Беру на себя ответственность – Как научиться брать на себя ответственность. Новости. Самопознание.ру

5 СФЕР — блог-платформа о личностном развитии

Это очень важный совет.

Брать на себя ответственность – значит развивать мышление победителя. «Брать на себя ответственность» включает в себя мужество признать ошибки и промахи. У нас много страхов, но мне кажется, страх брать на себя ответственность – один из самых сильных. И именно преодоление этого страха помогает делать карьеру.

Традиционно, случай из HR практики: много лет назад моего знакомого назначили начальником отдела кадров. До этого в компании начальники этого отдела менялись с завидной регулярностью, а заместитель был один и тот же – невзрачный дядечка из бывших военных.

Как профессионал, он был вполне пригоден для этой работы. Он пережил многих начальников, и однажды в неформальной обстановке я его спросила: «Неужели Вы никогда не хотели продвинуться по карьере и стать на место начальника?» Его ответ я помню до сих пор: «А зачем? На этой должности появляется ответственность. Начальники там все время попадают под раздачу, у них там стрессы, проблемы… А моя задача – под листом пересидеть, пока буря успокоится… Вторым быть лучше, чем первым…». Вот такой был ответ.

Чего уж греха таить? Подавляющее большинство из нас с удовольствием стараются переложить ответственные решения на чужие плечи. Мы готовы горы сворачивать на общее благо, лишь бы нам указывали, что и как делать.

Пусть за возможные ошибки и просчеты отвечают другие. Поэтому, когда речь заходит о повышении по службе, очень часто мы начинаем колебаться: а стоит ли? И у большинства страх перед ответственностью начиняет вытеснять остальные желания.

Но это ведь ответ не для карьеристов? Поэтому не бойтесь признать свои ошибки и промахи. Никогда не перекладывайте вину на других, если Вы ошиблись, думайте в следующем направлении: «В этот раз я ошибся, я сам в этом виноват, значит, надо сделать выводы, чтобы в следующий раз все получилось правильно».

Это касается не только выполнения служебных обязанностей, но и планирования карьеры: если вы неправильно выбрали компанию или сферу деятельности, не отчаивайтесь, а подумайте, как можно построить карьеру в другой отрасли, максимально полно использовав опыт, полученный в этой.

Помните: чем выше поднимаетесь Вы по карьерной лестнице, тем больше ответственности возлагается на ваши плечи: расширяется объем обязанностей, возрастает количество подчиненных, приходится все чаще принимать решения, за последствия которых необходимо отвечать. Читай также: Выступайте! Это важно для карьерного роста Нельзя прожить эту жизнь, не отвечая ни за что и не принимая никаких ответственных решений – если не на работе, то хотя бы в личной жизни.

«По этой земле невозможно ступить ни шагу без того, чтобы не коснуться ответственности и долга, которые приходится выполнять». Английский философ Томас Карлейль.

Упражнение от Ицхака: Вспомни все свои судьбоносные решения до сегодняшнего дня. Вспомни 3 своих самых важных победы в жизни. Где там было твое решение «взять ответственность»? Даже, если ты не хочешь взять ответственность на себя – это тоже твое решение. Выбери самого мудрого и успешного своего начальника и начни спрашивать у него совета по жизненным вопросам. Если тебе понравятся его советы – попроси научить «принимать решения». Это просто особенный способ мышления, которому можно научиться.

5sfer.com

Как помочь людям брать на себя ответственность

Один из признаков мудрости и зрелости человека — это умение нести ответственность за свои решения и поступки, а также за их последствия. Возможно, вы сами являетесь мудрым человеком, однако если вы работаете в компании или являетесь лидером, то наверняка сталкиваетесь с людьми, которые таковыми не являются. Это могут быть очень талантливые личности, которые при этом не отвечают за свои дела и решения. Наша статья посвящена стратегиям, которые помогут вам изменить такое положение вещей.

Признаки и симптомы отсутствия ответственности

Порой тяжело заметить, когда человек не хочет брать на себя ответственность. Однако существует несколько признаков:

  • Потеря интереса к работе и успеху команды
  • Обвинение других в собственных неудачах
  • Проваленные дедлайны
  • Избегание сложных заданий и проектов
  • Отсутствие желания рисковать
  • Регулярные жалобы на несправедливое отношение, жалость к себе
  • Зависимость от деятельности других людей
  • Отсутствие доверия к лидеру и команде
  • Частые оправдания

Стратегии

Когда член команды не берет на себя ответственность за свои действия, некоторые менеджеры надеются на то, что это скоро пройдет. Другие решаются уволить такого человека.

Ни один из таких подходов не является идеальным, каждый из них, вероятно, сделает только хуже. Вместо принятия подобных мер, вы должны обеспечить людей необходимыми ресурсами и привить им те навыки, которые помогут эффективно справляться с обязанностями. Создание правильной атмосферы тоже может помочь человеку брать на себя ответственность за свои действия и решения.

Вот несколько стратегий, которые позволят вам это сделать.

1

Начните с разговора

Если человек не хочет брать на себя ответственность, то не всегда причина в его характере и плохом отношении к обязанностям. Вполне возможно его что-то волнует, поэтому поговорите с ним откровенно и выясните причину. В конце концов в жизни любого происходят негативные события, которые влияют на работу и мотивацию.

Когда речь идет об ответственности, есть два варианта:

  1. Человек на хочет брать ее на себя.
  2. Человек не хочет нести ответственность за свои поступки.

Несмотря на то, что это два отдельных случае, они чаще всего идут рука об руку. Выясните, с каким типом ответственности вы имеете дело и обсудите это с человеком.

