Советы родителям гиперактивных детей дошкольников: Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок.

Содержание

Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок.

Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок.

Подвижный или возбудимый ребёнок — это не всегда гиперактивный ребёнок. Если ребёнок упрям, непослушен и нетерпелив, даёт выход своей энергии и скуке или ведёт себя как заводной, не нужно ставить ему диагноз «гиперактивность» самостоятельно. Определить данный диагноз может только врач. Есть ряд симптомов, на которые врач обращает особое внимание при обследовании. Почти всегда данные симптомы проявляются до 7 лет, однако средний возраст обращения к врачу 8-9 лет. Причиной тому является повышение требований к самостоятельности, сосредоточенности и целеустремлённости, а также необходимость следовать режиму, который таким детям достаточно трудно соблюдать в школе. В более раннем возрасте диагноз при первом обращении обычно не ставят, ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохранятся. Для постановки диагноза врач обычно рекомендует пройти дополнительное медицинское обследование — ЭЭГ, ЭХО-ЭГ или УЗДГ.

На что стоит обратить внимание:

  1. Беспокойные движения: ребёнок постоянно крутится и не сидит на месте. Движения сконцентрированы в стопах ног и кистях рук.
  2. Ребёнок не может долго сидеть на одном месте (например, встаёт в классе на уроке).
  3. В ситуациях, когда это не уместно, проявляет бесцельную двигательную активность (лезет куда не нужно, бегает, крутиться на месте и т.п.).
  4. Во время игр наедине с собой не может оставаться тихим и спокойным.
  5. Болтает без остановки.
  6. Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  7. Может постоянно перебивать и вмешиваться в разговор взрослых, мешать другим детям играть или заниматься на уроках, всё время отвлекать.
  8. Описанное выше поведение проявляется как дома, так и в саду или школе.
  9. Такое поведение наблюдается более 6 месяцев.

Если у ребёнка наблюдается более 6 симптомов из перечисленных, стоит обратиться к врачу за консультацией.

Как себя вести и какие правила нужно соблюдать в общении с ребёнком если диагноз подтвердился?

Рекомендации для родителей от специалистов:

  1. Чёткий режим дня.
  2. Сбалансированная диета (исключить шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы). Необходимо наладить режим питания с учётом биоритмов ребёнка. Важно исключить перекусы и разделить приём пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и сонник — тёплое молоко. Не перегружать едой, не заставлять съедать до конца. Придерживайтесь принципа «плохо позавтракал, хорошо пообедал».
  3. Дневной сон. Даже в младшем школьном возрасте ребёнку обязательно нужен дневной сон. Продолжительность сна от 2 до 4 часов.
  4. Отход ко сну должен сопровождаться обязательным ритуалом. Перед ночным сном рекомендуется принять тёплую ванну с успокаивающими травами. Даже в холодную погоду старайтесь купать ребёнка в ванной, а не под душем! Купать ребёнка нужно не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода успокаивает.
  5. Пока ребёнок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Сделайте ребёнку перед сном расслабляющий массаж, это могут быть простые поглаживания. Тактильный контакт важен для ребёнка.
  6. Выделите время в расписании для обязательных прогулок (максимально допустимое время в рамках режима). Гулять нужно при любой погоде, пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга. На улице ребёнку нужно дать максимум свободы с учётом безопасности (бегать, прыгать, пачкаться, ходить по лужам и стучать палкой по столбам), чтобы у накопившейся энергии был выход.
  7. Прояснить в какое время суток лучше взаимодействовать с ребёнком – утром, днём или вечером.
  8. В расписании активная и спокойная деятельность должны сменять друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон. Время работы с такими детьми 10-15 минут.
  9. Каждые 10 минут нужно на время освобождать ребёнка от работы: переключать с умственной деятельности на активную для сброса накопившегося напряжения.
  10. Хорошо использовать внешние раздражители, как сигнал, что пора сменить деятельность (например, будильник).
  11. Для таких детей очень важны ритуалы.
  12. Исключите из воспитательного процесса физическое наказание. Если есть необходимость, поэтапно используйте следующие методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» — спокойное сидение в определённом месте, после совершения поступка.
  13. Чаще хвалите ребёнка, и напротив, старайтесь не обращать внимание на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивный ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, но очень чувствителен к похвале.
  14. Заведите дневник самоконтроля. Ведите его вместе с ребёнком, что бы ребёнок мог сам или вместе с родителем оценивать своё поведение. Выработайте систему оценки – знак или цифры.
  15. Продумайте систему вознаграждения за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
  16. Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком.
  17. Нельзя что бы ребёнок их откладывал задания, переносил на другое время. Исключите поручения, которые не соответствуют его возрасту, способностям и уровню развития. Требования должны быть адекватны его возможностям.
  18. Помогайте ребёнку в начале выполнения задания. Начать – это самый трудный этап для него!
  19. Нельзя давать одновременно несколько указаний.
  20. Указания должны быть короткими и ясными.
  21. Взаимодействия должны строиться только через действие.
  22. Гиперактивные дети склонны проявлять агрессию на запреты и ограничения в отношении их желаний, а также на критику.

Допустимые и эффективные меры воздействия в случае нарушения дисциплины и правил:

  • Лишение удовольствий, лакомства;
  • Запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • Приём «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Гиперактивность требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка — Департамент образования Еврейской автономной области

Работа с родителями гиперактивного ребенка

Родители    гиперактивных   детей, как   правило, испытывают   много трудностей при взаимодействии с ними.

Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В процессе тренингов те и другие научатся лучше понимать друг друга.

С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению.

Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.

Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная» «обратная связь» от взрослого, то в этом случае поведение только усугубляется.

Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы и станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей, и детско-родительские отношения ухудшатся.

В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок «носится как вихрь» по квартире, можно предложить ему на выбор два или три других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…» (например, «Шариковые бои»).

В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключает телевизор. Хорошо?» Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или кухонного таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

Очень часто родители гиперактивных детей утверждают, что их дети никогда не устают: «В воскресенье Валера побывал в зоопарке, в Петропавловской крепости, в Летнем саду, съездил на салют, а вечером просился гулять во дворе. Он был очень веселый, активный и подвижный. Даже спать не хотел долго. Уснул в 12 часов ночи», — рассказывает мама. На самом же деле Валера, конечно же, очень устал. И именно эта усталость проявилась в виде двигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают, и они сами, и их родители, и все окружающие. Поэтому, чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают их в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного, жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра в волейбол, футбол), и гиперактивный ребенок не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом и др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные с родителями занятия принесут ему гораздо больше пользы.

Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Игры для родителей с детьми. Пальчиковые игры

Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузиной собран и адаптирован целый ряд игр,

Заинтересованные взрослые могут познакомиться с ними в книге «Страна пальчиковых игр». Здесь они найдут и ряд других интересных и полезных игр, которые в нашем пособии не приводятся. При совместных занятиях родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.

Как играть с гиперактивными детьми

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно* с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой И. В. игру «Разговор с руками», игры Черепановой Т. Д., игру «Археология» (авторская). А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др. Тренер выбирает любую из них, а с описанием остальных игр можно познакомить участников в раздаточном материале.

Игры

 «Клубочек»

Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

«Бездомный заяц»

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача входящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным становиться водящим.

«Разговор с телом»

Цель: Учить ребенка владеть своим телом.

Содержание: Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».

Игры с песком и водой

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок, можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

  «Археология»

 Цель: Развитие мышечного контроля

 Содержание: взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

  «Шариковые бои»

 Цель: Развитие координации движения.

 Содержание: в таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 — 1 метр от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.

«Послушай тишину»

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

«Броуновское движение»

Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.

Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 «Колпак мой треугольный»

Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начинал с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу.

Если   такая   длинная   фраза   трудна   для   воспроизведения, ее можно сократить.

«Что нового»

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

«Скорая помощь» при работе с детьми

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в
    тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его
    здоровья).
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

Профилактическая работа с гиперактивным ребенком

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

СДВГ Советы для родителей — HelpGuide.org

СДВГ

Страдает ли ваш ребенок синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Узнайте, что вы можете сделать, чтобы управлять их поведением и справляться с распространенными проблемами СДВГ.

Как помочь ребенку с СДВГ

Жизнь с ребенком или подростком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) может быть неприятной и даже подавляющей. Но как родитель вы можете помочь своему ребенку преодолеть повседневные трудности, направить его энергию в позитивное русло и принести больше спокойствия в вашу семью. И чем раньше и более последовательно вы будете решать проблемы вашего ребенка, тем больше у него шансов на успех в жизни.

Дети с СДВГ обычно имеют дефицит управляющей функции : способность думать и планировать заранее, организовывать, контролировать импульсы и выполнять задачи. Это означает, что вы должны взять на себя роль руководителя, обеспечивая дополнительное руководство, в то время как ваш ребенок постепенно приобретает собственные исполнительные навыки.

Хотя симптомы СДВГ могут быть не чем иным, как раздражающими, важно помнить, что ребенок, который игнорирует, раздражает или смущает вас, не действует преднамеренно. Дети с СДВГ хотят сидеть тихо; они хотят, чтобы их комнаты были чистыми и организованными; они хотят делать все, что говорят их родители, но они не знают, как это сделать.

Если вы помните, что СДВГ так же расстраивает вашего ребенка, вам будет намного легче реагировать позитивно и поддерживать его. При наличии терпения, сострадания и большой поддержки вы сможете справиться с детским СДВГ, наслаждаясь стабильным и счастливым домом.

СДВГ и ваша семья

Прежде чем вы сможете успешно воспитывать ребенка с СДВГ, важно понять влияние симптомов вашего ребенка на семью в целом. Дети с СДВГ демонстрируют множество моделей поведения, которые могут разрушить семейную жизнь. Они часто не «слышат» родительских указаний, поэтому не подчиняются им. Они дезорганизованы и легко отвлекаются, заставляя других членов семьи ждать. Или они начинают проекты и забывают их закончить, не говоря уже о том, чтобы убрать за ними. Дети с проблемами импульсивности часто прерывают разговор, требуют внимания в неподходящее время и говорят, прежде чем подумать, говоря бестактные или смущающие вещи. Часто бывает трудно уложить их в постель и уснуть. Гиперактивные дети могут носиться по дому или даже подвергать себя физической опасности.

Из-за такого поведения братья и сестры детей с СДВГ сталкиваются с рядом проблем. Их потребности часто получают меньше внимания, чем потребности ребенка с СДВГ. Их могут более резко упрекать, когда они ошибаются, а их успехи могут меньше прославлять или воспринимать как должное. Их могут привлечь в качестве помощников родителей и обвинить, если брат или сестра с СДВГ плохо себя ведет под их присмотром. В результате любовь братьев и сестер к брату или сестре с СДВГ может быть смешана с ревностью и негодованием.

Требования наблюдения за ребенком с СДВГ могут быть физически и умственно изнурительными. Неспособность вашего ребенка «слушать» может привести к разочарованию, а это разочарование — к гневу, за которым следует чувство вины за то, что он злится на вашего ребенка. Поведение вашего ребенка может вызвать у вас беспокойство и стресс. Если между вашей личностью и личностью вашего ребенка с СДВГ есть принципиальная разница, их поведение может быть особенно трудно принять.

Чтобы справиться с трудностями воспитания ребенка с СДВГ, вы должны освоить комбинацию из сострадание и последовательность . Жизнь в доме, в котором есть и любовь, и порядок, — лучший вариант для ребенка или подростка, который учится справляться с СДВГ.

Более 25 000 лицензированных консультантов BetterHelp найдут терапевта, который соответствует вашим потребностям. Это просто, доступно и удобно.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Online-Therapy.com — это полный набор инструментов поддержки, когда вам это нужно, по вашему графику. Регистрация занимает всего несколько минут.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Teen Counseling — это терапевтическая онлайн-служба для подростков и молодых людей. Свяжитесь со своим консультантом по видеосвязи, телефону или в чате.

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 20%

Совет для родителей с СДВГ 1: оставайтесь позитивными и здоровыми сами

Как родитель, вы создаете основу для эмоционального и физического здоровья вашего ребенка. Вы можете контролировать многие факторы, которые могут положительно повлиять на симптомы расстройства у вашего ребенка.

Сохраняйте позитивный настрой. Ваши лучшие качества, помогающие ребенку справиться с проблемами СДВГ, — это ваше позитивное отношение и здравый смысл. Когда вы спокойны и сосредоточены, вы, скорее всего, сможете установить контакт со своим ребенком, помогая ему или ей быть спокойным и сосредоточенным.

Держите вещи в поле зрения. Помните, что поведение вашего ребенка связано с расстройством. В большинстве случаев это не преднамеренно. Держитесь за свое чувство юмора. То, что смущает сегодня, через десять лет может стать забавной семейной историей.

Не парьтесь по мелочам и будьте готовы идти на компромиссы. Одно невыполненное задание не имеет большого значения, когда ваш ребенок выполнил еще два задания плюс домашнюю работу за день. Если вы перфекционист, вы не только будете постоянно неудовлетворены, но и создадите невыполнимые ожидания для своего ребенка с СДВГ.

Верьте в своего ребенка. Подумайте или составьте письменный список всего положительного, ценного и уникального в вашем ребенке. Поверьте, что ваш ребенок может учиться, меняться, взрослеть и добиваться успеха. Подтверждайте это доверие каждый день, когда чистите зубы или готовите кофе.

Уход за собой

Будучи образцом для подражания и самым важным источником силы для вашего ребенка, вы должны вести здоровый образ жизни. Если вы переутомились или у вас просто не хватило терпения, вы рискуете упустить из виду структуру и поддержку, которую вы так тщательно создали для своего ребенка с СДВГ.

Обратитесь за поддержкой. Одна из самых важных вещей, которую следует помнить при воспитании ребенка с СДВГ, это то, что вам не нужно делать это в одиночку. Поговорите с врачами вашего ребенка, терапевтами и учителями. Присоединяйтесь к организованной группе поддержки для родителей детей с СДВГ. Эти группы предлагают форум для предоставления и получения советов, а также обеспечивают безопасное место для выражения чувств и обмена опытом.

Делайте перерывы. Друзья и члены семьи могут быть прекрасны, предлагая посидеть с детьми, но вы можете чувствовать себя виноватым, оставляя своего ребенка или оставляя волонтера с ребенком с СДВГ. В следующий раз примите их предложение и честно обсудите, как лучше обращаться с ребенком.

Берегите себя. Правильно питайтесь, занимайтесь спортом и найдите способы уменьшить стресс, будь то вечерняя ванна или утренняя медитация. Если вы заболели, признайте это и обратитесь за помощью.

Совет 2. Создайте структуру и придерживайтесь ее

Дети с СДВГ с большей вероятностью преуспеют в выполнении задач, если задачи выполняются по предсказуемой схеме и в предсказуемых местах. Ваша задача состоит в том, чтобы создать и поддерживать структуру в вашем доме, чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать и что он должен делать.

Советы, как помочь ребенку с СДВГ оставаться сосредоточенным и организованным:

Следуйте распорядку дня. Важно определить время и место для всего, чтобы помочь ребенку с СДВГ понять ожидания и оправдать их. Установите простые и предсказуемые ритуалы для еды, домашних заданий, игр и сна. Попросите вашего ребенка разложить одежду на следующее утро перед сном и убедитесь, что все, что ему или ей нужно взять в школу, находится в специальном месте, чтобы его можно было взять.

Используйте часы и таймеры. Рассмотрите возможность размещения часов по всему дому, а также больших часов в спальне вашего ребенка. Выделите достаточно времени для того, что нужно сделать вашему ребенку, например, для выполнения домашних заданий или подготовки по утрам. Используйте таймер для домашней работы или переходного времени, например, между окончанием игры и подготовкой ко сну.

Упростите расписание вашего ребенка. Хорошо избегать простоев, но ребенок с СДВГ может стать более рассеянным и «заведенным», если будет много внеклассных занятий. Возможно, вам придется внести коррективы в обязанности ребенка после школы, исходя из индивидуальных способностей ребенка и требований конкретных видов деятельности.

Создайте тихое место. Убедитесь, что у вашего ребенка есть личное тихое место. Веранда или спальня подойдут, если это , а не то же место, куда ребенок ходит на перерыв.

Старайтесь быть аккуратным и организованным. Наведите порядок в своем доме. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что все имеет свое место. Будьте примером аккуратности и организованности, насколько это возможно.

Избегайте проблем, занимая детей с СДВГ!

Для детей с СДВГ время простоя может усугубить их симптомы и создать хаос в вашем доме. Важно, чтобы ребенок с СДВГ был чем-то занят, не накладывая на него слишком много дел, чтобы ребенок не переутомлялся.

Запишите своего ребенка на занятия спортом, искусством или музыкой. Дома организуйте простые занятия, которые заполняют время вашего ребенка. Это могут быть такие задания, как помощь в приготовлении пищи, игра в настольную игру с братом или сестрой или рисование. Старайтесь не слишком полагаться на телевизор или компьютерные/видеоигры как на заполнители времени. К сожалению, телевидение и видеоигры носят все более жестокий характер и могут только усилить симптомы СДВГ у вашего ребенка.

Совет 3. Поощряйте движение и сон

Детям с СДВГ часто не хватает энергии. Организованные виды спорта и другие виды физической активности могут помочь им высвободить свою энергию здоровым образом и сосредоточить свое внимание на определенных движениях и навыках. Преимущества физической активности безграничны: она улучшает концентрацию, уменьшает депрессию и тревогу и способствует росту мозга. Однако наиболее важным для детей с дефицитом внимания является тот факт, что физические упражнения улучшают сон, что, в свою очередь, также может уменьшить симптомы СДВГ.

Найдите вид спорта, который понравится вашему ребенку и который соответствует его силе. Например, такие виды спорта, как софтбол, требующие большого «времени простоя», не подходят для детей с проблемами внимания. Индивидуальные или командные виды спорта, такие как баскетбол и хоккей, которые требуют постоянного движения, являются лучшими вариантами. Детям с СДВГ также могут быть полезны занятия боевыми искусствами (например, тхэквондо) или йогой, которые улучшают умственный контроль при работе с телом.

Польза «зеленого времени» для детей с синдромом дефицита внимания

Исследования показывают, что детям с СДВГ полезно проводить время на природе. Дети испытывают большее снижение симптомов СДВГ, когда они играют в парке, полном травы и деревьев, чем на бетонной игровой площадке. Обратите внимание на этот многообещающий и простой подход к управлению СДВГ. Даже в городах большинство семей имеют доступ к паркам и другим природным местам. Присоединяйтесь к своим детям в это «зеленое время» — вы также получите заслуженный глоток свежего воздуха для себя.

СДВГ и сон

Недостаток сна может сделать любого человека менее внимательным, но это может быть очень вредным для детей с СДВГ. Детям с СДВГ нужно по крайней мере столько же сна, сколько их здоровым сверстникам, но, как правило, они не получают того, что им нужно. Их проблемы с вниманием могут привести к перевозбуждению и проблемам с засыпанием. Постоянный ранний отход ко сну — наиболее полезная стратегия борьбы с этой проблемой, но она может не решить ее полностью.

Помогите своему ребенку лучше отдохнуть, попробовав одну или несколько из следующих стратегий:

Сократите время просмотра телевизора и увеличьте активность и уровень физической активности вашего ребенка в течение дня.

Исключите кофеин из рациона вашего ребенка.

Создайте буферное время, чтобы снизить уровень активности примерно за час до сна. Найдите более спокойные занятия, такие как раскрашивание, чтение или игра в тишине.

Проведите десять минут, обнимаясь со своим ребенком. Это создаст чувство любви и безопасности, а также даст время, чтобы успокоиться.

Используйте лаванду или другие ароматы в комнате вашего ребенка. Запах может помочь успокоить вашего ребенка.

Используйте релаксационные ленты в качестве фонового шума для вашего ребенка, когда он засыпает. Доступно множество вариантов, включая звуки природы и успокаивающую музыку. Дети с СДВГ часто считают, что «белый шум» успокаивает. Вы можете создать белый шум, включив статическое радио или включив электрический вентилятор.

Совет 4. Установите четкие ожидания и правила

Детям с СДВГ нужны четкие правила, которые они могут понять и которым они будут следовать. Сделайте правила поведения для семьи простыми и понятными. Запишите правила и повесьте их там, где ваш ребенок сможет легко их прочитать.

Дети с СДВГ особенно хорошо реагируют на организованные системы вознаграждений и последствий. Важно объяснить, что произойдет, когда правила будут соблюдаться и когда они нарушаются. Наконец, придерживайтесь своей системы: выполняйте каждый раз с вознаграждением или следствием.

Создавая эти последовательные структуры, помните, что дети с СДВГ часто подвергаются критике. Следите за хорошим поведением и хвалите его. Похвала особенно важна для детей с СДВГ, потому что они обычно получают ее очень мало. Эти дети получают исправления, исправления и жалобы на свое поведение, но мало положительного подкрепления.

Улыбка, положительный комментарий или другая награда от вас могут улучшить внимание, концентрацию и импульсивность вашего ребенка с СДВГ. Делайте все возможное, чтобы сосредоточиться на положительной похвале за соответствующее поведение и выполнение задачи, и как можно меньше негативных ответов на неподобающее поведение или плохое выполнение задачи. Вознаграждайте ребенка за небольшие достижения, которые вы могли бы принять как должное в другом ребенке.

Использование поощрений и последствий
Поощрения
  • Вознаграждайте ребенка привилегиями, похвалой или игрушками, а не едой или игрушками.
  • Часто меняйте награды. Детям с СДВГ становится скучно, если награда всегда одна и та же.
  • Составьте таблицу с баллами или звездами, присуждаемыми за хорошее поведение, чтобы у вашего ребенка было визуальное напоминание о его успехах.
  • Немедленное вознаграждение работает лучше, чем обещание вознаграждения в будущем, но маленькие вознаграждения, ведущие к большому, также могут работать.
  • Всегда получайте вознаграждение.
Последствия
  • Последствия должны быть оговорены заранее и наступать сразу же после того, как ваш ребенок плохо себя вел.
  • Попробуйте тайм-ауты и удаление привилегий в качестве последствий неправильного поведения.
  • Избавьте ребенка от ситуаций и сред, вызывающих неприемлемое поведение.
  • Если ваш ребенок плохо себя ведет, спросите, что он мог бы сделать вместо этого. Затем пусть ваш ребенок продемонстрирует это.
  • Всегда доводить дело до конца.

Совет 5. Помогите ребенку правильно питаться

Диета не является прямой причиной синдрома дефицита внимания, но пища может влиять и действительно влияет на психическое состояние вашего ребенка, которое, в свою очередь, влияет на поведение. Мониторинг и изменение того, что, когда и сколько ест ваш ребенок, может помочь уменьшить симптомы СДВГ.

Все дети из получают пользу от свежих продуктов, регулярного приема пищи и отказа от нездоровой пищи. Эти принципы особенно верны для детей с СДВГ, чья импульсивность и рассеянность могут привести к пропуску приема пищи, нарушению питания и перееданию.

Дети с СДВГ печально известны тем, что не едят регулярно. Без родительского контроля эти дети могут не есть часами, а затем объедаться всем, что находится вокруг. Результатом такого поведения может быть разрушительное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

Предотвращайте нездоровое питание, планируя регулярные питательные приемы пищи или легкие закуски для вашего ребенка с интервалом не более трех часов. Физически ребенок с СДВГ нуждается в регулярном приеме здоровой пищи; мысленно время приема пищи является необходимым перерывом и запланированным ритмом дня.

  • Избавьтесь от нездоровой пищи в вашем доме.
  • Запретите жирные и сладкие продукты во время еды вне дома.
  • Выключите телешоу, изобилующие рекламой нездоровой пищи.
  • Давайте ребенку ежедневную витаминно-минеральную добавку.

Совет 6. Научите ребенка заводить друзей

Дети с СДВГ часто испытывают трудности с простыми социальными взаимодействиями. Им может быть трудно читать социальные сигналы, они могут слишком много говорить, часто перебивать или казаться агрессивными или «слишком напряженными». Их относительная эмоциональная незрелость может выделить их среди детей своего возраста и сделать их мишенью для недружелюбных насмешек.

Не забывайте, однако, что многие дети с СДВГ исключительно умны и креативны и в конечном итоге сами поймут, как ладить с другими и замечать людей, которые не подходят в качестве друзей. Более того, черты характера, которые могут раздражать родителей и учителей, могут показаться сверстникам забавными и очаровательными.

Помощь ребенку с СДВГ в улучшении социальных навыков

Детям с СДВГ трудно освоить социальные навыки и социальные правила. Вы можете помочь своему ребенку с СДВГ стать лучшим слушателем, научиться читать лица людей и язык тела, а также более плавно взаимодействовать в группах.

  • Мягко, но честно говорите с ребенком о его проблемах и о том, как измениться.
  • Разыграйте вместе с ребенком различные социальные сценарии. Чаще меняйтесь ролями и старайтесь, чтобы это было весело.
  • Будьте внимательны при выборе товарищей по играм для вашего ребенка со схожими языковыми и физическими навыками.
  • Сначала пригласите только одного или двух друзей за раз. Внимательно следите за ними, пока они играют, и придерживайтесь политики абсолютной нетерпимости к ударам, толканиям и крикам.
  • Находите время и пространство для игр вашего ребенка и часто вознаграждайте его за хорошее игровое поведение.

Авторы: Мелинда Смит, магистр искусств и Жанна Сигал, доктор философии.

  • Ссылки

    Нарушения развития нервной системы. (2013). В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам . Американская психиатрическая ассоциация. https://doi.org/10.1176/appi.books.97808

  • 787.x01_Neurodevelopmental_Disorders

    Ciesielski, HA, Loren, REA, & Tamm, L. (2020). Поведенческое обучение родителей при СДВГ снижает ситуационную тяжесть несоблюдения правил ребенком и связанный с этим родительский стресс. Journal of Attention Disorders, 24 (5), 758–767. https://doi.org/10.1177/1087054719843181

    Харпин В. А. (2005). Влияние СДВГ на жизнь человека, его семьи и общества от дошкольного возраста до взрослой жизни. Архив болезней детского возраста, (дополнение 1), i2–i7. https://doi.org/10.1136/adc.2004.059006

Воспитание ребенка с СДВГ – Советы и стратегии для родителей. (KidsHealth)

Воспитание подростка с СДВГ – советы и стратегии. (Здоровье подростков)

СДВГ: советы для родителей. Включает стратегии модификации поведения. (Центр информации и ресурсов для родителей)

Воспитание ребенка с СДВГ (PDF) – Советы и ресурсы. (Национальный ресурсный центр по СДВГ)

Горячие линии и поддержка

В США : Поговорите со специалистом по информации о СДВГ по телефону 1-866-200-8098, с понедельника по пятницу, с 13:00 до 17:00 по восточноевропейскому времени, или выполните поиск в профессиональном справочнике. для клиник СДВГ и других ресурсов. (ЧАДД)

Великобритания 900:50: позвоните на горячую линию для родителей YoungMinds по телефону 0808 802 5544 (с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00) или найдите ресурсы для родителей детей с СДВГ.

Австралия : позвоните на линию помощи для родителей в вашем районе или найдите список групп поддержки СДВГ в Австралии.

Канада:   Найдите группу поддержки в вашем регионе. (CADDAC)

Индия: . Позвоните в службу поддержки Фонда Вандревала по номеру 1860 2662 345 или 1800 2333 330

Последнее обновление: 30 декабря 2022 г.

Воспитание ребенка с СДВГ

Загрузить информационный бюллетень  

 

Хотя СДВГ считается наследственным, эффективное управление симптомами вашего ребенка может повлиять как на тяжесть расстройства, так и на развитие более серьезных проблем с течением времени. Раннее вмешательство является ключом к положительным результатам для вашего ребенка. Чем раньше вы решите проблемы своего ребенка, тем больше вероятность того, что вы сможете предотвратить школьные и социальные неудачи и связанные с ними проблемы, такие как неуспеваемость и низкая самооценка, которые могут привести к правонарушениям или злоупотреблению наркотиками и алкоголем. Хотя жизнь с вашим ребенком может иногда казаться сложной, как родитель, вы можете помочь создать домашнюю и школьную среду, которая повысит шансы вашего ребенка на успех.

Вот несколько способов начать работу.

  • Не тратьте свою ограниченную эмоциональную энергию на самобичевание. СДВГ — это нарушение в определенных областях мозга, которое в большинстве случаев передается по наследству. Это , а не , вызванное плохим воспитанием или хаотичной домашней обстановкой, хотя домашняя обстановка может улучшить или ухудшить симптомы СДВГ.
  • Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Хотя доступно большое количество информации о диагностике и лечении СДВГ, не вся она является точной или основана на научных данных. Вам решать быть хорошим потребителем и научиться отличать точную информацию от неточной. Как разобраться, что будет полезно, а что нет? В общем, стоит с осторожностью относиться к рекламе, утверждающей, что она лечит СДВГ. В настоящее время нет лекарства от СДВГ, но вы можете предпринять позитивные шаги, чтобы уменьшить его воздействие. Кроме того, обратите внимание на источник информации. Если вы используете Интернет, придерживайтесь авторитетных веб-сайтов, таких как правительственные (например, CDC), некоммерческие (например, CHADD) или университетские ресурсы (те, которые заканчиваются на .edu).
  • Убедитесь, что ваш ребенок прошел всестороннее обследование.  Чтобы завершить процесс диагностики, убедитесь, что ваш ребенок прошел всестороннее обследование, включающее медицинские, образовательные и психологические оценки (с участием учителя вашего ребенка), а также что другие расстройства, которые либо имитируют, либо часто возникают при СДВГ, были рассмотрены и исключены.

Как помочь вашему ребенку добиться успеха в школе

  • Станьте эффективным куратором. Записывайте всю информацию о своем ребенке. Сюда входят копии всех табелей успеваемости, заметки учителя, дисциплинарные отчеты, оценки и документы с любых встреч, касающихся вашего ребенка. Вы также можете включить информацию о СДВГ, записи о предыдущем лечении и размещении вашего ребенка, а также контактную информацию специалистов, которые работали с вашим ребенком.
  • Сформируйте команду, которая понимает СДВГ, и станьте ее капитаном. На собраниях в школе, где учится ваш ребенок, должно присутствовать лицо, назначенное директором, а также специальный педагог и классный руководитель, знакомые с вашим ребенком. Тем не менее, вы имеете право на этих встречах запрашивать информацию у других людей, которые понимают СДВГ или особые потребности вашего ребенка. К ним относятся лечащий врач вашего ребенка, школьный психолог и медсестра или школьный консультант из школы вашего ребенка. Если вы консультировались с другими профессионалами, такими как психиатр, психолог, защитник образования или специалист по управлению поведением, полезная информация, которую они предоставили, также должна быть доступна на этих встречах. Полное понимание сильных и слабых сторон вашего ребенка и того, как СДВГ влияет на него или ее, поможет вам и членам команды разработать подходящую и эффективную программу, учитывающую его или ее СДВГ.
  • Узнайте как можно больше о СДВГ и правах вашего ребенка на образование. Чем больше у вас знаний о правах вашего ребенка в соответствии с двумя законами об образовании, Законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA) и разделом 504 Закона о реабилитации, тем лучше он или она сможет добиться максимального успеха. В каждом штате есть центр технической помощи для родителей, который может помочь вам узнать больше о правах вашего ребенка (посетите http://www.parentcenterhub.org/ptacs/, чтобы найти центр в вашем штате).
  • Станьте лучшим защитником своего ребенка.  Вы должны представлять и защищать наилучшие интересы вашего ребенка в школьных ситуациях, как академических, так и поведенческих. Станьте активным участником команды, которая определяет, какие услуги и места получит ваш ребенок в рамках Индивидуального плана обучения (IEP) или плана Раздела 504. Дополнительную информацию см. в разделе «Образование для людей с СДВГ».
  • Общайтесь регулярно. Работая с командой вашего ребенка, придерживайтесь духа сотрудничества — в конце концов, у всех одна цель — добиться успеха вашего ребенка! Сообщите учителям вашего ребенка, если в вашей семье происходят серьезные изменения, поскольку это может повлиять на поведение вашего ребенка. Предложите учителям обращаться к вам с любыми вопросами или проблемами, прежде чем они станут проблемой. Открытые линии связи между вами и школой помогут вашему ребенку.

Как облегчить жизнь дома

  • Присоединяйтесь к группе поддержки. Родители найдут дополнительную информацию, а также поддержку, посетив местные собрания CHADD, где это возможно. Вы можете найти ближайшее отделение к вашему дому, используя локатор глав.
  • Обратитесь за профессиональной помощью. Обратитесь за помощью к специалистам в области психического здоровья, особенно если вы чувствуете себя подавленным, разочарованным или истощенным. Если вы поможете себе меньше нервничать, это принесет пользу и вашему ребенку.
  • Работайте вместе. Важно, чтобы все взрослые, ухаживающие за вашим ребенком (родители, бабушки и дедушки, родственники и няни), договорились о том, как справляться с проблемным поведением вашего ребенка. Работа со специалистом, если это необходимо, может помочь вам лучше понять, как работать вместе, чтобы поддержать вашего ребенка.
  • Изучите инструменты успешного управления поведением. Поведенческие техники широко используются в качестве ключевого компонента лечения детей с СДВГ. Тренинг для родителей научит вас стратегиям изменения поведения и улучшения ваших отношений с ребенком. CHADD предлагает программу «Родитель для родителей», которая обеспечивает базовое обучение по многим аспектам СДВГ. Вы также можете узнать о программах обучения родителей в вашем сообществе через местный центр информации и ресурсов для родителей (www.parentcenterhub.org/ptacs/).
  • Узнайте, есть ли у вас СДВГ. Поскольку СДВГ часто передается по наследству, многие родители детей с СДВГ обнаруживают, что у них СДВГ, когда их ребенку ставят диагноз. Родители с СДВГ могут нуждаться в тех же видах оценки и лечения, которые они ищут для своих детей, чтобы функционировать наилучшим образом. СДВГ у родителя может сделать дом более хаотичным и повлиять на способность родителя быть активным, а не реактивным.

 

Обучение родителей поможет вам научиться:

  • Дайте четкие, последовательные ожидания, направления и ограничения. Дети с СДВГ должны точно знать, чего от них ожидают окружающие. Они плохо работают в неоднозначных ситуациях, в которых точно не указано, что ожидается, и которые требуют от них «читать между строк». Работа с профессионалом может помочь сузить фокус до нескольких конкретных моделей поведения, помочь вам установить ограничения и последовательно добиваться последствий.
  • Создайте эффективную систему дисциплины. Родители должны освоить упреждающие, а не реактивные, дисциплинарные методы, которые учат и вознаграждают надлежащее поведение, а на плохое поведение реагируют альтернативными мерами, такими как тайм-ауты или лишение привилегий. Общайтесь с другими людьми, которые заботятся о вашем ребенке, и работайте над тем, чтобы максимально соответствовать поведенческим методам в разных условиях и у опекунов.
  • Помогите своему ребенку учиться на своих ошибках. Иногда из поведения ребенка естественным образом возникают негативные последствия. Однако детям с СДВГ трудно установить связь между своим поведением и этими последствиями. Родители могут помочь своему ребенку с СДВГ установить эти связи и учиться на его/ее ошибках.

Как повысить уверенность вашего ребенка

  • Выделите ежедневно  особое время  для себя и своего ребенка. Постоянные негативные отзывы могут подорвать самооценку ребенка. Особое время, будь то прогулка, игры или просто время, проведенное с вашим ребенком в позитивном общении, может помочь укрепить вашего ребенка от посягательств на самооценку.
  • Обратите внимание на успехи вашего ребенка, какими бы маленькими они ни были . Старайтесь замечать, когда ваш ребенок хорошо концентрирует внимание или делает то, что он должен делать. Скажите ребенку, что именно он сделал хорошо. Это может повысить самооценку вашего ребенка и научить его замечать постепенные улучшения, а не быть слишком строгим к себе.
  • Скажите своему ребенку, что любите и поддерживаете его безоговорочно. Будут дни, когда вы сами в это не поверите. Это будут дни, когда еще более важно, чтобы вы признавали трудности, с которыми постоянно сталкивается ваш ребенок, и выражали свою любовь. Дайте ребенку понять, что вместе вы переживете и радостные, и трудные времена.
  • Помогите ребенку освоить социальные навыки. Дети с СДВГ могут быть отвергнуты сверстниками из-за гиперактивного, импульсивного или агрессивного поведения. Обучение родителей может помочь вам научиться помогать своему ребенку заводить друзей и учиться сотрудничать с другими людьми.
  • Определите сильные стороны вашего ребенка. У многих детей с СДВГ есть сильные стороны в определенных областях, таких как искусство, легкая атлетика, компьютеры или механические способности. Развивайте эти сильные стороны, чтобы у вашего ребенка появилось чувство гордости и достижения. Убедитесь, что у вашего ребенка есть возможность добиться успеха в этих занятиях и что его сильные стороны не подорваны невылеченным СДВГ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *