Свобода и ответственность философия: Решутест. Продвинутый тренажёр тестов

Выпуск №15. Моральная ответственность

Редакторская

Автор: Евгений Логинов

После окончания философского факультета МГУ мы с шеф-редактором «Финикового Компота» Андреем Мерцаловым несколько лет работали в Аналитической службе ректората Московского университета, занимались историей alma mater. Одним из самых запоминающихся эпизодов этой истории была Московская математическая школа Н.Н. Лузина, имевшая отношение не только к математике, но и к философии. Из материалов, посвященных этой школе, мне особенно запомнился вот такой пассаж, приписываемый Дмитрию Евгеньевичу Меньшову …

Пролегомены к моральной ответственности

Евгений Логинов, Максим Гаврилов, Андрей Мерцалов, Артём Юнусов

Исследовательская группа в составе Гаврилова М.В., Логинова Е.В., Мерцалова А.В. и Юнусова А.Т. публикует третью часть материалов следователя, занимавшегося печально известным «делом Берлиоза».

В первой части, опубликованной нами в 2017 году, читатель мог познакомиться с рассуждениями …

Понятие и концепции моральной ответственности

Автор: Дмитрий Ананьев

Одна из проблем современных дискуссий о моральной ответственности заключается в том, что стороны не могут договориться не только о том, какая концепция моральной ответственности верна, но и о самом предмете обсуждения, то есть о понятии моральной ответственности. Если такого понятия нет, то возникает проблема. Предположим, что есть две разные концепции, x и y, интерпретирующие моральную ответственность по-разному. …

Т.М. Скэнлон, осуждение и универсальное братство

Автор: Артём Юнусов

Эта статья представляет собой своеобразный отросток интервью с Томасом Майклом Скэнлоном, которое мы подготовили для настоящего номера ФК [см.

Скэнлон 2020]. Один из заданных нами вопросов, с одной стороны, оказался неуместно объемным для формата интервью (страница сплошного текста), а с другой — удостоился со стороны профессора Скэнлона весьма любопытного и обнадеживающего ответа. В итоге из интервью он перекочевал в данную статью, где был дополнен для контекста общим описанием скэнлоновской теории осуждения. С этого описания я и начну. …

Свобода воли и моральная ответственность: и что?

Автор: Александр Мишура

Главный вопрос философии можно сформулировать очень кратко: «И что?». В споре о свободе воли на него также должны ответить все стороны. Свобода воли совместима с детерминизмом? И что? Несовместима? И что? Свобода воли есть? И что? Нет? И что? Онто-эпистемологический ответ «И ничего» во многом хорош, но им пренебрегают. Сегодня, а возможно, и всегда, при ответе на главный вопрос относительно свободы воли философы предпочитают ссылаться на вопрос о моральной ответственности.

От наличия у нас свободы воли зависит то, несем ли мы моральную ответственность за свои поступки или нет. …

Снижает ли индетерминизм моральную ответственность?

Автор: Артём Беседин

В книге «В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли» (далее: «Защита») Вадим Валерьевич Васильев утверждает, что индетерминизм снижает моральную ответственность. В этой статье я постараюсь показать, во-первых, что индетерминизм сам по себе не ведет к снижению ответственности и, во-вторых, что сам способ обсуждения моральной ответственности в терминах ее снижения или повышения является неточным и проблематичным. …

Моральные категории в гражданском праве

Автор: Артём Никифоров

Вопрос соотношения права и морали всегда был достаточно сложен. Как право, так и мораль дают людям модели поведения, которые в обществе считаются по каким-то причинам приемлемыми и обеспечиваются различной степенью и способами принуждения. Для морали таким принуждением обычно выступает социальное порицание, для права — принуждение силой публичной власти. При этом нередко то, что изначально было моральной нормой, становится нормой правовой. Принцип «Не убий», развившийся в правовой запрет убийства, — хороший пример такой эволюции нормы. Однако между правом и моралью существует довольно сильное различие по сути, которое отлично выразил А. Шопенгауэр в «двух проблемах Этики». …

Темпоральный фактор моральной удачи

Автор: Алексей Кардаш

Когда в 2018-м году студия Disney сместила Джеймса Ганна с поста режиссера фильма «Стражи галактики 2», многих людей удивила причина увольнения, сама мера наказания и то, как вообще все произошло. Дело было так. В июле 2018 года несколько правых активистов вспомнили в твиттере о том, что в 2009–2011 году Ганн регулярно публиковал в своем микроблоге весьма рискованные шутки, среди прочего — на тему педофилии и сексуального насилия над детьми. Режиссер был накрыт волной морального осуждения, которое к тому же имело двоякий характер: с одной стороны, речь шла о недопустимости подобного аморального юмора, с другой, со ссылкой на закон По, говорящий о невозможности отличить в интернете ироническое высказывание радикальных убеждений от искреннего, осуждалась и предполагаемая педофилия Ганна. …

Как психопаты аналитическими философами манипулировали

Автор: Максим Гаврилов

Психопаты являются, пожалуй, самыми распространенными персонажами, которых можно повстречать в статьях, посвященных моральной ответственности (МО). По данным на ноябрь 2020 года, в крупнейшей международной базе философских публикаций PhilPapers в подразделе «психопатия и ответственность» можно найти 137 статей. Стоит отметить, что эта цифра явно занижена — значительное количество статей на эту тему в базу не занесено. …

Свобода воли и консеквенциалистское оправдание наказаний

Автор: Сергей Левин

Книга Дмитрия Волкова «Свобода воли. Иллюзия или возможность» [Волков 2018] — это исследование свободы воли в свете тезисов детерминизма, физикализма и событийного каузализма. Эта сложная философская конструкция нужна Волкову, чтобы отстоять правдоподобную идею о том, что люди обладают свободой воли и моральной ответственностью, то есть они иногда могут выбирать, как им поступить, и несут ответственность за свой выбор, если он был сделан без принуждения и не был результатом манипуляции. …

Моральная ответственность и редукционизм Дерека Парфита

Автор: Анастасия Костандова

Британский философ Дерек Парфит известен прежде всего как яркий представитель нигилистического подхода к тождеству личности. Согласно Парфиту, тождество личности во времени не важно, и мы можем не заботиться о его сохранности [Parfit 1971]. На первый план в таком случае выходят всевозможные отношения, среди которых первостепенно отношение психологической преемственности (continuity) — психологическое отношение между различными стадиями наших «я», обеспечивающими целостность нашей ментальной жизни с течением времени.

Ответственность за слова: и на Родосе, и в Мидии

Авторы: Геннадий Андреев, Олег Мирский

Все, кто жил или вырос в 90-е годы прошлого столетия в нашей стране, наверняка слышали выражение: «Ты за слова отвечаешь?». Нередко оно было прелюдией к обыкновенной потасовке, но чаще всего говоривший это возлагал таким экстравагантным образом на своего оппонента специфическую форму моральной ответственности. Сама эта форма, разумеется, не является порождением темных переулков отечественных городов конца прошлого века, но обнаруживается во многих других культурах и эпохах. И поскольку наша западная цивилизация стоит на иудео-классическом, т.е. средиземноморском, фундаменте, было бы полезно разобраться, как осмыслялась ответственность говорящего за сказанное в том хронотопе. …

«Свобода и обида» сэра Питера Стросона. Предисловие переводчика

Автор: Евгений Логинов

Питер Стросон — один из самых влиятельных оксфордских мыслителей ХХ века. В своих произведениях он разрабатывал проблемы философии языка, логики и метафизики. Стиль Стросона характеризуется раскованностью и свободой, характерной для многих оксфордских философов того периода. Эти свойства делают многие произведения Стросона (и его коллег) очень богатыми мыслью. Но одновременно с этим раскованность порой оборачивается энигматичностью, которая продуцирует различные толкования того, что было сказано, казалось бы, с намерением быть ясным. …

Свобода и обида

Текст Питера Стросона, перевод Евгения Логинова

Некоторые философы говорят, что не понимают, в чем состоит тезис детерминизма. Другие говорят, или подразумевают, что они его понимают. Из них некоторые — назовем их, пожалуй, «пессимисты» — считают, что если этот тезис истинен, то понятия морального обязательства и ответственности в действительности ни к чему не приложимы и практики наказания и осуждения, выражения порицания и одобрения в действительности оказываются необоснованны. Другие — пусть они будут «оптимисты» — считают, что эти понятия и практики ни в коем случае не теряют своего raison d’être, если тезис детерминизма истинен. Некоторые даже считают, что обоснование этих понятий требует истинности этого тезиса. …

Последовательность не обеспечивает блага

Интервью с Рубеном Апресяном

Подготовили Евгений Логинов, Артём Юнусов

Финиковый Компот: Существует ли общий вид (или форма) этической проблемы, и если да, то какова она? Иными словам, как, с вашей точки зрения, устроены этические проблемы?
Рубен Апресян: Поскольку я говорю об этике как моральной философии, т.е. теории морали, причем о моральной философии вообще, а не в том или другом изводе (направлении, школе), то никакой особенности в постановке этических проблем и их анализе я не вижу. Особенности могут быть между разными, условно говоря, школами, или традициями. Эти особенности, скорее всего, обусловлены тем, как концептуализируется мораль.

Основания для поступков никогда не зависят от наших желаний

Интервью с Томасом Скэнлоном

Подготовили Артём Юнусов, Максим Гаврилов, Евгений Логинов

Финиковый Компот: В разных источниках указано, что вы начинали свою карьеру с работ по математической логике. Какими темами в рамках логики вы занимались?

Томас Скэнлон: Я изучал теорию множеств, теорию вычислимости и теорию доказательств и посвятил свою диссертацию последней. Эта была область, в которой специализировался мой научный руководитель, Бёртон Дребен. В моей диссертации рассматривались доказательства непротиворечивости для теории чисел, с которой я познакомился на семинаре Дребена, куда я ходил на втором году аспирантуры. …

Как-то возможна религия

Рецензия Николая Герасимова на книгу К.М. Антонова «Как возможна религия?»

Своеобразный «публикационный» бум 1990-х гг. в России создал иллюзорное представление о том, что ключевые тексты по истории русской философии доступны и что теперь массовый читатель вправе перейти к оценочным суждениям [Коцюба 2018]. Ситуация усугубилась, когда мир научной литературы оказался наполнен различными интерпретациями взглядов того или иной русского мыслителя, а научная монография, посвященная изучению философской мысли в России, часто стала представлять собой сборник статей с авторским переосмыслением отдельных концепций [Малинов 2013]. Понятно, что академическая интерпретация взглядов В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и др. нужна — ведь такая интеллектуальная операция помогает лучше понять идеи, господствовавшие в российском философском сообществе XIX–XX вв. …

Хайдеггер глазами русских

Рецензия Марии Митлянской на антологию «М. Хайдеггер: Pro et contra»

Серия антологий «Русский Путь: pro et contra» посвящена осмыслению русской культуры. Часть томов содержит исследовательские материалы о жизни и деятельности выдающихся личностей, оставивших значительный след в истории российского государства, русской мысли или отечественном искусстве. Под заглавием «Pro et contra» также публикуются книги, рассматривающие глобальные социокультурные явления (мировые религии, влиятельные идеологии и т.п.), выходящие за национальные пределы. Несколько коллективных монографий, включая рецензируемую, собрали работы русских историков философии по рефлексии идей зарубежных мыслителей. …

Норы, заговоры, инструменты

Рецензия Наталии Сафроновой на книгу Д. Кралечкина «Ненадежное бытие. Хайдеггер и модернизм»

В стоящем на дворе 2020-м году, мягко говоря подточившем надежные и привычные способы бытия, в Библиотеке журнала «Логос» вышла книга философа и переводчика Дмитрия Кралечкина с резонирующим с сегодняшним днем названием «Ненадежное бытие. Хайдеггер и модернизм» [Кралечкин 2020]. Она представляет собой собрание эссе, нащупывающих различные проблемные точки на неоднородном и местами далеком от гармоничности теле «философии Хайдеггера» и объединенных общей стратегией, которую очерчивает автор во введении: замысел книги заключается в том, чтобы за известными антимодернистскими выпадами Хайдеггера обнаружить модернистские элементы в его собственном дискурсе. …

Невероятные приключения Гегеля во Франции, или в поисках утраченной феноменологии

Рецензия Андрея Дудчика на книгу И.С. Куриловича «Французское неогегельянство…»

В 2019 г. в издательстве РГГУ вышла книга научного сотрудника Учебно-научного центра феноменологической философии Ивана Сергеевича Куриловича «Французское неогегельянство. Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии» [Курилович 2019]. Книга представляет собой переработанный вариант кандидатской диссертации, защищенной в 2016 г. Хотя сама тема философии французского неогегельянства, безусловно, не является принципиально новой для русскоязычного читателя, в данной работе, насколько я могу судить, впервые на русском языке дается подробная историко-философская реконструкция этого явления с опорой на внушительный корпус первоисточников, как уже ставшую классической, так и весьма современную исследовательскую литературу, а также архивные материалы.

Ревизионистская история философии науки по Стиву Фуллеру

Рецензия Ивана Кузина на книгу Стива Фуллера «Кун против Поппера: Борьба за душу науки»

Англо-американский философ и социолог Стив Фуллер (р. 1959) — наверное, самый провокационный из современных исследователей науки. Наиболее широкой известностью пользуется его книга 2003 года «Kuhn vs. Popper: The Struggle for the Soul of Science». Она была издана на русском языке только в 2020 году [Фуллер 2020], но за прошедшие семнадцать лет не утратила своего дестабилизирующего потенциала. Вот некоторые броские тезисы книги: философия науки Карла Поппера может быть использована для защиты креационизма от современных философов науки; современная эпистемология имеет религиозную родословную; концепции глобального потепления, демографического взрыва и эволюционной психологии — современные аналоги астрологии; «ибанская» социология власти из «Зияющих высот» А.А. Зиновьева может быть …

Платон и персонажи его диалогов

Рецензия Мехмета Балтаоглу на книгу Дебры Нейлз «Люди Платона: Просопография Платона и других сократиков»

Книга Дебры Нейлз, американского историка философии и филолога, «Люди Платона: просопография Платона и других сократиков» увидела свет в 2002-м году [Nails 2002], а ее перевод на русский язык был опубликован около года назад [Нейлз 2019]. Как пишет автор, она «годами собирала фрагментарную информацию о людях у Платона» (с. 8) и была вынуждена «с трудом пробираться» (с. 9) по территории таких смежных с классической филологией и историей дисциплин, как, например, история математики, антропология и археология. …

Комнатная философия

Автор: Арсений Савелов

«Карантин!» — радостно прокричал я своим дорогим друзьям из 103 группы 1 курса философского факультета МГУ 16 марта 2020-го года. Количество заболевших в день на тот момент исчислялось единицами, поэтому ситуацию с коронавирусом я считал абсолютно неважной. «Это про этих там…», думал я, выражаясь словами одного небезызвестного режиссера. Тогда мне казалось, что наступило самое прекрасное время в жизни: внеочередные каникулы, в которые можно сидеть дома, развлекаться, читать и учиться, не перетруждая себя. Однако у жизни были другие планы на эту весну. …

Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.

Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.

Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Свобода и ответственность личности. Права человека как философская проблема.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Свобода и ответственность | Издательство Принстонского университета

Свобода и ответственность

Хилари Бок

Скидка 30% по коду PUP30

электронная книга ISBN: 9781400822737 Доступно как EPUB или PDF 38,50 долларов США / 30,80 фунтов стерлингов 55,00 $ / 44,00 £

Выберите тип электронной книги: EPUBPDF

Добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, которое позволяет читать PDF, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Философия

  • Хилари Бок
      Купить это
      • Скачать обложку

      Можем ли мы примирить идею о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами, с идеей о том, что то, что мы делаем, определяется в соответствии с законами природы? На протяжении веков философы разными способами пытались показать, что мы можем. Хилари Бок использует здесь новый подход, стремясь показать, что эти две идеи совместимы, проводя различие между практическим и теоретическим рассуждениями.

      Бок утверждает, что когда мы занимаемся практическими рассуждениями  — такими, которые включают в себя вопрос «что мне делать?» и просеивая альтернативы, чтобы найти наиболее оправданный образ действий — у нас есть основания считать себя ответственными за то, что мы делаем. Но когда мы занимаемся теоретическими рассуждениями — «поиском причинно-следственных объяснений событий», — у нас нет причин применять такие понятия, как свобода и ответственность. Бок утверждает, что аргументы либертарианцев против «компатибилистских» оправданий моральной ответственности терпят неудачу, потому что они описывают человеческие действия только с точки зрения теоретических рассуждений. Чтобы обосновать это утверждение, она исследует, какие концепции свободы воли и моральной ответственности имеют отношение к практическим рассуждениям, и показывает, что эти концепции не уязвимы для многих возражений, которые либертарианцы направляют против компатибилистов. Бок заключает, что истинность или ложность утверждения о том, что мы являемся свободными и ответственными агентами в том смысле, в каком излагаются эти концепции, в конечном счете не зависит от детерминистских представлений о причинах человеческих действий.

      Ясно написанный и убедительно аргументированный, Свобода и ответственность является важным дополнением к текущим дебатам о некоторых из самых старых и глубоких вопросов философии.

      Хилари Бок — адъюнкт-профессор философии в колледже Помона.

      «Первоначальный вклад [Бока] состоит в том, чтобы показать более подробно, чем другие современные теории, как практическое рассуждение участвует в улучшении нашего характера — как оно предназначено для приведения воли в соответствие с идеалами или стандартами». — Роберт Кейн, Times Literary Supplement

      » Свобода и ответственность является важным вкладом в дискуссию о свободе воли и моральной ответственности. обычные дискуссии и стратегии аргументации. Ее стоит прочитать». —Майкл МакКенна, Этика

      • Апорофобия
        Адела Кортина
      • Идея отмены тюрем
        Томми Шелби
      • Содружество надежды
        Майкл Лэмб
      • Почему мы беспокойны
        Бенджамин Стори и Дженна Силбер Стори
      • Дилеммы Токвиля и наши
        Ева Атанасов

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

      Будьте в курсе последних книжных новостей.

      Свобода и ответственность — Сартр

      Для Сартра люди живут в тоске или чувстве тотальной и глубокой ответственности не потому, что жизнь ужасна, а потому, что, как он говорит:

      «Человек обречен быть свободным; потому что однажды брошенный в мир, он несет ответственность за все, что делает».

      Мы рождаемся без выбора, но здесь мы рождаемся в мире с такой большой свободой выбора, в то же время несем ответственность за все, что мы выбираем делать в этом существовании, чего мы не выбирали. Мы обречены быть свободными.

      В экзистенциализме это известно как брошенность , слово, придуманное Мартином Хайдеггером. Это условие существования индивидуума, брошенного в абсурд материального мира, произвольно рожденного в данной семье, внутри данной культуры, в данный момент человеческой истории. Хайдеггер называет эти «данности» фактичностью.

      Мартин Хайдеггер

      Сартр отмечает, что эти ограничивающие вещи, над которыми мы не имеем контроля, не ограничивают нашу свободу. Как он говорит: «Свобода — это то, что вы делаете с тем, что с вами сделали».

      Так как существование предшествует сущности , то нет замысла человека, нет Бога. Для Сартра феноменология должна быть атеистической. Предположение, что Бог существует и сотворил все, означало бы, что сущность предшествует существованию, что противоречит точке зрения Сартра. Следовательно, сначала мы существуем, и только потом мы пытаемся осмыслить вещи с помощью науки, религии, политической идеологии, философии или чего-то еще.

      Это сильно отличается от взгляда Кьеркегора на экзистенциализм, для него нельзя делать экзистенциализм без Бога, для Сартра все наоборот. Как видите, у этих экзистенциалистов действительно разные идеи, даже если они относятся к одному и тому же философскому движению.

      Søren Kierkegaard

      Сартр пытается перестроить идею свободы, вырванную из христианской культуры, избавившись от власти Бога над человеческой жизнью. Он считает, что если Бог существует, то человек не свободен, а если человек свободен, то Бога не существует. Если Бог мертв, или как Достоевский сказал:

      «если Бога нет, то все дозволено».

      Итак, если нет ничего предопределяющего нашу человеческую природу, то мы должны быть свободны. Затем мы можем начать придавать смысл нашей жизни. Когда мы существуем, наша работа состоит в том, чтобы раскрыть нашу сущность. Свобода — один из важнейших аспектов философии Сартра, позволяющий понять, насколько вы на самом деле свободны.

      Однако, как только вы осознаете, что вы полностью свободны – вы начинаете бояться того количества возможностей, которые перед вами открываются, все возможно.

      Это вы должны решить смысл своей жизни, когда вы понимаете, что ваша свобода совершенно неуправляема и неуправляема, это вызывает своего рода головокружение или тошноту, поэтому Сартр считает свободу осуждением.

      Человек есть не что иное, как его жизнь и поступки, и это ужасно.

      📚 Рекомендации по книгам

      Как сотрудник Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках без каких-либо дополнительных затрат для вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *