почему мы не можем взять ответственность за свою жизнь и перекладываем ее на других
Зачастую состояние выученной беспомощности заставляет человека чувствовать бессилие и неспособность принимать решения. Разбираемся вместе с психологом Ириной Барбат, какие установки мешают развивать чувство отвественности и что с этим делать.
Теги:Психология
Мнение эксперта
ИРИНА БАРБАТ
Психолог, cексолог
@barbatik
Почему легче переложить ответственность на других, чем взять на себя
Перекладывание ответственности на других — самый простой способ справиться с реальностью, которая или не устраивает, или не доставляет удовольствия. Когда что-то идет не по плану, необходимо осознать причины и проанализировать ошибки. А это уже целая работа над собой.
Самое сложное здесь — именно понять себя, уметь критично посмотреть на собственные решения и поступки. И это может сделать далеко не каждый. Гораздо проще обвинить кого-то, чем признать собственные промахи. Поэтому большинство и склонны перекладывать ответственность на других.
Какие установки мешают развивать чувство ответственности
Все, как и в большинстве случаев, идет из детства. Если родители не позволяли ребенку быть самостоятельным, не учили его отвечать за свои поступки, слова, бездействия, то и во взрослой жизни он не будет нести эту ответственность. Человек привыкает, что за его жизнь отвечают родители. У него такого нужного навыка просто нет.
Существует несколько кризисов развития личности. Один из них — кризис 20 лет. Его суть заключается в том, чтобы взять ответственность за свою жизнь в свои руки. И если в этом возрасте человек осознает, что детство и юность закончились, нужно идти дальше самому и строить свою жизнь, то этот кризис пройдет мягко и гладко. И ответственность за свою жизнь будет взята. В противном случае человек остается ребенком, который не может отвечать за свои поступки априори.
Как взять ответственность за свою жизнь
Взять ответственность за свою жизнь в свои руки нам поможет только ежедневная работа над собой. Никто, кроме нас, не сможет нам помочь. Нет волшебной таблетки, которую нужно выпить утром, чтобы вечером стать хозяином своей жизни. Существует несколько установок, которые помогут быстрее выработать в себе чувство ответственности.
Первое, что нужно сделать, — это выйти из детской позиции и войти во взрослую. Одним словом, нужно повзрослеть.
Перестаньте обвинять других людей в своих неудачах. Эти обвинения не изменят вашу жизнь, не помогут стать успешным и счастливым. Нужно учиться самостоятельности.
Начните любить себя. Те, кто не испытывают к себе этого чувства, имеют заниженную самооценку. Если есть проблемы с самооценкой, то сложно брать ответственность за свою жизнь.
Работайте над ежедневными привычками: здоровый сон, правильное питание, спорт, развитие своего внутреннего мира, самоанализ и благодарность себе. Важно всегда выполнять обещания, которые также развивают чувство ответственности и дисциплины.
Перестаньте жаловаться. Следует запомнить, что, когда вы жалуетесь, становитесь жертвой. А жертва не может взять ответственность на себя.
Ну и последнее: начните действоватьпрямо сейчас. Это один из самых действенных способов взять на себя ответственность. Напишите большой список своих желаний. Разбейте его на более мелкие цели, к каждой из которых добавьте конкретные действия. А затем начинайте делать первые шаги. Выполнили, поставили галочку и сказали себе: «Я молодец! Я это сделал! Я с этим справился! И я иду дальше!».
Груз ответственности: почему мы боимся брать на себя обязательства
Ответственность — это обязательства, которые берет на себя человек, и в последующем их исполняет. Он старается делать все четко и по правилам, и в случае нарушения обещаний, опасается наказания. Однако есть люди, которые намеренно избегают ответственности — о причинах подобного поведения и способах решения проблемы рассказывает психолог Анна Сухова.
Идея о том, что человек должен нести ответственность за свою жизнь, к сожалению, сложно реализуема — многие люди самозабвенно пытаются переложить на кого-то свои обязательства, процессы принятия решений, проблемы. В большинстве случаев безответственный человек не контролирует дальнейшее развитие событий и не задумывается о последствиях его отношения. Дело в том, что люди так устроены, что подсознательно хотят найти виноватого и повесить на него вину за собственные ошибки — мы перекладываем на других ответственность либо за будущие неудачи, либо за уже случившиеся. А самая большая ошибка заключается в том, что мы ищем виноватых вместо того, чтобы решать возникающие проблемы.
Примечательно, что когда человек не уверен в принятии решений, он бессознательно перекладывает ответственность на других, начиная советоваться. Зачем он это делает? Потому что тогда ему становится проще жить. В определенном смысле он ищет союзников, которые разделят с ним его обязательства и груз вины в случае неудачи.
В самом понятии ответственности есть несколько элементов: кто или что отвечает; за что отвечает; перед кем. Есть люди, которые очень ответственны, когда дело касается чужих интересов. Когда есть ответственность перед кем-то, у них появляется мотивация. Но когда нужно что-то сделать для себя — возникают сложности. Здесь играет роль неправильная расстановка приоритетов. То есть, я ответственен, но перед кем-то, а ответственность перед самим собой мне дается достаточно тяжело.
Прекратите оправдываться
В любой ситуации всегда имеются факторы, которые вы не в состоянии контролировать. Безответственные люди при этом стараются переложить ответственность на других или списывают все на обстоятельства, вместо поиска решения проблем.
Признавайте ошибки
Если вы не признаете свои ошибки и продолжаете искать причины неудач в других, вы рискуете не только отношениями с окружающими, но и теряете таким образом собственное время. Постарайтесь принять свое поражение и сделать выводы, которые помогут вам избежать ошибок в будущем.
Перестаньте обвинять и жаловаться
Если вы постоянно ищете причину своих неудач в ком угодно, но не в себе самом, вы не сможете изменить свою жизнь к лучшему, эти неудачи будут преследовать вас. Вместо обвинения окружающих, попробуйте проанализировать произошедшую ситуацию и попытайтесь воспринимать свои ошибки как опыт, который может вам пригодиться в дальнейшем.
Самодисциплина
Если вы хотите нести ответственность за свои действия и не перекладывать ее на окружающих, дисциплинируйте себя. Ставьте перед собой четкие задачи, говорите себе, как и когда они должны быть решены. Для того, чтобы облегчить себе задачу, пробуйте составлять списки, фиксируйте свои достижения и поощряйте каждый шаг на пути к цели.
В целом, привычка перекладывать свои промахи на других и манера снимать с себя ответственность за происходящее являются крайне негативными и вредоносными явлениями. В дальнейшем обвинения других и самооправдание приводят к полной остановке развития личности — такое отношение к окружающим становится причиной конфликтных факторов. Иными словами, такой человек будет восприниматься людьми как токсичный, и общение с ним будет нежелательным (читайте также: Как распознать и нейтрализовать токсичных людей).
Чтобы исправить ситуацию, стоит запомнить, что ответственность — это показатель здоровой и взрослой личности. Неважно сколько вам лет, важно, сколько личной ответственности у вас есть, а потому, если вы осознаете наличие у себя проблемы, постарайтесь посмотреть на свое поведение критически и приложите усилия, чтобы сделать свою жизнь лучше.
Практикующий психолог, психодиагност, специалист НЛП, эксперт СМИ и основатель Клуба «Психология для жизни».
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Сегодня читают
Так уже не делают: 7 привычек времен СССР, которые сегодня считаются ненормальными
Тест: выберите цвет помады и узнайте ваш сексуальный темперамент
Невероятная дикость: 6 семейных традиций из СССР, которые осуждает современная молодежь
Икона французского стиля: 20 лучших образов Джейн Биркин, которые навсегда вошли в историю моды
Прогноз Таро на август 2023: что ждет каждый знак Зодиака
Возьмите на себя полную ответственность за свою жизнь
Фото: _rockinfree
Когда я впервые познакомился с той формой буддизма, которую я сейчас практикую, буддизмом Нитирэн, одной из вещей, которые я нашел в нем наиболее привлекательным, была концепция, согласно которой мы все полностью ответственность за всю нашу жизнь, понятие, основанное на принципе одновременности причины и следствия. По сути, этот принцип гласит, что все, что мы переживаем в нашей жизни сегодня, является следствием причин, которые мы сами создали в прошлом, и что все, что мы увидим в будущем, произойдет в результате причин, которые мы сами создали в прошлом. настоящее.
Другой способ выразить это состоит в том, что каждое дело, которое мы совершаем (в мыслях, словах и поступках), можно считать претерпевающим постоянное преобразование в своего рода потенциальную энергию, которая при выполнении определенных условий в нашем окружении снова превращается в конкретную эффект (таким образом связывая причинно-следственным образом, например, ложь, которую я сказал вчера, со сломанной ногой, которую я страдаю сегодня). Это похоже — по крайней мере в переносном смысле — на то, как материя может быть преобразована в энергию, а затем обратно. Для полного обсуждения этой концепции, включая важное различие между понятиями отвечает за и обвиняет , я бы отослал читателей к предыдущему посту «Объяснение кармы». Эта идея всегда казалась мне интригующей, но должен признаться, что ученый во мне до сих пор не может придумать способа проверить ее достоверность и продолжает требовать, чтобы было найдено такое наблюдаемое доказательство, чтобы поверить в нее. С другой стороны, мистик во мне предвидит, что достижение просветления должно включать в себя именно это — полностью субъективный опыт, который проливает на него окончательный свет истины. Так что, хотя сегодня я не могу себе представить, что это может быть за опыт, я продолжаю надеяться на него.
Сказав все это, в этом посте я хотел бы доказать, что даже если это невозможно проверить, представление о том, что мы полностью ответственны за все в нашей жизни, все же имеет ценность. По крайней мере, это указывает нам на более полное осознание огромной силы, которой мы обладаем, чтобы повлиять на самый важный результат любого жизненного события — на то, насколько счастливыми или несчастными оно делает нас. Меня по-прежнему меньше интересует то, как можно использовать закон причины и следствия для манипулирования людьми с целью заставить их совершить определенные действия (т. высшим существом, но высшим законом), чем в том, как это могло бы дать людям возможность достичь большего, чем, по их мнению, они могут.
Уверенность в том, что у вас больше контроля над своей жизнью, чем на самом деле, ни к чему хорошему не приведет. Вера в то, что нам нужно поступать только по-доброму и нравственно, например, чтобы все было хорошо, наверняка вызовет у нас только разочарование и горечь. Мы должны, конечно, признать, что часто не имеем прямого контроля над тем, что с нами происходит (т. е. мы не можем просто решить , что мы не заболеем раком, и ожидать, что это решение защитит нас от фактического заболевания раком). Однако я бы сказал, что степень нашего контроля над тем, как мы0007 ответ на то, что с нами происходит, гораздо важнее, чем мы часто думаем, и что это остается ключом к нашему счастью.
Как человеческие существа, мы наделены экстраординарной степенью самосознания, самосознания, которое мы постоянно задействуем, чтобы формировать оценочные суждения о событиях нашей жизни. Обычно эти оценочные суждения делятся на два лагеря: «хорошие» и «плохие» («нейтральные», конечно, тоже, но гораздо реже). Проблема в том, что наш разум настолько сильно предрасположен к суждениям вообще, что делает большинство из них слишком быстро, основываясь на слишком малом количестве данных. Более того, эти суждения почти всегда упускают из виду ключевой компонент — нашу собственную способность влиять на конкретный результат. Поэтому, когда мы слышим, что у нас рак, мы сразу оцениваем его как «плохой» — и, как большинство согласилось бы, что у нас рак — это плохо, мы часто останавливаемся на этом. За исключением того, что конечную ценность получения нами такого диагноза неуловимо трудно предсказать. Что, если мы сможем найти клиническое испытание, которое повысит вероятность нашего излечения более чем на девяносто процентов? Или, говоря еще более дико, мы должны были основать фонд для сбора денег на борьбу с нашим конкретным раком, который стал настолько успешным, что в конечном итоге сыграл значительную роль в окончательном излечении нашего конкретного рака? Даже если мы сами умрем от этого, можно ли нам хотя бы дать паузу, чтобы подумать, была ли в итоге хорошая сделка? В конце концов, мы должны от чего-то умереть. Я говорю это не для того, чтобы показаться бессердечным, а для того, чтобы показать, что у нас больше возможностей создавать ценность из невзгод, чем думает большинство из нас, особенно в тот момент, когда беда впервые сталкивается с нами.
Более того, как сказал Виктор Франкл, «когда мы не можем изменить результат, мы вынуждены измениться сами». Это больше, чем просто утешительный приз за то, что мы не можем получить то, чего действительно хотим (например, вылечиться от рака). Это указывает на тот важный факт, что то, как мы усваиваем невзгоды, независимо от того, чувствуем ли мы себя способными бросить им вызов или чувствуем себя полностью подавленными ими, больше связано с нашим внутренним жизненным состоянием (и, следовательно, с убеждениями, действующими в нашей жизни, которые его определяют). чем с самими внешними событиями. Я, конечно, не утверждаю, что заболеть раком не страшно. Я утверждаю, что страдания, которые он причиняет почти каждому из моих пациентов, у которых он был, связаны с тем фактом, что почти никто (за несколькими заметными исключениями) не рассматривает рак как предложение, создающее ценность с самого начала (те, кто выходит излеченным). на другом конце иногда делают, но в основном не те, кто в конечном итоге умирает от этого). Для этого, конечно, требуется жизненное состояние огромного размера, неустрашимого, чрезвычайно самообладающего и наполненного мужеством и жизненной силой. Я утверждаю, что именно это мы все должны стремиться приобрести.
Так что же на самом деле означает взять на себя полную ответственность за свою жизнь? Это означает, на мой взгляд, взять на себя полную ответственность за свое счастье. Это означает признание того, что то, как все выглядит с самого начала, не определяет, как все закончится, и что, хотя мы не можем контролировать все (или, возможно, что-либо), что мы хотим, мы все часто обладаем огромной способностью влиять на степень счастья или счастья. страдания приносят нам события нашей жизни. Я утверждаю, что наше внимание должно быть сосредоточено на укреплении нашей внутренней стойкости, на развитии духа, который отказывается терпеть поражение. Ибо этот дух несет с собой огромное количество силы, силы, которая может помочь нам соответствовать идее о том, что мы несем ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит. И если мы сможем жить в соответствии с этой идеей, отказываясь обвинять кого-то или что-то еще в наших несчастьях, мы окажемся в наилучшем положении, чтобы победить его. И даже если мы этого не сделаем — даже если мы в конце концов упадем — по крайней мере, мы сможем сделать это, раскачиваясь, с полным чувством ответственности за свою судьбу. Чувство сопричастности, которое даже перед лицом поражения может доставлять нам удовлетворение.
Если вам понравился этот пост, посетите домашнюю страницу доктора Ликермана «Счастье в этом мире».
Личная ответственность за свое счастье
Заинтересованы в этих темах? Иди сюда и прочитай мой новый (и бесплатный) курс о счастье.
Те, кто встал на путь счастья, прекрасно знают, что решающим этапом на пути является принятие на себя личной ответственности. Брать на себя личную ответственность означает не обвинять других в своих несчастьях. Это означает выяснить, как вы можете быть счастливы, несмотря на (негативное) поведение других и несмотря на внешние обстоятельства. Человек, взявший на себя личную ответственность, признает важнейшую истину о счастье: ваше счастье гораздо больше зависит от вашего отношения, чем от объективных внешних обстоятельств.
Значит ли это, что можно быть счастливым независимо от внешних обстоятельств? Можно ли быть счастливым, несмотря на сильную физическую или психологическую боль?
Этот вопрос задают многие мои ученики, когда я говорю о личной ответственности за счастье.
Теоретически можно быть счастливым независимо от внешних обстоятельств. Как? Потому что эмоциональное состояние человека зависит от того, как он интерпретирует события, а не от того, что произошло на самом деле, как это отражено в известном высказывании Мильтона: «Разум — это свое собственное место, и сам по себе он может превратить ад в рай, ад в рай». Выводы когнитивных теорий аффекта подтверждают высказывание Мильтона. Вообще говоря, наше счастье — по сути, любое эмоциональное состояние, в том числе негативное — порождается интерпретациями событий, о чем я подробно рассказал в другом посте. Например, когда мы интерпретируем нашего негативного босса как препятствие, мы злимся и расстраиваемся; если, напротив, мы рассматриваем нашего начальника как «именно то, что нам нужно, чтобы стать лучше», мы испытываем чувство спокойствия, возможно, даже благодарности.
Конечно, большинство из нас не верит, что мы можем быть счастливы вне зависимости от внешних обстоятельств. Столкнувшись с идеей, что счастье в конечном счете находится в уме, многие из нас немедленно приводят крайние примеры, опровергающие теорию: можем ли мы быть счастливыми, даже если сломаем кость или потеряем работу?
Для меня это неправильные вопросы. Правильный вопрос: можем ли мы быть счастливы, учитывая те негативные события, которые регулярно происходят в нашей жизни. Другими словами, вместо того, чтобы спрашивать себя, можете ли вы быть счастливы даже в крайне негативных обстоятельствах, спросите себя, можете ли вы быть счастливы в более умеренных обстоятельствах, в которых вы оказываетесь изо дня в день.
Можете ли вы, например, допустить возможность быть счастливым, несмотря на то, что на улице идет дождь? Можете ли вы быть счастливы, если встреча с вашим клиентом прошла не так, как вам хотелось бы?Почему спрашивать себя, можете ли вы быть счастливы в крайне (а не в умеренно) негативных обстоятельствах, это неправильный вопрос? Потому что, задавая такой вопрос, вы подрываете уверенность, необходимую для развития способности быть счастливым при любых обстоятельствах. Точно так же, как ребенок не может представить себя таким же физически сильным, как взрослый, те из нас, кто не развил способность интерпретировать умеренно негативные события в повышающей счастье манере, не могут представить себя счастливыми в крайне негативных обстоятельствах.
Полезно думать о способности контролировать свои эмоциональные реакции на события как о мускуле; точно так же, как ваши бицепсы становятся сильнее только тогда, когда вы тренируете их с соответствующими весами — весами, которые не являются ни слишком легкими, ни слишком тяжелыми — ваша способность контролировать свою эмоциональную реакцию на события усиливается только тогда, когда вы принимаете вызовы, которые соизмеримы с вашими текущими способностями.
Дело в том, что тот факт, что в настоящее время вам не хватает способности поддерживать эмоциональный позитив перед лицом крайне негативных событий, не означает, что теория о том, что ключ к вашему счастью в конечном счете находится в ваших руках, ложна. Скорее, это означает, что в настоящее время вы не обладаете достаточным контролем над своим умом, чтобы чувствовать себя счастливым независимо от обстоятельств. В конце концов вы можете захотеть быть похожими на Ганди или Иисуса, которые были замечательны в своей способности сохранять хорошее настроение даже перед лицом экстремальных невзгод, но вы не добьетесь этого, откусив больше, чем можете прожевать прямо сейчас.
Это приводит меня к интересной иронии в отношении личной ответственности. Стремление к ментальному контролю, как может показаться на первый взгляд, похоже на стремление к контролю над другими или над обстоятельствами. Наоборот! Во всяком случае, ваша способность контролировать свой собственный разум снижается из-за стремления контролировать других и обстоятельства. Действительно, критическим элементом в развитии ментального контроля является готовность принять любые результаты, которые вам выпадут. Если вы не можете полностью принять свои результаты, включая, например, наличие токсичного начальника или плохое здоровье, вы не сможете интерпретировать эти результаты в положительном свете и, следовательно, не можете быть счастливы.
Таким образом, взятие на себя личной ответственности за свое счастье в конечном счете включает в себя принятие «менталитета капитуляции», что означает готовность полностью и беспрекословно принимать результаты, которые вы получаете в жизни.
Но как развить мышление капитуляции?
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте мне вкратце обсудить распространенное заблуждение о сдаче мышления. Сдаться — не то же самое, что капитулировать. Другими словами, человек с капитулянтским мышлением — это не слабый, неуправляемый человек, который «выписался» из этого мира; скорее, это тот, кто, как и все мы, имеет желания и цели и преследует их. Однако в то время как остальные из нас цепляются за свои желания с лихорадочным отчаянием, человек с мышлением капитуляции этого не делает. Таким образом, человек с установкой на сдачу может мечтать о том, чтобы побить мировой рекорд в беге на 100 метров, но если он обнаружит физическое состояние, которое мешает ему осуществить эту мечту, он сможет отказаться от своей мечты и двигаться дальше. к другим целям без колебаний.
Другими словами, человек с мышлением капитуляции во многом похож на всех нас, но только до того момента, пока не проявятся результаты. В то время как остальные из нас размышляют и стонут, когда наши любимые результаты не раскрываются, человек с мышлением капитуляции может двигаться дальше, эмоционально невредимый.
Теперь позвольте мне вернуться к вопросу, который я поднял ранее: как развить мышление сдачи?
Наиболее эффективным способом развития мышления является тот, который, скорее всего, покажется непривлекательным для людей с научной ориентацией: он включает в себя веру в более высокий разум или силу.
В конце концов, сдача связана с доверием. Точно так же, как доверие к людям, с которыми вы общаетесь изо дня в день, необходимо для счастья, похоже, что доверие к тому, что Вселенная заботится о вас, также имеет решающее значение для счастья.
Это может быть одной из причин того, почему результаты неоднократно показывают, что религиозные люди в среднем значительно счастливее.