугольника) поможет нам взаимодействовать с надлежащим здоровым поведением, превращая драму в правильное здоровое взаимодействие.
Познакомьтесь с Джонсонами. Они фиктивная семья.
Дом Джонсонов очень драматичен.
Миссис Джонсон стала жертвой тяжелых жизненных обстоятельств. Она осиротела в молодом возрасте, и у нее тоже были маленькие дети. Контекст ее истории означает, что дети тоже были жертвами этой истории — жертвами матери, которая не справлялась с жизнью.
Со временем она и ее дети были спасены пожилым человеком, мистером Джонсоном, только чтобы вовремя понять, что он на самом деле стал новым преследователем — не только для нее, но и для ее детей.
Миссис Джонсон была личностью А-типа – очень сильной, очень экстравертной; уличный умник. Ее закалила тяжелая жизнь.
Ее старший ребенок, Анжела, тоже была очень сильной личностью и в подростковом возрасте была очень непокорной.
И, конечно же, мистер Джонсон тоже был очень строгим, и алкоголь усугублял ситуацию.
Он позаботился о том, чтобы никто из них никогда не забыл, что это его дом, что он так щедро открылся им, «спасая» их от того, какой была бы жизнь без него.
Самый младший ребенок, еще одна девочка, Сьюзи, находилась в самом низу этой иерархии сильных личностей. Она очень рано научилась быть миротворцем, с хорошо развитой чертой нравиться людям.
Можете себе представить, как за обеденным столом разыгрывался драматический треугольник.
Мистер Джонсон считал себя Спасителем семьи, но они воспринимали его как Преследователя. За обеденным столом он делал замечание, направленное на одного из детей – его Жертв.
Миссис Джонсон бросится на их защиту в качестве Спасателя. Иногда этот ответ был агрессивно-вербальным, иногда пассивно-агрессивным, просто через язык тела.
Это превратило мистера Джонсона в Жертву материнской защиты миссис Джонсон.
Стремясь установить мир, Сьюзи попыталась облегчить ситуацию, непреднамеренно действуя как новый спасатель семьи . Возможно, не специально для отчима, а для того, чтобы принести спокойствие в данный момент.
Она делала это, меняя тему или шутя.
И иногда это раздражало Анжелу, которая не понимала, что Сюзи легкомысленно относится к ситуации, защищая миссис Джонсон, как если бы Сьюзи преследовала ее, новая Жертва.
Итак, Сюзи была в порядке с тем, что она была Жертвой, потому что пока она была Жертвой, никто другой не был. Так что даже тогда она жертвенно чувствовала себя Спасателем , просто отвлекая внимание.
Этот драматический треугольник снова и снова разыгрывался в доме Джонсонов.
Иногда мистер Джонсон даже не участвовал. Иногда это случалось, когда миссис Джонсон и Анджела сталкивались лбами, причем любой из них был девятым.0051 Жертва или Преследователь друг друга и Сьюзи Спасительница .
Сьюзи оказывалась в треугольнике в любой необходимой роли.
И, конечно же, по мере того, как Сюзи становилась старше и становилась более независимой, ее реакции становились все более мятежными, превращая ее в и Преследователя .
Каждый персонаж играет все роли
Каждый из Джонсонов играл каждую роль по-разному, часто в одном и том же событии.
Когда ты выступаешь на защиту Жертвы, как Спаситель, так часто ты одновременно становишься Преследователем Преследователя этой Жертвы — лесник спасает Красную Шапочку, преследуя Волка, Преследователя Жертвы.
Итак, важно помнить, что каждый персонаж может играть разные роли одновременно.
[Примерно сейчас вы можете чувствовать себя подавленным — звучит так, будто все это плохие новости и что мы обречены повторять эти нездоровые циклы поведения.]
Но МОЖНО выйти из поведения Драматического Треугольника .
Прежде чем мы рассмотрим, как выйти из поведения драматического треугольника (мы делаем это в нашем блоге Empowerment Dynamics ), необходимо более подробно рассмотреть три роли, понять их мотивацию и сценарии.
Мы начнем с изображения этих трех ролей — Жертва, Преследователь, Спасатель — в крайнем случае, чтобы понять возможности того, как эти роли могут работать в худшем случае.
Для большинства из нас все не так экстремально. Тем не менее контраст крайностей может помочь нам лучше понять динамику.
Жертва, преследователь, спасатель – какая у вас роль?
Люди с менталитетом жертвы считают себя слабыми и обиженными.
У них развилось ожидание того, что ими воспользуются – либо обстоятельства, либо действия других людей.
Имеют «внешний локус контроля» – жизнь происходит «ДО» их .
Вот и не берут на себя ответственность за жизненные невзгоды — всегда что-то , или кто-то , чужая вина. Они отказались от ответственности.⁴
Жертвы жалеют себя и ожидают, что другие тоже пожалеют их.
Это создает почти ненасытную потребность в помощи, и чтобы получить ее, они рассказывают истории о том, как тяжела жизнь.
Когда люди попадаются на удочку — принимают неявное приглашение спасти их — тогда их роль Жертвы подтверждается. Это становится не просто мышлением, а идентичностью, «жизненным нарративом» или «сценарием», по которому они живут.
В глубине души они верят, что, поскольку у них нет того, что нужно для решения собственных проблем, это должен делать кто-то другой. Что другие «должны им», потому что, в конце концов, они ни в чем не виноваты.
Чтобы получить желаемую помощь, они могут стать манипуляторами.
Но та помощь, в которой они нуждаются , не та помощь, в которой они нуждаются . Человек с менталитетом жертвы подобен нищему, который хочет милостыню, а не возможность работать.
Так что, как правило, они плохо реагируют на то, что кто-то пытается наделить их силой — это противоречит сути их личности жертвы.
Вместо этого они предпочитают верить сообщениям, подтверждающим их существующую историю и личность.
Нелегко помочь жертвам взять на себя ответственность. Они хотят, чтобы вы исправили ситуацию.
Но это непреднамеренно удерживает их запертыми в идентичности жертвы, потому что, когда они не хотят помочь себе, и когда ваша попытка решить проблему для них не увенчалась успехом, они чувствуют, что теперь могут законно обвинить вас в своей новой неудачной ситуации. .
Если сложить все эти вещи вместе, получится неадаптивный внутренний диалог, который продолжит нисходящую спираль бессилия.
Жертвы разрабатывают и рассказывают себе «истории недостатков», когда чувствуют себя маленькими, слабыми или неполноценными. «Жизнь несправедлива.» «Я не знаю, как быть», «это не моя вина» и т. д.⁶
Если жертвы остаются в образе жертвы, как мы создаем драму при смене ролей в драматическом треугольнике?
Хороший вопрос.
Жертвы сильно резонируют с другими Жертвами.
Если кто-то рядом с ним нуждается в спасении, то Жертва может взять на себя роль Спасателя для этого человека – она идентифицирует себя с историей, которую рассказывает другой человек; они видят в нем себя и так же могут переключиться в режим Спасателя.
Или они могут наброситься на Преследователя этой Жертвы, спасая эту Жертву, преследуя этого Преследователя (помните, мы можем играть более одной роли одновременно).
Кроме того, когда потенциальный Спасатель не может их спасти, Жертва может превратиться в Преследователя, набрасываясь на потенциального Спасателя – независимо от того, решил ли этот человек стать Спасателем или нет.
[Вы видите, что эти роли не исключают друг друга?]
Спасатели хотят помочь.
Помощь, которую они предлагают, может быть физической, эмоциональной или психологической. Но их помощь, по природе своей динамики Драматического Треугольника, на самом деле не всегда полезна.
Как и у Жертвы, у них есть личность, тесно связанная со сценарием этой роли.
Им нравится быть теми, кто решает, исправляет или помогает – их вмешательство будет эмоциональным и психологическим вознаграждением.
Поэтому они могут активно искать людей, которым они могут помочь, всегда ищут кого-то, кого можно спасти.⁷
Предлагая советы и поддержку, спасатели могут чувствовать себя нужными, полезными и важными. Это дает им цель.⁸
Они гордятся своей ролью «наладчика». И они могут жаждать похвалы, которую получат в результате.⁹
Поэтому Спасателям легко считать себя экспертами практически во всех сферах жизни — они всегда знают ответы и не стесняются ими делиться.
Они знают, как «правильно» построить правильные отношения, как «правильно» вылечить любую болезнь. Они знают, как «правильно» оказывать психологическую поддержку, как «правильно» спасать Жертв».¹⁰
В общем, они все знают.
И нам оооочень повезло с ними (нет).
Но это не значит, что их собственная жизнь на самом деле демонстрирует этот «правильный путь», они просто знают, что это такое… по-видимому.
Часто спасатели-экстремалы так же запутались, как и люди, которых они пытаются исправить, а может быть, даже больше. Но они могут и сами об этом не знать.
Спасатели могут иметь убеждения о себе, например: «Я знаю, что лучше»… или «Я могу тебя вылечить».
Спасатели думают, что Жертвы, которым они помогают, в конечном итоге смогут взять на себя ответственность за свою жизнь.¹¹ Но они не видят, что их постоянное вмешательство на самом деле способствует формированию мышления Жертвы и еще больше лишает их сил.
Они не видят, что у Жертв может быть все необходимое для решения собственных проблем.
И не замечают, что своим постоянным спасением они мешают Жертвам развивать свой собственный потенциал, удерживая их в роли и сценарии Жертвы.¹²
Вы видите, как отношения между спасателем и жертвой могут легко стать созависимыми. Когда они оба получают эмоциональное и психологическое вознаграждение, играя свои роли для другого?
Примером Спасателя является властный родитель, который изо всех сил пытается позволить своим детям стать независимыми взрослыми . По сути, властный родитель лишает силы развивающегося ребенка.
То же самое может быть и с одним партнером в романтических отношениях или с коллегой, который всегда вас прикрывает.
Важно понимать, что эта идентичность Спасателя возникает не только потому, что есть Жертва, которую нужно спасти. У спасателей своя история, у них может быть потребность быть Спасателем.
Таким образом, их действия могут предложить кому-то сыграть роль Жертвы в ответ на их потребность в спасении.
Они тоже могут быть зависимы от ролей, как и Жертва. И эта навязчивая потребность «коренится в их глубоко ущемленной личной автономии».0247 нужен , чтобы почувствовать, что нужен .
Помогая другим, Спасатель может даже отрицать собственные нужды и пренебрегать собой.
Их усилия помочь другим проистекают из веры в то, что однажды их потребности тоже будут удовлетворены.¹⁴
Но когда это не так, эти Спасатели могут легко переключиться на роли Жертвы или Преследователя.
Не у каждого Спасателя есть «комплекс спасителя», но полезно нарисовать картину в экстремальном свете, чтобы мы получили хорошее представление о динамике игры для этой роли.
Преследователь выступает за правду, честность и справедливость.
По крайней мере, с их точки зрения.
Эта роль считает себя «защитником» идеалов, ценностей и убеждений (тех, которым они привержены), и они могут быть фанатичными в своих попытках их отстаивать.
Такой подход может быть невероятно судейским (осуждающим?) и самодовольным.
Это делает людей негибкими и, следовательно, неспособными смотреть на ситуации с другой точки зрения.
И, конечно же, превращает людей в Жертв, когда они не в состоянии отстаивать идеалы Преследователя.
На эту роль очень легко могут попасть фанатики и активисты, равно как и религиозные фундаменталисты.
У преследователей нет недостатка в «негативных чувствах и эмоциях по отношению к людям или ситуациям».¹⁵ Они испытывают обиду, агрессию и раздражение, которые затем направляются на того, кому не повезло, что он не соответствует их идеалам.
Преследователи не любят, когда их считают слабыми или неправильными. Так они отрицают собственные чувства и уязвимость, скрывая любой намек на несовершенство, лицемерие, ошибку или беспомощность.
На первый взгляд, это попытка изменить поведение тех, кто ошибается, но внутри Преследователи пытаются создать самодовольное убежище для себя. ¹⁶
Это может быть основано на их страхе стать Сами жертвы.
Видите ли, на поверхности Преследователи действительно считают, что они небезопасны.
Итак, они чувствуют, что должны защитить себя, защищая эти идеалы. И делают они это, пытаясь контролировать мир и людей вокруг себя.
Это создает для них определенный уровень очевидной уверенности и стабильности, но осуждает других.¹⁷
Вместо того, чтобы решать проблемы или брать на себя ответственность, они сосредотачивают свое внимание на преследовании других, предпочитая вместо этого обвинять и перекладывать ответственность на других. преодоления собственной неуверенности.¹⁸
Но в то время как Преследователь может чувствовать, что они строят для себя безопасное место, это положение очень ненадежно.
Преследователям грозит опасность упасть с высокой лошади, став Жертвами собственной неспособности соответствовать своим идеалам – Жертвами собственного суждения.
Это грехопадение часто используется в качестве повествовательного механизма в фильмах или рассказах:
- Самодовольный сторонник запретов впадает в пьяный ступор
- Чиновник по борьбе с коррупцией получает взятку и терпит самоосуждение
Итак, мы снова видим, как даже крайние версии одной из этих ролей могут легко превратиться в другую роль в истории.
Понимание драматического треугольника поможет вам взаимодействовать с другими
Теперь у вас есть обзор ролей в драматическом треугольнике.
Эта модель является отличным инструментом, помогающим нам лучше понять наше взаимодействие с другими людьми.¹⁹
Потому что нормальные люди, даже если они не Жертвы, Спасатели или Преследователи, все равно берут на себя эти роли в повседневные моменты.
Все три роли в драматическом треугольнике взаимосвязаны. Они не существуют сами по себе, а взаимодействуют друг с другом.
При отыгрывании любой из этих трех ролей обычно присутствуют две другие роли — они нужны для создания контекста для третьей или для поддержания ее в игре.²⁰
Выйти из драматического треугольника (да, вы можете!)Если эти драматические роли являются единственной стратегией, позволяющей прожить жизнь, то они будут мешать вам эффективно двигаться вперед.
Жизненно важно выйти из драматического треугольника.
Но как это сделать?
Нам нужно найти более творческие, адаптивные или функциональные способы, чтобы научиться хорошо взаимодействовать с людьми в нашей жизни и эффективно справляться с жизненными трудностями. (Изумруд и Зайонц, 2019).
Есть ответ на драматический треугольник и роли, в которые мы втягиваемся.
Он называется «Динамика расширения возможностей» и, как и Драматический треугольник, имеет три роли, каждая из которых служит ответом на три роли Драматического треугольника.
Mygrow — это онлайн-платформа для личного развития, ориентированная на развитие эмоционального интеллекта — набора навыков, которые помогают людям лучше управлять собой и взаимодействовать с другими. Это приводит к более эффективному лидерству, отношениям, управлению стрессом, принятию решений, производительности и личному благополучию.
Эмоциональный интеллект помогает справиться с ежедневным стрессом, отношениями и решениями. Это приводит к увеличению счастья, благополучия и процветания почти во всех аспектах жизни.
«Понимание драматического треугольника» является частью нашего модуля по развитию навыков межличностного общения.
Триада жертва-спасатель-преследователь
Истории, которые мы притворяемся правдой
Бывают моменты, когда вы что-то слышите, и когда слова вливаются в ваше сознание, вы ловите себя на мысли: «Ого, я сделал это». На этой неделе я обнаружил, что размышляю о треугольнике жертва-спасатель-преступник. Динамика взаимозависимых отношений, которая вызывает драму, но ограничивает наш потенциал для роста. Интересно исследовать время, когда я играл различные роли, а также то, как эта динамика проявляется в отношениях — от семейных до общественных и политических.
Жертва
Всегда в нижней части треугольника. Жертва чувствует себя растоптанной и раненой, и что судьба против нее. Он может завоевать чужое милосердие и сочувствие. Кто-то или все остальные виноваты, а сами Жертвы невиновны и бессильны изменить исход. Из этого настроения изменение невозможно.
Вопросы, которые нужно задать, когда человек замечает, что образ мышления жертвы пытается навязать себя: Какие потребности не удовлетворены? Каким образом видение себя Жертвой создает положительный результат? Могло ли быть иначе? Вы действительно бессильны в этой ситуации? С другой точки зрения, как еще можно рассматривать ситуацию?
Нельзя сбрасывать со счетов то, что силой злоупотребляют и что случаются поистине ужасные вещи, требующие сострадания и исцеления. Тем не менее, быть жертвой не должно быть хроническим состоянием, которое мы интегрируем в нашу личность. Признание своих сильных сторон и стойкости является ключевой частью движения вперед.
СПАСАТЕЛЬ
Следуя закону притяжения, существуют также Спасатели/Герои/Помощники. Спасатель чувствует себя обязанным «спасти» других, которых он считает уязвимыми или беспомощными. Быть героем приятно, правда? С другой стороны, принятие личности Спасателя может быть способом отвлечься, чтобы избежать столкновения с проблемами в собственной жизни.
Вопросы, которые следует задать, когда человек заметит, что он следует образу мышления Спасателя: Жертва просит спасения? Можно ли спасти тех, кто не готов или не хочет быть спасенным? В чем разница между помощью и спасением? Какую выгоду получают эти действия? Чего избегают?
ПРЕСКУТОР
Для завершения магнетического притяжения есть злодеи или «плохие» люди. Преследователи часто не осознают разрушительных последствий, которые их влияние оказывает на других, или степени своей власти над другими. Запугивание, контроль и манипуляция, гнев, превосходство – вот инструменты этой позиции. Отсутствие сочувствия к другим, жесткость, заставляющие других чувствовать, что они никогда не бывают достаточно хорошими или бесполезными, укрепляют позицию преследователя.
Вопросы, которые следует задать, когда человек замечает, что он принимает образ мышления Преследователя: Это тот, кем я действительно хочу быть? Что можно получить, пытаясь навязать свою собственную повестку дня? Вы открыты для другой точки зрения? Можете ли вы полностью оценить чувства других? Вы признаете внутреннюю ценность других? Какие еще есть возможности?
Самое интересное то, что хотя нам больше нравится играть одну из этих ролей, чем другие, мы парадоксальным образом чередуем эти разные роли в разных компаниях или ситуациях. Жертва может получить удовлетворение от роли преступника и почувствовать себя искупленным тем, что она не виновата, поскольку в своем сознании она все еще остается жертвой.