Зрительная память это в психологии: Зрительная память | это… Что такое Зрительная память?

что это такое, виды и диагностика, как развить

Вы когда-нибудь задумывались, почему, возвращаясь домой с работы, находите дорогу почти не глядя? Благодаря чему, встречая нового знакомого, узнаёте его из тысячи других лиц? Чем продиктована возможность даже маленьких детей учить наизусть стихотворения и запоминать другие объёмы информации, которую воспринимаем глазами? В основе всего этого лежит зрительная память, недооценить значение которой трудно.

Что это такое

Зрительная память — это запоминание информации, воспринимаемой органами зрения. Другие названия: фотографическая, визуальная. Сокращённое — ЗП. Те, у кого она хорошо развита, быстрее заучивают текст, который они видят, чем тот, который услышали. При воспроизведении нужного образа в их сознании всплывают прочитанные страницы и строчки. Именно про таких людей говорят, что у них хорошая память на лица, которые они могут лишь раз увидеть и не забыть до конца жизни.

Согласно научным данным, 80% людей являются именно визуалами, т. е. запоминают и воспроизводят информацию с помощью глаз. Этот факт обусловлен тем, что зрительная память и зрительное восприятие опережают в своих возможностях слуховую память и слуховое восприятие мира.

За зрительную память отвечает затылочная доля, расположенная в задней части мозга. Её травмирование приводит тому, что человек перестаёт узнавать лица и предметы. В психологии это называется душевной слепотой.

Запоминая какой-то зрительный образ, человек сопровождает его вербальным названием (например, это мама моего друга, а это остановка «Стройдепо»). Мозг получает двоичный код, с помощью которого потом воспроизводит нужную информацию. Иногда эта связь теряется, и в таких ситуациях человек точно знает, что где-то уже видел эту женщину, но не может вспомнить, кто она такая.

Пример, как работает зрительная память:

Видим лицо человека → Мозг производит его сравнение со зрительными образами, хранящимися в долговременной памяти → Совпадение → Определяем человека как знакомого

Если совпадений не нашлось, это может означать два момента: либо образ забылся, либо человек на самом деле незнакомый. Данный процесс занимает долю секунды.

Функции

Быт

Благодаря ей, запоминаются лица, маршруты, печатная информация, интерьер, внешний вид, одежда и множество других образов окружающего мира, которые воспринимаются через глаза. Её отсутствие сродни слепоте. Без неё можно заблудиться и не попасть домой, не узнать родного человека. И даже элементарно супа не приготовить, потому что в таком случае человек не будет помнить, какие продукты для него нужны и в какой последовательности их класть.

Творчество

Без неё не развивается воображение, а значит, отсутствует способность к творчеству. Они тесно связаны между собой. Создание новых образов происходит на основе зрительного опыта, полученного ранее. Причём они могут быть взяты как из реальности, так и из фильмов или картин.

Профессиональная деятельность

Для каждой профессии важен определённый вид памяти. Например, для хирургов и ювелиров — тактильная, для музыканта и логопеда — слуховая, для танцора и сапёра — двигательная. Иногда приводят список специальностей, для которых якобы на первый план выходит зрительная: водители, кондукторы, руководители крупных организаций, шпионы, официанты. На самом же деле нет ни одного человека, в работе которого бы она не использовалась. Да, одно движение хирурга может стоить пациенту жизни. Но разве так же точно он не должен помнить, где какая аорта проходит, чтобы случайно её не задеть? Музыкант держит в голове ноты, логопед — строение артикуляционного аппарата и т. д.

Социализация

Психологи уже давно отмечают, что у людей с плохой зрительной памятью возникают проблемы с социальной адаптацией. Связано это с двумя моментами. Во-первых, они не запоминают лица, могут пройти мимо знакомого и не поздороваться. Во-вторых, нарушается тот самый двоичный вербально-визуальный ряд, забываются имена и отчества, что мешает общению. Мама приходит на родительское собрание в школу к ребёнку и не может обратиться к учителю, так как не помнит, как его зовут.

Обучение

Ученикам и студентам нужно запоминать огромные пласты информации. Большую её часть они получают именно через глаза: читают и учат конспекты, учебники, материал на сайтах. 80% всего дидактического материала в детских садах, школах и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы, таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально имеются серьёзные проблемы со зрительным восприятием, ему будет трудно выучить элементарное стихотворение. В таких случаях придётся делать упор на ведущий тип памяти или всё-таки стараться развивать фотографическую.

Особенности

Гендерные

У девочек ЗП развита лучше, чем у мальчиков. В детстве у них преобладают игры, где активно задействованы именно визуальные образы: наряжать кукол, играть в магазин, краситься маминой косметикой. Мальчики получают несколько иной опыт, больше связанный с движением: гоняют в футбол и другие командные виды спорта, лазят по деревьям, дерутся.

Это преимущество женщины выдерживают и в дальнейшей жизни. Для них всегда важны такие мелочи, как ровно выщипанные брови, отсутствие седых волос на голове, отутюженные кружева. Мужчинам проще воспринимать весь образ целиком, не обращая внимания на такие детали.

Сейчас учёные вплотную занимаются гендерными особенностями зрительной памяти. Есть точка зрения, что это вовсе не связано с детским опытом, а продиктовано разным устройством головного мозга. И в то же время учёные никак не могут с этой точки зрения объяснить, почему «мужчины любят глазами, а женщины ушами».

Климатические

Оказывается, на качество зрительной памяти влияет климатическая зона. Как вы думаете, у кого она будет развита лучше — у эскимосов, живущих в белой пустыне снегов, или у жителя европейской равнины, который наслаждается всеми красотами природы? Казалось бы, в первом случае глаз притупляется из-за однообразия ландшафта, а во втором, наоборот, тренируется, останавливаясь на ярких красках и образах.

Не тут-то было! Согласно исследованиям, эскимосы обладают сверхострой зрительной памятью. Они улавливают и запоминают малейшие детали, которые для них являются жизненно важными опознавательными знаками среди однообразия льдов и снегов. Они увидят белого зайца на белом снегу, различат высоту холмов, которые нанесло за ночь, отыщут свой прошлогодний тайник. Всё это помогает им выжить в суровых условиях Севера.

Для нас же мелочи теряются в многообразии. Кто из вас сможет ответить, какой дорожный знак висит возле вашего дома? Или чем обита дверь у вашего соседа по лестничной площадке? Какого цвета глаза у вашего коллеги, с которым вы общаетесь чаще всего? Если у вас нет ответов на эти вопросы, пора тренировать ЗП до уровня эскимосов!

Возрастные

У дошкольников

ЗП в дошкольном возрасте развита лучше всех остальных. В этот период снижается значение тактильных ощущений (ребёнок уже не так часто бегает к маме обниматься, изъявляет желание спать отдельно и т. д.), а также происходят существенные изменения в строении глаза. Он становится более подвижным. В 3-4 года малыш концентрирует внимание внутри фигуры, теряя многие детали. Вероятность визуального узнавания новых образов случайна. Всё начинает меняться в 5-6 лет, когда зрение расфокусировывается по всему предмету, охватывая его целиком. Ребёнок начинает запоминать гораздо больше его свойств и даже может вычленить среди них главные.

У младших школьников

В младшем школьном возрасте ЗП становится произвольной и по сравнению с остальными видами существенно увеличивается в объёмах. Ребёнок ставит перед собой конкретную задачу — выучить наизусть стихотворение — и выполняет её. Раньше он сохранял образ любимой игрушки только потому, что часто с ней играл и она ему нравилась. Теперь он работает с визуальной информацией вполне осознанно.

У подростка

Визуализация в подростковом возрасте отходит на второй план и уступает логике. Теперь уже не память доминирует над остальными высшими психическими процессами, а мышление. Именно оно решает, запоминать тот или иной образ или нет и с какой целью. Ребёнок также определяется с интересами и, возможно, своей будущей профессией. В связи с этим активно начинают развиваться какие-то конкретные рецепторы: слуховые (те, кто занимается пением и музыкой), двигательные (спортом и танцами), тактильные (лепкой, скалолазанием), но чаще всего — именно зрительные, так как они нужны практически во всех перечисленных хобби и увлечениях.

У взрослого

ЗП у взрослых зависит от профессиональной деятельности и образа жизни. Например, дегустатору или настройщику пианино она не так важна: для одного на первом плане — вкусовая, для второго — слуховая. Соответственно, именно они будут развиты максимально. А вот водителю нужно помнить дорожные знаки и маршруты, и здесь без визуализации уже никуда. Значит, она будет лучшей.

Второй момент — насколько человек развит во всех остальных сферах. Если он на протяжении всей жизни постоянно обогащается (путешествует, ходит на выставки и в музеи, посещает культурные мероприятия, ведёт активный образ жизни, много общается), параллельно развивается и укрепляется зрительная память. Он помнит названия картин и их авторов, у него широкий круг знакомых. Если же сидеть и смотреть круглыми сутками сериалы или играть в компьютер, объём запоминаемой информации ограничивается десятком актёров и особенностями геймплея. Можно сказать, что развитие однобокое и некачественное.

Виды

Согласно общепринятой классификации, в психологии выделяют следующие виды зрительной памяти.

  1. По продолжительности сохранения и закрепления материала она может быть и кратковременной (момент фиксации картинки), и долговременной (её запоминание на длительный срок).
  2. По целеполаганию: непроизвольная, произвольная.
  3. По способу запоминания: логическая, механическая.

Дополнительно к общей классификации среди зрительной памяти выделяют:

  • сенсорную — феномен, который был открыт не так давно: запоминание картинки происходит в тот момент, когда человек моргает;
  • эйдетическая — комбинация визуальных образов (они в основе), слуховых, вкусовых, тактильных;
  • пространственная — хорошая ориентация на местности, когда до мельчайших подробностей запоминаются все особенности маршрута.

Что касается характера психической активности, преобладающей в деятельности, некоторые психологи выделяют такие смешанные подтипы памяти, как зрительно-двигательная, зрительно-эмоциональная и зрительно-смысловая. Такая классификация ещё раз подчёркивает тот факт, что визуализация участвует при любой фиксации и воспроизведении материала.

Диагностика

Чтобы узнать, хорошая у вас или плохая зрительная память, проводится специальная диагностика в виде теста. Испытуемому предъявляются несколько картинок, которые он должен запомнить и потом описать. Количество иллюстраций и их сложность зависит от возраста.

Диагностика ЗП у маленьких

Тест для старших дошкольников и начальной школы «10 картинок».

Задача: оценить уровень развития ЗП у ребёнка 6-9 лет.

Оборудование: 10 иллюстраций. Они могут быть оформлены в виде книжки-блокнота или все 10 размещаться на одном листе.

Иллюстрации:

  1. Гриб.
  2. Флажок.
  3. Бабочка.
  4. Мяч.
  5. Снежинка.
  6. Зонтик.
  7. Рыбка.
  8. Цветок.
  9. Солнышко.
  10. Машина.
Один из вариантов иллюстраций для проверки зрительной памяти у детей

Инструкция:

  1. Поставить перед ребёнком задачу — запомнить как можно больше картинок.
  2. Показать иллюстрации. Если они размещены на одном листе, дать секунд 15 на их изучение. Если в виде книжки — 25.
  3. Убрать картинки из его поля зрения.
  4. Попросить назвать то, что на них было изображено. Малышей можно попросить нарисовать по памяти.

Оценивание результатов:

  • высокий уровень развития ЗП — 8-10 картинок;
  • средний — 4-7;
  • низкий — 3 и меньше.

Диагностика ЗП у взрослых

Тест для подростков и взрослых «Двухсерийные иллюстрации».

Задача: исследование зрительной памяти, оценка её уровня у людей старше 13 лет.

Оборудование: две серии иллюстраций. Каждая включает 30 картинок с различными предметами (не сюжетные). Они должны быть соединены скрепками по типу перекидного календаря или блокнота.

Инструкция:

  1. Поставить задачу — запомнить как можно больше иллюстраций.
  2. Перелистывать блокнот, задерживаясь на каждой картинке не более 2 секунд.
  3. Когда картинки первой серии закончатся, через 10 секунд попросить испытуемого назвать те предметы, которые он смог запомнить. Ответы фиксируются. Последовательность не имеет значения, главное — количество воспроизведённой информации.
  4. Иллюстрации второй серии демонстрируются точно так же, но на следующий день.

Проверка и оценивание результатов: высчитывается среднее количество запомнившихся картинок за 2 дня, и определяется уровень развития ЗП:

  • хорошая зрительная память — 18-30 картинок;
  • средняя — 11-17 картинок;
  • плохая — меньше 10.

Для того, чтобы узнать уровень развития ЗП у самого себя, можно пройти многочисленные онлайн-тестирования. Если у ребёнка — желательно обратиться к психологу.

При не слишком хороших результатах нужно задаться целью максимально развить зрительную память.

Развитие

В психологии на развитие зрительной памяти обращают особое внимание, так как она считается основой для всех остальных типов. Считается, что, если её уровень достаточно высок, с мнемоническими способностями в целом тоже проблем не возникает. Так что тренируйте её в любом возрасте.

У детей

Картинки

Самая популярная, всеми любимая и достаточно эффективная методика развития ЗП — «Найди 5/10 отличий». Ребёнку показываются две похожие картинки, и ему нужно отыскать детали, которыми они различаются. Чем старше дети — тем больше мелочей должно быть изображено на иллюстрации и, соответственно, возрастает количество отличий, которые нужно обнаружить.

Картинки — самый действенный метод развития ЗП в любом возрасте. Предлагайте детям дорисовать по памяти симметричный узор на крыльях бабочки или обнаружить, что на иллюстрации не так (например, у собаки нет хвоста, ребята играют в футбол без мяча и т. д.).

Игры

Так как игра у детей является ведущей деятельностью, используйте её, чтобы тренировать зрительную память. Одна из самых весёлых — «Детективы». Малыши должны внимательно изучить комнату, затем они из неё все выходят, а ведущий либо убирает какой-то предмет, либо добавляет и приглашает юных Шерлоков Холмсов обратно. Кто первый заметит изменения, тот объявляется суперсыщиком.

Что касается детских настольных игр, лучшая тренировка ЗП — это собирание пазлов и мозаики. Тем более, что здесь задействуются ещё и тактильные ощущения.

У взрослых

Метод Айвазовского

Самая известная методика развития ЗП у взрослых — Айвазовского. Он предлагал детально изучать какой-то конкретный визуальный образ, а затем воспроизводить его до мелочей. Тренироваться следует до тех пор, пока его описание не будет максимально полным.

Упражнения

В мнемотехнике есть и другие упражнения на развитие зрительной памяти. Например, читать встречающиеся слова (вывески на магазинах, рекламу) задом наперёд (перевёртыши). Или в уме складывать номера машин (устный счёт). Использовать таблицу Шульте для запоминания чисел.

Игры

В век Интернета грех не воспользоваться его возможностями. В Сети можно найти множество игр на развитие зрительной памяти. Причём задания там располагаются от простых к сложным. Если первый уровень можно пройти за 10 минут (запомнить 5 картинок, составить несложную симметрию, воспроизвести узор), то над последним можно ломать голову несколько дней (запомнить 50 картинок, направить лазерный луч в нужную ячейку). Ищите программы под названиями «Головоломка / тренажёр для мозга / интеллекта / памяти».

Как видите, есть разные методики, чтобы улучшить зрительную память. Этим нужно обязательно заниматься на регулярной основе, начиная с раннего детства и продолжая в течение всей жизни. Это позволит избежать проблем с мнемоническими способностями в целом. В преклонные лета подобные тренировки станут отличной профилактикой различных возрастных изменений.

По теме: Методы и рекомендации по развитию памяти

Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

Дошкольник.ru

Педагогам

Праздники

Рукоделие

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
Психология
Автор: Калмыкова Татьяна Юрьевна   
13.03.2017 05:17

Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью[3]. Память — следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного[9]. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти:

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала перво сигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений.

Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения. Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства.

 

Скачать конспект

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение.

Виды памяти классифицируются по различным основаниям.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:

  • двигательную
  • образную,
  • эмоциональную,
  • словесно-логическую (вербальную) память.

Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • осязательную,
  • обонятельную,
  • вкусовую,

У разных субъектов, в зависимости от ведущей модальности может доминировать один из этих типов. Об огромных возможностях образной памяти говорят описанные в литературе случаи выдающейся памяти, прежде всего, эйдетизма. Эйдетизм (от греч. eidos – образ) – разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращении их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий. Содержаниями словесно-логической памяти выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. Этот вид памяти, по мере интеллектуального развития субъекта, постепенно начинает преобладать и становится ведущим

(определяющим) для др. видов, обеспечивая их развитие и вербально опосредованное функционирование. Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова
(вербальная)
.

По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают:

  • кратковременную,
  • долговременную,
  • оперативную.

Кратковременная память – это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной па-мяти. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания функциональных связей между нейронами, посредством ре-верберации (т. е. кратного прохождения) возбуждения по кольцевым нейронным цепочкам. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида такого повторения:

  • механического
    (акустико-артикуляционного)
    характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но недостаточен для ее перевода в долговременную память;
  • повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации).

В отличие от кратковременного, долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации – не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

От кратковременной следует отличать оперативную память. Оперативная память – это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. Долговременная память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохране-ние умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Связана со структурно-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

[1]

Это одна из концепций памяти, описывающая особенность взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объёму, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того, чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определённая работа ещё в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т.е. по переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них – организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, – это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории – прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к кон-кретным сведениям. Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др. ) – гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие пе-ревода материала из сенсорной в кратковременную память – обращение на него внимания.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:

  • произвольную и
  • непроизвольную.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память – это запоминание и воспроизведение, направ-ляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия. По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:

  • механическая
  • смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями. Среди характеристик памяти выделяются:

  • скорость запоминания – количество повторений, необходимое для удержания информации в памяти;
  • объем запоминания;
  • точность;
  • длительность сохранения – время, в течение которого запомнившийся материал хранится в памяти;
  • скорость забывания.

При психологическом анализе памяти важно учитывать, что она входит в целостную структуру человеческой личности. По мере развития мотивационной сферы может изменяться отношение субъекта к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности на разных этапах ее становления. Память не только природный дар, но и результат целенаправленного формирования.

Список литературы.

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. — Собр. соч. Т.2. – М.: «Просвещение», 1982. — 91 с.
  2. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. В трех частях. Ч.2 / М.А. Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. – Мн. «Народная асвета», 2005. – 183 с.
  3. Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е. С. Ермакова // Вопросы психологии. — 1996. — №1. — С.124
  4. Ермакова, Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников /Е. С. Ермакова // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С.28
  5. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М.: «Просвещение», 1985. – 221 с.
  6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: «Просвещение», 1990. – 310 с.
  7. Зайцева, Л. А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко // Дэфекталогiя. — 2003. — №1. — С.13-28.
  8. Иванова, Е.Ф. Роль незавершенного действия в процессах мышления и памяти /Е. Ф. Иванова // Вопросы психологии. — 1991. — №1. — С.58.
  9. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000. – 320 с.
  10. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. «Народная асвета», 1999. – 340 с.
< Предыдущая   Следующая >

 

Журнал

«Дошкольник.РФ»

Что такое зрительная память и как она на нас влияет?

Зрительная память влияет на то, как мы учимся и живем

Терапевт может помочь с проблемами памяти

Память не является единым целым. Скорее, есть несколько различных типов памяти. В этой статье мы обсудим зрительную память. Что это? Как вы можете улучшить его? Давай выясним.

Что такое зрительная память?

Термин зрительная память говорит сам за себя. Воспоминание того, что мы видели, — визуальные паттерны, игры зрительной памяти, слова, буквы, числа или любой тип визуальных стимулов — является одним из самых основных способов обучения. Если вам трудно вспомнить то, что вы видели, вам будет труднее учиться. Существует два типа зрительной памяти:

  • Кратковременная зрительная память. Это когда мы можем вспомнить то, что видели не так давно. Кратковременная память регулярно используется в нашей повседневной жизни. Художник может увидеть объект в своем окружении, а затем сразу же зарисовать его. Мы можем копировать текст, который мы читаем. После просмотра пароля мы запоминаем его до тех пор, пока не сможем записать. Мы многое видим в своей жизни, поэтому большая часть нашей кратковременной памяти именно такова: краткосрочная. Она довольно быстро исчезает, если память нам не нужна. Однако, если воздействие повторяется достаточное количество раз или если к воспоминанию привязана какая-то эмоция, оно становится долговременным.
  • Долговременная зрительная память. Это когда вы можете вызвать визуальное воспоминание из своего прошлого. Опять же, воспоминания с сильными эмоциональными ассоциациями, скорее всего, останутся в вашей памяти. Скорее всего, у вас есть воспоминания из детства, которые вы можете ярко вспомнить. Вы можете легко рисовать картинки в уме. Долгосрочные воспоминания также могут быть созданы из-за повторных наблюдений. Например, когда вы постоянно едете в определенное место, вы в конечном итоге узнаете маршрут без использования GPS или какой-либо другой помощи.

Зрительная память важна в мире обучения; до 80 процентов того, что мы узнаем, является визуальным. Ниже приведены несколько примеров того, как мы учимся, но вы можете понять, как лучше всего учиться, поговорив с онлайн-терапевтом.

Чтение и письмо

Когда мы учимся читать, мы запоминаем образы слов, которые видим. Когда мы учимся писать, мы запоминаем внешний вид каждой буквы. И когда мы учимся печатать, мы можем сначала посмотреть на клавиатуру, чтобы найти, где находится каждая буква. Когда мы научимся пользоваться клавиатурой, мы сможем легко визуализировать или запомнить, где находится каждая буква.

Правописание

Когда мы пытаемся вспомнить, как пишется слово, мы делаем это, представляя это слово в уме. (Вероятно, вы этого даже не осознаете!)

Проблемы со зрительной памятью: как понять, что у вас плохая зрительная память

У кого-то, у кого проблемы со зрительной памятью, особенно у ребенка, могут быть следующие признаки:

  • Понимание прочитанного может быть плохим, и им, возможно, придется произносить каждое слово.
  • Орфография может быть плохой.
  • Математические навыки могут быть плохими, а использование калькулятора может быть затруднительным.
  • У человека могут возникнуть проблемы с копированием слов и других изображений.
  • Им может быть трудно распознавать цифры и буквы.
  • Они могут писать медленно и путать буквы.

Кто-то с плохой зрительной памятью может использовать другие формы памяти для компенсации. Некоторые люди с проблемами зрительной памяти могут использовать слуховую память, которая включает в себя «прослушивание воспоминаний». Например, когда вы пытаетесь что-то написать по буквам, вы можете слышать буквы в своей голове вместо того, чтобы видеть визуальную информацию. Слуховая память не так эффективна, как зрительная, поэтому человек с плохой зрительной памятью не может ее полностью заменить. С другой стороны, если у кого-то плохие слуховые навыки, он заменит зрительные навыки, которые намного лучше.

Забавные факты о зрительной памяти

Если кто-то пытается вызвать в памяти долговременную зрительную память, он, как правило, смотрит вверх и влево. Если они смотрят вверх и вправо, они, вероятно, пытаются вспомнить кратковременную зрительную память. Однако не у всех людей есть эти «подсказки». У одних эта закономерность обратная, у других ее нет вообще. Тест зрительной памяти может помочь вам узнать больше о том, как может работать ваша собственная зрительная память.

Зрительная память похожа на пространственную память, которая включает в себя запись окружающего нас пространства. Однако зрительная память по большей части означает, что вы смотрите на объекты в вашем окружении, а не на пространство. Зрительная память также связана с чем-то под названием 9.0013 визуальное постоянство формы. Это относится к способности вашего разума создавать образ, манипулировать этим образом и представлять различные результаты. Этот процесс в основном используется для трехмерных объектов, которые мы можем вращать в уме.

Как укрепить зрительную память

Если вы или ваш ребенок испытываете трудности со зрительной памятью в повседневной жизни, или если вы просто хотите укрепить ее, вам могут помочь упражнения. Вот несколько идей, которые вы можете реализовать, если хотите улучшить зрительную память. Идеи ориентированы на детей, но могут быть полезны и взрослым.

Зрительная память влияет на то, как мы учимся и живем

Терапевт может помочь с проблемами памяти

Игра «Я-шпион»

Все знают об игре «Я-шпион». Возможно, вы играли в нее для развлечения во время дорожного путешествия, когда были ребенком, или просто гуляли по улице. Это весело, и это хороший способ улучшить вашу зрительную память. Осмотритесь в окружающей среде и найдите объект. Тогда опишите его. Человек должен переваривать окружающий мир и искать все, что соответствует описанию объекта. Чем неяснее, тем лучше.

Чем отличается?

В эту игру можно играть по-разному. В Интернете есть учебники и игры, в которых вам показывают две одинаковые картинки. Однако у этих картинок есть небольшие отличия, которые вы должны найти. Например, если на картинке изображено два дерева, у каждого из них может быть разное количество ветвей. В игре «Что отличается» обычно указывается количество отличий, что позволяет легко понять, когда вы их все нашли.

В реальной жизни вы можете сыграть в игру «Что изменилось», положив несколько предметов на стол, а затем попросив ребенка отвести взгляд или закрыть глаза. Затем вы заменяете или переставляете объекты. Ваш ребенок должен понять, что отличается.

Match Game

Одна из самых популярных игр на развитие памяти. Простая игра с сопоставлением карточек может улучшить зрительную память у детей и взрослых. Мы все играли в это. Есть четное количество карт лицевой стороной вниз, причем пары имеют одинаковое изображение на лицевой стороне. По очереди каждый игрок переворачивает по две карты за раз; когда они находят обе карты с одинаковым изображением, они кладут карты в свою стопку и делают еще один ход. Выигрывает тот, у кого больше всего карт в стопке, когда все пары были заявлены.

Задать вопросы

Чтобы помочь кому-то с его зрительной памятью, вы можете задавать вопросы об их дне. Спросите их, что они делали за обедом, что делали после школы и так далее. Им нужно будет полагаться на зрительную память, чтобы найти ответы.

Пишите аккуратно

Когда вашему ребенку дают в школе раздаточный материал, убедитесь, что он заполнил его аккуратно. Аккуратное написание — это признак того, что ваш ребенок точно запоминает все части каждой буквы.

Используйте как звуковую, так и зрительную память

Чтобы улучшить письменные инструкции, например, в домашнем задании, также давайте ребенку устные инструкции. Это подкрепление помогает не только в слуховом обучении, но и в соединении точек между слуховой и зрительной памятью. Другими словами, везде, где у вашего ребенка есть зрительная память, вы помогаете поместить слуховую память рядом с ней. Это может улучшить оба типа памяти.

Выше приведены лишь несколько способов улучшить зрительную память. Обладание сильной зрительной памятью — очень необходимый навык в жизни, поэтому чем раньше его можно будет практиковать, тем лучше.

Нужна помощь!

Если у вас или у вашего ребенка проблемы со зрительной памятью, обратитесь за помощью к лицензированному консультанту. Консультант может оценить недостатки и сильные стороны в обучении и составить план. Консультант также может помочь, если вы испытываете проблемы с памятью из-за старения. Поговорите с консультантом сегодня и узнайте, как они могут помочь.

Психотерапия при нарушениях обучаемости

В ходе исследования 200 детей начальной школы с нарушениями обучаемости были предложены два типа групповой терапии: когнитивно-поведенческая групповая терапия и гуманистическая групповая терапия. Результаты включали следующее: 1) когда любой тип группового лечения добавлялся к индивидуальной академической помощи, результаты были лучше, чем только академическая помощь; 2) по большей части терапия сама по себе была более эффективной, чем только академическая помощь; и 3) гуманистическая групповая терапия в целом была более эффективной, чем когнитивно-поведенческая групповая терапия. Более того, большая часть прогресса сохранилась при последующем наблюдении, а прогресс по некоторым показателям результатов увеличился.

Онлайн-терапия для людей с ограниченными возможностями обучения

Как указывалось выше, терапия может помочь вашему ребенку с нарушениями обучаемости, такими как нарушения зрительной памяти. Но ваш ребенок может бояться посещать личную терапию. Вот тут-то и появляется онлайн-терапия. Кроме того, онлайн-терапия предлагает более низкие цены, чем терапия с личным присутствием, потому что онлайн-терапевтам не нужно платить за такие расходы, как аренда офиса. Лицензированные терапевты BetterHelp помогли взрослым и детям с ограниченными возможностями обучения. Ниже приведены некоторые отзывы о терапевтах BetterHelp от людей, столкнувшихся с похожими проблемами.

Отзывы консультанта

«Этот консультант проделал фантастическую работу, помогая мне принять мою инвалидность и поощряя ее. И смирись с моими ограничениями».

«Марта — самый замечательный вожатый. Она заботливая, и Уилл позволит вам рассказать о своих проблемах, и это действительно помогает понять так много вещей. Она также даст вам инструменты, которые вы можете использовать, такие как рабочие листы, которые помогут вам сохранить структуру в вашем мире и обучении. Очень приятно, когда тебе напоминают, какой ты замечательный как человек, даже если ты часто забываешь».

Зрительная память | Оксфорд Академик

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Luck, Steven J., и Andrew Hollingworth (Eds),

Визуальная память

, серия Оксфорда в визуальном познании

(

New York,

2008;

Online EDN,

OXFOR Академический

, 1 сентября 2008 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195305487.001.0001,

по состоянию на 12 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗрительная памятьКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗрительная памятьКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Зрение и память — две наиболее интенсивно изучаемые темы в психологии и неврологии, и их пересечение — зрительная память — становится благодатной почвой для исследований. Некоторые системы памяти, по-видимому, специализируются на поддержании визуально закодированной информации. Зрение обеспечивает основной ввод для более общих систем памяти. Эти более общие системы связывают и интегрируют зрительную память с другими перцептивными и когнитивными процессами. В результате зрительное восприятие не может быть понято независимо от зрительных воспоминаний, которые поддерживают сопоставление перцептивного ввода с существующими структурами знаний, которые направляют и ограничивают перцептивный выбор. В этой книге рассматриваются системы зрительной памяти. Главы содержат как широкий обзор каждой темы, так и краткое изложение последних исследований. Они также представляют новые перспективы, которые расширяют наше теоретическое понимание зрительной памяти и предлагают направления для будущих исследований. После вводного обзора, сделанного редакторами, в главах рассматриваются зрительная сенсорная память (знаковая память), кратковременная зрительная память и взаимосвязь между зрительной памятью и движениями глаз. Затем зрительная долговременная память анализируется с нескольких точек зрения, включая память на естественные сцены, взаимосвязь между зрительной памятью и распознаванием объектов, а также ассоциативное обучение. В последних главах обсуждаются нейронные механизмы зрительной памяти и нейропсихологические дефициты зрительной памяти.

Ключевые слова: кодированная информация, зрительное восприятие, зрительная сенсорная память, иконическая память, кратковременная зрительная память, движения глаз, зрительная долговременная память, природные сцены, распознавание объектов, ассоциативное обучение

Предмет

Когнитивная психология

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Авторы
  • Расширять 1 Системы зрительной памяти
    • Расширять 2 Зрительная сенсорная память
      • Расширять 3 Зрительная кратковременная память
        • Расширять 4 Движения глаз и память сцены
          • Расширять 5 Зрительная память на естественные сцены
            • Расширять 6 Восприятие зрительных объектов и долговременная память
              • Расширять 7 Ассоциативные механизмы обучения в видении
                • Расширять 8 Нейронные механизмы зрительной памяти: нейрокомпьютерная перспектива
                  • Расширять 9 Извлечение и манипулирование визуальными воспоминаниями: данные нейропсихологии
                    • Конец Материи

                      • Индекс

                    Войти

                    Получить помощь с доступом

                    Получить помощь с доступом

                    Доступ для учреждений

                    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                    Доступ на основе IP

                    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                    Войдите через свое учреждение

                    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
                    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                    Войти с помощью читательского билета

                    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                    Члены общества

                    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                    Войти через сайт сообщества

                    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                    Вход через личный кабинет

                    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                    Личный кабинет

                    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *