«Здоровое тело служит здоровому духу…» К 300-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо
: 16 авг 2012 , В поисках начала всех начал , том 45, №3
В 2012 г. отмечается 300-летие со дня рождения французского философа Жан-Жака Руссо (1712—1778). Влияние его идей на европейскую общественную мысль, науку и литературу велико. «Общественный договор» Руссо был широко известен, его роман «Новая Элоиза» был популярен: Татьяна Ларина А. С. Пушкина «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». Л. Н. Толстой писал: «Руссо был моим учителем с 15 лет »… Я прочел всего Руссо, все 20 томов, включая «Музыкальный словарь». Я более чем восхищался им – я боготворил его. В 15 лет я вместо креста носил медальон с его портретом. Многие страницы его так близки мне, что мне кажется, я сам написал их» (из письма Л. Н. Толстого Б. Бувье). В наше время известность Жан-Жака Руссо как философа парадоксально сочетается с забвением некоторых важнейших сторон его творческого наследия
Имя Жан-Жака Руссо, французского философа XVIII в., было известно российскому читателю уже при его жизни. Произведения Руссо переводились на русский язык, на основе его педагогических взглядов составлялись проекты русских воспитательных учреждений, философа-педагога приглашали приехать в Россию русские аристократы. В последующие века Ж.-Ж. Руссо и его взгляды находись в центре самой ожесточенной полемики. Суждения как апологетов, так и критиков отличались крайней поляризацией: для одних французский философ был знаменем демократического переустройства мира, для других – автором никчемных размышлений, создателем «отрицательных» теорий, способных ввергнуть цивилизацию в пучину хаоса и конечного упадка. И действительно, теория «Общественного договора» («Du Contrat Social ou Principes du droit politique») Руссо, по которой власть в государстве не должна была передаваться по наследству как богоданная собственность, а являлась продуктом общественного договора народа и выбранного им правителя, стала символом и оружием Французской буржуазной революции, а Ж.
-Ж. Руссо стал вторым человеком, чей прах был упокоен в Пантеоне великих людей Франции. В ХХ в. теория «Общественного договора» была использована революционерами-демократами, а потом и большевиками для свержения династии Романовых. Одновременно происходила излишняя политизация системы философа, которая вела к затемнению и даже забвению некоторых важных элементов его концепции.«ПИСЬМО ГОСПОДИНА РУССО ИЗ ЖЕНЕВЫ К СОЧИНИТЕЛЮ МЕРКУРИЯ ФРАНЦУЗСКОГО»
Письмо публикуется по тексту в газете «Санктпетербургские ведомости» (1753. 10 декабря № 99. С. 795—797) в современной орфографии. Примечания публикатора в квадратных скобках.
Государь мой ‹…› Дело есть крайнейшей важности, и касается до здравия и до живота человеческого. Чем больше небрежение многих людей в сем деле, тем ревностнее разумные и доброжелательные сограждане должны стараться, чтоб тому помочь. Все Химики в Европе давно уже дали нам знать о смертельном яде меди, и о великой опасности, какой подвержены мы от употребления в поварне сего металла. Господин Руэль, член Королевского социетета наук [Гийом Франсуа Руэль – французский химик , профессор Ботанического сада в Париже, член Парижской академии наук], между всеми наияснейше показал печальные от того действия, и наисильнейше спорил против употребления онаго. Господин Тирри, доктор медицины, в ученой диспутации, какую имел он в 1749 году под предводительством господина Фальконета [Этьен Фальконе], показал многие примеры, которые должны навесть страх на всякого человека, которому мил живот свой и его сограждан. Сии Физики доказали, что ярь [уксуснокислая медь], или растворенная медь, есть сильный яд, которого действие производит по себе страшнейшие приключения, ибо и дым от сего металла причиняет великий вред, чего ради медного дела мастеровые люди подвержены бывают разным болезням. Они доводят, что всякие растворы, тако ж масло, соли и сама вода растворяют медь и из нее ярь вытягивают. Лужение, каково б хорошо оно ни было, не препятствует сему растворению, но токмо оное несколько уменьшает.
Олово самое, к лужению употребляемое, вред произвести может, несмотря что оное поныне без всякого опасения употребляли. Сия опасность по разным родам олова, какое на то берут, больше или меньше, поколику много или мало мышьяку туда кладется, или поколику свинцу больше или меньше примешивают. Ибо что растворенной свинец ядовит, доказывают многие печальные действия, какие от поправленных зилберглетом [окись свинца серебристого цвета] вин происходят; а чтоб употреблять сей металл без страха, то небесполезно знать, чем оный растворяется. А хотя и положить, что при лужении употреблена всякая осторожность, однако сие кажется безответно, когда здоровье и живот человеческий имеет зависеть от слабого лужения, которое скоро пропадает. Легко доказать можно, что сколь крепко сия работа не делается, однако ж при употреблении такой посуды в поварне не безопасно ни на один день, чтоб полуда не сошла. Ибо когда требуется гораздо меньший градус огня к растоплению олова, нежели к варению жира, то повару не всегда возможно отвратить, чтоб олово в котором-нибудь месте не отстало, и растворившаяся медь с кушаньем не смешалась.Страница газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1753, 10 декабря № 99 с «письмом» Руссо о вреде медной посуды
О вреде медной посуды
Несмотря на обилие работ по философии руссоизма, до самого последнего времени оставался неизвестным тот факт, что первой работой Руссо, опубликованной на русском языке, было «Письмо господина Руссо из Женевы к сочинителю Меркурия Французского» («Mercure de France» – общественно-политический и научно-популярный влиятельный французский журнал, редактором которого был аббат Гийом Рейналь, друг Ж.-Ж. Руссо). «Письмо» это было посвящено отнюдь не социологической проблеме, а рассмотрению вопроса о вреде применения в быту и пищевой промышленности посуды из меди (Санкт-Петербургские ведомости, 1753). Неожиданность этого факта была столь велика, что при составлении капитального указателя к «Санкт-Петербургским ведомостям» советский библиограф даже не смог подумать о французском «философе-ниспровергателе» как о возможном авторе этой статьи и просто включил в указатель некоего «Руссо, химика».
Вклад Руссо в развитие ботаники, математики и теории музыки XVIII в. был замечательным, но и эти грани его гения были погребены под многочисленными трудами апологетов и противников его революционных теорий.
«Тело должно быть сильным, чтобы хорошо подчиняться велениям души»
В наше время оказался практически забыт вклад женевского мыслителя и в разработку основ физкультурного и спортивного движения. Ж.-Ж. Руссо не случайно пришел к идее необходимости физического воспитания юношества. В своих философских работах он в первую очередь продолжал традицию Ш.-Л. Монтескье по изучению истории античного мира. Монтескье считал, что Римская империя оказалась неспособной сопротивляться варварам из-за ее внутреннего разложения, ставшего, в свою очередь, следствием изнеженности нравов. У Руссо идея сильного, выносливого и закаленного варвара, побеждающего утонченного, но расслабленного римлянина, доходит до своего конечного выражения: физическая сила и смелость в философии Руссо становятся наиболее ценными качествами человеческой личности. Последовательное развитие этого тезиса привело Руссо к построению законченной системы физического воспитания, основанного на принципах, выработанных в античной Спарте. Заметим, что в те времена физическое воспитание входило в программы обучения детей дворян только в виде верховой езды, фехтования и танцев. Схоластическое обучение в основном было направлено на подавление детской и юношеской резвости.
Принципы спартанского воспитания, изложенные Руссо в его знаменитом трактате «Эмиль, или о воспитании» («mile, ou de l’ducation»), заключались прежде всего в закаливании детей как холодной водой, так и высокими температурами, чтобы развить у них хорошую переносимость к любым погодно-климатическим условиям: «Подвергайте их [детей] тем испытаниям, с которыми они столкнутся однажды. Укрепляйте их тело, чтобы оно могло сопротивляться превратностям времен года, различных климатов ‹…›, пусть он [ребенок] привыкнет к перенесению голода, жажды, усталости; погружайте его в воды Стикса» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 37). Руссо, в данном случае, интерпретирует известный античный сюжет о воспитании Ахилла, мать которого, морская нимфа Фетида, окунала своего сына в воды реки смерти Стикса для придания ему неуязвимости от любого оружия. При этом философ разумно отметил необходимость соизмерять нагрузки закаливания с силами и возможностями ребенка. «Тело должно быть сильным, чтобы хорошо подчиняться велениям души: хороший слуга должен быть сильным. Если тело ослаблено, то оно управляет человеком: чем более оно сильно, тем более оно послушно», – пишет француз в начале первой книги своего сочинения (Rousseau, 1762, t. 1, p. 59). Далее он неоднократно повторяет этот же тезис, формулируя его так: «Здоровое тело служит здоровому духу, а больное тело угнетает дух», а «…цель физических упражнений укрепить душу, сделать ее неуязвимой и сильной: в таком случае тело сможет отражать все стрелы, которые могли бы ее ранить» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 327).
«Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте»
Предлагая читателям примеры здорового образа жизни, Руссо описывает жизнь и воспитание простых крестьянских детей, обращая внимание на их здоровье и жизнеспособность, которые проистекали от их участия в повседневных крестьянских трудах и заботах. Особенно отмечает Руссо способности детей из простого сословия к бегу и подвижным играм, а также их умение плавать. Руссо замечал, что многие высокопоставленные и высокообразованные люди учатся езде на лошади, но «почти никто из них, не умеет плавать ‹…› в то время как простой ремесленник очень хорошо плавает. Однако умение ездить верхом столь простое, что любой путешественник может сразу же при необходимости сесть в седло, другая ситуация, если оказываешься в воде и не умеешь плавать, ты сразу же идешь ко дну, а поплыть без предварительного обучения плаванью невозможно» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 330). Далее Руссо заявлял, что его идеальный воспитанник Эмиль «будет чувствовать себя в воде так же уверенно, как на суше», причем его тренировки не будут сопряжены с риском для жизни, «а научившись плавать в канале отцовского парка, ребенок потом сможет переплыть Гелеспонт [пролив Дарданеллы]» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 331).
В программу идеального воспитания по Руссо должна была входить и работа с утяжелениями, но такая, которая развивала бы у юноши чувство равновесия, ловкости и умения оценивать вес спортивного снаряда. Перед любым действием Руссо призывал: «Измеряйте, считайте, взвешивайте, сравнивайте. Прилагайте усилие только после изучения с каким сопротивлением вы столкнетесь… Как можно сдвинуть массивный предмет? Если мы возьмем слишком большой рычаг, он потребует и большего усилия с нашей стороны, если он будет слишком коротким, он не произведет достаточного эффекта: опыт поможет ему [ученику] точно выбирать необходимый рычаг» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 332—333).
Эти слова в полной мере могут быть ключевыми и для тяжелой атлетики, и для выбора необходимого весла в гребле, и для построения тренировки практически в любом современном виде спорта.
Эмиль, или идеальный юноша, по идее Ж.-Ж. Руссо должен был «бегать по утрам босиком, в любое время года» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 356), иметь хорошую координацию движений, «прыгать в длину и в высоту, уметь лазать по деревьям, и преодолевать стену» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 357).
Наставник должен приучить своего воспитанника к длительным пешим походам и путешествиям, научить его ходить по горам «по сложным, крутым и извилистым тропинкам, прыгать с места на место, как во время подъема, так и при спуске. Мой Эмиль будет скорее козленком, чем оперным танцором» (Rousseau, 1762, t. 1, p. 358).
Руссо указал в своем трактате и на возможность мотивирования детей путем организации соревнований, замечая при этом, что в процессе игры-соревнования в них как бы естественно пробуждаются высокие моральные качества – желание помогать более слабому. Руссо особо подчеркивал, что дети, получавшие приз за победу в состязаниях (например, печенье), очень скоро начинали делиться им с побежденными (Rousseau, 1762, t. 1, p. 368).
Французский философ пропагандировал не только закаливание и игры на свежем воздухе, но и нормы -гигиены, говорил о необходимости для детей достаточного сна и здорового питания, рассматривая «воспитание» прежде всего буквально, как искусство правильного вскармливания и питания детей. Он был последовательным сторонником и пропагандистом вегетарианства (Rousseau, 1762, t. 1, p. 408—409).
Воспитание с помощью «разумно предоставляемой свободы»
Можно констатировать, что Руссо, по существу, предвосхитил все направления развития современного физкультурного и спортивного образования. Вместе с тем, нельзя не отметить, что он недооценивал значение книги и чтения, ошибочно считая их в целом ненужными для первоначального воспитания детей. В образовании Руссо был сторонником «поверхностного энциклопедизма» и стремился развить у ребенка саму способность к приобретению необходимых для него знаний и умений. Идеальный воспитанник Эмиль должен был прежде всего получать уроки здравого смысла и здорового образа жизни.
Вместе с тем, по Ж.-Ж. Руссо, воспитатель не должен был навязывать ребенку свою волю и свои предпочтения, хороший наставник «должен изучить склонности каждого ребенка» и только потом начать воспитание с помощью «разумно предоставляемой свободы» («la libert bien regle») (Rousseau, 1762, t. 1, p.1 87).
Эти принципы, взятые Руссо во многом из английской протестантской педагогики, легли в основу всей образовательной системы Нового времени.
Высшие курсы Лесгафта по системе Руссо
В России труды французского философа оказали значительное влияние на военное и придворное воспитание: «Эмиля» Ж.-Ж. Руссо, хотя и запрещенного официально цензурой, читали, изучали и основатели Пажеского корпуса, и воспитатели наследников русского престола, и авторы системы народного образования конца XIX — начала XX в. Поклонниками творчества Ж.-Ж. Руссо были и создатели русской спортивной науки. Новые принципы физического воспитания прививались на «Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования», открытых П. Ф. Лесгафтом в Петербурге еще в 1896 г., М. М. Ковалевский – известный русский политический деятель и ученый-руссоист стал продолжателем этого благородного начинания, преобразовав курсы в 1910—1912 гг. в «Высшие курсы П. Ф.
Лесгафта» и войдя в историю спортивного движения России в качестве второго ректора современного «Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта» (Санкт-Петербург).В ХХ в. философия спартанского воспитания Ж.-Ж. Руссо вошла в жизнь нашей страны через замечательное развитие физкультурного движения и спорта, участие России и СССР в мировом Олимпийском движении, а так же организацию Спартакиад самого разного уровня и введение уроков физкультуры в образовательные системы всех ступеней.
Литература
Rousseau J.-J. Émile ou de l’Éducation… Amsterdam, chez J. Neaulme, 1762. T. 1—4.
Санкт-Петербургские ведомости. 1753. 10 дек. № 99.
: 16 авг 2012 , В поисках начала всех начал , том 45, №3
§ 4.
Политико-правовое учение Руссо — История политических и правовых ученийЖан-Жак Руссо (1712–1778)– один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений.
291 § 4. Политико-правовое учение Руссо
Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире» (впервые опубликовано после смерти, в 1782 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).
Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.
Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.
В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали, по словам Руссо, «ужаснейшие смуты- несправедливые захваты богатых, разбои бедных», «постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных».
Выход из таких условий, инспирированный «хитроумными» доводами богатых и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету».
292 Глава 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения
Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.
В противовес такому ложному, порочному и пагубному для человечества направлению развития общества и государства Руссо развивает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями».
При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и государству и знаменующего превращение скопления людей в суверенный народ, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: «Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое[1], образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства».
Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве.
Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствую-
293 § 4. Политико-правовое учение Руссо
щих его концепции общественного договора, может оправдать – с точки зрения разума, справедливости и права – переход от естественного состояния в гражданское. Подобные идеальные представления Руссо находятся в очевидном противоречии с его же догадками о роли частной собственности и неравенства в общественных отношениях и обусловленной этим объективной необходимости перехода к государству.
Уже первое предложение «Общественного договора» – «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах» – нацеливает на поиски путей разрешения этого противоречия с ориентацией на идеализированные черты «золотого века» естественного состояния (свобода, равенство и т.д.). Подобная идеализация естественного состояния диктуется идеальными требованиями Руссо к гражданскому состоянию, которое должно в новой (политической) форме возместить людям то, что они якобы уже имели до образования государства и чего они, следовательно, несправедливо лишены в условиях сложившейся неправильной государственности. Таким образом, завышение достоинств прошлого дает руссоистской доктрине надлежащие высокие критерии и масштаб для критики современности и требований к будущему. Кстати говоря, по той же самой логике, но с противоположными целями сторонники абсолютной монархии, напротив, утверждали, что человек рождается бесправным подданным.
В трактовке Руссо современный ему феодальный строй, критически соотнесенный с буржуазно-демократическими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, справедливого и законного характера – словом, права на существование: он держится не на праве, а на силе. В плоскости же соотношения сил проблема, по оценке Руссо, выглядит следующим образом: «..пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает его – он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать». Такой подход, по существу, обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь низвержения феодальных порядков.
Но сила, согласно Руссо, не создает права – ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть результатом физической мощи. «Право сильнейшего» он
294 Глава 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения
называет правом в ироническом смысле: «Если нужно повиноваться, подчиняясь силе, то нет необходимости повиноваться, следуя долгу; и если человек больше не принуждается к повиновению, то он уже и не обязан это делать. Отсюда видно, что слово право ничего не прибавляет к силе. Оно здесь просто ничего не значит».
Основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. «Несомненно,– писал Руссо,– существует всеобщая справедливость, исходящая от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами, должна быть взаимной… Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету».
Условия перехода к государству Руссо трактует следующим образом: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественного равенства и свободы, возмещается ему (но уже как неразрывной части этого целого, члену народа-суверена, гражданину) в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Происходит, говоря словами Руссо, как бы эквивалентный «обмен» естественного образа жизни людей на гражданский образ жизни.
Благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву».
Вместе с тем Руссо отмечает, что «при дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое; оно служит лишь для того, чтобы бедняка удерживать в его нищете, а за богачом сохранить все то, что он присвоил». Не отрицая самой частной собственности, Руссо вместе с тем выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан и с этих эгалитаристских позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В общественном состоянии, считает Руссо, «ни один гражданин не должен обладать столь значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один– быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать; это предполагает в том, что касается до знатных и богатых, ограничение размеров их имущества и влияния, что же касается до людей малых – умерение скаредности и алчности».
В основе общественного договора и правомочий формируемого суверенитета лежит общая воля. Руссо при этом подчеркивает отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие
295 § 4. Политико-правовое учение Руссо
интересы, вторая – интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявленной воли частных лиц. «Но,– поясняет он,– отбросьте из этих изъявлений воли взаимно уничтожающиеся крайности; в результате сложения оставшихся расхождений получится общая воля».
Отстаивая господство в государстве и его законах общей воли, Руссо резко критикует всевозможные частичные ассоциации, партии, группы и объединения, которые вступают в неизбежную конкуренцию с сувереном. Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Это искажает процесс формирования подлинной общей воли граждан, поскольку оказывается, что голосующих не столько, сколько людей, а лишь столько, сколько организаций. «Наконец, когда одна из этих ассоциаций настолько велика, что берет верх над всеми остальными, получится уже не сумма незначительных расхождений, но одно-единственное расхождение. Тогда нет уже больше общей воли, и мнение, которое берет верх, есть уже не что иное, как мнение частное» В этой связи Руссо присоединяется к мнению Макиавелли о том, что «наличие сект и партий» причиняет вред государству. «Если же имеются частичные сообщества, то следует увеличить их число и тем предупредить неравенство между ними».
Проводимое Руссо различие воли всех и общей воли посвоему отражает то обстоятельство, что в гражданском состоянии имеется различие между индивидом как частным лицом (со своими частными интересами) и тем же самым индивидом в качестве гражданина – члена «публичной персоны», носителя общих интересов. Данное различение, которое в дальнейшем легло в основу концепции прав человека и гражданина и сыграло значительную роль в конституционно-правовом закреплении результатов французской буржуазной революции, по сути дела, имеет в виду раздвоение человека на члена гражданского общества и гражданина государства.
В общем виде пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидом, согласно Руссо, ставятся тем, что «суверен, со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу закона разума, так и в силу закона естественного ничто не совершается без причины». Обязательства, связывающие людей с общественным организмом (государством), непреложны лишь потому, что они взаимны, предусматривают равенство их прав и обязанностей.
296 Глава 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения
Вместе с тем суверен, согласно Руссо, не связан собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по мысли Руссо, противоречило бы самой природе политического организма:
«Нет и не может быть никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не обязателен даже Общественный договор».
Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом.
Власть суверена, по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. «Итак, – пишет он, – гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему:
«Государству необходимо, чтобы ты умер», то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства».
Такой антииндивидуалистической формулировки нет даже у этатиста Гоббса.
В своей идеализированной конструкции народного суверенитета Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государственной властью. «Итак,– утверждает он,– поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц;
следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам».
Соответствующие гарантии, согласно Руссо, нужны против подданных, чтобы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед сувереном. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между государством и гражданином. «Итак,– отмечает он,– чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным».
297 § 4 Политико-правовое учение Руссо
В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей, он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет един, и речь вообще может и должна идти об одном единственном суверенитете – суверенитете народа. При этом под «народом» как единственным сувереном у Руссо имеются в виду все участники общественного соглашения (т.е. взрослая мужская часть всего населения, всей нации), а не какой-то особый социальный слой общества (низы общества, бедные, «третье сословие», «трудящиеся» и т.д.), как это стали трактовать впоследствии радикальные сторонники его концепции народного суверенитета (якобинцы, марксисты и т.д.).
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике учения Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа.
Народ как суверен, как носитель и выразитель общей воли, по Руссо, «может быть представляем только самим собою». «Передаваться,– подчеркивает он,– может власть, но никак не воля». Тем самым Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой законодательный орган в форме народного представительства), так и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве на различные власти.
Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она, «напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами».
Исполнительная власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для сношений между подданными и сувереном.
298 Глава 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения
Поясняя соотношение законодательной и исполнительной властей, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них– моральная, другая– физическая. Первая– это воля, определяющая акт; вторая– сила, его исполняющая. «У Политического организма – те же движители; в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной власти, первую – под названием власти исполнительной».
Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать политическую и гражданскую свободу. Устройство исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы «оно всегда было готово жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства».
В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу. В общем виде Руссо отмечает, что «демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств, аристократическое– для средних, а монархическое – для больших».
При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением. «Таким образом,– подчеркивает он,– я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им».
Для поддержания положений общественного договора и контроля за деятельностью исполнительной власти, по мысли Руссо, периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: «Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено».
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех», – «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы.
299 § 4. Политико-правовое учение Руссо
Применительно к этим политическим (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщий характер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое (а не как индивидов), а действия как отвлеченные (но не как отдельные поступки).
Цель всякой системы законов – свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства. «Именно потому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его».
В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. «Кроме правил, общих для всех, каждый народ в себе самом заключает некое начало, которое располагает их особым образом и делает его законы пригодными для него одного». И следует дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: «Если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал». С этих позиций он критикует Петра I за то, что он подверг свой народ «цивилизации чересчур рано», когда тот «еще не созрел для уставов гражданского общества»; Петр «хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских».
Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это «порождает нужду в Законодателе», под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.
Великого законодателя Руссо сравнивает с механиком-изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя– с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. «Тот, кто берет на себя смелость дать установления какому-либо народу,– поясняет Руссо задачи и роль великого законодателя,– должен чувствовать себя способным изменить, так сказать, человеческую природу, превратить каждого индивидуума, который сам по себе есть некое замкнутое и изолированное целое, в часть более крупного целого, от которого этот индивидуум в известном смысле получает свою жизнь и свое бытие; переиначить организм человека, дабы его укрепить;
должен поставить на место физического и самостоятельного
300 Глава 12. Политические и правовые учения европейского Просвещения
существования, которое нам всем дано природой, существование частичное и моральное».
Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель государства, а не магистратура или суверен. Деятельность такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.
Законодательную власть Руссо характеризует как «сердце Государства». «Не законами живо Государство,– пишет он,– а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность это сделать».
В случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении государственного строя и отечества, «можно приостанавливать священную силу законов» и особым актом возложить заботу об общественной безопасности на «достойнейшего», т. е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный характер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена.
Своим учением о законе как выражении общей воли и о законодательной власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие государственно-правовой мысли и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.
Базовый русский язык — русский для начинающих
Базовый Русские страницы предназначены для людей, которые никогда не изучали русский язык или имели несколько лет Русский много лет назад и нужен обзор. Начальные русские страницы включают русский алфавит, уроки грамматики, уроки лексики и занятия по аудированию.
Учить русский
Бесплатный курс русского языка для начинающих. Уроки включают русский алфавит, знакомство с людьми, знакомство, развлечения и игры, направления, поздравления, хобби и отель.
Алфавит
Изучайте кириллические печатные и рукописные буквы, их названия, историю происхождения и т.д.
Прослушивание
Практикуйте свои навыки слушания и изучайте новый словарный запас с помощью этих онлайн-аудио отрывков.
и разговоры.
Слова и фразы
Пополняйте свой словарный запас русского языка словами и фразами для повседневных ситуаций.
1000 самых распространенных слов русского языка
Откройте для себя частотный список тысячи самых популярных русских слов и их английских переводов. Изучение наиболее часто используемых слов на раннем этапе изучения русского языка окажет значительное влияние на ваше мастерство владения русским языком.
Курсы
Различные занятия по изучению языка, которые можно использовать самостоятельно или в качестве дополнения к
ваши учебники.
Русские глаголы
Сборник уроков по русским глаголам по таким темам, как время, вид, лицо и
количество глаголов. Идеально подходит для начинающих.
Русские существительные
Уроки рода, числа и падежа русских существительных.
Русские прилагательные
Уроки употребления и склонения русских прилагательных.
Русские местоимения
Местоимения – это слова, заменяющие существительные. Эти уроки охватывают все группы местоимений русского языка, включая личные местоимения, указательные, отрицательные, притяжательные, родственные и другие.
Русские наречия
Уроки употребления, классификации и образования русских наречий.
Copyright 2001- 2023 MasterRussian.com | Политика конфиденциальности | Свяжитесь с нами
Учи русский каждый день бесплатно!
Нажмите кнопку «Мне нравится» ниже, чтобы получать ежедневные обновления на Facebook!
Нажмите «Добавить в круги», чтобы учить русский в Google+
Поиск MasterРусский
англо » русский словарь
Нравится MasterRussian на Facebook
СЛОВО ДНЯ
RSS
|
iGoogle
|
Мой Яху!
Слово: узнать
Значение: узнать, узнать, узнать
Произношение: [ооз-НАХТ’]
Выучить русские слова »
СЕГОДНЯ УЛИЦА ЗНАК
Русский: Почта
Английский: Почтовое отделение
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TWITTER
MasterRussian в Твиттере
6 простых способов эффективно выучить русский язык
Наши читатели поддерживают Langoly. Мы проверяем продукты независимо друг от друга, но мы можем получать партнерские комиссионные, если вы покупаете по ссылкам на этой странице. Как партнер Amazon, Ланголи зарабатывает на соответствующих покупках.
Изучение русского языка может быть сложной задачей, но есть способы облегчить ее, например, используя высококачественные инструменты и разнообразные методы обучения. В этой статье показаны 6 различных способов выучить и улучшить свой русский язык. Существуют традиционные способы, такие как учебники и курсы, а также некоторые современные методы, такие как подкасты и каналы YouTube.
На русском языке говорят более 258 миллионов человек, и это один из самых распространенных языков в мире. Это официальный язык России, Казахстана и Кыргызстана. Это может быть шлюз для других подобных языков, таких как украинский, польский, чешский и другие.
Помимо огромного количества людей, говорящих на нем, есть много других причин для изучения русского языка. Некоторые из самых известных литературных произведений, такие как « Война и мир » и « Преступление и наказание, », изначально были написаны на русском языке. Он также является одним из 6 официальных языков Организации Объединенных Наций и становится невероятно важным языком на мировой арене. Его также преподают как второй язык во многих других странах Восточной Европы. Это руководство поможет вам найти один из лучших способов изучения русского языка, чтобы вы могли общаться с большим количеством людей.
Сколько времени вам потребуется, чтобы выучить русский язык?
Какой у вас текущий уровень?
А1
Новичок
А2
Элементарный
Б1
Промежуточный
Би 2
Выше среднего
Какой уровень вы хотите достичь?
А1
Новичок
А2
Элементарный
Б1
Промежуточный
Би 2
Выше среднего
С1
Дополнительно
НАЗАД
Сколько часов вы будете заниматься каждый день?
0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4
НАЗАД Следующий
Попробуйте калькулятор еще раз Посмотреть результат
Некоторый результат
Содержание
Используйте лучшие русские приложения
Пройдите онлайн-курс русского языка
Найдите онлайн-репетитора русского языка
Учитесь с помощью высококачественных русских книг 9000 3
Смотреть русские видео на YouTube
Слушать to Russian Podcasts
Как выучить русский: FAQ
Как выучить русский: выполните следующие действия, чтобы быстро заговорить свободно!
Русский язык может быть не самым простым для изучения, но это не значит, что вы не можете это сделать! С правильными инструментами это будет несложно. Один из лучших способов учиться — использовать различные ресурсы для обучения. Например, вы можете выучить кириллицу с помощью приложения или учебника на YouTube, но онлайн-курс лучше подходит для изучения основ грамматики. А теперь доступно так много бесплатных ресурсов, что вам не нужно платить ни копейки за обучение!
Другим ключом к эффективному обучению является последовательный режим обучения. Если вы будете учить русский всего один или два дня в неделю, скорее всего, вы не улучшите свои знания быстро. Лучше посвящать несколько минут каждый день или больше времени несколько раз в неделю, чтобы увидеть постоянное улучшение и вспомнить, что вы узнали ранее. Но для этого вам понадобится способ обучения, который будет поддерживать вашу вовлеченность. Ознакомьтесь со списком ниже, чтобы найти некоторые из лучших ресурсов для изучения русского языка.
Используйте лучшие русские приложения
В последние несколько лет языковые приложения становятся все более и более популярными. Это отличный способ начать изучение языка, не выходя из дома. Большинство приложений интерактивны и побуждают вас продолжать учебу каждый день. Это помогает придерживаться привычного режима обучения. Приведенные ниже приложения Rocket Russian, Mondly и Babbel — это высококачественные приложения, которые мгновенно увеличат ваш словарный запас и способность говорить на русском языке.
Обязательство: Низкий
Цена: Низкий-средний
Удобство: Высокий
Посмотрите другие приложения для русского языка как лексика, грамматика, разговорная речь и аудирование. На каждом уроке вы услышите разговор двух носителей русского языка. Затем он разбивается, чтобы преподавать важные языковые и грамматические темы. Вы можете попробовать Rocket Russian бесплатно в течение 7 дней или узнать больше об этом в этом обзоре Rocket Russian.
Mondly
Mondly — лучшее приложение для начинающих. Он обучает основам русской грамматики и лексики с помощью серии коротких интерактивных уроков. Это дает вам гибкость для изучения тем, которые вас интересуют, а также имеет уникальные функции, которые отслеживают ваш прогресс в обучении. Вы можете попробовать Mondly бесплатно в течение 7 дней или узнать больше об этом в нашем обзоре Mondly.
Babbel
Здесь, в Langoly, Babbel — одно из наших любимых приложений. Вы изучаете русский язык с помощью серии интерактивных уроков, которые обучают всем языковым навыкам, таким как чтение, письмо, разговорная речь и аудирование. Уроки короткие, так что вы можете выполнять несколько каждый день. И каждый курс Babbel составляется профессиональными лингвистами, поэтому курс русского языка уникален для данного языка, а не является просто копией и вставкой версии другого языкового курса. Вы можете попробовать бесплатный урок по Babbel или узнать больше об этом в этом обзоре Babbel.
Пройти онлайн-курс русского языка
Если языковое приложение вам не подходит, лучше выбрать онлайн-курс. Они изложены в ясной форме, которая показывает вам, что именно нужно изучать дальше. И поскольку это часть одного и того же курса, каждый урок строится на том, что вы уже знаете, не теряя времени. Курсы ниже, Russian Uncovered, Grammar Hero и Sistema Kalinka — одни из лучших вариантов. Они научат вас основам и научат вас быстро говорить по-русски.
Обязательство: Высокий
Цена: Средне-высокий
Удобство: Средний
Подробнее Курсы русского языка
Непокрытый русский язык
Если вы любите истории, курс «Непокрытый русский язык» — это то, что вам нужно! Каждый блок курса охватывает одну главу истории. Вы слушаете главу, которая полностью на русском языке, а затем берете видеоуроки, обучающие лексике, грамматике и произношению, которые вы услышали. К концу модуля вы понимаете именно то, что слышали в начале. Вы можете попробовать Russian Uncovered бесплатно в течение 7 дней.
Grammar Hero
Grammar Hero предназначен для учащихся среднего уровня (B1) и обучает «грамматике в действии». Идея состоит в том, что вы будете изучать грамматику в контексте и сможете использовать ее, когда говорите или слушаете русский язык. Поскольку курс Grammar Hero был создан специально для изучения русского языка, он затрагивает самые сложные области, с которыми часто сталкиваются учащиеся. Бесплатной пробной версии нет, но есть гарантия возврата денег, если курс вас не устроит.
Система Калинка
Система Калинка предлагает полный курс с видео, аудио, рабочими листами и даже персональным репетитором. Это самостоятельный курс, поэтому, если вы уже немного знаете русский, вы можете начать с более продвинутого уровня. Есть более 150 видеороликов с практическими упражнениями и рабочими листами. Если у вас есть вопросы, вы можете написать своему личному преподавателю русского языка, который также поможет вам пройти курс. Вы можете попробовать Систему Калинка в течение 7 дней с гарантией возврата денег, если вы не удовлетворены.
Найдите онлайн-репетитора по русскому языку
Бесспорно, один из самых эффективных способов выучить язык — с учителем. Раньше нужно было идти в школу или другой учебный центр и сидеть в классе со многими другими учениками. Благодаря платформам онлайн-обучения этот процесс стал намного проще. Теперь вы можете связаться с репетитором, который живет в России или в любой точке мира, чтобы брать частные уроки из вашего дома. Italki, Preply и Russificate — это 3 надежные платформы, которые помогут вам найти квалифицированного репетитора по русскому языку.
Обязательство: Средний
Цена: Средний-Высокий
Удобство: Средний
italki
Italki — это огромная онлайн-платформа для обучения всем языкам, в которой в настоящее время работают 900 русских преподавателей. Вы можете искать учителя в зависимости от страны, в которой он живет, доступности и цены. Italki — это безопасная платформа, поэтому ваши деньги в безопасности. Большинство учителей предлагают пробный урок со скидкой, чтобы вы могли попробовать их, чтобы понять, нравится ли вам их стиль преподавания. Вы также можете узнать больше о платформе в этом обзоре italki.
Preply
Preply — аналогичная платформа, на которой работают более 500 российских преподавателей. Вы можете легко увидеть профиль каждого учителя, включая рейтинги, прошлые отзывы учеников и доступность. Все уроки проходят в онлайн-классе Preply на их сайте, поэтому вам не нужно раскрывать какую-либо личную информацию. Preply также предлагает гарантию счастья. Вы можете пройти бесплатный пробный урок, но если вы недовольны своим учителем, вы можете попробовать еще один урок, пока не найдете преподавателя, который вам понравится. Подробнее об этом читайте в этом обзоре Preply.
Russificate
Russificate — это платформа, предназначенная исключительно для изучающих русский язык и позволяющая найти квалифицированного преподавателя. Это хороший выбор для любого уровня, потому что учебная программа адаптирована к вашим потребностям. Начинающие изучат основы русской грамматики и словарного запаса, а средний и продвинутый уровень владения русским языком для деловых людей, разговорный, русский для путешествий и многое другое. Все занятия проходят по скайпу, и вы можете попробовать свой первый урок бесплатно.
Кабинет с качественными русскими книгами
Использование книг для изучения языка всегда было популярным выбором. Они просты в использовании, не требуют никаких технологий, и вы можете взять книгу с собой куда угодно. Если вы когда-нибудь посещали уроки языка в школе, вы почти наверняка пользовались книгой. Но сейчас есть много вариантов, предназначенных для самостоятельного изучения. Три книги из этого списка: «Полный русский», «Русский для начинающих» и «Русский для чайников» — отличный выбор, если у вас есть репетитор или вы учитесь самостоятельно.
Обязательство: Низкий
Цена: Средний
Удобство: Средний
Посмотрите другие книги на русском языке
Полный русский язык
Полный русский язык проведет вас по языку от начального уровня (A1) до выше среднего (B1/B2). Основное внимание уделяется 4 навыкам изучения языка: чтению, письму, аудированию и разговорной речи. Это хороший выбор для учащихся, которые имели некоторое знакомство с языком, но все еще находятся на начальном или низком среднем уровне. Рецензенты сочли книгу полезной, но обучение по ней требует самоотверженности и упорного труда. Посмотрите, что они должны были сказать здесь.
Русский язык для начинающих с интерактивным онлайн-учебником
Русский язык для начинающих разработан как пособие для самостоятельного изучения для начинающих. Каждый урок учит грамматике и другим важным темам, используя повседневные ситуации, такие как знакомство, работа и ужин вне дома. Интерактивная онлайн-учебная тетрадь дает вам доступ к аудиозаписям носителей русского языка, а также к дополнительным практическим занятиям. Посмотрите, что здесь говорят рецензенты.
Русский для чайников
Русский для чайников — это введение в русский язык для начинающих. Основное внимание уделяется грамматике, часто используемым словам и тому, как справляться с распространенными ситуациями. К книге прилагается аудио компакт-диск, позволяющий слушать разговоры на русском языке, и мини-словарь часто используемых слов. Рецензентам понравились объяснения грамматики, но они рекомендуют сначала выучить кириллицу. Посмотрите, что здесь думают другие люди.
Смотреть видео на YouTube на русском языке
Просмотр видео на YouTube — это более нетрадиционный способ выучить русский язык, но это отличный способ научиться слушать и понимать. Ведущие видео являются носителями русского языка и используют разговорный русский язык, поэтому вы можете услышать, как люди говорят на самом деле, а не просто по учебнику. Три канала YouTube ниже имеют сотни видео и множество подписчиков. Вы можете найти типичные уроки или развлекательные видео о русской культуре.
Обязательство: Низкий
Цена: Низкий
Удобство: Высокий
Easy Russian
Easy Russian является частью более крупного проекта Easy Languages. Ведущие видео берут интервью у людей на улицах России на общие темы. Это отличный способ услышать, как на самом деле говорят люди в России, и выучить современную речь. Они также размещают Super Easy видео, которые обучают основам русского языка в доступной для понимания речи. Они публикуют 2 новых видео каждый месяц.
Русский С Анастасией
Анастасия живет в Санкт-Петербурге, Россия, и у нее есть разные серии видео. Некоторые учат русскому языку и грамматике, а другие ведут блоги, рассказывающие о жизни в России и других местах, где она побывала. Эти видео хороши для учащихся среднего уровня, потому что она полностью говорит по-русски, но есть и английские субтитры. У нее есть сотни видео, которые вы можете посмотреть.
Свободно владеть русским языком
В видеороликах «Свободно владеть русским языком» Федор знакомит вас с основами русского языка. У него есть видео по общим фразам, алфавиту и грамматике. Также есть влоги о его жизни, русских традициях и интервью с другими русскоязычными. На YouTube-канале «Свободно говори по-русски» есть множество видео, которые вы можете посмотреть, так что вам никогда не будет скучно!
Слушайте русские подкасты
Подкасты — еще один нетрадиционный, но эффективный способ изучения языка. Они отлично подходят для тренировки слушания и понимания. А поскольку они основаны на аудио, вы можете слушать подкаст везде, где можете взять с собой телефон или другое устройство. Это удобный способ для занятых людей. RussianPod101, Slow Russian и Russian With Max — это 3 варианта, которые содержат сотни эпизодов и помогут вам понять, как говорят по-русски.
Обязательство: Низкий
Цена: Низкий
Удобство: Высокий
RussianPod101
RussianPod101 не только для подкастов, но и в этом его лучшая особенность приложение и платформа. Существуют сотни уроков в стиле подкастов, которые обучают всему, от базовой лексики до русской литературы. Это хорошо для всех учащихся, потому что есть 5 различных уровней, от абсолютного новичка до продвинутого. Есть также дополнительные практические материалы, такие как викторины и списки словарного запаса. Вы можете бесплатно попробовать RussianPod101 или прочитать о нем больше в этом обзоре.
Медленный русский
В каждом выпуске подкаста Медленный русский говорят на культурную или историческую тему, связанную с Россией. И, как следует из названия, они говорят достаточно медленно, чтобы их могли понять начинающие и продолжающие. Вы можете слушать выпуски бесплатно или скачать подкасты с сопроводительным PDF-файлом за небольшую плату.
Russian With Max
Подкаст Russian With Max содержит более 200 уроков на интересные темы русской культуры. Он более продвинутый, чем подкаст Slow Russian, и лучше всего подходит для учащихся среднего и продвинутого уровня. Вы можете бесплатно слушать подкаст на различных платформах или приобрести подписку, которая включает стенограммы и практические вопросы для каждого эпизода.
Как выучить русский язык: Заключительные мысли
Изучение русского языка может быть полезным и увлекательным занятием. И это можно сделать проще, если у вас есть подходящие инструменты для работы. Предпочитаете ли вы пройти курс, учиться с помощью приложения или слушать подкасты, важно придерживаться этого и постоянно практиковаться. Это не произойдет в одночасье, но при самоотверженности и усердной работе вы заговорите по-русски еще до того, как узнаете его!
Хотите узнать больше? Посетите нашу русскоязычную страницу ресурсов.
Как выучить русский: FAQ
Сколько времени нужно, чтобы выучить русский язык?
Государственный департамент США сообщает, что потребуется 1100 академических часов (или 44 недели), чтобы выучить русский язык до профессионального уровня. Но эти цифры варьируются в зависимости от вашей естественной способности к изучению языка или от того, говорите ли вы уже на языке, похожем на русский.
Чтобы узнать, сколько времени вам потребуется, чтобы выучить русский язык, воспользуйтесь этим Калькулятором беглости речи.
Как быстро выучить русский язык?
Лучший способ быстро выучить русский язык — это постоянная практика и выделение времени, необходимого для обучения. Учиться понемногу каждый день — один из самых эффективных способов увидеть постоянное улучшение и запомнить то, что вы узнали. А чтобы научиться очень быстро, чем больше часов вы сможете учиться, тем быстрее вы научитесь.
Как самостоятельно выучить русский язык дома?
Благодаря Интернету есть так много способов выучить русский язык дома или самостоятельно. Одним из наиболее эффективных способов для начинающих является использование языкового приложения. Это научит вас большому количеству словарного запаса и базовой грамматике. Как только вы достигнете среднего уровня, хорошей идеей будет начать брать онлайн-уроки с русским репетитором или слушать русские подкасты или видео на YouTube, чтобы вы могли услышать, как люди на самом деле говорят на этом языке.
Насколько сложно выучить русский язык?
По данным Государственного департамента США, русский язык считается трудным для изучения англоговорящими. Это связано с тем, что между двумя языками существуют значительные языковые различия. Например, в русском языке используется кириллица, а в английском — латиница, а существительные в русском языке имеют разный род, но в английском этого понятия на самом деле не существует.
Как свободно выучить русский язык?
Базовый уровень владения русским языком можно получить разными способами, например, с помощью языкового приложения или изучения учебника. Но если вы действительно хотите свободно говорить по-русски, особенно в разговорной речи, вам нужно будет попрактиковаться с носителем языка. Преподаватель может помочь вам исправить ваше произношение или заполнить любые пробелы, которые у вас могут быть. Если посещение занятий не соответствует вашему бюджету, вы можете использовать приложение, такое как Tandem или HelloTalk, чтобы найти партнера по обмену русским языком.