2

Обеспечьте людей необходимыми ресурсами

Каждому человеку необходимы условия и ресурсы для того, чтобы выполнять свою работу качественно. Это может быть оборудование, тренинги, доступ к информации и так далее.

Если вы обеспечите людей всем необходимым, у них больше не будет психологического преимущества и желания обвинить вас во всех неудачах.

3

Назначьте роли, цели и ответственность

Возможно, некоторые члены команды не понимают, что от них требуется. Проясните роли и укажите им на цели, которых они должны достичь за определенное время. Также убедитесь, что в описании вакансии у вас все четко прописано и не возникнет недопониманий.

Скажите им, что существуют роли как человека, так и команды. Иногда они могут вступать в конфликт, поэтому убедите подчиненных, что команда — прежде всего. Когда люди понимают, что они делают и зачем, они лучше видят общую картину и начинают брать на себя ответственность.

4

Вовлекайте людей

Подумайте над тем, что привлекает вас в вашей работе и почему. Выясните, что мотивирует членов вашей команды и заставляет их относиться к делу с энтузиазмом. Ведь сотрудник берет на себя ответственность, когда чувствует гордость за то, что он делает.

Вовлекайте людей, обсуждая с ними их ценности. После этого покажите им, каким образом их ценности сочетаются с ролями и задачами. Если чувствуете, что роль и задачи человеку не подходят, переместите его на другую должность.

5

Помогите людям взять контроль над ситуацией

Порой люди ощущают, что не имеют контроля над своей жизнью. Все, что они делают, не имеет смысла, потому что не приносит результатов и не меняет ее.

Люди, которые верят в то, что внешние силы влияют на их судьбы, неспособны развиваться. Такое отношение к жизни называется локусом контроля и может подорвать уверенность любого человека в себе. Чтобы изменить такую модель мышления, требуется несколько условий:

  • Позвольте членам команды одержать несколько быстрых побед
  • Укрепляйте их уверенность в себе: напоминайте им о прошлых успехах и сильных сторонах
  • Учите их позитивному мышлению
  • Помогайте им бороться с комплексом жертвы

6

Не занимайтесь микроменеджментом

Микроменеджмент — это способ управления людьми, при котором босс «заглядывает через плечо» своего работника. Научите своих людей самостоятельности и не контролируйте их лишний раз. Даже если они будут совершать ошибки, то извлекут уроки и быстрее приобретут опыт. Научитесь правильно делегировать задачи и дайте им свободу.

Если же вы сами с трудом принимаете ответственность на себя, хотите больше разобраться в своем поведении, своих ценностях, командных ролях – вам может быть полезен наш онлайн-курс «Самопознание», в котором с помощью специальных психологических тестов и упражнений вы сможете провести всесторонний самоанализ и лучше понять себя.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Об ответственности. Почему люди избегают брать на себя ответственность.

Написал Alex в рубрике Статьи по психологии

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

 

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

 

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

 

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля. Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него

внутренний локус контроля (интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

 

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

 

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

 

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

 

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

 

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

 

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

 

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля. Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

 

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

 

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

 

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

 

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

 

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

 

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то, и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

 

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

 

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

 

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

 

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени компетентности, чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

 

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

 

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

 

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

 

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

 

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.

pro-psychology.net

Берем на себя ответственность. Невозможное возможно

Берем на себя ответственность

Все хорошо, но во всем этом списке нет позиции Хозяина, то есть нарушен Второй принцип успешной жизни.

Значит, нужно все переписать, беря на себя ответственность за тот бардак, который вы сотворили в своей жизни.

Выглядеть это будет примерно так:

Меня не устраивает то, что:

• Я не сумела построить нормальные отношения со своим руководителем, и он срывает свое зло на мне (про других сотрудников не вспоминаю, они тоже играют в Жертв, и начальнику приходится сильно напрягаться, чтобы удовлетворить их запрос на страдания).

• Я так построила отношения с моим мужем, что он не хочет давать мне денег. Я сумела классно демотивировать его на любые достижения.

• Я так построила отношения с ребенком, что он не хочет учиться и находится в непрерывной борьбе со мной.

• Я не могу защитить свои интересы от сестры, и поэтому вынуждена все время откупаться от нее. Она превратила меня в дойную корову (хотя мне самой денег не хватает), а себя – в профессиональную иждивенку.

• Я все время лезу в личную жизнь моих родителей и пытаюсь научить их жить правильно (хотя у самой с этим полная задница…).

• Я так увлеклась своими конфликтами, что у меня не нашлось времени и сил заняться улучшением своих жилищных условий.

• Я выбрала продаваться за маленькую оплату и при этом радостно стонать, как мне плохо, вымогая сочувствие у таких же горемык.

• Я не смогла воспитать даже кошку, она просто кладет на меня.

• Я жру с избытком и что попало, а потом прикидываюсь жертвой напавшего на меня жира (да и как не жрать, когда все на нервах?).

Написали что-то подобное? Отлично. Здесь важно не приделывать себе крылышки, а писать все так, как есть на самом деле.

Теперь можно переходить к вашим конкретным целям. Они легко появляются из приведенного выше списка. Другое дело, что цели нужно формулировать по специальным правилам, иначе ваше Подсознание может увернуться от участия в их реализации. Или сделать так, чтобы формально цель была достигнута, но радости в вашей жизни не прибавилось (вспомните фильм «Ослепленный желаниями» – там как раз показана такая ситуация – цели вроде реализуются, а счастья все равно нет).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Бери на себя ответственность — Летний лагерь

«Если ты видишь нас впереди — это значит, что ты с нами.» (с)


Лидером называют того, кто берет на себя ответственность в самый верный момент самым верным путем из самых верных побуждений. Лидер, у которого достаточно навыков, сил и смелости, чтобы повести за собой других, у которого достаточно проницательности и умения, чтобы оценить обстановку, поведет за собой людей в самый верный момент — не раньше и не позже.

Лидер, который научился быть всем слугой, искренне уважает окружающих и понимает, что изменение характера человека — это длительный процесс, поведет людей самым верным путем.

Наконец, лидер, который руководит в смирении и ищет блага для других, а не выгоды для себя самого, поведет людей из са- мых верных побуждений.

Почему кому-то необходимо взять ответственность на себя? Всегда, когда люди объединяют свои усилия в совместной деятельности, кто-то руководит ими. Если лидер, который должен взять ответственность на себя, не был назначен или если был назначен плохой лидер, быстро появляется другой лидер, выдвинутый группой или выдвинувшийся сам. Если назначенный лидер слишком медлит с руководящими указаниями, неофициальное руководство вскоре берет на себя другой член группы. Это особенно верно в условиях лагеря.

Возможно, самый большой страх, который испытывает неопытный вожатый группы в детском лагере, — это страх быть не принятым группой в качестве лидера. Понравлюсь ли я детям? Признают ли они меня? Станут ли слушать меня? Эти закономерные вопросы должен обдумать каждый будущий вожатый, прежде чем брать на себя ответственность за группу. Есть несколько простых приемов, с помощью которых вожатый может завоевать уважение и доверие своих подопечных.


Самоконтроль

Важнее всего — не пытаться контролировать своих воспитанников, но вести их. Есть только один действенный вид контроля — это САМОКОНТРОЛЬ. Контроль над другими разрушает группу, самоконтроль объединяет ее. Какие же формы самоконтроля применяет умелый вожатый?

  1. Он контролирует свое отношение к окружающим. Он избавляется от всех предубеждений и старается проявлять искреннее уважение к каждому воспитаннику группы. Неважно, красив этот воспитанник или уродлив, хорошо он себя ведет или несносен, изысканны или дурны его манеры, талантлив он или на первый взгляд бездарен. Он принял решение установить личный контакт с каждым воспитанником и относиться к каждому из своих подопечных честно и справедливо.
  2. Он контролирует свои эмоции. Он сохраняет способность мыслить и поступать мудро даже тогда, когда утомлен, разочарован, потерпел неудачу или же, наоборот, возбужден и переполнен радостью. Управлять эмоциями не означает скрывать их. Это означает, что ты проявляешь в каждой ситуации ту эмоцию, которую должно проявлять, и в той степени, в которой должно. Наши эмоции: радость, веселье, гнев, печаль, ожесточение, сострадание, ненависть, любовь — способны сильно влиять на людей. Настоящий лидер умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент в нужной степени.
  3. Он контролирует свой язык. Вожатому, который находится на трудовом посту 24 часа в сутки, это нелегко. Это всем нелегко. Если вы хотите не ранить своих подопечных, примите в своем сердце не критиковать, не судить и не сплетничать ни о воспитанниках, ни об их родителях, ни о других сотрудниках лагеря, ни о ком другом. Вместо этого примите в своем сердце решение поддерживать, хвалить и ободрять воспитанников, сотрудников лагеря и всех, с кем вам приходится общаться. Слово похвалы и поддержки, сказанное тогда, когда оно не было заслужено, не может быть названо удачным и способно лишь сбить всех с толку. Учитесь говорить то, что вы говорите, к месту.
  4. Он контролирует свои мысли. Наши мысли определяют наши поступки, наше отношение к другим людям. Мы собираем в обширных кладовых своей памяти информацию о тех, с кем мы связаны. Из всей информации о человеке, который нам симпатичен, мы отбираем сведения о том, что нам нравится в нем, а то, что нам в нем не нравится, пропускаем или сразу же прощаем. О том же, с кем мы не ладим, мы собираем свидетельства в поддержку нашего отрицательного мнения. Мы помним все его недостатки и ошибки и не обращаем внимания на его достоинства и на сильные стороны его характера. В нашем сознании эти воспоминания не спят; они постоянно в действии, формируя наше отношение к людям и определяя наше поведение по отношению к ним. Наш банк памяти приучает нас любить того, кто нам симпатичен, и избегать, игнорировать, даже ненавидеть — того, кто нам не по нутру. Это пугает. Наш разум обладает невероятной силой влияния на наши взаимоотношения с людьми. Чтобы руководить нами в контроле за нашими мыслями. Когда мы размышляем о том, о чем должно размышлять, мы и говорить сможем и станем о том, что должно. Мы всегда находим то, чего ищем. Добрый вожатый ищет доброе, думает о нем, хранит его в своей памяти и готов удачно, т.е. к месту, говорить о нем.
  5. Он контролирует свои желания. Он контролирует свои поступки. Когда наши желания находятся под контролем и должным руководством, нам легче контролировать и наши поступки. Наши поступки — то, что мы делаем нашим воспитанникам, с нашими воспитанниками и для наших воспитанников. Тогда нам не нужно ни кричать на воспитанников, ни применять к ним физическую силу, ни гневаться на них, ни прорабатывать их, ни направлять на них всю мощь своего авторитета и власти. Как много незаметных на первый взгляд добрых дел мы можем совершить, чтобы проявить к ним уважение, окружить их своей заботой, дать им чувство уверенности в нашей защите и открыть перед ними возможность обрести новый опыт, который приведет их к крепким отношениям, способным принести всем радость и счастье.

Самоконтроль — выводы

Чтобы взять на себя ответственность за своих подопечных, нужно в первую очередь обрести власть над самим собой. Контролируя свое отношение к окружающим, свои эмоции, свой язык, свои мысли, свои желания и свои поступки, мы завоюем уважение и доверие своих воспитанников. Там, где есть взаимное уважение и доверие, процесс научения и воспитания пойдет успешно. Мы будем вести воспитанников, они будут следовать за нами. Они последуют за нами по своей собственной воле, ибо мы такие, какими они хотят стать. Доверие это нужно трепетно беречь: никогда не злоупотреблять им и постоянно его подкреплять.

Вожатый, научившийся жертвовать своими интересами и желаниями и служить своим подопечным так, как он хотел бы, чтобы служили ему, и относиться к ним так, как он хотел бы, чтобы к нему относились, будет способен оказать на них огромное влияние. Его воспитанники будут уважать его и помогать ему. Они будут впитывать его дух и относиться друг ко другу так, как он относится к ним.


Советы лидеру

Теперь, когда ты располагаешь доверием воспитанников, познакомься с несколькими советами, которые принесут тебе успех как лидеру.

  1. Дожидайся, пока тебя будут слушать. Попросив внимания воспитанников, дождись, пока они прекратят все занятия и разговоры, прежде чем начинать говорить. Этот порядок нужно установить с самой первой встречи, а не тогда, когда возникнут проблемы. Возможно, тебе придется напомнить им об этом правиле несколько раз. Это нормально. Они поймут, что ты серьезно относишься к этому. Будь терпелив, даже если тебе придется ждать пять минут или больше. Они подчинятся твоему требованию, если ты будешь мягок, но настойчив.
  2. Во время беседы встань или сядь так, чтобы все твои подопечные видели тебя, а ты видел каждого из них. Значительную роль в процессе коммуникации играет язык жестов. Сначала требуется приложить некоторые усилия, чтобы научиться обмениваться взглядами со своими слушателями, но когда контакт будет установлен, он начнет работать на тебя. И помни о том, что смотреть человеку или людям, с которыми ты разговариваешь, нужно прямо в глаза. Избегай пристальных взглядов, но помни, что <глаза — зеркало души>. У тебя не получится разговора по душам, если ты не будешь иметь зрительного контакта с собеседником.
  3. Говори так, чтобы каждый мог хорошо тебя слышать. Пытаться перекричать шум толпы, или громко играющую музыку, или гул пролетающего над головой самолета, или шум проезжающего автомобиля, или крики, доносящиеся из-за двери, бесполезно. Не пытайся это делать. Подожди, пока шум утихнет, даже если он прервал тебя на середине фразы. Выбери для библейских занятий и бесед с воспитанниками тихое место. Говори ясно. Не бормочи, не говори так, словно у тебя язык заплетается, и не шлепай губами. Говори четко и кратко.
  4. Используй подходящий тон голоса. Твой тон передает твои эмоции. Выбери такой тон, который наилучшим образом выразит то, что ты хочешь сказать. Старайся, чтобы твои интонации не были однообразны. Говори выразительно. Говори живо и с интересом. Пусть твое лицо говорит вместе с тобой. Улыбайся! Будь жизнерадостен, будь печален, будь спокоен — будь таким, как требует ситуация. Но не разговаривай со своим воспитанником или с директором лагеря с вытянутым, <серьезным> лицом! Никогда не унывай. Не жалуйся. Никогда не брюзжи. Разве тебе нравятся люди, которые постоянно брюзжат и ходят повесив нос, так что он по земле волочится? Так зачем же самому уподобляться им?
  5. Молчи, если тебе нечего сказать. Тщательно обдумывай то, что хочешь сказать. Убедись, что твои мысли ясны тебе самому. Если необходимо, используй примеры, поясняющие то, что ты имеешь в виду. Старайся говорить кратко и по существу. Не разглагольствуй и не повторяйся — это утомляет.
  6. Учись слушать других и всегда давай воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли. Этим ты не только проявишь свое уважение к ним и дашь им почувствовать, что их мнение для тебя важно, но и сможешь узнать их поглубже. То, что они говорят тебе или друг другу, и то, как они это говорят, немало скажет тебе об их мыслях, об их восприятии твоего отношения к ним и о том, что у них на душе. Умей найти тему для разговора с каждым из своих подопечных. Тех, кто говорит слишком много, ты должен научить уважать собеседника. Тем же, кто говорит слишком мало, ты должен внушить чувство собственного достоинства и доверие к тебе.
  7. Сделай каждого воспитанника полноправным членом группы. Обращай внимание на то, как твои подопечные относятся друг к другу. Сделай так, чтобы каждый из них чувствовал себя в группе уверенно и в безопасности. Никогда не позволяй одному члену группы оскорблять другого — ни словом, ни действием. Создай в группе обстановку взаимного уважения, равенства и сотрудничества. Пусть сильный помогает слабому, а расторопный — медлительному. У каждого из них есть что внести в групповую динамику — помоги же им сделать это. Замечай и оценивай вклад каждого. Чем больше внимания ты будешь на это обращать, тем больше твои подопечные будут стремиться быть вместе, тем больше они будут любить тебя и друг друга.
  8. Созидай. Пусть твоя фантазия и фантазия твоих подопечных будут фонтаном идей. Пробуй то, что не было испробовано раньше. Конечно, ты должен оценить степень риска и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы занятия ваши были безопасны и не выходили за рамки лагерных правил и библейских принципов. Пусть твои мечты приведут к реализации новых проектов. Придумайте для своей группы оригинальную форму, название, лозунг и речевку. Изобретите новую игру для всего лагеря. В неожиданной и веселой форме поблагодарите работников кухни за их труд. Проявите инициативу и предложите координатору программы, что вы подежурите по залу на вечернем собрании или будете изысканными официантами за обеденным столом. Всегда есть много способов проявить почтение друг ко другу. Это создает в лагере здоровый климат и приносит всем массу веселья. В лагере всегда должны происходить какие-то приятные неожиданности.
  9. Умей выразить одобрение. Когда воспитанник поступил правильно, похвали его за это. Он будет польщен твоим вниманием и в следующий раз поступит так же. Когда твой подопечный пытается принять в чем-то участие, помочь другому или попробовать свои силы в новом деле, оцени его попытку, даже если она была неудачна. Это вдохновит и его, и других продолжать попытки. Когда воспитанник добился в чем-то успеха, награди его похвалой: <Молодец!> Каждый из твоих подопечных должен слышать от тебя <Молодец!> как минимум один раз в день. Среди детей всегда есть отстающие. Следи за ними особенно внимательно, пока наконец не найдешь в них что-то, что заслуживает твоего одобрения. Когда же ты не находишь ничего, за что мог бы похвалить своего подопечного, работай с ним и приведи его к успеху, который соответствует его способностям и интересам. Ободрение и похвала — лучшие учителя.
  10. Вовлекай всех и следи, чтобы каждый принимал участие. Учи своих подопечных делать что-то не потому, что им нравится это делать, а потому, что им нравятся люди, с которыми они делают это. Смысл жизни во взаимоотношениях, а не в симпатиях и антипатиях. Взаимоотношения строятся или разрушаются по причине того, что мы делаем друг с другом, друг по отношению к другу и друг для друга.
  11. Принимай решения. Быть милым и любезным недостаточно, необходимо еще и принимать решения. Чтобы принимать решения, требуется смелость. Чтобы принимать правильные решения, требуется мудрость. Решение, принятое слишком поздно или не принятое вовсе, приводит к беде. На тебе лежит ответственность за группу, поэтому ты должен принимать решения — большие и маленькие, днем и ночью. Решения, которые приведут твою группу к достижению целей лагеря. Лучше неправильное решение, чем никакого. Ты не всегда будешь принимать верные решения. Если ты принял неправильное решение, имей достаточно смирения, чтобы признать это, извиниться, если есть такая необходимость, и уверенно идти дальше. Воспитанники могут многое простить вожатому, когда видят, что он умеет признавать свои ошибки. Они будут помогать вожатому, который делает для них все, что может.
  12. Наблюдай за другими лидерами. Ни один человек не знает ответов на все вопросы, поэтому учись у других вожатых. Наблюдай за тем, как они ведут своих подопечных. Обращай внимание на успешные лидерские решения и используй их в своей группе. Выявляй неэффективные методы руководства и избегай их использования. Оценивай собственные методы и приемы в сравнении с тем, что ты наблюдаешь на примере других, и корректируй свою практику лидера. Не соревнуйся с другими вожатыми. Поздравляй их с успехами. Это поможет тебе избавиться от зависти, комплекса неполноценности, ложного соревновательного духа и будет способствовать укреплению команды лагеря. Помогай коллегам, которые не справляются со своими обязанностями. Они нуждаются в твоем совете и ободрении, а не в критике.
  13. Не устанавливай много правил. Везде, где люди собраны вместе, существуют правила. Но правил не должно быть слишком много. Хороший лидер опирается на честные и прямые взаимоотношения, а не на правила. Какие правила необходимы? <Не курить>, <не сквернословить>, <не унижать другого>, <не покидать без разрешения территорию лагеря>. Если правил намного больше, воспитанники могут подумать, что они не в детском лагере, а в концлагере. Часто правила провоцируют подростка нарушить их. Не предлагай своим воспитанникам такого искушения. Обсуди с ними цели вашего пребывания в лагере, после чего договорись об основных правилах. Все правила должны быть ориентированы на достижение цели. Советуем тебе составлять свод правил вместе с воспитанниками. Такие правила они будут воспринимать как свои и постараются следовать им, а не жаловаться или бунтовать.
  14. Одно предостережение. Конечно, большинство воспитанников ответят уважением и поддержкой вожатому, который контролирует себя, но могут найтись и один-два таких, которые откажутся подчиниться. Старайся не пилить этих воспитанников, не спорить с ними и не пытаться их урезонить. Ты лишь потеряешь время и поможешь им укрепиться в своем мятеже. Помни: Бог дал каждому человеку свободную волю, право иметь собственные взгляды и самому выбирать свой путь. Будь с ними добр и терпелив. Яви им образец искренней любви, служа им с верностью. Если же поведение такого воспитанника становится настолько разрушительным, что угрожает лично кому-то из членов группы, ты вместе с координатором программы должен с любовью и состраданием сказать ему, что если он в течение ближайших шести-двенадцати часов не изменит своего поведения, ему придется покинуть группу. Это слово ты должен сдержать!


Итак, ты берешь на себя ответственность, контролируя не других, но себя самого. Цель самоконтроля — так очистить собственную личность, чтобы наши добродетели привлекали других людей. Самоконтроль помогает нам быть смиренными и освобождает нас для того, чтобы служить друг другу с любовью. Самоконтроль вдохновляет нас устанавливать правила поведения для себя самих. Он оберегает нас от того, чтобы устанавливать правила поведения для других. Каждый человек сам должен установить правила, по которым он будет жить. Мудрый лидер подумает дважды, прежде чем устанавливать правило для других.

Будь мужествен. Будь смиренен. Будь слугой всем. Бери на себя ответственность. И да пребудет с тобой сила!

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Почему важно брать на себя ответственность за свою группу воспитанников?
  2. Когда самый верный момент для того, чтобы взять на себя ответственность? Почему?
  3. Что следует делать, чтобы заслужить уважение воспитанников и их внимание к твоим словам?
  4. Каких действий следует избегать, чтобы воспитанники не стали пренебрегать твоим авторитетом лидера?
  5. Объясни следующие утверждения:
    • <Самоконтроль более действен, чем контроль над другими людьми>.
    • <Чем прочнее взаимоотношения с людьми, тем успешнее ими можно руководить>.
    • <Когда ценности на своем месте, правила не нужны; когда ценностей нет, правила бессильны>.
    • Что ты можешь сделать для того, чтобы 14 <Советов лидеру> стали частью твоего стиля руководства?

summercamp.ru

Как научиться брать на себя ответственность. Совет

Легкомыслие и безответственность издавна считались не самыми лучшими чертами человека, поскольку способны вызывать немало неприятностей. Однако каждому по силам избавиться от них, если уделить этому вопросу время. Как научиться брать на себя ответственность?

Хотя принято приписывать людям легкомыслие только в крайнем случае (например, когда они совершенно не заботятся о своей жизни или не ценят близких), оно выражается и в менее заметных ситуациях. И далеко не всегда удается его осознать. Однако желание изменить жизнь к лучшему, взять ответственность за нее на себя — это большой шаг на пути взросления личности, которое может произойти и в подростковом, и в предпенсионном возрасте.

Если вы сталкивались с психологической литературой, посещали тренинги, то могли слышать выражение «брать ответственность». Но что оно значит? Во-первых, стоит прояснить, что речь идет о личной ответственности, которая проявляется в восприятии человеком жизни. Во-вторых, желательно избегать путаницы и не распространять ответственность личную на ответственность за других. Последний вариант вообще должен быть редкостью, поскольку никто не должен отвечать за поступки другого человека, если речь не идет о детях.

Сама по себе ответственность приносит в жизнь гармонию и комфорт. Но ее часто искажают настолько сильно, что она становится обременительной. Если воспитывать ее только ради чего-то (оценки других людей, требований общества), то в результате можно получить чувство собственной важности, заносчивость и даже постоянную эмоциональную напряженность. Без должного самоуважения и принципиальности она, наоборот, станет причиной появления чувства вины. И тогда человеку придется решать еще ряд психологических проблем. И получится, что с настоящей ответственностью человек не будет иметь ничего общего.

Распознать ответственность довольно просто — она позволяет стать человеку хозяином собственной жизни, однако не сковывает условностями и правилами. Благодаря ей обретается личная свобода, позволяющая руководствоваться только собственными соображениями. И существует несколько шагов к ней.

Начинать лучше с наблюдения за собой. Это важное условие для саморазвития, иначе человек будет продолжать перекладывать ответственность на окружающих, даже на мир, оказываясь в своих глазах жертвой действий других людей или обстоятельств. Поэтому сперва надо прекратить считать окружающих виноватыми за ситуации в своей жизни. Даже если кто-то сильно повлиял на них, все равно только сам человек решает, как ему быть.

На этом этапе можно встретить частую ошибку — взять на себя не ответственность, а вину. Это совершенно разные вещи, и путать их не следует. Пока ответственность помогает стать самостоятельной и самодостаточной личностью, вина не позволяет даже думать об этом. Если вам не нравится ваша жизнь, взаимоотношения с родными, друзьями, начальством, то можете просто поверить в себя и изменить положение вещей. Заниматься самобичеванием и винить себя — не лучший выход.

После этого важно почувствовать, что только вы можете отвечать за себя и будете иметь дело с последствиями каждого поступка. Личная ответственность не бывает частичной. Нельзя взять ее в одном случае и переложить на кого-то в другом. Ведь тогда в

anydaylife.com

БЕРУ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 10/2008

БЕРУ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

Иосиф ФРИДЛЯНДЕР

академик

ВЫДАЮЩЕМУСЯ УЧЕНОМУ ИВАНУ ИВАНОВИЧУ СИДОРИНУ — 120 ЛЕТ

Российская авиация выходит из кризисного состояния и вступает в качественно новый период своего развития. Настало время вспомнить: у ее истоков стояли настоящие профессионалы, энтузиасты, подвижники летного дела. К плеяде выдающихся ученых, которые первыми прокладывали пути к созданию новых отраслей науки и техники, принадлежит Иван Иванович Сидорин. С его именем связано вступление отечественной авиации в эру металла. Ближайший ученик Н.Е. Жуковского, «отца русской авиации», основателя ЦАГИ, сподвижник авиаконструктора А.Н. Туполева, он создал школу отечественного авиационного материаловедения.

И.И. Сидорин. 1958 г.

Фото из архива семьи Сидориных

Иван Иванович Сидорин окончил химический факультет по металлургической специальности Императорского московского технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) в 1914 году. Как наиболее одаренный выпускник, он был оставлен в училище для преподавания и научной деятельности. Первая мировая война все круто изменила. Молодой ученый в чине прапорщика оказался в пехотном полку и вскоре неожиданно для себя был назначен заместителем командира полка.

Лишь 1 сентября 1917 г. началась его педагогическая и научная работа в училище. Не прекращая педагогической и научно-исследовательской работы, И.И. Сидорин преподавал в Броневой школе (1918 г.) и школе авиационных техников-механиков (1919 г.). В мае 1918 г. было организовано Главное управление Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота, а в июне национализированы заводы, изготавливающие самолеты. Советская авиация прежде всего нуждалась в выборе материала, из которого можно было бы строить воздушный флот. В 1920 г., как единственный специалист по авиационному материаловедению, И.И. Сидорин вошел в состав консультативного органа при Главном управлении ВВС РККА — в Научно-технический комитет. Тут он разработал первые в СССР технические условия на все авиационные материалы: авиалес, сталь, алюминий, дуралюмин, резиновые изделия, лаки, клей, краски и другие. Поле деятельности молодого ученого расширялось стремительно. Время нуждалось в людях, способных взять на себя ответственность первопроходцев. Принимая самое деятельное участие в создании Центрального аэрогидродинамического института, И.И. Сидорин в 1922 г. возглавил в ЦАГИ отдел испытания авиационных материалов (ОИАМ). За десять лет этот отдел, выполнивший ряд заданий, исключительно важных для авиапромышленности, вырос до научно-исследовательского института — ВИАМ.

В начале 20-х гг. на повестке дня стоял вопрос: из чего строить самолеты — из дерева или металла? Во всем мире было развито деревянное самолетостроение, и только немецкая фирма «Юнкерс» имела некоторый опыт создания цельнометаллических самолетов из дуралюмина. Когда в Москву привезли куски конструкций трофейного самолета, ими заинтересовались Туполев, хотевший оценить возможность применения «дюраля» в конструкции самолетов, и Сидорин, задумавший организовать производство легкого сплава в России.

История возникновения и развития отечественного металлического самолетостроения начиналась решительно, круто, с преодоления большого психологического барьера. В 1921 г. Сидорин, как постоянный член Научно-технического комитета при Главном управлении ВВС, единственный специалист по авиационному материаловедению, был назначен председателем комиссии по проверке деятельности концессии фирмы «Юнкерс». По договору с советским правительством немецкая фирма должна была построить первый в России и второй в мире завод по производству металлических самолетов.

Обследовав деятельность этого предприятия, Сидорин установил, что фирма «Юнкерс» ввозит все полуфабрикаты из Германии и не выполняет своих обязательств по организации производства дуралюмина в России. Начинающий инженер в своем обстоятельном докладе предложил закрыть концессию иностранной фирмы. В Кремле, в Главном управлении ВВС, куда его вызвали для объяснений, молодой специалист предложил наладить производство металла для авиации собственными силами на имеющихся в нашей стране заводах.

18 ноября 1921 г. И.И. Сидорин подал в Главное управление военной промышленности докладную записку «К вопросу об организации русской алюминиевой промышленности», в которой писал: «Изобретение алюминиевых сплавов открыло технике новые горизонты, что немедленно вызвало большое число патентов различных предприятий, многие из которых не оправдали возлагаемых на них надежд, и они не нашли применения». В докладной записке подробно рассмотрены многие алюминиевые сплавы и особо выделен дуралюмин как материал, который может найти широкое применение в различных отраслях техники, включая авиацию.

В 1923 г. В.И. Лениным был утвержден план ГОЭЛРО, предусматривающий строительство Волховской гидроэлектростанции и алюминиевого завода. Первую продукцию Волховский алюминиевый дал 14 мая 1932 года. Производство сплава типа дуралюмин под руководством И.И. Сидорина было налажено на десять лет раньше, что послужило основой для создания металлического самолетостроения.

В трудных условиях для молодой Советской республики, приняв решение о расторжении договора с иностранной фирмой, Главное управление ВВС РККА поручило И.И. Сидорину приступить к работе по созданию отечественного алюминиевого сплава для авиации. Для этой цели был выбран Кольчугинский меднообрабатывающий завод во Владимирской области.

2 сентября 1922 г. Иван Иванович писал в Москву: «Сегодня третий день, как я живу в Кольчугине… Пока дело идет очень медленно. Задерживает химическая лаборатория… Вопросы, которые я себе поставил, требуют очень вдумчивого и осторожного решения. Приходится идти почти ощупью… Все смотрят и ждут, а что, мол, из этого выйдет. Но я потихонечку все-таки ползу вперед. В свободное время хожу по заводу и все учусь». Полученные образцы металла Сидорин испытывал в механической лаборатории МВТУ и в лабораториях ОИАМ ЦАГИ. В конце 1922 г., после того как была отлита промышленная партия слитков и изготовлены полуфабрикаты в виде листов, руководство завода и ОИАМ ЦАГИ доложило в ВСНХ о выполнении правительственного задания. Новый сплав был назван кольчугалюминием. День рождения этого сплава, по словам А.Н. Туполева, стал днем рождения конструкторского бюро и опытного завода. А через несколько лет оказалось, что технология изготовления профилей и гофра на Кольчугинском заводе менее сложна и более производительна, чем технология на заводе Юнкерса в Германии.

Для освоения технологических приемов изготовления легких конструкций из кольчугалюминия А.Н. Туполев решил для начала построить серию саней и испытать их в условиях длительного пробега. Об этом времени он вспоминал: «Помнится, как целыми месяцами работали мы в неотапливаемых помещениях и создавали первые конструкции в здании полуразвалившегося трактира. В это время я создал свою первую конструкцию — аэроплан АНТ-1 с мотором Анзани и речной глиссер АНТ-I с водным гребным мотором».

26 мая 1924 г. первый цельнометаллический самолет АТ-2 конструкции А.Н. Туполева, изготовленный из отечественного сплава кольчугалюминия, поднялся в небо с Ходынского аэродрома.

Сборку самолета вели на улице Вознесенского (ныне — Радио), в старом доме, где сейчас находится мемориальный музей Н.Е. Жуковского. Когда самолет был готов, одну из стен пришлось разобрать, чтобы выкатить его во двор, а дальше он пропутешествовал на Ходынское поле. А.Н. Туполев дает команду на «рулежку», а затем — подпрыгивание. Вот он, драматический момент — выдержит кольчугалюминий или развалится? Самолет в воздухе — сначала несколько кругов на высоте 500 метров, в следующие дни — подъем до 3600 метров с двумя пассажирами. С мотором в 100 л. с. первенец советской авиации был на уровне лучших самолетов того времени. Кстати говоря, он был построен на средства «Общества друзей воздушного флота».

Производя всестороннее исследование кольчугалюминия, Сидорин издал в 1925 г. монографии «Исследование кольчугалюминия», «Исследование кольчугалюминиевых профилей» (Труды ЦАГИ, 1925), которые стали настольными книгами всех конструкторов, работающих в области металлического самолетостроения.

Взяв на себя ответственность за рекомендацию этого сплава для самолетостроения, Сидорин прекрасно понимал, как много придется преодолеть, защищая преимущества металлического самолетостроения и налаживая его серийное производство.

В 20-е гг. в ходе напряженных дискуссий, которые широко освещались в печати, решался вопрос о возможных путях скорейшего создания воздушного флота, и в первую очередь о выборе основного материала для строительства самолетов. Со времен Первой мировой войны в России было налажено деревянное самолетостроение. Многомоторные самолеты, первые русские воздушные гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец» с размахом крыльев 27 и 37 метров в свое время потрясли мир. Один только московский завод «Дукс» мог выпускать до шестидесяти таких самолетов в месяц. «Россия — страна лесов, в ней лучшая авиационная древесина, поэтому будем ориентироваться на свое реальное богатство — лес», — говорили сторонники деревянного самолетостроения и при этом ссылались на широкое использование древесины зарубежными фирмами. Соревнование дерева с металлом продолжалось до середины 20-х годов.

Отстаивая преимущества металлического самолетостроения, создав первую в мире кафедру металловедения в МВТУ им. Н.Э. Баумана и выпустив первый в мире учебник «Металловедение», Сидорин вместе с тем являлся материаловедом широчайшего кругозора. Он считал необходимым сберечь опыт деревянного самолетостроения, победы над которым так усиленно добивался. Поэтому созданное им в 1926 г. по заданию ВСНХ Бюро по авиалесу вошло в 1932 г. в структуру ВИАМ. И действительно, опыт деревянного самолетостроения пригодился в годы Великой Отечественной войны, когда вышли из строя основные заводы по производству алюминия и возникла необходимость строить самолеты смешанной металлодеревянной конструкции: ЛаГГ, Як, МиГ, Ил-2.

К любой серьезной работе, накопленному опыту Иван Иванович всегда относился с пристальным вниманием, а в людях больше всего ценил «красивое проявление силы».

В письмах Ивана Ивановича из длительных зарубежных командировок, куда он ездил с А.Н. Туполевым, Б.С. Стечкиным и другими крупнейшими специалистами в области авиационной промышленности, неизменно возникает образ небольшого сплоченного коллектива неутомимых тружеников, подвижников науки.

25 марта 1935 г. Иван Иванович писал домой из США: «Наша компания (Туполев, Некрасов и я) держимся отдельно от прочей комиссии. Живем в общем очень скромно, занимаемся главным образом делами».

Из этой командировки Иван Иванович вернулся в Москву с ценнейшим материалом для ВИАМ, где тут же была создана комиссия по совершенствованию отечественного супердуралюмина.

В предвоенные годы И.И. Сидорин работал над созданием новой стали — хромансиля, превосходящей по прочности все зарубежные образцы и не содержащей дорогостоящего молибдена. В итоге мы опередили зарубежную авиацию на пятнадцать лет. В начале 50-х гг., во время Корейской войны, сбив российский самолет, американцы были вынуждены признать превосходство русской стали. И сегодня ответственные конструкции в самолетостроении и машиностроении изготовляются из хромансиля (о чем можно прочесть и в Большой советской энциклопедии, и даже в кратком словаре) — настолько важна эта сталь.

1938 год. Арест, допросы, чудовищные обвинения: Разлуку с ближними Иван Иванович перенес со свойственным ему терпением и неистребимой верой в справедливость.

В 1942 г., когда встал вопрос о постройке нового мощного мотора для дальнего бомбардировщика, И.И. Сидорина возвращают в Москву и назначают главным металлургом 45-го авиамоторного завода (ныне — «Салют»). Но он все еще под арестом. У дверей кабинета — часовой, вечером увозят, утром — привозят. Но, как всегда, Иван Иванович держится с достоинством, невозмутим и требователен. Пишу об этом не понаслышке, а как его ученик. И в ту нелегкую пору мне доводилось бывать у него в кабинете. Помню, как мы все обрадовались, когда его наградили орденом Трудового Красного Знамени за работу на авиамоторных заводах во время войны. Правда, до полной реабилитации оставались еще годы.

Преодолев тяжелейшую болезнь, в 1946 г. Иван Иванович вернулся к работе в МВТУ им. Н.Э. Баумана, где в 1929 году им была создана кафедра металловедения. Он провел большую работу по расширению курса металловедения до всеобъемлющего материаловедения. Появились новые сплавы: МВТУ-1, МВТУ-2, МВТУ-3 и другие. Наука всегда виделась Ивану Ивановичу многогранной, и узкой специализации он не признавал. Достаточно сказать, что выполненные им работы нашли применение в различных отраслях машиностроения, самолетостроения, нефтеперерабатывающей промышленности и даже явились основой создания нового научного направления по радиационным методам контроля.

Итогом многолетней работы кафедры стал учебник «Материаловедение», отмеченный в 1988 г. Государственной премией.

Подвижник науки, И.И. Сидорин всю свою жизнь трудился над совершенствованием материала, на котором человек, выйдя за пределы Земли, все выше поднимался в небо.

Среди его учеников — создатели авиационной брони академик С.Т. Кишкин и профессор Н.М. Скляров, а также автор этих строк.

Отрадно, что по нашим стопам идет молодежь. Неслучайно во Всесоюзном институте авиационных материалов прошла конференция «Молодежь и авиационное материаловедение», посвященная 120-летию со дня рождения Ивана Ивановича Сидорина.


militaryarticle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *