Жизненные приоритеты и ценности: что это такое простыми словами (определение), как найти и определить, примеры

Содержание

Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.        Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.        Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.        За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

       В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте — в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.        Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной.
Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. «Делай как я говорю» — такой стереотип воспитания не подходит подростку. «Делай как я» — вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.        «Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В. А. Сухомлинский.        Ближайшее социальное окружение — родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) — непосредственно влияет на развитие психики ребенка.
Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.        Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.        Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.
       Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.        Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.        Самое главное для подростка — это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.
       Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.        Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.        В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: «Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!», — и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.
       Многие могут сказать — какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок — если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной — мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама — можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом.
Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: «Зачем ты дружишь с Петей? В его семье — ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача». Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.        Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей.
Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.        Очень важно, чтобы ребенок понимал: он — индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать «нет» в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.        Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.        В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи.
Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.        Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.        Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией.
Настоящая свобода — это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности — маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.        Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.        Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.        Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам. follow.ru

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

       Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

       Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

       За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

       В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте — в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

       Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. «Делай как я говорю» — такой стереотип воспитания не подходит подростку. «Делай как я» — вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

       «Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека», — говорил В. А. Сухомлинский.

       Ближайшее социальное окружение — родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) — непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы — через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

       Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

       Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

       Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

       Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

       Самое главное для подростка — это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

       Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

       Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

       В эти минуты от реакции мамы на происшедшее зависела судьба ее будущих взаимоотношений с сыном. Мама шлепнула сына, выбросила в урну мороженое и сказала: «Ты всегда такой растрепа! Больше мороженое никогда не получишь!», — и потащила его дальше. От ужаса перед содеянным малыш побледнел и даже перестал плакать, а мама потеряла доверие сына навсегда.

       Многие могут сказать — какой пустяк! Но это только с точки зрения взрослого. Потом мама сама будет удивляться, почему ее повзрослевший сын не любит бывать дома, скрывает от нее плохие отметки и никогда не рассказывает о своих проблемах. А это произошло потому, что еще в детстве он получил хороший урок — если он чем-то огорчил маму, то будет наказан, и она перестанет его любить. Конечно, сын может забыть этот эпизод, но эмоциональное осознание тяжести ситуации и реакция матери останутся в его памяти навсегда. Если бы реакция была противоположной — мальчику сказали бы, что все это не беда и костюмчик можно постирать, в руках у ребенка оказалось бы новое мороженое, а рядом шла все понимающая и любящая его мама — можно с уверенностью утверждать, что вера мальчика в то, что ему помогут и не перестанут любить, даже если он в чем-то провинится, сделала бы будущие отношения матери и сына доверительными и откровенными. Или еще один пример. Часто родители из так называемых благополучных семей с высоким материальным достатком удивляются, почему их дочь не может создать хорошую семью, а в поисках красивой жизни фактически торгует своим телом. Чтобы понять это, родителям стоит мысленно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, как они говорили своей дочери: «Зачем ты дружишь с Петей? В его семье — ни кола, ни двора. Посмотри, как он одет. А вот Андрей имеет уже собственную машину, у его родителей шикарная квартира и дача». Некоторые женщины позволяют себе демонстрировать положительное или негативное отношение к мужу в зависимости от цены подарка или размера принесенной зарплаты. Такой характер взаимоотношений в семье формирует у девочки на подсознательном уровне потребительское отношение к любви.

       Как показали исследования, недавно проведенные в одной из стран Западной Европы, большинство мужчин, пользующихся услугами проституток, воспитывались в семьях, где были свидетелями грубого и даже жестокого обращения отца с матерью. Впоследствии им было трудно иметь сексуальные отношения с женщинами, к которым они испытывали глубокое уважение и возвышенные чувства. Это еще раз подчеркивает, насколько важно взрослым, если они действительно хотят видеть своих детей счастливыми в будущем, контролировать свое поведение и исповедовать самим те жизненные и нравственные ценности, к которым они пытаются приобщить своих повзрослевших детей. Подарки, одолжения ни в коем случае не могут быть заменой пристального внимания к ребенку, когда отец или мать остаются с ним один на один и могут дать ему самое ценное, не сравнимое ни с какими подарками, — свою заботу, внимание, тепло и любовь. Именно такие моменты и ситуации имеют очень большое значение для формирования самооценки у ребенка.

       Очень важно, чтобы ребенок понимал: он — индивидуален и ценен как личность для родителей и близких ему людей. Высокая самооценка позволит подростку сказать «нет» в тех ситуациях, когда это необходимо, особенно если это связано с его сексуальным поведением в период полового созревания.

       Важную роль в жизни человека играют самоконтроль, самодисциплина. Ошибкой было бы считать самоконтроль ограничением свободы.

       В течение жизни нам приходится принимать много различных решений, например относительно образования, выбора друзей, семейных и личных проблем. Учиться этому человек начинает с раннего детства, а в подростковом возрасте он пытается сам решать свои задачи. Но часто от недостатка опыта он терпит неудачу или совершает ошибку, которую потом трудно исправить. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений, тогда как родители уделяют больше внимания их последствиям в будущем. Пока большинство поступков касаются только самого подростка и не затрагивают окружающих его людей, ему легче справиться с проблемами. Подросток уже может сам оценивать ситуацию, принимать решения, учитывать последствия, понимать свою ответственность перед собой и другими людьми, давать оценку своим поступкам для собственного самовоспитания, что помогает ему и в дальнейшем с честью выходить из трудных ситуаций. Этому он постоянно учится.

       Принятие решения тесно связано с ответственностью. Подростки хотят свободы, еще не понимая, что свобода неразрывно связана с таким понятием, как ответственность.

       Свобода и ответственность прочно связаны между собой. Свобода вовсе не означает, что можно делать все, что захочется. Такую свободу скорее можно назвать вседозволенностью, анархией. Настоящая свобода — это когда человек учитывает последствия своих поступков, их влияние на других людей. Иначе это всего лишь суррогат свободы. Иногда причина непонимания в семье кроется в том, что подросток занимает «удобную» позицию: «Для свободы я взрослый, для ответственности — маленький». Но равноправие включает и ответственность, и самостоятельность. В свою очередь самостоятельность предполагает способность подростка самому принимать и проводить в жизнь решения, готовность отвечать за свои поступки, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, отстаивать собственное мнение.

       Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.

       Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.

       Исходя из этого становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам.

follow.ru

Бөлісу:

Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Что дают жизненные ценности личности

В процессе человеческого развития, будь то биологический, личностный, духовный или карьерный рост, происходит формирование его ценностной основы. Часть ценностей переходит от родителей, часть – от ближайшего окружения, но базовые и самые сильные, приобретаются личностью самостоятельно. Как повысить положительное влияние ценностей на твою жизнь, рассмотрим далее.

В этой статье:

Сущность ценностной системыКак найти свой путьКарта ценностей: особенности работы

Новости СМИ2

Сущность ценностной системы

Во время прохождения основных жизненных кризисов индивид постоянно задает себе вопросы: «Кто я?», «Для чего я?», «Что мне нравится?», «Каково мое предназначение по жизни?». Другими словами, личность ищет смысл своего существования. Нахождение ценностной системы позволяет быть в гармонии с самой собой и с окружающими событиями.

Фото Joel Mott on Unsplash

Если в твоем окружении есть маленькие дети, то ты можешь увидеть, что с самого детства ценности так или иначе начинают проявляться. Если ребенку что-то изначально нравится, то он погружается в занятие «с головой», а если нет, то просто начинает его игнорировать. Твои главные ценности – это то, что для было важно с детства.

Приведем некоторые примеры:

  • ты просила у своих родителей шикарный День рождения, чтобы там было много детей с подарками, а всё внимание предназначалось тебе. Значит, в обычной жизни одной из твоих ценностей является внимание;
  • если в свой праздник ты хотела бы видеть только пару лучших подруг или членов твоей семьи, то можно сказать, что приоритетом является именно узкий круг;
  • или ты хотела стать космонавтом, то среди твоих ценностей основное место занимает радость открытий, покорения новых вершин;
  • а может быть тебе по душе парикмахерское искусство или визаж. Значит, среди твоих ценностей – окружение себя прекрасным.

Экскурс в детство часто помогает найти ниточки существующих проблем и пути их преодоления. Это позволяет понять истинные ценности и избежать эффекта маятника. Если ты мечешься от одной работы к другой, от одного молодого человека к другому, значит, не осознаешь своей системы приоритетов.

Как определить свои ценности?

Истинное выявление ценностей позволяет обрести внутреннюю свободу, без которой невозможно счастливое существование человека. Ты должна помнить, что нет плохих или хороших ценностей. Если выбранный путь приносит тебе счастье и душевное спокойствие, то значит он правильный.

Как найти свой путь

Понять свои ценности не так сложно. Если экскурс в детство не раскрыл основные приоритеты, то можно проанализировать текущую жизненную ситуацию:

  • если тебе важна свобода и развитие, то не стоит выбирать в мужья властного мужчину, каким бы умным, обеспеченным и красивым он не был. Либо вгонять в себя в рамки строго начальника – лучше заняться фрилансом;
  • если у тебя в приоритете красота, то скорее всего тебя окружают красивые вещи, а ты сама часто посещаешь салоны красоты;
  • если ты куришь, употребляешь спиртные напитки, то вряд ли твоей ценностью является здоровье.

Еще один хороший способ определить жизненные приоритеты – посмотреть, куда ты тратишь наибольшее количество денег. Также можно заглянуть на страницу в социальные сети и посмотреть подборку подписок, фотографий.

Работая над ценностями, помни, что нельзя заниматься самообманом. Нет смысла придумывать себе какие-то качества, чтобы показаться лучше. Будь с собой предельно честна: обращай внимание на то, с какими людьми ты общаешься, куда любишь ездить путешествовать, какое кино смотреть. Может быть тебе комфортно в компании людей, которые имеют деньги и связи, а может быть ты любишь душевный домашний круг.

Конечным этапом поиска ценностей является тот этап, когда у тебя больше не возникает вопрос: «А то мне нравится делать?». Этот момент настает, когда ты выстраиваешь четкую Я-концепцию. У кого-то это получается сделать к 15 годам, а кто-то и в 70 не знает, что ему приносит радость.

Giphy

Я-концепция – это книга про тебя. Это паспорт, где написано, что тебе важно в этой жизни, а что – нет, какие у тебя есть потребности и в какой области тебе лучше себя реализовывать. Самоосознание может модифицироваться со временем, подстраиваясь под твои текущие потребности, но фундамент личности останется навсегда таким, каким он был сформирован.

Карта ценностей: особенности работы

Карта ценностей в психологии носит название терапевтической пилюли для души. Она позволяет увидеть все проблемы ценностной системы и привести круг приоритетов в равновесие.

Основными блоками ценностей для любого человека являются следующие:

  • духовное развитие – это твое моральное состояние, поступки, понимание самих жизненных ценностей;
  • семья – твои отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями;
  • здоровье и спорт – это твое самочувствие и регулярные обследования.

Многие болезни могут протекать бессимптомно, пока не достигнут последней стадии, а при регулярной сдаче анализов, риск запустить недуг снижается в разы;

Фото Fernando Brasil on Unsplash
  • финансы – удовлетворённость материальным положением;
  • карьера. Карьера и финансы разделены, поскольку для многих самореализация в карьере значит больше, чем уровень дохода;
  • отдых. Если среди ценностей в приоритете находится отдых, то тебе необходима работа, предполагающая длительные выходные либо организация такого отдыха, который запоминается надолго. В эту группу входят и путешествия;
  • саморазвитие. Предполагает активные вложения в свою личность, это самобрендирование. Данная ценность предполагает курсы личностного роста, чтение литературы, совершенствование себя физически;
  • окружение. Это люди, с которыми ты вы часто общаешься, и которые оказывают на тебя сильное влияние.

Базовые 8 ценностей достаточно условны. Ты можешь добавить сюда дополнительные. Работая с ценностями, помни, что для тебя на первом месте может быть ценность саморазвития, а на втором – семья. Но как показывает практика, на первом месте у большинства людей стоит духовное развитие.

Это самая высшая степень, поскольку человеку важно быть хорошим, ощущать себя достойной личностью, а вот плохие поступки негативно влияют не только на самоощущение, но и на прочие сферы. Это происходит благодаря такому явлению, как совесть.

Фото Noah Silliman on Unsplash

Максимальный уровень счастья возникает, при приближении ежедневного бытия к важным ценностям твоей жизни, а также при равномерном удовлетворении всеми важными для тебя сферами.

Проведи простое упражнение:

  • нарисуй круг и раздели его на 8 частей;
  • на каждой части напиши названия сфер, начиная с духовной;
  • теперь обдумай каждую сферу, представляя, насколько полно ты удовлетворена ее состоянием;
  • те сферы, в которых у тебя есть даже малейшие сомнения, закрась темным.

Карта анализа жизненных ценностей дает быструю и простую оценку качества твоей жизни. Как правило, те, кто не работает над своим мироощущением, закрашивают практически все части круга. Это свидетельствует о полной неудовлетворенности жизнью. Если твоя карта выглядит также, то необходимо срочно начать работу над исправлением ценностных сфер.

Таким образом, жизненные ценности важны для понимания, потому что обладают сильнейшим влиянием на твое мироощущение. Ты не можешь полностью раскрыться как личность и ощущать полноту жизни, если какая-нибудь из сфер у тебя западает. Поработай с картой ценностей, и гармония сама придет в твою жизнь.

Ценности и приоритеты: зачем их определять?

Вчера я руководил коуч-сессией, на которой коуч-стажер работал с «клиентом», чтобы определить его ценности. И я понял, что для себя очень важно пересмотреть эту область своей жизни, что я и сделал сегодня днем! Я понял, что по мере того, как жизнь меняется, меняются и мои приоритеты!!

Я хотел бы поделиться с вами двумя вещами:

  1. Цель выявления основных ценностей. Почему коучи тратят время на выявление ценностей своих клиентов? Какова цель и «ценность» в этом?
  2. Мои основные ценности и то, как я их определяю: что они для меня значат?

Цель этого упражнения:

Ценности — это слова, которые воплощают то, что для нас важно, отвечая на вопрос « Что я больше всего ценю в своей жизни ?». Мое любимое определение:

Ценности — это качества жизни, полностью прожитой изнутри наружу.

Это мои личные правила и стандарты, даже если это сложные и неосязаемые функции более высокого уровня. Часто они отражают мои убеждения о том, что хорошо и что плохо, что правильно, а что неправильно. Точно так же они определяют каждое наше решение, и удовлетворение или нарушение их может вызвать сильные эмоциональные реакции.

Тони Роббинс говорит, что ценности «подобны компасу, который направляет вашу жизнь». Они мотивируют и демотивируют – и они оправдывают поведение. Часто они относятся к эмоциональным состояниям:

  • счастливый
  • доволен
  • успешно
  • сострадательный
  • любящий
  • выполнено

Что вы хотите почувствовать или увидеть в результатах своей жизни? Наши основные ценности применимы ко всей жизни, а не только к одному ее аспекту (карьера, профессиональная деятельность, семья или развлечения). Мы движемся к ценностям, которые, будучи удовлетворенными, приносят нам удовольствие, и удаляемся от ценностей, которые пытаются уберечь нас от боли. Например — мы уходим от болезней, но возможно, что «здоровый и цельный» не является основной ценностью. Мы не хотим чувствовать себя больными, но не ставим во главу угла благополучие. Мы можем не хотеть «чувствовать себя в ловушке», но мы не ставим во главу угла свободу выбора.

Зачем определять наши ценности?

Это то, что нам необходимо в жизни, потому что, когда мы живем в соответствии с тем, что мы больше всего ценим, мы видим, что это поддерживает наши убеждения. Когда наш выбор согласован, мы чувствуем соответствие — « жизнь прекрасна » — и мы удовлетворены. Если мы не соответствуем этому стандарту, мы можем злиться, бояться или грустить.

Когда мы не живем в соответствии с нашими ценностями, мы испытываем чувство конфликта. Нам становится не по себе — потому что в нашей жизни когнитивный диссонанс. Мы говорим, что ценим Х, но в наших решениях и действиях это не является приоритетом. Большой вопрос, который мы должны задать:

Соответствует ли то, что я делаю — решения, которые я принимаю, тому, кто я есть на самом деле?

Когда у нас есть согласованность, мы предпринимаем согласованные действия по отношению к нашим ценностям, мы мотивированы к действию. Тогда легче принимать решения.

Точно так же, как только мы узнаем, чего хотим, мы можем сравнивать с ними наши доводы и оправдания – действительно ли так я хочу определять себя и свою жизнь?

Конфликт и приоритеты

Точно так же часто бывает полезно расставить приоритеты в наших ценностях – узнать, что для нас важнее всего? Если мне придется выбирать между А и Б, что я считаю самым высоким? Как я выберу быть «верным себе»?

Также важно четко понимать определение и значение, которое я придаю определенному значению, и понимать любые изменения, которые могут произойти со временем. Жизнь случается – наши ценности и приоритеты меняются. Например, нам может быть не важно проводить много времени с семьей, пока кто-нибудь не заболеет. Внезапно мы осознаем важность этого аспекта нашей жизни.

Когда у нас есть четкое представление о наших ценностях, нам легче расставить приоритеты – как я буду инвестировать свое время? Каковы результаты, которых я хочу достичь, выбирая этот путь?

Конечно, все это требует, чтобы мы остановились, сделали паузу и задумались, а не просто торопились принять решение без долгих размышлений.

Мои основные ценности

Как я упоминал выше, я также хотел поделиться своими основными ценностями и тем, как я их определяю – что они значат для меня? Как тренер mBIT, я считаю, что важно начинать с сердца, но при этом согласовывать свои мысли и интуицию в упражнении, и я хочу использовать свои ценности, чтобы продемонстрировать вам это.

  • Сердце — что я считаю самым важным? Что я ценю в своей жизни? Как я хочу себя чувствовать?
  • Головка – как определить эти значения? Что они для меня значат? Как я представляю, как они разыгрываются в моей жизни?
  • Gut – Отождествляю ли я себя с этими ценностями? Они я? Мотивируют ли они меня к действию? Чувствую ли я себя в них в безопасности?

Итак, я начал просто с мозгового штурма ценностей и идей, которые я частично взял из теста на страсть, который я провел ранее в этом году. Этот тест на страсть начинается с того, что моя жизнь идеальна, когда я есть… и определяет пять вещей, которые я хочу обеспечить, чтобы они были в моей жизни и над которыми я постоянно работаю! Ценности очень похожи на это — потому что, когда я живу в соответствии с этими способами бытия — я удовлетворен и счастлив!

Несмотря на то, что это было довольно грязно — вот как это выглядело в конце первого черновика:  

В итоге я получил следующее:

Я процветаю, когда я божественный, целеустремленный, творческий, смелый и связанный .

Что это значит для меня?

Колодец – процветание означает, что

  • Я полностью реализую свой потенциал, полный, безопасный и изобилующий
  • достойный, признанный, успешный, способный
  • блаженный, восторженный, счастливый, воодушевленный, сказочный
  • растущий, здоровый, сияющий, самосознательный, нестареющий
  • благодарный, щедрый и благотворительный.

Божественное , для меня включает в себя следующие идеи:

  • говорящий правду и прорицатель
  • достойный, чистый, красивый, чарующий, элегантный и сияющий
  • добрый и милый
  • непредсказуемый, свободный, спонтанный
  • беззаботный, беззаботный, игривый и веселый
  • невесомый, независимый и авантюрный
  • независимый

Моя духовная жизнь и личность составляют большую часть того, кто я есть, и только когда я признаю, что я духовный человек, я чувствую себя полноценным. Это очень тесно связано с выравниванием, заземлением и укоренением.

Я настроен на , когда я

  • заземлен, духовен и укоренен – это означает, что я доверяю, энергичен и любим
  • наделен полномочиями, подключен и служит другим
  • подлинный, честный и действующий честно
  • мотивированный, страстный, аккуратный и дисциплинированный
  • ясный, целеустремленный и настойчивый
  • создание достижений, результатов, успеха и совершенства

Когда я достиг уровня , выровненного с , я полностью работаю со своей связностью, творчеством и мужеством.

Когда я связан , я появляюсь в жизни:

  • поддерживается, дружба и племенные связи – с сестринскими отношениями
  • подотчетный
  • принятие, терпимость, открытость, забота
  • влиятельный
  • любит и открыт для близости.

Я творческий  когда я осознаю, что я

  • мудрый
  • мастер своего дела, хорошо обученный, блестящий, острый и умный
  • любознательный, обучающийся, непредубежденный и самовыражающийся
  • рационально и логично

А я смелый  когда я

  • лидер и авантюрист
  • сильный, бесстрашный и смелый
  • спортивный, мощный и героический
  • не остановить.

Отождествляю ли я себя с этими ценностями?

Когда я смотрю на эти определения и их важность, я понимаю, как я идентифицирую себя с этими ценностями. Они мотивируют меня двигаться вперед – быть более творческим, сострадательным и смелым в жизни. Самое главное – если бы, когда я умерла, меня описывали как преуспевающую женщину – кто был духовно связан с Божественным источником и духовно связан с творчеством, мужеством и прекрасными отношениями – чего еще я мог желать в жизни?

Эти ценности охватывают мое обучение и развитие, мои духовные практики и жизнь в качестве родителя, дочери и друга. Они отражаются на моей доске визуализации и в результатах моего теста на страсть. Они проявляются в моих квартальных целях и ежемесячных намерениях.

Не менее важно, когда я смотрю на свои ценности как тренера: новая жизнь, рост, сила и мир — я прекрасно вижу, как эти 4 ценности — представляющие дизайн Koru в моем логотипе — по-прежнему точно отражают, кто я есть и влияние, которое я хочу оказать на клиентов, которых я тренирую!

Как ваши ценности влияют на то, как вы живете сегодня?

Если вас интересует дополнительная информация, ознакомьтесь с пакетами коучинга, которые я предлагаю.

Вот так:

Нравится Загрузка…

Как ценности влияют на приоритеты

Будь то бизнес, организация или отдельный человек, ценности влияют на их приоритеты. Знание своих ценностей и понимание того, как они влияют на ваши приоритеты, может помочь вам следовать этим ценностям в повседневной жизни. Один из способов сделать это — задать себе вопросы о том, что для вас важнее всего в жизни.

Ценности — это причина, по которой вы тратите время на определенные действия, мотивация того, что вы делаете и говорите, выбор, который вы делаете, и принятие решений. Где ваши ценности соотносятся с вашими приоритетами, так это то, почему вы делаете определенные вещи определенным образом.

У каждого человека и каждой организации есть основные ценности

Основные ценности помогают нам принимать решения, основываясь на том, что для нас важно, а не на внешних факторах, таких как время или деньги. Они необходимы, и именно поэтому они нужны всем и каждой организации.

У всех нас есть набор основных ценностей, которые определяют наши действия и то, как мы живем.

Например, я ценю честность, потому что для меня важно всегда быть честным с другими и с самим собой. Если кто-то спросит меня о чем-то личном, я отвечу им честно, даже если знаю, что это заденет их чувства, потому что я верю, что правда верна. Это одна из моих основных ценностей, но это не значит, что все разделяют ее со мной, хотя я хотел бы, чтобы все разделяли эту основную ценность.

Когда вы начинаете строить свой бизнес или работать в другом бизнесе, вы должны спросить себя, каких ценностей вы хотите придерживаться, чтобы соответствовать тому, кто вы есть как личность, а также тому, кто вы есть как личность. работодатель или сотрудник. Что для вас важнее всего? Что для вас критично при принятии решений? Как мы можем вести бизнес таким образом, чтобы поддерживать наших сотрудников и клиентов?

Преимущества знания своих ценностей

Вам может быть интересно, зачем вообще нужно знать свои ценности. Ответ прост: это помогает вам принимать более взвешенные решения и расставлять приоритеты в задачах. Когда вы знаете свои ценности, вы знаете, что для вас важно и почему. Это облегчает понимание себя, других и окружающего мира.

Знание наших ценностей помогает нам четко понимать наши цели и стратегические приоритеты

В личной жизни это помогает нам знать, сколько времени мы хотим тратить на работу и сколько на семью или друзей; сколько денег мы хотим заработать; на какой риск мы готовы пойти; хотим ли мы попробовать что-то новое по рекомендации друга.

На работе знание ценностей наших коллег также может помочь построить более крепкие отношения — вы будете лучше понимать их, если поймете, откуда они исходят, когда принимают решения о своей жизни вне офиса! Наконец, знание ценностей клиентов дает компаниям доступ к самому важному: к их опыту клиентов с продуктами/услугами конкурентов (и наоборот).

Ценности влияют на наши решения

Итак, ваши ценности сочетают в себе ваши моральные принципы и ваши личные предпочтения, которые влияют на ваши решения.

Они составляют вашу индивидуальность, но они также не высечены в камне

Ваши ценности могут меняться со временем и быть разными в разные моменты вашей жизни или при взаимодействии с разными людьми.

Пример. Допустим, одной из ваших основных ценностей является честность и порядочность. когда кто-то спрашивает, где что-то находится, вам важно сказать им, а не просто дать им идею или что-то придумать. Некоторые могут ценить вежливость как приоритет, и даже если они знают, где находится предмет (возможно, даже лучше, чем другой человек), они не хотят делиться информацией, потому что это может задеть чувства другого человека (или гордость). В этом случае оба человека заявили бы, что ценят честность и порядочность, но их четкие приоритеты различаются в зависимости от их опыта работы с этими понятиями.

Когда ваши ценности не совпадают с вашими целями

Когда мы ставим цели, мы обычно делаем это, потому что они удовлетворяют потребность или желание. Мы хотим быть счастливыми, здоровыми, богатыми и успешными. Мы хотим добиться больших успехов и изменить мир к лучшему.

Но если ваши ценности не совпадают с вашими целями, вы будете несчастны. Вы с большей вероятностью сделаете неправильный выбор для достижения своих целей, что приведет к еще большему разочарованию и несчастью. Если цель достаточно важна для вас, чтобы вы могли ее преследовать, то она достаточно важна для вас, чтобы убедиться, что вы преследуете ее по правильным причинам.

Для людей, чьи личные ценности не совпадают с их целями, лучше скорректировать наши цели соответствующим образом, чем не иметь никакого направления, потому что мы расставили приоритеты не в том, что касается жизни.

Когда вы знаете свои ценности, вы можете согласовывать с ними свои цели

Если вы не знаете своих ценностей, вас, скорее всего, будут тянуть в разные стороны разные люди и ситуации. Вы будете чувствовать, что всегда делаете то, что хотят другие люди, или то, что вам нравится в данный момент.

Когда вы знаете свои ценности, вам легче сказать «нет» тому, что вас не устраивает и чего вы хотите от жизни. Вам легче сосредоточиться на важных для вас вещах».

Когда дело доходит до целей, знание своих ценностей дает вам основу для постановки конкретных, измеримых целей, соответствующих этим ценностям. И как только вы установите эти цели, вам будет легче решить, какие действия помогут вам их достичь.

Как только вы узнаете свои цели, ваши приоритеты станут яснее

Большинство из нас хотят многого добиться в жизни. Мы хотим быть счастливыми и здоровыми, иметь полноценные отношения и успех в карьере, и сделать мир лучше, чем когда мы вошли в него. Но иногда может быть трудно сосредоточиться на этих больших целях, когда за наше внимание борется так много более мелких задач.

У вас много дел, и может быть трудно решить, что должно быть на первом месте.

  • Проводить время с семьей или продвигаться по работе?
  • Копить на пенсию или купить новую машину?
  • Чаще навещать семью?

Легко потеряться во всем, что вам нужно делать, и забыть, зачем вы это делаете. Но если вы не знаете, каковы ваши цели, как вы можете знать, помогает ли то, что вы делаете, им или вредит?

Если вы сначала определите свои цели, а затем расположите их в порядке от наиболее важных до наименее важных, вам будет легче решить, что вы должны делать в данный момент.

Ценности могут определять наше поведение

Ценности могут меняться и влиять на наше поведение, наши решения и наши цели. Когда мы собираемся сделать что-то новое или необычное, важно подумать о своих ценностях и спросить себя, как они могут измениться со временем.

Полезно думать не только о своих ценностях, но и о ценностях других людей, которые являются частью вашей команды или организации.

Это может помочь вам понять, как они относятся к определенным вопросам и что они считают приоритетными при принятии решений или совершении действий.

Наши ценности очень личные, и у каждого есть свой список. Общие ценности: Честность, Целостность, Лояльность, Работа в команде и Уважение к другим. Список может варьироваться в зависимости от того, где вы выросли и какой опыт сформировал вас.

У всех нас разные представления о том, что важно в нашей личной жизни – деньги, слава или что-то совсем другое.

Как лидеры, мы должны думать об этих разных точках зрения, чтобы лучше понять, почему другие видят ситуацию иначе, чем мы. Это позволяет нам строить более тесные отношения с членами нашей команды и улучшать наше общение друг с другом при принятии решений, влияющих на культуру нашей компании в целом.

Личные ценности важны

Личные ценности важны, потому что они помогают определить вас как личность и ваш смысл жизни. Они — основа вашей жизни, и без них у вас не было бы направления для ваших действий. Если вы не знаете, каковы ваши ценности, вам будет трудно принимать решения о том, что важно в жизни.

Допустим, есть новое предложение о работе, за которое платят больше, чем за вашу текущую работу. Казалось бы, простое решение — брать более высокооплачиваемую 9. 0081 задание! Но если это решение идет вразрез с одной из ваших человеческих ценностей (например, оно наносит вред животным или природе), то вы можете найти больше счастья в менее оплачиваемой работе на данный момент , потому что она лучше соответствует тому, кем вы хотите быть как личность.

Примеры личных ценностей

Личные ценности — это то, что важно для вас. Это то, что вы думаете, чувствуете и желаете себе и другим. Различные ценности могут относиться к тому, как мы думаем о себе, своих семьях, наших сообществах и обществе.

Несколько примеров личных ценностей:

  • Сострадание
  • Честность
  • Преданность
  • 90 080 Уважение
  • Бескорыстие

Есть много других примеров личных ценностей! Что вы думаете о ВАС?

Как определить свои ценности

Есть много разных способов определить свои основные ценности. Вот несколько вопросов, которые стоит задать себе:

  • Спросите себя, что бы вы сделали, если бы могли что-то сделать, от какой личной ценности вы не хотели бы отказаться и почему.
  • Подумайте, каких основных ценностей вы требуете от других. 3. Вспомните случаи, когда вы чувствовали, что поступили правильно для кого-то другого, и почему это было правильно.
  • Подумайте о своем личном развитии: какая самая важная ценность, по вашему мнению, останется у вас через 10 лет и почему.
  • Проведите мозговой штурм с друзьями и семьей, которые, возможно, заметили важную ценность, о которой вы не подозревали.

Ценности могут меняться, как и приоритеты

Жизнь непостоянна, и наш опыт меняет нас. Благодаря этому опыту наши ценности также могут измениться.

У всех нас есть свои приоритеты и ценности, но со временем они меняются. Иногда они меняются из-за важного события в вашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *