Пример безответственности из литературы: Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Ответственность

Содержание

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Ответственность

Автор: Guru ·

Разобрав многие тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы обозначили те проблемы, которые встречаются в них чаще всего. К каждой из них вы найдете подходящий по смыслу литературный аргумент. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка расположена в конце статьи.

Содержание:

  • 1 Ответственность за свои поступки
  • 2 Безответственность
  • 3 Воспитание чувства ответственности
  • 4 Проблема осознания ответственности
  • 5 Ответственность за других людей
  • 6 Профессиональная ответственность
  • 7 Ответственность за животных

Ответственность за свои поступки

  1. Осознать меру ответственности за свой эксперимент пришлось профессору Преображенскому из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Герой получает неожиданный результат – превращение собаки в человека. Несомненно, сначала Филипп Филиппович обрадовался такому исходу событий, потому что это было открытием в сфере науки и медицины. Однако позже Преображенский понимает, что нельзя идти против природы, а существо, которое он создал, нельзя в полной мере назвать человеком. Герой полностью берет на себя ответственность за результат эксперимента. Для того, чтобы загладить свою вину, он возвращает собаку в прежний вид.
  2. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев чувствует ответственность за свои поступки, потому что не хочет изменять своим принципам. Он помнит наставления своего отца: «Береги честь смолоду». Даже будучи эмоциональным и азартным юношей в начале повествования, Гринев старается сначала думать, просчитывать последствия, а уже потом действовать. Это касается отношений с Машей и друзьями, слугой Савельичем и недругами. К примеру, между спасением человеческой жизни и повиновением приказу он выбирает первое, отправляясь на выручку к Марье. Он спас девушку, но загубил военную карьеру и попал под арест.
    Он знал, что рискует, но все же предпочел выручить героиню ценой собственного положения в обществе и даже жизни, если бы она не уговорила императрицу пощадить его. Так, главный герой повести чувствует ответственность за все свои поступки, поэтому и выходит из всех ситуаций победителем.

Безответственность

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
  2. О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был. В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.

Воспитание чувства ответственности

  1. Николая Ростова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», можно назвать юношей, потому что в начале произведения персонаж описывается как студент лет двадцати. В одном из эпизодов романа Николай дает отцу обещание не играть в карты, однако вскоре проигрывает крупную сумму. Несмотря на то, что герою было стыдно признаваться в содеянном, он нашел в себе силы взять на себя ответственность и рассказать о нарушении обещания отцу.
    Пройдя через позор и чувство вины, он повзрослел и осознал, что должен отвечать за свои поступки.
  2. Николенька, главный герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», как и все подростки – максималист. Он постоянно анализирует свои поступки и поступки окружающих. Конечно, в период формирования характера героя был и пример того, как он проявил смелость. Можно сказать, что он взял на себя ответственность стать хорошим человеком, когда составил «Правила жизни» и пообещал себе никогда не отступать от своих принципов. Он видел, что многих его ровесников волнуют лишь мимолетные радости, но Николенька хотел быть более серьезным. Поэтому он принял решение расписать правила, по которым будет играть всю жизнь. Так он воспитывал в себе нравственные качества и достиг успеха.

Проблема осознания ответственности

  1. Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
  2. Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.

Ответственность за других людей

  1. Ответственность за общество чувствовал лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Он уверен, что Бог наградил его возможностью выполнять важную миссию – «глаголом жечь сердца людей». Будучи пророком, творец уже несет ответственность не только за свои поступки, но и за весь народ. Таким острым чувством ответственности должен обладать каждый человек, который обретает призвание во взаимодействии с людьми.
  2. Большую ответственность на себя взял главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», решив приютить сироту Ванюшку. Андрей Соколов, который, казалось бы, потерял на войне весь смысл жизни, проникается чувствами и решает помочь мальчику, представляясь его отцом. Несмотря на то, что забота о ком-то была необходима и самому Соколову, главным персонажем, который нуждается в помощи, является Ваня. Мужчина взял ответственность за мальчика, за все его будущее. Именно так советский народ взял на себя отстаивание мира во Второй мировой войне.
  3. В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» Николай случайно поставил кляксу на чертеж, но уверил профессора, что это куст. Однако экзамены герой все равно провалил. Его верная жена Вера, чувствуя ответственность за благополучие семьи, посадила сирень на указанном на чертеже месте. Так, Вера помогла Николаю решить его проблемы, вернула ему уверенность в себе. Такой вид ответственности за общее дело – основа семьи.

Профессиональная ответственность

  1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем.
    К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем.  Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

Ответственность за животных

  1. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку.
    Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
  2. В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Полина Батраева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «Что такое ответственность»

Автор Алёна Базан На чтение 13 мин Просмотров 35. 6к. Обновлено

С давних времён учёные, философы и писатели размышляли над вопросом «Что такое ответственность», поэтому для сочинения ОГЭ по русскому языку на данную тему не составит труда найти аргументы из литературы и жизни. Аргументация собственных мыслей – необходимое условие написания экзаменационной работы. Команда сайта Литеровед постаралась собрать наиболее актуальные примеры в одной подборке, и мы рады представить её вашему вниманию.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «ответственность»
  5. Синонимы к слову «ответственность»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Значение ответственности в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Что такое ответственность? Понятие ответственности можно рассматривать с разных сторон, но одно остаётся неизменным: человек вправе самостоятельно принимать решения и совершать действия согласно своему мнению и предпочтениям, но он обязан отвечать за их последствия, не перекладывая свою вину на других. Каждый из нас ежедневно сталкивается с ответственностью, проявленной в той или иной мере. Многие сферы деятельности предполагают повышенную степень ответственности, например профессия доктора, спасателя, пожарного, судьи, воспитателя, учителя и др. От принятия их решений зависит чья-то жизнь, они в ответе не только за себя, но и окружающих.

Аргументы
  1. Ответственность – это умение отвечать за свои поступки, действия и слова.
  2. Ответственные люди никогда не подведут.
  3. Ответственный человек всегда держит своё слово.
  4. Ответственность – качество человека с сильным характером.
  5. Ответственность воспитывается в человеке с раннего детства.
  6. Необходимо ответственно относиться к семье, дружбе, работе, обществу и Родине.
  7. Родители несут ответственность за своих детей, до тех пор, пока не вырастят их.
  8. Многих людей страшит чувство ответственности.
  9. Умение отвечать за свои поступки характеризует человека как взрослого, серьёзного и самостоятельного.
  10.  Ответственные люди всегда вызывают доверие, потому что на них можно положиться в любой ситуации.

Эпитеты к слову «ответственность»

Большая, великая, высокая, главная, глубокая, громадная, значительная, изрядная, колоссальная, немалая, неразделенная, нешуточная, огромная, основная, особая, полная, почетная, реальная, серьезная, страшная, строгая, суровая, тяжелая, тяжкая, административная, взаимная, гражданская, дисциплинарная, имущественная, косвенная, личная, материальная, моральная, нравственная, партийная, персональная, прямая, судебная, уголовная, финансовая, абсолютная, безграничная, беспощадная, благородная, глупая, горькая, грубая, дерзкая, детская, добродушная, доброжелательная, доверительная, дружеская, излишняя, крайняя, мужская, наигранная, нелепая, обманчивая, обоюдная, открытая, подозрительная, показная, полная, поспешная, притворная, прямая, прямодушная, ребяческая, сомнительная, товарищеская, трогательная, унизительная, фальшивая, фамильярная, безоговорочная, безукоризненная, безупречная, беспрекословная, военная, высокая, железная, жесткая, жестокая, идеальная, крепкая, низкая, образцовая, отличная, плохая, примерная, расшатанная, свирепая, свободная, слабая, сознательная, суровая, твердая, требовательная, формальная, хорошая, армейская, внутренняя, воинская, государственная, договорная, кредитная, нравственная, партийная, плановая, платежная, производственная, профсоюзная, рабочая, революционная, семейная, служебная, сознательная, технологическая, товарищеская, трудовая, безоглядная, бескорыстная, болезненная, будничная, глубокая, горячая, добрая, докучливая, докучная, дружеская, душевная, жалкая, жизненная, житейская, земная, исключительная, коренная, корыстная, материнская, мелкая, мелочная, мучительная, навязчивая, насущная, нежная, ничтожная, обыденная, основная, особая, отеческая, первая, попечительная, приятная, прозаическая, пустая, самоотверженная, серьезная, скучная, слепая, сокровенная, суетная, сумрачная, теплая, товарищеская, томительная, тревожная, трогательная, тупая, тщательная, тщетная, тягостная, тяжелая, тяжкая, удручающая, утомительная, целенаправленная, чуткая.
Вечная, временная, дневная, долголетняя, ежедневная, каждодневная, непрерывная, непрестанная, неустанная, неусыпная, повседневная, постоянная, сплошная, домашняя, партийная, профсоюзная, служебная, хозяйская 

Синонимы к слову «ответственность»

Обязанность, обязательство, долг, порука, значимость, важность, весомость, значительность, значение, авторитетность, ценность, достоинство, надёжность.

Примеры из художественной литературы
  1. М.А. Булгаков «Собачье сердце».

В основе сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» лежит эксперимент профессора Преображенского, который состоит в пересаживании человеческого гипофиза собаке. Этот эксперимент дал неожиданный результат, собака стала превращаться в человека. Следует отметить, что и внешность и характер пёс унаследовал от своего донора вора и пьяницы Клима Чугункина. Со временем Шарик превратился в безнравственное подобие человека, способное на любую подлость.

М.А. Булгаков поднимает в повести проблему ответственности за свои поступки. Образ профессора Преображенского – это образ учёного, который мог жить в любое время, в любую эпоху. Он раскаивается за содеянное, и пытается исправить свою ошибку, ведь понимает, что ответственность за поступки его подопечного лежит именно на нём самом. Профессор понимает, что Полиграф Полиграфович угрожает не только ему самому, но и всему обществу. Поэтому повторная операция – это проявление осознания своих ошибок и желание их исправить.

Если бы Преображенский сразу понимал личную ответственность за свои поступки – это уберегло бы его от таких смелых опытов, представляющих угрозу для окружающего мира. Необдуманные поступки всегда влекут за собой серьёзные последствия. Тема, поднятая Булгаковым актуальна в наше время, как никогда. Ведь прогресс не стоит на месте и человек должен нести ответственность за свои действия и их возможные результаты, будь то социальный эксперимент, технологический или медицинский.

  1. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

В своей повести-сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери поднимает множество проблем, но самой основной является проблема ответственности. Здесь рассматривается ответственность человека за свои поступки, слова и даже мысли. Рассказчик научился этому от одного своего друга – маленького принца, который прибыл с другой планеты. Принц очень ценил свой дом: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Он знал свои обязательство и был верен долгу, но главный урок ответственности ему преподал Лис, который попросил принца приручить его. Лис объяснил принцу, что лишь приручив кого-то можно познать истинную дружбу и наполнить жизнь смыслом. Это не так просто – приручить, но только так можно избавиться от одиночества. Появляется кто-то, кого нет роднее в целом свете, в этом человеке и заключается счастье. Но самый важный секрет, который открыл принцу Лис, заключался в том, что мы несём ответственность за тех, кого приручили. Привязанность – это не только безграничная радость, но и большие обязанности. Тот, кого мы приручили – зависит от нас, нуждается в нас. Поэтому мы обязаны заботиться и оберегать того, чью любовь получили.

Казалось бы, ничего нового Лис не поведал, но почему-то все очень часто об этом забывают. Маленький принц после услышанного понял, что его роза самая лучшая, потому что она принадлежит именно ему: «Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра …Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя». Слова Лиса помогли понять принцу, как сильно он любит свою розу и, что он должен обязательно к ней вернуться, ведь она слаба, беззащитна и очень в нём нуждается.

Антуан де Сент-Экзюпери хотел напомнить людям то, что они и так знают, но не хотят этого помнить. У каждого из нас есть ответственность, и только осознав её можно стать истинно счастливым человеком.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Для главного героя романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» брак был слишком большой ответственностью, которая ему не по плечу. Он боялся взять на себя ответственность за близкого человека, любовь для Евгения – это всего лишь выгода в будущем, расчёт. Семейная жизнь для него символизировала потерю свободы, внутренней и физической. Обязательства пугали главного героя, он не был готов считаться с чужими интересами и посвятить себя другому человеку. Получив любовное признание от Татьяны, Онегин не думал о её чувствах, он думал только о себе. Он считал, что поступил благородно, образумив неопытную девушку. Такая любовь была ему неведома.

Татьяна Ларина, напротив, понимала чувство ответственности сполна. Выйдя замуж, она обрела всё то, о чём мечтали представительницы высшего света: богатство, положение в обществе, влиятельного мужа. Теперь она княгиня, желанный гость всех модных салонов и настоящая светская дама. И, тем не менее, Татьяна всей душой стремилась обратно в деревню, в свою прежнюю тихую жизнь. Однако она в полной мере осознаёт свои обязательства и остаётся преданной женой до самого конца. Чувство долга и уважение к мужу для главной героини превыше собственных чувств, поэтому она отвергает Онегина, хотя и любит его. Сам Евгений, поняв совершённую ошибку, пытается вернуть то, от чего отказался, но это уже невозможно.

Примеры из жизни
  1. По моему мнению, чувство ответственности образуется в раннем детстве. Его прививают нам родители. Когда я была ещё совсем маленькой, мы с папой забрали домой маленького голодного котёнка, который пытался спрятаться от дождя под кустом. Мы сделали хорошее дело, помогли беззащитному животному. Накормили его, дали ему крышу над головой, заботу. Но, случилось непредвиденное. У моей мамы никогда раньше не было аллергии на котов, но видимо в связи с тем, что она была беременна на тот момент моим младшим братиком, появилась аллергическая реакция на шерсть. Она вначале терпела, но спустя сутки самочувствие значительно ухудшилось. Мы понимали, что котёнка нельзя больше оставлять, но уже появилось чувство ответственности за животное, которое мы приютили. Мы с папой долго искали ему новый дом, и в результате наши поиски окончились успехом. Нам даже разрешили навещать котёнка периодически. Уже много лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню это чувство, до тех пор неизведанное, которое называют ответственностью.
  2. Только благодаря осознанию возложенной на него ответственности за судьбу своего народа М.И. Кутузов смог привести русскую армию к победе. В начале Отечественной войны 1812 года он был избран руководителем петербургского и московского ополчений, а позже императорским приказом назначен главнокомандующим всех российских войск. Кутузов был во главе русской армии во время Бородинского сражения, он не мог оставить вверенных в своё управление людей одних на поле боя. Он всегда находился рядом в опасных сражениях, чувствуя ответственность за судьбы солдат, исполняющих его приказы. Именно Кутузовым было принято решение оставить Москву и дать возможность Наполеону захватить город, практически уничтоженный сильным пожаром. Этот ход позволил в дальнейшем великому полководцу выиграть Отечественную войну. За эту победу ему был пожалован титул князя Смоленского. В отличие от большинства военных командиров, Кутузов не считал, что судьба войны решается главным сражением, уносящим, как правило, большое количество жизней. Его очень часто упрекали в нерешительности, но эта тактика всегда срабатывала. Если бы в противостоянии с Наполеоном Кутузов устроил такую битву, погибла бы большая часть русского войска и война неизбежно была бы проиграна. А отступление позволило сохранить человеческие жизни и одержать победу.

Народная мудрость
  1. «Кто в деле, тот и в ответе». В данной пословице говорится о том, что тот, кто участвует в каком-либо деле, обязательно несёт ответственность за свои действия.
  2. «Кто заварил, тот и расхлёбывает». В этой пословице идёт речь о последствиях, за которые нужно нести ответственность. Кто виновник происходящего, тот и должен понести наказание.
  3. «Первый в совете – первый в ответе». В этой пословице говорится о том, что дав совет, мы за него в ответе. Когда кто-то влияет на чужую жизнь, должен осознавать свою ответственность.
  4. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Смысл данной пословицы заключается в том, что большие привилегии несут за собой и большую ответственность. Быть в почёте – непростая работа.
  5. «Один нагрешил, а все отвечают». Этой пословицей наши мудрые предки хотели сказать, что часто нам приходится нести ответственность не только за свои поступки, но и за поступки близких людей.
  6. «Чего недосмотришь, за то и ответишь». В данной пословице идёт речь об ответственности и контроле. Если что-нибудь упустить, отвечать придётся в первую очередь самому.
  7. «Назвался груздем – полезай в кузов». Смысл данной пословицы заключается в том, что мы всегда в ответе за свои слова. Сказав что-либо, мы несём за это ответственность.
  8. «Ответ на том, кто приказывает». В этой пословице идёт речь об ответственности руководителя. Людьми управлять не просто, это требует большой ответственности.
  9. «Отвечай за то, что сам совершил». Этой пословицей наши предки призывали народ отвечать за свои поступки. Каждый должен нести ответственность за свои действия.
  10.  «Моя хата с краю – ничего не знаю». В данной пословице идёт речь о безответственных людях, которые не хотят отвечать за свои поступки.

Афоризмы
  1. «Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть». Бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считал, что на плечах каждого человека, наделённого властью, лежит ответственность за принимаемые решения. Ведь от них зависят судьбы многих людей.
  2. «Отдав свою судьбу в чужие руки, он снял с себя всякую ответственность за собственное существование». Американский писатель Джек Лондон считал, что легко снять с себя ответственность, отдав судьбу в чужие руки. Гораздо сложнее отвечать за свою жизнь самостоятельно.
  3. «Все легко дают советы, но немногие берут за них ответственность». Древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит говорил, что легко дать совет, гораздо сложнее дать обдуманный совет, за который советчик будет нести ответственность.
  4. «Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем». Французский писатель и создатель жанра классической комедии Мольер считал, что люди в ответе не только за свои поступки, но и за своё бездействие. Лень и безделье, по его мнению, это человеческие пороки, с которыми необходимо бороться.
  5. «Ответственность каждого гражданина — задавать вопросы власти». Знаменитый американский политический деятель Бенджамин Франклин считал, что каждый гражданин несёт ответственность за будущее своего государства, поэтому он обязан требовать и спрашивать у власти то, что считает необходимым.
  6. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее». Выдающийся ирландский драматург Джордж Бернард Шоу писал о том, что люди боятся свободы из-за большой ответственности. Свободный человек сам в ответе за свою жизнь и это многих пугает.
  7. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Великий русский писатель Ф.М. Достоевский считал, что каждый человек в ответе за происходящие в мире события. По его мнению, мы сами создаём будущее, которое касается не только нас, но и окружающих.
  8. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Советский писатель Ф.А. Искандер считал, что настоящая ответственность может принадлежать только одному человеку, так как нельзя испытать истинное чувство стыда за чужие проступки.
  9. «Если не хочешь навлечь на себя беду, всегда разделяй ответственность». Бразильский писатель и поэт Паоло Коэльо говорил о том, что безответственность всегда влечёт за собой беды. Человек должен знать и понимать свою ответственность, иначе его жизнь не состоится должным образом, по мнению Коэльо.
  10.  «Как только вы возлагаете на кого-то всю свою ответственность, вы, сами того не зная, отдаёте и всю свою свободу». Индийский духовный лидер Ошо говорил, что необходимое условие свободы человека – это его ответственность за свои мысли и поступки. Если мы перекладываем на кого-то эту ответственность, то лишаемся своей свободы.

«Ответственность человека за свои поступки» из жизни и литературы

Автор Ирина Шейкина На чтение 19 мин Просмотров 37.7к. Обновлено

Проблема «Ответственность человека за свои поступки» — одна из самых актуальных  проблем на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, поэтому для ее аргументации мы предлагаем своим уважаемым читателям аргументы из жизни и литературы, так как один из основных критериев оценивания – подтверждение собственного мнения по проблеме. Подобранные из разных источников аргументы помогут не только при написании сочинения-рассуждения на письменном экзамене по русскому языку, но и при написании итогового сочинения.    

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову ответственность
  5. Синонимы к слову человек
  6. Синонимы к слову поступок
  7. Эпитеты к слову ответственность
  8. Эпитеты к слову человек
  9. Эпитеты к слову поступок
  10. Аргументы из литературы
  11. Аргументы из жизни
  12. Аргументы из народной мудрости
  13. Афоризмы

Проблема

Что такое ответственность и должен ли человек отвечать за свои поступки, принятые решения или сказанные слова?

Отношение автора к проблеме

Каждый человек, совершая какой-либо поступок, должен задумываться об ответственности, о том, что только он в ответе за результаты этого поступка.

Аргументы

  1. Ответственность – это понимание того, как поступки и решения человека отразятся на его дальнейшей жизни.
  2. Ответственность – одно из важнейших личностных качеств, которое должен развивать в себе каждый человек.
  3. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои слова, решения и поступки.
  4. Каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
  5. К ответственности необходимо приучать ребенка с  раннего детства.
  6. Ответственные люди – это люди с сильным характером и силой воли.
  7. Ответственные люди притягательны для окружающих, так как им можно довериться, на них можно положиться в любом деле.
  8. По ответственности можно определять социальную и нравственную зрелость человека. 

Синонимы к слову ответственность

Обязательство, ручательство, серьезность, порука, важность, грех пополам, ответ, залог, поручительство, совесть,  надежность, обязательность. 

Синонимы к слову человек

Муж, лицо, особа, личность, индивид,  персона,  индивидуум, смертный, индивидуальность.

Синонимы к слову поступок

Выходка, дело, курбет, действие, конкретика, ход, карма, шаг, демарш, акт, проделка, акция, свершение, жест, художество, подвиг, деяние.

Эпитеты к слову ответственность

Дисциплинарная, исключительная, уголовная, имущественная, персональная, иная, ограниченная, глубокая, коллективная, субсидиарная, административная, судебная, солидарная, моральная, другая, единоличная, внутренняя, нравственная, настоящая, колоссальная, новая, юридическая, человеческая,  индивидуальная, экономическая, тяжкая, иная, личная, духовная, этическая, общественная, материальная, главная, правовая, государственная,  осознанная, человеческая, гражданская, экономическая, корпоративная, иная,  взаимная, духовная, общественная, социальная, постоянная, непомерная, официальная, строгая, максимальная, громадная, собственная, повышенная, гигантская, родительская, подобная, партийная, реальная, непосильная, всеобщая, неограниченная, дополнительная, общая, финансовая, чудовищная, безмерная, определенная, должная, огромная, совместная,  двойная, чрезвычайная, круговая, основная, суровая, страшная, глобальная, великая, историческая, политическая, большая, тяжелая, налоговая,  высокая,  полная, возможная, профессиональная, непосредственная, лишняя, особая, законная, прямая, немалая, равная, серьёзная.     

Эпитеты к слову человек

Умный, глупый, вежливый, выносливый, правильный, светлый, талантливый, злой, суровый, грозный, ответственный, великодушный, благородный, безынициативный, высококвалифицированный, безгрешный, бездушный, молодой, старый, городской, сельский, светловолосый, кареглазый, безответственный, вредный, жадный, душевный, праведный, мужественный, самоотверженны, малодушный, простодушный, смелый, лицемерный, дикий, прекрасный, грубый, высоконравственный, безотказный, коммуникабельный, безобразный, непорядочный, подлый, нечистоплотный, своенравный, горячий, молчаливый, любимый, любящий, думающий, тактичный, темноволосый, осторожный, хитрый, бесхитростный, мудрый, справедливый, скользкий, длинноногий, угрюмый, улыбающийся, длинноволосый, эрудированный, обычный, эмоциональный, щедрый, застенчивый, задиристый, эгоистичный, неприступный, интересный, любвеобильный, благодарный, восторженный, прилежный, чарующий, эпатажный, волевой, свободолюбивый, агрессивный, увлеченный, недоступный.

Эпитеты к слову поступок

Бескорыстный, хулиганский, бесстрашный, худой, благовидный, стыдный (устар.), бестактный, благоразумный, скверный, благородный, глупый, рискованный, богоугодный (устар.), преступный, великодушный, предательский, высоконравственный, постыдный, героический,  позорный, геройский, подлый, гражданский, пакостный (разг.), гуманный, непотребный (устар.), отвратительный, дурной, добрый, опрометчивый, осмотрительный, душеспасительный (г/стар.), низкий,  замечательный, нечистоплотный, изумительный, нечестный, милосердный, непристойный, молодецкий (разг.), неприличный, мужественный, неприглядный, похвальный, непорядочный, праведный, некрасивый, превосходный, неблаговидный, прекрасный, мошеннический, разумный, мерзкий, рыцарский, лицемерный, самоотверженный, славный, коварный, смелый, злонамеренный (устар.),  справедливый, жульнический, тактичный,  честный, дикий, авантюристический, дерзкий, авантюрный, грязный, аморальный, грубый, антиобщественный, головотяпский (разг. ), безнравственный, гнусный, безобразный, безответственный, вредный, безумный, вероломный, бесстыдный, бесчестный,

Аргументы из литературы

  1. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Должен ли человек нести ответственность за свои поступки? Над этим вопросом не раз уже задумывалось не одно поколение людей, в том числе и писателей. Антуан де Сент-Экзюпери в сказке-повести «Маленький принц» тоже поднимает проблему ответственности человека за содеянное. Главный герой произведения – Маленький принц, совсем еще юное создание. Он живет на собственной планете, где у него есть три вулкана, два из которых действующие и на них очень удобно готовить пищу, а один потухший. Как и на некоторых других планетах, на планете Маленького принца росли полезные и вредные травы, а также простые скромные цветы, которые занимали совсем мало места. А однажды среди цветов из зернышка, неизвестно откуда взявшегося, появился росток, за которым герой очень зорко следил, так как боялся, что это  какая-либо разновидность баобаба. Но опасения принца были напрасны: росток быстро перестал тянуться вверх и на нем появился бутон. Герой с нетерпением ждал появления чуда. Этим чудом стало появление розы, красивой, но капризной, гордой и очень обидчивой. Однако Маленький принц был не по годам мудрым и ответственным. Он сразу почувствовал, что теперь в ответе за свою удивительную гостью. Принц заботился о ней, поливал из лейки, укрывал от сквозняков, спасал от ночного холода. Герой чувствовал ответственность и за свой маленький мирок. Он терпеливо боролся с баобабами, которые могли нанести непоправимый вред: своими корнями  разорвать небольшую планету  Маленького принца на клочья. Чтобы не допустить этого, герой каждое утро тщательно выпалывал сорняки. Не забывал и о вулканах: регулярно чистил два действующих вулкана. У Маленького принца было правило, которого он постоянно придерживался. Каждое утро он вставал, умывался сам, а потом приводил в порядок свой дом. Ни разу герой не отступил от этого правила, потому что чувствовал огромную ответственность за свою планету, и за тех, кто на ней обитает. Таким образом, Антуан де Сент-Экзюпери утверждает, что ответственность – это ценное качество человека и воспитывается оно с самого детства.
  2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Человек всегда должен нести ответственность за свои поступки, действия и принятые решения. Об этом уже много раз говорили многие великие мыслители и классики мировой литературы, среди которых достойное место занимает Ф.М. Достоевский. В романе «Преступление и наказание» он описывает историю бедного петербургского студента Родиона Раскольникова, который совершил убийство знакомой старухи-процентщицы Алены Ивановны. Бесполезная, по мнению героя, старушка была вредна, жадна, эксплуатировала Лизавету, свою сестру, жившую с ней. Она никому не приносила пользы, хотя и могла помочь своими деньгами другим людям. Поэтому Раскольников решил убить Алену Ивановну, а на ее деньги помочь тем, кто нуждался в средствах. К числу таких людей он относил себя, свою мать, сестру и Мармеладовых. Убийство он тщательно запланировал, просчитал все до мельчайших деталей, однако, как считает автор, убийство нельзя рассчитать, поэтому вместе с процентщицей он убивает и Лизавету, ставшую свидетелем преступления. Ни одно злодеяние не должно остаться безнаказанным, так как ни один человек не вправе решать судьбу другого человека, не вправе судить, должен этот человек жить или умереть. Понимание этой истины приходит к Раскольникову через мучения и страдания. Он не может воспользоваться деньгами убитой, не в силах прекратить муки совести. Душа его страдает. Благодаря Соне Мармеладовой он приобщается к Библии, обдумывает свой поступок и берет на себя ответственность за содеянное. Сначала он выходит на перекресток к народу, просит у него прощение, а потом идет в полицейский участок и признается в преступлении, чтобы ответить за него и очистить свою совесть.
  3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ответственность – это тяжелое испытание, которое ложится на плечи человека, поэтому не всем эта ноша по силам. Ответственными могут быть только люди внутренне сильные, стойкие. Трусливый, слабый человек, не способный принять решение, чаще старается избежать ответственности или переложить ее на плечи других. В таком невыгодном свете предстает перед читателями Понтий Пилат, герой известного романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». По долгу службы пятому прокуратору Иудеи пришлось решать вопрос казни преступников, среди которых был Иешуа Га-Ноцри, странствующий философ. Допрашивая его, Понтий Пилат узнал много интересного об Иешуа. Например, что он человек милосердный и бескорыстный, для него все люди добрые, он для всех открыт сердцем. Га-Ноцри умен, он знает несколько языков, умеет рассуждать, в его словах нет ни капли хитрости и лести. Он умеет определять настроение человека, как тонкий психолог, по движению руки и выражению лица сумел определить тайные желания прокуратора, избавил его от головной боли. Понтий Пилат проникся уважением и теплыми чувствами к молодому философу и желал бы его оправдать, спасти от казни. Однако игемон переживает за те блага, которые у него есть: богатство, власть, репутация. Не желая терять их, он перекладывает ответственность за решение судьбы Иешуа на Синедрион. Но, к его великому сожалению, члены Синедриона приняли решение не в пользу странствующего философа, поэтому Иешуа казнили, как опасного преступника. Понтий Пилат много раз потом жалел, что смалодушничал, не взял ответственность на себя, не нашел в себе силы принять правильное решение. Около двух тысяч лет Понтий Пилат возвращался в своих снах и мечтах к Иешуа Га-Ноцри и разговаривал с ним, так как чувствовал, что тогда, при их первой и последней встрече, они о чем-то не договорили. Его история убеждает нас, что очень часто от нашей ответственности зависит не только наша собственная судьба и душевное состояние, но и судьба других людей.
  4. М. Горький «Старуха Изергиль». Писателя Максима Горького всегда интересовали актуальные проблемы современного для него общества, поэтому в своих произведениях он не раз поднимал вопросы доброты, милосердия, равенства, свободы, а также ответственности человека за свои поступки. Великий писатель 20-го столетия считал, что независимо от своего статуса в обществе, возраста, каждый человек должен нести ответ за то, что он делает, говорит, какие решения принимает. Эту проблему он поднимает в рассказе «Старуха Изергиль». Первая часть этого произведения – «Легенда о Ларре». Увидев темные тени, старуха-рассказчица вспоминает легенду о происхождении этих теней и делится ею с автором. Давным-давно на земле жило племя, откуда однажды орел унес одну из самых красивых девушек в горы и назвал ее своей женой. Через двадцать лет она вернулась к родным, так как орел постарел и умер. Но вернулась не одна, а с молодым, сильным красавцем, которого называла сыном. Юноша был таким же, как все юноши в племени, только слишком гордым и эгоистичным. Однажды убил девушку, которая осмелилась его оттолкнуть, когда он подошел к ней и хотел увести. Убийство произошло на глазах у всего племени, поэтому такого дерзкого и жестокого поступка ему не могли простить. По законам племени человек, совершивший преступление, должен нести за него ответ. Брать ответственность за совершенное юноша не спешил, однако старейшины после долгих раздумий решили, что наказание в его гордыне, которая в конце концов погубит своего хозяина. Так и случилось. От Ларры отвернулись все люди племени, с ним не разговаривали, ничем не делились. Тогда юноша захотел умереть, но Боги лишили его даже этого, и за годы скитаний он превратился в тень. М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» утверждает, что каждый человек должен быть ответственным за свои поступки и деяния. Безответственные люди отталкивают от себя, им не доверяют.
  5. Ю. Рытхэу «Когда киты уходят». Все, что происходит на земле, исходит от человека, который называет себя царем природы. Войны, катастрофы, экологические проблемы – все это дело его рук и мозга. И если человек в ближайшее время не одумается и не возьмет ответственность за все на себя, то планета может погибнуть. Об этом повествует Юрий Рытхэу в повести «Когда киты уходят». В основе произведения лежит легенда о появлении рода человеческого на земле, о тесной связи природы и человека. Легенда гласит, что однажды прекрасная Нау встретила юношу Рэу, который на самом деле был китом, но, влюбившись в девушку, превратился в человека. Они стали мужем и женой, а потом у них родились дети: китята и младенцы. Одни росли в море, а другие – на суше. Но и морские, и земные дети были братьями и сестрами. Рэу постарел и умер, и только старая Нау рассказывала новым поколениям о том, как появился их род, о том, что киты и люди — родные братья и сестры, дети одной матери, поэтому люди должны беречь животных, защищать их, уважать друг друга, иначе человеческая жадность погубит самих людей. Но к рассуждениям больной старухи уже никто не прислушивался, а когда не стало моржей и нерпы, в голодный год люди, чтобы спасти себя, все же убили огромного кита, и тогда же умерла старая Нау, которая не успела договорить перед смертью о чем-то важном. Когда утром пришли за тушей кита на берег, то увидели вместо него мертвого человека, черные волосы которого перебирали волны. И на пустынной глади моря не было видно ни одного китового фонтана. Киты ушли, то есть случилось то, о чем предупреждала старая Нау. Но человек не захотел взять на себя ответственность за судьбу природы и свою судьбу, не смог укротить свою жадность и ненасытность, поэтому случилась большая беда. Таким образом, писатель утверждает, что человек должен быть в ответе за все живое на Земле, потому что от этого зависит и его жизнь.
  6. М.А. Булгаков «Собачье сердце». Каждый человек в течение жизни совершает различные поступки, действия, принимает решения. Он чаще действует согласно своим предпочтениям, интересам, своему мнению, но всякий раз он должен отвечать за последствия своих поступков, потому что от его ответственности и осторожности порой зависит судьба многих людей. Об этом рассуждает русский писатель М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский проводит уникальную операцию по пересадке семенных желез и гипофиза человека бродячему псу Шарику. В результате эксперимента на свет появляется страшное и злобное существо – Шариков. Постепенно пес начинает превращаться в человека и с каждым днем он все больше напоминает своего донора – пьяницу и вора Клима Чугункина. Шариков становится все более уверенным, наглым, развязным. В нем нет ни капли культуры: он может нахамить, ругаться матом, нисколько не стыдясь этого, агрессивно реагирует на соседских кошек, душит их, срывает краны, мусорит, пугает на лестнице людей, а одну даму даже укусил. Достается от него и профессору Преображенскому. Благодаря помощи и поддержке домкома Швондера, Шариков получил документы, устроился на работу, а потом привел в дом к профессору невесту и потребовал освободить им часть жилплощади. Ученый понимает, что Шариков – результат его эксперимента, поэтому он, как  профессор, виноват в том, что Полиграф Полиграфович  получился именно таким. Преображенский берет на себя ответственность и исправляет свою ошибку с помощью другой операции, в результате которой Шариков превращается обратно в Шарика. Таким образом, М.А. Булгаков считает, что любой человек, особенно ученый, ответственен за результат своих поступков, своего труда.

Аргументы из жизни

  1. Русские женщины – существа уникальные. Они могут быть мягкими, добрыми, сострадательными, но если потребуется, они способны взять на себя ответственность, проявить твердость характера, быть целеустремленными и стойкими. Героиня моего рассказа – верная жена, любящая мать, хорошая соседка, сестра, дочь, ценный и порядочный работник. Все было в ее жизни замечательно, не за что жаловаться Богу, казалось, так будет всегда. Но у жизни свои планы. В тот роковой день Светлана Сергеевна узнала о смерти сестры Веры  и ее мужа в страшной автомобильной аварии. Легковой автомобиль, в котором они ехали, попал под многотонный КАМАЗ, поэтому шансов выжить ни у кого не было. У пары осталось трое несовершеннолетних детей. Нужно было решить их судьбу. Отдать любимых племянников в интернат Светлана Сергеевна не могла, тогда не знала бы, как смотреть им в глаза. Для детей, привыкших к любви, ласке, заботе и достатку, жизнь в интернате стала бы большим испытанием, которое, возможно, изменило бы их характеры и судьбы. Но Светлана Сергеевна решила иначе. Она, поговорив с мужем, обсудив с ним все, взяла ответственность за детей погибшей сестры на себя, оформила опекунство. Нужно сказать, что с воспитанием она справилась: всех выучила, выучила. Сейчас, когда уже прошло много лет, племянницы замужем, племянник женат. Но как и раньше все они при любой возможности спешат к Светлане Сергеевне, считая ее дом родительским, а ее саму – самой доброй и заботливой мамой. Однажды взяв за себя ответственность за судьбу детей, женщина ни разу не пожалела об этом, никогда не жаловалась на трудности, а это говорит о том, что она сильный и стойкий человек, потому что только такие люди не боятся ответственности за свои поступки и никогда не перекладывают ее на других.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Рука согрешит, а голова в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что даже если у человека согрешат руки, отвечать за содеянное будет голова.
  2. «Чего недосмотришь, за то и ответишь», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что если случится какое-то недоброе дело по недосмотру, то и за это придется отвечать головой.
  3. «За руку отвечает голова, за подчиненного начальник», — так говорится в русской пословице об ответственности. Русский народ утверждал, что за руку отвечает голова человека, а за подчиненного несет ответственность начальник.
  4. «Кто в деле, тот и в ответе», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что все люди, которые заняты общим делом, несут ответственность за него в одинаковой степени.
  5. «Незнание ответственности не снимает», — справедливо отмечал русский народ в пословице. Наши предки говорили, что незнание не является причиной для снятия ответственности с человека.
  6. «Хорошо жить в почете, да ответ велик», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что человеку, наделенному почетом, жить хорошо, но он несет большую ответственность, спрос с него велик.
  7. «Кто в чем сплошает, за то и отвечает», — так рассуждали наши предки. Они утверждали, что каждый человек отвечает за то, в чем проявил оплошность, совершил ошибку.
  8. «Кто заварил, тот и расхлебывает», — утверждает русская пословица.  Она имеет в виду то, что в любом деле за результат отвечает тот, кто начал это дело.
  9. «Взялся за гуж — не говори, что не дюж», — говорится в русской пословице. Она советует не отказываться от ответственности тогда, когда уже стал участником какого-либо дела.
  10.  «Отвечай за то, что сам совершил», — справедливо говорится в русской пословице. В ней имеется в виду то, что каждый человек должен отвечать за свои ошибки и оплошности.

Афоризмы

  1. «Мы не одиноки в мире и что бы мы ни делали, мы в ответе за происходящее с другими», — утверждал первый французский философ-экзистенциалист, драматург, театральный и музыкальный критик Габриэль Оноре Марсель. По его мнению, люди в мире не одиноки, и чем бы каждый из нас ни занимался, мы несем ответственность за то, что происходит с другими, ведь в этом происходящем есть и наша вина или заслуга.
  2. «На людей, чьи поступки зависят от настроения, нельзя возлагать никакой серьезной ответственности», — считал австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг. Он утверждал, что нельзя полагаться на тех людей, чьи поступки продиктованы настроением. Такие люди не заслуживают доверия и чаще всего являются безответственными.
  3. «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё», — считал русский писатель, мыслитель, философ и публицист Федор Михайлович Достоевский. По мнению классика русской литературы, каждый человек должен нести ответственность за всех людей, перед всеми и за все.
  4. «Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность», — утверждал английский писатель Сомерсет Моэм. По его мнению, человек свободен поступать так, как ему заблагорассудится, но только в том случае, если готов взять за это ответственность.
  5. «Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти», — говорил французский писатель, поэт, прозаик и публицист Виктор Гюго. По мнению классика, человек, который вылечит крыло коршуна, автоматически становится ответственным за его когти.
  6. «Изнуряет не работа, а ответственность», — писал первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк. Он утверждал, что в любом деле тяжелее всего не сама работа, а степень ответственности.
  7. «Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти», — писал известный польский политик Стефан Гарчиньский. Он считал, что ответственный человек меньше других рвется к власти, так как понимает степень ответственности.
  8. «Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других», — говорил французский писатель, классик приключенческой литературы Жюль Верн. Он считал, что человек, который отличается от других умом и нравственными качествами, всегда чувствует ответственность за других людей.
  9. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить», — утверждал британский писатель, публицист, историк и философ Томас Карлейль. Он считал, что все, с чем сталкивается человек на этой земле, требует от него проявления ответственности и исполнения долга.
  10.  «Цена величия это ответственность за каждую свою мысль», — говорил британский общественный и политический деятель, один из премьер-министров Уинстон Черчилль. Он утверждал, что быть великим человеком – это значит отвечать не только за свои поступки и решения, но и за каждую свою мысль.

Литературная ответственность

Ответственность

Слово ответственность имеет два значения в современном английском языке. Мы можем быть ответственными за что-то, что означает, что мы ответственны, и мы возьмем на себя вину или вознаграждение, если таковые будут. Этот оттенок может относиться к человеку, как родители несут ответственность за своих детей, а тренеры несут ответственность за своих игроков, или он может относиться к чему-то, например, к тому, как кто-то может взять на себя ответственность за автомобильную аварию или бухгалтерию. ошибка. Мы также можем нести ответственность перед людьми или организациями. Этот оттенок подразумевает, что мы «отчитываемся» перед кем-то или, точнее, что мы должны «отвечать» (корень ответственности) им. Родитель, который несет ответственность за своих детей, в том смысле, что он возьмет на себя ответственность, если они разобьют окно соседа или пропустят школу, в то же время несет ответственность перед своими детьми в том смысле, что он должен отчитываться за решения, которые он принимает и которые влияют на их жизнь, такие как как отличить правильное от неправильного и обеспечить стабильную семейную жизнь. Эти два коннотации хорошо сочетаются друг с другом, поскольку оба они вытекают из одной и той же идеи. Как отмечалось выше, корень ответственности — «реагирование». «Ответить» — это действие. В жизни «ответственность за» или «ответственность за» требуют реагирования на ситуации — другими словами, действия в интересах тех, кто находится в нашей сфере, включая нас самих.

Тем не менее, нет четких ответов на вопросы о том, что это за наилучшие интересы и насколько далеко мы должны расширить эту сферу. Только в 20-м веке и позже эти вопросы об ответственности стали такими сложными. До этого периода акцент всегда делался на ответственности, а ответственность не считалась особенно добродетельной (Моран 35). Быть ответственным перед людьми, или вещами, или Богом просто означало, что это были сущности, перед которыми вы должны были нести ответственность. Эта более простая интерпретация слова, возможно, облегчила обществу понимание того, как быть подотчетным и каковы последствия этого. Но по мере того, как в 20 веке произошел сдвиг в сторону ответственности и сопутствующей ей вины и наказания, эти вопросы усложнились. Например, в Галааде, антиутопическом обществе, которое Маргарет Этвуд изображает в «Рассказе служанки», понятие ответственности сильно искажено. Во-первых, правящие силы возлагают на человечество (в частности на женщин) ответственность за снижение рождаемости, которое привело к коллапсу населения. Затем они снимают с горничных всю ответственность, превращая их в мужчин, но не имея с ними никаких отношений. Никто на самом деле не несет ответственности ни перед кем, ни за кого, кроме государства, которое, видимо, не берет на себя никакой ответственности за свой народ, о чем свидетельствуют убийства на стадионе и наличие запрещенных «клубов», в которые командующий водит Оффред. Этот эксперимент обречен на провал, потому что люди не несут ответственности друг перед другом, они вынуждены брать на себя ответственность только за то, в чем они могут быть виноваты, а могут и не быть.

Как и в Галааде, персонажи романа Германа Мелвилла «Билли Бадд, Моряк» сосредоточены на обвинении, а не на ответственности друг перед другом, и из-за этого Билли умирает. Капитан Вир и другие должны взять на себя ответственность за Билли как до, так и после инцидента с Клэггартом, вместо того, чтобы просто возлагать всю ответственность на него, как они это делают, почитая закон над тем, что они считают истиной. Идея быть ответственным перед кем-то аналогична обязательству. Первоначально обязательство означало «что-то причитающееся», а похожее слово «долг» означало «долг». Ричард Суинберн в книге «Ответственность и искупление» описывает наши обязанности в жизни как обязательства: «Своими словами и действиями мы обязуемся делать определенные вещи» (20). Если мы становимся родителями, мы берем на себя обязательство заботиться о наших детях и учить их правильному и неправильному. Мы берем на себя другие подобные обязательства в нашей роли членов сообщества и в нашей работе. Например, в романе Уиллы Кэтер «О пионеры!» Александра считает, что она обязана заботиться о семье, особенно об Эмиле, а также о земле, на которой расположена ферма. Именно ее чувство ответственности заставляет ее отца выбрать ее, а не ее братьев, чтобы продолжить свое наследие. В «Генрихе V» Уильяма Шекспира король Генрих обязан продолжить дело своего отца, короля Генриха IV, и улучшить положение Англии на мировой арене. Он также испытывает тяжелое чувство ответственности перед самой короной и, соответственно, перед народом Англии. Таким образом, он отворачивается от Фальстафа, наставника своей безрассудной (и безответственной) юности, и вешает Бардольфа за кражу. Он также чувствует ответственность за людей, убитых французами, поскольку они были там на службе у Англии — и, следовательно, у него.

Король Генрих чувствует ответственность за своих людей так же, как родитель чувствует ответственность за своих детей. Но, в отличие от Генриха, от родителей, не принадлежащих к королевской семье, ожидается, что они будут брать на себя такую ​​же ответственность, когда их дети ошибаются, как и когда они поступают правильно. Именно здесь и в других ситуациях, когда нужно возложить вину, более распространенное современное использование ответственности приобретает все большее значение. Питер Френч в книге «Вопросы ответственности» отмечает, что мы «тратим много времени, пытаясь избежать ответственности». Он также отмечает, что это верно как для положительных, так и для отрицательных моментов, что приводит к выводу, что ответственность является бременем в любой ситуации (18). Возможно, утверждает Френч, это потому, что мы не хотим беспокойства, связанного с членством в морально ответственном сообществе. Френч говорит, что мы стремимся скрыть ответственность, даже если последствием будет похвала, а не порицание, потому что простое признание того, что кто-то — кто-то — несет ответственность, означает потерю невиновности. Он говорит: «Практика привлечения людей к ответственности за то, что происходит, а следовательно, и само понятие ответственности, зависит по своему смыслу от целей или целей, которые мы ставим» (19).). Другими словами, если нет последствий, нет смысла возлагать ответственность. И чтобы быть по-настоящему ответственными, мы также должны быть последовательными, что само по себе является бременем. Альберт Йонсен в книге «Ответственность в современной религиозной этике» говорит: «Ответственный человек — это не просто тот, кто способен совершать добрые дела; он, на самом деле, хороший человек. Его добро состоит именно в его ответственности» (5). В «Метаморфозе» Франца Кафки Грегор Замза тяжело обременен ответственностью, возложенной на него его семьей. Однако он принимает на себя эту ответственность и каждый день ходит на работу, которую ненавидит. Грегор, в отличие от остальных членов его семьи, которые сидят дома, безответственно позволяя Грегору поддерживать их, не может притворяться, что невиновен в мире и его устройстве. Однако когда однажды он просыпается гигантским тараканом, он постепенно освобождается от этого бремени.

Он не может работать в таком состоянии, поэтому с него снимается ответственность. По мере того, как его семья постепенно берет на себя бремя заботы о Грегоре и обеспечения себя, они становятся все более и более обиженными, а отец Грегора даже прибегает к насилию. Смерть Грегора освобождает их всех, и семья заканчивает историю мыслями о том, чтобы найти сестре Грете мужа, который, предположительно, возьмет на себя ответственность за них всех. В отличие от Грегора, Виктор Франкенштейн в «Франкенштейне» Мэри Шелли прожил жизнь в блаженстве и привилегиях. К сожалению, он безответственно использует эту привилегию и становится одержим созданием жизни. Существо, которое он создает, убивает всех, кого любит Виктор, и когда он приходит к пониманию, что именно он, а не существо, действительно несет ответственность за их смерть, боль становится невыносимой для него. Только в этот момент романа Виктор фактически берет на себя мантию ответственности и охотится на существо до самой смерти. Кроме того, в своем верном рассказе истории Уолтону Виктор передает свою предостерегающую историю, еще один поступок, демонстрирующий его вновь обретенную ответственность. Хотя Франкенштейн был написан в 19века, его темы, касающиеся ответственного использования науки и техники, громко звучат здесь, в 21 веке. Некоторые философы утверждали, что в современную эпоху все стало нашей ответственностью — природа, война, смерть, глобальная бедность. Поскольку диапазон человеческих действий стал намного шире, чем когда-либо раньше, то есть то, что мы можем сделать, больше и фантастичнее, чем можно было вообразить в прошлом, наша ответственность расширилась до почти безграничных пределов. В то время как потребность поступать правильно со стороны тех, перед кем мы несем ответственность, не изменилась, то, что это может быть за правильные действия, стало еще более запутанным, а число тех, перед кем мы можем нести ответственность, увеличилось в геометрической прогрессии.

См. также Davies, Robertson: Fifth Business; Динесен, Исак: Из Африки; Джеймс, Генри: Дейзи Миллер; Макиавелли, Никколо: Принц, The; Шекспир, Уильям: Король Лир; Вергилий: Энеида, The; Воннегут, Курт: Кошачья колыбель; Торо, Генри Дэвид: «Сопротивление гражданскому правительству»; Уайлдер, Торнтон: Наш город; Уильямс, Теннесси: Стеклянный зверинец, The.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Вопросы ответственности

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript.
Для использования функций этого веб-сайта в вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Питер А. Френч

Большинство из нас тратит немало времени, пытаясь избежать ответственности. Это не слишком поразительно. Что удивительно, говорит Питер Френч, так это то, что мы склонны избегать как хорошего разнообразия, так и плохого.

«Проблема для большинства из нас, за исключением моральных мазохистов, заключается в том, что с ответственностью все-таки справляются», — пишет он. «Стратегия состоит в том, чтобы либо не быть в очереди за получением, либо найти способ получить как можно меньше на свою тарелку, чтобы продать другим как можно больше. Следовательно, бартерная игра с ответственностью, вероятно, является наиболее распространенной. опыт обычных людей с моралью».

«Это хорошо написанная, изобретательная и часто восхитительная книга, открывающая новые горизонты на ужасно проторенной и часто утомительной территории. Мне нравится, как Френч опирается на фильмы, литературу и обычные разговоры, чтобы настроить, а иногда и помочь разрешить философские дискуссии. Он превосходно обращается с литературой — Диккенс, например, о пространстве и времени, — и его философские продолжения сложны. Эта книга вызовет ажиотаж и вызовет настоящую дискуссию».

— Роберт С. Соломон, автор книги
«Страсть к справедливости: эмоции и истоки общественного договора»

«Френч, безусловно, самый важный американский философ-моралист, пишущий о концепции ответственности. Его эссе остроумны, изощренны и скупы. Он устанавливает условия дебатов для всех нас».

— Ларри Мэй, автор книги
Разделение ответственности

Просмотреть все обзоры…

В разделе Ответственность имеет значение , Френч исследует самые разные вопросы, касающиеся ответственности, — от теоретических аспектов и элементов понятия ответственности до конкретных областей применения и общих вопросов теории морали. В отличие от Канта и других, которые рассматривают ответственность как необходимое условие практической жизни, он считает, что это набор практик, которые мы используем для описания и понимания индивидуального и социального поведения.

Используя примеры из литературы, фильмов и текущих событий, а также из традиционной философской литературы, он поднимает вопросы ответственности в политических, экологических, юридических, медицинских, корпоративных и военных вопросах правосудия. Он также затрагивает другие вопросы, включая судьбу, невиновность, власть, контроль, а также индивидуальную и групповую ответственность.

Об авторе

Питер А. Френч — заслуженный профессор Леннокса гуманитарных наук и профессор философии Тринити-университета. Он является автором многих книг, в том числе Спектр ответственности , Коллективная и корпоративная ответственность и Сфера морали . Он также является редактором The Journal of Social Philosophy и Midwest Studies in Philosophy .

  • Субъекты
  • Американские исследования
  • Искусство, архитектура и фотография
  • Биографии, мемуары и письма
  • Коммуникации и исследования средств массовой информации
  • Исследования Конгресса
  • Конституционные исследования
    • Конституционные исследования: история Конституции
    • 70 Исследования: Конституционная теория
  • Культурология и массовая культура
  • Экономика
  • Образование
  • Экологические исследования
  • Киноведение
  • Гендер и сексуальность: феминизм и женские исследования
  • Гендер и сексуальность: ЛГБТК
  • Великие равнины и Средний Запад
  • Высшее образование и карьера
  • История Среднего Запада: Европейский
  • История: юридическая
  • История: военная
    • История: военная: Гражданская война в США
    • История: военная: институциональная
    • История: военная: война в Ираке
    • История: Военная: Корейская война
    • История: Военная: Наполеоновские войны
    • История: Военная: Военно-морской флот
    • История: Военная: Война в Персидском заливе
    • История: Военная: Россия и Советский Союз
    • История: Военная: Спецназ
    • История: Военные: Ветераны
    • История: Военные: Вьетнам
    • История: Военные: Война 1812 года
    • История: Военные: Войны и конфликты
    • История: Военные: Оружие
    • История: Военные: Первая мировая война
    • История: Военные: Вторая мировая война
  • История: США
    • История: США: 19 век
    • История: США: 20 век
    • История: США: современная разведка
  • Исследования
  • Канзас
  • Право
    • Право: гражданские права
    • Право: коренное население
  • Литература и литературоведение
  • Военное дело
    • Военное дело: военно-гражданские отношения
  • Национальная безопасность и международные отношения
  • Естественная история
  • Философия
  • Политология: правительство США
  • Политология: международные отношения
  • Политология: судебная политика Государственное управление
  • 0 Политология: Политика
  • Политология: государственное и местное управление
  • Политология: теория и философия
  • Политология: городская политика
  • Политическая теория и философия
    • Политическая теория и философия: демократия
  • Президентские исследования
  • Раса и этническая принадлежность: черные исследования
  • Раса и этническая принадлежность: коренные и индивидуальные исследования
  • .

Безответственность за изменение климата должна стоить компаниям

Раньше зеленый относился к траве, деревьям и завистливым глазам. Но за последние полвека зеленый зажил собственной жизнью. Зеленое движение занимается столкновениями и инфекциями современного мира — как их рассматривать и как их лечить.

В книге The Spirit of Green , из которой взят этот очерк, рассматривается широкий круг социальных, экономических и политических вопросов с точки зрения зеленых. Эти вопросы включают такие устоявшиеся области, как борьба с загрязнением окружающей среды и глобальное потепление. Но они также включают новые границы, такие как «зеленая химия», налоги, этика и финансы. Следующий пример касается подхода к крупным корпорациям или того, что называется социальной ответственностью.

Одним из основных достижений в области корпоративного управления является корпоративная социальная ответственность, которая представляет собой проекцию «зеленой» философии на деловой мир. Идея состоит в том, что корпорации — это больше, чем машины для зарабатывания денег, которые покупают сталь, производят автомобили и борются изо всех сил, чтобы обогатить своих владельцев. Скорее, корпорации также являются гражданами общества, у которых есть определенные юридические, экономические и этические обязательства.

Корпоративная ответственность выходит за рамки соблюдения закона. Он включает в себя добровольные действия, в которых бизнес контролирует и обеспечивает соблюдение духа закона, этических норм и национальных или международных норм ведения бизнеса. Более того, ответственность признает, что прибыль, которая является центральной целью бизнеса, иногда является обманчивым компасом, который необходимо исправить.

Если вы изучите литературу по корпоративной ответственности или просмотрите корпоративные веб-сайты, вы обнаружите путаницу. Причина в том, что корпорации, как правило, хотят изображать из себя ответственных лиц, одновременно удовлетворяя ориентацию своих акционеров на получение прибыли.

Зеленая точка зрения акцентирует внимание на корпоративной ответственности, делая акцент на вторичных эффектах, или так называемых «внешних эффектах». Это непреднамеренные последствия промышленной деятельности. Раньше такие побочные эффекты включали загрязнение воздуха, токсичные отходы и парниковые газы. За последний год мы столкнулись со смертельным патогеном, который бессознательно и незаметно передавался людям.

Почему частные корпорации должны вмешиваться в это? Причина в том, что наши политические процессы не в состоянии предотвратить все эти побочные эффекты и компенсировать пострадавшим. Отсутствие социальной защиты может быть вызвано научной неопределенностью, корыстными интересами, партийной политикой, международным безбилетником, слабой системой социальной защиты — или всем вышеперечисленным. Одним из ярких примеров политической неудачи является то, что большинство стран не предприняли решительных действий для замедления изменения климата.

Ответственность становится особенно важной при наличии технологических неопределенностей. Насколько вредны асбест и табак? Насколько вызывают привыкание опиоидные препараты? Каковы выбросы новых автомобильных технологий? Какова угроза использования ископаемого топлива для будущего изменения климата? Компании, производящие эту продукцию, наиболее осведомлены о свойствах своей деятельности. От табака, опиоидов и асбеста до выбросов двуокиси серы и двуокиси углерода, фирмы, работающие в этих секторах, несут особую ответственность перед обществом за информирование и защиту.

Основное внимание в бизнес-школах и академических работах уделяется корпоративной ответственности: делайте это, делайте то, измеряйте это и сообщайте об этом. Список ответственных действий бесконечен, и большинство фирм могут найти несколько областей, в которых они преуспевают.

Более плодотворный подход касается корпоративной безответственности. Важные области включают экологические проблемы (например, выбросы опасных отходов), корпоративное управление (например, чрезмерное вознаграждение руководителей) и производство вредных продуктов (алкоголь, табак и ископаемое топливо).

Мы можем представить себе современного Вергилия, который ведет нас через различные круги корпоративных нарушений. Возможно, первый круг предназначен для жадности и населен высокооплачиваемыми руководителями, второй круг содержит загрязнителей, следующий для лоббистов специальных налоговых льгот и еще один для тех, кто участвует в нормативном сносе.

В девятом круге мы находим самые вопиющие формы корпоративного неправомерного поведения — компании, которые предоставляют вводящую в заблуждение или мошенническую информацию о своих собственных продуктах. Такое поведение представляет собой риск для общества, и компания имеет уникальную возможность это понять. Это хуже, чем простое воровство, потому что самые осведомленные люди используют свои знания, чтобы вводить в заблуждение своих клиентов.

Когда Данте писал Ад, он описал девятый круг ада как глубочайший, где обитает предательство и где хозяева предают своих гостей:

Следствием его злых мыслей,

Веря в него я был взят в плен,

А после казнен.

(Inferno, Canto XXXIII)

Так и с компаниями девятого круга. Мы действительно заключенные, когда невольно доверяем злонамеренным компаниям, которые приглашают нас в качестве гостей в свои выставочные залы. Эти фирмы знают о своих опасных продуктах, скрывают эту информацию, подрывают науку, чтобы продвигать свои узкие коммерческие интересы, и убивают своих гостей.

Недавний вопиющий пример — компания Volkswagen, которая не только скрыла выбросы своих дизельных автомобилей и сфабриковала результаты, но и разработала оборудование для фальсификации результатов. Это было сделано, чтобы сэкономить деньги на производстве якобы «чистых» дизельных двигателей. Сколько людей погибло в результате? Сколько людей купили автомобили VW, полагая, что они зеленые? Такое поведение было не только незаконным, но и принесло VW заметное место в девятом круге корпоративной безответственности.

Проходя девятый круг, мы обнаруживаем, что другие корпорации томятся в своих этических нечистотах:

Philip Morris, которая уничтожила результаты исследований, доказывающих смертельную природу курения, при этом вызывая привыкание к своим сигаретам

ExxonMobil, которая, полностью осознавая опасность изменения климата, подавляла науку и финансировала отрицателей климата

Johns Manville, за знание и отрицание опасности асбеста в течение многих лет до того, как судебные иски установили правду

Purdue Pharma за участие в сговоре с целью поощрения использования оксиконтина без уважительных медицинских причин, зная о его вызывающих привыкание свойствах

Facebook за продажу личной информации людей без их согласия, в том числе группам, которые использовали ее для таргетинга избирателей и разжигания политической розни

Выходя из девятого круга, мы размышляем о том, что справедливость для его обитателей несовершенна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *