Что способствует формированию ответственности у детей: Материалы для аттестации педагогов

Содержание

Материалы для аттестации педагогов

Вопросы по педагогике и психологии

 

1. Что способствует формированию ответственности у детей?

а) систематический контроль;

б) высокая требовательность к качеству выполнения заданий;

в) самостоятельность и самоконтроль учащихся;

г) свобода действий.

 

2. Закончите предложение, выбрав один ответ. Эффективность воспитательной системы зависит от:

а) общего психологического климата в образовательной организации;

б) целостности и системности воспитательной системы;

в) самочувствия  ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

г) дисциплины в образовательной организации.

 

3. Из чего строится система «культурного пространства»?

а) телевизионных видео и радиотрансляций;

б) различных форм культурного досуга;

в) музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;

г) театров, музеев, выставок.

 

4. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

а) проблемный метод;

б) технология сотрудничества и взаимообучения;

в) вербальный метод;

г) метод наглядности.

 

5. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

а) личностно-ориентированный;

б) деятельностный;

в) культурологический;

г) творческий.

 

6. Что называется педагогической технологией?

а) это метод многократного выполнения детьми определенных действий с целью выработки и совершенствования у них умений и навыков  в учебной работе;

б) это процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений;

в) Это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности;

г) это совокупность умений, позволяющих быстро ориентироваться в педагогической ситуации, находить при этом наиболее целесообразное решение вопроса и проявлять чувство меры в осуществлении средств, методов и приемов педагогического воздействия.

 

7. Какой из подходов применим для  интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем:

а) дидактический подход;

б) кибернетический подход;

в) психологический подход;

г) системный подход.

 

8. Фундаментом педагогического мастерства является:

а) педагогические способности и умения;

б) общая высокая культура и эрудиция;

в) любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

г) владение приемами общения.

 

9. Что мы называем индивидуальным развитием человека?

а) количественные и качественные изменения организма, происходящие в процессе всей жизни человека как социального существа;

б) наличие роста, веса, мускул и т.д;.

в) формирование у детей навыков гигиены;

г) активное участие в общественной жизни общества.

 

10. Дидактика – это:

а) самостоятельная наука о закономерностях процесса преподавания;

б) самостоятельная наука о закономерностях процесса учения;

в) педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм;

г) раздел педагогики, посвященный закономерностям формирования личности ребенка.

 

11. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

a) К.Д.Ушинским;

б) В.Ф.Одоевским;

в) Я.А.Коменским;

г) А.С. Макаренко.

 

12. Представитель отечественной педагогики, разработавший теорию коллективного воспитания —

а) К.Д.Ушинский;

б) Л.Н.Толстой;

в) А.С.Макаренко.

г) В.Ф.Одоевский

 

13. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

б) общая;

в) социальная;

г) возрастная.

 

14. Вспыльчивость, быстрая смена настроений, общительность, сочетающаяся  с возможной резкостью в отношениях и раздражительностью характеризуют:

а) холерика;

б) флегматика;

в) меланхолика;

г) сангвиника.

 

15. Как называется принцип, основанный на рассмотрении (изучении, исследовании)  психических явлений в постоянном движении, изменении?

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

 

16. Личностное качество, умение (способность) чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других,  воспринимать их поступки с их же позиций – это:

а) эмпатия;

б) апатия;

в) фрустрация;

г) аффект.

 

17. Как называется состояние покоя, полного расслабления на психофизиологическом уровне?

a) релаксация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) инициация.

 

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

 

19. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

 

20. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

 

21. Совокупность внешних побуждений, рациональных доводов и индивидуальных стремлений к освоению новых знаний и умений, определяющая позитивное отношение к учебе, называется:

а) стимуляция учебной деятельности;

б) мотивация учебной деятельности;

в) активация учебной деятельности;

г) выработка самостоятельности к учебной деятельности.

 

22. Ученик седьмого класса систематически обращается к учителю с просьбой дать ему дополнительные задания по математике. К какой группе мотивов вы отнесете это самостоятельное стремление ученика к широте знаний?

а) социальные мотивы;

б) стремление детей к самостоятельности;

в) познавательные интересы;

г) дополнительные мотивы.

 

23. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

а) К.Д. Ушинский;

б) Я.А. Коменский;

в) Н.И Пирогов;

г) Джон Локк.

 

24. Цель воспитания — это

а) конечный результат формирования личности;

б) форма обучения учащихся;

в) уровень цивилизации общества;

г) показатель успеваемости учащихся.

 

25. Движущие силы процесса воспитания –

а) противоречия, возникающие в развитии личности;

б) познавательные интересы личности;

в) процесс накопления количественных изменений;

г) сложившиеся формы взаимоотношений

 

26. Задачи педагогической деятельности:

а) создание условий для гармонического развития;

б) сосредоточенность на содержании предмета;

в) реализация коммуникативной функции;

г) смена труда и отдыха.

 

27. Позиция педагога – это

а) система отношений к педагогической деятельности;

б) научно-теоретическая подготовка;

в) готовность к педагогической деятельности;

г) умение планировать процесс обучения.

 

28. Критерием эффективности воспитания являются

а) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников;

б) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями;

в) формирование эстетического вкуса;

г) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия.

 

29. Путь достижения цели и задач обучения:

а) форма обучения;

б) методика обучения;

в) метод обучения;

г) способ обучения.

 

30. Образовательные программы разрабатываются на основе:

а) концепций образования;

б) программ развития образования;

в) закона об образовании;

г) образовательных стандартов.

 

31. Компонент структуры личности –

а) мышление;

б) возраст;

в) характер;

г) память.

 

32. Наказание –

а) просьбы, стимулирование, добрые дела;

б) метод воспитания, проявляющийся в форме требования;

в) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел;

г) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия.

 

33. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

а) педагогический мониторинг;

б) педагогическая диагностика;

в) педагогическая рефлексия;

г) педагогический менеджмент.

 

34. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

а) совместимость;

б) лидерство;

в) адаптивность;

г) пластичность.

 

35. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

а) вербальные;

б) общие;

в) специальные;

г) невербальные.

 

36. В соответствии с теорией  П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

а) мотивационный;

б) материализованный;

в) контрольный;

г) внешнеречевой.

 

37. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:

а) приоритетность знаний педагога;

б) согласие с ныне существующей целевой установкой школы;

в) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

г) выстраивание гуманистических отношений в системе «педагог-учитель».

 

38. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

а) учебник;

б) учебный план;

в) учебная программа;

г) рабочая тетрадь.

 

39. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

а) принцип культуросообразности;

б) принцип индивидуализации;

в) принцип природособразности;

г) принцип личностной ориентированности.

 

40. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:

а) организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;

б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

в) приспособленное к дистанционному обучению всех детей;

г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.

 

41. Методика обучения представляет собой:

а) проекцию прикладной психологии на соответствующий  учебный предмет;

б) совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками;

в) науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения;

г) отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету.

 

42. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности

а) Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ;

б) Учебная программа;

в) Рабочая программа учителя, на основании которой он осуществляет обучение в конкретной учебной среде.

г) Диплом образовательного учреждения о высшем образовании, дающий правоведения профессиональной деятельности в предметной области.

 

43. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

а)  основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;

б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;

в) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений; 

г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательной организации.

 

44. Учебная деятельность является ведущим видом  деятельности:

а) в младшем школьном возрасте;

б) в подростковом возрасте

в) в юношеском возрасте;

г) во всех перечисленных выше.

 

45. Толерантность – это:

а) нетерпимость;

б) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений;

в) непримиримость;

г) похвала, согласие.

 

46. К числу возрастных кризисов не относится:

а) кризис трех лет;

б) кризис семи лет;

в) кризис подросткового возраста;

г) кризис 8 лет.

 

47. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:

а) самоуважение;

б) самооценка;

в) самоанализ;

г) идентификация.

 

48. Средством невербального общения не является:

а) контакт глазами;

б) мимика;

в) поза и жесты;

г) речь.

 

49. Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:

а) экспрессия;

б) экстраверсия;

в) экстравагантность;

г) эксцентричность.

 

50. Основным средством вербального общения является:

а) контакт глазами;

б) мимика;

в) поза и жесты;

г) речь.

 

51. Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:

а) тревожность;

б) эмоциональность;

в) возбудимость;

г) агрессивность.

 

52. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

а) социальная адаптация;

б) включенность;

в) эмоциональное благополучие;

г) развитие.

 

53. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

а) компромисс;

б) договор;

в) контракт;

г) обязательство.

 

54. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

а) личностные особенности;

б) индивидуальность;

в) имидж;

г) самобытность.

 

55. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

а) внушением;

б) подражанием;

в) заражением;

г) убеждением.

 

56. Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:

а) эмоциональная лабильность;

б) ригидность;

в) мобильность;

г) тревожность.

 

57. Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:

а) гуманизм;

б) эмпатия;

в) альтруизм;

г) коллективизм.

 

58.     Назовите главную функцию учителя?

а) оценочная;

б) целеполагание;

в) планирование;

г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности

 

59. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?

а) Л.С.Выготскому;

б) С.Л.Рубинштейну;

в) А.Дистервегу;

г) Гельвецию

 

60. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?

а) тифлопедагогика;

б) сурдопедагогика;

в) олигофренопедагогика;

г) педагогика

 

61. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:

а) рассказ;

б) объяснение;

в) лекция;

г) беседа.

 

62. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

 

63. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:

а) восприятия;

б) внимания;

в) воли;

г) воображения.

 

64. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

 

65. Основными условиями развития личности ребенка являются:

а) формирование мотивов поведения;

б) развитие чувств;

в) развитие воли;

г) все ответы верны.

 

66. Развитие — это (выберите правильный ответ)

а) накопление количественных изменений в организме человека;

б) уничтожение старого и возникновение нового;

в) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов;

г) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

 

67. Что представляет собой учебная программа?

а) учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них;

б) в учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса;

в) под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе;

г) учебная программа в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

 

68. К характеристикам произвольного внимания относятся:

а) импульсивность;

б) неорганизованность;

в) повышенная устойчивость;

г) целенаправленность.

 

69. К интеллектуальным чертам характера относятся:

а) впечатлительность;

б)  глубокомыслие;

в) доверчивость;

г) любознательность.

 

70. К основным формам направленности личности относят:

а) пожелание;

б) убеждение;

в) интерес;

г) рекомендацию.

 

71. К специальным способностям относятся:

а) математические способности;

б) умственные способности;

в) технические способности;

г) способность слышать.

 

72. Объектом исследования педагогики является:

а) ребенок;

б) система педагогических явлений;

в) вопрос о целях и общем предназначении образования;

г) психика человека.

 

73. Образование как педагогический процесс – это …

а) движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания;

б) целенаправленно организованный процесс управления социализацией личности;

в) стихийный процесс освоения социального опыта;

г) система обучения и воспитания.

 

74. К движущим силам учения относятся:

а) самоактуализация;

б) мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом;

в) желание успеха и признания;

г) внутреннее противоречие между знанием и незнанием.

 

75. Под  …  воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

а)  принципами;

б) содержанием;

в) закономерностями;

г) противоречиями.

 

76. Классный руководитель анализирует: 1) трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях; 2) особенности, индивидуальные черты обучения школьника; 3) состояние здоровья ученика; 4) особенности общения школьника с одноклассниками и педагогами  

а) 1,2,3

б) 1,2,4

в) 1,3,4

г) 2,3,4

 

77. Активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры – это

а) тренинг;

б) деловая игра;

в) погружение;

г) мозговой штурм.

 

78. Система принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания, — это методология

а) общая;

б) частная;

в) индивидуальная;

г) специальная.

 

79. Специалист, который приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, — это

а) эксперт;

б) профессионал;

в) консультант;

г) анализатор.

 

80. Набор ролевых ожиданий в отношении члена группы называется 

а) статус;

б) функционал;

в) служебный долг;

г) должность.

 

81. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется 

а) ведущими;

б) лидерством;

в) мотиваторами;

г) референтностью.

 

82. Различные нарушения эмоциональной, познавательной, нравственной и поведенческой сферы характерны для 

а) патологичной личности;

б) личности с низкой самооценкой;

в) дисгармоничной личности;

г) необразованной личности.

 

83. Если настроенность на поведение для удовлетворения потребности закрепляется в случае повторения ситуации, мы имеем дело с … установкой 

а) гибкой;

б) изменяющейся;

в) заданной;

г) фиксированной.

 

84. Формирование разнообразных мотивов, способностей и интересов представляет собой … развитие личности 

а) гармоничное;

б) разностороннее;

в) многостороннее;

г) компетентностное.

 

85. Поведение, цель которого разрушить либо сместить фрустрирующий блок, в терминологии представителей необихевиористской ориентации называется 

а) агрессией;

б) фрустратором;

в) разрушителем;

г) блокиратором.

 

86. Увеличение продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей называется  

а) катализагорской деятельностью;

б) фасилитацией;

в) социальной фасилитацией;

г) атрибуцией.

 

87. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином 

а) референтная группа;

б) эталонная группа;

в) коллектив;

г) корпорация.

 

88. Дидактический принцип, требующий строить обучение таким образом, чтобы можно было управлять темпами и содержанием психического развития школьников, называется принципом  

а) развивающего обучения;

б) проективного обучения;

в) личностным обучением;

г) компетентностным обучением.

 

89. Дидактический принцип, требующий соответствия содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения, — это принцип 

а) доступности обучения;

б) обучаемости;

в) единства обучения и воспитания;

д) детерминизма.

 

90. Психологические особенности ребенка, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности называются 

а) талантом;

б) способностями;

в) гениальностью;

г) одаренностью.

 

91. Устойчивые отклонения от нормы в сознании, поведении, учебной деятельности детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды, ошибками в воспитании и обучении, лежат в основе 

а) педагогической запущенности;

б) педагогических ошибок;

в) педагогической некомпетентности;

г) педагогической некорректности.

 

92. Изучение психических факторов, побуждающих школьника к совершению определенных действий и определяющих их направленность и цели, лежит в основе исследования 

а) психической сферы;

б) мотивационной сферы;

в) потребностной сферы;

г) деятельностной сферы.

 

93. Понятие развивающего обучения относится к той научной области, которую В.В. Давыдов называет 

а) психодидактикой;

б) дидактикой;

в) психической;

г) педагогической.

 

94. Нарушение способности к активному приспособлению к условиям школьной среды предопределяет возникновение у школьника 

а) социальной дезадаптации;

б) девиации;

в) делинквентности;

г) десоциализации

 

95. Методические средства управления процессом усвоения, подготовленные преподавателем для использования в ходе учебного занятия и растиражированные в количестве, необходимом для обеспечения ими каждого обучаемого, – это 

а) печатный раздаточный материал;

б) методическое сопровождение учебного процесса;

в) наглядное пособие;

г) индивидуализация обучения.

 

96. Если учитель в общении осуществляет самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности, то он реализует  

а) исследовательскую функцию;

б) экспертную функцию;

в) оценочную функцию;

г) контрольную функцию.

 

97. Систематическое изложение в книге основ определенной области знаний на уровне современных достижений науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп, – это 

а) учебное пособие;

б) учебник;

в) методическое пособие;

г) монография.

 

98. Качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.), – это качества 

а) профессионально важные;

б) личностно значимые;

в) нравственной направленности;

г) специфичные.

 

99. Процесс использования нового типа научности (гуманитарной познавательной парадигмы, в интересах усиления смысловой сферы сознания обучаемого) – это 

а) гуманизация образования;

б) прагматизация образования;

в) обновление образования;

г) осмысление образования.

 

Как воспитать ответственность у ребенка — что способствует формированию организованности и самостоятельности | Как воспитать ответственность у ребенка

Воспитание ответственности у детей является важной целью для каждого родителя. Это помогает детям развить важные жизненные навыки: самодисциплину, умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Что такое ответственность и зачем ее развивать

Ответственность – это прежде всего навык принятия решений. Далеко не каждый человек готов отвечать за свои поступки, рисковать собой и своим статусом ради результата, который невозможно гарантировать.


Развитие ответственности важно, потому что она помогает людям стать более уверенными в себе и независимыми, способствует этичному поведению и помогает принимать лучшие решения. Кроме того, ответственность помогает повысить самооценку и самоуважение. Ответственные люди с большей вероятностью добьются успеха в личной и профессиональной жизни. Это также ключевой аспект в построении доверия и уважения в отношениях.

Когда начинать развивать ответственность у ребенка

Важно начинать учить детей ответственности в раннем возрасте. Примерно в 3-4 года ребенок может начать осваивать основные обязанности – уборку за собой, соблюдение элементарных правил.

По мере того как дети становятся старше обязанности могут постепенно увеличиваться, включать другие задачи – выполнение домашних заданий и работу по дому. Последовательность и четкие ожидания являются ключевыми в развитии чувства ответственности у ребенка. Также важно обеспечить положительное подкрепление для их действий.

На каждый возраст – свои обязанности

Развитие ответственности – комплексный и длительный процесс. Освоить этот навык моментально нельзя. Более того, невозможно в полной мере научить ребенка ответственности, нагружая его задачами, которые ему не под силу. Он не сможет их выполнить, будет недоволен собой и начнет избегать всякой ответственности.

Поэтому в каждом возрасте важно обозначит границы ответственности. Выделить область задач, в которой ребенок сможет проявить себя. Для детей каждого возраста список задач может существенно отличаться:

  1. Маленькие дети могут выбрать, кушать ли им самостоятельно или с помощью родителей. Какую книгу послушать, какой мультфильм посмотреть, что надеть.
  2. Дошкольники получают дополнительную зону ответственности. Они могут выбирать с кем дружить, сколько есть, какую одежду носить.
  3. Дети из начальной школы могут выбрать, какую прическу носить, как тратить личные деньги, когда выполнять домашние задания и каким спортом заниматься.
  4. У подростков еще больше ответственности. Они могут выбирать компанию для прогулок, способ ухода за собой, время пробуждения. Они также решают, как тратить деньги, чтобы на все хватало. Также могут начать подрабатывать, менять что-то в своей внешности – например, красить волосы.

Важно помнить: нельзя пропустить этап перед школой или первые несколько лет обучения, а потом дать ребенку максимальную подростковую ответственность. Из этого ничего хорошего не получится. Зона ответственности должна расти медленно, но неуклонно.

Как научить ребенка ответственности

Любое обучение – это практика, личный опыт и много работы. Обучение ответственности – не исключение. Разумеется, можно рассказать ребенку о важности данного качества, и он все поймет, но едва ли станет ответственным человеком после этого.

Нужен более комплексный подход, который включает в себя целый ряд практик.

Личный пример родителей

Дети учатся, копируя родителей. Поэтому лучшим методом обучения является личный пример. Нельзя говорить ребенку об ответственности, а после не соответствовать своему же требованию. Он поймет, что правила можно игнорировать.

Поэтому личный пример – лучший учитель. Нужно всегда выполнять свои обещания, не отказываться от своих слов. Тогда ребенок поймет, что это норма и станет вести себя также.

Право на ошибку

Если за каждую неудачу ребенок будет получать строгое наказание, у него не будет мотивации ошибаться. Следовательно, не будет мотивации что-либо делать. Без ошибок и провалов жизнь невозможна, поэтому с детства нужно объяснить это ребенку.

Так у него будет мотивация брать на себя ответственность. Он поймет, что неудача – это не приговор, а возможность научиться чему-то большему, а после попробовать заново и преуспеть.

Ошибки не должны поощряться. Не нужно сурово наказывать за них, предлагать помощь в решении задач, мотивировать попытаться снова. Не стоит закрывать на провалы глаза.

Последовательный подход

Зона ответственности должна расти постепенно. В идеальных условиях родитель понемногу увеличивает количество задач, в которых ребенок сможет проявить ответственность.

Такой подход не принесет плоды завтра. И даже через месяц прогресс, если и будет ощутим, не впечатлит. Но у родителей и ребенка есть годы на изучение этого навыка.

Если начать медленно, но сейчас, то через 5 лет вырастет гармонично развитая личность, которая будет готова брать ответственность за каждый из своих поступков.

Поощрение самостоятельности

Ответственность и самостоятельность тесно связаны. Поэтому так важно поощрять хорошие поступки ребенка. Даже если они кажутся не самыми разумными.

Если он решил научиться скейтбордингу и потратил свои карманные деньги на доску, его не следует ругать. Он поступил самостоятельно и лично принял решение обучиться чему-то новому.

Также не стоит ругать ребенка, если он самостоятельно принял решение отказаться от чего-то. Например, решил не ходить в музыкальную школу, потому что ему нравится бокс.

Чем больше самостоятельных поступков начнет делать ребенок с раннего возраста, тем независимее и свободнее он станет. Родителям это, как правило, не доставляет особой радости, но они не могут быть со своими детьми вечно, поэтому нужно привыкнуть, что ребенок сам принимает решения.

Установление связи между поступком и следствием

В раннем возрасте отсутствуют причинно-следственные связи с событиями, которые происходят не друг за другом, а с временным промежутком в день/неделю.

Например, ребенок не поймет, что у него сильно болит живот, потому что вчера он злоупотреблял конфетами. В силах родителей это объяснить, рассказав, что у каждого действия есть своя цена.

Это позволит малышу чаще задумываться над своими действиями, быть рассудительнее, осторожнее и умнее.

Отказ от сравнений

Сравнивать ребенка с другими детьми – порочная практика. Ни родителю, ни ребенку на самом деле нет никакого дела до сына маминой подруги, поэтому обращать на него внимание бессмысленно.

Каким бы умным и талантливым ни был человек, всегда найдется кто-то лучше него. По такой логике каждого человека на Земле можно клеймить неудачником.

Но это не мотивирует, а раздражает и вызывает апатию, так как смысла стараться нет. Тем более, каждый человек индивидуален, а значит, сравнения не имеют особого смысла. Пусть сын маминой подруги – круглый отличник; это не значит, что он так же хорош в других вещах.

Права = обязанности

У ребенка должны быть не только обязанности, но и права. Более того, в идеальных условиях количество прав должно быть пропорционально количеству обязанностей.

Если в обязанности ребенка входит стирка и глажка своей одежды, у него может быть право на выбор одежды, которая ему нравится, в рамках установленного бюджета.

Если в обязанности ребенка входит учеба на «отлично», он может посвящать компьютерным играм достаточное количество времени. Однако следует помнить: права исчезают вместе с обязанности. И ребенку нужно это понять. Так он в полной мере осознает, что такое ответственность за свои поступки.

Как научить ребенка ответственности в учебе

Ответственность и самостоятельность не означают отсутствие контроля. Деятельность ребенка, особенно в учебе, следует контролировать.

Важно учитывать несколько параметров:

  1. Отсутствие завышенных требований. Обучение в школе не дается всем детям одинаково легко. Следует смириться с мыслью, что ребенок может быть не отличником.
  2. Постепенное обучение. Нет ничего зазорного в помощи. Ребенку может быть важна поддержка родителей в решении некоторых задач.
  3. Контроль за процессом. Доверие не означает проверку выполнения домашних заданий.
  4. Систематичность. Важно приучить ребенка к выполнению задач в определенное время.

    Также ребенок в процессе учебы должен понять, что его провалы и промахи – его зона ответственности. И если он систематически не справляется с задачей, не пытается исправить ситуацию, он лишается части прав, которые у него есть.

    Как объяснить ребенку последствия безответственности

    Говорить о том, что у каждого поступка есть своя цена – бессмысленно. Наибольший эффект будет, если ребенок почувствует это на своем опыте.

    Например, он забыл поставить будильник и опоздал на уроки. Это его проблема, которая привела к негативному результату – получил плохую оценку, потому что не подготовился к урокам.

    Вариантов может быть много, но есть тонкая грань. Существуют поступки, ответственность за которые ребенок не ощущает, так как родитель установил правила на ходу.

    Например, ребенку купили новый телефон, а после получения годовых оценок забрали его, так как результат учебы не устроил родителя. Чадо не сможет осознать ответственности за свои поступки в этом случае, потому что такого правила не существовало ранее.

    Если подобные практики в ходу, следует объяснить правила заранее, чтобы от них был хоть какой-то эффект.

    Советы родителям

    Воспитание ответственности – комплексная задача. И она индивидуальная для каждого. Не существует универсального рецепта, потому что все люди имеют свои особенности. Кому-то решение одних задач дается проще, чем иных.

    Но есть несколько советов, которые будут эффективны почти всегда:

    1. Заранее обговорить правила. Рассказать о делах, которые придется делать ребенку.
    2. Не пытаться взвалить на ребенка задачи, которые он не сможет выполнить.
    3. Не нужно делать за ребенка то, что он в состоянии выполнить самостоятельно.
    4. Не говорить, а показывать, подавать личный пример.
    5. Читать вместе с ребенком книги об ответственности и самостоятельности.
    6. Дать ребенку право ошибаться.
    7. Не сравнивать ребенка с другими.
    8. Быть последовательным в воспитании.

    Самая главная проблема обучения ответственности – это родители. Быть внимательным, уделять ребенку достаточное внимание, работать над своими ошибками – тяжелый труд.

    Но любовь, желание вырастить достойного человека и упорство помогут достичь всех поставленных целей.

    Как воспитать чувство ответственности у детей

    Табличка на двери школы в Арканзасе. Фейсбук.

     

    Кто бы не хотел подарить своему ребенку что-то уникальное, непередаваемое и бесценное?

    Начните с воспитания ответственности , которая поможет вашему ребенку стать компетентным и независимым человеком с амбициозными целями в жизни:

    1. Научите своего ребенка тому, что означает ответственность и ее различные виды:
    • С собой.  Они являются главными героями в своей жизни и должны идти своим путем, оставляя других в стороне, нести ответственность за свои действия, решения, выбор и последствия.
    • Со своими проектами.  Необходимость быть независимым и проявлять инициативу, учиться планировать, упорядочивать и распределять время и ответственность за свой собственный материал.
    • С обществом. Всегда нести ответственность за свои действия и их последствия для других.
    1. Откройте для себя ценности которые прячутся за ним:
    • Консистенция.  Научитесь преодолевать любые трудности.
    • Автономность. Уверенно повышайте свою независимость постепенно.
    • Обязательство.  Примите и держите их слово.
    • Принятие решений.  Выбрать один из многих путей и взять на себя ответственность за свой выбор.
    • Самовывоз.  Знать свой потенциал, принимать ошибки и учиться на них как часть процесса.
    1. Присоединяйтесь к ним в их путешествии:
    • Поддерживайте их в принятии решений и хвалите каждое достижение.
    • Поделитесь с ними временем, чтобы обдумать их действия.
    • Установите графики, правила и ограничения.
    • Вместе с ребенком создавайте краткосрочные цели, которые полностью зависят от него.
    • Научите их стратегиям самоконтроля.
    • Прививать ценность, уважение и независимость по отношению к себе и другим.
    1. Принимайтесь за работу!
    До 6 лет:
    • Помощь в выполнении простых домашних дел: накрыть и убрать со стола, убрать игрушки и т. д.
    • Поощряйте заботу о себе: чистите зубы, ешьте и одевайтесь самостоятельно, ходите в туалет и т. д.
    До 12 лет:
    • Возложить на них ответственность за школьные принадлежности: собирать рюкзак, записывать домашнее задание в повестку дня, выполнять домашнее задание и т. д.
    • Домашние дела, такие как выполнение мелких поручений, вынос мусора, уборка комнаты и т. д.
    • Прививать жизненные привычки: ложиться спать в разумное время, соблюдать здоровую диету и т. д.
    • Учитесь быть напористым.
    С 12 лет:
    • Пусть они сами организуют свой досуг и свободное время.
    • Учись экономить.
    • Делайте небольшие покупки.
    • Носите с собой ключи от дома.
    • Они могут установить собственный будильник.

    Подробнее:

    • Автор
    • Последние сообщения

    Кейси Обин

    Бакалавр коммуникативных расстройств и бакалавр испанского языка Университета Род-Айленда.
    Магистр международного образования Университета Алькалы – Института Франклина.
    Она работала учителем в трех разных странах, а сейчас работает переводчиком в группе создания контента в Smartick и помогает адаптировать контент для постов в блоге.
    Будучи коренной жительницей Род-Айленда, она любит любые занятия на воде, а когда она не работает, вы можете найти ее в путешествии, кикбоксинге или опробовании нового рецепта.

    Последние сообщения Кейси Обин (посмотреть все)

    Роль общества в развитии ребенка

    Люди склонны обращаться к своим собратьям с самого раннего возраста – мы социальные существа, и для нас естественно поддерживать высокий уровень повседневного взаимодействия, которое влияет на наши мнения и поведение. Это влияние еще больше проявляется в раннем детстве, когда развиваются первые социальные отношения. Благодаря комбинированным воздействиям окружающей среды ребенок развивается и приобретает социальные навыки, которые имеют решающее значение для взросления.

    Факторы, имеющие решающее значение для правильного развития ребенка

    Родители являются наиболее важным фильтром, который определяет, как общество повлияет на их ребенка. Хотя поначалу может показаться, что определить, что хорошо для ребенка, а что нет, несложно, отрицательных влияний избежать невозможно. Однако ребенок, который растет в позитивной среде, будет знать, как преодолеть трудности взросления.

    Внешние воздействия являются частью жизни, и то, как человек справляется с ними, влияет на уровень успеха в жизни. На развитие ребенка могут повлиять многие факторы, и вот, пожалуй, самые важные элементы: 

    Влияние семьи на развитие ребенка

    Без сомнения, семья играет самую важную роль в правильном развитии ребенка. Родители — величайшие образцы для подражания; которые влияют на ценности и мнения ребенка, развитие личности ребенка и приобретение хороших привычек. Их усилия определяют, будут ли правильно выражены потенциалы ребенка и будет ли ребенок расти счастливым и успешным. Стили воспитания различаются от одной семьи к другой, и нельзя сказать, что есть какое-то одно золотое правило воспитания. Конечно, само собой разумеется, что ребенок должен расти в окружении любви и внимания.

    Еще одна важная роль принадлежит другим членам семьи: братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам. Даже дальние родственники могут сильно повлиять на ребенка, потому что дети часто видят в них образец для подражания (особенно если ребенку интересна их профессия). Взрослые часто подчеркивают, как полноценное детство и взросление в окружении родных помогли им стать успешными людьми.

    Важность системы образования K–12 для развития ребенка

    Крайне важно, чтобы ребенок с самого начала посещал качественные учебные заведения. Вот почему в Соединенных Штатах большое внимание уделяется фазе образования К-12, которая охватывает период от детского сада до 12-го класса.

    Обширные исследования подтвердили связь между качественным образованием в детстве и последующим успешным обучением в колледже, что также напрямую влияет на решения, которые будут приниматься в профессиональной и личной жизни. Вот почему каждый сегмент образования очень важен:

    • Детский сад/дошкольное учреждение – Ребенок сталкивается с образовательными учреждениями и внешними влияниями, которые они привносят в очень раннем возрасте. Детский сад – это первое место, где ребенок будет проводить значительное время вдали от родителей, где воспитатели до определенного момента берут на себя воспитание ребенка от родителей. Этот период очень важен для младенцев, малышей и дошкольников, поскольку они учатся социализироваться, а также достигают некоторых важных этапов развития, таких как изучение алфавита и изучение иностранных слов.
    • Начальная школа/Средняя школа – относятся к учреждениям, где ребенок сталкивается со своими первыми серьезными обязанностями и где влияние сверстников и учителей весьма значительно. Это, конечно, происходит на начальном уровне, но это очень важные этапы, так как это время бурного психологического и физического развития.
    • Старшая школа – Подростковый период очень бурный, и важность качественной школы для дальнейшего развития очень велика. В этот период у ребенка формируются мнения, которые определят его взросление и повлияют на то, как он столкнется с важными жизненными решениями, которые ждут его после выпуска.

    Влияние сообщества на развитие ребенка

    Сообщество играет исключительно важную роль в развитии ребенка, потому что ребенок становится связанным с районом и людьми в нем, местным спортивным клубом, друзьями и т. д. Местные обычаи и образ жизни людей общение составляют неотъемлемую часть любого человека, особенно ребенка, ближайшим окружением которого является весь его мир.

    Вот почему так важно, чтобы ребенок рос в здоровой среде, где ценятся правильные ценности. Во многих сообществах религия является важным фактором, и именно родители и их отношение должны определять степень, в которой это повлияет на ребенка. Высококачественные районы, в которых ребенок может развиваться, в равной степени влияют на его дальнейшие успехи в школе и в профессиональной жизни.

    Влияние средств массовой информации и технологий на развитие ребенка

    В 21 веке дети все больше подвержены влиянию технологий и современных средств коммуникации. Мы окружены различными формами информации, поступающей из различных мультимедийных источников. Современные дети гораздо больше подвержены внешним воздействиям, что может сказаться на их психическом здоровье. Особенно это заметно в эмоционально деликатном подростковом периоде.

    Социальные сети создают параллельный мир, о котором родители даже не догадываются, а на детей он оказывает огромное влияние. Последствия доступности и простоты общения включают публичное порицание. К сожалению, травля в Интернете происходит каждый день, в результате чего многие дети оказываются под давлением «невидимой» среды. Чтобы избежать этого, дети должны иметь хорошее общение с ближайшим окружением и поддержку в более широком сообществе.

    Правильное развитие ребенка означает коллективные усилия

    Хотя родители являются самыми важными людьми в жизни ребенка, они не единственные, кто влияет на его развитие. Это не плохо — наоборот. Наличие большого количества качественного опыта способствует развитию многих навыков и обретению уверенности в себе. Дети, которые активны в школе и во внеклассных мероприятиях, имеют позитивный взгляд на жизнь, что, в свою очередь, способствует их прогрессу.

    Следует максимально использовать все возможности, которые предоставляет общество, чтобы ребенок мог проводить время с пользой, общаясь с другими детьми, узнавая о своих способностях и об окружающем мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *